Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Противоречия в правовомрегулировании предпринимательской деятельности в геодезии и картографии Россиии пути их преодоления……..5
2. Характеристика системыхозяйственно-правовых договоров……………..17
3. Реорганизация хозяйственныхобществ……………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованной литературы……………………………………………54
Введение
Отрасли ХП как таковой нет. Деление права:
– частное
– публичное
В советский период отрицалось частноеправо.
Частное право: регулирует отношения отдельных лиц иих объединений
Публичное право: регулирует деятельность государства, его органов,должностных лиц, и иных отношений, складывающихся в сфере применения власти исвершения правосудия. В некоторых странах (Фр, Г) частное право делится наторговое и гражданское. Существует соответствующее деление Кодексов. В Россиичастное право является традиционно гражданским. Хозяйственно-правовая концепция- хотели выделить отрасль хоз. права. Но сейчас гражданское право — единое (какгражданские, так и хозяйственные отношения).
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО О ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГОПРАВА
Предмет гражданского права: имущественные отношения и связанные сними личные неимущественные отношения.
Имущество: вещи, ценные бумаги, деньги и имущественные праватребования.
Имущественные отношения:
1) отношения, связанные спринадлежностью имущества конкретным лицам
– правособственности
– иные вещные права
2) отношения, связанные с переходомимущества от одного лица к другому
– обязательства
– договора
– авторское право ипрочие нематериальные права
Имущественные отношения могутрегулироваться нормами трудового, уголовного права. Для разграниченияиспользуется метод права.
Метод правового регулированияимущественных отношений (в гражданском праве):
– равенство сторон(отсутствие власти и подчинения между участниками имущественных отношений). Кимущественным отношениям, основанном на административном или ином властномподчинении, гражданское законодательство не применяется, если иное непредусмотрено законом.
– автономия воли (способностьучастника, независимо от других формировать свою волю)
– имущественнаясамостоятельность (способность распоряжаться свои имуществом)
1. Противоречия в правовомрегулировании предпринимательской деятельности в геодезии и картографии Россиии пути их преодоления
На сегодняшний день взаконодательстве, регулирующем деятельность геодезии и картографии, сложиласьсложная и противоречивая ситуация. Многие нормативно-правовые акты,регулирующие отношения в этой области заметно устарели и не способны эффективноработать в духе развития предпринимательства. Изменения, уже внесенные взаконы, необходимы и своевременны, но их недостаточно, чтобы в корне поменятьподход государства к проблемам предпринимательства в области геодезии икартографии в Российской Федерации и привести эту отрасль к экономическиразвитому конкурентоспособному рынку. Предлагаем Вашему вниманию краткийюридический анализ сегодняшнего положения дел этого пласта законодательства. 1.Для организаций и специалистов, работающих в отрасли не секрет, что Федеральнаяслужба геодезии и картографии России (далее оскартография) в сфере своейдеятельности проявляет ограничительные монопольные тенденции, сковывающиепредпринимательскую деятельность. Эти тенденции проявляются в том, что в своейповседневной уравленческой практике и в нормотворческой деятельностиРоскартография поддерживает и поощряет в основном государственные предприятия,находящиеся в ее ведомственном подчинении, в то время как предприятия иных формсобственности подвергаются открытой дискриминации. Во-первых, этот факт грубонарушает антимонопольное законодательство и попирает все демократическиепринципы, провозглашенные в нашем государстве. Во-вторых, это является одной изглавных причин, сдерживающих развитие рынка картографической продукции.В-третьих, в конечном счете нарушаются права потребителя, который напотребительском рынке не получает всех возможных продуктов и не может в полномобьеме повлиять на качество и цену, а учитывая важность и распространенностьописываемой сферы, ее продукция всегда пользуется большим и все расширяющимсяспросом. Ч.2.ст.8 Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации признаютсяи защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формысобственности. Таким образом дискриминация любых субъектов российского права изаконодательства по признаку формы собственности запрещена законом. Напрактике, Роскартография вынуждает юридические лица, занимающиесякартографической деятельностью, пользоваться материалами государственногокартографо-геодезического фонда (ГКГФ), находящегося в ее ведении, лишь наусловиях исполнения неправомочных ведомственных Инструкций и иных актов. Так,положения Временных тарифов за пользование материалами и данными ФедеральногоКартографо-геодезического Фонда (далее ФКГФ), утвержденных приказом Федеральнойслужбы геодезии и картографии от 14.02.1998г. № 23п устанавливают неправомерноеограничение тиража выпускаемой продукции, основанной на материалах ФКГФ. Такимобразом лицо, выкупив право пользования материалами и информацией ФКГФ не можетбез дополнительной платы увеличить тираж издания до разумно окупаемых размеров.Дело в том, что тиражные ограничения в вышеуказанных тарифах ниже тех среднихразмеров (стандартных для коммерческой деятельности), которые позволяли быиздательствам делать тиражи рентабельными. На практике такие запреты, приводятк вымышленному обману и укрывательству истинных масштабов деятельностиюридических лиц, что явно негативно отражается на предпринимательской этике иинвестиционном климате в нашей сфере деятельности. Вышеназванный приказ №23-ппо своему статусу является незаконным, так как он: а) не прошёл согласования сМинфином и органами исполнительной власти (это требование установлено п.15 ПостановленияПравительства от 08.09.2000г. и п.2.17. Приказа Роскартографии от05.08.2002г.); б) не прошёл государственной регистрации в Минюсте (требованиеустановлено п.10. «Правил подготовки нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации>утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.1997г.) В Федеральном законе»О геодезии и картографии” в абз.3.п.1.ст.2 ясно сказано, что. Это позволяет нам судить о ситуациис точки зрения гражданского права. П.1.ст. 9 ГК РФ гласит, что «граждане июридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие имправа». Тиражирование продукции — это этап производства, который не можетбыть регламентирован централизованно со стороны органов власти. Налицовмешательство органов власти в хозяйственную деятельность юридических лиц исоответственно воспрепятствование их нормальной деятельности. На этот счет в ГКРФ присутствует ст. 14 допускающая самозащиту гражданских прав. Эта статьяпозволяет юридическим лицам и гражданам, страдающим от действия несправедливогозакона не только уповать на защиту судом, но и предпринимать самостоятельныеактивные действия в свою защиту, даже в части отказа от соблюденияпротиворечащих законодательству РФ положений ведомственных инструкций и другихподзаконных актов, регулирующих их деятельность. На наш взгляд необходимоотменить тиражные ограничения, что позволило бы организациям уверенно работатьв отрасли в условиях здоровой конкуренции и стабильно развиваться на благороссийского потребителя! 2. Ч.2. ст.3. федерального закона от 20 февраля 1995г.№ 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»: а)устанавливает в качестве обязанности государства проведение политики внаправлении «обеспечения условий для развития и защиты всех формсобственности на информационные ресурсы»; б) обязывает государство«создавать условия для качественного и эффективного информационногообеспечения граждан, органов государственной власти, органов местногосамоуправления, организаций и общественных объединений на основегосударственных информационных ресурсов». Поскольку п.3. ст.2. данногозакона дает понятие информационных ресурсов, как «отдельных документов иотдельных массивов документов, документов и массивов документов винформационных системах», то со смелостью можно утверждать, что всяинформация предоставляемая Роскартографией в пользование организациям подпадаетпод непосредственное действие данного нормативно-правового акта, а действиясамой Роскартографии по поводу управления картографическими информационнымиресурсами должны соответствовать требованиям этого Закона. П.1. ст.10указанного федерального закона гласит, что «государственные информационныересурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными» (заисключением сведений подпадающих под действие ст.5. закона от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне») П.2. ст.24 данного федеральногозакона предоставляет лицу, в отношении которого нарушены права или законныеинтересы, право обратиться в суд с иском о возмещении ущерба в случаяхнеобоснованного отказа в предоставлении информации или в результате другихнарушений прав пользователей при необоснованном отнесении информации ккатегории информации с ограниченным доступом. Ст.13. «Положения офедеральном картографо-геодезическом фонде», утвержденного ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 8 сентября 2000 г. N 669 гласит, что«материалы и данные фонда используются для обеспечения геодезической икартографической продукцией и информацией органов государственной власти,органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан». Из всеговышесказанного следует вывод, что Роскартография несправедливо и неправомернопользуется законно предоставленным ей правом разрешительных, контрольных,надзорных и регулирующих функций, устанавливая временные тарифы за пользованиематериалами и данными ФКГФ, утвержденные приказом Федеральной службы геодезии икартографии от 14.02.1998г. № 23-п. Тем более, что большинство информации ГКГФнакоплено и систематизировано в советские времена, когда государство полностьюфинансировало деятельность по поводу создания и добычи информации для ГКГФ.Возникает вопрос: если эти работы уже были профинансированы, то на какомосновании организации обязаны повторно их финансировать? Необходимо такжеотметить немаловажный факт того, что согласно указанного приказа Роскартографиивсе ведомственные организации на равных основаниях обязаны платить запользование информацией ГКГФ, а на практике госорганизации фактическиосвобождены от оплаты за пользование, путем её внесения в план деятельности.