Содержание. Введение 1.Правовое положение сословий по нормативным актам XVIII в 1. Дворянство 2. Духовенство 3. Крестьянство 2. Годское сословие(посадские) 16 Заключение 17 Список использованной литературы 19 Введение На рубеже 18 в. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия.
Реформы 18 в. завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. В это же время закончились консолидация и законодательное оформление феодалов в единое привилегированное "благородное" сословие (шляхетство), резко противостоявшее остальным группам, особенно "подлому люду" (т.е. нижестоящему по терминологии законодательства той эпохи). При Петре I привилегии шляхетства (за которым впоследствии установилось название "дворянство"
), его право владеть землей и крепостными обосновывались тем, что шляхетство обязано нести военную и гражданскую службу под угрозой конфискации земель и крепостных у тех, кто уклоняется от службы государству. Одновременно резко расширилось и укрепилось крепостное право. В крепостное состояние были обращены многие ранее свободные люди, сотни и тысячи крепостных приписывались к фабрикам и заводам, упразднение холопства практически означало распространение бесправия холопов на
всех вообще помещичьих крестьян, помещики наделялись правом суда над крепостными, расширялась личная власть помещиков над крестьянами. Официальная доктрина абсолютизма включала традиционное теологическое обоснование царской власти. В законодательных актах (Воинский устав, Духовный регламент и др.) утверждалось: "Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает" При Петре I крепостное право в России принимало наиболее грубые формы, ничем не отличалось от рабства. Помимо расширения и укрепления крепостничества резко выросла торговля крепостными — продажа вообще, продажа одиночками, не семьями, отдельно от земли. Царь неоднократно выражал недовольство тем, что крепостных продают в розницу, "как скотов, чего во всем свете не водится и от чего немалый вопль бывает".
Но он же попустительствовал тому, что указы о запрете продажи крестьян в одиночку, отдельно от земли, о запрете принуждать их к браку оставались невыполненными, равно как и указы против расточительных и жестоких помещиков. Жесткие требования к дворянству, касавшиеся обязательной службы, грозный тон и непреклонность царских велений компенсировались потаканием дворянскому произволу по отношению к крепостным. Преодоление отсталости страны осуществлялось свойственными абсолютизму методами административного вмешательства
во все стороны жизни подданных, всесторонней опеки, полицейского надзора и принуждения. В указах подробно, во всех деталях, описывается, как сеять коноплю, получать пеньку, выделывать кожу (только с салом, но не с дегтем), убирать хлеб (косами и граблями, но не серпами), причем исполнителям предписывается строго карать ослушников: "Ибо сами знаете, что добро и надобно, но наши люди без принуждения не сделают". Самодержавное государство того периода официально прославляло полицию,
о которой в одном из регламентов говорилось: "Оная споспешествует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения принуждает каждого к трудам и к честному промыслу полиция есть душа государства и всех добрых порядков, фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности". Далеко не все указания центральной власти, порой противоречащие одно другому и сильно устаревшему законодательству, практически осуществлялись. Отсюда — сетования царя на беззакония, его попытки организовать "полезную юстицию", наладить режим неуклонного исполнения велений царской власти. "Всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти, чего нигде на свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть", — говорилось в одном из указов Петра. Предписывая вершить все по закону, царь грозил, что кто указ преступит, "казнен будет смертию
безо всякие пощады". Уставы издавались для определённого ведомства (Воинский, Морской) или регулирования определённой отрасли права (Устав о векселях, Воинский, Краткое изображение процессов или судебных тяжб). Регламенты (акты учредительного характера) определяли состав, организацию, компетенцию и порядок делопроизводства органов управления (Генеральный регламент 1720 г Духовный регламент 1721 г.).
