Правовоерегулирование обращения с опасными отходами
План
Введение
Понятие и виды, классыотходов
Правовое регулированиеобращения с отходами производства и потребления
Правовое регулированиеобращения с радиоактивными отходами
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальностьтемы обусловлена высоким уровнем загрязнения окружающей среды бытовыми ипроизводственными отходами и состоянием правового регулирования в сфереобращения с отходами.
Развитиепромышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большегоколичества отходов. Только города мира ежегодно выбрасывают в окружающую средудо 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов и более 500 кубическихкилометров стоков. Первое место по количеству загрязняющих органических веществзанимают промышленные отходы, затем, городские и сельскохозяйственные. В Россииежегодно образуется 5–7 млрд. тонн отходов производства и потребления.[1]
Невосполнимыйущерб флоре и фауне наносит химическое загрязнение почвы в результате несоблюденияи нарушения правил складирования и захоронения промышленных отходов. Необходимопомнить, что любое загрязнение может пагубно отразиться на состоянииповерхностных вод и на возможности эксплуатации подземных вод.
Средисоциальных последствий загрязнения окружающей среды отходами центральное местозанимает угроза здоровью человека. На проходившей в августе 1986 г. вгороде Варна международной конференции «Охрана окружающей среды и защитавсеобщего мира» в одном из докладов приводились данные о том, что в конце 70-хгодов около 10% детей в таких странах, как США, Франция, ФРГ, Япония, рождалисьс генетическими дефектами. При этом отмечалось, что если деградация окружающейсреды будет продолжаться прежними темпами, то в ближайшее время эта цифра резковозрастет.[2]
Цель даннойработы изучить правовое регулирование обращения с опасными отходами. Всоответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:
· Дать понятие, рассмотретьвиды и классы отходов
· Дать характеристикуправового регулирования отдельных категорий отходов
· Рассмотреть правовоерегулирование обращения с отходами производства и потребления
· Правовое регулированиеобращения с радиоактивными отходами
Понятие и виды, классы отходов
Обращение с отходами – одна из наиболее масштабных и сложныхэкологических проблем. Она проявляется, с одной стороны, в причиненииэкологического вреда, с другой – для удаления твердых отходов требуетсявыделение земельных территорий.
В контексте экологического права выделяются отходы производства ипотребления:
· отходыгазообразные,
· жидкиеи твердые;
· опасныеотходы,
· радиоактивныеотходы.
Наиболее общим, родовым понятием являются отходы производства ипотребления. В нем определяются две основные сферы образования отходов – сферапроизводства и сфера потребления. Под отходами производства и потребленияпонимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий илипродуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, атакже товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Включение всферу правового регулирования пришедшей в негодность продукции, к примеру,медикаментов, продовольствия, вполне обоснованно, так как в ней содержатсяэкологически опасные химические или биологические компоненты, что обосновываетнеобходимость их корректного удаления.
Основное внимание в экологическом законодательстве и правеуделяется опасным отходам, некорректное обращение с которыми имеет (или можетиметь) наибольшие отрицательные последствия для природы. Опасные отходы – отходы,которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами(токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью)или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могутпредставлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающейприродной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контактс другими веществами.
Обращение с такими отходами регулируется многими законодательнымии иными нормативными правовыми актами, включая Федеральные законы «Об охранеокружающей среды».
Всоответствии с законом, все отходы, которые получаются в результатеосуществления различными предприятиями и организациями своей деятельности,должны быть отнесены к определённому классу опасности, которую они могутпредставлять по отношению к окружающей среде.
Определениекачественного и количественного анализа состава отходов и расчет класса опасностиотходов необходимы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, впроцессе деятельности которых образуются опасные отходы производства ипотребления.
Классопасности отходов – характеристика относительной экологической опасности отхода,которая устанавливается по степени его возможного негативного воздействия наокружающую среду.
Насегодняшний день законом устанавливается пять классов отходов, различающихся постепени опасности для окружающей природной среды (ОПС) в ходе непосредственногоили опосредованного влияния на неё. Классы опасности отходов устанавливаются всоответствии с принятыми Критериями.
· 1класс – чрезвычайно опасные отходы;
· 2класс – высокоопасные отходы;
· 3класс – умеренно опасные отходы;
· 4класс – малоопасные отходы;
· 5класс – практически неопасные отходы.
