–PAGE_BREAK–
2.2 Хозяйственная компетенция обособленных структурных подразделений
Хозяйственная компетенция рассматривается как необходимый элемент правосубъектности и означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях- на основании лицензии. Также ее можно определить как возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. [20, с. 30] Обособленное подразделение не является самостоятельным участником гражданско-правовых отношений, поэтому в отношения с другими лицами оно может и должно вступать только от имени юридического лица. [3, п.1 ст. 51]
Деятельность представительств и филиалов имеет ряд правовых особенностей, которые обусловлены именно тем, что они не являются юридическими лицами. Их руководители осуществляют деятельность от имени создавших подразделения юридических лиц на основании доверенности, выдаваемой последними. Доверенность руководителю структурного подразделения должна быть выдана сразу после издания приказа о его приеме на работу. В соответствии с п. 5 ст. 186 ГК доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, и должна быть скреплена печатью дайной организации. По содержанию и объему полномочий, которыми наделяется руководитель представительства (филиала), выдаваемая доверенность будет представлять собой генеральную доверенность на совершение разнообразных сделок и иных юридических действий в течение определенного периода времени. [5, ст. 43]
Особенностью доверенности от имени юридического лица, основанного на собственности Республики Беларусь или административно – территориальной единицы, является то обстоятельство, что если эта доверенность дает полномочие на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей, то она должна быть подписана не только руководителем, но и главным (старшим) бухгалтером, а также скреплена печатью этой организации. [3, п. 5 ст. 186]
В соответствии с частью первой статьи 188 ГК лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые уполномочено. Однако может передоверить свои полномочия другому лицу, если уполномочено на это доверенность либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов лица, выдавшего доверенность.
Юридическое лицо, наделяя доверенностью руководителя представительства или филиала полномочиями на совершение определенных юридических действий, должно исходить из объема полномочий, предоставленных самому юридическому лицу его учредительными документами. Доверенность, совершенная с нарушением данного правила, может быть признана недействительной в силу статьи 174 ГК как сделка, выходящая за пределы правоспособности юридического лица. [19, с. 52]
Необходимо уделить особое внимание соотношению полномочий, указанных в доверенности и положении о структурном подразделении. Пункт 11 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 N 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» (далее – Постановление № 16) определяет, что полномочия руководителя структурного подразделения должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положения об обособленном структурном подразделении.
Положение о структурном подразделении в силу ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» не распространяет свое действие на третьих лиц, поскольку является нормативным правовым актом, действие которого ограничено рамками одной организации. Кроме того, в ст. 51 ГК предусмотрено, что полномочия руководителя структурного подразделения основаны на доверенности. В связи с этим руководитель структурного подразделения вправе осуществлять только те полномочия, которые указаны в доверенности. Если отдельные полномочия отсутствуют в доверенности, но указаны в положении о структурном подразделении, руководитель структурного подразделения не признается уполномоченным на их совершение.
При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и на основании выданной ему доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица. Это означает, что само по себе отсутствие в договоре ссылки на доверенность не является основанием для признания договора недействительным, если у соответствующего лица была доверенность на совершение этих действий. [12]
Согласно Разъяснению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О последствиях заключения договоров руководителями филиалов юридических лиц» от 20 февраля 2003 г. N 03-25/379 (далее – Разъяснение № 03-25/379) помимо этого, хозяйственным судам следует иметь в виду, что полномочие является мерой возможного поведения. Представительство без полномочий во всех случаях не порождает для представляемого никаких прав и обязанностей. Однако отсутствие полномочий может быть восполнено лицом, в том числе юридическим лицом, в пользу которого совершена сделка путем ее последующего одобрения, что вытекает из статьи 184 ГК.
Понятие «последующее одобрение сделки» в законодательстве Республики Беларусь не раскрыто. Считаем возможным использование для белорусской правоприменительной практики выводы, сделанные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 г. N 57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации». В данном письме указано, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься письменное или устное одобрение, независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке; признание представляемым претензии контрагента, конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товара, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке); заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой; просьба об отсрочке или рассрочке исполнения. [18]
Необходимо отметить, что законодательством не установлен срок, в течение которого должно последовать такое одобрение. Вместе с тем такой срок может быть установлен в требующей одобрения сделке. В соответствии с Разъяснением № 03-25/379 исходя из того, что правило о последующем одобрении сделки установлено в интересах предоставляемого лица, хозяйственные суды обязаны принимать факт последующего одобрения сделки во внимание и применять положения пункта 2 статьи 184 ГК.