Указами оформлялось учреждение новых государственных органов и должностей (Указ об учреждении губерний 1708 г указ о фискалах 1714 г.), введение в действие актов отраслевого законодательства (Указ о форме суда 1723г.), назначение на должности (Указ о назначении Позднякова обер-секретарём Сената 1721 г.). Петром I предпринята попытка разделить указы на временные и постоянные, присоединив последние к уставам и регламентам. В петровский период в среднем в год издавалось около ста шестидесяти
указов. Огромное число нормативных актов, регламентировавших все сферы жизни, нуждалось в систематизации. Особенностью общественного строя данного периода было стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из четырех сословий, на которое делилось все население страны: дворянства (шляхетства), духовенства, крестьян, городского населения. 1.Правовое положение сословий по законодательным актам XVIII в Московские цари понимали пагубность сословной розни и пытались согласовывать мнение власти с позициями сословий. Политика Петра I была совсем иной. Сословные мнения его не интересовали, он стремился, чтобы все подданные выполняли волю верховной власти. В результате русское общество было непримиримо разделено на высшие и низшие слои, возможности компромиссов терялись, усиливалась гегемония помещиков над крестьянами, государства – над посадами. Особенностью общественного строя данного периода было стремление государства к четкой правовой регламентации
положения каждого из четырех сословий, на которые делилось все население страны: дворянства (шляхетства), духовенства, крестьян, городского населения. Рассмотрим их по отдельности. 1.1. Дворянство. В 18 веке родовая градация среди феодалов стирается. Отменяются чины (окольничий, боярин). Для незнатных лиц жалуется титул графов. Под влиянием войны С.Разина правительство усиливает чистку дворянского сословия, в массовом порядке
переводит служилых людей в разряд государственных крестьян. Первоначальное название «шляхетство» в феодальной среде не прижилось и вскоре было заменено старым термином «дворянство». Указ 1714 г. завершил нивелировку положения феодалов всех рангов. Вотчина и поместье отныне уравнивались в правах, наследство переходило одному сыну, остальные должны были поступить на государственную службу. В январе-феврале 1714 г. было предписано обязательное обучение
детей дворян, дьяков и т. д. Под угрозой крупного штрафа. С пятнадцатилетнего возраста дворянских детей определяли на воинскую службу рядовыми (в основном в гвардию). Лишь в дальнейшем они получали офицерские чины. Борьба со шведами требовала устройства регулярной армии и Пётр понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех служивых людей стала одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали службу с низших чинов. Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в одно сословие – шляхетство. Все нижние чины (как знатные, так и из “простого люда”) одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно определён “Табелем о рангах” (1722 г.). В “Табели” все чины были распределены на 14 рангов или “чинов” по их служебному старшинству.
Каждый, достигший низшего 14 ранга, мог надеяться занять высшую должность и занять высший ранг. “Табель о рангах” заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Но Пётр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его любимые гвардейские полки Преображенский и Семёновский. Пётр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте и математике,
а не обученных лишал права жениться и получить офицерский чин. Пётр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям (закон “О майорате”, 1714). Эти меры относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству.
Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения службой. Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стеснённее. Дворянство роптало и пробовало облегчить свои тяготы. Пётр же жестоко карал попытки уклониться от службы. Окончательное слияние вотчины и поместья произошло по
Указу о единонаследии от 23 марта 1714 г. По нему правовое положение вотчины и поместья уравнивалось, они стали именоваться "недвижимыми вещами". Указ сыграл большую роль в укреплении положения дворянства, превратив их поместья в наследственную собственность. Вместе с тем он содержал и ряд ограничений в праве распоряжения земельной собственностью, против которых выступали дворяне. Особенно их не удовлетворяло положение, по которому земельная собственность могла передаваться только одному из сыновей, а остальные дети получали часть движимого имущества. В 1731 г. это ограничение в праве распоряжения земельной собственностью по настойчивым требованиям дворянства было отменено. Табель о рангах 1722 г. разделил все воинские и гражданские чины на четырнадцать разрядов, от высшего – фельдмаршала и канцлера до низшего – адъютанта при лейтенантах и регистратора в коллегиях. Например, чин генерал-майора соответствовал полковнику гвардии, президенту коллегии, обер-
прокурору на гражданской службе. Разделению на придворные ранги подлежали и женщины в соответствии с положением мужей и отцов (гофдамы, камер-девицы и т. д.). Расписывалось прохождение службы от низших чинов к высшим, порядок получения высших рангов («которые знатные услуги окажут, то могут за свои труды производиться выше»). Право на высший чин давало получение образования.
Достижение определённого чина давало право на личное (для себя) дворянство, более высокого – на потомственное дворянство (для детей). Табель утверждал для дворян получение гербов, а подвергнутых пытке или наказаниям «за тяжкие преступления» лишали «титула и ранга». Служба для дворян при Петре 1 являлась обязательной и пожизненной, т.е. не ограниченной определенным сроком. В 1730 г. был установлен 25-летний срок службы, которая начиналась с 20 лет, при чем один из дворянских
сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством. По манифесту Петра III (1762 г.) "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Расширялись права дворян в отношении крепостных. По Указу 1760 г. они получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь, а с 1765 г отдавать их на каторжные работы. Наиболее важным актом, имевшим целью консолидации дворянского сословия и закрепление его привилегий, явилась «Жалованная грамота дворянству» 1785 года. В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и закрепленное ранее (1782г.) право собственности дворян не только «на поверхностные земли», но и на полезные ископаемые в её недрах.