Так, к первомуклассу опасности относятся чрезвычайно опасные отходы, степень вредоносноговлияния которых очень высокая. Критерием определения отходов, как чрезвычайноопасных, является то, что экосистема получает необратимые нарушения, и еёвосстановительный период попросту отсутствует. Соответственно, к пятомуклассу относятся практически неопасные отходы, степень негативноговоздействия которых на ОПС очень низкая и экологическая система практически неполучает никаких нарушений. Сам процесс отнесения отходов к какому-либо классуможет осуществляться двумя путями: экспериментальным и расчетным методами.
Определениекласса опасности отходов осуществляется двумя методами:
· расчётным
· экспериментальным.
Расчёт классаопасности отходов производится в соответствии с установленными Критериями,которые классифицируют все отходы на пять классов. Так, в соответствии с первымклассом, отходы, выброс которых необратимо нарушает экологическую систему безвозможности её восстановления, обладают очень высокой степенью вредоносноговоздействии на окружающую природную среду и относятся к чрезвычайно опасным.Соответственно отходы пятого класса почти не нарушают экосистему и являютсяпрактически не опасными, в связи с их очень низкой степенью вредоносноговоздействия на окружающую среду.
Отнесениеотходов к конкретному классу опасности осуществляется в соответствии скритериями и в порядке, установленными федеральными органами исполнительнойвласти в области обращения с опасными отходами.[3]
Переченькомпонентов отхода и их количественное содержание устанавливается по составуисходного сырья и технологическим процессом его переработки или по результатамколичественного химического анализа.
Для тогочтобы рассчитать класс опасности доходов необходимо определить степеньопасности отхода для окружающей природной среды (ОПС) при условии еговоздействия на неё. Таким образом, для определения степени опасности отхода, асоответственно его отнесения к тому или иному классу опасности отходов,производится ряд математических расчётов. Многие показатели определяются всоответствии с таблицами и формулами, учитываются различные поправки ипогрешности. И в итоге получается конечный результат, который имеет численноевыражение коэффициента опасности. Он в свою очередь и переводится поустановленным нормативам в определённый класс.
Установленныйпроизводителем отходов класс опасности отхода заносится в паспорт опасногоотхода и согласовывается в Федеральной службе по технологическому,экологическому и атомному надзору.
Паспортаотходов 1–5 классов опасности необходимо прикладывать к разработанному проектунормативов образования отходов для выдачи Лимита на их размещение.
В настоящеевремя в Российской Федерации вопросу правового регулирования обращения сотходами посвящено достаточное количество нормативных актов. Это Федеральный закон РФ от24 июня 1998 г. №89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления»,Федеральный закон от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения», Базельская конвенция о контроле за трансграничнойперевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенция по предотвращениюзагрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва – Вашингтон – Лондон– Мехико, 29 декабря 1972 г.), и некоторые другие акты.
Согласно статье 1Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. №89‑ФЗ «Об отходахпроизводства и потребления», отходы производства и потребления – остатки сырья,материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались впроцессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившиесвои потребительские свойства.
Обращение с отходами – деятельность, впроцессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию,обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласностатье 2 Федеральногозакона РФ от 24 июня 1998 г. №89‑ФЗ «Об отходах производства ипотребления», правовое регулирование вобласти обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом,другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, атакже законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РоссийскойФедерации.
Отношения в областиобращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу исо сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующимзаконодательством Российской Федерации.
Необходимоотметить различия, устанавливаемые этим законом между отходами и радиоактивнымиотходами. Если в области обращения с отходами еще допускается установлениекаких-то правил нормативными актами субъектов Российской Федерации, то вобласти правового регулирования обращения с радиоактивными отходами в связи сих особой опасностью не только для населения, но и, возможно, для государства вцелом, устанавливается исключительное правовое регулирование федерации. Крометого, деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.
Обязательнымусловием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами являетсясоблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природнойсреды.
Порядоклицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяетПравительство Российской Федерации.
Органами,уполномоченными на ведение лицензирования деятельности по обращению с опаснымиотходами, являются Государственный комитет Российской Федерации по охранеокружающей среды и его территориальные органы (далее именуются – лицензирующиеорганы).
