Правовое положение иностранцев в Российской Федерации

Оглавление
Введение… 3
Глава 1. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ,РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОСИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ… 5
1.1. Конституция Российской Федерации как основнойзакон, регулирующий правовое положение иностранных граждан… 5
1.2. Федеральное законодательство, регулирующееправовое положение иностранцев в России… 11
Глава 2.  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ
«О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»… 17
2.1 Основные понятия… 17
2.2 Основные положения закона… 20
2.3 Нововведения в Законе «О правовом положениииностранных граждан в РФ ».        23
2.4 Ответственность за нарушение настоящегоФедерального закона… 25
Заключение… 26
Литература… 29
Введение
Внастоящее время в России постоянно проживает около 7 млн. иностранцев, из нихболее половины — граждане СНГ, что обусловлено прозрачностью наших границ сгосударствами из бывших союзных республик.
 Этицифры привел начальник управления Министерства по делам федерации,национальностей и миграционной политики РФ Григорий Барабанов, выступая назаседании круглого стола по законопроекту о правовом положении иностранныхграждан в России. По его словам, за 10 лет российское гражданство получили 2,5млн. иностранцев. Григорий Барабанов отметил, что 250 тыс. из числа проживающихна территории РФ иммигрантов занимаются незаконной трудовой деятельностью,ухудшают социально-экономическую и криминогенную обстановку и отрицательновлияют на экономическую и политическую стабильность в стране.
 Ондобавил, что по оценкам экспертов, количество иностранных работников, в томчисле нелегалов, в ближайшие годы в России будет увеличиваться. Он такжеотметил, что точной статистикой, отражающей положение дел с иммиграцией в РФ,министерство не располагает, так как значительная часть въезжающих натерриторию страны иностранцев по причине открытости границ с рядом стран СНГ нефиксируется. Кроме того, далеко не все иммигрирующие в Россию иностранныеграждане проходят регистрацию в территориальных управлениях миграционнойслужбы.
Поданным Федеральной иммиграционной службы, сегодня для             России чутьли не главная беда — неконтролируемый приток нелегальных             мигрантов:как тех, что едут к нам на заработки, так и тех, что выбирают Россию в качестветранзитной базы для движения на Запад.
Вто же время российское государство заинтересовано в иммиграции, притокенаселения в страну, пополнении собственных трудовых ресурсов. По словамВладимира Зорина, министра Российской Федерации, курирующего в правительстве РФвопросы национальной политики, ежегодно «численность постоянного населенияРоссии уменьшается на 500-600 тысяч человек». Именно поэтому иммиграция,по мнению Зорина, «является важным ресурсом пополнения численностинаселения». В то же время, подчеркнул Владимир Зорин, миграционнаяполитика Российской Федерации «должна проводиться только в соответствии синтересами государства и им же регулироваться».[1]
Правовое положение иностранных гражданна территории России регулируется Конституцией Российской Федерации,Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, ПостановлениямиПравительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерацииопределяется международными договорами Российской Федерации.
Цельюданной курсовой работы является рассмотрение правового положения иностранныхграждан в России, поскольку правоотношения в этой сфере, затрагивающие, в томчисле жизненные интересы тысяч и тысяч мигрантов, находящихся в нашей стране,до сих пор регулировались на основе закона СССР от 24.06.1981 N 5152-Х «Оправовом положении иностранных граждан в СССР» и постановление ВерховногоСовета СССР от 24 июня 1981 года N 5153-Х «О введении в действие ЗаконаСССР „О правовом положении иностранных граждан в СССР“ с некоторымивнесенными в них поправками. 
Главнойзадачей курсовой работы является  рассмотрение основных положений новогоФедерального закона от 25 июля 2002 года  N 115-ФЗ „О правовом положениииностранных граждан в РФ“, вступающего в силу с 1 ноября 2002 года иособенно тех его положений, которые отсутствовали в старом  законе.  Глава1. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1.1. Конституция Российской Федерации как основной закон,регулирующий правовое положение иностранных граждан
Всеобщаядекларация прав человека 1948 года закрепляет право каждого человека свободнопередвигаться и выбирать место жительства в пределах каждого государства.Исходя из этого положения,  в Конституции Российской Федерации декларируетсяположение о равных правах граждан РФ, иностранных граждан и апатридов (лиц безгражданства), ограничить которое может только Федеральный Закон.
КонституцияРоссии, имея на территории РФ высшую юридическую силу, закрепляетосновополагающие принципы и нормы, касающиеся правового положения, как гражданРоссии, так и иностранных граждан, лиц без гражданства.
»Иностранныеграждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами инесут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев,установленных федеральным законом или международным договором РоссийскойФедерации”[2]. То естьв статье гарантируется равенство прав граждан России и иностранных граждан, ограничитькоторое нельзя ни Президенту, ни Правительству, ни какому другому исполнительномуоргану в РФ.
Основным,не отчуждаемым правом человека, является право на жизнь, закрепляемоестатьей двадцатой Конституции РФ. Это право не зависит от цвета кожи,национальности или гражданства, оно едино для всех людей.
ВРоссии охраняется достоинство личности, и ничто не может быть основаниемдля его умаления. Данное положение не только закрепляется ст. 21 Конституции,определяя достоинство личности как одну из высших ценностей, но и закрепляет загосударством обязанность охранять это право.
Иностраннымгражданам в Российской Федерации также гарантируется право на свободу иличную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенностьжилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений.
Неприкосновенностьжилища является важной конституционной гарантией, она означает, что никто неможет войти в жилище, а также находиться в нем против воли проживающих там лиц.Тайна переписки и иных сообщений означает, что никакое лицо, в том числе иправоохранительный орган не имеет права получать информацию против воли лица еепередающего. В ст. 23 Конституции четко оговорено ограничение данного праваисключительно судебным решением.
Однимиз основополагающих является принцип частной собственности. Правособственности принадлежит каждому от рождения: «каждый вправе иметьимущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им какединолично, так и совместно с другими лицами» [3].Термин «каждый» означает, что иностранные граждане также обладаютэтим правом. Исключением из этого правила является право частной собственностина землю. Статья 36 Конституции РФ закрепляет, что «граждане и их объединениявправе иметь в частной собственности землю». Из этого вытекает, чтоиностранцы не имеют такого права.
Иностранныеграждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на основаниях и в порядке,установленных для граждан РФ, получить в пользование жилое помещение в домахгосударственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительныхкооперативов, могут в соответствии с российским законодательством иметь в РФжилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещатьимущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства,открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца,а также иные имущественные и личные неимущественные права.
Иностранныеграждане пользуются в части наследования такими же правами, как ироссияне.
Каждый,в том числе и иностранный гражданин, вправе исповедовать любую религию или неисповедовать никакой, и это положение включает в себя право исповедовать ираспространять религиозные убеждения [4].Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных документах.«Личным правом является принятие или не принятие религиозных верований,исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или неисповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозныеили иные убеждения и действовать в соответствии с ними».[5]
Подлиннодемократическое общество немыслимо без свободы мысли и слова. Мыслиявляются продуктом внутреннего мира человека, а во внутренний мир человеканикто не имеет права вмешиваться. Свобода мысли неразрывно связана со свободойслова и не может определяться связью с государством, «мысль являетсянесвободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасныхдля человека последствий».[6]
ВРоссии независимо от гражданства или иного признака гарантируются эти права.
Важнейшейформой свободы личности является свобода передвижения. «Каждый, ктозаконно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободнопередвигаться, выбирать место пребывания и жительства» [7].
Этоозначает, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территорииРоссии, если такие ограничения не предусмотрены федеральным законом.
Всоответствии с ч.3 ст.8 Закона РФ N 1499 от 28 июня 1991 года «Омедицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями идополнениями на 1 июля 1994 года иностранные граждане, постоянно проживающие вРоссийской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинскогострахования, как и граждане Российской Федерации, если международнымидоговорами не предусмотрено иное.
Загражданами Российской Федерации закрепляются не только личные, но иполитические права и свободы. Как правило, получение (приобретение)политических прав связано с приобретением гражданства. “Это различие отражаетКонституция, адресуя личные права “каждому”, а политические – “гражданам””. [8]
Политическиеправа связаны с управлением государством, то есть с определением его внешней ивнутренней политики. Государство также не мыслимо без такого понятия каксуверенитет (независимость). «Носителем суверенитета и единственнымисточником власти является ее многонациональный народ”. [9]
Народ- это граждане России, поэтому только они могут участвовать в управлении деламигосударства.
“Народосуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти иорганы местного самоуправления”[10]. Этоправило является основополагающим, из него вытекает, что иностранные гражданене могут принимать участие в управлении делами в государства. В противномслучае государство рискует потерять свой суверенитет. Это правило являетсяосновополагающим, из него вытекает, что иностранные граждане не могут приниматьучастие в управлении делами в государства. В противном случае государстворискует потерять свой суверенитет. Управление делами государства можетосуществляться в различных формах: непосредственно, через выборные органыгосударства. Принцип непосредственности означает, что сам гражданин можетзанимать какую либо государственную должность и принимать решения, управляяжизнью страны. Гражданин также вправе участвовать в референдуме, всенародномголосовании. Принцип управления делами государства через своих представителейозначает возможность выбора гражданином своего лица в представительные иисполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.Иностранные граждане лишены как активного, так и пассивного избирательногоправа, то есть избирать и быть избранными. [11]
Важнымполитическим правом гражданина является право на собрания, митинги, шествия,демонстрации, пикетирование, “это право дает гражданам возможность использоватьв указанных целях различные формы совместной организованной общественнойдеятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач”[12].Иностранцы лишены и этого права.
