Правовое регулирование время отдыха

Министерство образования и науки Украины
Крымский юридический институт
Национальной юридической академии Украины имени Я.Мудрого
Курсовая работа
По дисциплине «Трудовое право»
на тему «Правовое регулирование время отдыха»
Выполнила
студенткаЗФО
4 курса 46группы
АлексееваЛюдмила
г. Симферополь2010г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.Понятие и виды времени отдыха
РАЗДЕЛ 2. Отпуска, их виды и порядок предоставления
2.1Отпуск, общая характеристика
2.2Ежегодный основной отпуск
2.3Ежегодные дополнительные отпуска и их продолжительность
2.4Творческий отпуск
2.5Отпуска без сохранения заработной платы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСКОК НОРМАТИВНЫХИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Мною выбрана тема «Время отдыха: правовые вопросы»
Актуальность темы в вопросе отдыха граждан в рамкахохватываемых трудовым правом, на мой взгляд состоит в следующем: во-первых, этоправо закреплено не только нормами трудового права, а в первую очередь восновном законе государства – Конституции. Организация труда и отдыха впредприятиях различных форм собственности, к сожалению, не всегда соответствуетнормам указанным в законе. На мой взгляд, особенно это касается предприятий,входящих в сферу частных. Отсутствие надлежащего контроля со стороныадминистрации, отсутствие комиссии по трудовым спорам в таких организациях.Ненадлежащая работа по ознакомлению работников с их правами на отдых ведут нетолько к нарушениям этих прав, но и к более серьезным последствиям(производственный травматизм, профессиональные заболевания и т.п.)
Из-за большого объема законодательства о времени отдыха иособенно об отпусках, разбросанности правовых норм по различным актам, наличияотдельных положений, применяемых по сложившейся практике, у членов профсоюзныхкомитетов, профактива, профсоюзных работников, администрации предприятий,учреждений, организаций нередко возникают затруднения при решении конкретныхпроблем.
В украинском трудовом праве временем отдыха признается тачасть календарного времени, в течение которого работники освобождаются от выполнениятрудовых обязанностей и могут использовать его по собственному усмотрению.
Таким образом, понятие времени отдыха охватывает собой нетолько время собственно отдыха, в течение которого восстанавливаются физическиеи духовные силы, но и время, затрачиваемое человеком на социально-культурноеразвитие, общественную деятельность, учебу, научное, техническое ихудожественное творчество, занятия физкультурой и спортом и т. д. Это вполнесоответствует определению свободного времени.
По трудовому законодательству в составе свободного от работывремени различаются: перерывы в течение рабочего дня, ежедневный (междусменный)отдых, еженедельный отдых, праздничные дни, дополнительные свободные от работыдни, отпуска (некоторые из них, в свою очередь, подразделяются на нескольковидов).
Правовое регулирование времени отдыха осуществляетсяКонституцией Украины, Кодексом законов о труде, Законом Украины «Об отпусках» ит.д.
Целью данной работы является анализ нормативно – правовойбазы, которая регулирует время отдыха.
Цель работы предполагает раскрытие следующих задач:
· Анализ понятия ивидов времени отдыха;
· Рассмотрениеособенностей отпусков, их видов и порядка предоставления.
Объектомисследования данной работы являются отношения, которые возникают в сфере обеспечениявремени отдыха трудящихся.
Предметомисследования является система правовых норм, которая регулируется трудовымправом.
Методологическийинструментарий исследования базируется на научных методах, таких какисторический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой.
Даннаятема была исследована такими авторами: Беляцкий С., Геращенко Л, Зубковский В.,Венедиктов В., Прилипко С. И т.д.
Работаструктурирована в соответствии с поставленными целями и задачами и состоит извведения, двух разделов, вывода и списка нормативных источников ииспользованной литературы.

РАЗДЕЛ 1. Понятие и виды времени отдыха
Время отдыха — это часть календарного периода, в течение которого работник согласнозакону должен быть освобожден от выполнения трудовых обязанностей и которое онможет использовать по собственному усмотрению для удовлетворения своихинтересов и восстановления трудоспособности.
Законодательством установлены следующие виды времени отдыха:
— перерывы в течение рабочего дня (смены);
— ежедневный отдых (междусменный перерыв);
— выходные дни (еженедельный отдых);
— праздничные и нерабочие дни;
— отпуска.
В соответствии со ст. 66 КЗоТ перерыв для отдыха и питания предоставляетсяпродолжительностью не более двух часов. Такой перерыв должен предоставляться, какправило, через четыре часа после начала работы. Время начала и окончанияперерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. На техпредприятиях, где по условиям производства перерыв установить невозможно,работникам должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочеговремени. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаютсясобственником или уполномоченным им органом с согласия профсоюзного комитета.Перерывы для отдыха и приема пищи не включаются в рабочее время и неоплачиваются.
Отдельным категориям работников предоставляетсядополнительные перерывы во время рабочего дня, которые включаются в рабочеевремя и регулируются специальными нормативными актами:
— перерывы для отдыха на погрузочно-разгрузочных работах.Правила об условиях труда грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах,утвержденные НКТ СССР 20 сентября 1931 г.предусматривают, кроме обеденного перерыва, специальные перерывы для отдыха, входящие в рабочее время.Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяютсяправилами внутреннего трудового распорядка;
— перерывы для обогревания. Правилами о работе на открытомвоздухе в холодное время года, утвержденными обязательным постановлением НКТ СССРот 11 декабря 1929 г., установлено, что при работе на открытом воздухе вхолодное время года применяются перерывы для обогревания.