Государственныйкомитет Российской Федерации по охране окружающей среды выдает лицензии надеятельность по обращению с опасными отходами юридическим лицам ииндивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на всей территорииРоссийской Федерации и на территориях нескольких субъектов РоссийскойФедерации.
Территориальныеорганы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающейсреды в субъектах Российской Федерации выдают лицензии на деятельность пообращению с опасными отходами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,осуществляющим свою деятельность на территории соответствующего субъектаРоссийской Федерации.
Правовое регулирование обращения с отходами производства ипотребления
В законодательстве предусмотрен всесторонний подход крегулированию обращения с отходами, включая деятельность, в процессе которойобразуются отходы в сферах производства и потребления, а также деятельность посбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Государственная политика в области обращения с отходами вРоссийской Федерации основывается на принципах:
· охраныздоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состоянияокружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия;
· научнообоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества вцелях обеспечения устойчивого развития общества;
· использованияновейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных ибезотходных технологий;
· комплекснойпереработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количестваотходов;
· использованияметодов экономического регулирования деятельности в области обращения сотходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственныйоборот;
· доступав соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения сотходами;
· участияв международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами.
Регулируется обращение с твердыми отходами производства ипотребления многими законодательными и иными актами. Наиболее общие требованияв области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства ипотребления установлены Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 51Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы,подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению изахоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающейсреды и регулироваться законодательством РФ.
Одновременно в целях исключения экологического вреда Законзапрещает захоронение отходов на наиболее экологически и социально ценныхтерриториях. В частности, запрещается:
· захоронениеотходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных,лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водныеобъекты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на водосборныхплощадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого ихозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е.использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), дляизвлечения ценных минеральных ресурсов;
· размещениеопасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городскими сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных,рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иныхместах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды,естественных экологических систем и здоровья человека;
· захоронениеотходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ вслучаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых ибезопасности ведения горных работ.
Закон запрещаеттакже ввоз опасных отходов ирадиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения иобезвреживания.
Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенноговреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаютсяпосредством установления в законодательстве различных мер и требований,образующих правовой механизм обращения с такими отходами.
Механизм обращения с ними предусмотрен Законом об отходахпроизводства и потребления. Положения этого Закона получили развитие в рядеподзаконных актов: Правилах разработки и утверждения нормативов образованияотходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением ПравительстваРФ от 16 июня 2000 г.; Порядке ведения государственного кадастра отходов ипроведения паспортизации опасных отходов, утвержденном постановлениемПравительства РФ от 26 октября 2000 г.; постановлении Правительства РФ от1 июля 1996 г. «О государственном регулировании и контроле трансграничныхперевозок опасных отходов» и др., а также в законах субъектов РФ, гдесоответствующие законы приняты.
Важную роль в охране природы играют требования: к предприятиям ииным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами натерриториях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; кпрофессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; ктранспортированию опасных отходов.
Сбор отходов
При определении порядка сбора отходов должно обеспечиватьсясоответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраныокружающей природной среды и здоровья человека.
Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов вмире и в России является их размещение на специально оборудованных объектах(полигонах, свалках). Определение места строительства объектов размещенияотходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических ииных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличииположительного заключения государственной экологической экспертизы. Дляобладания информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходоввносятся в государственный реестр указанных объектов.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах ихвоздействия на окружающую природную среду должен проводиться мониторингсостояния окружающей природной среды. Обязанность его проведения возложена насобственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или впользовании которых находятся указанные объекты. После окончания эксплуатацииданных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием ивоздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлениюнарушенных земель.
К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица,имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами(сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников кработе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Транспортирование опасных отходов
Данные действия совершаются в соответствии со следующимитребованиями:
· наличиепаспорта опасных отходов
· наличиеспециально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортныхсредств;
· соблюдениетребований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортныхсредствах;
· наличиедокументации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количестватранспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Особые требования российское законодательство предъявляет ктрансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на территорию РоссийскойФедерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения,выданного в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «Огосударственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасныхотходов».
Закон содержит некоторые особые требования относительно обращенияс опасными отходами (ст. 14). В зависимости от степени вредноговоздействия на окружающую природную среду и здоровье человека ониподразделяются на классы опасности. Критерии опасности установленыМинистерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составленпаспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки ихопасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.
