Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве

МосковскаяГосударственная Юридическая Академия
Курсовая работа по Аграрному праву
Тема: “Правовое регулирование договорных отношений в сельскомхозяйстве”
 
 
Студентки МГЮА заочного    отделения, 3 курс 8  группа
Пархоменко Светланы Станиславовны
Домашний адрес: г.Оренбург, ул.    Чкалова 53 кв. 323
Оренбург2002
 
План:
1.Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве.… 3
2.Законодательство,  регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).5
3.Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции         8
4.Договоры в сфере материально-технического обеспечения,производственно-технического, научно-технического и информационногообслуживания  сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).… 18
Задача… 21
Литератураи нормативные акты… 24
 
  1.Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве.
Договор является основной формой разнообразных экономических связей всехсельскохозяйственных, как, впрочем, и любых иных коммерческих организаций.
Договоры опосредуют все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимыпри реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение иобслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформитьземельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление и труд.
В ходе коренных социально-экономических реформ, которые проводились внашей стране в 90-х гг., договор занял центральное место среди правовыхсредств, необходимых для становления новой аграрной экономики в целом и длянормальной деятельности каждой сельскохозяйственной коммерческой организации.Это совершено естественно: рыночная экономика и участие в рыночных отношенияхлюбой коммерческой организации невозможно без прочной договорной базы.
Общие тенденции характерны для развития договорных связей в самыхразличных отраслях экономики. В этом смысле сельское хозяйство не являетсяисключением — здесь мы найдем те же тенденции, которые проявляются и в другихотраслях хозяйства.
К таким тенденциям можно отнести, прежде всего, появление новых Объектовдоговорных отношений, и прежде всего это относится к земельным участкам,предприятиям как единым имущественным комплексам, Объектам интеллектуальной ипромышленной собственности, ценным бумагам, информационным ресурсам.
Заметно возросло разнообразие договоров, появились новые институтыдоговорного права, такие как доверительное управление, лизинг, коммерческаяконцессия, факторинг.
Важное место среди договоров заняли учредительные договоры, которыезаключаются при создании большинства сельскохозяйственных коммерческихорганизаций.
Основным, фундаментальным принципом договорного права является принципсвободы договора, провозглашенный ст. 420 Гражданского Кодекса РФ. Это означаетважнейшую для всех сельскохозяйственных коммерческих организаций возможностьсамостоятельно выбирать контрагентов для заключения всех договоров исамостоятельно определять условия договоров.
Важным нововведением явилась передача договорных споров с участием всехсельскохозяйственных коммерческих организаций, в том числе колхозов, нарассмотрение арбитражных (а в случае включения в  договор арбитражной оговорки- третейских) судов. Таким образом, все сельскохозяйственные коммерческиеорганизации независимо от своей организационно-правой формы находятся водинаковом положении в сфере судебной защиты своих прав и интересов,
Система договорных связей в агропромышленном комплексе в целом и в егоцентральной части — сельском хозяйстве состоит из трех групп договоров.
Во-первых, это общегражданские договоры, которые широко используются вовсех отраслях экономики. Это купля-продажа, поставка, подряд, в том числестроительный подряд, аренда имущества, банковский кредит и т.д. К этой жегруппе относятся учредительные договоры, заключаемые при созданиисельскохозяйственных коммерческих организаций.
Во-вторых, это договоры, специфические именно для сельскохозяйственногосектора экономики. К числу таких договоров относятся прежде всего арендасельскохозяйственных земель, различные подрядные договоры и договоры обоказании услуг, применяемые только в сфере аграрного производства: производственно-техническогообслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций, эксплуатацииводохозяйственных и гидротехнических и мелиоративных  систем, агрохимическоеобслуживание и т.д.
Третья важная группа договорных связей в аграрном секторе это договоры,регулирующие внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственныхкоммерческих организациях.
Среди актов гражданского законодательства главную роль играет Гражданскийкодекс Российской Федерации. Все иные нормативные акты, составляющие гражданскоеЗаконодательство должны соответствовать Гражданскому кодексу, а в случаепротиворечия с ним действуют   нормы Гражданского кодекса. Это также важноиметь в виду, ибо нередко встречаются противоречия в различных актахгражданского законодательства. При разрешении подобных коллизий приоритетотдается                нормам Гражданского кодекса. Так, например, есть ряднормативных       актов, изданных до введения в действие той или иной нормыГражданского кодекса и посвященных тем же договорам, которые урегулированыновыми общегражданским законодательством. Это относится, в частности, к лизингув сферах материально-технического снабжения и обеспечения животноводческойпродукцией в АПК. Специальные нормативные акты о лизинге в этих сферах принятыдо введения в действие второй Части второй Гражданского кодекса, содержащейобщие нормы о лизинге, и потому в случае противоречия между этими нормамидолжны при меняться нормы Гражданского кодекса, а правила специальныхнормативных актов — в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. 2.Законодательство,  регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).
Правовую Основу Договорных отношений сельскохозяйственных коммерческихорганизаций составляют, прежде всего, нормы, сосредоточенные в ГражданскомКодексе РФ. Гражданское Законодательство отнесено к предмету веденияфедеральных властей. Это положение чрезвычайно важно, поскольку нередко какзаконодательные, так и исполни тельные власти субъектов Федерации или муниципальныеобразования стремятся ввести свои “правила игры” на местном рынке, издаватькакие-то особые инструкции и Распоряжения, рекомендации и типовые формыдоговоров. Подобная деятельность, чем бы она ни мотивировалась, несоответствует действующему законодательству, и в случае рассмотрения споров варбитражном суде приоритет всегда принадлежит Федеральному законодательству,
Когда мы говорим о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации —фундаментальная база всех договорных отношений в сельском хозяйстве, то преждевсего имеем в виду нормы общегражданского законодательства о юридических лицах,собственности, сделках, договорах, ответственности, т.е. те, которыесосредоточены в Части первой Гражданского кодекса. Значение этих норм состоитне только в том, что на их основе формируются специальные нормы, относящиеся котдельным видам договоров, но и в том, что они являются практически единымправовым регулятором при заключении договоров, не ставших предметомспециального законодательства, например, не включенных в качестве глав илипараграфов в Гражданский кодекс Российской Федерации или не урегулированныхспециальными нормативными актами.