Дворянам разрешалось «иметь фабрики и заводы по деревням», и заниматься торговлей. Наиболее важным актом, имевшим целью консолидацию дворянского сословия и закрепление его привилегий, явилась "Жалованная грамота дворянству" 1785 г. В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и закрепленное ранее (1782 г.) право собственности дворян не только "на поверхности земли", но и на полезные ископаемые в ее недрах.
Дворянам разрешалось "иметь фабрики и заводы по деревням", заниматься торговлей. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, получили право создавать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания, что еще в большей степени усилило их влияние на местный государственный аппарат. Правом голоса в дворянских собраниях пользовались дворяне, имевшие деревни и получившие обер-офицерский чин на действительной службе.
Дворянские собрания со своими нуждами могли обращаться как к губернатору, так и непосредственно к царю. В определенной степени они были поставлены под контроль губернаторов, созывавших дворянские собрания и утверждавших в должности избранных ими лиц. Консолидация дворянства в единое сословие, создание регулярной армии, укрепление бюрократического государственного аппарата привели к дальнейшему укреплению диктатуры дворян. 1.2. Духовенство. Духовенство как сословие складывалось в процессе зарождения и развития феодализма. Однако его правовая регламентация усилилась в период абсолютизма, когда активно шел процесс подчинения церкви государству, ее вхождения в состав государственного аппарата, т.е. огосударствления. Духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Оно было важной политической силой в стране, владело большим количеством земли и крестьян. Эта собственность защищалась тарханными грамотами, освобождавшими от повинностей и налогов в пользу
государства. Их выдавал царь. Белое духовенство несло повинности и платило налоги в пользу черного. Церковная администрация состояла из представителей черного духовенства. Процесс огосударствления церкви предполагал секуляризацию зе мель, т.е. их изъятие в собственность государства, и бюрократизации) духовенства. Уложение 1649 г. закрывало церковным феодалам все пут к приобретению вотчин и лишало их права иметь слободы и промысли во-торговые заведения на посадах.
Во второй половине XVII в. на церковь (как на феодала) распространяются некоторые государственные налоги, такие, как выплата денег на жалованье ратным людям, "ямские" и "полоняничные" деньги. На время военных действий каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы "в пешем строю. Целенаправленное наступление на права церкви усилилось в начале XVIII в. Секуляризации подверглись вотчины патриарха.
Окончательно ликвидировалось действие тарханных грамот на торговые промыслы церковников. На безместных (не имевших прихода) священников и их детей с 1705 г. был наложен взамен службы в армии регулярный денежный сбор. С 1706 г. вводился сбор драгунских лошадей, замененный затем деньгами по 15 руб. с прихода. Было широко распространено взимание на военные и строительные нужды крупных сумм из средств монастырей и архиерейских домов. Установлению зависимости духовенства от государства служили введенные в 1722 г. штаты, по которым свободными от подушного оклада официально признавались лишь лица духовного сословия, имевшие места в церквах, и их дети. Все прочие члены сословия причислялись к податному состоянию. Однако фактически реализовано это мероприятие не было. Значительно скромнее, чем ожидалось, оказались и окончательные итоги церковной реформы
Петра I. В первой четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации1. С целью упорядочения духовенства и подчинения его светским властям с 1722 г. быта установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Так, из дворян в него разрешалось принимать только младших детей и притом по достижении ими 40 лет. Из податных социальных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада. С 1737 г. стали проводиться разборы, т.е. мобилизация
в армию безместного духовенства. Кризис феодализма, наметившийся в России в середине XVIII в расшатал устои церкви. Это обеспечило успех реализации Указа от 26 февраля 1764 г согласно которому церковь окончательно лишалась всех вотчин, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. В результате свыше 800 тыс. крестьянских душ мужского пола были переведены на положение государственных,
хотя первое время они назывались экономическими (от коллегии экономии). Указ 1764 г. оставлял на правах пользования ненаселенные наделы размером в 30 десятин для архиерейских домов и 6-9 десятин для монастырей. Указ 1797 г. увеличил их соответственно до 60 и 30 десятин. Тем самым было ликвидировано феодальное землевладение церкви. Но экономическое положение приходского духовенства не было изменено. Поэтому для его подчинения использовались в основном административные средства. В 1778 г. утверждены новые приходские штаты, по которым проводился разбор 1784 г. Всем безместным церковникам и детям духовенства не моложе 15 лет было предоставлено право по выбору поступать "в купечество, в цехи, в крестьянство и в военную службу". Формально юридически выход из сословия становился открытым.