Организационно правовые меры для обеспечения правильного обращенияс отходами:
· лицензирование;
· нормирование;
· учети отчетность;
· ведениегосударственного кадастра;
· контроль(государственный, производственный и общественный);
· юридическаяответственность,
так же применяются меры экономического регулирования обращения сотходами.
Лицензирование
В соответствии с законодательством только на основании лицензии(разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением сотходами производства и потребления. К таким видам деятельности относятся, вчастности, любая деятельность по обращению с опасными отходами; созданиеобъектов размещения отходов; обращение с ломом и отходами цветных и (или)черных металлов.
На основании Положения о лицензировании деятельности по обращениюс опасными отходами, утвержденное Правительством РФ от 20 мая 1999 г. выдаетсялицензия на осуществление по обращению с отходами.
Данная лицензия выдается Министерством природных ресурсов РФ и еготерриториальными органами в порядке, установленном вышеуказанным Положением олицензировании деятельности по обращению с опасными отходами.
Нормирование
В природоохранное деятельности данное направление новое. Оно сталоразвиваться с принятием Закона об отходах производства и потребления. Законпредусматривает два вида нормативов:
· образованияотходов
· лимитына их размещение.
Норматив образования отходов
Определяет установленное количество отходов конкретного вида припроизводстве единицы продукции.
Лимиты на размещение отходов.
Разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимыхвредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом иклассами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта ихразмещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретноговида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срокв объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки даннойтерритории.
Требования, касающиеся этих нормативов, определяются Правиламиразработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на ихразмещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.
Срок действияутвержденных лимитов на размещениеразныйи зависит как от видов деятельности, при которой образуются отходы, места ееосуществления, так и от видов отходов. По общему правилу лимиты на размещениеотходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтвержденияиндивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменностипроизводственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимитына размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на пользованиенедрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезногоископаемого. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальныхпредпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии наосуществление деятельности по обращению с такими отходами.
Учет и отчетность, ведение кадастра, паспортизации опасных отходов
Законом возложена обязанность вести учетобразовавшихся,использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от другихлиц, а также размещенных отходов. Порядок такого учета устанавливают специальноуполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения сотходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок статистического учетав области обращения с отходами–специально уполномоченный федеральный органисполнительной власти в области статистического учета. Материалы учетасохраняются субъектами, осуществляющими деятельность в области обращения сотходами, в течение срока, определенного специально уполномоченнымифедеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Эти субъекты обязаны представлять отчеты о своей деятельности пообращению с отходами. Порядок и сроки их представления определяются специальноуполномоченным федеральным органом исполнительной власти в областистатистического учета по согласованию со специально уполномоченнымифедеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.Отчеты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах,классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах их размещения,технологиях их использования и обезвреживания.
На основании предоставляемой информации Министерство природныхресурсов РФ и его территориальные органы проводят работу по паспортизацииопасных отходов и ведут государственный кадастр отходов.Государственныйкадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе с участиеморганов исполнительной власти субъектов РФ и включает федеральныйклассификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещенияотходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживанияотходов различных видов.
На основании постановления Правительства РФ от 26 октября 2000 г.,ведется государственный кадастр и порядок проведения паспортизации опасныхотходов. Меры экономического регулирования обращения с отходами включаютпрограммы в области обращения с отходами, плату за размещение отходов, мерыэкономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.
Закон предусматривает разработку программ в области обращения сотходамина федеральном и региональном уровнях. Такие программыразрабатываются в целях планирования мер по уменьшению количества отходов, ихиспользованию, обезвреживанию и размещению. При этом учитывается состояниеокружающей природной среды, а также уровень социально-экономического развитиятерриторий. Ответственными за разработку программ являются федеральные органыисполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Реализацияпрограмм финансируется в соответствии с законодательством РФ изаконодательством субъектов Федерации.
Государственный, производственный и общественный контроль
Государственный контроль – это проверка исполнения требований пообращению с отходами. Проводится специально уполномоченные на то федеральнымиорганами исполнительной власти в области обращения с отходами и органыисполнительной власти субъектов РФ.
Производственный контрольпроводят юридические лица, осуществляющиедеятельность в области обращения с отходами. Они же его организуют. Порядокосуществления производственного контроля определяют юридические лица посогласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительнойвласти в области обращения с отходами.
