Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь

1. Общиеположения
В 1991 г.впервые в конституционной истории Беларуси был принят Закон Республики Беларусь«О гражданстве Республики Беларусь», который детально регламентировал принципы,порядок и основания приобретения и прекращения белорусского гражданства. Напротяжении последующих лет в него неоднократно вносились изменения идополнения. В 2002 г. на его базе был принят новый Закон РеспубликиБеларусь от 1 августа 2002 г. №136–3, в который вносились изменениями законамиот 22 июня 2006 г. №129–3 и 4 января 2010 г. №Ю5–3 (далее – Закон огражданстве). Статья 10 и п. 17 ст. 84 Конституции РеспубликиБеларусь, Закон о гражданстве, Положение о порядке рассмотрения вопросов,связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденное Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209 \ в редакции от 29 декабря2006 г. №755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. №422, а также рядмногосторонних и двусторонних международных договоров Республики Беларусьсоставляют законодательную основу регулирования института белорусскогогражданства.
гражданство прекращениеубежище иностранец
1.1Понятие и основные принципы гражданства Республики Беларусь
ГражданствоРеспублики Беларусь – это устойчивая правовая связь личности с РеспубликойБеларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей иответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прави свобод человека.
ГражданамиРеспублики Беларусь являются:
– лица,состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силудействующего Закона;
– лица,которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с действующимЗаконом.
ГражданамиРеспублики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределахсовременной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССРпо рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силусоответствующего Закона.
Анализзаконодательства позволяет выделить следующие принципы белорусского гражданства:
– стабильностьгражданства (ст. 10 Конституции Республики Беларусь, ст. 6–7 Закона огражданстве);
– защитаи покровительство со стороны государства гражданам Республики Беларусь как натерритории Беларуси, так и за ее пределами (ч. 1 ст. 10 КонституцииРеспублики Беларусь);
– невыдачаграждан Республики Беларусь (согласно ч. 3 ст. 10 КонституцииРеспублики Беларусь гражданин Республики Беларусь не может быть выданиностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорамиРеспублики Беларусь);
– равноегражданство (ст. 3 Закона о гражданстве);
– свободавыбора гражданства (белорусское законодательство предоставляет каждому лицусвободно и добровольно избирать себе гражданство, менять его либо отказыватьсяот него; так, согласно ст. 3 Закона о гражданстве никто не может бытьлишен права изменить гражданство);
– избежаниеслучаев безгражданства закреплено в ст. 3 Закона о гражданстве и находитсвое отражение во многих других статьях Закона. Так, в силу того, чтоРеспублика Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства, ребенок,родившийся в Беларуси у родителей, которые являются лицами без гражданства ипостоянно проживающими на территории нашей страны, приобретает белорусскоегражданство по рождению. Аналогично решается вопрос в случае, если родителиребенка являются иностранными гражданами, а государства, гражданами которыхявляются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Прекращениегражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусьне имеет иного гражданства или гарантий его приобретения (ст. 20 Закона огражданстве);
– верховенствомеждународных договоров над национальным законодательством о гражданстве.Указанный принцип закреплен в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве,согласно которой, «если международным договором Республики Беларусь установленыиные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяютсяправила международного договора». Например, Республикой Беларусь в 1999 г.заключено соглашение с Украиной, которое предусматривает упрощенный порядокизменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими вУкраине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь.Аналогичные соглашения нашим государством заключены с Республикой Казахстан,Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.
1.2Основания приобретения гражданства Республики Беларусь
Законпредусматривает несколько оснований для приобретения белорусского гражданства:
По рождению.Филиация (от лат. filius – сын), т.е. приобретение гражданства по рождению,является основным и наиболее распространенным способом приобретениягражданства. Если хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданствеРеспублики Беларусь, то ребенок автоматически приобретает белорусское гражданствонезависимо от места рождения и гражданства другого родителя.
В то же времяв законодательстве Республики Беларусь о гражданстве применяется и принциппочвы. Так, согласно ст. 13 Закона о гражданстве ребенок приобретаетгражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
– родители(единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории РеспубликиБеларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился натерритории Республики Беларусь;
– родители(единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории РеспубликиБеларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился натерритории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются егородители, не предоставляют ему своего гражданства.
Ребенок,находящийся на территории Республики Беларусь и родители которого неизвестны,становится гражданином Республики Беларусь.
Условияприема в гражданство Республики Беларусь. Прием в гражданство обусловлен определеннымиусловиями (цензами), перечисленными в ст. 14 Закона о гражданстве. Лицо,претендующее на получение гражданства должно соответствовать этим условиям.Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением оприеме в белорусское гражданство, если оно:
1) берет насебя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иныеакты законодательства Республики Беларусь;
2) знает одиниз государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых дляобщения. Согласно п. 21 Положения о порядке рассмотрения вопросов,связанных с гражданством Республики Беларусь, «владение заявителем одним изгосударственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения,определяется должностным лицом органа внутренних дел, осуществляющим приемдокументов, о чем производится запись в анкете»;
3) проживаетна территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянноепроживание в Республике Беларусь (либо после признания беженцем в порядке,установленном законодательством) в течение семи лет непрерывно.