Правомерны ли такие действия государственных органов с точки зрения созданияравных условий для конкуренции? Деятельность Роскартографии, по изданиюподобных нормативных правовых актов противоречит антимонопольномузаконодательству. Ч.1.Ст.7 федерального закона «О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта1991 года № 948-1 устанавливает, что «Федеральным органам исполнительнойвласти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органамместного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия,которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создаютдискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельностиотдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либомогут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемлениеинтересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектовв какой-либо сфере». Мы считаем неправомерным фактическое понуждение коплате за ту информацию, которая по законодательству является бесплатной. Так,в соответствии с п.1.ст.8 Федерального закона от 18 декабря 1997г. № 152-ФЗ«О наименованиях географических объектов» «Нормализованныенаименования географических объектов на русском языке и других языках народовРоссийской Федерации публикуются в словарях и справочниках наименованийгеографических объектов», а согласно п.1.ст.12. этого же закона:«финансирование работ по выявлению и нормализации наименованийгеографических объектов, подготовке и изданию словарей и справочниковнаименований географических объектов на русском языке осуществляется за счетсредств федерального бюджета, выделяемых на финансирование деятельности федеральныхорганов исполнительной власти, выполняющих в пределах своей компетенцииуказанные работы>. Исходя из этих положений следует однозначный вывод о том,что информация, содержащаяся в словарях и справочниках наименованийгеографических объектов является общедоступной для пользователей, а режим еепользования, и уж тем более тарифы на ее пользование не могут быть установленыведомственными актами. Законодатель, устанавливая вышеуказанные нормы,руководствовался намерением нормализовать и стандартизировать системунаименований географических объектов, а отнюдь не извлечь прибыль в казнугосударства. Поскольку перечень географических объектов о которых идет речьуказан в ст.1. рассматриваемого федерального закона, то нетрудно установить,какая информация является для пользователя бесплатной. Парадокс заключается втом, что Роскартография вопреки нормам данного закона в своих Временных тарифахза пользование материалами и данными ФКГФ, утвержденных приказом Федеральнойслужбы геодезии и картографии от 14.02.1998г. № 23-п устанавливают плату и заэту бесплатную информацию, которую включает составной частью каких-либо другихматериалов. Поэтому считаем необоснованным произвольное установление тарифов запользование общедоступными государственными ресурсами составляющими ГКГФ инеобходимым максимально точно рассчитать действительную стоимость услуги попредоставлению информации ГКГФ, а также установить конкретный переченьпредоставляемых услуг, потому что карта в целом не может таковой являться, т.к.большая часть её информации согласно вышеназванного закона является бесплатной.3. Многие существующие и до сих пор действующие ведомственные нормативные актыв области картографии не могут регулировать не только новые складывающиесяправовые отношения в этой сфере, но и грубо нарушают действующеезаконодательство. Так, Инструкция о порядке составления, подготовки к изданию ииздания географических и тематических карт и атласов организациями министерстви ведомств СССР, утвержденная 18 января 1990г. пропитана духом абсолютноговертикального контроля деятельности как государственных картографическихорганизаций, так и частных юридических лиц. Например, п.4. Инструкцииустанавливает, что „карты и атласы изготавливаемые вне ГУГК СССР иМинобороны СССР, составляются по несекретным топографическим картам, картам иатласам любых масштабов, изданным ГУГК СССР для открытой продажи:“, ап.16. говорит, что „исходные (авторские) оригиналы тематическогосодержания для составляемых карт и атласов должны разрабатываться на основах, изготовленныхв соответствии с п.4.“ Таким образом, каждый раз составляя картыорганизации вынуждены обращаться к государству за основой, иначе продукция, небудет соответствовать требованиям, установленным самой же Роскартографией.Однако следует заметить, что ни в одном из положений этой инструкции, а такжедругих актов не содержится запретов на использование основ зарубежного-составления или основ, составленных другими юридическими лицами, что позволяетсделать вполне оправданный вывод о возможности такого использования. Довведения в действие Положения о лицензировании картографической деятельностиутвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2002 г.№ 360действовало Положение о лицензировании геодезической и картографическойдеятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 08 июня 2001г. №453. Большинство организаций, действующих сегодня в сфере картографии имеютлицензии, полученные во время действия данного Положения. П. в) ст.9.указанного Положения содержит следующее условие лицензирования:»использование в качестве основы при составлении и подготовке к изданиюновой геодезической и картографической продукции материалов и данныхгосударственного картографо-геодезического фонда последнего годаиздания(составления), а также геодезических и картографических материалов иданных, созданных имеющими лицензии юридическими лицами или индивидуальнымипредпринимателями”. В редакции этого пункта не указывается формасобственности юридических лиц и их государственная принадлежность. Из этогонетрудно сделать вывод о том, что не запрещено пользоваться услугамииностранных картографических организаций и юридических лиц частной формысобственности, независимо от организационно-правовой формы, в частииспользования основ. Для сравнения представляем это же условие лицензирования вновой редакции — п. е). ст.3 Положения о лицензировании картографическойдеятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 360): — использование последних по сроку издания (составления) материалов государственногокартографо-геодезического фонда в качестве основы при составлении и подготовкек изданию новой картографической продукции”. Налицо явное ужесточениетребований к лицензированию. Таким образом картографические организации ужепросто обязывают пользоваться исключительно информацией, предоставляемойРоскартографией, а вернее организацией держателем фонда. Поскольку всоответствии с законодательством РФ закон, ухудшающий положение физических июридических лиц по общему правилу обратной силы не имеет, если иное не указанов нем, то организации (имеющие лицензии, выданные до принятия новогопостановления Правительства РФ) вправе воспользоваться услугами иностранныхкартографических организаций, а также отечественных негосударственныхкартографических предприятий. Кроме того, стоимость зарубежных основ гораздониже аналогичных отечественного производства, что побуждает организациипользоваться именно ими в ущерб интересам национальной экономики игосударственным предприятиям. Полагаем, что разумнее снизить цены накартографические и иные основы и отказаться от системы централизованныхзапретов, которые вступают в противоречие с законодательством. Считаемнеприемлемым самовольно и незаконно устанавливать плату за предоставлениеуказанных выше услуг. Следует также отметить, что процесс издания и выпускакартографической продукции чрезвычайно усложнен и искусственно затянут. Дело втом, что для выпуска всех видов картографической продукции от разработчика(издателя) требуют прохождения нескольких разрешительных процедур:лицензирование деятельности; выдача разрешения на составление и подготовку кизданию продукции; экспертиза плана, карты, штриховой (красочной) пробыпродукции; контрольное редактирование; выдача разрешения на опубликование воткрытой печати; выдача разрешения на пользование материалами и данными ФКГФ(на определенный вид информации). За выдачу каждого из разрешений требуетсяоплата. Осуществляя лицензирование деятельности, лицензирующий орган дает правосоискателю лицензии заниматься той или иной конкретной деятельностью, т.е.фактически разрешает. Ст.2.Федерального закона от 08 августа 2001г. 3Олицензировании отдельных видов деятельности> прямо указывает: «лицензия- это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности приобязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданноелицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.Вполне уместен абсолютно справедливый вопрос: почему дублируется разрешительныйпроцесс? Выдача лицензии уже означает то, что лицензиат имеет право заниматьсякартографической деятельностью, которая подразумевает разработку того или иногокартографического продукта. На наш взгляд эта процедура надумана и не имеетправа на существование. То же касается и опубликования в открытой печати.Выдача разрешения на разработку и подготовку к открытому изданию продукцииавтоматически разрешает опубликование такой информации, так зачем тогда нужныэти лишние процедуры, которые по нашему мнению искусственно»раздуты”? Необходимо еще раз упомянуть, что все эти процедурыявляются платными и занимают немалую статью расходов небольших картографическихорганизаций. Вопрос на обсуждение: предприятию выдана лицензия на разработку ивыпуск определенных видов картографической продукции, то должно ли оно еще трираза (подчеркиваем — три раза) платить и получать разрешение на ее выпуск? Накаком основании, и почему этого нельзя сделать один раз в момент прохожденияконтрольного редактирования? 4. Устаревшее законодательство и указанные незаконныеакты грубейшим образом нарушают существующее законодательство и противоречатего общему смыслу. Ч.2 ст.1 Положения о Роскартографии, утвержденногопостановлением правительства РФ от 8 сентября 1999г. № 1021 содержит следующееположение: «Роскартография в своей деятельности руководствуетсяКонституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РоссийскойФедерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,а также настоящим Положением», что обязывает Роскартографию соблюдатьзаконы РФ. Необходимо через органы, обладающие законодательной инициативойобратиться в Думские комитеты с прошением привести ведомственные нормативныеакты и действия в картографической деятельности в соответствие с действующимзаконодательством. 