СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Понятие внешнеэкономической деятельности. Источники правового регулирования.2. Методы государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности.3. Субъекты внешнеэкономической деятельности.4. Внешнеэкономические сделки 8 Заключение 9 Список используемой литературы10 ВВЕДЕНИЕ Для современного периода развития мировой экономики и отдельных государств, в том числе
Республики Беларусь характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей, т.е. отношений между хозяйственными организациями, предпринимателями различных стран. Предприятия и организации, находящиеся в разных государствах, вступают в хозяйственных связи в сфере науки, техники, производства, сбыта, обслуживания. Наряду с традиционной формой экономических связей торговлей товарами, получили свое развитие и иные
формы сотрудничества экспорт и импорт предпринимательского капитала, т.е. долгосрочные инвестиции, позволяющие создавать за границей, а также в республике иностранные и совместные предприятия, филиалы, дочерние компании инвестиции в форме вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных предприятий и другие ценные бумаги с целью получения дохода кредитные операции. Важное место во внешнеэкономических связях занимает обмен научно-техническими знаниями путем выдачи
лицензий на право использования изобретений, технических знаний и опыта ноу-хау, товарных знаков, оказание инженерно-консультационных услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объектов в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятиях заказчика, усовершенствованием произведенных процессов и т.д. Широко используются во внешнеэкономическом обороте транспортные, лизинговые услуги, а также услуги по международному туризму. Эти и другие услуги оказываются на основе заключаемых внешнеэкономических
сделок. 1. Понятие внешнеэкономической деятельности. Источники правового регулирования Повышение роли внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, ее предприятий и организаций, расширение и углубление международных экономических связей – одно из основных направлений развития экономики республики. Включение республики как самостоятельного независимого государства в процесс развития международного
разделения труда превращается в один из важнейших факторов повышения эффективности производства. Такое повышение становится возможным, прежде всего, за счет существующих различий в издержках производства определенных товаров в различных странах. Это позволяет достичь экономического эффекта за счет импорта тех товаров, издержки производства которых в республике выше по сравнению с другими государствами, и экспортировать товары, национальные издержки производства которых относительно ниже.
Международная практика, международное частное право выработали специальную терминологию, применяемую во внешнеэкономической деятельности, используемую и действующим законодательством Республики Беларусь. В их числе понятия резиденты и нерезиденты. Резиденты – это белорусские и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за ее пределами юридические лица,
созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов, дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Беларусь за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также иные представительства белорусских предприятий и организаций за границей, не осуществляющие хозяйственную
деятельность. Нерезиденты – иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся на территории Республики Беларусь юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, в том числе с участием предприятий и организаций резидентов находящиеся в Республике Беларусь иностранные дипломатические, торговые и иные официальные
представительства международные организации филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственную или другую коммерческую деятельность. К ведению Республики Беларусь как субъекта внешнеэкономических отношений закон от 25 октября 1990 г. Об основах внешнеэкономической деятельности РБ относит разработку и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе валютно-кредитной определение порядка квотирования и лицензирования внешнеэкономических
операций установление законодательных актов хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права установление порядка создания и регистрации на территории республики иностранных и совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью защиту экономических интересов
республики, ее предприятий и граждан за ее пределами установление налогов, сборов и обязательных платежей от доходов участников внешнеэкономической деятельности определение зон свободного предпринимательства установление правовой защиты иностранных инвесторов участие в создании и деятельности международных организаций, различного рода межправительственных комиссий и комитетов. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций республики с предприятиями
иностранных государств осуществляется актами разного уровня. Это, прежде всего, международные акты – многосторонние, региональные и двусторонние договоры. Важным источником правового регулирования внешнеэкономических отношений республики с другими государствами являются двусторонние международные договоры, в частности, торговые соглашения и т.д. Следует иметь ввиду, что некоторые особенности правового регулирования присущи внешнеэкономическим
связям государств СНГ. Правовое регулирование этих связей осуществляется на основе двусторонних межгосударственных межправительственных договоров, заключаемых республиками, входящими в СНГ, а также соглашений, принятых всеми участниками СНГ. К числу источников, регулирующих внешнеэкономические отношения предприятий и организаций Беларуси, а также физических лиц, относятся внутренние законодательные акты республики.