Закон огражданстве предусматривает определенные категории лиц, к которым требование о7-летнем цензе оседлости не применяется вовсе либо он может быть сокращен. Кним относятся:
а) белорусы,а также лица, идентифицирующие себя как белорусы, и их потомки (кровныеродственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившиеся за пределамисовременной территории Республики Беларусь;
б) лица,имеющие выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения вобласти науки, техники, культуры и спорта либо обладающие профессией иликвалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
в) лица,являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранеесостоявшими в гражданстве Республики Беларусь (здесь фактически идет речь овосстановлении в белорусском гражданстве, хотя прямо этот термин в законе неупоминается).
В 2006 г.в Закон о гражданстве было внесено дополнение, согласно которому «прием вгражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов РеспубликиБеларусь».
Приобретениегражданства Республики Беларусь в порядке регистрации всегда было наиболеедоступным и самым распространенным способом его получения, который активноиспользовался сразу после принятия законодательства о гражданстве независимойБеларуси. Действующий Закон о гражданстве сохранил возможность его получения впорядке регистрации, однако в 2006 г. в него внесена норма, усложняющаяпорядок его получения. Теперь обратиться с заявлением о приобретениигражданства Республики Беларусь в законном порядке может лишь лицо, постояннопроживающее на территории государства. В ст. 15 перечислены также иныетребования к лицам, претендующим на упрощенный порядок приобретениягражданства. Такое лицо должно:
1) достичь 18-летнеговозраста;
2) родитьсялибо постоянно проживать на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г.(даты вступления в силу первого Закона о гражданстве);
3) состоятьранее в гражданстве СССР и не иметь белорусского гражданства;
4) отвечатьтребованиям языкового ценза;
5) взять насебя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иныеакты законодательства Республики Беларусь;
6) не иметьгражданства иностранного государства либо выйти из него.
Правом наприобретение гражданства в порядке регистрации пользуются супруг (супруга)лица, приобретающего гражданство в этом порядке, а также потомки лица, котороеприобретает гражданство Беларуси в порядке регистрации.
Следует иметьв виду, что ч. 2 ст. 15 Закона о гражданстве предусматривает, чтогражданство в порядке регистрации могут приобрести без соблюдения всехвышеперечисленных условий:
– дети,постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, – по совместномузаявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь,либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве РеспубликиБеларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлениюединственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
– дети,находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родительили оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались отвоспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебномпорядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а такженедееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, – позаявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки ипопечительства.
К инымоснованиям, предусмотренным Законом о гражданстве, относится усыновление.Согласно ч. 1 ст. 27 Закона ребенок, который является иностраннымгражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином РеспубликиБеларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либосупругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой –лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дняусыновления.
Согласно ч. 2ст. 27 Закона о гражданстве «ребенок, который является иностранным гражданиномили лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых являетсягражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином, можетприобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлениюусыновителей».
1.3 Основанияпрекращения гражданства Республики Беларусь
Выход изгражданства является наиболее часто встречающимся основанием его прекращения.Основными причинами выхода из гражданства является заключение брака синостранным гражданином, возвращение на этническую родину, устройство на работуза границей.
В Беларуси,как и в большинстве других стран мира, предусмотрен разрешительный порядоквыхода из гражданства. Помимо заявления лица, желающего выйти из гражданства,необходимо получение согласия государства. Оно не может быть получено вслучаях, прямо предусмотренных ст. 20 Закона о гражданстве, котораягласит: «Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, еслигражданин Республики Беларусь:
– являетсяобвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащийисполнению обвинительный приговор суда;
– имеетзадолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства передРеспубликой Беларусь, ее административно-территориальными единицами,юридическими и физическими лицами;
– неимеет иного гражданства или гарантий его приобретения».
Практическивсегда выходу из гражданства предшествует либо совпадает с ним по времени выездна постоянное или временное место жительства за границу. Поэтому на практикеобстоятельства, которые препятствуют такому выезду, служат одновременно ипрепятствием к выходу из гражданства. Их перечень установлен ст. 7 ЗаконаРеспублики Беларусь от 20 сентября 2009 г. №49–3 «О порядке выезда изРеспублики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан РеспубликиБеларусь».
Важноподчеркнуть, что белорусское законодательство в соответствии смеждународно-правовыми нормами (в частности, ст. 15 Всеобщей декларацииправ человека 1948 г.) не предусматривает возможности лишения гражданствапо инициативе государства, что ранее достаточно широко практиковалось в бывшемСоюзе ССР для расправы с неугодными властям лицами.