5. В настоящее время сложилась практика странного размещениягосударственных заказов на разработку картографической продукции. Государствунаиболее выгодно разместить заказ у того подрядчика, который выполнит егонаиболее профессионально, но к тому же в установленный срок и дешево. Наиболееоптимальным и логичным способом подбора такого подрядчика является проведениеконкурса в соответствии с положениями Федерального закона от 6 мая 1999г. №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных нужд», но на практике заказыразмещаются спонтанно без каких-либо ясных и четких критериев, гласныхтендеров. Таким образом заказ может принять организация, фактически необладающая необходимым потенциалом, но использующая силыь субпод рядчиков.Такая система непонятна и алогична. Просим Роскартографию, в соответствиидействующим законодательством, сделать более прозрачным, понятным, общедоступнымразмещение государственных заказов на разработку и выпуск карт и другойпродукции. Подводя итоги анализа законодательства и практики в сферекартографии и геодезии, необходимо отметить противоречивость и запутанностьзаконодательства, в котором подчас путаются сами государственные органы. Крометого оно заметно устарело, несмотря на все попытки его обновления. Более того,акты, которые обновляются, по сути своей остаются прежними с незначительнымиизменениями (в основном по форме, но не по содержанию). Существующеезаконодательство не способно стимулировать развитие малого предпринимательствав этой области, хотя в государственной политике ему отдан несомненныйприоритет. Явные несоответствия антимонопольному законодательству многихнормативно-правовых актов позволяют Роскартографии трактовать их в свою пользу,что в конечном счете отражается на финансовом положении частных организаций. Вконце концов страдает рядовой потребитель, который получает дорогой инизкокачественный продукт на рынке, который в области картографиихарактеризуется низкой конкурентностью. Учитывая такое положение вещейпризываем участников Форума внести вклад в развитие и демократизациюзаконодательства в области геодезии и картографии и принять определенные мерыпо реструктуризации головного органа в этой области — Федеральной службыгеодезии и картографии России. Подведу итоги к сказанному: — Мы предпринимателиабсолютно не против четкого и даже жесткого контроля со стороны государства ипонимаем ее особую важность. — Но мы категорически против того, когда контрольпревращается в фактор сдерживающий развитие отрасли. — Мы за единыйодновременный разовый контроль вместо существующего трёхэтапного. Возможно,необходимо наделить этими полномочиями ТИГГН, увеличив штат. — Мы за взиманиеразовой платы на основании законных нормативных актов, в которых четко иобоснованно указывается реальная стоимость предоставляемых услуг. БюджетРоскартографии должен быть достаточным для содержания аппарата и независим отразрешительных платежей, поступающих от коммерческих организаций, т.к.организации уже платят налоги и другие платежи для содержания государственногоаппарата. ПРЕДЛАГАЕМ «Роскартографии»: — создать комиссию, объединивв её составе представителей всех заинтересованных лиц картографической отрасли,с целью проведения анализа (исследования) действующего законодательства в нашейсфере деятельности; — выработав логичную и понятную систему правовогообеспечения деятельности (проекты нормативных актов); — направить проектынормативных актов в Государственную Думу для доработки и принятия их всоответствующем порядке.
2. Характеристика системыхозяйственно-правовых договоров
Право регулируетвзаимодействие участника маркетинговой деятельности с другими субъектамирыночных отношений, дает возможность корректно строить отношения спотребителями, предельно удовлетворять их запросы и реализовывать ихэкономические интересы; вести маркетинговые исследования, не нарушая режимохраны банковской, коммерческой и государственной тайны, осуществлять изучениянамерений покупателей и т.д.
Именно право должнолежать в основе регулирования средств индивидуализации и средств безопасноститовара, методов государственного управления качеством товаров; организации иоформления доставки товара, поскольку каждый канал товарораспределенияоформляется самостоятельным хозяйственно-правовым договором (например, договоррозничной купли-продажи, договор поставки, договор поручения, договор комиссии,агентский договор, договор лизинга и т.д.), как и в основе торговли,ценообразования, рекламы, паблик рилейшнз, защиты деловой репутации участниковмаркетинговой деятельности.
Значения слова — 1)юридический факт, лежащий в основе обязательства, 2)само договорноеобязательство, 3)документ, закрепляющий факт установления обязательственногоправоотношения.
Договор — самыйраспространенный вид сделок (есть еще односторонние сделки)
Статья 420. Понятиедоговора
1. Договором признаетсясоглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращениигражданских прав и обязанностей.
Статья 421. Свободадоговора
1. Граждане и юридическиелица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключениюдоговора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключитьдоговор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятымобязательством.
2. Стороны могутзаключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом илииными правовыми актами.
3. Стороны могутзаключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров,предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Котношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частяхправила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, еслииное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
4. Условия договораопределяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержаниесоответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья422).
В случаях, когда условиедоговора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, посколькусоглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могутсвоим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное отпредусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договораопределяется диспозитивной нормой.
5. Если условие договоране определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условияопределяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
·Основные и предварительныеДоговоры.
·Договоры в пользуих участников и в пользу третьих лиц. + договоры об исполнении третьему лицу.
·Односторонние ивзаимные договоры. Односторонний договор порождает у одной стороны толькоправа, а у другой только обязанности.
·Возмездные ибезвозмездные договоры. Возмездный договор — имущественное предоставление однойстороны обуславливает встречное имущественное предоставление другой стороны(купля-продажа). Безвозмездный — дарения.
·Свободные иобязательные Договоры.
·Заключениеобязательного договора обязательно для одной или более сторон. Видобязательного договора — публичный договор.
·
Статья 426. Публичный договор
1. Публичнымдоговором признается договор, заключенный коммерческой организацией иустанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ илиоказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельностидолжна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничнаяторговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи,энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческаяорганизация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим вотношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренныхзаконом и иными правовыми актами.
2. Ценатоваров, работ и услуг, а также иные условия публичного договораустанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев,когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот дляотдельных категорий потребителей.
3. Отказкоммерческой организации от заключения публичного договора при наличиивозможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнитьдля него соответствующие работы не допускается.
Принеобоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичногодоговора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящегоКодекса.
4. В случаях,предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издаватьправила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичныхдоговоров (типовые договоры, положения и т.п.).
·Взаимосогласованныедоговоры и Д присоединения. Условия устанавливаются всеми или одной стороной.
Типы Хозяйственно-Правовых Договоров:
1. Имущественные
·на передачи имущества
·на выполнениеработ
·на оказание услуг
2, Организационные
·о созданииюр.лица и контрактных сообществ,, не являющихся юр.лицами
·о разделе рынка
·между гос.органами и торговыми предприятиями, по защите прав предприятия — мало развиты.
Краткая характеристика некоторыхвидов хозяйственно-правовых договоров:
СДЕЛКА
Сделкой могут выступать:
договор (устный, юридический)
обязательство
Под сделкой понимают заключение какихлибо обяхательств между партнерами, в ходе которых каждый должен осуществитьсвои условия сделки.
Сделка недействительна в силупризнания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такогопризнания (ничтожная ).
Виды:
Ничтожная сделка — кот: несоответствует закону; противнаосновам правопорядка; мнимые; совершена недееспособным. лицом.;несовершеннолетним.
Оспоримая сделка — кот.: выходит за пределы правоспособностилица; с превышением полномочий на ее совершение, совершена гражданиномот14до18 лет; совершена ограниченно дееспособным; совершается под влияниемзаблуждения; обмана, насилия, угрозы.
Последствия признания сделкинедействительной:
двухсторонняя реституция — все,полученное по сделке, возвращается сторонам;
2. односторонняя реституция — добросовестной стороне возвращается все, а недобросовестным — в доходгосударства; невозможность реституции — обе стороны действовали злонамеренно ивсе — в доход государства.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
1) Гражданско-правовое обязательство(ГПО)- правоотношение, в силу которого одно лицо обязано совершить в пользудругого лица определенные действия, либо воздержаться от действий (стороны вобязательстве именуются кредитор (К) и должник (Д), причем независимо от видаобязательства).
Кредитор- тот, кто вправетребовать от Должника исполнение своих обязательств.
Должник- тот, кто обязансовершить определенные действия.
Как правило, в договоре однои то же лицо и К, и Д.
Для определения природывзаимоотношений:
Стороны ГПО всегда равны, т.е. междуними отсутствует подчинение, они обладают автономией воли, имущественно самостоятельны.
ГПО носят имущественный характер (?).
Эти обязательства не могут бытьвозложены на 3-е лицо, без его согласия.