При заключении договора руководителем филиала (представительства) от имени юридического лица без соответствующих полномочий и без последующего одобрения этого договора юридическим лицом необходимо принимать во внимание тот факт, что в соответствии со статьями 51, 154 ГК филиалы и представительства не являются юридическими лицами и не могут выступать стороной по сделке. Исходя из этого сделка, заключенная руководителем филиала (представительства) от имени юридического лица без соответствующих полномочий и без последующего одобрения со стороны юридического лица, является ничтожной на основании статьи 169 ГК. [11]
Говоря об условиях совершения сделок, нужно помнить о том, что в отдельных случаях законодательством установлен особый порядок их совершения. Он будет действовать, например, в отношении крупных сделок хозяйственного общества, сделок хозяйственного общества, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества, сделок по предоставлению безвозмездной (спонсорской) помощи и т.д. Так, при совершении указанных сделок хозяйственным обществом требуется получение согласия высшего органа управления общества. Нарушение данного порядка может привести к признанию сделки недействительной по решению суда.
В связи с этим при совершении сделок от имени хозяйственных обществ структурными подразделениями для указанных юридических лиц актуальным является вопрос о разработке положений, которые бы устанавливали порядок и условия заключения хозяйственных договоров. Такие положения будут носить характер локальных правовых актов юридического лица, обязательных для исполнения всеми работниками организации.
Кроме перечисленных выше требований юридическим лицом могут быть установлены и иные условия совершения отдельных сделок. В частности, в положении о структурном подразделении и доверенности может быть предусмотрено, что условием совершения всех либо отдельных сделок (например, сделок, стоимость которых превышает определенную сумму, или отдельных видов сделок, специально оговоренных представляемым юридическим лицом) является их согласование с руководителем юридического лица. [5, с. 56]
Обязательства по договорам, заключаемым обособленными представительствами, появляются у юридического лица, поэтому при возникновении споров требования (в том числе исковые) предъявляются юридическому лицу, а не филиалу (представительству). При этом необходимо обратить внимание, что иски, вытекающие из деятельности обособленного подразделения, могут быть поданы истцом как по месту нахождения ответчика (юридического лица), так и по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. [21, ст. 49]
Подводя итог данной главе, необходимо отметить, чтоструктурное подразделение признается созданным с момента принятия соответствующего решения уполномоченным органом юридического лица. Процесс создания представительства или филиала можно условно разделить на два этапа: непосредственносоздание структурного подразделения юридическим лицом (выполнение юридических и фактических действий, связанных с созданием обособленного подразделения) и получение необходимых согласований. Законодательство не предусматривает прямого указания на необходимость регистрации изменений и дополнений в устав в случае открытия филиала либо представительства, однако в силу толкования п.3 ст.48 ГК считаем необходимым предоставлять данные изменения и дополнения, внесенные в устав юридического лица, для государственной регистрации.
Обособленное подразделение не является самостоятельным участником гражданско-правовых отношений, поэтому в отношения с другими лицами оно может и должно вступать только от имени юридического лица. Их руководители осуществляют деятельность от имени создавших подразделения юридических лиц и обладают только теми полномочиями, которые указаны в доверенности, выдаваемой юридическим лицом. Представительство без полномочий во всех случаях не порождает для представляемого никаких прав и обязанностей. Однако отсутствие полномочий может быть восполнено лицом, в том числе юридическим лицом, в пользу которого совершена сделка путем ее последующего одобрения.
3 Особенности создания представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь
В отличие, например, от российского законодательства, согласно которому на территории России могут создаваться как филиалы, так и представительства, белорусское законодательство предусматривает возможность открытия иностранными организациями на территории нашей страны только представительства. ГК содержит отдельную статью, посвященную представительству иностранной организации. Так, в соответствии с положениями статьи 51-1 ГК представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции. Данное определение также содержится в Положении о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденном постановлением Совмина Республики Беларусь от 22 июля 1997 года № 929 (далее – Положение).