Однако корпоративные связи оказывались сильнее, и желающих добровольно изменить свой социальный статус, вступив в податное состояние, практически не находилось. Духовенство оставалось замкнутым, наследственным сословием. 1.3. Крестьянство В первой четверти 18 века выяснилось, что подворный принцип налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей. Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения.
Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). Значительная часть крестьянства принадлежала светским и духовным феодалам (так, в 1718 г. церковь владела 25% всех крестьянских дворов в России). Она увеличивалась за счет пожалований царя из государственных земель. Развитие товарно-денежных отношений вело к имущественному расслоению среди крестьянства, выделению из их среды торговцев, ростовщиков. Но основная масса жила плохо, страдая от обременительных поборов.
Помещичьи крестьяне несли в пользу хозяина различные повинности: барщину, оброк и т.д. Барщина иногда доходила до 5-6 дней в неделю и обычно применялась в черноземных районах, где помещику более выгодно было использовать труд крестьянина для обработки своих земель. Крестьяне нечерноземной полосы, как правило, платили помещику денежный или натуральный оброк. Развитие промышленности, торговли, денежного обращения вело к постепенному вытеснению натурального оброка денежным. В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20 % (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году – 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 – 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности.
Все лица, внесённые в эти списки (“ревизские сказки”), должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного, подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. “оброка”, что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян. Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн составляя более
половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству. Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами,
так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам. Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную – по строительству и содержанию дорог, ямскую – по перевозке почты, казённых грузов и должностных лиц и т.д. Помещики выжимали из крестьянского труда максимальные доходы, не останавливаясь перед самыми жестокими мерами в отношении неплательщиков. Владельческие крестьяне, кроме повинности в пользу помещиков или церкви, несли и государственную повинности. Тяжелым бременем на крестьянские хозяйства ложились рекрутские наборы. Крестьяне должны были ежегодно направлять по одному рекруту с каждых 20 дворов.
Кроме того, крестьяне вынуждены были работать на строительстве городов, верфей и т.д. Ведение войн требовало значительных расходов, государство увели чивало налоги, и это прежде всего отразилось на положении крестьян Сава как основного податного сословия. Кроме того, крестьяне выну Бены были работать на строительстве городов, верфей и т.д. Введении и в ноябре 1718 г. подушная подать с помещичьих и монастырских крестьян (ее размер составлял 74
коп. с ревизской души, т.е. с мужского населения) значительно ухудшила и без того их тяжелое положение-Введение подушной подати, с одной стороны, и размещение армии по деревням и селам (натуральная постойная повинность), с другой, привели к необходимости выявить лиц мужского пола в государстве и, в конечном итоге, к изменению в правовом положении холопов. Указ от 22 января 1719 г. предписывал учитывать при подушном сборе и холопов (задворных людей), которые имели свою пашню.
Но еще оставалась значительная группа дворовых холопов, не связанных с пашней. В указах 1720 и 1723 гг. подушной податью облагались вселила мужского пола: крестьяне пашенные и не пашенные, холопы, дворовые, городские или сельские помещичьи люди. Различие между холопами и крепостными крестьянами окончательно стирается. Таким образом, холопы, существовавшие еще со времен Русской Правды, перестали представлять собой определенную, юридически обособленную группу населения. Введение подушной подати привело к ликвидации и такого разряда населения, как людей вольных или гулящих. Они, как и холопы, не несли никаких государственных податей и повинностей, являясь для государства "опасными элементами", активно участвовали во всяких волнениях. Вольных людей забирали в солдаты, а в случае негодности к службе записывали их за тем помещиком, на
землях которого их застала перепись. Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями: распоряжались имуществом своих крепостных, по мелким уголовным преступлениям осуществляли над ними суд, разбирали споры и иски между крестьянами, могли их переселять. Они распоряжались крестьянами как своей собственностью, могли продавать их, разлучая жен и мужей, родителей и детей, понуждать крестьян к вступлению в брак, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать
телесным наказаниям, отдавать в смирительные и арестантские дома, ссылать в Сибирь на поселение и на каторжные работы. По Указу 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой тяжких телесных наказаний и каторжных работ. Следует отметить, что в условиях острой классовой борьбы Петр I делал попытки сгладить противоречия, отменить наиболее ужасные формы помещичьего произвола.