Вопросы о числе и продолжительности перерывов и об устройствемест обогревания решаются для отдельных предприятий или групп их в зависимостиот местных условий по соглашению работодателя с профсоюзом;
— перерывы для кормления ребенка. Женщинам, имеющим детей ввозрасте до полутора лет, помимо общего для всех работников перерыва для отдыхаи приема пищи, предоставляются перерывы для кормления ребенка. Такие перерывыпредоставляются не ранее чем через три часа после начала работыпродолжительностью не менее тридцати минут. При наличии двух и более грудныхдетей продолжительность такого перерыва должна составлять не менее одного часа.Сроки и порядок предоставления перерывов устанавливаются собственникомпредприятия с учетом желания матери. Перерывы для кормления ребенка включаютсяв рабочее время и оплачиваются (ст. 183 КЗоТ). Правом на перерыв для кормленияребенка пользуются женщины, работающие неполное рабочее время. По желаниюженщины, имеющей детей, и в зависимости от продолжительности ее рабочего дня(смены) допускается: присоединение перерыва для кормления ребенка к обеденномуперерыву; перенесение одного или в суммарном виде двух перерывов для кормленияребенка на конец рабочего дня, то есть более раннее окончание работы посравнению с продолжительностью рабочего дня, установленного трудовым договором.
К дополнительным перерывам во время рабочего дня,включающимся в рабочее время, также можно отнести: перерывы на работах свредными условиями труда, перерывы на физкультурные паузы или дляпроизводственной гимнастики, а также другие перерывы, предусмотренныезаконодательством.
Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) – это перерыв в работе междуокончанием рабочего дня (смены) и началом следующего рабочего дня (смены). Егопродолжительность должна быть не менее сорока двух часов (ст. 70 КЗоТ). Припятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня внеделю, как правило, подряд — в субботу и воскресенье. При режиме шестидневнойрабочей неделе работникам предоставляется один выходной день. Общим выходнымднем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделеопределяется, как правило, графиком работы предприятия, согласованным спрофсоюзным комитетом и, как правило, предоставляется вместе с общим выходнымднем. На непрерывно действующих предприятиях или предприятиях, где работа неможет быть прервана в общий выходной день в связи с необходимостью обслуживаниянаселения (магазины, предприятия бытового обслуживания, театры, музеи и т.п.,выходные дни устанавливаются местными Советами (ст. 68 КЗоТ). В соответствии сост. 69 КЗоТ на предприятиях, остановка которых невозможна попроизводственно-техническим условиям или в связи с необходимостью беспрерывногообслуживания населения, а также на погрузочно-разгрузочных работах, связанных сработой транспорта, выходные дни предоставляются в разные дни недели поочереднокаждой группе работников в соответствии с графиком сменности. Работники,находящиеся в командировке, работают и пользуются выходными днями по режимупредприятия, куда они командированы.
В случае, если работник находится в командировке в выходнойдень, ему после возвращения с командировке в установленном порядкепредоставляется другой день отдыха.
В историческом аспекте интересно напомнить, что в Декрете1917 года «О 8-часововом рабочем дне» вместе с установлением общейпродолжительности рабочего дня 8 часов и 6 часов в субботу, устанавливался одинвыходной день в неделю. При этом не было указано, что это должно быть именновоскресенье. Решение об этом должна была принять местная власть с профсоюзами.Два выходных дня было установлено ЦК КПСС, Советом Министров СССР от 7 мая 1967года.
В соответствии со ст. 71КЗоТ работа в выходные дни запрещается. Привлечение отдельных работников кработе в такие дни возможно с согласия профсоюзного комитета в следующихисключительных случаях:
1) для предотвращения общественного или стихийного бедствия,производственной аварии и немедленного устранения их последствий;
2) для предотвращения несчастных случаев, гибели или порчигосударственного или общественного имущества;
3) для выполнения неотложных, заранее не предусмотренныхработ, от немедленного выполнения которых зависит в дальнейшем работапредприятия, учреждения, организации в целом или его отдельных подразделений;
4) для выполнения неотложных погрузочно-разгрузочных работ сцелью предотвращения или устранения простоя подвижного состава или скоплениягрузов в пунктах отправления и назначения.
В таких ситуациях привлечение к работе в выходной деньоформляется письменным приказом (распоряжением) собственника илиуполномоченного им органа.
Работа в выходной день компенсируется, по соглашениюработника и собственника, предоставлением другого дня отдыха или в денежнойформе в двойном размере (ст. 72 КЗоТ). К работе в выходной день не привлекаютсянесовершеннолетние работники (ст. 192 КЗоТ), беременные женщины и женщины, имеющиедетей в возрасте до трех лет (ст. 176 КЗоТ).
Правило о недопустимости привлечения к работе в дниеженедельного отдыха не применяется к работникам непрерывно действующихпредприятий, а также тех предприятий, учреждений, которые должны обязательноработать именно в общеустановленный день отдыха (например, музеи, театры ит.п.). На таких предприятиях еженедельный отдых предоставляется либо всоответствии с графиками сменности, либо в один общий день недели, несовпадающий с общеустановленным (воскресенье) днем отдыха.
Законодательством Украины предусмотрены следующие праздничныедни, работа в которые не производится:
1 января — Новый год;
7 января — Рождество Христово;
8 марта — Международный женский день;
1 и 2 мая — День международной солидарности трудящихся;
9 мая- День Победы;
28 июня — День Конституции Украины;
24 августа — День независимости Украины.
Работа также не производится в дни религиозных праздников:
7 января — Рождество Христово;
один день (воскресенье) — Пасха (Великодень);
один день (воскресенье) — Троица.
По представлению религиозных общин других (неправославных)конфессий, зарегистрированных в Украине, руководство предприятий, учреждений,организаций предоставляет лицам, исповедующим соответствующие религии, до трехдней отдыха в течение года для празднования их больших праздников с отработкойза эти дни.
В данные дни допускаются работы, прекращение которыхневозможно по производственно-техническим условиям (непрерывно действующиепредприятия, учреждения, организации), работы, вызванные необходимостьюобслуживания населения. В эти дни допускаются работы с привлечением работниковв случаях и в порядке, предусмотренных статьей 71 КЗоТ.
Законодательство не устанавливает каких-либо требованийотносительно порядка привлечения к работе в праздничные и нерабочие дни, нонужно отметить, что привлечение работников к работе в праздничные дни инерабочие дни должно оформляться приказом лишь только в том случае, если выходработников на работу не предусмотрен графиком сменности (графиком выхода наработу).
Компенсация за работу в праздничные и нерабочие днипроизводится в соответствии со ст. 107 КЗоТ.
В Дополнениях к Генеральному соглашению между КабинетомМинистров Украины и Конфедерацией работодателей Украины и профсоюзнымиобъединениями на 1999-2000 гг. предусмотрено, что Кабинет Министров Украиныобязуется разработать проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 71КЗоТ по установлению порядка привлечения работников к работе в праздничныедни».