Общественный контрольосуществляют граждане или общественныеобъединения.
Юридическая ответственность
За нарушение законодательства РФ в области обращения с отходамидолжностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовнуюили гражданско-правовую ответственность, а юридические лица – административнуюи (или) гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательствомРФ.
Плата за размещение отходов
Является важнейшим элементом экономического механизма охраныокружающей среды и разновидностью платы за негативное воздействие на природу.Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, впроцессе деятельности которых образуются твердые отходы. Регулируется взиманиеплаты Законами об отходах производства и потребления, об охране окружающейсреды, Налоговым кодексом РФ и другими актами. Ставки платы за размещениеотходов различаются с учетом экологической обстановки на той или другойтерритории. Дифференцированные ставки платы устанавливаются органами исполнительнойвласти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными федеральнымиорганами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Экономическое стимулирование деятельности
В данной сфере осуществляется посредством:
· пониженияразмера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям июридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуютсяотходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количестваотходов;
· примененияускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных сосуществлением деятельности в области обращения с отходами.
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами
Всоответствии с законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995года №170-ФЗ, радиоактивные отходы – это ядерные материалы ирадиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.Отходы образуются на всех стадиях работы предприятий атомной отрасли: придобыче урана, на заводах, производящих из урана ядерное топливо для атомныхэлектростанций (АЭС), при нормальной работе АЭС, при демонтаже АЭС,выработавших свой ресурс. Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) большинствареакторов не перерабатывается и поэтому, его, возможно, относить крадиоактивным отходам. В случае если ОЯТ, перерабатывается для получения новогоядерного топлива, большое количество отходов образуется в процессе переработки.РАО и ОЯТ производят также реакторы атомных подводных лодок и ледоколов. К РАОотносятся и радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГи), использующихэнергию распада высокоактивного стронция. Около полутора тысяч этих устройствбыли установлены в безлюдных местах в СССР для питания маяков и различногооборудования, но уже выработали свой ресурс и должны быть демонтированы.Содержащиеся в радиоактивных отходах вещества – плутоний, цезий, калифорний идругие радиоактивные элементы – будут оставаться крайне опасными сотни и тысячилет. Всё это время будущим поколениям нужно будет следить за тем, чтобы отходыне попали в окружающую среду и не оказались в руках террористов. Задачей первыхреакторов было производство материалов для атомных бомб, в частности плутония.Период полураспада плутония (время, за которое количество опасного элементасократится в 2 раза) – 24 тысячи лет. Плутоний губителен для всего живого.Этого элемента не существовало на Земле до начала строительства ядерныхреакторов. Живые организмы в ходе эволюции не были приспособлены к этомурадиоактивному элементу. Самым безопасным считается хранение РАО и ОЯТ вподземных шахтах, но даже страны, выбравшие этот способ, столкнулись с высокимизатратами и прежде не учтенными рисками. На сегодня ни в одной стране мира нетхранилищ РАО, рассчитанных более чем на 50 лет.
Радиоактивныеотходы представляют опасность для человечества, поэтому нормы и правила пообращению с радиоактивными отходами устанавливаются Международной комиссией порадиологической защите (МКРЗ), Международным агентством по атомной энергии(МАГАТЭ) и Национальными нормами и правилами. Существуют основные санитарныеправила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующихизлучений (ОСП – 72/87) и Санитарные правила обращения с радиоактивнымиотходами (СПОРО‑85), регламентирующие порядок сбора, удаления, хранения изахоронения радиоактивных отходов. Безопасность обращения с радиоактивнымиотходами регламентирована Нормами радиационной безопасности (НРБ‑76/87).В соответствии с этими нормами и правилами отходы бывают жидкими и твердыми,газообразными. К жидким отходам относятся: растворы, пульпы, органическиежидкости, и считаются радиоактивными, если содержание в них отдельныхрадионуклидов или их смесей превышает допустимые концентрации в воде. Жидкиерадиоактивные отходы в свою очередь подразделяют на: слабоактивные, среднеактивныеи высокоактивные. К твердым отходам (отработанное ядерное горючее, источникиизлучения, оборудование, ионообменные смолы, фильтры, горючие материалы, биологическиеобъекты считаются радиоактивными, если их активность превышает определенных показателей.