Вторую группу правовых норм, регулирующих договорные отношениясельскохозяйственных коммерческих организаций, составляют специальные нормы,содержащиеся как в общегражданском, так и в специальных законодательных иподзаконных актах, и посвященные отдельным договорным институтам: залогу,купле-продаже, аренде, контрактации и т.д. Среди норм этой группы наиболееважны для сельскохозяйственных коммерческих организаций нормы о договорахкупли-продажи, поставки, поставки для государственных нужд, а также нормы обаренде, залоге, хранении, страховании, банковских операциях, сделках с ценнымибумагами.
Значение подобных норм общегражданского законодательства состоит в том,что они являются нормами прямого действия, поскольку ни каких специальныхнормативных актов, посвященных, например, купле продаже, в гражданскомзаконодательстве нет. При заключении договоров купли-продажи сельскохозяйственнойпродукции или приобретению таким же договорам техники и оборудования длясельскохозяйственных коммерческих организаций, в случаях аренды имущества, приполучении банковских кредитов — во всех этих ситуациях стороны руководствуютсяименно нормами ГК. Никаких типовых или примерных форм для такого родаконтрактов в официальном порядке пока не издано.
Редким исключением является Типовой договор купли-продажи земельногоучастка (купчая). Если сравнить соотношение диспозитивных и императивных норм внормативных актах общегражданского законо­дательства, то мы увидим, что длязаконодательных актов характерно преимущественное значение диспозитивных норм,а для подзаконных нормативных актов, которые именуются в Гражданском кодексе“иные правовые акты”, большее значение имеют нормы императивные. То есть вцелом, чем более высок уровень нормативного акта в иерархической структурезаконодательства, тем больший удельный вес занимают в нем диапозитивные нормыи, наоборот, чем более низкую ступень в этой ие­рархии занимает нормативныйакт, тем больше в нем императивных норм.
С другой стороны, чем более специальный характер имеет тот или инойнормативный акт, тем больше в нем императивных норм и меньше диспозитивных.
Примером может служить специальное законодательство о закуп­ках ипоставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и правила оразмещении госзаказов на такие закупки и поставки на конкурсной основе. Вспециальном законодательстве, регулирующем эти сферы, подробно определены условиязаключаемых договоров, при­чем степень детализации и императивностьсодержащихся здесь правил резко контрастирует с нормами параграфов 4 и 5 гл. 30Гражданского кодекса, которые посвящены соответственно поставкам для государст­венныхнужд.
Важной особенностью сельскохозяйственного законодательства яв­ляетсясуществование третьей, достаточно специфической именно для этой сферы группынорм — рекомендательных. Они прежде всего харак­терны для кооперативногосектора, где основным нормативным актом яв­ляется Федеральный закон “Осельскохозяйственной кооперации”.
В правоприменительной практике, как при заключении договоров, так и прирассмотрении соответствующих споров, центром внимания становятся специальныенормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемыхсельскохозяйственными коммерческими организациями в своей деятельности.
Среди этих актов следует назвать параграфы 5 и 4 гл. 30 ГК РФ, по­священныеконтрактации, нормы Земельного кодекса о купле-продаже и аренде земель, а такжеего нормы, определяющие общие принципы и особенности правового статусасубъектов всех договорных отношении по поводу земельных участков.
Следует отметить, что в практике широко используются такие нор­мативныеакты, которые были приняты задолго до нового гражданского законодательства и,хотя они и утратили в основной своей массе преж­нее императивное значение,могут быть применены по соглашению сто­рон при заключении ими договора — вкачестве примерных форм, о ко­торых говорится в ст. 427 Гражданского кодекса.
К таким актам могут быть отнесены Положения о поставках продул ции итоваров, утвержденные постановлением Совета Министров СССР в 1988 г… Положениео порядке заключения и исполнения договоров кон­трактации сельскохозяйственнойпродукции, утвержденное Приказом Госагропрома СССР 15 апреля 1987 г. № 300 (вредакции приказа Госагропрома СССР от 27 декабря 1987 г. № 880), Положение опорядке за­ключения и исполнения договоров на выполнение работ по производст­венно-техническомуобслуживанию колхозов, совхозов и других пред­приятий и организацийремонтно-техническими предприятиями, ут­вержденное приказом Госагропрома СССРот 6 июля 1987 г. № 523. На основе всех названных выше положений былиразработаны примерные и типовые формы договоров. Все они могут быть использованыи в совре­менной договорной практике, однако следует учесть, что значение этихдокументов — рекомендательное, ни один из них не может рассматри­ваться какобязательный к применению нормативный акт. Вместе с тем стороны при разработкеконкретного соглашения вполне могут исполь­зовать эти документы как макет,образец, включив какие-то их разделы в свое соглашение, или просто сделатьссылку в тексте своего договора на то, что по всем вопросам, не урегулированнымих соглашением, они будут руководствоваться упомянутыми документами.
При подготовке проектов договоров в коммерческой практике следу­ет учестьуказание ст. 427 Гражданского кодекса о том, что если ни за­конодательство, нисодержание конкретного договора не позволяют ус­тановить характер каких-либоего условий, то следует в качестве обыча­ев торгового оборота прибегать киспользованию типовых форм или ре­комендаций, если они опубликованы в печати.
Именно в качестве таких обычаев торгового оборота и могут рас­сматриватьсяуказанные выше Положения и изданные в соответствии с ними примерные договоры. 3.Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции
Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть ис­пользованынесколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственныхнужд. Кроме того, могут быть использованы дого­воры поручения, комиссии иагентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточноподробного регулирования нормами со­ответствующих глав и параграфов ГК РФ.