Вместе с темсогласно ст. 19 Закона о гражданстве гражданство Республики Беларусьутрачивается:
1) вследствиепоступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности,юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствииоснований, предусмотренных ст. 20 настоящего Закона;
2) позаявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшегопо рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданствоРеспублики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрастеот 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменнойформе и нотариально удостоверенного;
3) пооснованиям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

2. Порядокрассмотрения вопросов гражданства
Законом огражданстве, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных сгражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента РеспубликиБеларусь от 17 ноября 1994 г. №209, в редакции от 29 декабря 2006 г. №755,с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. №422, определены государственныеорганы, полномочные принимать решения по вопросам гражданства, а также детальнорегламентирован порядок их деятельности. К ним относятся органы внутренних дел –по отношению к лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, а такжеорганы дипломатической службы – по отношению к лицам, постоянно проживающим заграницей.
Срокрассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не долженпревышать одного года, о выходе из гражданства – шести месяцев, о приобретениигражданства в порядке регистрации – двух месяцев (ст. 34 Закона огражданстве).
Решения повопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут бытьобжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такиедела в качестве суда первой инстанции. Решения по вопросам гражданства,принятые государственными органами, уполномоченными Президентом РеспубликиБеларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды.Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушениесроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действиядолжностных лиц по вопросам гражданства могут быть также обжалованы в суд.

3.Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь
 
3.1 Общиеположения
Правовоеположение иностранцев в Республике Беларусь регулируется КонституциейРеспублики Беларусь, рядом законодательных актов, включая Закон РеспубликиБеларусь от 4 января 2010 г. №105–3 «О правовом положении иностранныхграждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовомположении иностранных граждан), а также иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 11Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями)«иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуютсяправами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РеспубликиБеларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международнымидоговорами». Таким образом, в нашей стране, как и в большинстве другихгосударств мира, основным правовым режимом иностранцев является национальныйрежим. В то же время в необходимых случаях этот режим дополнен специальнымрежимом.
3.2 Личныеправа и свободы иностранцев
Согласно ст. 7Закона о правовом положении иностранных граждан «иностранцам в РеспубликеБеларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательнымиактами Республики Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилища,другие личные права и свободы».
Задержанныеили заключенные под стражу, домашний арест иностранцы без промедления должныбыть проинформированы на понятном им языке о причинах их задержания или арестаи правах, которые они имеют в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
Иностранныеграждане и лица без гражданства согласно ст. 31 Конституции РеспубликиБеларусь вправе самостоятельно определять свое отношение к религии, единоличноили совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой,выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии,участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенныхзаконом.
Вместе с темопределенные ограничения их права на свободу совести и религии закреплены вЗаконе Республике Беларусь от 17 декабря 1992 г. №2054-XII «О свободесовести и религиозных организациях», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. №109–3.Так, согласно ст. 14 указанного Закона иностранцы не могут выступать вкачестве учредителей религиозных общин, а согласно ст. 13 – бытьруководителями религиозных организаций. В соответствии со ст. 29 Закона «Освободе совести и религиозных организаций» «иностранный гражданин, лицо безгражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в РеспубликеБеларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеватьсяили сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь».
Статья 15Закона о правовом положении иностранных граждан закрепляет право иностранцев насохранение и развитие своего национального языка и культуры, соблюдениенациональных традиций и обычаев в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
Согласно ст. 30Конституции Республики Беларусь граждане Беларуси вправе «беспрепятственно»въезжать на ее территорию. Гражданину ни при каких обстоятельствах не можетбыть ограничен въезд на территорию своего государства. Иностранцы же могутвъезжать в Республику Беларусь лишь при наличии визы (т.е. разрешения),предоставляющего иностранцу право на пересечение государственной границыРеспублики Беларусь в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда изРеспублики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проездачерез территорию Республики Беларусь в течение срока, указанного в данномразрешении, и оформленного в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь, если иное не определено законодательными актами имеждународными договорами Республики Беларусь. Визы иностранцам выдаются впорядке, определенном Визовыми правилами, утвержденными постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. №1065.
Согласно ст. 33Закона о правовом положении иностранных граждан в определенных случаяхиностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусьили во въезде в Республику Беларусь.
Решение оботказе во въезде в Республику Беларусь может повлечь за собой включениеиностранца в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен илинежелателен.
3.3Политические права и свободы иностранцев
В сфереполитических прав и свобод права иностранцев в наибольшей степени ограничены посравнению с правами граждан Республики Беларусь. Это объясняется тем, чтотрадиционно право на управление государственными делами всегда «резервируется»за собственными гражданами. В частности, иностранцы не могут избирать и бытьизбранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а такжепринимать участие в референдумах (ст. 19 Закона о правовом положениииностранных граждан). Единственное исключение из этого правила установлено ст. 58Избирательного кодекса Республики Беларусь согласно которой граждане РоссийскойФедерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право участвоватьв выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международнымдоговором Республики Беларусь и Российской Федерацией.