Так, Указом от 15 апреля 1721 г. запрещалась продажа крепостных "врознь" и без земли. Однако на практике это не применялось, и в стране продолжалась торговля крепостными крестьянами. Также лишь благими пожеланиями остались предписания законодателя, запрещающие помещику принуждать своих крестьян к браку. Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Их экономическая зависимость от государства была не менее тяжелой, чем частновладельческих крестьян от своих помещиков. Они несли различные повинности и платили оброк государству. Но их правовое положение было несколько лучшим. Их не могли продать, но могли отдать и какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян продолжало сокращаться за счет раздачи их дворянам (особенно в царствование Екатерины II). В это время появилась особая группа крестьян, называемая посессионными. В 1721 г. было разрешено купцам покупать населенные имении и приписывать их к мануфактурам.
Управление этими крестьянами осуществлялось Берг- и Мануфактур-коллегиями. Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактур. Они подвергались на мануфактурах безудержной эксплуатации. В результате секуляриза ции церковных земель появилась особая категория крестьян – экономических, которые несли в пользу государства денежный оброк и находились под управлением коллегии экономии.
После ее упразднения в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян. Дворцовые (с 1797 г удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии. Хотя их права были ограничены и управление ими осуществлялось департаментом уделов, все же их положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян. Крестьяне по-разному отвечали на произвол феодалов.
Одной из форм протеста являлся побег, получивший массовое распространение. Правительство боролось всеми мерами против беглых крестьян. Только зa первую четверть XVIII в. был издан 41 указ с жестокими мерами наказаний для совершивших побег. Доведенные до отчаяния крестьяне поднимали восстания. Вторая половина XVII-XVIII вв период трех мощных крестьянских войн против феодалов: под руководством
Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева. Абсолютистское государство жестокими мерами подавляло всякие выступления эксплуатируемых масс, карая не только восставших, но и членов их семей: жен, малолетних детей. 1.4. Городское сословие (посадские и городские люди) Города в этот период развивались как центры торговли и крупного производства, создавались металлургические (особенно на Урале), текстильные и кожевенные предприятия, пороховые заводы, верфи и т.д. До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Пётр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии.
Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую – мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными людьми или “подлыми” назывались чернорабочие.
Город управлялся магистратом из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство. Возникающая буржуазия рекрутировала в свои ряды людей из раз личных слоев и групп населения: верхушки посада, ремесленников, от дельных разбогатевших крестьян и т.д.
Для преодоления отсталости страны и укрепления обороны правительство стимулировало развитие торговли и промышленности, предоставляя различные льготы. Создавались органы городского самоуправления, городское население под лежало их суду. Государство, особенно заинтересованное в развитии промышленности, обеспечивало наибольшие привилегии владельцам мануфактур, которые освобождались от несения различных служб и даже получали право покупать деревни с крепостными крестьянами для использования их труда на мануфактурах. Городское посадское население несло рекрутскую и постойную повинности; из посада вербовали людей на строительство крепостей, кораблей, городов. С него собиралось значительное количество денежных сборов: «стрелецкие деньги», «десятая деньга», сборы с бань, мельниц, постоялых дворов и т.д. Введение подушной подати заменило почти все налоги с посада. Для посадского населения подушная подать устанавливалась в размере 1 руб.
10 коп. с ревизской души, что привело к существенному усилению посадского тягла. На посаде происходила ожесточенная борьба низов с его верхушкой, захватившей городское управление в свои руки. Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Кроме магистратов существовал посадский сход – собрание населения всего посада, избиравший посадского старосту, членов магистрата, должностных лиц по различным казенным сборам.