РАЗДЕЛ 2. Отпуска, их виды и порядок предоставления
2.1 Отпуск, общая характеристика
Отпуск является одним из важнейших видов времени отдыха, чтонашло свое отражение в Конституции Украины.
Отпуск – это время отдыха, которое исчисляется в календарныхднях и предоставляется работникам с сохранением места работы и заработнойплаты.
Право на отпуск имеют всеграждане Украины, которые состоят в трудовых отношениях с предприятиями,учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельностии отраслевой принадлежности, а также лица, работающие по трудовому договору уфизического лица. Наравне с гражданами Украины право на отпуск имеютиностранные граждане и лица без гражданства, которые работают в Украине (ст. 2Закона Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года).
Законом Украины «Об отпусках» предусмотрены следующие видыотпусков:
1) ежегодные отпуска:
— основной отпуск (статья 6 Закона);
— дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелымиусловиями труда (статья 7 Закона);
— дополнительный отпуск за особый характер труда (статья 8Закона);
— иные дополнительные отпуска, предусмотренныезаконодательством;
2) дополнительные отпуска в связи с обучением (статьи 13, 14и 15 Закона);
3) творческий отпуск (статья 16 Закона);
4) социальные отпуска: отпуск в связи с беременностью и родами(статья 17 Закона); отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет(статья 18 Закона); дополнительный отпуск работникам, имеющим детей (статья 19Закона);
5) отпуска без сохранения заработной платы (статьи 25, 26Закона).
На самом деле данный перечень не исчерпывающий. Коллективнымдоговором (соглашением), трудовым договором могут устанавливаться другие видыотпусков. Кроме того, согласно ст. 9-1 КЗоТ и ч.6 ст.69 Хозяйственного КодексаУкраины предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и засчет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательствомтрудовые и социально-бытовые льготы для работников. Это касается и случаевпредоставления ежегодных отпусков большей продолжительности. Такие дополнительныельготы должны быть определены трудовыми и коллективными договорами.
Право на отпуск обеспечиваются: во-первых, гарантированнымпредоставлением отпуска определенной продолжительности с сохранением на егопериод места работы (должности), заработной платы (пособия) в случаях,предусмотренных Законом Украины «Об отпусках»; во-вторых, запрещением заменыотпуска денежной компенсацией, кроме случаев, предусмотренных ст.24 ЗаконаУкраины «Об отпусках».
Следует отметить, что наряду с Законом Украины «Об отпусках»существует целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих предоставлениеотпусков отдельным категориям работающих. Например, предоставление отпусковработникам внутренних дел регулируется Положением о прохождении службы рядовыми начальствующим составом органов внутренних дел Украины. Этим Положениемустанавливаются особенности предоставления отпусков данной категорииработников. Так, лицам рядового и начальствующего состава органов внутреннихдел Украины предоставляются отпуска таких видов:
1) очередные;
2) короткосрочные;
3) по болезни;
4) каникулярные;
5) в связи сокончанием учебных заведений системы МВД Украины;
6) дополнительные исоциальные (по беременности и родам, по уходу за ребенком), творческие, в связис обучением.
В продолжительность отпуска не включается не толькопраздничные и нерабочие дни, но и время, необходимое для проезда к меступроведения отпуска и обратно, в том числе и при разделении отпуска на двечасти, а также при отзыве работника из отпуска.
Законодательством, коллективным договором, соглашением итрудовым договором могут устанавливаться иные виды отпусков. Рассмотримнекоторые из них.
2.2 Ежегодный основной отпуск
Право на отпуск имеют все работники, т.е. все лица,выполняющие работу на основании трудового договора на предприятиях, вучреждениях, организациях независимо от форм собственности, вида деятельности иотраслевой принадлежности. Закон «Об отпусках» (ст. 2) специально подчеркивает,что право на отпуск имеют иностранные граждане и лица без гражданства, работающиев Украине. Устранены любые сомнения в том, имеют ли право на отпуск сезонные ивременные работники. Это право не только вытекает из ст. 2 Закона «Оботпусках», для этой категории работников, но и прямо предусмотрено частьюдевятой ст. 6 Закона «Об отпусках». Право на отпуск имеют работники,заключившие трудовые договоры не только с предприятиями, учреждениями,организациями, но и с гражданами, занимающимися предпринимательскойдеятельностью без создания юридического лица или использующими труд граждан вдомашнем хозяйстве. Из текста Закона «Об отпусках» совершенно определенновытекает, что право на отпуск или денежную компенсацию вместо неиспользованныхдней отпуска имеют работники-совместители. [20, с. 221]
Право на отпуск не дифференцируется по критерию формысобственности. Что же касается указания в ст. 2 Закона «Об отпусках» нанезависимость права на отпуск от отраслевой принадлежности предприятия, то этоправильно, если право на отпуск рассматривать узко (как именно право).Дифференциация продолжительности отпуска в зависимости от вида деятельностипредприятия и отраслевой принадлежности, определяющей содержание трудовойдеятельности и условия труда, законодательству не противоречит.
В период отпуска работник не несет обязанность выполнятьработу, условленную трудовым договором, и подчиняться внутреннему трудовомураспорядку. Период отпуска работник может использовать по своему усмотрению. Онтолько должен так все рассчитать, чтобы к моменту окончания отпуска вернутьсяна предприятие, в учреждение, организацию и продолжить выполнение работы всоответствии с трудовым договором. Невыход на работу после окончания отпуска всвязи со сложностью выезда в место постоянного проживания и работы, по общемуправилу, должен признаваться прогулом без уважительной причины. Наличие вины вдействиях работника, не вышедшего на работу после окончания отпуска,определяется по критерию его надлежащей заботы о выходе на работу. Хотяработник в период отпуска и не работает, время отпуска включается в егостраховой стаж, в специальный стаж, который исчисляется в соответствии соспециальным законодательством, и в стаж работы, дающий право на ежегодныеотпуска. Следовательно, трудовой договор и трудовые правоотношения на периодотпуска сохраняют свою силу. [20, с.224]
На собственнике лежит обязанность оплачивать время отпуска израсчета среднего заработка. Если же работник уволился, не использовав право наотпуск, а также в некоторых других случаях, работнику выплачивается среднийзаработок за время неиспользованного отпуска или за неиспользованный отпуск.Это дает основания утверждать, что отпуск уменьшает объем обязанности работникавыполнять роботу (освобождает от выполнения трудовых обязанностей насоответствующий период). И если работник правом на уменьшение объема работ невоспользовался, ему выплачивается денежная компенсация в порядке, установленномзаконодательством.