Виды обязательств:
а) по передаче имущества:
в зависимости от того передается лиимущество в собственность (как в случаях с хозяйственным ведением и оперативнымуправлением) делится на возмездные (купля-продажа, рента, мена, поставка) ибезвозмездные (дарение)
если имущество передается впользование, также возмездные (аренда, лизинг, найм) и безвозмездные (ссуды)
б) связанные с выполнением работ(подряд, выполнение НИОКР)
в) оказание услуг (страхование,кредитные обязательства, факторинг, коммерческая концессия (=франчайзинг)
обязательства классифицируются взависимости от:
основания возникновения обязательства
договорные обязательства (возникшиена основании договора)
внедоговорные обязательства(обязательства, возникающие в результате причинения вреда; публичное обещаниенаграды; связанные с неосновательным обогащением)
основанные на административном акте(редко)
основанные на судебном решении(редко)
иные основания
2) числа лиц, участвующих вобязательстве (имеется в виду, когда на одной из сторон выступают одновременнонесколько лиц, число лиц больше числа сторон, которых всегда две)
обязательства со множественностью лицделятся на:
долевые (каждый из кредиторов имеет правотребовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство вопределенной доле с другими; если доли не определены, то они признаютсяравными. На сегодняшний день используется в основном между гражданами, причемесли не понятно какое обязательство, то считается долевым)
солидарные (К вправе требовать исполнения какот всех должников, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью,так и частично, поэтому такой вид обязательств всегда выгоден К-ру).
-при неделимости предметаобязательства (например, автомобиль находится в собственности 2-х лиц и егопродают)
при совместном причинении вреда
в хозяйственном обороте:
юридические лица, вновь возникшиепосле реорганизации ю/л, если их разделительный баланс не дает возможностьопределить, кто является правопреемником по долгам
участники полного товарищества
полные товарищи коммандитноготоварищества
участники ОДО
основное общество отвечает солидарнос дочерним обществом, если последнее действовало на основании указанийголовного
при поручительстве
Обязательства в сферепредпринимательской деятельности возникают как солидарные, если иное непредусмотрено соглашением сторон. В качестве солидарных могут выступать икредиторы: любой из солидарных кредиторов вправе предъявить Д требования вполном объеме, но до предъявления одним из солидарных кредиторов, Д можетисполнить свое обязательство любому из них, причем в полном объеме)
— субсидиарные (при неудовлетворении требованийосновным должником, оно может быть заявлено в целом или в неисполненной частидругому дополнительному должнику. Обязательство имеет силу только при множествелиц со стороны Д, во- вторых, К не вправе предъявлять требования кдополнительному Д, минуя основного Д. В какой момент можно обратиться кдополнительному Д? К должен письменно направить свое требование основному Д и,если на это требование получен отказ или вообще не последовало ответа “вразумный срок”, К имеет право обратиться к дополнительному Д). Этот видобязательства применяется в случаях, предусмотренных в законе или в договоре.Субсидиарная ответственность всегда выгодна выгоднее Д, чем солидарная.
2) Исполнение обязательств.
Срок может быть предусмотренлибо в законе, либо в договоре.
Способы определения срока в договоре:
конкретный день исполненияобязательств
путем определения периода времени, втечение которого должно исполняться обязательство
момент востребования
если срок не установлен в договоре,то считается, что обязательство должно быть исполнено в “разумный срок”, а еслиобязательство не было исполнено в “разумный срок” или по востребованию, то онодолжно быть исполнено Д не позднее 7-ми дней со дня предъявления К требования,об исполнении такового, и только после этого начинается начисление проценты и штрафы.
В случае досрочного исполненияобязательства. В принципе это разрешено, но в сфере предпринимательскойдеятельности досрочное исполнение не допускается за исключением случаев,предусмотренных законом, соглашением сторон или если это вытекает из существаобязательства или обычаев делового оборота.
3) место исполнения обязательства
Лучше всего определить в договоре.Если этого нет, то принято:
по обязательству передать недвижимоеимущество в месте нахождения этого имущества
при обязательстве передать товар(иное движимое имущество), которое предусматривает перевозку товара, то этоместо передачи первому перевозчику для доставки
по другим обязательствам, когда непредусмотрены перевозки, местом исполнения обязательства считается местоизготовления или хранения товара, причем оно должно быть известно К в моментзаключения договора.
по денежному обязательству: местожительства К- если это гражданин, либо в месте нахождения ю/л (здесь имеется ввиду банк, открывший К-у счет, на который должны быть занесены деньги). Местоможет определяться и по-другому, если например, ю/л поменяло р/с, ф/л переехалои если К об этом не сообщил, то Д может внести деньги в депозит нотариуса илисуда, но только если неизвестно место нахождения К, либо он отказываетсяпринять исполнение обязательства)
по всем другим обязательствам: любоеобязательство должно быть исполнено в месте проживания гражданина или местенахождения ю/л – Д (например, строительный объект)
ДОГОВОР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ
Условия юридической силы договоров.
согласие стороны, берущей на себяобязательства
достижение соглашений по всемсуществующим условиям договора
действительность договора
Происходит на стадии заключения
2-е стадии:
оферта- предложение заключить договор
акцепт- безусловное согласиезаключить договор
Оферта (правовое значение)- связываетсделавшее ее лицо, которое не вправе делать предложение другим лицам, недождавшись ответа на оферту.
Условия оферты:
наличие существенных условия договора
должна быть обращена к конкретномулицу (исключение – публичная оферта)
Т.е. из оферты должно вытекать явноенамерение заключить договор с этим лицом. Исключение, когда публичная оферта.
Может быть проект договора, сторонымогут обменяться факсами.
2-я стадия: акцепт. С получениемакцепта соглашение считается достигнутым. После того, как акцепт получен, недопускается одностороннее расторжение договора.
Своеобразие акцепта от офертызаключается в форме, в которой может быть сделан акцепт. Вообще это может бытьобмен письмами, телеграммами, факсами, но существует три формы:
Письменная путем совершения действийпо выполнению условий договора. В оферте может быть указано, что 2-ой способнеприменим. Действия должны быть совершены в пределах срока, установленного дляакцепта.)
в форме молчания (Когда это прямо предусмотренов законе. Например договор аренды будет считаться продленным, если ни одна изсторон не уведомила другую, что договор заканчивается. Именно договор арендысчитается продленным на неопределенный срок. Потом можно расторгнуть суведомлением по движимому имуществу за 1 месяц и за 3 месяца по недвжимому).
Срок, в течение которого должно бытьдано согласие на заключение договора. В отдельных случаях срок установлен взаконе: если одна из сторон обязана заключить договор, то для акцептаустановлен срок в 30 дней. Лучший способ- указать в оферте срок ответа. Еслисрок не установлен ни в законе, ни в оферте, то акцепт должен быть в течениенормально необходимого для этого времени.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР
Это соглашение, в соответствии скоторым, стороны обязуются в будущем заключить договор о передаче имущества,выполнении работ или оказании услуг, на условиях, предусмотренныхпредварительным договором. Но этот договор будет иметь значение только присоблюдении следующих условий:
предварительный договор должен бытьзаключен в той форме, в которой будет заключен основной договор(нотариально-нотариально)
в предварительном договоре стороныустанавливают срок, в который будет заключен основной договор. Если этот срокне установлен, то срок равен 1-му году.
Правовое значение договора: если однаиз сторон в будущем отклоняется, то другая сторона может понуждать. Такой спорподведомствен суду.
Достижение соглашения по существеннымусловиям договора:
существенные условия
существенные определимые условиядоговора
обычные условия
1) без которых договор не можетсуществовать. Их значение: при их отсутствии договор считается незаключенным.
Договор недействителен- только пооснованиям, предусмотренным в законе. При применении правил о недействительныхсделках может наступить одно из трех последствий:
двусторонняя реституция
односторонняя реституция (когда однаиз сторон действует умышленно, а другая добросовестно)
недопущение реституции (всеполученное по сделке с каждой из сторон идет государству)
Незаключенный: только если недостигнуто соглашение по существенным условиям, т.е. нельзя требоватьисполнения договора (требовать возмещение убытков никто не запрещает).
К существенным условиям договораотносятся:
-предмет договора (считаетсяопределенным, если есть наименование и количество, можно даже порядокопределения количества).
Для недвижимости существуетдополнительное условие- цена;
Договор об аренде- определениеаренды;
Договор, связанный с оказанием услуг-по всем этим договорам должен быть перечень действий, которые совершает тот,кто оказывает услуги)
другое существенное условие можетбыть названо в законе
все те, относительно которых позаявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (например, одна изсторон настаивает, что обязательство должно быть выполнено в $, а не в RUR)
к существенным определимым условиямдоговора от)
К существенным определимым условиямдоговора (без которых любой договор редко может быть заключен) относятся:
по возможности в договоре должна бытьцена, но если ее нет, то договор будет считаться заключенным, т.к. цену можноопределить (смотри ГК- статья цена договора)
Далее- это качество, тоже условиенеобходимо, но определимо, т.е. если стороны сами ссылаются на стандарты,образец, то действует эта норма.
Далее- срок (это все примеры)- приотсутствии срока договор поставки все равно будет заключен (т.к. есть разумныйсрок, либо через 7 дней после востребования (?)).
Про обычные условия что-то невнятное.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДОГОВОРА
1) надлежащая сторона договора (т.е.сторона должна иметь надлежащее право для заключения договора).