Однойиз ветвей государственной власти является судебная власть. В статье 33Конституции РФ закреплено право только граждан России участвовать в отправленииправосудия. Положения данной статьи детализируется в статье 119 Конституции и взаконе “О статусе судей в Российской Федерации”, в которых оговорено, чтотолько граждане России могут быть судьями.
Встатье 59 Конституции России закреплено, что защита Отечества является долгом иобязанностью гражданина Российской Федерации. И хотя Конституцией незакреплено, что иностранные граждане не имеют права нести военную службу, вфедеральных законах такие ограничения определены.
Важнымявляется положение о предоставлении Россией политического убежища иностраннымгражданам. В статье 63 Конституции закреплено, что Российская Федерация можетпредоставить политическое убежище иностранным гражданам и лицам безгражданства. Такое убежище должно предоставляться в соответствии собщепринятыми международными нормами права, которые определяют, что такой актнельзя рассматривать как недружественный. В каждом конкретном случае вопрос опредоставлении гражданства решает Президент России по ходатайству иностранногогражданина.
Правовойстатус лица определяют не только права, но и обязанности. Иностранныелица на территории России несут ряд конституционных обязанностей. Конституциязакрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые носят всеобщийхарактер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются навысшем, конституционном уровне.
Однойиз важнейших обязанностей, возлагаемых ст. 57 Конституции, является уплатаустановленных налогов и сборов. Иностранные граждане, так же как и гражданеРоссии обязаны исполнять эту обязанность.
КонституцияРоссии также закрепила на высшем уровне обязанность каждого охранять природу. [13]Эту обязанность наравне с гражданами России несут и иностранные граждане.
Охранаприроды является охраной физической жизни, но для полноценного существования иразвития государства и нации необходимо следить за интеллектуальным здоровьемобщества. Для этого необходимо чтобы каждый человек заботился о сохранениипамятников культуры и истории. Обязанность охранять историческое и культурноенаследие, беречь памятники истории и культуры, закреплена в статье 44 КонституцииРФ.
Какуже было сказано выше, Конституция закрепляет общие правила и принципы жизниобщества. Дальнейшая детализация принципов и норм закреплена в федеральномзаконодательстве. 1.2. Федеральное законодательство, регулирующееправовое положение иностранцев в России
Основныммоментом в освещении федерального законодательства является отношениеиностранца к государственной власти. По общему правилу, из которого нетисключений, иностранный гражданин не имеет права на формирование органовгосударственной власти. Допустив иностранцев к управлению государством,государство рискует потерять свою независимость. Условно нормы, ограничивающиеправа иностранца в этой области, можно разделить на три группы.
Первуюгруппу составляют нормы, ограничивающие право иностранцев на формированиеорганов представительной власти, вторую – нормы запрещающие участие иностранцевв осуществлении судебной власти, третью — нормы, ограничивающие доступиностранных граждан в органы исполнительной власти.
Первуюгруппу составляют нормы, регулирующие избирательное право гражданина. По общемуправилу, избирательное право выражается в двух формах: активной и пассивной,иначе говоря, избирать и быть избранным, причем это ограничение действует какпри выборах в федеральные органы власти, так и при выборе в органы властисубъекта РФ и местного самоуправления. Иностранные граждане лишены праваучаствовать в референдуме – высшем волеизъявлении народа. Это закреплено встатье второй закона РФ “О референдуме”.
Правоиностранного гражданина на выборы в представительные органы власти субъектовограничено в статье четвертой федерального закона “Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ”. Все эти нормативные акты устанавливаютограничения не в виде запрета, а в виде закрепления избирательного права толькоза гражданами Российской Федерации. Так, в статье четвертой федерального закона“Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ” закреплено: гражданин РФ,достигший восемнадцати лет, вправе избирать, а по достижению возраста,установленного Конституцией – быть избранным в органы государственной власти ивыборные органы местного самоуправления.
Однимиз важнейших институтов государственной власти является институт судебнойвласти, приобретающий особое значение в современных условиях. Представителямисудебной власти являются судьи РФ. Для приобретения статуса кандидата надолжность судьи необходимо выполнить ряд условий, одним из которых являетсяналичие у кандидата гражданства России. Данное положение распространяется насудей всей судебной системы России. Так, в статье четвертой закона РФ “Остатусе судей РФ” говорится: судьей может быть гражданин Российской Федерации,достигший возраста 25-ти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж поюридической профессии не менее пяти лет. Данное ограничение касается только государственныхсудов. Иностранец может быть арбитром в международном коммерческом арбитраже.