Закупки для государственных нужд, т.е. закупки сельскохозяйст­веннойпродукции для образования федерального и региональных про­довольственныхфондов, осуществляются на основе Федерального зако­на от 2 октября 1994 г. “Озакупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд”, приня­того в его развитие Временного положения оразмещении государствен­ных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, Иныхспециальных актов аграрного законодательства, регулирующего Расчет и индексациюгарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядокпредоставления товарных кредитов ддд сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Обращаясь к правовой природе договоров купли-продажи, поставки длягосударственных нужд и контрактации, следует руководствоваться прежде всегосовременным гражданским законодательством однако важно не забывать и историюформирования того или иного договорного института, его экономическоесодержание.
Чем обусловлено использование разных видов договоров для реали­зациисельскохозяйственной продукции? Это объясняется, прежде всего, тем, какисторически формировались не только юридические формы коммерческой деятельности,но и экономические связи сельскохозяйст­венных предприятий.
Во всех странах с развитой экономикой реализация сельскохозяйст­веннойпродукции оформляется не только обычными договорами купли-продажи — онииспользуются, если речь идет о реализации уже произ­веденнойсельскохозяйственной продукции и сырья.
В тех же случаях, когда предметом договора является еще не выра­щенная,не произведенная, реально не существующая, а только, можно сказать, будущаяпродукция, заключаются специфические договоры, ко­торые в нашей стране получилиназвание договоров контрактации. До­словное объяснение этого термина звучало быпримерно как “договор о договоре” или “соглашение о договоренности”. Однакоздесь дело не в терминах.
Суть проблемы заключается в том, что как только экономическая структура ипроизводственная, техническая и технологическая база сельского хозяйства иперерабатывающей промышленности, складского хозяйства, транспорта и торговойсети позволили создать систему дли­тельного хранения и переработки больших объемовсельскохозяйствен­ной продукции и сырья, появилась целая отрасль экономики,занимаю­щаяся промышленной переработкой этого сырья и производством про­довольствия.Такая отрасль нуждалась в налаживании системы стабиль­ного обеспеченияпродовольственным и другим сельскохозяйственным сырьем для постоянногопроизводства. С другой стороны, сельскохозяй­ственные товаропроизводители — каксредине и мелкие крестьянские, фермерские хозяйства, так и крупные производстватакже были заинте­ресованы в существовании системы гарантированного сбыта своейпро­дукции.
Такие экономические условия естественно привели к формированиюспецифического договорного института, который, например, в дореволюционномрусском праве назывался договором запродажи, а в совет­ской юридическойтерминологии именовался договором контрактации.
Суть этого договора, который по своей правовой природе являлсяразновидностью купли-продажи и, следовательно, одной из правовых (нормэкономических отношений купли-продажи, состоит в том, что он опосредует продажуспецифического объекта — непереработанной сельскохозяйственной продукции,связывает специфических субъек­тов — производителя такой продукции и, какправило, специализиро­ванного заготовителя такой продукции и, наконец, намомент заключе­ния такого договора самого его предмета еще не существует — этапро­дукция еще не произведена: урожай еще не выращен, шерсть не состри­жена,молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора кон­трактации — это“будущие вещи”. Исторически договор контрактации занимал несомненно ведущееместо по своей практической значимости среди договоров реализациисельскохозяйственной продукции как один из видов договора купли-продажи нарядус поставкой товаров, рознич­ной куплей-продажей, энергоснабжением и другимиразновидностями этого обязательства. Он получил легальное признание в качествевсеоб­щей правовой формы государственных закупок сельскохозяйственной продукцииу колхозов и совхозов в Основах гражданского законодатель­ства Союза ССР исоюзных республик (ст. 51—52), в Гражданском ко­дексе РСФСР 1964 г. (ст.267—268), отчасти в некодифицированном те­кущем аграрном законодательстве 60-х— начале 90-х гг.
До начала экономических реформ, т.е. до начала 90-х гг., договорыконтрактации были в основном плановыми, заключались на основе и во исполнениепланового задания на государственную закупку сельскохо­зяйственной продукции,доведенного до колхоза (совхоза) в установлен­ном порядке ив соответствии спланом развития сельскохозяйственного производства в хозяйстве.
Переход Российской Федерацией от административно-командной к рыночнойэкономике обусловил возникновение новых общих правовых и экономическихпринципов в формировании, размещении и исполнении на договорной основе заказовна закупку и поставку сельскохозяйствен­ной Продукции, сырья и продовольствиядля государственных нужд пред­приятиями, организациями и учреждениями,расположенными на терри­тории Российской Федерации, независимо от формсобственности.
Несмотря на принципиальное изменение отношения государства в сфереаграрной экономики, из которой оно ушло как власть управляю­щая, организующая ираспределяющая, Гражданский кодекс сохраняет договор контрактации, связанныйранее с плановыми заданиями и адми­нистративными актами, предопределяющимисодержание договора.
Статья 535 ГК РФ определяет договор контрактации как обязатель­ство, всилу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передатьвыращенную (произведенную) им сельскохозяйст­венную продукцию заготовителю —лицу. осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всехслучаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегу­лированынепосредственно ст. 535—538 ГК РФ, применяются соответ­ствующие нормы одоговорах поставки или поставки для государствен­ных нужд.
Сообразуясь с частноправовыми началами гражданского законода­тельства,коммерческая практика отказалась от изживших и дискреди­тировавших себякомандно-административных методов в сфере реализа­ции сельскохозяйственнойпродукции. Все это является поводом для полного отрицания практическогозначения договора контрактации, за пределами которого сельскохозяйственныекоммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобныехозяйства граждан, члены садоводств и огородничеств реализуют сельскохозяйст­веннуюпродукцию по договорам купли-продажи, закупки, поставки и ко­миссии.
Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставкахсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государ­ственныхнужд” не предусматривает заключения в дальнейшем догово­ра контрактации и неупотребляет само понятие этого договора как пра­вового института. В данномФедеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров назакупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия для государственных нужд.
В Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставкикак основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственнойпродукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования иразмещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырьяи продовольст­вия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целе­выхфедеральных программ развития агропромышленного производства, другихэкономических и социальных программ, направленных на снаб­жение населенияпродовольствием. Договоры закупки и поставки высту­пают также как инструментгосударственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции,формирования государственных резе­рвов, обеспечения необходимого уровняпродовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности. Можноназвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию наудовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье ипродовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставкиприобрели еще одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственныхкоммерческих организаций, В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, чтосельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностьютоваропроизводителя и реа­лизуются им по своему усмотрению, исходя изэкономической выгоды.
Расширение хозяйственной и юридической самостоятельности сель­скохозяйственныхкоммерческих организаций связано с созданием сис­темы государственногорегулирования сельского хозяйства, усилением влияния его органов на формированиесети оптовых продовольственных рынков как необходимого атрибута рыночнойаграрной экономики.
Это позволяет решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, со­здатьальтернативные каналы реализации продукции, упростить проце­дуру поискапродавца и покупателя; во-вторых, установить систему це­нового паритета междусторонами договоров закупки и поставки сель­скохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия. Данная функция Договора достаточно полно отражена в ценовойполитике государства, ориентированной на применение свободных рыночных цен всочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственныхтоваропроизводи­телей и взвешенной протекционистской политикой. Этим целям вопре­деленной мере служат и договоры закупки и поставки, устанавливающие приемлемыйи достаточный для защиты интересов сельскохозяйственных коммерческихорганизаций уровень паритета.
Одновременно с помощью договора обеспечивается постепенный переход кминимальным гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемуюв федеральный и региональный продовольственные фонды. Федеральная целеваяпрограмма стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996—2000гг. предусматривает в связи с этим возмещение сельскохозяйственнымтоваропроизводителям среднеотраслевых производственных затрат в зонах товарногопроизводства, а также уровень доходности, достаточный для воспроизводства. Темсамым эта функция хозяйственного договора обеспечивает контроль контрагентов иорганов государственного управления сельским хозяйством за корректировкой иустановлением согласованных цен в зависимости от изменения паритета.
Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юриди­ческийсостав: государственный заказ и договор, который служит сред­ством выраженияхозяйственной самостоятельности сельскохозяйст­венных коммерческих организацийкак юридически и экономически обо­собленных друг от друга субъектов рыночныхаграрных отношений, их равенства в гражданском обороте.
Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане,ведущие крестьянское (фермерское), личное подсо­бное хозяйство, так исельскохозяйственные коммерческие организа­ции. Специфика субъектного составадоговора закупки и поставки состо­ит в том, что реализацию сельскохозяйственнойпродукции по договору осуществляет только ее производитель:сельскохозяйственное акцио­нерное общество или товарищество, образованное набазе реорганизо­ванного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерскоехозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоровмогут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйст­во илиявляются членами садоводческого или иного сельскохозяйствен­ного товарищества.
Главная особенность субъектного состава этого обязательства со­стоит втом, что реализует продукцию не просто собственник (или субъ­ект правахозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель.Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки ипоставки. Они реализуют закупленную про­дукцию по договорам купли-продажи илииспользуют комиссионную торговлю и т.д.
       Вторая сторона договора закупки и поставки — потребитель (поку­патель)принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие впроцессе их реализации в федеральный и ре­гиональные фонды. В роли потребителей(покупателей) выступают сель­скохозяйственные коммерческие организацииразличных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества,производ­ственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреж­денияи организации независимо от форм собственности.
На рынке продовольствия начиная с 1995 г. введена система лицен­зированияна осуществление деятельности в сфере закупок и поставок сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия. Потому торгово-закупочной деятельностью,связанной с формированием федераль­ного и региональных фондов продовольствия,может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию наосуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке.Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки,переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия для государственных нужд устанав­ливается ПравительствомРоссийской Федерации и органами исполни­тельной власти субъектов РоссийскойФедерации.
Как уже отмечалось, договор закупки и поставки является средст­воморганизации хозяйственных связей между сельскохозяйственнымитоваропроизводителями и специализированными коммерческими орга­низациями изаключается во исполнение государственного заказа, кото­рым определяетсяперечень и объемы закупок и поставок сельскохозяй­ственной продукции, сырья ипродовольствия в федеральный и регио­нальные фонды продовольствия. Функциигосударственного заказчика возлагаются на федеральные органы исполнительнойвласти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерчес­кие(хозяйственные товарищества и общества, производственные коопе­ративы,государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческиеорганизации (потребительские кооперативы).
В настоящее время функции государственного заказчика по закупке ипоставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд возлагаются на продовольственные корпора­ции, которыесоздаются на основе соглашений между субъектами Рос­сийской Федерации. Правовойстатус Федеральной продовольственной корпорации определен постановлениемПравительства Российской Фе­дерации от 3 октября 1994 г. № 1121 “О созданииФедеральной продо­вольственной корпорации и системы оптовых продовольственныхрын­ков”’.
Федеральная продовольственная корпорация наделяется специальнойправоспособностью, обладает правами и обязанностями, которые связаны сформированием и организацией продовольственных фондов, осуществлением товарныхопераций для проведения продовольственной интервенции на рынке продовольствия,размещением на конкурсной основе заказов на закупки и поставкисельскохозяйственной продукции ц продовольствия среди хозяйствующих субъектовдля формирования продовольственных фондов товарных интервенций.
В круг основных задач государственных заказчиков входят:
— выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
— определение конкретных потребителей (покупателей) и сроков закупок ипоставок продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
— согласование с потребителями (покупателями) ассортимента объемов исроков поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд.