Необходимо разграничивать понятия «представительство иностранной организации» и «постоянное представительство иностранной организации для целей налогообложения». Понятие «постоянное представительство иностранной организации для целей налогообложения» более широкое и включает в себя:
1. обособленное структурное подразделение, в том числе представительство иностранной организации, через которое осуществляется предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь;
2. организацию или физическое лицо (зависимых агентов), которые осуществляют деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеют и используют полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий. [1, с. 44-45]
Представительства юридического лица Республики Беларусь не обладают какими — либо функциями юридического лица, связанными с осуществлением предпринимательской деятельности. Представительства же иностранной организации, согласно пункту 2 части 3 Положения, вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь от имени и по поручению представляемой им организации. На наш взгляд, можно говорить об их схожести с филиалами юридического лица Республики Беларусь.
Представительство иностранной организации не является юридическим лицом, и можно говорить о том, что оно не обладает обособленным имуществом, не может от своего имени выступать в суде. Виды деятельности, на осуществление которых требуется получение специального разрешения (лицензии), может осуществляться представительством только на основании такого специального разрешения (лицензии), полученного организацией в установленном законодательством порядке. [15, п.2] Представительство иностранной организации имеет наименование, содержащее указание на иностранную организацию, его создавшую. В соответствии с ГК законодательством могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную деятельность представительств иностранных организаций.
Положение предусматривает запрет на осуществление деятельности организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства, за исключением:
осуществления деятельности через организацию или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 года «О налогах на доходы и прибыль»
проведения на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий, в том числе концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ. [15, п.11]
В соответствии с пунктом 1 статьи 51-1 не допускается создание представительств иностранных организаций, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также деятельность которых может причинить ущерб правам и законным интересам граждан.
Организации открывают свои представительства на территории Республики Беларусь с разрешения Министерства иностранных дел (далее – МИД). Пункт 5 Положения указывает, какие документы необходимо предоставить для получения данного разрешения. Перевод документов должен быть заверен в установленном порядке нотариально либо дипломатическими или консульскими учреждениями Республики Беларусь за границей. МИД в десятидневный срок со дня подачи документов выдает или отказывает в выдаче разрешения. При необходимости получения дополнительной информации у республиканских органов государственного управления, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь о деятельности организации срок рассмотрения документов продлевается до одного месяца. [15, п.17]
Пункт 10 Положения определяет, что в разрешении на открытие представительства должно быть указано:
наименование организации;
цель открытия представительства;
условия, на которых организации разрешается открыть представительство;
дата выдачи и номер;
срок, на который выдается разрешение;
число иностранных граждан — сотрудников представительства.
Если структурное подразделение юридического лица Республики Беларусь признается созданным с момента принятия соответствующего решения уполномоченным органом юридического лица, то представительство иностранной организации считается созданным на территории Республики Беларусь и имеет право осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с момента получения в МИДе разрешения на его открытие.
Однако если организация не воспользовалась правом на открытие представительства в течение шести месяцев с даты внесения в реестр открытых на территории Республики Беларусь представительств, то решение теряет силу.
Одним из обязательных условий, которые указываются в разрешении, является цель создания представительства, перечень которых установлен подпунктом 3.1 Положения. По сравнению с перечнем целей создания представительств белорусских организаций он является более широким и предполагает осуществление деятельности в других (кроме представления и защиты интересов юридического лица), в том числе общественно полезных целях, не запрещенных законодательством Республики Беларусь для этих представительств.
Согласно пункту 10 Положения срок, на который открывается представительство, также должен быть указан в разрешении. В предыдущей редакции Положения действовала норма о том, что представительства открываются на срок до трех лет с возможностью последующего продления деятельности на этот же срок при условии обращения в МИД не позднее одного месяца до истечения срока действия разрешения на открытие представительства. С 12 мая 2009 года данная норма исключена, однако нормы о продлении сохранились. Продление срока деятельности представительства осуществляется МИДом в десятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления и оригинала документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Документы на продление должны быть представлены организацией не позднее десяти дней до истечения срока действующего разрешения.
