Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую

«Амурский государственныйуниверситет»КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине «Земельноеправо»
Благовещенск 2009

1. Правовое регулирование перевода земель из однойкатегории в другую
5 января 2005года вступил в силу ФЗ от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель илиземельных участков из одной категории в другую». До момента принятия этогоЗакона правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земельили земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую,осуществлялось посредством ограниченного и недостаточного количестванормативных правовых актов, среди которых особо следует выделить Земельныйкодекс РФ, статья 8 которого определяет органы власти, полномочные осуществлятьотнесение и перевод земель из одной категории в другую.
Особенности переводаземель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе такихземель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию определеныв ст. 7 ФЗ. Однако необходимо помнить, что сельскохозяйственные угодья –это хотя и основной, но лишь один из видов (классов, групп) земель,составляющих категорию земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 79ЗК РФ к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища,залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками идругими), имеющие приоритет в использовании и подлежащие особой охране. К инымземлям, входящим в состав земель сельскохозяйственного назначения, относятсяземли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковойрастительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействиянегативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутымиводоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми дляпроизводства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.К таким землям применяется общий прядок перевода в земли других категорий.
Особенности переводаземель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе такихземель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию обоснованысоблюдением основополагающего принципа земельного права, установленного п. 6 ч. 1ст. 1 ЗК РФ. Указанный принцип земельного права заключается в приоритетесохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласнокоторому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственногоназначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особоохраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурногонаследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий дляиных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральнымизаконами.
Всоответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «Опереводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указанноезапрещение заключается в недопущении перевода особо ценных продуктивныхсельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель изземель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. В соответствии с ч. 4ст. 79 ЗК РФ к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьямотносятся сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделенийнаучно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательныхучреждений высшего профессионального образования, а также сельскохозяйственныеугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонныйуровень (на тридцать и более процентов).
Согласно п. 1ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельныхучастков из одной категории в другую» ограничение изменения целевого назначенияценных земель сельскохозяйственного назначения заключается в возможности ихперевода в другую категорию только в исключительных случаях, связанных:
–   сконсервацией земель;
–    ссозданием особо охраняемых природных территорий;
–    сустановлением или изменением черты поселений;
–    состроительством на землях, непригодных для осуществления сельскохозяйственногопроизводства, промышленных объектов и с иными несельскохозяйственными нуждами;
–    свключением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производстваземель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
–    состроительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числелинейно-кабельных сооружений), нефте-, газо- и иных трубопроводов,железнодорожных линий и других подобных сооружений, если кадастровая стоимостьсельскохозяйственных угодий на тридцать и более процентов меньше кадастровойстоимости среднерайонного уровня и линейные объекты размещены вдоль дорог играниц полей севооборотов;
–   с выполнением международных обязательств РоссийскойФедерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства, добычейполезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых),содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов Российской Федерации, со строительством объектов культурно-бытового,социального, образовательного назначения, дорог и других линейных объектов приотсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Для переводаземель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе такихземель в другую категорию заинтересованным лицом подается ходатайство опереводе земель сельскохозяйственного назначения в выбранную категорию илиходатайство о переводе земельных участков из состава земельсельскохозяйственного назначения в выбранную категорию в исполнительный органгосударственной власти, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства. Содержаниеходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другуюкатегорию и состав прилагаемых к нему документов устанавливается органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением земель,находящихся в собственности Российской Федерации.
Основаниямиотказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из однойкатегории в другую являются:
–    установление в соответствии сфедеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков всоставе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
–    наличие отрицательного заключениягосударственной экологической экспертизы в случае, если ее проведениепредусмотрено федеральными законами;
–    установлениенесоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участковутвержденным документам территориального планирования и документации попланировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.
Схема «Полномочия органовобщей компетенции в области использования и охраны земель» представлена нарисунке 1. Далее представлены пояснения к схеме. Органами общей компетенцииявляются Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы субъектов РФ,органы местного самоуправления – городские, поселковые и сельскиеадминистрации. Полномочия – официально предоставленные должностному лицу праваи обязанности в определенной сфере деятельности. Органы общей компетенции имеютурегулированное нормами право на деятельность, призванное обеспечить рациональноеиспользование и охрану земель, которое распространяется на всю территорию РФ(субъекта, муниципального образования) независимо от категорий земель и формсобственности.
Компетенция субъектовуправления земельными ресурсами определена ЗК РФ и целым рядом специальныхнормативных актов (например, ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве РФ», ФЗ от10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.). Правительство РФ всоответствии с ФЗ от 17.12.1997 «О Правительстве РФ» управляет объектамифедеральной собственности, утверждает и реализует федеральные целевые программыобеспечения рационального использования и мелиорации земель, распределяет иперераспределяет земли федеральной собственности, изымает земли для федеральныхнужд. Администрации субъектов РФ определяют основныенаправления земельной политики в пределах своей территории, использования иохраны земель, изъятие земельных участков для государственных нужд, нормируютиспользование земель для различных категорий землепользователей, определяютвместе с законодательными органами ставки налогов на землю, осуществляютконтроль за использованием и охраной земель. Органы местного самоуправленияосуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной земельнойсобственностью, регулирует планировку и застройку территорий муниципальныхобразований, устанавливают нормативы земельных участков, предоставляемыхгражданам, определяют порядок использования и охраны муниципальных земель,организуют разработку и занимаются реализацией генеральных планов, проектовзастройки и планировки городов и др. населенных пунктов, контролируютиспользование земель.
Задача
Евграфов И.А., работая егерем, получил служебный наделдля выращивания овощей, а также для сенокошения. Весной, после посадки картофеля,Евграфов был уволен с работы. Что такое служебный надел? На каком правепредоставляется служебный надел? Кто имеет право на служебный надел? Как долженбыть решен вопрос с правами на надел в сложившейся ситуации? Мотивируйте иобоснуйте ответ. Проведите сравнительный анализ норм о служебном земельномнаделе по ЗК РСФСР и ЗК РФ.