Для каждого посада устанавливалась определенная сумма казенных платежей, которые раскладывались внутри посада. Шел процесс оформления городского сословия. Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на знатных, регулярных граждан и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую гильдию входила верхушка посада: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные
купцы, которые имеют отъезжие большие торги и которые разными многими товарами во рядах торгуют, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Ко второй гильдии относились лица, "которые молочными товарами и всякими припасы торгуют, также ремесленники, рещики, токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные", т.е. мелкие торговцы и ремесленники. Всё остальное население относилось к "прочие же все подлые люди, обретающиеся в наймах и в черных работах, которые нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются". Их права были значительно ограничены, в частности, у них отсутствовало право участвовать в городском самоуправлении, они не могли избираться на магистратские должности. Гильдии имели свои органы – гильдейские сходы, где выбирались старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, образовывали еще особые корпорации – цехи (полноправными
членами которых являлись лишь мастера, имевшие учеников и подмастерьев). В них имелись свои старшины (альдерманы). Разумеется, что все руководящие должности в городском управлении занимали крупные купцы. В 1785 году была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Население города (мещане) разделялось на 6 частей. К первой части относились «настоящие» городские обыватели, которые имели в городе землю и другую недвижимую
собственность; ко второй – купцы первой (с капиталом 10-50тыс руб.), второй (с капиталом 5-10тыс. руб.) и третьей (с капиталом 1-5тыс. руб.) гильдии; к третьей- ремесленники, записанные в цехи; к четвертой – иностранцы и иногородние записавшиеся в мещане; к пятой – именитые граждане: капиталисты (имевшие не менее 50 тыс. руб.), банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы, а также ученные, художники, музыканты; к шестой – все остальное посадское население, не вошедшее в первые пять частей.
Мещане, составлявшие большинство городского населения, являлись податным сословием, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность и т.д. Купцы освобождались от подушной подати, рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдии и от телесных наказаний. Вместо подушной подати они платили ежегодный сбор в размере одного процента с объявленного капитала, а вместо рекрутской повинности – 500 рублей. Горожане имели свой сословный суд. Создавались и органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. Городская дума должна была поощрять развитие торговли, заботиться о городских доходах, наблюдать за городским хозяйством, разрешать различные споры горожан по "ремеслам и гильдиям", следить за "порядком и благочинием" и т.п.
Вся власть в городе принадлежала полицейским и административным органам. Рост промышленности, городов, общественного разделения труда вел к усилению политической роли верхов городского населения. Правительство различными льготами поощряло их деятельность. Вполне естественно, что феодально-крепостнические отношения сдерживали развитие промышленности, мало было свободных рабочих рук, на мануфактурах в основном применялся труд крепостных крестьян.
Основная тяжесть государственных поборов и повинностей „ падала на средние и низшие слои города. Усиливался процесс расслоения в городах, увеличивалось количество трудового населения, обострялась классовая борьба. Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком положении, в каком были и раньше, причина этого – далёкий от торгово-промышленного, строй русской жизни и тяжелые войны. Заключение. Преобразования первой четверти 18 в. позволили
России сделать определенный шаг вперед. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России – она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Петру I удалось создать обширную законодательную базу, но после его смерти интенсивность правотворчества заметно снизилась. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти 18 в. Но реформы, ориентированные на западные быт, культуру, государственность, сделали власть игрушкой в руках дворянских группировок, укоренили идеологию вседозволенности власти.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских,
дворян городовых, детей боярских, жильцов и т. д.). В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права – недвижимой собственности. Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательно устранившем (по крайней
мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т. е. знатности рода и прошлой службе предков) и установившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора – в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю. Второе направление – консолидация в рамках единого привилегированного сословия-российского дворянства феодальной верхушки всех народов, населявших Российскую империю. Это был способ укрепления единства империи как многонационального государства. Попытка синтезировать вновь принятые правовые нормы и нормы действующего Соборного Уложения осуществлялась на протяжении 1714 –1718 гг.
Необходимость рецепции норм иностранного права, связанная с изменением геополитической ориентации страны, потребовала значительной работы по освоению и переработке иностранных (шведских, германских, французских, датских) кодексов в 1719 – 1720 гг. Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы.
Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. А государство продолжало смотреть на сословия так же, как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для себя, а “для государева и земского дела”, должны были быть послушным орудием в руках государства. Список использованной литературы:
1. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. – М.: Юрист, 1998. – 608 с. 2. Под ред. С. А. Чибиряева История государства и права России: Учебник для вузов/Г75 1998. – 528 с. 3. Рогов В. А, История государства и права России IX – и начала XX веков. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1995. – 263 с.
4. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории и права России. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 472 с. 5. Под ред. Титов Ю.П. История государства и права России. – М. «ПРОСПЕКТ» , 2003 541 с.