Иностранцымогут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения,созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если этопредусмотрено их уставами. Однако не допускается членство иностранцев вполитических партиях Республики Беларусь и иных общественных объединениях,преследующих политические цели, а также финансирование ими их деятельности (ст. 9Закона о правовом положении иностранных граждан, ст. 13 Закона РеспубликиБеларусь «О политических партиях»).
Иностранцы невправе быть инициаторами проектов законов (ст. 97, 99 КонституцииРеспублики Беларусь), не могут выступать организаторами митингов, шествий идемонстраций.
3.4Социально-экономические права и свободы иностранцев
Объемсоциально-экономических прав и свобод, которыми обладают иностранцы, в решающейстепени зависит от режима их пребывания. Так, постоянно проживающие вРеспублике Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права,которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальноеобеспечение, право на охрану здоровья, право на образование, право на отдых,право на жилище и другие права, закрепленные в Конституции Республики Беларусь.Отдельные исключения из этого правила могут быть закреплены в законодательныхактах либо международных договорах Республики Беларусь. Так, например,Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств – участниковСНГ, подписанное в марте 1997 г. предусматривает, что плановая медицинскаяпомощь лицам, постоянно проживающим на территории Беларуси на основании вида нажительство, оказывается на платной основе.
Социально-экономическиеправа иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в РеспубликеБеларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, предпринимательской ииной деятельностью на территории Республики Беларусь, определяютсязаконодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Определенныеограничения для иностранцев существуют в сфере права на труд. Согласно ст. 20Закона о правовом положении иностранных граждан иностранцы не могут заниматьдолжности, назначение на которые в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
В частности,согласно ст. 48 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. №220–3 «Опрокуратуре Республики Беларусь», с изм. и доп. на 31 декабря 2009 г. №114–3,на должности прокурорских работников могут назначаться только гражданеРеспублики Беларусь.
Согласно ст. 51Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь должности капитана судна,старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста могутзанимать только граждане Республики Беларусь, если иное не предусмотренобелорусским законодательством.
Кроме того,согласно ч. 3 ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле «земельныеучастки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц безгражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими понаследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частнуюсобственность, если иное не установлено законодательными актами».
3.5Обязанности иностранцев
Наиностранцев распространяется большинство обязанностей, предусмотренныхзаконодательством для белорусских граждан. В частности, они обязаны:
– соблюдатьКонституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства;
– уважатьее национальные традиции;
– уважатьдостоинство, права, свободы, законные интересы других лиц;
– беречьисторико-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;
– охранятьприродную среду (ст. 52–55 Конституции Республики Беларусь, ст. 22Закона о правовом положении иностранных граждан).
Вместе с темна них распространяются и дополнительные обязанности, специальнопредусмотренные для иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, временнопребывающие в Республике Беларусь иностранцы обязаны зарегистрироваться в органахрегистрации, а также выехать из Республики Беларусь до окончания срокавременного пребывания или временного проживания в Республике Беларусь.
Иностранецпри въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе сдокументом для выезда за границу предъявляется сотруднику органа пограничнойслужбы в пункте пропуска через Государственную границу.
При выезде изРеспублики Беларусь иностранец обязан сдать миграционную карту сотрудникуоргана пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу (ч. 1–2ст. 29 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Иностранцы,временно пребывающие в Беларуси, обязаны при въезде в нашу страну заключитьдоговор обязательного медицинского страхования на случай оказания им скорой и неотложноймедицинской помощи государственными лечебно – профилактическими учреждениямиРеспублики Беларусь и обязаны при пересечении государственной границы иметьстраховой полис, подтверждающий заключение такого договора.
В то же времяиностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинскойобязанности.

4. Правоубежища в законодательстве Республики Беларусь
Во всехконституциях белорусского государства, принятых в XX в., провозглашалсяинститут права убежища. Органом, который вплоть до 1994 г. решал вопрос опредоставлении убежища, был Президиум Верховного Совета. Конституция РеспубликиБеларусь закрепила право белорусского государства «предоставлять право убежищалицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убежденияили национальную принадлежность».
Порядокпредоставления убежища регулируется Положением о предоставлении иностранным гражданам и лицам безгражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении, утвержденномУказом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. №204 (далее – Положениео предоставлении убежища). Согласно данному документу убежище можетпредоставляться иностранцам, которые:
1) находятсяна территории Республики Беларусь;
2) вынужденыпокинуть государство гражданской принадлежности или государство прошлогообычного места жительства вследствие преследования их за политические,религиозные убеждения либо национальную принадлежность.
Иностранец,желающий получить убежище в нашей стране, обязан лично обратиться в органвнутренних дел по месту временного пребывания с письменным заявлением на имяПрезидента Республики Беларусь, к которому прилагаются документы,подтверждающие наличие оснований для его предоставления.
Прирассмотрении заявления орган внутренних дел выясняет обстоятельства прибытия,причины нахождения иностранца в Республике Беларусь, сведения, характеризующиеиностранца, источники его существования, а также запрашивает у государственныхорганов, иных организаций документы и (или) сведения, необходимые длярассмотрения вопроса о предоставлении иностранцу убежища.