Например, когда после подписаниядоговора выясняется, что договор подписан лицом, не имеющим на это надлежащегоправа (дефект дееспособности).
Субъектом договорных отношений можетбыть гражданин, обладающей полной дееспособностью; если это договор в сферепредпринимательской деятельности, то гражданин должен иметь статуспредпринимателя; организация- ю/л, деятельность которой законна (легальностьсуществования и регистрации можно получить из учредительных документов, т.к.эти документы не относятся к коммерческой тайне. Необходимо обратить внимание:соответствует ли организационная форма этого предприятия, юридический адрес иего проверка; филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами,поэтому они не вправе заключать договора от своего имени, а только от имению/л. Полномочия в этом случае оформляются: руководитель филиала может заключатьдоговора только на основании доверенности.
Право подписи может бытьпредоставлено в силу закона, либо в силу учредительных документов. Позаконодательству таким правом обладают только руководители организаций (членыСД, члены правления и т.д. только по учредительным документам).
Сама организация может ограничитьправа руководителя учредительными документами. Кроме того есть понятие крупнойсделки, которой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанныхс приобретением или отчуждением обществом имущества, стоимость которогопревышает 25% стоимости имущества общества, но при этом речь идет о заключениинехарактерного для этого АО или ООО договора.
Контроль за такого рода сделками,договорами:
в АО должно быть единогласное решениеСД, если стоимость сделки от 25% до 50%. При стоимости более 50%, либо приотсутствии единогласного решения СД, то решение принимается? голосовакционеров.
в ООО общее собрание + решение можетбыть передано СД.
Если все же сделка подписанаруководителем за пределами своих полномочий:
Договор может быть признаннедействительным, но только по иску заинтересованных в этом лиц (акционеры,учредители, …), но не посторонних лиц и только если другая сторона сделки зналаили должна была знать об установлении ограничений (в судебной практике принятосчитать, что ничто не мешает ознакомиться с учредительными документами).
Все остальные работники могутзаключать сделки на основании доверенности.
Доверенность: письменное уполномочие,выдаваемое одним лицом другому для представительства перед 3-ими лицами.Существует простая письменная форма и нотариально заверенная форма. Нотариальнозаверенная форма должна быть в следующих случаях:
если сделка требует нотариальногооформления
передоверие (руководитель филиалавыдает доверенность своему работнику)
Доверенность должна быть подписанаруководителем предприятия или уполномоченным лицом и должна быть скреплена(!!!) печатью организации. Доверенность на получение денег или иныхматериальных ценностей должна быть скреплена также и подписью главногобухгалтера.
Максимальный срок доверенности- 3-игода, если срок на доверенности вообще не указан, то действительна в течение1-го года. Если же в доверенности нет указания срока, и она оформленанотариально, и выдана для совершения действий за границей, то действует до техпор, пока не будет отозвана.
Существенное условие доверенности-наличие даты совершения.
Лицо, выдавшее доверенность, вправе влюбой момент ее отменить, но должно предупредить заинтересованных лиц (=уведомить контрагента). Само лицо, получившее доверенность, в любой моментвправе от нее отказаться.
Есть общее правило- если сделкузаключило лицо, не уполномоченное на это или с превышением полномочий, то этолицо становиться стороной договора. (но это еще вопрос, т.к. считается, чтодействия работника организации являются действиями организации).
Для действительности договора, помимонадлежащей стороны, также необходимо, чтобы форма договора:
в устной форме между гражданами намаксимальную сумму в 10 МРОТ (если сделка совершена при ее заключении)
в письменной форме: простая и сложная(нотариально заверенная или государственная регистрация).
заключение договора в форме молчания(в случаях, предусмотренных в законе)
заключение договора с помощьюконклюдентных действий (из которых явно следует намерение сторон заключитьдоговор, например, аукцион, метро, автобус, …)
Если не соблюдена простая письменнаяформа в случае > 10 МРОТ, то они …(?), т.е. признаются незаключенными толькопо заявлению одной из сторон (но суд свидетелей при > 10 МРОТ слушать небудет).
Есть сделки (задаток), для которых взаконе установлена обязательная письменная форма.
Письменной формой может являтьсясоставление единого документа, обмен факсами, телеграммами, ….
Возник вопрос об аналогах собственнойподписи.
Закон допускает возможностьиспользовать аналоги, но только, если стороны должны признавать такой способподписи.
Вопрос об обязательности печати вдоговоре: наличие печати, как и специального бланка, являются дополнительнымитребованиями: т.е. только если стороны об этом договорились.
3. Реорганизация хозяйственныхобществ
Прекращениедеятельности хозяйственных обществ регулируется ст.37 Гражданского кодексаРФ, ст.8,11 Закона «О предпринимательстве», ст. 34, 36 Закона «О предприятиях вРФ», ст.19-22 «О хозяйственных обществах», Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Прекращение хозяйственного общества может осуществляться в результате его реорганизации или ликвидации. При реорганизации права и обязанностихозяйственного общества, которое прекращается, переходят киному юридическому лицу, а при ликвидации такое правопреемство отсутствует –общество лишается прав юридического лица, а его обязательства подлежатпогашению в порядке, предусмотренном законом. Прекращение деятельностихозяйственного общества может осуществляться в добровольном или принудительном порядке. Добровольный порядок означает, что высший орган общества (его участники) по собственной инициативе и воле принимает решение о прекращении деятельности общества путем его ликвидации или принудительном разделе принимает уполномоченном государственный орган (чаще всего таким органом является хозяйственный суд).
Прекращение деятельности хозяйственного общества может осуществляться добровольном или принудительном порядке. Добровольный порядок означает, что высший орган общества (его участники) по собственной воле принимают решение о прекращении деятельности общества путем ликвидации и реорганизации. В случае принудительного прекращения хозяйственного общества решение о его ликвидации или реорганизации. В случае принудительного прекращения хозяйственного общества решение о его ликвидации или принудительном разделепринимает уполномоченный орган (чаще всего таким органом является хозяйственный суд).
Прекращение деятельности хозяйственного общества следует отличать от ееприостановления (которое, исходя из положений ст.11 Закона «Опредпринимательстве», часто называется временным прекращением). В случае приостановлениясвоей деятельности хозяйственное общество не прекращает своего существованиякак субъект права, речь идёт об определённом перерыве в осуществлении им своихпредпринимательских функций.
При реорганизации права иобязанности хозяйственного общества, которое прекращает свою деятельность,полностью переходят к другому юридическому лицу (правопреемнику).
Реорганизация можетпроисходить в форме:
– слияния, когда прекращается деятельность двух или более юридических лиц (правопредшественников) и вместо них образуется новое юридическое лицо(правопреемник) к которому переходят все права и обязанности прекратившегосяобщества;
– разделения – хозяйственноеобщество прекращает свое существование, распадаясь на два или болееюридических лица, к которым переходят по разделительному балансу всоответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованногообщества;
— выделения – из хозяйственногообщества выделяется одно и более юридических лиц, к каждому из них, включаясамо хозяйственное общество, переходят по разделительному балансу всоответствующих частях
имущественные права и обязанностиреорганизованного хозяйственного общества.
Реорганизованноепутём выделения хозяйственное общество не прекращает своего существования, а потомуподобная форма реорганизации по существу не относится к формам прекращенияюридических лиц. Выделение следует отличать от образования дочернихпредприятий. Хозяйственное общество может принять решение об образованиидочернего предприятия и утвердить его устав, наделить предприятие капиталом,однако к дочернему предприятию не переходят ни права, ни обязанности самогоучредившего его общества.
– преобразование — хозяйственное общество изменяет свою организационно-
правовую форму, название или формусобственности, вследствие чего возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности реорганизованного хозяйственного общества.
Основаниями для реорганизации могутбыть:
1) решение высшего органа хозяйственного общества (для акционерного общества, общества с ограниченной илидополнительной ответственностью) или единогласное решениеучастников хозяйственного общества (для полного и коммандитных обществ); вслучаях, предусмотренных законом, на реорганизацию хозяйственного общества вформе слияния и присоединения должно быть получено согласие Антимонопольногокомитета РФ21.
2) постановление Антимонопольного комитета о принудительном разделении хозяйственного общества какмонопольного образования, принятое в соответствие со ст.16 Закона «Обограничении монополизма» и недопущении недобросовестной конкуренции впредпринимательской деятельности». Постановление Антимонопольного комитета РФо принудительном разделении предприятия не является решением о реорганизации.Постановление подлежит исполнению самим обществом в установленный срок,который не может составлять меньше 6 месяцев. Реорганизация хозяйственногообщества, подлежащему принудительному разделению, осуществляется по егоусмотрению при условии устранения монопольного положения общества на рынке.Хозяйственное общество, которое не согласно
с вынесенным постановлением, можетобратиться в хозяйственный суд с заявлением о его недействительности.