Государственные заказчики гарантируют товаропроизводителям (поставщикам)оплату продукции, сырья и продовольствия для государ­ственных нужд по ценам и всроки, которые определены договорами.
Статьи 535—538 ГК РФ содержат нормы, посвященные договорам контрактации.Вместе с тем в Гражданском кодексе нет упоминания о договорах закупки.Представляется, что содержание договоров контрак­тации и закупки весьма близко:они оба ориентированы на специфичес­кий субъектный состав, предмет иособенности прав и обязанностей сто­рон, учитывая спецификусельскохозяйственного производства.
Договоры контрактации, закупки и поставки сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия схожи в том смысле, что они явля­ются двусторонними,возмездными, консенсуальными, опосредующими товарную форму отношений междусельскохозяйственными коммерчес­кими организациями и предприятиямиагропромышленного комплекса, с одной стороны, и специализированнымикоммерческими и некоммер­ческими организациями различныхорганизационно-правовых форм, функционирующими на рынке продовольствия, сдругой стороны. Вмес­те с тем они отличаются друг от друга по субъектномусоставу, предмету, сфере действия и т.п.
Договор контрактации, закупки — это обязательство, в силу кото­рого однасторона — товаропроизводитель (поставщик) сельскохозяйст­венной продукции(сельскохозяйственная коммерческая организация, крестьянское (фермерское) хозяйствоили гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство) обязуется произвести ссоблюдением определен­ных технологических, агротехнических и экологическихтребований и сдать сельскохозяйственную продукцию. Если эта продукция сдается вфедеральный и региональные фонды с передачей ее в собственность либо РоссийскойФедерации, либо субъектов Российской Федерации, то законодатель определяет этотдоговор как закупку. Если же покупатель (заготовитель) приобретает даннуюпродукцию не для государственных нужд, то здесь используется традиционная длянашего права конструк­ция договора купли-продажи. Другая сторона договораконтрактации или закупки — потребитель (покупатель), специализированнаякоммерческая или некоммерческая организация (хозяйственное товарищество, общество,производственный, потребительский кооператив, другое предприятие, учреждение)обязуется принять сельскохозяйственную продукцию и уплатить за нее в срокопределенную цену.
Предметом договора контрактации или закупки может быть непереработаннаясельскохозяйственная продукция: зерно, картофель, фрук­ту, овощи, скот, птица,шерсть и т.д. К договорам контрактации или за­купки близки договорырыболовецких кооперативов, реализующих до­бываемую продукцию. Это договоры насдачу-приемку рыбы-сырца и морского зверя, предметом которых также являетсянепереработанная продукция — сырье для производства продовольствия.
Переработанная сельскохозяйственная продукция и продовольст­виереализуются сельскохозяйственными коммерческими организация­ми,перерабатывающими предприятиями, посредническими коммерчес­кими организациямипо договорам поставки товаров народного потреб­ления (колбасы, консервы и т.д.)либо договорам купли-продажи. Любые договоры реализации сельскохозяйственнойпродукции, подвергнутой промышленной переработке и готовой для использования, ипродоволь­ствия, кем бы они ни заключались, подчиняются общим правилам Граж­данскогокодекса Российской Федерации или о договорах поставки или купли-продажи.
Основные условия договоров, заключаемых сельскохозяйственны­микоммерческими организациями, определяются по соглашению сто­рон, кроме случаев,когда содержание соответствующего условия пред­писано законом или инымиправовыми актами.
По условиям договора закупки сельскохозяйственная коммерческаяорганизация обязана вырастить указанные в договоре сельскохозяйст­венныекультуры и продать их потребителю (покупателю) в обусловлен­ном в договореколичестве с соблюдением условий о биологической и товарной сортности. Срокисполнения договора определяется, как пра­вило, не календарной датой, а срокомсозревания. В договоре указыва­ется, что хозяйство обязано за 15 дней досозревания урожая известить потребителя (покупателя) о предстоящей сдачепродукции.
Сельскохозяйственная коммерческая организация обязана соблю­дать все требованиятехнологии при выращивании сельскохозяйствен­ных культур и ветеринарныетребования при откорме скота и птицы, про­изводстве молока и т.д.
Включение подобных обязанностей в содержание договора на пер­вый взглядкажется само собой разумеющимся. Выполнение этих усло­вий прямо влияет наздоровье людей. На практике, особенно в годы с Неблагоприятными погоднымиусловиями, сельскохозяйственные ком­мерческие организации нередко допускаютпередозировку минеральных Удобрений или гербицидов, что является грубымнарушением условий Договора и дает право потребителю (покупателю) отказаться отприемки ^кой продукции. Если же предметом договора является биологически чистаяпродукция, то есть выращиваемая без применения гербицидов и иных вредных длячеловека веществ, то сам факт их применения при выращивании продукции являетсянарушением условий договора.
Потребитель (покупатель), обнаруживший при приемке продукции отступлениеот стандартов по этим условиям, вообще не вправе, с точка зренияадминистративно-правовых норм, обеспечивающих охрану здоровья населения,принимать такую продукцию. Таким образом, как это нередко встречается вхозяйственном законодательстве, реализация прав потребителя (покупателя) подоговору является одновременно его административно-правовой обязанностью.
Это пример того, что есть такие сферы хозяйственной деятельности, гдеиспользование только экономических методов не может дать необходимого эффекта,так как они не адекватны решаемым проблемам. В подобных случаях единственнымрешением является применение адми­нистративных методов государственногоконтроля за качеством продук­ции, в данном случае — продовольствия.