Для принятияположительного решения по данному вопросу необходимо также получить заключениеМИД и КГБ Республики Беларусь о целесообразности предоставления иностранцуубежища. Получив указанные документы, Комиссия по вопросам гражданства приПрезиденте Республики Беларусь при наличии оснований для предоставления убежищавносит на рассмотрение Главы государства соответствующий проект указа.
Убежище непредоставляется иностранцам:
1) вотношении которых имеются объективные основания предполагать, что они:
– совершилипреступление против мира, военные преступления или преступления противчеловечности в определении, данном этим деяниям в международных актах,заключенных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
– совершилитяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусьдо прибытия на ее территорию;
виновны всовершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
2)привлеченным в Республике Беларусь в качестве обвиняемых по уголовному делулибо в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительныйприговор суда Республики Беларусь;
3) имеющимгражданство третьего государства, где они не преследуются за политические,религиозные убеждения или национальную принадлежность;
4) получившимотказ в признании беженцами в Республике Беларусь вследствие отсутствия вполнеобоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве своейгражданской принадлежности или государстве прежнего обычного места жительствапо признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежностик определенной социальной группе или политических убеждений;
5) утратившимили лишенным статуса беженца в Республике Беларусь.
СогласноПоложению о предоставлении убежища лица, получившие убежище, по своемуправовому статусу приравниваются к иностранцам, постоянно проживающим вРеспублике Беларусь. Предоставление иностранцу убежища распространяется наприбывших вместе с ним членов его семьи. Лицам, получившим убежище, выдается разрешениена постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в РеспубликеБеларусь.
Положение опредоставлении убежища также устанавливает основания для утраты или лишенияубежища. Так, иностранец утрачивает убежище в случае:
– добровольноговозврата в государство своей гражданской принадлежности или государство своегопрежнего обычного места жительства;
– выездана постоянное жительство в другое государство;
– прекращенияобстоятельств, на основании которых ему было предоставлено убежище в РеспубликеБеларусь;
– добровольногоотказа от убежища в Республике Беларусь;
– приобретениягражданства Республики Беларусь или гражданства другого государства;
– временноговыезда из Республики Беларусь и невозвращения в Республику Беларусь поистечении года после окончания срока действия проездного документа РеспубликиБеларусь.
Иностранецлишается убежища, если он:
– сообщилзаведомо ложные сведения или предъявил подложные либо поддельные документы,послужившие основанием для предоставления ему убежища в Республике Беларусь;
– создаетугрозу национальной безопасности Республики Беларусь;
– совершилтяжкое или особо тяжкое преступление и в отношении его имеется вступивший взаконную силу обвинительный приговор суда Республики Беларусь;
– являетсяили являлся членом террористической либо иной организации, имевшей цельюнасильственное изменение конституционного строя или ведущей пропаганду войны,социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
– причастенк незаконной торговле оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами,незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, ихпрекурсоров, организации незаконной миграции иностранцев;
– занимаетсядеятельностью, противоречащей общепризнанным принципам международного права.
Иностранец, вотношении которого принято решение об утрате или о лишении убежища и не имеющийиных законных оснований для пребывания в Республики Беларусь, обязан покинутьее территорию в течение одного месяца со дня получения уведомления о принятиисоответствующего решения вместе с членами семьи, получившими разрешение напостоянное проживание в Беларуси.
 
5.Регламентация статуса беженцев, дополнительной и временной защиты в РеспубликеБеларусь
Определяющаяроль в предоставлении статуса беженца принадлежит государству. Поэтому онодолжно выработать комплекс мер, гарантирующих защиту лица, ищущего убежища, смомента прибытия в страну и до момента определения его статуса, что исоставляет суть защиты.
Правовая базасистемы защиты прав беженцев в Республике Беларусь основывается на положенияхКонституции Республики Беларусь, закрепляющих возможность предоставленияубежища лицам, преследуемым в других странах за политические, религиозныеубеждения и национальную принадлежность (ст. 12), и законодательства,устанавливающего национальный режим для иностранных граждан и лиц безгражданства наряду с гражданами Республики Беларусь, если иное не закрепленоКонституцией, законом и международными договорами Республики Беларусь (ст. 4Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц безгражданства в Республике Беларусь»).
Правовая базавключает две группы нормативных актов: законы и подзаконные акты,непосредственно регулирующие статус беженца, и иные нормативные акты по общиммиграционным вопросам, содержащие положения, касающиеся статуса беженца.
К первойгруппе относятся:
– ЗаконРеспублики Беларусь от 23 июня 2008 г. №354–3 «О предоставлениииностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной ивременной защиты в Республике Беларусь» (далее – Закон 2008 г.);
– Положениео предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища вРеспублике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания вРеспублике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденноеУказом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. №204;
– Положениео Департаменте по гражданству и миграции Министерства внутренних дел РеспубликиБеларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г.№268 и др.