Методыобращения с радиоактивными отходами и их последовательность. Выделяют четыреосновных подхода к обращению с радиоактивными отходами:
· очисткаот высокоактивных примесей пылегазовых и жидких отходов с последующим сбросомнизкоактивных радиоактивных отходов в атмосферу или водоемы, где происходит ихразбавление до разрешенных уровней.
· сбросжидких радиоактивных отходов низкой и средней активности в фильтрующие колодцыи искусственные подземные полости в глинистых толщах.
· выдержкас целью уменьшения активности во временных хранилищах (от нескольких суток додесятков лет) перед переработкой и сбросом в окружающую среду. При временномхранении высокоактивных жидких и твердых радиоактивных отходовпредусматривается их принудительное охлаждение. Нарушение режима хранения можетиметь катастрофические последствия. Например, 29 сентября 1957 близь г. Кыштым(Южный Урал) произошел взрыв емкости с высокоактивными радиоактивными отходами.В результате в атмосферу была выброшена смесь радионуклидов.
· переработкарадиоактивных отходов с целью уменьшения их объема и проведение работ поизолированию радиоактивных отходов от биосферы.
Для жидкихрадиоактивных отходов используют осаждение, экстракцию, ионный обмен (химическиеспособы переработки), а также дистилляцию, отверждение (физические способы).Твердые радиоактивные отходы перерабатывают прессованием, сжиганием,кальцинацией, остатки улавливают и захоранивают. Надежных, абсолютно безопасныхспособов захоронения твердых радиоактивных отходов нет. Газообразныерадиоактивные отходы перерабатывают посредством химического поглощения: адсорбции,фильтрации, их хранят в баллонах при повышенном давлении.
Конечнымпродуктом переработки различных радиоактивных отходов являются иммобилизованныетвердые радиоактивные отходы в виде компактных блоков.
Дляиммобилизации и изолирования твердых радиоактивных отходов применяют следующиеспособы:
· цементированиеи битумирование радиоактивных отходов с низкой и средней удельной активностью
· высокотемпературныйобжиг: кальцинация и суперкальцинация для получения спеченных частиц
· остекловываниес применением боросиликатных или фосфатных стекол, упаковка в контейнеры изнержавеющей стали и свинца.
Длительноехранение переработанных радиоактивных отходов ведется в траншеях, наземных илинеглубоких подземных инженерных сооружениях, снабженных системами контроля замиграцией радионуклидов. Захоронение проводят в материковых геологическихструктурах: подземных выработках, соляных пластах, естественных полостях и надне океана в сейсмически неопасных районах. Как теоретически возможноезахоронение радиоактивных отходов, рассматривается превращение (трансмутация)долгоживущих радионуклидов в короткоживущие, путем облучения в реакторе или наускорителе. Выбор вида захоронения зависит от удельной активности ирадионуклидного состава радиоактивных отходов, степени герметизации упаковок ивероятной продолжительности захоронения. Механизмы миграции радионуклидов измест хранения (или захоронения) в окружающую среду могут быть разными. Основнаяпричина – выщелачивание радионуклидов из упаковок и разрушение контейнеровводой. Захоронение радиоактивных отходов осуществляют в специальнооборудованных емкостях из нержавеющей стали, помещенных в поверхностные слоиземли выше уровня грунтовых вод. Транспортирование, переработка и захоронениерадиоактивных отходов производится специальными пунктами или специализированнымикомбинатами. Участок для захоронения должен быть расположен вне территорииперспективного развития населенных пунктов и пригородных зон на расстоянии неменее 500 метров от водоемов и водозаборов, на незатопляемой и незаболоченнойместности. Вокруг пункта или комбината устанавливается санитарно-защитная зонарадиусом не менее 1000 метров.
Служба пунктазахоронения проводит систематический радиационный контроль, включающий контрольнуклидного состава радиоактивных веществ в аэрозолях, воде, открытых водоемах,подземных водах, выпадениях из атмосферы, в почве, донных отложениях,растительности и кормах местного производства, гидробионтах, продуктах питанияместного производства. Зона наблюдения в 3–4 раза превышает санитарно-защитнуюзону.