Ежегодный основной отпуск предоставляется работникампродолжительностью не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год,который отсчитывается со дня заключения трудового договора.
Лицам в возрасте до восемнадцати лет предоставляетсяежегодный основной отпуск продолжительностью 31 календарный день.
Для некоторых категорий работников законодательством Украиныможет быть предусмотрена другая продолжительность ежегодного основного отпуска.При этом продолжительность их отпуска не может быть меньше предусмотреннойчастью первой ст. 75 КЗоТ.
Основной отпуск — этотакой отпуск, право на который имеют все работники. Это — главное отличиеосновного отпуска от всех других. Для получения других видов отпусковнеобходимы специальные юридические факты-основания. Для получения основногоотпуска необходим один юридический факт — нахождение работника в трудовыхправоотношениях в течение предусмотренного времени. При формулировании частипервой ст. 75 КЗоТ законодатель исходил из того, что в трудовые правоотношениявступают не только наемные рабочие, но и члены производственных кооперативов,коллективных предприятий, фермерских хозяйств. Поэтому для них рабочий год исчисляетсяне со дня приобретения статуса члена кооператива (КСП), а со дня возникновениятрудовых правоотношений, т.е. достижения соглашения о выполнении работникомопределенной работы с соблюдением установленных правил об оформлении такогосоглашения и начала работы.
Есть только одно исключение из правила о праве работников наотпуск. Работники, выполняющие педагогическую работу на условиях почасовойоплаты, не имеют права на отпуск по той причине, что в ставках оплаты их трудаучтена оплата времени отпуска (Приложение к приказу Министерства образования инауки «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифныхразрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научныхучреждений»).
Закон «Об отпусках» перешел от исчисления продолжительностиотпуска, как правило, в рабочих днях к определению продолжительности отпуска вкалендарных днях. Если в соответствии с актами, принятыми до вступления в силуэтого Закона, продолжительность отпуска была определена в рабочих днях, онадолжна быть переведена в календарные дни путем умножения продолжительностиотпуска в рабочих днях на дробь 7/6.
Продолжительность ежегодного основного отпуска составляет 24календарных дня за отработанный рабочий год, если иная (большая)продолжительность отпуска не установлена законодательством.
Некоторые категории работников пользуются правом на ежегодныйосновной отпуск большей продолжительности. К ним относится в первую очередьпромышленно-производственный персонал угольной, сланцевой, металлургической,электроэнергетической промышленности, а также персонал, занятый на открытыхгорных работах, на работах на поверхности шахт, разрезов, карьеров и рудников,на строительно-монтажных работах в шахтном строительстве, на транспортировке иобогащении полезных ископаемых (часть вторая ст. 6 Закона «Об отпусках»).Термин «промышленно-производственный персонал» используется не вполнекорректно. В соответствии с п. 4.2 Инструкции по статистике численностиработников, занятых в народном хозяйстве Украины, деление на промышленно-производственныйперсонал (персонал основной деятельности) и персонал непроизводственныхорганизаций, состоящих на балансе промышленного предприятия (персоналнеосновной деятельности) применяется только к промышленным предприятиям.Занятые на строительно-монтажных работах в шахтном строительстве — это, пообщему правилу, работники строительных предприятий, персонал которых всоответствии с п. 4.4 Инструкции делится на несколько иные категории. Персоналнеосновной деятельности этих предприятий определен в п. 4.10 названнойИнструкции.
Категориям работников, указанным выше, ежегодный основнойотпуск предоставляется продолжительностью 24 календарных дня (как и всем другимработникам), однако за каждые два отработанных года продолжительность отпускаим увеличивается на 2 дня. Формулировка части второй ст. 6 Закона «Об отпусках»«за каждые два отработанных года» может означать только одно: время выполненияуказанных работ должно суммироваться независимо от наличия перерывов в работе инезависимо от того, в одном или в нескольких предприятиях выполнялись этиработы. Поскольку такого основания для продления основного отпуска ранее взаконодательстве не было, стаж работы, дающий право на увеличениепродолжительности основного ежегодного отпуска должен, на наш взгляд,исчисляться со дня вступления в силу Закона «Об отпусках» (с 1 января 1997года). Однако общая продолжительность ежегодного основного отпуска этойкатегории работников не должна превышать 28 календарных дней.
Работники, занятые на подземных горных работах, в разрезах,карьерах и рудниках глубиной 150 метров и ниже, имеют право на ежегодныйосновной отпуск продолжительностью 28 календарных дней независимо от стажаработы.
Работники, занятые на подземных горных работах, в разрезах ирудниках глубиной до 150 метров, имеют право на основной ежегодный отпускпродолжительностью 24 календарных дня. Однако при стаже работы на данномпредприятии два года и более ежегодный основной отпуск продлевается на 4 дня.Обратим внимание на то обстоятельство, что в Законе не говорится о непрерывномстаже, значит стаж работы в указанных условиях может суммироваться, однакотолько тогда, когда работник состоял в трудовых отношениях с тем жепредприятием.
Работники лесной промышленности и лесного хозяйства,государственных заказников, национальных парков, имеющих лесные площади,лесоохотничьих хозяйств, постоянных лесозаготовительных и лесохозяйственныхподразделений этих предприятий, а также лесничеств по Списку работ, профессий идолжностей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, имеют право на ежегодныйосновной отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Список работ, профессийи должностей работников лесной промышленности и лесного хозяйства, государственныхзаказников, национальных парков, имеющих лесные площади, лесоохотничьиххозяйств, постоянных лесозаготовительных и лесоохотничьих подразделений другихпредприятий, а также лесничеств, которым предоставляется основной отпускпродолжительностью 28 календарных дней, и Порядок применения этого Спискаутверждены постановлением Кабинета Министров Украины.