1) определение хозяйственного суда об утверждении плана санации должника, осуществляемой путем реструктуризации (реорганизации) хозяйственного общества – должника,вынесенное в ходе рассмотрения дела о банкротстве.
Реструктуризация является однимиз способов осуществления санации неплатежеспособного должника (оздоровленияего финансово- хозяйственного состояния). Реструктуризация хозяйственногообщества – должника может проводится путем его раздела с переходом долговыхобязательств к юридическому лицу, которое в соответствии с планом санации неподлежит санации, изменение формы собственности, управления, организационно-правовой формы с целью финансового оздоровления должника, увеличения объемоввыпуска конкурентоспособной продукции, повышения эффективности производства иудовлетворения требований кредиторов. Действия по осуществлению реорганизации возлагаются на управляющего санацией.
В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация, она может
оформляться следующими документами:
1) соответствующим решением высшего органа общества; в случае выделения или преобразования, происходящих вхозяйственном обществе с долей государственной собственности в уставномфонде более 50 %, такое решение принимается совместно с трудовым коллективом23.
2) определением хозяйственного суда о реорганизации хозяйственного общества, вынесенного в ходе рассмотрения дела о банкротстве общества;
3) договором между юридическимилицами о реорганизации (присоединение, слияние);
4) разделительным балансом(разделение, выделение) или передаточным актом (слияние, присоединение,преобразование);
5) решением высшего органа общества об утверждении договора присоединении или слиянии; об утверждении разделительного баланса или передаточного акта.
Реорганизация осуществляется вследующем порядке:
1) принятие уполномоченным органом решения о реорганизации;
2) государственная регистрация возникших юридических лиц (юридического лица, возникшего послеслияния, выделившего или юридических лиц, возникших вследствие раздела) или внесение изменений в учредительные документы реорганизованныхпредприятий (их перерегистрация);
3) составление, подписание иутверждение передаточных или разделительных балансов юридическими лицами – право предшественником и правопреемником;
4) исключение юридических лиц – правопредшественников из государственного реестра или их перерегистрация.
Особенность процедурыреорганизации является ситуация одновременного осуществления в течение определенного сосуществования в течение определенного периода реорганизуемогоюридического лица – правопреемника.
Учредителями юридическихлиц – правопреемников должны быть учредители юридических лиц – правопредшественников, но не сами эти юридические лица (так как они прекращаютсвоё существование). Сумма размеров уставных фондов всех обществ дореорганизации должна быть равной сумме размеров уставных фондов всехобществ, созданных путем реорганизации. Соотношение долей участников в уставном фонде (капитале) юридического лица – правопреемника должно сохраняться, если иное не определено самими участниками.
Права и обязанностихозяйственного общества переходят к правопреемнику со дня подписанияпередаточного или разделительного баланса. Реорганизация обществ, имеющихкредиторскую задолженность, осуществляется с соблюдением требованийгражданского законодательства.
Создаются в результате реорганизации, а также отмена регистрации выпуска акций и акционерных обществ, которые создаются в результате реорганизации, осуществляется Государственной комиссией по ценнымбумагам и фондовому рынку либо её территориальными органами в соответствии сположением о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ,утверждённом решением ГКЦБФР от 30.12.19998 № 221, Положением о порядкерегистрации выпуска акций и облигаций предприятий и информации об их эмиссии,утверждённые приказом Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовомурынку от 20.09.1996г. № 210, Положением о порядке выпуска акцийзакрытыми акционерными обществами, утвержденное решением ГКЦБФР от12.02.1998г. № 41, Порядком отмены регистрации выпусков акций и аннулированиясвидетельств о регистрации выпуска акций, утверждённым решением ГКЦБФР от30.12.1998 г. № 222.
С целью защиты правакционеров акционерное общество, принявшее решение о реорганизации, обязаноосуществить оценку и выкуп акций тех акционеров которые этого требуют, в случае, когда эти акционеры не голосовали за принятие общим собранием решения о реорганизации, обязано осуществить оценку и выкуп акций тех акционеров, которые этого требуют, в случае, когда эти акционеры не голосовали за принятие общим собранием решения ореорганизации и обратились к обществу с письменным заявлением о выкупеакций. Выкуп акций осуществляется по цене, определяемой по договоренностисторон, но не ниже чем номинальная стоимость акций.
Перед началом проведенияреорганизации общества, общество направляет в государственную комиссию поценным бумагам и фондовому рынку и держателям именных акций — персонально(предусмотренном уставом способом) сообщение, включающее сведения ореорганизации в органах печати Верховной Рады РФ, кабинета Министров РФ,Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку или официальном издании фондовой биржи.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
1) о форме выпуска акций(документарная или без документарная);
2) о наличии убытков;
3) перечень и результаты предыдущихэмиссий;
4) сведения относительнореорганизации общества: информация об обществах, которые реорганизуются и создаются в процессе реорганизации; форме реорганизации;
5) порядок обмена акций или долей в уставном фонде обществ, которые реорганизуются на акции или доли в уставном фонде обществ, которые создаются в процессереорганизации;
6) условия такого обмена.
Ликвидация хозяйственных обществ.
Ликвидация хозяйственногообщества – это прекращение его деятельности без перехода прав и обязательства в порядке правопреемства.
Основания для ликвидации предусмотрены ч.4 ст. 19 Закона «О хозяйственных обществах», ч.1,2 ст.34 Закона «О предприятиях в РФ», статьях 8,11 Закона «Опредпринимательстве», ст. 32 Закона «О восстановлении платежеспособностидолжника или признании его банкротом».
Хозяйственное общество может бытьликвидировано:
1) По истечении срока, на которыйобщество создавалось, или после
достижения цели, поставленной при егосоздании25.
Большинство обществсоздается на неопределенный срок. Учредительными документами или нормамидействующего законодательства РФ может быть установлен определенный срокпрекращения деятельности общества или указана цель, по достижении которой общество прекращает свое существование. Положение об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях, утвержденное Указом Президента от 19.02.1994г.
№55/94, предусматривает, что закрытыеинвестиционные фонды (в форме закрытых акционерных обществ) создаются наопределенный срок и осуществляют расчеты по инвестиционным сертификатам поокончании срока деятельности.
2) По решению высшего органаобщества, а полные и коммандитные общества- по единогласному решению ихучастников26.
Участники хозяйственного общества могут принять решение о ликвидации общества ссоблюдением установленной законом процедуры. Во всех обществах, кромеакционерного, подобное решение принимается единогласно. Для принятия решения о ликвидации акционерного общества необходимо большинство 3/4 голосов акционеров, участвующих в общем собрании. Основания для принятияучастниками решения о ликвидации общества законом не определяются, они могутбыть любыми.
3) На основании решения суда или хозяйственного суда о ликвидации по представлению органов, контролирующих деятельность общества, в случае систематического или грубогонарушения им законодательства (пункт «в» ч.4 ст.19 Закона «О хозяйственныхобществах»).
Истцом по данной категориидел может быть орган, к компетенции которого действующим законодательствомотнесено осуществление контроля за деятельностью ответчика. Систематическинарушающими законодательство
признаются хозяйственные общества,которые раньше дважды допускали нарушение законодательства и совершили еговновь, независимо от того привлекались ли они к ответственности за предыдущиенарушения. В качестве исключения с учетом конкретных обстоятельств, связанных схарактером совершенного нарушения, причин его осуществления, длительности ипоследствий, систематически может быть признано и повторное нарушениезаконодательства, которое свидетельствует о явном и умышленном пренебреженииего требованиями со стороны общества (например, осуществлениепредпринимательской деятельности без лицензии, починившее значительный вредгосударству, физическим или юридическим лицами).
4) На основании решения хозяйственного суда об отмене государственной регистрации общества каксубъекта предпринимательской деятельности в случае:
· признаниянедействительным или противоречащим законодательству учредительных документов;
· осуществления деятельности, противоречащей учредительным документам и законодательству;
· несвоевременногосообщения об изменении его названия, организационно- правовой формы, формысобственности и местонахождения;
· признания банкротом;
· непредставление втечение года в органы государственной налоговой службы налоговых деклараций,документов финансовой отчетности в соответствии с законодательством27.
Иск о признанииучредительных документов общества недействительными и об отменегосударственной регистрации может быть подан уполномоченным государственныморганом, прокурором, органом, осуществляющим
государственную регистрацию, любымпредприятием или организацией, которое считают свои права или интересынарушенными в связи с созданием хозяйственного общества.
Учредительные документы могут быть признаны недействительными в случае их оформления с нарушениями действующегозаконодательства, влекущими утрату юридической силы документов; указания вдокументах, ложных сведений и др.
Иск об отменегосударственной регистрации на основании осуществления обществом деятельности, противоречащей учредительным документам или действующемузаконодательству, может подаваться государственными органами,контролирующими деятельность общества, а также иными юридическимилицами.
Иски об отменегосударственной регистрации общества в связи с непредставлением в течение годав органы государственной налоговой службы налоговых деклараций, документовфинансовой отчетности в соответствии с законодательством подаются толькоорганами государственной налоговой службы.