Это, прежде всего. Конституция республики, в которой предусмотрено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства ст. 8 и что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами, исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами ст.
11 Важным источником, регулирующим внешнеэкономические отношения, являются специальные нормативные акты, в том числе законы Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон О таможенном тарифе. Ряд вопросов внешнеэкономической деятельности урегулирован
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь. Среди специальных актов, регулирующих внешнеэкономические отношения, важное место занимают такие подзаконные акты, как постановления правительства, акты министерств и ведомств, в частности Министерства иностранных дел ранее Министерства по внешнеэкономическим связям, Национального банка и т.д. Так, приняты акты, касающиеся инвестиционной деятельности за границей, квотирования
и лицензирования экспорта и импорта товаров и услуг, открытия счетов, производства расчетов и валютных операций, проведения таможенных процедур и т.д. Специальному правовому регулированию подвергнуто выполнение межправительственных торгово-экономических соглашений Республики Беларусь с зарубежными странами. Белорусские предприятия и организации, изъявившие желание экспортировать товары в соответствии с торгово-экономическими соглашениями, направляют в указанные объединения
заявки, на основе которых объединения также заключают контракты. Закупка у предприятий республики товаров, предназначенных для поставки по межправительственным торгово-экономическим соглашениям, а также реализация полученной по импорту продукции осуществляется за рубли по договорным ценам. Для расчетов используются кредиты банков. Наконец, изданы специальные нормативные акты по вопросам создания свободных экономических зон в
Республике Беларусь в районах г. Бреста, Гомель Ратон, Витебск и Минск. Правовые основы хозяйствования в свободных экономических зонах, вопросы иностранных инвестиций, а также механизм функционирования свободных экономических зон урегулированы Положениями о свободных экономических зонах в указанных районах, одобренных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Помимо специальных нормативных актов, регулирующих те или иные
аспекты внешнеэкономических отношений, во внутреннем законодательстве республики есть и общие аспекты, содержащие соответствующие нормы. В числе таких актов прежде всего следует указать раздел VII ГК Международное частное право. Сюда входят нормы гражданской правоспособности иностранцев и лиц без гражданства, их дееспособности, нормы, определяющие закон, который подлежит применению к обязательствам по сделкам и др. ГК, кроме того, устанавливает, что если в международном договоре закреплены иные правила,
чем те, которые содержатся в ГК, то применяются правила международного договора. Нормы, регулирующие внешнеэкономические связи, содержатся в Гражданско-процессуальном кодексе и Хозяйственно-процессуальном кодексе республики. Нормы, регулирующие внешнеэкономические отношения, содержатся и в других общих кодифицированных актах специального законодательства. Как во внутреннем законодательстве
Республики Беларусь, так и в международных договорах используются два метода правового регулирования внешнеэкономических отношений прямой и коллизионный. Прямой метод заключается в том, что правовая норма непосредственно регулирует соответствующее отношение без отсылок к другим актам. Это унифицированные материально-правовые или процессуально-правовые нормы, дающие решение соответствующего вопроса и устраняющие, таким образом, коллизии столкновения между национальным
законодательством различных государств, в том числе и подписавших международный договор. Этот метод применяется и во внутреннем законодательстве Республики Беларусь. Коллизионный метод заключается в том, что норма права непосредственно не регулирует отношений, т.е. не устанавливает прав и обязанностей, а отсылает к соответствующему законодательству республики либо другой страны. Он использован и при регулировании отношений между организациями государств
– участников СНГ. При регулировании внешнеэкономических отношений, и прежде всего торговых, используется и обычай, т.е. сложившееся в практике торгового оборота на протяжении длительного времени единообразное правило, получившее признание государств. Обычай нередко применяется на основании соглашения сторон. В частности, стороны в договоре ссылаются на применение обычая, включая, например, условия об обычно принятой в стране продавца упаковке и т.д. 2. Методы государственно-правового регулирования внешнеэкономической
деятельности Общепризнанно, что методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются тарифное и нетарифное регулирование. Основой тарифного регулирования является таможенный тариф, т.е. свод ставок таможенных пошлин таможенного тарифа, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза товаров с этой территории. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, вида сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом О таможенном тарифе. Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных
указанным выше Законом, определяются Советом Министров Республики Беларусь. Закон О таможенном тарифе устанавливает системы и методы определения таможенной стоимости товаров, порядок их применения, общие правила, касающиеся порядка определения страны происхождения товара, а также тарифные льготы. Участники внешнеэкономической деятельности представляют таможне письменную декларацию на перемещаемые через таможенную границу товары.