Работникигорноспасательных частей, которые не относятся к военизированному личномусоставу, имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 24календарных дня с увеличением его на 2 календарных дня за каждые дваотработанных года, но не более 28 календарных дней (часть пятая ст. 6 Закона«Об отпусках»). Очевидно, имеются в виду 2 года работы в горноспасательныхчастях после вступления в силу Закона «Об отпусках», а не только работа в однойи той же горноспасательной части, а тем более — не непрерывная работа.
Руководящим работникамучебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей(подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим,научно-педагогическим работникам и научным работникам названные категорииработников имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью до 56календарных дней.
Инвалиды I и II групп имеют право на ежегодныйосновной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а инвалиды III группы — 26 календарных дней (часть7 ст. 6 Закона «Об отпусках»). В связи с установлением этого правила, на нашвзгляд, утратили силу нормы, которыми были предусмотрены отпуска для отдельныхкатегорий инвалидов большей продолжительности, чем это предусматривалось ранеедействующими общими правилами, но меньшей продолжительности, чем этоустановлено Законом «Об отпусках». Однако здесь следует учитывать, что всоответствии с п. 2 Постановления Верховной Рады Украины «О порядке введения всилу Закона Украины «Об отпусках» инвалиды, которые пользовались отпускомбольшей продолжительности, чем это предусмотрено Законом «Об отпусках»,сохраняют право на такой отпуск на все время их работы на данном предприятии, вучреждении, организации на должностях, профессиях, работах, которые давали имправо на такой отпуск.
Работники в возрасте до 18 лет имеют право на ежегодныйосновной отпуск продолжительностью 31 календарный день. Отпуск такойпродолжительности предоставляется за тот период работы работника, когда ему неисполнилось 18 лет. Например, работник устроился на работу 25 августа 2004года. Отпуск за первый рабочий год ему предоставляется с 1 июня 2005 года.Возникает вопрос, какой должна быть продолжительность отпуска, если работнику30 апреля 2005 года исполнилось 18 лет. За период с 25 августа 2004 г. по 30 апреля 2005 года ежегодный основной отпуск исчисляется из расчета 31 календарный день,а с 1 мая по 25 августа 2005 года — 24 календарных дня.
Сезонным и временным работникам отпуск предоставляетсяпропорционально отработанному времени. Список сезонных работ, утвержденныйПостановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 1997года.
В соответствии с частью десятой ст. 6 Закона «Об отпусках»сохраняют силу акты законодательства, устанавливающие для отдельных категорийработников иную продолжительность отпуска. Правда, эти акты не действуют, еслиустановленная ими продолжительность основного ежегодного отпуска меньшеустановленной Законом «Об отпусках» как общее правило (часть первая ст. 6названного Закона). В связи с этим сохраняют силу положения законодательства,устанавливающие продолжительность ежегодного основного отпуска:
1) для государственных служащих — продолжительностью 30календарных дней (ст. 35 Закона «О государственной службе»);
2) для судей — продолжительностью 30 рабочих дней (п. 5 ст.44 Закона «О статусе судей»). Перерасчет рабочих дней в календарные проводитсяпутем перемножения продолжительности отпуска в рабочих днях (30) на дробь 7/6.В результате этого продолжительность отпуска определяется в 35 календарныхдней;
3) для прокуроров — продолжительностью 30 календарных дней(ст. 49 Закона «О прокуратуре»);
4) для работников, работающих на территории радиоактивногозагрязнения:
а) в зонах отчуждения и безусловного отселения — продолжительностью 44 календарных дня;
б) в зоне гарантированного добровольного отселения — 37календарных дня;
в) в зоне усиленного радиологического контроля — 30календарных дней (ст. 47 Закона «О статусе и социальной защите граждан,пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»);
5) для должностных лиц таможенных органов — в зависимости отвыслуги лет: до 10 лет- 30 суток; от 10 до 15-35 суток; от 15 до 20 лет — 40суток; более 20 лет — 45 суток (п. 37 Положения о порядке и условияхпрохождения службы в таможенных органах Украины). Хотя сутки не предусмотрены ивообще в Кодексе законов о труде как единица исчисления сроков, и взаконодательстве об отпусках — в частности, все-таки несложно сделать вывод отом, что сутки и календарный день в этих случаях не различаются.
В соответствии с частью десятой ст. 6 Закона «Об отпусках»иная (большая) продолжительность отпуска может устанавливаться актамизаконодательства, принятыми после вступления в силу названного Законом. Сучетом этого ст. 27 Закона «О предотвращении заболевания синдромомприобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальной защите населения» (в редакцииот 3 марта 1998 г.) устанавливает ежегодный основной отпуск общейпродолжительностью 56 календарных дней медицинским работникам, которые зараженывирусом иммунодефицита человека или заболели СПИД вследствие выполненияпрофессиональных обязанностей.
2.3 Ежегодные дополнительные отпуска и их продолжительность
Дополнительные отпуска вКодексе законов о труде и Законе «Об отпусках» называются ежегодными, как иосновные.
Не вполне, однако, ясно, о каком годе речь идет, когдаговорят – «ежегодный». Применительно к основному отпуску слово «ежегодный» означает,что отпуск предоставляется за рабочий год, исчисляемый со дня начала работы доистечения 365 (366) дней. При этом день окончания рабочего года соответственноотодвигается на количество дней, которые в соответствии с законодательством невключаются в стаж работы, дающий право на отпуск.
Правила исчисления стажа, дающего право на ежегодныйдополнительный отпуск, являются более строгими. Законом «Об отпусках» ониустановлены еще более жесткими. Периоды, которые включаются в стаж работы,дающий право на ежегодный дополнительный отпуск, не совпадают с периодами,которые включаются в счет ежегодного основного отпуска. Поэтому рабочий год,дающий право на ежегодный дополнительный отпуск далеко не всегда будетсовпадать с рабочим годом, дающим право на основной отпуск.