Ко второйгруппе относятся законы Республики Беларусь «О гражданстве РеспубликиБеларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства вРеспублике Беларусь», «О внешней трудовой миграции», «О порядке выезда изРеспублики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан РеспубликиБеларусь».
Предоставлениестатуса беженца и дополнительной защиты в Республике Беларусь регулируется какЗаконом Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам безгражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в РеспубликеБеларусь», так и постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Вопросыпредоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца,дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» от 14 апреля 2009 г.№461. Как следует из названия Закона 2008 г., иностранным гражданам илицам без гражданства в Республике Беларусь предоставляется три формы защиты:статус беженца, дополнительная защита и временная защита.
СогласноЗакону 2008 г. статус беженца предоставляется тем иностранным гражданам,находящимся на территории Республики Беларусь, которые в силу вполнеобоснованных опасений могут стать жертвой преследования на территориигосударства гражданства или постоянного проживания по причинам расы,вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определеннойсоциальной группе или политических убеждений, не могут или не хотят в силуназванных опасений пользоваться защитой государства гражданства или постоянногопроживания. Таким образом, основания предоставления статуса беженца вРеспублике Беларусь аналогичны конвенционным основаниям. Статус беженцапредоставляется на срок сохранения в государстве гражданской принадлежностивышеназванных причин (ст. 18 Закона 2008 г.).
Дополнительнаязащита предоставляется иностранным гражданам, не имеющим оснований дляполучения статуса беженца, но у которых присутствуют вполне обоснованныеопасения подвергнуться в стране своего гражданства или постоянного проживанияугрозе смертной казни, пыток и других бесчеловечных и унижающих человеческоедостоинство обращений и наказаний либо угрозе жизни в ситуации происходящего встране вооруженного конфликта. Дополнительная защита предоставляется на срок до1 года. В случае сохранения в государстве гражданства или постоянногопроживания вышеперечисленных опасений срок дополнительной защиты можетпродлеваться до одного года (ст. 21 Закона 2008 г.).
Временнаязащита предоставляется группе иностранных граждан в случае их массовогоприбытия и необходимости решения в этой связи вопроса об их допуске вРеспублику Беларусь и пребывания в ней с целью предоставления им статусабеженца или дополнительной защиты. Срок временной защиты устанавливаетсяСоветом Министров Республики Беларусь и не может превышать одного года. Если поистечении срока временной защиты иностранцы не вернулись в страну ихгражданства или обычного проживания либо другую страну, согласившуюся ихпринять, индивидуально решается вопрос об их защите (ст. 24 Закона 2008 г.).
Ни одна изуказанных форм защиты не предоставляется иностранцам, если есть объективныеоснования предполагать, что они совершили преступления против мира, военныепреступления или преступления против человечности в трактовке, данной этимпреступлениям в международно-правовых документах; либо они совершили тяжкоепреступление неполитического характера до прибытия в Республику Беларусь; либовиновны в совершении преступлений, противоречащих целям и принципам ООН, либоза которыми компетентные органы страны их проживания, иной, чем государствогражданской принадлежности, признают соответствующие права и обязанности, либокоторые пользуются защитой или помощью органов ООН иных, чем УВКБ ООН (ст. 3Закона 2008 г.).
Правообращаться с ходатайством о признании беженцем или за получением дополнительнойзащиты имеют иностранцы как пересекающие границу Республики Беларусь, так ипроживающие на территории республики. Причем иностранцы, задержанныепограничными войсками в ходе незаконного пересечения границы и заявившие онамерении ходатайствовать о признании беженцами или получении дополнительнойзащиты, обращаются с такими ходатайствами в пограничные войска, которые должныв течение трех суток сообщить о ходатайствах таких лиц в орган внутренних дел,а также допустить представителей указанных органов в места временногосодержания иностранцев в специальных помещениях пограничных войск дляпроведения собеседования с ними и регистрации ходатайств. Иностранцы,задержанные за незаконное пребывание в Республике Беларусь либо находящиеся вней на законных основаниях, обращаются с ходатайствами в письменном виде ворганы внутренних дел. Регистрация ходатайств производится органами внутреннихдел в соответствии с распределительными квотами, которые устанавливаютсяМинистерством внутренних дел Республики Беларусь (ст. 27–30 Закона 2008 г.).
Органывнутренних дел проводят собеседование с задержанными иностранцами, регистрациюих ходатайств.
На начальнойстадии рассмотрения ходатайства может быть установлено, что оно явнонеобоснованно или имеет характер злоупотреблений. Явно необоснованными являютсяходатайства, если они абсолютно не соответствуют критериям предоставлениястатуса беженца или дополнительной защиты, закрепленным в ст. 18 и 21Закона 2008 г., ходатайства, в которых утверждения заявителя о наличии длянего опасности преследования совершенно бездоказательны и не подтверждаютсяимеющейся информацией о ситуации в государстве происхождения заявителя, атакже, если иностранец прибыл из безопасной страны или он ранее получил отказ впризнании беженцем или получении дополнительной защиты и вновь ходатайствует опризнании при условии, что обстановка в государстве его гражданства неизменилась со дня получения отказа. К таковым относятся иностранцы, которыепосле получения отказа выехали из Республики Беларусь, а затем по разнымпричинам вновь вернулись и обращаются с ходатайством.