К мерам нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности относятся квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров, работ и услуг регистрация контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров работ и услуг в уполномоченных органах установление иных форм контроля, в том числе валютных, внешнеторговых операций оформление и регистрация паспортов сделок, статистической декларации меры ответственности за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций.
Лицензирование как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в получении специального разрешения компетентного органа. Лицензированию подлежат 1 деятельность по организации иностранного туризма 2 операции по экспорту и импорту ряда товаров работ, услуг. Лицензирование экспорта и импорта и регистрация контрактов отдельных видов товаров регулируются Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь 1000 от 30 июня 1999 г. О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь. В одних случаях лицензии на экспорт отдельных товаров сырая нефть, продукты переработки нефти выдаются субъектами хозяйствования Республики Беларусь, являющимися производителями этих товаров, а лицензии на экспорт других товаров минеральные удобрения, отходы и лом цветных и черных металлов – в пределах объемов установленных квот.
Такие квоты ежегодно устанавливаются Министерством экономики, а информация о них представляется в Министерство иностранных дел для осуществления контроля за их использованием. Без лицензий или сертификатов регистрации контрактов экспортируют продукцию собственного производства субъекты хозяйствования, в установленном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 , а также резиденты свободных экономических зон Республики
Беларусь. При оформлении разрешительных документов за внесение в них изменений, выдачу дубликатов и т.д. с субъектов хозяйствования взимается плата. Нарушение субъектами хозяйствования порядка квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров работ, услуг влечет ответственность в виде уплаты штрафа. Основание и размер штрафа установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 1993 г.
Об установлении ответственности за нарушение порядка квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров работ, услуг. Упорядочению проведения внешнеторговых операций призваны способствовать меры, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 4.01.2000 г. 7 О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций. Указ определяет сроки и порядок их исчисления, в течение которых должно быть обеспечено поступление
средств от экспорта товаров работ, услуг – 90 дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг и 60 – со дня поставки в пределах европейской территории поступление товаров по импорту 60 дней и выполнение работ, оказание услуг по импорту 90 дней с даты проведения платежа. Продление этих сроков по заявкам субъектов хозяйствования возложено на Министерство иностранных дел, а если сроки поступления денежных средств превышают 180 календарных дней
– продление осуществляется Министерством при наличии согласования с Национальным банком. За нарушение изложенных выше правил поведения внешнеэкономических операций несанкционированное превышение сроков проведения таких операций, экспорт товаров, оплаченных белорусским рублями за нерезидента и т.д. установлены экономические санкции, применение которых возложено на уполномоченные должностные лица Комитета государственного контроля и его территориальных органов.
3. Субъекты внешнеэкономической деятельности Участниками внешнеэкономических отношений в Республике Беларусь являются 1. Физические лица граждане Республики Беларусь, обладающие право- и дееспособностью. 2. Коммерческие и некоммерческие юридические лица. Советы, исполнительные комитеты и местные администрации.
Участниками внешнеэкономической деятельности являются также иностранные и совместные предприятия, созданные в соответствии с Законом Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь от 14 ноября 1991 г. и зарегистрированные в установленном порядке. 3. Предприятия, созданные за рубежом субъектами хозяйствования Республики Беларусь в порядке осуществления инвестиционной деятельности.