Третьюгруппу составляют нормы ограничивающие доступ иностранным гражданам кгосударственной службе. Одним из основных документов этой группы являетсяФедеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации”. Встатье третьей данного закона устанавливается: “государственным служащим являетсягражданин Российской Федерации”. Особое значение в осуществлениигосударственной власти принадлежит правоохранительным органам. Работникамитаких органов могут быть также только граждане России. В статье 40 ФедеральногоЗакона “О прокуратуре Российской Федерации” определено: “Прокурорами и следователямимогут быть только граждане РФ”.
Однимиз институтов составляющих правовое положение иностранного гражданина являетсяинститут, регулирующий условия въезда иностранцев на территорию России.Для въезда на территорию России иностранец обязан выполнить ряд условий, преждевсего по оформлению документов. Основаниями для оформления въезда натерриторию РФ являются:
1)обращение иностранного лица в дипломатическое представительство РФ за рубежом сходатайством о выдаче визы на въезд в страну;
2)приглашение юридического лица или гражданина;
3)договор о туристической поездке.
Послеполучения ходатайства о выдаче визы представительство, консульство России илидругое уполномоченное ведомство решает вопрос о ее выдаче.[14]Если вопрос решается положительно, то иностранному гражданину выдается виза. Вслучае отказа уполномоченный орган выдает иностранному гражданинумотивированный ответ о причинах отказа.
Говоряо въезде, необходимо отличать основания для оформления документов на правовъезда и основания для въезда на территорию России.
Основаниемдля въезда на территорию России является наличие у иностранного гражданинадокументов, удостоверяющих его личность, и российской визы. Документом,удостоверяющим личность, является заграничный паспорт или иной документ,признаваемый в этом качестве Российской Федерацией.
Понятиевизы (от латинского visus – увиденный, рассмотренный), доктор юридических наукТихомиров М. Ю. в юридической энциклопедии определяет следующим образом: “виза– разрешение на въезд на территорию соответствующего государства, на выезд сэтой территории или на проезд через нее. Виза выдается компетентными органамигосударства на определенный срок и оформляется отметкой в паспорте илизаменяющем его документе”.[15] Можновыделить пять видов виз: въездные, въездные — выездные, выездные, выездные — въездные и многократные. Визы на въезд и на въезд – выезд выдаютсядипломатическими представительствами или консульскими учреждениями России. Визына выезд или на выезд – въезд выдаются Министерством иностранных дел (егопредставительствами на местах) либо органами внутренних дел. Визы, дающие правоиностранному гражданину на многократные въезд и выезд могут быть выданыорганами внутренних дел по просьбе принимающих организаций.
Встатьях 26, 27 Закона РФ “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ” установленыоснования для ограничения въезда. Въезд в РФ может быть не разрешен, еслииностранный гражданин не смог подтвердить наличие средств, достаточных дляпроживания, и выезда из РФ — нарушил правила пересечения государственнойграницы, таможенные правила, санитарные нормы; сообщил о себе и цели своегопребывания заведомо ложные сведения. В выше перечисленных случаяхуполномоченное лицо решает вопрос по своему усмотрению. В статье 27 закона “Опорядке выезда из РФ и въезда в РФ” предусмотрен ряд случаев, когдауполномоченное лицо обязано запретить въезд: это необходимо в целях обеспечениябезопасности государства; в период своего предыдущего пребывания.
Например,лицо в РФ было осуждено в соответствии с законодательством РФ за совершениетяжкого, особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания быловыдворено за пределы РФ в принудительном порядке, в течении пяти лет послеотбытия наказания за совершенное преступление или в течении одного года со днявыдворения в принудительном порядке; не предоставило документы, необходимые дляполучения визы, до их представления; по ходатайству в получении визы на срокболее трех месяцев не представило документы об отсутствии у него ВИЧ-инфекции,до представления такого документа. Последнее основание является одной из новеллзакона. По замыслу законодателя данное ограничение должно стать препятствием напути проникновения в РФ ВИЧ – инфекции. В статье десятой Закона РФ “Опредупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусомиммунодефицита человека” закреплено, что дипломатические представительства иконсульские учреждения РФ выдают российские визы на въезд в РФ иностраннымгражданам и лицам без гражданства, прибывающим в РФ на срок свыше трех месяцев,при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них вирусаиммунодефицита человека”.