В случае нарушения десятидневного срока подачи обращения МИД вправе принять решение о продлении срока деятельности представительства до истечения срока действия разрешения на открытие представительства.
Таким образом, остается открытым вопрос, на какой срок может выдаваться разрешение и кем этот срок определяется. Считаем целесообразным, ввести в Положение норму, которая регулировала бы этот вопрос, и предусмотреть право определения срока за МИДом.
Помимо этого в новой редакции отсутствуют нормы о причинах возможного отказа в даче разрешения на открытие представительства.
Пункт 16 Положения предусматривает обязанность организации, открывшей представительство, в течение срока и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь, обязана стать на учет в налоговых и иных органах Республики Беларусь, а также открыть счета в банках Республики Беларусь.
Как мы выше упоминали, постоянное представительство иностранной организации для целей налогообложения включает в себя представительство иностранной организации, через которое осуществляет свою деятельность иностранная организация на территории Республики Беларусь. Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 22 НК представительства иностранной организации обязаны в порядке, установленном НК, стать на учет в налоговых органах по месту своего нахождения. Они обязаны удерживать из средств, причитающихся этой иностранной организации, налоги, сборы (пошлины), подлежащие уплате указанной иностранной организацией в соответствии с налоговым законодательством, и перечислять их в бюджет. При неудержании и (или) неперечислении или несвоевременном удержании и (или) перечислении налогов, сборов (пошлин) на представительство возлагается ответственность, установленная для плательщиков соответствующих налогов, сборов (пошлин).
Иностранная организация, получившая в МИДе разрешение на открытие представительства, обязана подать для постанови на учет заявление в налоговый орган по месту нахождения представительства в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения такого разрешения. К заявлению прилагаются оригинал и копия разрешения на открытие представительства, выданного МИДом, а также оригиналы и копии положения о представительстве и доверенности на руководителя представительства. [7, подп. 2.1 ст. 66]
В соответствии с пунктом 2 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40,представительства иностранных организаций являются плательщиками обязательных страховых взносов и подлежат постановке на учет в органах ФСЗН.Порядок, основание и сроки постановки на учет такие же, как и для представительств и филиалов юридических лиц Республики Беларусь.
Согласно п. 2 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294 (далее — Положение № 1294), представительства иностранных организаций подлежат регистрации в качестве страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Необходимо отметить, что они будут относиться к плательщикам обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белорусское республиканское унитарное предприятие «Белгосстрах» при условии, если предоставляют работу по трудовым и гражданско-правовым договорам. То есть, если руководитель данного представительства принимает решение о приеме и увольнении работников, заключает с ними трудовые договоры, издает приказы о приеме на работу, заключает гражданско-правовые договоры с гражданами.
Согласно статье 198 БК владельцами счета по договору текущего (расчетного) банковского счета могут быть физические и юридические лица. Поскольку представительство иностранной организации не является юридическим лицом, то владельцем его счета является иностранная организация, его открывшая. Порядок открытия такой же как и для обособленных структурных подразделений юридических лиц Республики Беларусь.
Представительство действует на основании Положения о представительстве, утвержденного организацией, в котором указывается цель (цели) открытия представительства на территории Республики Беларусь, адрес, организационная структура, компетенция руководителя представительства, порядок закрытия представительства. Руководитель действует на основании доверенности, выданной иностранной организацией. [15, п.5]В соответствии со ст. 1117 ГК форма и срок действия доверенности определяются по праву страны, где выдана доверенность. Требования к оформлению документов, происходящих из иных государств, различаются в зависимости от того, в каком государстве совершен (выполнен) соответствующий документ. Однако общим правилом является необходимость легализации документов, выдаваемых за границей.
Так, п. 27 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. N 31 «О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» предусматривает, что хозяйственный суд принимает в качестве доказательств официальные документы из другого государства при условии их легализации дипломатическими или консульскими службами Республики Беларусь.