4. Физические и юридические лица иностранных государств. Общим условием участия граждан иностранных государств во внешнеэкономической деятельности является обладание ими гражданской правоспособностью и дееспособностью. Что касается юридических лиц, организаций, фирм и т.д то их правовое положение определяется через такие категории, как личный статус, национальность юридического лица, поскольку эти субъекты всегда привязаны
к определенному государству и его правопорядку. 5. Государство 4. Внешнеэкономические сделки Внешнеэкономические операции осуществляются посредством заключения и исполнения ее участниками различного вида сделок. Это и сделки двусторонние и многосторонние договора и односторонние, в которых выражена воля одного лица доверенность, вексель, чек, которые, как правило, тесно связаны с основными договорами участников
внешнеэкономических связей. Однако следует иметь в виду, что во внешнеэкономической сфере термин сделка часто применяется и к договорным внешнеэкономическим отношениям. Такие термины, как сделка, договор, контракт, соглашение и др используются здесь зачастую как равнозначные. Внешнеэкономическая сделка – это сделка, одна из сторон, которых находится в другом государстве т.е. заключается с участием иностранного элемента и связана в силу этого с не менее чем двумя национальными
правовыми системами. Внешнеэкономическая сделка подчинена регулирующему воздействию со стороны тех государств, граждане и юридические лица которых вступают в сделку, что прямо вытекает из суверенных прав этих государств регулировать сделки своих граждан и юридических лиц, например, выдавать лицензии на экспорт и импорт товаров, устанавливать квоты и другие правила на осуществление внешнеэкономических операций. Особенностью такой сделки является то обстоятельство, что стороны сами определяют право, которым будут
регулироваться их правоотношения, основанные на сделке. Предметом внешнеэкономической сделки является внешнеторговая в широком смысле операция – поставка товара, перевозка груза, наем имущества, передача права на использование объектов интеллектуальной собственности и т.д. Объекты внешнеэкономических сделок определяют их виды. Различаются следующие виды внешнеэкономических сделок 1.
Купля-продажа товаров. 2. Договоры подряда, в частности, строительного подряда. 3. Договор финансовой аренды лизинга машин и оборудования. Широкое практическое распространение имеют и договоры на передачу исключительных прав на объект интеллектуальной, в частности, промышленной собственности, по выдаче лицензий и секретов ноу-хау, сделки по международному туризму и др. Помимо указанных основных внешнеэкономических сделок, важное практическое значение имеют
так называемые сделки, обеспечивающие международный товарооборот, к которым, в частности, относятся сделки по международным перевозкам грузов, транспортно-экспедиторские, по страхованию грузов, их хранению, по международным расчетам. Регулирование ряда из указанных внешнеэкономических операций осуществляется международными актами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Повышение роли внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, ее предприятий и организаций, расширение и углубление международных экономических
связей – одно из основных направлений развития экономики республики. Включение республики как самостоятельного независимого государства в процесс развития международного разделения труда превращается в один из важнейших факторов повышения эффективности производства. Такое повышение становится возможным, прежде всего, за счет существующих различий в издержках производства определенных товаров в различных странах. Это позволяет достичь экономического эффекта за счет импорта
тех товаров, издержки производства которых в республике выше по сравнению с другими государствами, и экспортировать товары, национальные издержки производства которых относительно ниже. Экспорт продукции с меньшими национальными затратами производства и закупка товаров за рубежом, изготовление которых в республике требует больших затрат, несомненно дает известный экономический эффект. Возможность закупки за рубежом товаров, где для их производства существуют лучшие природные социально-
экономические условия, освобождает от необходимости вкладывать средства в их производство в своей стране, где таких условий нет, направить освободившиеся средства в другие сферы. Внешнеэкономические связи, в частности торговля, нередко позволяют увеличить объем производства той или иной продукции, обеспечить достижение оптимальных размеров производства, расширения ассортимента товаров, улучшения их качества. Участие Беларуси в международном разделении труда, ее специализация
в мировом масштабе и кооперирование создают условия для повышения технического уровня производства, роста производительности труда, улучшения качества продукции, позволяют сосредоточить материальные и иные ресурсы на производстве определенных товаров, использовать достижения науки и техники. Оценка роли внешнеэкономических связей в повышении эффективности производства республики была бы неполной без учета того, что их развитие создает условия для использования передового зарубежного опыта в целях
ускорения научно-технического прогресса путем покупки новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изобретения, технологические процессы, новую продукцию и т.д. Покупка и использование новой техники и технологии способствуют достижению более высокой производительности труда, выпуску продукции более высокого качества, с лучшими потребительскими свойствами, т.е. обеспечивают достижение экономического эффекта. Наконец, иностранные кредиты, а также иностранные инвестиции в экономику
республики – важный аспект внешнеэкономических связей, позволяющих получить дополнительные средства для капитальных вложений в производство и развитие социальной сферы. Внешнеэкономические торговые связи позволяют улучшить снабжение населения республики продовольствием и товарами народного потребления, способствуя росту благосостояния народа.