Иныеправила установлены для иностранных граждан, желающих пересечь РФ транзитом. Транзитныйпроезд может быть без права остановки и с правом остановки и разрешается вслучае предъявления в пункте пропуска российской транзитной визы, визы на въездв сопредельное государство или визы государства назначения и действительных длявыезда из РФ документов. Как правило, транзитный проезд осуществляется безправа остановки. Исключением из этого правила является оформление иностраннымгражданином визы с правом на остановку и вынужденная остановка.
Внастоящее время в Российской Федерации огромную сферу человеческой жизнирегулирует частное право, составной частью которого являются гражданское,семейное и трудовое право. В отличие от государственного, особенность частногоправа заключена в том, что иностранец как раз является субъектом данного права.В статье второй Гражданского Кодекса РФ закреплено: “Правила установленныегражданским законодательством применяются к отношениям с участием иностранныхграждан и лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное неустановлено федеральным законом”
Темсамым закон признает за иностранцами право участвовать в гражданских правоотношениях.Объем правоспособности как для граждан РФ так и для иностранцев установлен вГражданском Кодексе РФ. Иностранцы могут иметь имущество, в том числе на правесобственности, дарить и завещать его, заниматься предпринимательской и иной, незапрещенной законом деятельностью, создавать по своему усмотрению юридическиелица, совершать любые, не противоречащие закону сделки, иметь обязательства,избирать место жительства, иметь права автора, иметь иные имущественные иличные неимущественные права. И хотя равенство прав граждан и иностранцев установлено,законодатель в некоторых законах специально оговаривает субъектный состав,включая в него иностранных граждан. Так в Законе “Об основах градостроительствав РФ” специально оговаривается, что субъектами градостроительства наряду сгражданами и юридическими лицами России являются иностранные и юридическиелица.
Всоответствии с Конституцией РФ Федеральные законы могут устанавливатьограничения прав иностранных граждан. Федеральным Законом устанавливается множествоограничений права избирать род деятельности и занятий.
Ограничениямогут устанавливаться в двух формах: 1) разрешено при определенных условиях; 2)разрешено только гражданам России.
Встатье 10 Закона РФ “Об архитектурной деятельности в РФ” указано: иностранныеграждане и лица без гражданства и иностранные юридические и физические лицаосуществляют архитектурную деятельность наравне с гражданами и юридическимилицами РФ, если это предусмотрено международным договором. 
Второйпринцип в основном закреплен внормах, регулирующих право субъекта заниматься определенными видамидеятельности. Так в состав судового экипажа и в состав экипажа воздушного суднатакже могут входить только граждане России.
Иностранецне может быть детективом, адвокатом, нотариусом, входить в составсельскохозяйственного кооператива, потому что заниматься данными видамидеятельности могут только граждане России.
 Однойиз отраслей частного права является семейное право. Семейный Кодекс признает заиностранным гражданином право быть участником семейных отношений иметь права иисполнять обязанности в соответствии с Семейным Кодексом. Иностранцы имеютправо, как вступать в брак с российскими гражданами, независимо от местазаключения брака, так и вступать в брак с лицом, независимо от егонациональности на территории России. Необходимо также отметить, что иностранцыи даже лица без гражданства получили сегодня право усыновлять российских детей,причем при усыновлении применяется законодательство усыновителя (статья 165Семейного Кодекса). Но в любом случае такое усыновление не может нарушать праваребенка по сравнению с российским законодательством. Особое внимание уделяетсятому, чтобы иностранный гражданин имел достаточно средств для обеспеченияусыновленного российского ребенка.
Глава2.  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ »ОПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”2.1 Основные понятия
ПринятГосударственной Думой 21 июня 2002 года.
ОдобренСоветом Федерации 10 июля 2002 года.
НастоящийФедеральный закон не регулирует вопросы въезда иностранных граждан в РоссийскуюФедерацию и их выезда, которые регламентируются Федеральным законом «Опорядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от15.08.1996 N 114-ФЗ.
НастоящийФедеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан вРоссийской Федерации, а также регулирует отношения между иностраннымигражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органамиместного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другойстороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан вРоссийской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой,предпринимательской и иной деятельности.