В контексте ст. 71 Конституции РФ, радиоактивные отходы,содержащие ядерные материалы, находятся в федеральной собственности. Насобственников ядерных установок, радиационных источников, радиоактивных отходовЗаконом возложена обязанность осуществлять контроль за их сохранностью инадлежащим использованием. Другими словами, собственник обеспечиваетэкологически корректное обращение с ними.
В законодательстве предусмотрены как общие требования по обращениюс радиоактивными отходами, так и конкретные меры.
Закон об использовании атомной энергии установил важные требованияо хранении и переработке радиоактивных отходов. Должна обеспечиваться надежнаязащита работников объектов использования атомной энергии, населения иокружающей среды от недопустимого в соответствии с нормами и правилами вобласти использования атомной энергии радиационного воздействия ирадиоактивного загрязнения. Хранение радиоактивных отходов должнорассматриваться в качестве этапа их подготовки к переработке или захоронению.Временное технологическое хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерныхреакторов в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующемобращении с ними и их переработка в целях извлечения из них ценных компонентовосуществляются в соответствии с законодательством РФ. Переработка отработавшегоядерного топлива в целях извлечения из него ценных компонентов должнаосуществляться в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 48 Закона при хранении или при захоронениирадиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающейсреды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов отрадиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в областииспользования атомной энергии пределов. Хранение или захоронение таких отходовдопускается только в специально для этого пунктах хранения. Их хранение илизахоронение должно предусматриваться проектной или технической документацией вкачестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии. Порядокорганизации, сбора и захоронения радиоактивных отходов, а также органы,осуществляющие данную деятельность, определяются Правительством РФ всоответствии с законодательством РФ.
В действующем законодательстве предусмотрен также следующий ряд организационно-правовыхмер, призванных обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами:
· программыпо обращению с радиоактивными отходами;
· лицензированиедеятельности по обращению с радиоактивными отходами;
· учети контроль за радиоактивными отходами;
· юридическаяответственность.
С учетом сложности практического решения проблем обращения с радиоактивнымиотходами с социальной, экономической, экологической и технической точек зрениясущественное значение имеет формирование и реализация программ по обращению срадиоактивными отходами. Решение этих задач отнесено Законом к компетенцииорганов управления использованием атомной энергии
Обращение срадиоактивными отходами допускается лишь в разрешительном порядке. Лицензионныевиды деятельности в области обращения с радиоактивными отходами определены ПостановлениеПравительства №340 от 23 мая 2002 года «Об утверждении Положения олицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» и Приказ МПРРоссии №451 от 18 июля 2002 года «О лицензировании деятельности по обращению сопасными отходами» устанавливает лицензионные требования к предприятиям, деятельностькоторых связанна с обращением опасных отходов, перечень предоставляемыхдокументов, и требует проведение экологической экспертизы намечаемойдеятельности. Приказом МПР РФ №483‑р от 2 декабря 2002 года утверждены «Методическиерекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опаснымиотходами на территории Российской Федерации». К ним относятся:
· размещение,сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации хранилищ радиоактивныхотходов;
· обращениес радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании изахоронении;
· проектированиеи конструирование хранилищ радиоактивных отходов;
· конструированиеи изготовление оборудования для хранилищ радиоактивных отходов.
· проведениеэкспертизы проектной, конструкторской, технологической документации идокументов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасностихранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с радиоактивнымиотходами.[4]
Государственный учет и контроль радиоактивных отходов подействующему законодательству отнесены к основным мерам регулирования обращенияс такими отходами. Эти меры регулируются в Законе одновременно. Согласно ст. 22радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету иконтролю на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
Порядок организации системы государственного учета и контролярадиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также органы, осуществляющиегосударственный учет и контроль ядерных материалов и государственный учет иконтроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, определяются Правиламиорганизации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11октября 1997 г. №1298.
Законодательством регулируется дисциплинарная, административная,уголовная и гражданско-правовая ответственность за нарушение требований обобращении с радиоактивными отходами.
Радиоактивныеотходы являются одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством.Основная задача – переработка и захоронение уже накопленных радиоактивныхотходов в настоящее время не может считаться окончательно решенной.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что радиоактивные отходы очень опасны не толькодля всего человечества, но и для всей «голубой» планеты. Захороненные объектыявляются источниками радиоактивного заражения, в результате несовершенстваконструкций, на протяжении всего своего существования. Эта радиациянезначительна, но в случае аварии она возрастает во много раз.