Ст. 7 и 8 Закона «Об отпусках» предусматривают возможностьпредоставления работникам двух видов ежегодных дополнительных отпусков:
1) ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными итяжелыми условиями труда;
2) ежегодного дополнительного отпуска за особый характертруда. В этой категории дополнительных отпусков выделяется два подвида:
а) дополнительный отпуск отдельным категориям работников,работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальнойнагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологическихусловиях и условиях повышенного риска для здоровья;
б) дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочимднем.
Кроме того, в ст. 4 Закона «Об отпусках» выделяются другиедополнительные отпуска, предусмотренные законодательством.
За работу с вредными и тяжелыми условиями трудадополнительный отпуск продолжительностью до 35 календарных дней предоставляетсяработникам, занятым на работах, связанных с негативным воздействием на здоровьевредных производственных факторов, по Списку производств, цехов, профессий идолжностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников наработах в которых предоставляет право на ежегодный дополнительный отпуск,утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины.
В пределах до 35 календарных дней конкретнаяпродолжительность такого дополнительного отпуска должна устанавливатьсяколлективным или трудовым договором. Использование в части второй ст. 7 Закона«Об отпусках» именно союза «или» означает, что коллективно-договорное ииндивидуально-договорное регулирование продолжительности дополнительногорассматриваемого в данном пункте комментария отпуска должно осуществляться всоответствии с общим правилом ст. 5 Закона «О коллективных договорах и соглашениях»,которым запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положениеработников по сравнению с коллективными договорами.
Критериями, на основании которых должна определятьсяконкретная продолжительность дополнительного отпуска, предоставленного заработу с вредными и тяжелыми условиями труда в коллективном или трудовомдоговоре, являются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и времязанятости работника в таких условиях. В настоящее время действует Порядокпроведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденныйпостановлением Кабинета Министров Украины. Хотя этот акт утвержден всоответствии с Законом «О пенсионном обеспечении» и не был непосредственноориентирован на определение продолжительности ежегодного дополнительногоотпуска в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, все-таки его следуетприменять при отсутствии другого. Непосредственным правовым основанием дляопределения продолжительности дополнительного отпуска по рассматриваемомуоснованию являются Показатели и критерии условий труда, по которым будутпредоставляться ежегодные дополнительные отпуска работникам, занятым наработах, связанным с негативным воздействием на здоровье вредныхпроизводственных факторов (далее для краткости — Показатели и критерии). Этотнормативный акт определяет продолжительность дополнительного отпуска взависимости от вида вредных производственных факторов, класса, условий ихарактера труда. Продолжительность дополнительного отпуска в Показателях икритериях определена на основании Гигиенической классификации труда (попоказателям вредности и опасности факторов производственной сферы, тяжести инапряженности трудового процесса). Гигиеническая классификация утвержденаприказом Министерства здравоохранения от 27 декабря 2001 года № 528, однако вМинистерстве юстиции не регистрировалась.
Содержание Показателей и критериев свидетельствует о том, чтоони не допускают учета других факторов при определении продолжительностидополнительного отпуска. Тем самым, в них пока что не учтено положение частивторой ст. 7 Закона «Об отпусках», предписывающее при определении конкретнойпродолжительности ежегодного дополнительного отпуска учитывать не толькорезультаты аттестации рабочих мест по условиям труда, но и время занятостиработников в таких условиях. Исправить эту ситуацию на предприятии практическидовольно сложно, поскольку учет занятости работников в условиях, дающихоснования для дополнительного отпуска, нарушил бы всю систему показателей икритериев. Только в отдельных случаях в связи с постоянной занятостью наработах с вредными и тяжелыми условиями труда можно было бы устанавливатьнесколько дополнительных дней отпуска с учетом времени занятости в такихусловиях.
Указанные нормативныеакты создают достаточное юридическое основание для проведения аттестациирабочих мест и определения на ее основе продолжительности дополнительногоотпуска в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. И все-таки КабинетМинистров при утверждении упомянутого Списка установил, как правило,максимальную, а в отдельных случаях — фиксированную продолжительность отпуска.Поскольку это правило не вполне соответствует закону, предприятия при условиисоблюдения правил, регулирующих порядок проведения аттестации, определениепродолжительности дополнительного отпуска и юридическое закрепление этого вколлективном или трудовом договоре, могут, на наш взгляд, отойти отпродолжительности дополнительного отпуска, установленного Кабинетом Министров.
И все-таки Порядок применения Списков производств, цехов,профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятостьработников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск,предписывает: «В случаях, когда продолжительность дополнительного отпуска порезультатам аттестации рабочих мест превышает максимальную продолжительность,указанную в Списке, отпуск может быть продлен на количество дней этой разницыза счет собственных средств предприятия». Это положение, на наш взгляд, недолжно применяться по двум причинам:
1) оно не соответствует части второй ст. 7 Закона «Оботпусках», предоставляющей сторонам коллективного (трудового) договорабезусловное право определять продолжительность отпуска в соответствии срезультатами аттестации рабочих мест;
2) вопрос об источниках расходов предприятия-плательщиканалога на прибыль на оплату дополнительного отпуска решается исключительноЗаконом «О налогообложении прибыли предприятий» (ч. 5.10 ст. 5). Эти отношенияне могут регулироваться даже нормами Кодекса законов о труде, не говоря уже орассматриваемом подзаконном акте. Поэтому определение в названном Порядкеисточников расходов на оплату дополнительного отпуска юридической силы неимеет. И как положение методического характера оно на законе не основывается.
При утверждении указанного Списка Кабинет Министров в рядеслучаев внес в него работы и должности с указанием «постоянно занятый»,«постоянно работающий». С учетом этого Министерство труда и социальной политикипри утверждении Порядка применения Списка производств, цехов, профессий идолжностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников наработах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, вынуждено былоустановить: «Если в Списке указано «постоянно занятый» или «постоянноработающий», в счет времени, отработанного во вредных и тяжелых условиях труда,включаются только те дни, когда работник фактически был занят в этих условияхполный рабочий день, установленный для работников этих производств, цехов,профессий и должностей». Это правило, как и указание в Списке на постояннозанятых, постоянно работающих, не соответствует, на наш взгляд, п. 1 частивторой ст. 9 Закона «Об отпусках», в соответствии с которым в стаж работы,дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, включается время фактическойработы с вредными, тяжелыми условиями труда, если работник занят в такихусловиях не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного дляработников данного производства, цеха, профессии или должности. Естественно,применению подлежит Закон, а не названные подзаконные акты.