Вцелях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
иностранныйгражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации иимеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
лицо без гражданства — физическое лицо,не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательствналичия гражданства (подданства) иностранного государства;
приглашение на въезд в Российскую Федерацию- документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либодля въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вслучаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РоссийскойФедерации;
миграционная карта — документ,содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в РоссийскуюФедерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранногогражданина в Российской Федерации;
вид на жительство — документ, выданныйиностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права напостоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободныйвыезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид нажительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом,удостоверяющим его личность;
законно находящийся в РоссийскойФедерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид нажительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренныефедеральным законом или международным договором Российской Федерации документы,подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) вРоссийской Федерации;
временно проживающий в РоссийскойФедерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временноепроживание;
постоянно проживающий в РоссийскойФедерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;
трудовая деятельность иностранногогражданина — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основаниитрудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказаниеуслуг);
иностранный работник — иностранныйгражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий вустановленном порядке трудовую деятельность;
иностранный гражданин,зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, — иностранныйгражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуальногопредпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридическоголица;
разрешение на работу — документ,подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление натерритории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранногогражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качествеиндивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;
депортация — принудительная высылкаиностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращениязаконных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В целях настоящего Федерального законапонятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицобез гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом длялиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся отправил, установленных для иностранных граждан.
Законодательство о правовом положениииностранных граждан в Российской Федерации основывается на КонституцииРоссийской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральныхзаконов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерацииопределяется международными договорами Российской Федерации.
Иностранные граждане пользуются вРоссийской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданамиРоссийской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральнымзаконом. 2. 2 Основные положения закона
НовыйФедеральный закон определяет три правовых режима пребывания иностранных гражданв нашей стране:
·          временное пребывание;
·          временное проживание;  
·          постоянное проживание.
Согласностатье 5 Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в РоссийскойФедерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временногопребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего вРоссийскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, как правило, неможет превышать девяноста суток. В отношении иностранных граждан, прибывших вРоссийскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившихтрудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказаниеуслуг), срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается на срокдействия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со днявъезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
  Разрешениена временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах квоты,утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временноепроживание составляет три года. Без учета утвержденной Правительством РФ квотыразрешение на временное проживание может быть выдано только отдельнымкатегориям иностранных граждан. В их число входят те, кто родился на территорииРСФСР и состоял в гражданстве СССР или родился в России; а также признанныенетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь — граждан России;имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражданина РФ; состоящие вбраке с гражданином РФ, имеющие место жительства в РФ; осуществившие инвестициив России в размере, установленном Правительством РФ; некоторые иные категориииностранных граждан.
  Отказиностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание либоаннулирование разрешения на временное проживание возможны в случае, еслииностранный гражданин:
·выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ,иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
·своими действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
·ранее подвергался административному выдворению за пределы России либодепортации;
·представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомоложные сведения;
·осужден либо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершениетяжкого или особо тяжкого преступления;
·привлекался к административной ответственности за нарушение режимапребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;
·не может представить доказательств возможности содержать себя и членовсвоей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощигосударства (за исключением случая, если иностранный гражданин признаннетрудоспособным);
·по истечении трех лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения наоснованиях, предусмотренных законодательством РФ;
·выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания; находитсяза пределами РФ более шести месяцев;
·заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для полученияразрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;
·является больным наркоманией либо страдает одним из инфекционныхзаболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Втечение срока действия разрешения на временное проживание и при наличиизаконных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выданвид на жительство, дающий право на постоянное проживание в РоссийскойФедерации. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожитьв России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.Следует заметить, что вид на жительство выдается иностранному гражданину срокомна пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок позаявлению иностранного гражданина может быть продлен еще на пять лет.Законодатель не ограничивает количество продлений срока действия вида нажительство. Основания отказа в выдаче (либо аннулирования) вида на жительствоте же, что и в случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание. 
Федеральныйзакон регулирует также порядок оформления приглашений на въезд в Россию,порядок регистрации иностранных граждан, въехавших на территорию РФ, порядок ихпередвижения в пределах страны, избирательные права иностранных граждан,условия участия иностранцев в трудовых отношениях, порядок замещения имигосударственных должностей, отношение к военной службе.2.3 Нововведения в Законе «О правовом положениииностранных граждан в РФ ».
Первыйшаг нового Закона «О правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации» довольно жесткий — введение трудовой миграционной квоты напривлечение иностранной рабочей силы в нашу страну и регионы.
С 1ноября Правительство России определит квоту — сколько иностранцев дляосуществления трудовой деятельности в год будет принимать страна (с разбивкойпо субъектам) «с учетом демографической ситуации в соответствующемсубъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройствуиностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основепринципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуациина рынке труда».[16]
 Каждыйработодатель должен будет сделать заявку в службу занятости для оформлениядокументов на привлечение точного количества иностранной рабочей силы. Послеэтого каждый его иностранный работник получит подтверждение на это право. Этасправка (с фотографией, паспортными и другими данными) даст ему разрешениеработать только в определённой  области, только по этой специальности и толькона том предприятии, которое его пригласило.