Одной из особенностей представительств иностранных организаций является обязанность предоставления в МИД письменного отчета о деятельности представительства. Он предоставляется руководителем представительства один раз в полугодие (с 1 по 10 июля и с 1 по 10 января) и должен содержать сведения о местонахождении представительства, его сотрудниках, осуществляемых проектах и программах, сроках их исполнения и ресурсах, а также иные сведения, определяемые МИДом по согласованию с заинтересованными государственными органами. В случае изменения местонахождения представительства в течение десяти рабочих дней руководитель уведомляет заинтересованные государственные органы о местонахождении представительства с указанием почтового адреса, номеров телефонов, факса и обеспечивает внесение соответствующих изменений в положение о представительстве.
МИД в пределах численности, указанной в разрешении на открытие представительства, выдает руководителю и работникам представительств организаций из числа иностранных граждан служебные карточки. Изготовление служебной карточки производится в десятидневный срок со дня поступления заявления. В случае прекращения деятельности ее владельца в представительстве служебная карточка сдается в уполномоченный орган. Вопрос о выдаче руководителю и работникам представительства служебных карточек регулируется постановление Совмина от 29.11.2007 N 1645.
Представительство руководствуется нормативными актами Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, оплачивает налоги, сборы и другие обязательные платежи согласно законодательству Республики Беларусь. Трудоустройство граждан Республики Беларусь в представительствах иностранных организаций осуществляется на основании трудовых договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
На основании пункта 23 Положения государственные органы при выявлении нарушений законодательства Республики Беларусь представительствами иностранных организаций направляют в МИД соответствующую информацию в месячный срок после их выявления. За нарушение представительствами организаций требований Положения МИДом может быть вынесено письменное предупреждение об устранении допущенных нарушений, которое выдается либо направляется руководителю представительства не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения.
Положение содержит исчерпывающий перечень случаев, когда представительство иностранной организации прекращает свою деятельность. В случаях, предусмотренных законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, дела о прекращении деятельности представительства иностранной организации, находящейся на территории Республики Беларусь, рассматриваются хозяйственными судами в Республике Беларусь. [21, п. 2 ст. 235]
В соответствии с пунктом 24 Положения в качестве оснований для прекращения деятельности представительства иностранной организации указаны:
ликвидация организации, открывшей представительство;
прекращение действия заключенного международного договора, на основании которого открыто представительство, если это предусмотрено договором;
принятие организацией, открывшей представительство, решение о прекращении деятельности данного представительства;
решение суда в случае нарушения законодательства Республики Беларусь;
истечение срока действия разрешения на открытие или продление срока деятельности представительства.
После того, как деятельность представительства будет прекращена, организация обязана выполнить процедуры, связанные с прекращением деятельности представительства, и в месячный срок представить в Министерство иностранных дел документы, определенные пунктом 25 Положения.
Следует особо обратить внимание на то, что БК определяет особенности создания и деятельности на территории Республики Беларусь представительств иностранных банков. Кроме того, законодательством предусмотрен специальный порядок открытия и деятельности представительств иностранных средств массовой информации. По данному вопросу действует Положение о порядке открытия корреспондентских пунктов юридических лиц, на которые возложены функции редакции средства массовой информации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.12.2008 N 2015.
Изучив данный вопрос, необходимо отметить, что белорусское законодательство предусматривает возможность открытия иностранными организациями на территории Республики Беларусь лишь представительства, которые имеют общие признаки с представительствами юридических лиц Республики Беларусь. К общим чертам можно отнести тот факт, что представительство не является юридическим лицом, не обладает обособленным имуществом, выступает от имени организации, его создавшей, а также не может от своего имени выступать в суде.
Однако правовой статус, порядок создания представительства иностранной организации имеет и ряд особенностей, отличных от представительств организаций Республики Беларусь. Представительство иностранной организации считается созданным на территории Республики Беларусь и имеет право осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с момента получения в МИДе разрешения на его открытие.
Перечень целей его создания намного шире, к тому же предусматривает возможность заниматься представительством предпринимательской деятельностью, поэтому можно говорить о некоторой схожести представительства иностранной организации с филиалом юридического лица Республики Беларусь. продолжение
–PAGE_BREAK–