Считается,что ходатайство носит характер злоупотребления, если при проведении процедурыпризнания беженцем иностранец умышленно уклоняется от вопросов сотрудникасоответствующего государственного органа внутренних дел либо умышленно вводит взаблуждение сотрудника по основным пунктам опроса; либо предъявлены поддельныеили подложные документы либо иные материалы или документы, имеющие значение длярешения вопроса по ходатайству о защите либо умышленно уничтожены такиедокументы (ст. 40 Закона 2008 г.), а затем следует отказ впредоставлении статуса беженца или дополнительной защиты; либо иностранец подалходатайство после задержания пограничными войсками при попытке незаконногопересечения границы или после задержания органами внутренних дел за незаконноепребывание в Республике Беларусь, либо с целью избежания депортации или высылкис территории Беларуси (ст. 37 Закона 2008 г.).
В том случае,если подразделение по гражданству и миграции придет к такому выводуотносительно заявленного ходатайства, то по его представлению Департамент погражданству и миграции МВД Республики Беларусь в течение 15 дней проводитпроцедуру рассмотрения ходатайства и принимает решение об отказе в признании беженцемлибо о направлении дела в орган внутренних дел для проведения полной процедурырассмотрения ходатайства (ст. 37 Закона 2008 г.). Рассмотрениеходатайства осуществляется в течение шести месяцев со дня его регистрации.
Если в периодрассмотрения ходатайства иностранец будет привлечен к уголовной ответственностиза совершение преступления на территории Республики Беларусь, рассмотрение егоходатайства приостанавливается до вынесения органом уголовного преследованияпостановления о прекращении преследования или до вступления в силу приговора.Если иностранец осужден за совершение преступления (за исключением тяжкогопреступления), рассмотрение ходатайства приостанавливается до окончания срокаотбытия наказания за преступление (ст. 40 Закона 2008 г.).
Приостановлениерассмотрения ходатайства иностранца возможно также в случае его неявки вустановленный срок по вызову в Департамент по гражданству и миграции или егоподразделение, если он не прошел в установленный срок дактилоскопическуюрегистрацию или обязательное медицинское освидетельствование.
Решение опризнании беженцем, предоставлении дополнительной защиты или отказе в нихпринимается Департаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь сучетом заключения подразделения по гражданству и миграции и информации органовгосударственной безопасности Республики Беларусь о наличии у иностранцаоснований, предусмотренных ст. 3 Закона 2008 г. Закрепляютсяследующие основания для отказа в предоставлении статуса беженца илидополнительной защиты: если ходатайство лица было явно необоснованным либоимело характер злоупотребления; если иностранец имел гражданство третьегогосударства, защитой которого мог бы воспользоваться, либо прибыл в РеспубликуБеларусь с территории третьей безопасной страны; если в период рассмотренияходатайства иностранец совершил тяжкое или особо тяжкое уголовное преступлениена территории Республики Беларусь либо установлены основания, предусмотренныест. 3 Закона 2008 г. Дополнительно к вышеназванным условиям можетбыть отказано в предоставлении статуса беженца: если отсутствуют основания дляпризнания беженцем, если опасения в предоставлении основываются наобстоятельствах, возникших вследствие добровольных действий иностранцев,возникших после того, как он покинул государство гражданской принадлежностилибо обычного места жительства. В дополнительной защите может быть отказано,если нет оснований для предоставления дополнительной защиты (ст. 43 Закона2008 г.). Решение об отказе в признании беженцем или предоставлениидополнительной защиты может быть обжаловано иностранцем в судебном порядке втечение 7 дней (ст. 52 Закона 2008 г.).
Статусбеженца или дополнительной защиты иностранец приобретает со дня принятияДепартаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь решения опризнании беженцем или дополнительной защиты. В зависимости от формы защитыиностранцу выдается либо удостоверение беженца, либо свидетельство одополнительной защите (ст. 46 Закона 2008 г.).
Иностранец,признанный беженцем, имеет право на информацию о своих правах и обязанностях.Устанавливается национальный режим наравне с гражданами Республики Беларусь вотношении права на судебную защиту и право на дошкольное и среднее образованиедетей беженца. В отношении иных прав (право на специальное и высшее образование,медицинскую помощь и социальное обеспечение, трудоустройство, занятиепредпринимательством, приобретение движимого и недвижимого имущества, право научастие в общественной деятельности) устанавливается такой же режим, как дляиностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РеспубликеБеларусь.