Нынешнийпереход миграционных служб в ведение МВД для иностранцев, желающих поработать вРоссии, означает ужесточение режима въезда и пребывания в нашей стране. Вкаждой миграционной службе создаются иммиграционные инспекции. С 1 июля 2002года, с момента вступления в силу нового Кодекса об административныхправонарушениях, инспектора отделов по делам миграции имеют право штрафовать нетолько самих нелегальных иностранных рабочих, но и работодателей, взявших их наработу без специального разрешения миграционных служб. Кроме того, по новому законунелегалов будут депортировать из России за счет работодателей.
Второеновшество — миграционная карта — документ, удостоверяющий личность каждый иммигранта. Такая карта позволитмиграционным службам регистрировать количество прибывающих и убывающихиностранцев. Этот документ будет выдаваться приезжим при пересечении границы. Внем будут указаны сведения о личности прибывшего, цели визита и о периодевремени посещения страны.  Карта будет состоять из двух частей, одна из которыхбудет предоставлена иностранцу в качестве официального документа, а втораяполовина остается у сотрудников служб миграционного контроля для отчетности.Выдавая ее, теперь будет известно: куда и зачем направляется приезжий, на какиесроки, кто дает гарантии и т.п.
Третийважный пункт — миграционная пошлинана использование иностранной рабочей силы. Ее размер — 3 тысячи рублей  плюстысяча за подтверждение. Введение миграционной пошлины должно защитить национальныйрынок труда, а также компенсировать недостаток рабочей силы в стране.
Крометого, усилится уголовная ответственность за организацию незаконной иммиграции исодействие ей. Теперь руководитель объекта, где обнаружат работающих нелегалов,будет за это отвечать. Сначала карманом, а в       повторном случае — утратойсвободы.
Дляэтих целей в 2003 году планируется создать около 300 пунктов миграционногоконтроля. По мнению министра по национальной политике РФ Владимира Зорина, этипункты «позволят предотвратить проникновение нежелательных мигрантов, атакже тех людей, которые занимаются нелегальным делом, в пределы тех или иныхрегионов»[17]. Внастоящее время, по данным министра, работают лишь около 100 таких пунктов награницах, в то время как пограничных пунктов насчитывается около 450. 2.4 Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Всоответствии со статьёй 33 закона иностранный гражданин, виновный в нарушениизаконодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности всоответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранныйгражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету,фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрациис последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.
Административноевыдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерацииосуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случаеотсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят наработу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядкапривлечения и использования иностранных работников, — за счет средствпригласившего его органа, дипломатического представительства или консульскогоучреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемыйиностранный гражданин, международной организации либо ее представительства,физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федеральногозакона.[18]
Должностныелица организаций, принимающих в Российской Федерации иностранных граждан,обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные ссоблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в РоссийскойФедерации, а также порядка их регистрации, оформления документов на правопребывания или проживания иностранных граждан в Российской Федерации, ихпередвижения в пределах Российской Федерации, изменения ими места жительства вРоссийской Федерации, виновные в нарушении законодательства РоссийскойФедерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.[19]
Заключение
Межнациональныеконфликты в Краснодарском крае, армянский погром в подмосковном Красноармейске,волнения на вьетнамском рынке в Москве,  пугающие прогнозы китайской экспансиина территорию России вновь и вновь ставят вопрос о государственной политике вмиграционной сфере. [20]
 Дляиммигрантов Россия, как и в целом, Европа, привлекательна благодаря  болеелиберальной общественно-политической среде, относительному экономическомублагополучию и высокой толерантности коренного населения.
 Большевсего к нам приезжают из регионов, где значительная часть населения живет всложнейших экономических условиях. Таков, например, Таджикистан. Безвизовыйрежим, действующий на территории СНГ, делает нашу       ситуацию болеепроблематичной, чем в европейских странах.
Понашим подсчетам, приезжих иностранцев в России около 1,5 миллиона. Отчасти этонаследие еще советских времен: афганцы, вьетнамцы. Например, согласно  договорус Вьетнамом его жители приезжали к нам работать в обмен на поставку техники изСССР. В договоре оговаривался срок и порядок их  возвращения на родину. Но Союзраспался, а они остались здесь и вросли со всем своим скарбом в серуюроссийскую экономику. Наша нынешняя задача — обеспечить безусловный выезд всехэтих людей. Это не значит, что потом часть из них на законных основаниях несмогут снова посетить нашу страну. Но как системообразующая часть серойэкономики они должны исчезнуть. Это       лишний раз доказали последние событияна вьетнамском рынке. Зачинщики и участники беспорядков должны быть депортированы.
Устойчивона территории России пребывает несколько сот тысяч китайцев. Но дело тут нетолько в количестве. Поменялись субъекты взаимоотношений в треугольникеРоссия-Китай-«челнок». Если раньше «челноком» былпреимущественно китаец, то теперь нередко это русский, нанятый китайцем.