5) На основании определенияхозяйственного суда о ликвидации юридического лица – банкрота28.
Банкротство – это признанная судом неспособность восстановить свою платежеспособностьи удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры. В ходе этой процедурыдеятельность должника приостанавливается, а требования кредиторовудовлетворяются путем продажи всего имущества должника в определенномзаконом порядке.
Признание хозяйственногообщества банкротом не обязательно влечет за собой его ликвидацию.Хозяйственный суд выносит определение о ликвидации
общества- банкрота, если порезультатам ликвидационного баланса после удовлетворения требований кредиторову него не осталось имущества. Копия данного определения направляется органу,осуществившему государственную регистрацию общества, и органами государственнойстатистики для исключения общества из Единого государственного реестрапредприятий
организаций РФ, а такжеучастникам общества и органам государственной налоговой службы.
Хозяйственный суд можетвынести определение о ликвидации общества, номинальный участник – имеющий,например, всего одну акцию или долю в уставном фонде размером в 1 гривну).
Следует различать случаи,когда хозяйственным судом выносится решение о ликвидации (основанияпредусмотрены в Законе «О хозяйственных обществах», Законе «О предприятиях вРФ») и решение об отмене государственной регистрации (основания предусмотрен вЗаконе «О предпринимательстве»). Суд, вынесший решение о ликвидации, назначает одновременно и ликвидационную комиссию, определяет условия ликвидации. Если хозяйственнымсудом выносится решение об отмене государственной регистрации, обязанность повыполнению всех действий по ликвидации возлагается на участников хозяйственногообщества. За уклонение от исполнения решений хозяйственного суда к участникамхозяйственного общества могут быть применены санкции, предусмотренные ст.115Хозяйственного процессуального кодекса РФ.
Отмена государственнойрегистрации осуществляется органом государственной регистрации только приналичии ликвидационного баланса и других документов, подтверждающих проведениемероприятий по ликвидации субъекта предпринимательской деятельности какюридического лица. Практика показывает, что после вынесения хозяйственным судомрешения об отмене государственной регистрации хозяйственного общества, онодлительное время может оставаться без исполнения, вследствие нежеланияучредителей осуществлять процедуры, связанные с ликвидацией, или вообще ихотсутствия по указанному месту жительства (нахождения). Юридический статусобщества в таком случае продолжает оставаться неопределенным – несмотря напринятие хозяйственным судом решения об отмене государственною регистрацииобщества, само общество сохраняет права юридического лица и может осуществлятьразличные действия (часто незаконные). Орган государственной регистрации невправе осуществить отмену государственной регистрации общества до выполненияпоследним всех необходимых мероприятий по ликвидации. Общество (его участники)может уклоняться от выполнения этих мероприятий в течение неопределенногопериода времени.
Порядок ликвидации хозяйственного общества определяется ст. 20,21 Закона «О хозяйственныхобществах», ст.35,36 Закона «О предприятиях в РФ».
Ликвидация хозяйственного обществавключает следующие этапы:
1) высший орган хозяйственногообщества (участники общества) или суд (хозяйственный суд) принимает решение оликвидации общества;
2) орган, принявший решение оликвидации назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят всеполномочия по управлению делами общества, устанавливает порядок и срокипроведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов, которыйне может быть менее 2-х месяцев с момента объявления о ликвидации;
3) проводится ликвидационнаяпроцедура;
4) имущество, оставшееся после расчетов со всеми кредиторами распределяется между участниками общества;
5) выполняются действия по закрытиюсчета в банке; снятию с учета в органах государственной налоговой службы; сдачеподлежащих долгосрочному хранению документов в архив; сдаче печатей иштампов в органы внутренних дел; возвращение в орган государственнойрегистрации оригиналов учредительных документов и свидетельства огосударственной регистрации и другие необходимые действия;
6) органом государственнойрегистрации производится отмена государственной регистрации хозяйственного общества и исключение его из Реестра субъектовпредпринимательской деятельности;
7) общество исключается изЕдиного государственного реестра предприятий и организаций РФ. И с этогомомента хозяйственное общество считается ликвидированным.
Важным и обязательным этапом процесса ликвидации является проведение ликвидационной процедуры –совокупности мероприятий, направленных на погашение долгов общества передкредиторами, включая государство, трудовой коллектив и самих участников.
Для проведения ликвидационной процедуры участниками общества или судом (хозяйственнымсудом) формируются специальный орган – ликвидационная комиссия, к которойпереходят все полномочия по управлению делами общества. Таким образом, втечение периода ликвидации состав органа управления изменяется:действует высший орган общества, состоящий из участников, и исполнительный– ликвидационная комиссия. Со дня назначения ликвидационной комиссии к нейпереходят все функции исполнительного органа общества и его руководителя.Ликвидационной комиссии передаются печати и штампы общества, его документация. Ликвидационная комиссия действует от имени общества в отношениях стретьими лицами. Действия ликвидационной комиссии могут оспариватьсядебиторами, кредиторами, участниками общества и иными заинтересованными лицами как действия самого общества в установленном законномпорядке. Ликвидационная комиссия не является юридическим лицом и не может бытьответчиком в арбитражном процессе31.
Закон не определяетпорядок формирования ликвидационной комиссии, ее состав, порядок работы,условия оплаты ее членов, основания замены ликвидационной комиссии или еесостава. Эти вопросы должны быть обязательно урегулированы в учредительных документах, а если это не сделано, то непосредственно в решении уполномоченногооргана о назначении
ликвидационной комиссии. В противномслучае деятельность ликвидационной комиссии будет затруднительной.
Ликвидационная комиссия может работать как коллегиальный орган или единоличный (ликвидатор). В ч.ст.35 Закона «О предприятиях в РФ» устанавливается, что функции ликвидационной комиссии может выполнять орган управления предприятия. Вхозяйственных обществах нецелесообразно возлагать функции ликвидационной комиссии исключительно на исполнительный на орган общества. В ее состав должны входить также участники общества (или их представитель). Членомликвидационной комиссии также может быть иное лицо — на основании трудового или гражданско – правового договора, заключенного с обществом. Вдоговоре должны закрепляется меры ответственности членаликвидационной комиссии за неисполнение или ненадлежащее исполнениесвоих обязанностей. Если комиссия состоит из нескольких лиц, то обязательноназначается председатель ликвидационной комиссии. Решения ликвидационнойкомиссии могут приниматься единогласно или большинством – в зависимости отположений, закрепленных в учредительных документах или врешении о создании ликвидационной комиссии. Решение комиссии принимается наее заседаниях и оформляются протоколами.
Ликвидационная комиссия в трехдневный срок с момента ее назначения публикует информацию о ликвидацииобщества в одном из официальных (республиканском или местном) органов печати по местонахождению
общества, с указанием порядка исрока заявления кредиторами своих претензий. Наряду с публикациейликвидационная комиссия обязана провести работы по выявлению претензий кредиторов с уведомлением последних о ликвидации общества.Ликвидационная комиссия имеет право отклонять (не признавать) претензии кредиторов. Данные претензии будут считаться погашенными, если кредиторы втечение месячного срока со дня получения уведомления о полном или частичномнепризнании претензии не предъявят иски в суд или хозяйственныйсуд об удовлетворении их требований. Если кредитор считает, что егопретензия необоснованно отклонена ликвидационной комиссией, он имеет право до исключения общества из Единого государственного реестрапредприятий и организаций РФ подать в установленном порядке иск к обществу.
Ликвидационная комиссия насчитывается с кредитами общества, соблюдая очередность удовлетворения претензий кредиторов, установленную ст. 36 Закона «О предприятиях в РФ».
1. долги перед бюджетом, компенсациярасходов на восстановление природной среды, которой причинило вред общество;
2. претензии кредиторов, выявленных всрок, установленный для предъявления претензий;
3. претензии кредиторов, выявленные и заявленные после окончания срока, установленного для их заявления.
Ликвидационная комиссия после расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс и представляет его высшему органу общества или органу, назначившему ликвидационную комиссию. Ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами ирезультатах их рассмотрения (отклонены или удовлетворены). Достоверность иполнота ликвидационного баланса должны быть подтверждены аудитором(аудиторской фирмой) за исключением обществ с годовым хозяйственнымоборотом менее 250 необлагаемых налогом минимумов. Высший орган обществаили орган, назначивший ликвидацию, утверждает ликвидационный баланс. В случае,если ликвидационный баланс не одобрен заключением аудитора (аудиторскойфирмой) или не утвержден решением уполномоченного органа, толиквидационная комиссия должна назначаться в новом составе.