Кроме того,беженец имеет право на самостоятельное поселение в семье гражданина РеспубликиБеларусь или постоянно проживающего в стране иностранца при согласии всехсовершеннолетних членов семьи и наличии жилищной квоты (не менее 6 м2на человека); получение в органах внутренних дел удостоверения на выезд и въездна территорию Республики Беларусь; обращение с ходатайством о приобретениигражданства после семи лет проживания в стране; получение денежной и инойпомощи в размерах, установленных Советом Министров Республики Беларусь;добровольное возвращение в свою страну либо выезд на местожительство в другоегосударство (ст. 19 Закона 2008 г.).
Иностранцы,которым предоставлена дополнительная защита, имеют права, аналогичные праваминостранцев, получившим статус беженца. Дополнительно к правам беженцев такиеиностранцы могут обращаться в подразделение по гражданству и миграции спросьбой о продлении статуса дополнительной защиты (она предоставляется на срокне более года) или обращаться с просьбой о защите в случае возникновенияоснований для предоставления статуса беженца (ст. 22 Закона 2008 г.).
Праваиностранца, получившего временную защиту, ограничены по сравнению синостранцами, имеющими статус беженца или дополнительной защиты: они имеютправо на получение информации о своих правах и обязанностях; получениебесплатной скорой помощи; проживание в местах, предусмотренных СоветомМинистров Республики Беларусь и передвижение по территории, указанной данныморганом; добровольное возвращение в государство своей гражданскойпринадлежности; обращение в УВКБ ООН; пользование иными правами наравне синостранцами, временно пребывающими в Республике Беларусь (ст. 25 Закона2008 г.).
ЗаконодательствомРеспублики Беларусь регулируются основания прекращения и лишения статусабеженца и дополнительной защиты. Согласно Закону 2008 г. иностранецутрачивает статус беженца или дополнительной защиты, если он:
– получилгражданство Республики Беларусь;
– добровольновоспользовался защитой государства своего гражданства;
– либодобровольно вновь приобрел его;
– либополучил гражданство другого государства и пользуется его защитой;
– добровольновернулся в государство своего гражданства, которое ранее покинул, ссылаясь наопасность преследования;
– либо неможет отказаться от защиты государства своего гражданства или прежнегоместожительства, так как опасность преследования более не существует;
– добровольновновь обосновался в государстве своего гражданства;
– добровольноотказался от статуса беженца или дополнительной защиты, являясь лицом безгражданства;
– может вновьвернуться в государство обычного проживания в силу отсутствия оснований, покоторым ему был предоставлен статус беженца или дополнительной защиты.
Кроме того,иностранец утрачивает право на дополнительную защиту, если ему предоставленстатус беженца (ст. 48 Закона 2008 г.).
Статусбеженца или дополнительная защита аннулируется по следующим основаниям:
– сообщениезаведомо ложных сведений или предъявление поддельных документов, необходимыхдля признания его беженцем;
– еслион создает угрозу для национальной безопасности или совершил тяжкое или особотяжкое уголовное преступление на территории Республики Беларусь;
– еслион выехал за пределы Республики Беларусь и не вернулся в установленные сроки.
Возможнотакже аннулирование решения о признании иностранца беженцем или предоставлениядополнительной защиты, если он в течение трех месяцев со дня направления копиирешения не явился для постановки на учет в подразделение по гражданству имиграции (ст. 49 Закона 2008 г.). Решение об утрате, аннулированиистатуса беженца или дополнительной защиты принимается Департаментомсамостоятельно и по предложению органов государственной безопасности, органовпограничной службы или подразделения по гражданству и миграции (ст. 50Закона 2008 г.).
Иностранецимеет право обжаловать решение Департамента в суд в течение 15 дней со дняполучения решения. В случае отказа суда в удовлетворении жалобы иностранца либонеобращения его в суд в установленный срок, он обязан в течение 15 днейпокинуть территорию Республики Беларусь вместе с членами своей семьи (ст. 53Закона 2008 г.). Однако иностранец не может быть выслан или возвращенпротив своей воли в государство, где его жизни или свободе угрожает опасность(ст. 5 Закона 2008 г.).
Такимобразом, анализ законодательства и иных нормативных актов Республики Беларусьпо вопросам беженцев свидетельствует о том, что оно в целом соответствуетКонвенции 1951 г., а также международным стандартам в области правчеловека. По оценке УВКБ ООН система предоставления статуса беженца натерритории Республики Беларусь является одной из лучших в СНГ.

Списокиспользованных источников
1. О гражданствеРеспублики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь.
2. О правовом положениииностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: ЗаконРеспублики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. О предоставлении иностраннымгражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временнойзащиты в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г.№354–3 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
4. Васильева, JI.A.,Шунтов, B.E. Институт гражданства в Республике Беларусь: Вопросы реализации /JI.A. Васильева, B.E. Шунтов. – Минск: Тесей, 2004.
5. Павлова, Л.В. Международно-правовойстатус беженца / Л.В. Павлова, А.В. Селиванов. – Минск, 2006.
6. Международноепубличное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; подред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. \ Минск:Амалфея, 2010. 496 с.