Служебные земельные наделы – в РФ особый вид землепользования.
Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочноепользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организацийтранспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств,государственных природных заповедников и национальных парков. Категорииработников таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов,условия их предоставления устанавливаются законодательством РоссийскойФедерации и ее субъектов.
Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций навремя установления трудовых отношений по заявлениям работников на основерешения соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельныхучастков.
В нашем конкретном случае право егеря Евграфова И.А на служебныйнадел прекратилось в связи с прекращением его трудовых отношений. Но особооговорено земельным законодательством то, что работник, прекративший трудовыеотношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеетправо использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений втечение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ (ч. 6,ст. 47 ЗК РФ). Следовательно, он может использовать надел, пока незакончит собирать урожай картофеля.
Сравнивая нормы ЗК РСФСР и ЗК РФ о служебном земельном наделе, можно сказать,что в отношении предоставления земельного надела нововведений в ЗК РФ нет.Согласно ст. 110 ЗК РСФСР служебные земельные наделы предоставляютсяотдельным категориям работников транспорта, лесного хозяйства, леснойпромышленности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, а такженекоторых других отраслей народного хозяйства.
Перечень категорий работников, имеющих право на служебныйземельный надел, и нормы служебных земельных наделов устанавливаются СоветомМинистров РСФСР.
Служебные наделы выделяются из земель, находящихся в пользованиипредприятий, организаций и учреждений соответствующих министерств,государственных комитетов и ведомств, а при недостатке таких земель – из земельгосударственного запаса и земель государственного лесного фонда. Служебныенаделы из земель, находящихся в пользовании предприятий, организаций иучреждений, выделяются по решению администрации предприятий, организаций иучреждений, а из земель государственного запаса и земель государственноголесного фонда – по решению исполнительных комитетов районных Советов народныхдепутатов.
Аналогичная ситуация и с условиями предоставления служебных наделов.Только в ЗК РСФСР есть уточнение по поводу площади пахотных земель и земельныхучастков для сенокошения. Согласно ст. 111 ЗК РСФСР участки пахотной землипредоставляются исходя из того, чтобы общая площадь имеющегося у работника иего семьи приусадебного земельного участка и отводимого участка пахотной землине превышала размеры участка пахотной земли, установленные для данной категорииработников. При наличии в семье нескольких работников, имеющих право наслужебный надел, выделяется один служебный надел. Работникам, которым непредоставлены участки пахотной земли, могут выделяться земельные участки подогороды в пределах установленных норм. Земельные участки для сенокошенияпредоставляются работникам, имеющим скот в личной собственности.
Нет никаких отличий между ст. 112 ЗК РСФСР и ч. 3 – 6 ЗК РФ,но ЗК РСФСР 1991 г. содержал более четкую формулировку по поводу продленияпользования уволенным работником служебным наделом: «В случае, когда наслужебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, правопользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятияурожая».