Производственно-хозяйственная
деятельность – это урегулированные нормами права общественные отношения,
складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации
сельскохозяйственной продукции с целью получения прибыли. Основной целью
деятельности сельскохозяйственных предприятий можно назвать обеспечение
населения Республики Беларусь продуктами питания, а целью сельскохозяйственной
промышленности – обеспечение населения сельскохозяйственным сырьем на основе
рационального использования природных ресурсов [12, с.186].
Особенностью
деятельности сельскохозяйственных предприятий является их многоотраслевой
характер. Так, выделяют основные отрасли – растениеводство, животноводство и
вспомогательные отрасли – переработку продукции сельскохозяйственной, ремонтные
и строительные работы, производство товаров народного потребления и т.д.
Важным
моментом производственно-хозяйственной деятельности любого
сельскохозяйственного предприятия является его специализация, т.е. сфера
деятельности предприятия.
В
Республике Беларусь сельскохозяйственным предприятиям предоставляется право
самостоятельно планировать свою деятельность на основе заключаемых
хозяйственных договоров и определять перспективы развития исходя из спроса на
работы, услуги, и необходимости обеспечения производственного и
социально-бытового развития предприятия. Оно может самостоятельно выбирать
направления деятельности, структуру и объемы производства.
К
нормативным правовым актам в сфере правового регулирования
производственно-хозяйственной деятельности коммерческих сельскохозяйственных
предприятий следует отнести:
Гражданский
кодекс Республики Беларусь;
Закон
Республики Беларусь ”О крестьянском (фермерском) хозяйстве”;
3)
Указ Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 ”О некоторых вопросах
организационно-правового обеспечения деятельности колхозов”.
Так,
например, Закон ”О крестьянском (фермерском) хозяйстве” [6] предусматривает в
ст. 22, что основными видами деятельности фермерского хозяйства являются
производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельного
участка, предоставленного для этих целей, а также переработка, хранение,
транспортировка и реализация произведенной им сельскохозяйственной продукции.
Фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не
противоречащие законодательству и уставу фермерского хозяйства. Фермерское
хозяйство вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством.
В
ст.23 данного Закона предусматривается, что фермерское хозяйство вправе
распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по своему
усмотрению в соответствии с заключенными договорами. При реализации
сельскохозяйственной продукции, а также в процессе ее производства, переработки,
хранения и транспортировки фермерское хозяйство обязано соблюдать санитарные
нормы и правила, требования законодательства в области качества и безопасности
продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека, а
также требования экологической безопасности.
Что
касается финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий, то в
процессе приобретения и реализации сельскохозяйственными предприятиями в
установленном законодательством порядке финансовых правомочий и складываются
конкретные финансовые правоотношения, урегулированные смежными отраслями
законодательства и права (аграрного, финансового и гражданского).
Финансовые
отношения сельскохозяйственных предприятий в зависимости от иерархической
ступени и сферы их функционирования можно объединить в несколько групп. К
первой группе относятся финансовые отношения, возникающие между
сельскохозяйственными предприятиями и финансовыми органами, ко второй –
отношения, складывающиеся в процессе участия сельскохозяйственных предприятий в
учредительной деятельности, к третьей – внутрихозяйственные финансовые
отношения по обеспечению установленной законодательством финансовой дисциплины,
к четвертой – финансовые отношения, связанные с практической реализацией
правового механизма расчетно-кредитных и кассовых операций сельскохозяйственных
предприятий [1, с. 297].
Таким
образом, финансовая деятельность сельскохозяйственных предприятий – это
внутрихозяйственные и внешнепартнерские отношения по поводу финансового
обеспечения реализуемых уставом задач. Финансовая деятельность любого
сельскохозяйственного предприятия включает в себя: организацию и планирование
использования финансов; организацию и хранение денежных средств; ведение
кассовых операций; бюджетные отношения; кредитные и налоговые отношения;
отношения по страхованию.
Правовое
регулирование финансовых отношений в агропромышленном комплексе Республики
Беларусь обладает определенными особенностями. Сезонный характер работы, риск
больших потерь в производстве не по вине товаропроизводителя – эти и другие
особенности сделали сельскохозяйственные организации субъектами финансовых
отношений особого рода.
В
связи с этим, а также в связи с затратами, неизбежными при осуществлении
аграрной реформы, финансовая политика государства в агропромышленном комплексе
отличается от политики в других отраслях. Одна из основных ее составляющих –
система экономического стимулирования сельскохозяйственного производства,
которая включает льготы по налогообложению и кредитованию, обеспечение
государственного заказа и др.
Помимо
нормативно-правовых актов, относящихся к общему финансовому законодательству
(Закон Республики Беларусь ”О бюджете”, Налоговый кодекс, Банковский кодекс),
финансовую деятельность в сельском хозяйстве регулирует и ряд специальных
нормативно-правовых актов. К ним относятся:
1)
Указ Президента Республики Беларусь от 19.03.2004 г. № 138 ”О некоторых мерах
по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению
инвестиций в сельскохозяйственное производство”.
2)
Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.2000 г. № 114 ”О мерах по
улучшению финансового состояния организаций агропромышленного комплекса”.
3)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2000 г. № 170 ”О
республиканской программе повышения эффективности агропромышленного комплекса
на 2000-2005 гг.”
Особо
важную роль в правовом регулировании и развитии производственно-хозяйственной и
финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий должна сыграть
Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. (далее –
Программа) [4]. Основными целями Программы являются: возрождение и развитие
села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского
населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских
населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального
использования государственных и иных инвестиций.
Поставленные
цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии
одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:
1)
устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, способствующее
формированию необходимых условий для жизнеобеспечения населения, придания
привлекательности сельскому образу жизни и труда, достижения установленных
социальных стандартов;
2)
формирование микро- и макроэкономической систем хозяйствования в рыночных
условиях, обеспечивающих развитие и последовательное повышение эффективности
агропромышленного производства.
Повышение
эффективности АПК предусматривается за счет реализации комплекса
организационно-экономических мероприятий, направленных на рациональное
использование природных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов,
обеспечение рентабельного ведения сельскохозяйственного производства при его обоснованной
государственной поддержке.
Программа
предусматривает следующие приоритетные направления и мероприятия по развитию
производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий АПК:
1.
Совершенствование специализации сельскохозяйственного производства (внедрение
зональных систем земледелия, базирующихся на возделывании высокодоходных
сельскохозяйственных культур и применении энергосберегающих технологий,
обеспечивающих высокий уровень окупаемости инвестиций в аграрный сектор
экономики, производство экономически наиболее целесообразных видов
сельскохозяйственной продукции).
2.
Повышение плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель.
3.
Развитие растениеводства и животноводства, крупнотоварных форм организации
производства (оптимизация структуры растениеводства, совершенствование
технологий возделывания и семеноводства сельскохозяйственных культур;
сконцентрировать основные объемы производства животноводческой продукции на
крупных фермах, комплексах и птицефабриках, реконструировать и оснастить
современным технологическим оборудованием 1372 молочнотоварные фермы).
4.
Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств (обеспечить
развитие в каждой области 100-150 крестьянских (фермерских) хозяйств,
оснащенных высокопроизводительной техникой и оборудованием, с высоким уровнем
интенсивности и культуры сельскохозяйственного производства; содействовать их
кооперации с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими
организациями).
5.
Развитие перерабатывающей промышленности (сокращение к концу 2005 года
количества молокозаводов с 86 до 58 при сохранении числа и существующей схемы
размещения мясокомбинатов, реконструировать и технически переоснастить
предприятия мясомолочной промышленности на основе новейшего технологического
оборудования, освоить производство новых видов продукции: полуфабрикатов
высокой степени готовности, сырокопченых и сыровяленых изделий белорусской
национальной кухни, продукции витаминизированного, диетического,
лечебно-профилактического и радиопротекторного действия).
6.
Расширение внешнеторговой деятельности АПК (определение приоритетных
экономически целесообразных видов и объемов экспорта товарной продукции АПК,
произведенной из отечественного сырья, сформировать на республиканском и
региональных уровнях эффективную маркетинго-информационную систему,
обеспечивающую продвижение возрастающих объемов товарной продукции
агропромышленного комплекса на зарубежные рынки, достичь к 2010 году экспорта
сельскохозяйственной продукции на сумму 850 млн. долларов США).
7.
Совершенствование государственной поддержки АПК (финансирование приоритетных
направлений развития сельскохозяйственного производства, обеспечивающих
стабильное функционирование всех его отраслей). Предусматривается приоритетное
финансирование следующих мероприятий: известкование почв; семеноводство;
государственные программы ”Мелиорация” и ”Племдело”; ветеринарные
мероприятия; льготирование кредитов на реконструкцию молочнотоварных ферм,
животноводческих комплексов; дотирование цен на с/х продукцию; страхование
урожая с/х культур, животных и птицы; субсидии базовым с/х предприятиям.
8.
Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства.
9.
Совершенствование организационно-экономической структуры АПК, систем его
научного и кадрового обеспечения.
Основные
направления развития АПК страны рассматривались и в выступлении Президента от
27.05.2005 г. на выездном республиканском семинаре в Дрогичине по вопросам
реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010
гг. [2]. Так, А.Г. Лукашенко отметил три основные особенности Программы:
ее
ориентация на человека;
комплексность
Программы, увязка в ней всей социальной и производственной проблематики села;
финансовое
обеспечение программы (на 6 лет планируется выделить почти 70 триллионов
рублей).
Сама
Программа является важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом государства.
По словам Президента, основа совершенствования производственной сферы села –
ориентация на развитие крупнотоварных коллективных хозяйств, масштабное
техническое и технологическое переоснащение агропромышленного комплекса,
преимущественно на основе продукции отечественного машиностроения и внедрения
научных разработок.
Реализация
программы позволит обеспечить устойчивое развитие сельскохозяйственного
производства на основе возрождения социальной и производственной сфер села,
выйти сельскохозяйственным предприятиям на принципы самофинансирования и
самодостаточности при реальном уровне государственной поддержки, улучшить
материальное благосостояние тружеников села.
Таким
образом, перспективы развития производственно-хозяйственной и финансовой
деятельности коммерческих сельскохозяйственных предприятий определены в
Программе возрождения и развития села на 2005-2010 гг.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/
Дата добавления: 04.06.2009