Основная обязанность потребителя (покупателя) — принять предъ­явленнуюхозяйством продукцию и оплатить ее по действующим ценам. Нередко в договорзакупки, когда речь идет о заготовках продукции в государственныепродовольственные фонды, включается условие об обя­занности потребителя(покупателя) принять у хозяйства не только то ко­личество продукции, котороепредусмотрено в договоре, но и всю про­дукцию, предъявленную к сдаче даннымпредприятием. Приемка такой продукции производится на условиях, указанных вдоговоре. Плодо­овощная и иная скоропортящаяся продукция продается потребителю(покупателю) по дополнительно согласуемым ценам. Гражданский ко­декс РоссийскойФедерации установил обязанность заготовителя при­нять у хозяйства всюпредъявленную к сдаче продукцию (т.е. сверх объ­емов данного договора), еслиона сдается в течение срока действия до­говора и должна быть принята по местунахождения хозяйства (п. 1 ст.536).
В последнем случае, когда продукция принимается не в хозяйстве, а в иномместе (на мясокомбинате, на элеваторе, молокозаводе и т.д.), У заготовителявозникает не только обязанность принять продукцию, но и отсутствует правоотказаться от нее, если продукция соответствует ус­ловиям договора закупки ихозяйство не нарушило условий о сроках сдачи продукции.
Эта особенность закупки отличает ее от общих правил купли-прода­жи,предусмотренных, в частности, ст. 484 Гражданского кодекса, где указано навозможность покупателя отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Для хозяйства выгоднее сдавать продукцию на своей территории, а дляпотребителя (покупателя) — наоборот, так как все возможные по­тери и убытки вовремя транспортировки несет тот, кому принадлежит право на продукцию (после ееприемки — заготовитель, а до приемки — хозяйство).
Действующие правила дают сторонам возможность согласовать место приемки вдоговоре. Если же в договоре нет условия о доставке продукции самим хозяйством,то обязанность ее вывоза лежит на потре­бителе (покупателе).
Цена в договорах закупки определяется по правилам, установлен­нымМетодическими рекомендациями по расчету и индексации гаранти­рованныхзакупочных цен на сельскохозяйственную продукцию для го­сударственных нужд,одобренными Министерством экономики Россий­ской Федерации 9 октября 1995 г.
Во-первых, при закупке и поставке сельскохозяйственной продук­ции длягосударственных нужд применяются государственные закупоч­ные цены,обеспечивающие возмещение материальных затрат и получе­ние доходатоваропроизводителем (поставщиком), достаточного для рас­ширенноговоспроизводства. Он устанавливается ежегодно Правитель­ством РоссийскойФедерации по согласованию с органами исполнитель­ной власти и представителямиобщественных объединений, выражаю­щих интересы товаропроизводителей.
Во-вторых, в современном законодательстве содержится ряд поло­жений оквотах для товаропроизводителей на закупку сельскохозяйст­венной продукции,сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам.
В-третьих, материально-правовые нормы, сформулированные в спе­циальныхактах, предусматривают защиту прав потребителя (покупателя). Речь идет орегулировании Правительством Российской Федерации ч органами исполнительнойвласти субъектов Федерации цен: закреплением нормативного соотношения междустоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из нее продукции, атакже предельного Размера торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемуюдля государственных нужд.
При закупках сельскохозяйственной продукции в Федеральныйпродовольственный фонд применяется авансирование сельскохозяйственныхпредприятий в размере до 50% цены договора.4.Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического,научно-технического и информационного обслуживания  сельскохозяйственныхкоммерческих организаций (предприятий).
По законодательству о производственно-техническом обслужива­ниисельскохозяйственных коммерческих организаций и практике его осуществленияможно выделить следующие разновидности договоров:
на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйствен­ныхкоммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями;
на агрохимическое обслуживание;
на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мели­оративныхсетей;
на полив сельскохозяйственных культур;
на высокоэффективное использование мелиоративных земель всельскохозяйственных коммерческих организациях.
Наибольшее применение и распространение в практике сельскохо­зяйственныхкоммерческих организаций, а ранее — колхозов и совхо­зов, получил договор напроизводственно-техническое обслуживание колхозов, совхозов и другихсельскохозяйственных организаций ремонтно-техническими предприятиями. При заключениитаких договоров сельскохозяйственные коммерческие организации используюттиповые договоры на выполнение данного вида работ, однако в число особых ус­ловийдоговоров могут быть включены и дополнительные права и обя­занности сторон.
По законодательству производственно-техническое обслуживаниесельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техничес­кимипредприятиями опосредовалось одним договором, несмотря на раз­нообразныйхарактер действий. Таким договором является договор на производственно-техническоеобслуживание, в рамках которого объеди­нены четыре группы отношений: 1) пособственно производственно-тех­ническому обслуживанию; 2) осуществлениюстроительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) перевозкам; 4) подготовкекадров.
Из названных отношений определенная самостоятельность и из­вестноеединство характерны лишь для первой группы, несмотря на многочисленность иразнообразие составляющих ее действий — ремонт, Механизированные работы,техническое обслуживание машин и оборудования. Эти действия, несмотря на ихразнохарактерность, могут быть квалифицированы в определенной мере какоднородные. Вторая, третья и четвертая группы существенно отличаются друг отдруга и от первой группы отношений. Поэтому лишь отношения по собственнопроизводственно-техническому обслуживанию (первая группа) — ремонт тракторов,комбайнов, автомобилей, других машин и механизмов, техничес­кое обслуживаниемашинно-тракторного парка, оборудования животно­водческих ферм и нефтехозяйств,специализированные механизирован. ные работы регулировались Положением опорядке заключения и испод. нения договоров по производственно-техническомуобслуживанию кол­хозов, совхозов и других предприятий и организацийГосагропрома СССР районными ремонтно-техническими предприятиями и Типовым договоромна выполнение указанных работ’.
Договор на агрохимическое обслуживание заключается предприятиями поагрохимическому обслуживанию с сельскохозяйственными коммерческимиорганизациями. Возникающие здесь отношения регули­руются на основе Положения о порядкезаключения и исполнения дого­воров на агрохимическое обслуживание колхозов,совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными(межрай­онными) производственными объединениями по агрохимическому об­служиваниюсельского хозяйства предприятиями и организациями сис­темы Союзсельхозхимия иТиповым договором2.
Основным документом, определяющим права и обязанности сторон, являетсядоговор на агрохимическое обслуживание. Каждая из сторон при заключениидоговора и его исполнении должна соблюдать хозрас­четные интересы другойстороны, принимать меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который можетвозникнуть в связи с неиспол­нением обязательств, и своевременно информироватьдругую сторону об этих мерах, а также оказывать ей содействие в исполненииобяза­тельств.
На основе договора предприятие по агрохимическому обслужива­нию выполняеттакие работы, как известкование и гипсование почв, ме­лиоративная вспашкасолонцов, приготовление компостов, внесение в почву органических и минеральныхудобрений, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур,обслуживание сельскохозяй­ственной авиации, обработка семян и кормовхимическими препарата­ми, комплексное агрохимическое окультуриваниемалопродуктивных и паровых полей, разработка и предоставление проектно-сметнойдоку­ментации,  землеройные и другие агрохимические работы.
Договор на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственныхмелиоративных сетей заключается согласно Типовому договору” предприятиямии организациями системы мелиорации и водного хозяй­ства с сельскохозяйственнымикоммерческими организациями. Предме­том договора являются содержание висправном состоянии внутрихозяй­ственной сети и сооружений на ней, обеспечениеоптимального режима почв и выполнение на этой основе программы по производствурастениеводства на определенной договором площади орошаемых /осушенных) земель.
К обязанностям водохозяйственной ремонтно-эксплуатационной ор­ганизацииотносится: выполнение всего комплекса работ, предусмотрен­ных договором, всроки, установленные в проектно-сметной документа­ции и графике;извещение-заказ о предъявлении к сдаче выполненных работ не позднее чем воднодневный срок со дня их окончания; принятие срочных мер по ликвидациивозникших аварий на открытой и закрытой мелиоративной сети и сооружениях, настационарных насосных станци­ях и скважинах вертикального дренажа; составлениенеобходимой про­ектно-сметной документации по заявкам заказчика.
По договору на полив сельскохозяйственных культур исполни­тель —соответствующее водохозяйственное предприятие — обязуется поддерживать наобслуживаемых землях сельскохозяйственных ком­мерческих организаций оптимальнуюдля сельскохозяйственных куль­тур влажность почвы на определенной договоромплощади орошаемых земель и выполнять работы в соответствии с утвержденным наоснове плана водопользования планом-графиком поливов, заказчик (соответст­вующаясельскохозяйственная коммерческая организация) и исполни­тель на указаннойоснове обязуются совместными усилиями обеспечить выполнение программыпроизводства продукции растениеводства, при­лагаемой к договору в качестве егонеотъемлемой части.
Основными обязанностями исполнителя являются: выполнение работ по плануполива сельскохозяйственных культур; обеспечение тех­нической эксплуатациивнутрихозяйственной оросительной сети; изве­щение заказчика не позднее, чем задва дня до начала работ о необходи­мости подготовки участков для полива и др.
Договор на высокоэффективное использование мелиорированных земель имеетряд особенностей по сравнению с другими договорами напроизводственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческихорганизаций. Во-первых, он заключается после рассмот­ренных выше договоров.Во-вторых, для данного договора характерна многосубъектность на стороне исполнителя.Так, если в иных договорах на производственно-техническое обслуживание настороне исполнителя выступает один субъект — соответствующее обслуживающеепредпри­ятие (ремонтно-техническое, агрохимическое, мелиоративное и т. п.), тов Данном договоре несколько. В-третьих, весьма своеобразна здесь и от­ветственностьсторон.Задача
Между потребительским кооперативом “Заря” и сельскохозяйственной артелью(колхозом) “Знамя” заключен договор на закупку картофеля, овощей, бахчевых культур.В соответствии с договором сельскохозяйственная артель (колхоз) “Знамя”обязуется сдать потребительскому кооперативу “Заря” картофель, овощи, бахчевыекультуры в счет государственного заказа в продовольственный фонд области.Одновременно потребительский кооператив “Заря” заключил договор с торговымакционерным обществом “Луч” о поставке овощных консервов и чипсов.
После подписания договора сельскохозяйственная артель “Знамя” вне­сла внего изменения, исключив продажу овощей, мотивируя это тем, что артель из-занесвоевременной поставки дождевальных установок не могла произвести поливовощных культур. В результате кооператив “Заря” не выполнил договорныхобязательств по поставке консервов и чипсов акци­онерному обществу “Луч”.
Кооператив “Заря” обратился в арбитражный суд с исковым заявлени­ем ксельскохозяйственной артели “Знамя” о взыскании с ответчика стои­мостинесданных овощей. Акционерное общество “Луч”, в свою очередь, обратилось варбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с коо­ператива “Заря”стоимости непоставленных овощных консервов. Сельско­хозяйственной артелью“Знамя” представлен арбитражному суду акт, под­писанный агрономом ипредставителем сельской администрации о том, что сельскохозяйственной артелью“Знамя” не производился полив из-за недопоставки дождевальных установокзаводом-изготовителем.
Определите правовую природу договоров между сельскохозяйственной артелью“Знамя”, с одной стороны, и потребительским кооперативом “За­ря”, с другой, имежду потребительским кооперативом “Заря” и акционер­ным обществом “Луч”.
Каков порядок заключения и изменения договоров па реализацию сель­скохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия?
Каков субъектный состав указанных договоров? Определите порядокформирования федерального и регионального продовольственных фондов, порядокразмещения государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия.
Раскройте содержание правовых актов, регулирующих договорные от­ношенияпо закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствияв федеральный и региональный продовольственный фонды для государственных нужд.
Какова ответственность сторон за неисполнение договора закупки и поставкисельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия? Ка­ковы основания дляосвобождения от ответственности за неисполнение обязанностей по договорамзакупки и поставки сельскохозяйственной про­дукции, сырья и продовольствиясельскохозяйственных коммерческих ор­ганизаций (предприятий)? Какимидоказательствами подтверждается не­возможность исполнения договорныхобязательств сельскохозяйственны­ми коммерческими организациями(предприятиями)?
Как следуетрешить данный спор?
 
 
Решение
 
Правовая природа договоров между сельскохозяйственной артелью “Знамя” ипотребительским кооперативом “Заря”, это договор купли-продажи, а правоваяприрода договоров между акционерным обществом “Луч” и потребительскимкооперативом “Заря”, это – договор поставки.
Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть ис­пользованынесколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственныхнужд. Кроме того, могут быть использованы дого­воры поручения, комиссии иагентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточноподробного регулирования нормами со­ответствующих глав и параграфов ГК РФ.
ГК РФ относит поставку, поставку для государственных нужд, контрактацию иобычную куплю-продажу к разновидностям одного и того же договорного —купли-продажи. Именно на этом основана структура гл. 30 Гражданского кодекса, котораяв первом параграфе закрепляет ос­новные, общие для всех его разновидностей,положения о купле-продаже, а следующие параграфы этой главы посвящены отдельнымвидам купли-продажи, среди которых в Гражданском кодексе названы, в част­ности,поставка, поставка для государственных нужд и контрактация.
Обязанность потребителя (покупателя) принять всю предъявлен­ную к сдачепродукцию — стимул для увеличения производства и реа­лизации продовольствия исельскохозяйственного сырья даже сверх объемов, указанных в договоре.
В тех случаях, когда потребитель (покупатель) отказывается при­нятьпродукцию, хозяйство вправе, если речь идет о продукции, указан­ной в договоре,реализовать ее другому потребителю (покупателю) или продать на рынке, апотребитель (покупатель), не выполнивший свою обязанность принять продукцию,несет имущественную ответствен­ность за нарушение условий договора в видештрафных санкций и воз­мещения убытков.
Важное значение имеют такие условия договора закупки, как место егоисполнения и цена. В месте исполнения договора оформляется сдача-приемкапродукции, включая определение ее количества и качества, на­пример,взвешивание, определение товарной сортности фруктов или картофеля, влажности изасоренности зерна, жирности молока, степени упитанности скота и т.д. Все этикачественные характеристики прямо влияют на применяемые цены.
Законодательство о закупках и поставках предусматривает специ­альныеслучаи освобождения хозяйств от ответственности за нарушение условий договора.Речь идет о невыполнении обязательств вследствие непредвиденных обстоятельств,возникших после заключения договора между поставщиком (товаропроизводителем) ипотребителем (покупа­телем) в результате событий чрезвычайного характера. Ктаким событи­ям, которые не могли предвидеть и предотвратить стороны, относятсязасуха, наводнение, градобитие, другие форс-мажорные обстоятельства (п. 6 ст. 7Федерального закона от 2 декабря 1994 г. *0 закупках и по­ставкахсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”).Здесь неоправданно большое значение имеет оценка правоприменительными органамитех или иных обстоятельств и решение ими вопроса об отнесении такихобязательств к неблагоприят­ным условиям.
Стороны договора не вправе уменьшать по своему соглашению или инымобразом ограничивать ответственность за нарушение договора.
Особенностью ответственности в договорах контрактации являетсяустановленное ст. 538 ГК РФ правило об ответственности только за вину. Эторедкое для Гражданского кодекса исключение из общего пра­вила обответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность,независимо от их вины в нарушение условий договора (ст. 401 ГК РФ).
Помимо ответственности за нарушение условий договора, предус­матриваетсятакже штраф за просрочку или отказ от заключения дого­вора, если он подлежитзаключению в соответствии с доведенными в ус­тановленном порядкегосударственными заказами на закупку и поставку продукции. Принятиегосударственных заказов осуществляется сель­скохозяйственными коммерческими организациямина добровольных началах.
Таким образом, ответственность сторон складывается из их невозможностипоставки продукции, в конечном итоге из-за недопоставки дождевальных установокзаводом-изготовителем.Литератураи нормативные акты
Быстрова Г.Е. Вопросы теории аграрного права и методики его преподаванияв юридических вузах. // Государство и право 1998 № 11
.Веденин Н.Н. Правовое регулирование реализации сельскохозяйствен­нойпродукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.1996.№7—8.
Веденин Н.Н. Договорные отношения в сфере реализации сельскохо­зяйственнойпродукции // Государство и право. 1998. №1. Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон от 29 октября 1998 г. “О лизинге” // СЗ РФ. 1998. №44.Ст. 5394.
О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствиядля обеспечения военных и других потребителей федерально­го продовольственногофонда в 1997 году. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997года. // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1330.
О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствиядля обеспечения военных и других потребителей федерально­го продовольственногофонда в 1994 году. Утверждено постановлением Правительства РФ от 04.12.1994года. // СЗ РФ. 1994. № 12.
О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексеРоссийской Федерации. Постановление Правительства РФ от 29 октября 1997 г. //Собрание законодательства РФ. 1997. № 4. Ст. 5075.
Порядок осуществления государственных закупочных и товарных ин­тервенцийдля стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия.Утвержден постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 года. // СЗ РФ. 1998.№ 29. Ст. 3560.
Положение о государственном агенте, осуществляющем государствен­ноерегулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и про­довольствия.Утверждено постановлением Правительства от 10 июля 1998 года. // СЗ РФ. 1998. №29. Ст. №3560.
Положение о порядке формирования и использования специального фонда длякредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ.1997. № 10. Ст. 1174.
Постановление Правительства РФ от 26.02.99 г. “О лизинге машиност­роительнойпродукции в агропромышленном комплексе РФ с использова­нием средствфедерального бюджета” // СЗ РФ. 1999. № 11, Ст. 1294.