П. 1 части первой ст. 8 Закона «Об отпусках» предусматриваетпредоставление ежегодного дополнительного отпуска за особый характер трудапродолжительностью до 35 календарных дней отдельным категориям работников,работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальнойнагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологическихусловиях и условиях повышенного риска для здоровья. Список производств, работ,профессий и должностей работников, работа которых связана с повышеннойнервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особыхприродных географических и геологических условиях и условиях повышенного рискадля здоровья, дающих право на ежегодный дополнительный отпуск за особыйхарактер труда, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины.
В этом Списке также в некоторых случаях предусмотренопредоставление ежегодного дополнительного отпуска по рассматриваемой причинетолько постоянно работающим (занятым), в то время как п. 1 части второй ст. 9Закона «Об отпусках» устанавливает, что в стаж работы, дающий право наежегодные дополнительные отпуска включается время фактической работы во вредныхи тяжелых условиях труда или с особым характером труда, если работник занят втаких условиях не менее половины продолжительности рабочего времени,установленного для работников данного предприятия, цеха, профессии илидолжности. Такое же, как и в названном Списке, правило повторяется в Порядкеприменения Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работакоторых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкойили выполняется в особых природных географических и геологических условиях и вусловиях повышенного риска для здоровья, дающих право на ежегодныйдополнительный отпуск за особый характер труда. При наличии противоречий междузаконом и подзаконными актами должна применяться норма Закона «Об отпусках».
Конкретнаяпродолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливаетсяколлективным или трудовым договорами в зависимости от времени занятостиработника в таких условиях[9, с201].
Критерий дифференциациипродолжительности ежегодного дополнительного отпуска за особый характер трудазаконом установлен такой, который не позволяет достаточно обоснованнодифференцировать его продолжительность для отдельных категорий работников.Действительно, абсолютное большинство работников постоянно занято в условиях,дающих право на дополнительный отпуск за особый характер труда. Посколькудругие критерии для дифференциации отсутствуют, всем этим работникам, имеющиммаксимальный показатель по критерию дифференциации продолжительностидополнительного отпуска (стопроцентная занятость в соответствующих условиях),пришлось бы устанавливать продолжительность дополнительного отпуска в 35календарных дней.
В таких условиях Кабинет Министров в указанном выше Спискеустановил конкретную продолжительность ежегодного дополнительного отпуска заособый характер работы для соответствующих производств, работ, профессий и должностей.С точки зрения обычной логики Кабинет Министров совершенно прав. Однако,установив конкретную продолжительность ежегодных дополнительных отпусков заособый характер труда для каждого производства, каждой работы, профессии, видадолжностей, Кабинет Министров все-таки, по нашему мнению, несколько отступил отправила части второй ст. 8 Закона «Об отпусках», в соответствии с которымконкретная продолжительность этого дополнительного отпуска устанавливаетсяколлективным или трудовым договором.
Определять продолжительность ежегодных дополнительныхотпусков за особый характер труда в коллективных договорах все-таки совершеннонеобходимо. Продолжительность, установленную названным выше Списком, следуетиспользовать как обязательную минимальную гарантию. Отступление при этом отпродолжительности такого отпуска, указанной в Списке, в сторону увеличенияпредставляется вполне допустимым. При этом затраты работодателей на оплатувремени отпусков большей продолжительности чем установленная законодательством,относятся на валовые расходы плательщиков налога на прибыль.
Другой разновидностью ежегодных дополнительных отпусков заособый характер труда является отпуск, предоставленный работникам сненормированным рабочим днем.
Списки должностей, работ и профессий, работа по которымпредоставляет право на ежегодный дополнительный отпуск за ненормированныйрабочий день, определяются соглашениями и коллективными договорами.[11, с 27-28]
Cписки, внесенные в коллективные договоры, могут дополнять списки,внесенные в отраслевые и региональные соглашения, однако не могут их сужать.
Соглашениями не может определяться продолжительностьежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы работникам сненормированным рабочим днем. Этот вопрос должен решаться коллективными илитрудовыми договорами. В силу права сторон трудового договора определять в немпродолжительность отпуска за особый характер труда (ненормированный рабочийдень) в трудовой договор можно включить условие о большей продолжительностидополнительного отпуска, чем это установлено коллективным договором, однако оменьшей — нельзя.
Ежегодный дополнительный отпуск может быть предоставленработнику по одному из оснований на выбор работника. Однако Кабинету Министровпредоставлено право (часть первая ст. 10 Закона «Об отпусках») определятьпорядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков по несколькимоснованиям. Используя это право, Кабинет Министров в некоторых случаях дляконкретных производств, цехов, работ, профессий и должностей в утвержденных имназванных выше Списках предусмотрел право работников на получение ежегодногодополнительного отпуска по двум основаниям (за вредные и тяжелые условия и заособый характер труда).
Ограничение возможности предоставления работникамдополнительных отпусков по нескольким основаниям касается только отпусков,установленных ст. 7 и 8 Закона «Об отпусках». Это ограничение нераспространяется на другие виды отпусков, предусмотренные абзацем пятым(последним) п. 1 части первой ст. 4 Закона «Об отпусках», п. 2-5 и частью второйст. 4 Закона «Об отпусках», хотя бы они и назывались дополнительными.