Легализовавсвое нахождение здесь различными путями, включая институт брака, китайскиеграждане уже контролируют значительную часть собственности в ряде регионовРоссии. Таким образом, создается своего рода       экономический плацдарм. Этоне может не быть объектом нашего пристального изучения.
Сэтим связана и другая проблема: возможное появление компактных поселенийкитайцев в приграничных территориях. А ведь это бомба замедленного действия.Человек, получивший вид на жительство, уже имеет право участвовать в избранииместного самоуправления. Понятно, кого изберут три, а то и десять тысячпредставителей одной этнической группы.
Однакобез ежегодного притока миллиона мигрантов-трудовиков Россия уже не обойдется.Если сейчас в ряде мегаполисов все мигранты объявят забастовку, в определенныхсферах экономики наступит паралич. Не выйдут на маршруты троллейбусы, некомубудет вывозить мусор, встанут все стройки. Но вместе с тем, чем жестче мы будемисполнять нормы миграционного права, тем больше к нам  будут приезжать. Ведьвсе беды приезжих, все поборы идут от правового вакуума.
Внастоящее время, по словам Черненко, в России официально            зарегистрировано лишь 300 тысяч трудовых мигрантов. Однако реальное            их число в 10-15 раз больше. «Нелегалы» ежегодно вывозят изРоссии             несколько миллиардов заработанных на нашей территориидолларов. Но             уже в ближайшее время иностранцы, приезжающие в Россиюна работу,             должны будут купить при въезде в страну миграционнуюкарту и оплатить трудовую и миграционную пошлины. В среднем общая суммасоставит около 100 долларов, что позволит ежегодно вносить в казну  России до10 млн.  долларов.
Новыйзакон «О правовом положении иностранных граждан в РФ, является вопределенном смысле поворотным в политике использования иностранной рабочейсилы в России. Закон впервые реально защищает права иммигрантов в России. Наэто направлены такие положения закона, как квотирование иммиграции,миграционная карта въезжающего в Россию, а также иммиграционная пошлина,которая взимается с работодателя.  
Досегодняшнего дня иностранная рабочая сила в России эксплуатироваласьработодателями очень недобросовестно. Это касается и низкой заработной платы, иотсутствия страховки, и невозможности медицинского обеспечения. Работодатель ненесет сейчас никакой ответственности перед иностранными рабочими, а законвыстраивает четкую линию этих отношений. Кроме того, новый закон весьма  жесткодиктует иностранцам, как им надо вести себя в нашей стране. Вплоть до введения»черных списков”.
Дляполноценного действия закона необходимо принять еще 17 подзаконных актов,регламентирующих как порядок проведение квотирования иностранной рабочей силы,так и введение миграционной карты.
Вкурсовой работе рассмотрены правовые аспекты пребывания иностранных граждан натерритории Российской Федерации; приведена  характеристика нормативной базы;раскрыты основные права и обязанности иностранных граждан; затронуты основныеаспекты ответственности иностранных граждан перед Российской Федерацией за нарушениезаконодательства страны.
Рекомендациии предложения по исследуемой теме (Из Концепции единой системы иммиграционного контроля в РФ): 
— Создание пунктов иммиграционного контроля на всех пограничныхпостах РФ.
Созданиев приграничных субъектах РФ мест временного содержания и  центров временногоразмещения иммигрантов (фильтрационных или депортационных центров).
— Создание иммиграционной инспекции.
-Введениеквот на прием и распределение различных категорий мигрантов (постоянноепроживание, гражданство, трудовая миграция,  учеба, лечение, туризм) с учетомсоциально-экономических  возможностей РФ.
— Переход на 100%-ный контроль въезжающих и выезжающих иностранных граждан и лицбез гражданства, а также следующих транзитом через  территорию России.
Литература
1.        Алексеев С.С. Государство и право.– М.: Юридическая литература, 1994. – 287 с.
2.        Ананьева С.  “Гастарбайтерыв законе”, газета «Русский Север» от 9 октября 2002 г.
3.        Козлов Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России. — М.: Юрист, 1995. – 216 с.
4.        Конституция Российской Федерации.– М.: Юридическая литература, 1993. – 61 с.
5.        Маковский А.Л. Вступительнаястатья к сборнику нормативных актов о правовом положении иностранных граждан. –М.: БЕК, 1996. – 345 с.
6.        Тихомиров М.Ю. Юридическаяэнциклопедия. – М.: Юринформцентр, 1995. – 365 с.
7.        Федеральный закон от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;«Российская газета» от 31 июля 2002 г., N 140.