Если стоимостиимущества хозяйственного общества, в отношении которого принято решение оликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, такоеобщество ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом «О восстановленииплатежеспособности должника или признании его банкротом». В случаевыявления указанных обстоятельств ликвидационная комиссия обязаны обратится в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела обанкротстве в отношении такого общества. В случае выявления указанныхобстоятельств ликвидационная комиссия обязаны обратиться в хозяйственныйсуд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в отношении такогообщества. В случае выявления указанных обстоятельств после принятия решения о ликвидации, но до создания ликвидационной комиссии, заявление овозбуждении дела о банкротстве подеется участниками общества. В ч. 5 ст.7Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании егобанкротом» установлен месячный срок для подачи ликвидационной комиссией илиучастниками общества заявления о возбуждении дела о банкротстве.
По результатамрассмотрения дела хозяйственный суд признает общество банкротом,открывает ликвидационную процедуру и назначает ликвидатора. Обязанности ликвидатора могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии, сформированной уполномоченным органом до возбуждения дела обанкротстве.
Кредиторы имеют право заявить свои претензии к должнику в течение месяца со дняпубликации объявления о признании общества – должника, которое ликвидируется банкротом.
Порядок распределения между участниками имущества общества, оставшегося после расчетов скредиторами, определяется ст. 21 Закона «О хозяйственных обществах» иучредительными документами общества.
В статье 21 Закона «Охозяйственных обществах» упоминается о распределении между участниками денежных средств общества. Данная норма подлежит расширительномутолкованию. Она определяет порядок распределения между участниками нетолько денежных средств, но и любого иного имуществаобщества, оставшегося после расчетов со всеми кредиторами. Закономне предусмотрена обязательная продажа имущества общества впроцессе ликвидационной процедуры. Поэтому после проведения расчетов совсеми кредиторами у общества могут оставаться не только денежные средства,но и иное имущество – движимое и недвижимое имущество в материальной форме (вещи), ценные бумаги, права интеллектуальной собственности и другоеимущество. Такой вывод подтверждается содержанием ч. 6 ст. 36 Закона «Опредприятиях в РФ», где говорится об имуществе, оставшемся послеудовлетворения претензий кредиторов и членов трудового коллектива кликвидируемому предприятию – это имущество используется по усмотрениюсобственника (в данном случае – по усмотрению участников общества).
Участники в учредительныхдокументах могут предусмотреть необходимость продажи всего имущества припроведении ликвидации с последующим распределением между ними полученных отпродажи денежных средств. Такой порядок целесообразно закрепить:
— в отношении акционерных обществ или обществ со значительным числом участников;
— если имущество общества составляютнеделимые вещи либо вещи, стоимость которых существенно уменьшается при разделе(например, целостностный имущественный комплекс – цех, завод и пр.)
Имущество, переданное обществом участниками впользование, не учитывается при распределении – оно возвращается собственнику внатуральной форме без вознаграждения. Стоимость имущественных прав (правпользования данным имуществом) должна учитываться при распределении размераучастника в имуществе, подлежащим разделу.
Участники общества не относятся к числу егокредиторов, а потому распределение между ними имущества общества производитсяза рамками ликвидационной процедуры. Участники не имеют права требовать отобщества возврата своих вкладов в том объёме, в каком они были внесены. Междуучастниками распределяется лишь то имущество, которое осталось у общества.
Участники сами определяют условия распределениямежду ними имущества общества, оставшегося после расчётов с кредиторами. Пообщему правилу, имущество распределяется пропорционально размерам долейучастников в уставном фонде (капитале) общества. Участники могут определить егопорядок раздела имущества в учредительных документах.
Владельцы привилегированных акций в акционерномобществе и вкладчики в коммандитном обществе при распределении имущества междуучастниками имеют право на первоочередное получение причитающейся им доли32.
Законом установлен 6-ти месячный срок с моментаопубликования объявления о ликвидации, в течении которого имуществохозяйственного общества, оставшееся после расчётов со всеми кредиторами, должнобыть распределено между участниками.
По истечении 6-ти месячного срока участникиприобретают право требовать у общества возврата им оставшегося имущества всудебном порядке. Это право сохраняется до исключения общества из Единногогосударственного реестра предприятий и организаций РФ.
Обязанность по распределению имущества хозяйственного общества,
оставшегося после расчетов со всеми кредиторами, возлагается на ликвидационнуюкомиссию. Участник общества может в судебном порядке оспаривать действияликвидационной комиссии, связанные с распределением имущества междуучастниками или требовать выдачи причитающийся ему доли имущества.Ответчиком по подобным искам является не ликвидационная комиссия, а самообщество (ликвидационная комиссия действует в качестве специального органа общества).
Ликвидация считается завершенной, а общество прекратившим свою деятельность с момента внесения записи об этом в государственный реестр.
Отмена государственнойрегистрации хозяйственного общества и исключение его из Реестра предпринимательскойдеятельности осуществляется после предоставления в орган государственной регистрации следующих документов:
— решение о ликвидации следующихдокументов;
— решение о ликвидации;
— акта ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом;
— справки аудитора (в случаеобязательности проверки им ликвидационного баланса);
— справки учреждений банков о закрытии счетов;
— справки органов государственной налоговой службы о снятии с учета;
— подтверждение опубликования объявления о ликвидации хозяйственного общества;
— справки из архива о принятии документов, подлежащих долгосрочному хранению;
— справки органов внутренних дел о принятии печатей и штампов;
— оригиналов учредительныхдокументов, свидетельства о государственной регистрации.
Инвестиционными фондами иинвестиционными компаниями дополнительно посылаются сообщения государственной комиссии по ценным бумагам о фондовом рынке, об отменерегистрации выпуска инвестиционных сертификатов инвестиционных фондов иинвестиционных компаний.
Отмена государственной регистрации лишают общество статуса юридического лица и является основаниемдля исключения его из Единого государственного реестра предприятий иорганизаций РФ.
Хозяйственное обществосчитается ликвидированным с момента и исключения из государственного реестра.Заключение
В настоящей работе рассмотрены основные аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности хозяйственных обществ, одной из самых распространенныхорганизационно – правовых форм предпринимательской деятельности.
В работе предоставлен анализ основополагающей нормативно – правовой базы, регулирующий основы предпринимательства в целом ипредпринимательской деятельности хозяйственных обществ, в частности:
Рассмотрены подробно правила создания, регистрации хозяйственных обществ, материальные основыдеятельности обществ, правовой статус их филиалов и представительств, атакже дочерних предприятий.
При анализе различныхотличительных особенностей разных видов хозяйственных обществ, особое вниманиебыло уделено таким видам хозяйственных обществ, как акционерные общества и обществас ограниченной ответственностью.
Большая часть работы посвящена исследованию противоречий правовых аспектов финансово –хозяйственной деятельности хозяйственных обществ.
Исходя извышеизложенного, можно сказать, что: а) правовую основу, регулирующую деятельность хозяйственных обществ, составляет вся совокупность нормативно– правовых актов , которые базируясь на Конституции РФ,устанавливают принципы, стандарты, нормативы и правила поведениявсех субъектов предпринимательской деятельности. Данная нормативная совокупность достаточно обширна, зачастую нестабильна и противоречива; б) еще один немаловажный вопрос, затронутый в этой работе – перспективы дальнейшего усовершенствования законодательства в этой области. Переход к рыночной экономике потребовализменения сложившейся ранее концепции хозяйственного права. Современное хозяйственное право становится правом предпринимательской деятельности. Следует отметить, что в России, ужеразработаны научные основы предпринимательского права.
Многие хозяйственные отношения не урегулированы законами, Указамипрезидента и постановлениями правительства, поэтому частьхозяйственных отношений регулируется приказами и инструкциями министерств, ведомств, например, в сфере правового регулирования ценообразования, налогообложения, ведениябухгалтерского учета. Следует отметить, что многие положения правовых актовпротиворечивы, бессистемны и непоследовательны, что затрудняет их пониманиеи самое главное реализацию (применение).
Список использованной литературы
1. Винник О.П.Характерные черты хозяйственных организаций, — «Предпринимательство,хозяйство, право» № 2, 2003, с.7
2. Горфинкель В.Я. Предпринимательство.Учебник М.: Изд-во Юнити, 2003
3. Дойников И.В. Предпринимательскоеправо: Учебное пособие Москва.,2004
4. Жилинский С.Е. Предпринимательскоеправо: Учебник для вузов — Москва, 2005
5. Кибенко Е.Р. Научно – практическийкомментарий Закона «О хозяйственных обществах» — Х.: Эспада, 2002
6. Костюк Д.В. «Что и как проверяетналоговый инпектор».- Харьков, изд-во «Фактор»,2003
7. Мартемьянов В.С. Хозяйственноеправо.- изд-во «Бек», Москва., 2004
8. Пелих А.С. Основы предпринимательства– изд-во «Гардарина», Москва,2004
9. Саниахметова Н.А. Юридическийсправочник предпринимателя изд-во «Одиссей», Х., 2004
10. Селезнев В.В.Основы рыночной экономики – изд-во «АСК», Киев., 2003
11. Харитонов Е.О.Гражданское и семейное право РФ, 2000
12. Яновская Н.А.Уставный фонд: формирование, изменение, ликвидация, изд-во. 2003