На всейтерритории нашей страны осуществляется государственный контроль за радиационнойобстановкой. Все ядерные материалы подлежат государственному учёту и контролюна различных уровнях государственной власти. Государство регулирует так жебезопасность при использовании атомной энергии при помощи специальноуполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти. Они вводят вдействие нормы и правила в области использования атомной энергии, осуществляютнадзор за их исполнением, проводят экспертизу ядерных установок, применяют мерыадминистративного воздействия и выполняют другие функции, связанные собеспечением безопасности при использовании атомной энергии.
Граждане РФимеют право нарадиационную безопасность, которая обеспечиваетсямероприятиями по предотвращению радиационного воздействия на организм человекаионизирующих излучений выше установленных норм и правил, выполнению гражданамии организациями, осуществляющими деятельность с использованием источниковионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Общие принципы,требования и основные направления обеспечения радиационной безопасности, праваи обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, атакже осуществление контроля в данной сфере регулируются Федеральными законами«О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии» идругими нормативными актами.
Граждане имеют право нарегулярное получение достоверной и своевременнойинформации о факторах,способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние,включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии районапроживания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам иправилам, о других факторах, в том числе от организаций, осуществляющихдеятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределахвыполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах пообеспечению радиационной безопасности.[5]
Общиепроблемы безопасности включают глобальный комплекс мероприятий от обоснованиятребований к персоналу и формирования режимов допуска к информации и работам доограничений по мерам радиационной, электро-, пожаро-, и взрыво-безопасности. Внастоящее время особо актуальными стали проблемы учета РОО, поэтому системаотчетности требует оптимизации. Соображения безопасности не могут неучитываться на самых ранних стадиях проектирования РОО, поэтому соответствующиетребования должны предъявляться к конструктивным системам ипрограммно-аппаратным средствам обеспечения безопасной эксплуатации РОО. Приусловии соблюдения всех объективных параметров безопасности субъективный факторприобретает первостепенную важность в соблюдении мер безопасности,бесперебойности функционирования систем эксплуатации, иорганизационно-технических мер предотвращения несанкционированных действий.Немаловажное значение имеет обучение мерам предупреждения и сниженияаварийности и последствий аварий, для чего персонал обязан уметь работать вовсеобъемлющей системе контроля, оперативно и квалифицированно действовать прилокализации произошедших аварий, проводить комплекс первоочередных и последующихмероприятий по ликвидации последствий аварий.
Списоклитературы
1. Конституция РоссийскойФедерации.
2. Базельская конвенция Оконтроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенцияпринята 22.03.1988 г., вступила в силу в России 05.05.1992 г.
3. Международная конвенцияпо предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов(Москва-Вашингтон-Лондон-Мехико 29.12.1972 г.)
4. ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ«Об охране окружающей среды»
5. ФЗ РФ от 24.06.1998 г.№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
6. ФЗ РФ от 04.05.1999 г.№96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
7. ФЗ РФ от 30.03.1999 г.№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
8. ФЗ РФ от 21.11.1995 г.№170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
9. ФЗ РФ от 09.01.1996 г.№3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
10. ПостановлениеПравительства РФ от 26.10.2000 г. №818 «О порядке ведения государственныхкадастров и проведения паспортизации опасных отходов»
11. Постановление Правительства РФ от23.05.2002 года №340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности пообращению с опасными отходами»
12. ПостановлениеПравительства РФ от 01.07.1996 №766 «О государственном регулировании и контролетрансграничных перевозок опасных отходов»
13. Приказ МПР РФ №451 от02.12.2002 №451 года утверждены «Методические рекомендации по организациилицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территорииРоссийской Федерации».
14. Санитарные правила2.6..1168–02 «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами» (СПОРО‑2002)
15. Приказ Министерстваприродных ресурсов Российской Федерации от 15.06 2001 г. №511 «Обутверждении Критериев отнесения отходов 1–5 классов опасности к классуопасности для окружающей природной среды»
16. Романюк Г.Г., Маркод С.Г.О формировании системы экологической сертификации. – Оренбург: ОГУ, 1997. –С. 122.
17. Бринчук М.М. Правоваяохрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. – М.: Наука,1990. — С. 12.