П. 1 ч.1 ст. 4 Закона «Об отпусках» устанавливает возможностьпредоставления работникам других ежегодных дополнительных отпусков,предусмотренных законодательством. Это означает, что с вступлением в силуЗакона «Об отпусках» сохранили силу правила, которыми установлены ежегодныедополнительные отпуска, в частности, для таких категорий работников:
1) государственным служащим, имеющим стаж работы вгосударственных органах свыше 10 лет, предоставляется ежегодный дополнительныйотпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Постановлением КабинетаМинистров Украины «О порядке и условиях предоставления государственнымслужащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемыхотпусков» предусмотрено, что государственным служащим, имеющим стажгосударственной службы свыше 10 лет предоставляется дополнительный оплачиваемыйотпуск продолжительностью 5 календарных дней, а, начиная с одиннадцатого годаэтот отпуск увеличивается на 2 календарных дня за каждый следующий год работына должностях государственных служащих;
2) судьям предоставляетсяежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней. Такойотпуск предоставляется при наличии стажа работы свыше 10 лет (ч. 5 ст. 44Закона «О статусе судей»). В названный стаж включается время работы надолжности судьи, а также на должностях следственных, прокурорских работников.Кроме того, в этот стаж включается время работы на должностях, где закономпредусмотрены такие же льготы (ч. 6 ст. 44 Закона «О статусе судей»), т.е.право на дополнительный отпуск за стаж работы, в частности, на должностяхгосударственных служащих;
3) аттестованным работникам прокуратуры предоставляетсяежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которой дифференцируется взависимости от стажа работы в прокуратуре и составляет:
а) при стаже больше 10 лет — 5 календарных дней;
б) при стаже более 15 лет -10 календарных дней;
в) при стаже более 20 лет -15 календарных дней (ст. 49 Закона«О прокуратуре»).
К числу других ежегодных дополнительных отпусков, которыемогут устанавливаться законодательством в соответствии с абзацем пятым ст. 4Закона «Об отпусках», следует отнести дополнительные отпуска, предусмотренныеЗаконом «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствиеЧернобыльской катастрофы».
Пункт 22 ст. 20 и ст. 21 Закона «О статусе и социальнойзащите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»предусматривают предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 14рабочих дней в год лицам, отнесенным к категории 1 и 2 пострадавших вследствиекатастрофы. По заявлению работника, статус которого как пострадавшегосоответствующей категории надлежаще подтвержден, собственник обязанпредоставить ему указанный дополнительный отпуск.
Один из родителей ребенка из числа указанных в ст. 27 Закона«О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльскойкатастрофы» имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 14 рабочихдней ежегодно (ст. 30 названного Закона).
Членам добровольных пожарных дружин (команд) можетпредоставляться дополнительный отпуск с сохранением заработной платы до 10рабочих дней (часть третья ст. 29 Закона «О пожарной безопасности»).Указывается, что отпуск такой продолжительности предоставляется «на год».
В некоторых случаях в соответствии с частью второй ст. 4Закона «Об отпусках» законодательством предусматривается предоставление другихотпусков, которые к категории ежегодных не относятся, а поэтому должныпредоставляться за другой период или вообще независимо от периода.
Пострадавшим, которые стали инвалидами вследствие несчастногослучая на производстве или профессионального заболевания, если они использовалисвой ежегодный отпуск до получения путевки на санаторно-курортное лечение,предоставленной Фондом социального страхования от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний Украины или приобретеннойпострадавшим на условиях, когда расходы на приобретение путевки в соответствиис законодательством компенсируются названным Фондом, собственник обязанпредоставить дополнительный оплачиваемый отпуск на период санаторно-курортноголечения и проезда к месту лечения и в обратном направлении.
По представлению руководящих органов общественных формированийпо охране общественного порядка и государственной границы предприятия,учреждения, организации имеют право предоставлять членам таких формированийдополнительный отпуск продолжительностью до пяти дней (часть первая ст. 18Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственнойграницы»). Обязанности предоставлять такие отпуска работодатели не несут. Такиеотпуска предоставляются предприятиями «за счет собственных средств».Плательщики налога на прибыль не вправе относить такие расходы на валовыерасходы, поскольку они не несут обязанности предоставлять такие отпуска. Абюджетные учреждения вправе предоставлять такие отпуска при наличии средств впределах сметы.
Работники, избранные в состав выборных профсоюзных органовпредприятий, учреждений, организаций, имеют право на дополнительный отпускпродолжительностью до 6 календарных дней с сохранением заработной платы за счетработодателя на время профсоюзного обучения (часть седьмая ст. 41 Закона «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Женщине, работающей и имеющей двоих или более детей ввозрасте до 15 лет, или ребенка инвалида, или усыновившей ребенка, одинокойматери, отцу, воспитывающему ребенка без матери (в том числе и в случаепродолжительного нахождения матери в лечебном заведении), а также лицу,взявшему ребенка под опеку, предоставляется ежегодно дополнительныйоплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней без учета праздничныхи нерабочих дней. При наличии нескольких оснований для предоставления этогоотпуска его общая продолжительность не может превышать 14 календарных дней (ст.19 Закона «Об отпусках)
В случае увольнения работника ему выплачивается денежнаякомпенсация за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительногоотпуска работникам, имеющим детей — ст. 24 Закона «Об отпусках». То есть правона такой отпуск и выплату денежной компенсации за него в случае увольнения неутрачивается.
Рассмотрим пример: Работница (одинокая мать) принята наработу 25 декабря 2007 года. Ребенку исполняется 18 лет 2 января 2008 года.
1. Если одинокаямать до 25 декабря 2007 г. Работала на другом предприятии, она моглаиспользовать социальный отпуск, а при увольнении ей должны были выплатитьденежную компенсацию за все неиспользованные дни такого отпуска. В таком случаена следующем месте работы (с 25.12.2007 г.) указанный отпуск непредоставляется.
2. Если же одинокаямать с 1 января 2007 г. до 25 декабря 2007 г. вообще не работала и была принята на работу с 25 декабря 2007 года, то за 2007 год ей может быть предоставлендополнительный отпуск на основании ст. 19 Закона «Об отпусках», а в случаеувольнения может быть выплачена компенсация за 7 календарных дней, которыеработница (одинокая мать) не использовала в 2007 году.
3. Если одинокаямать уволилась с работы 9 января 2008 года, ей должна быть включена компенсацияза все неиспользованные дни дополнительного отпуска работникам, имеющим детей,т.е. продолжительностью 7 календарных дней за 2008 г. В этом случае на следующем месте работы она не будет иметь права на указанный отпуск в 2008году.
Действующим законодательством не предусмотрен срок давности,после которого утрачивается право на дополнительный отпуск работникам, имеющимдетей.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, чтоПостановлением Верховной Рады «О порядке введения в силу Закона «Об отпусках»(в редакции от 2 ноября 2000 г.) предусмотрено сохранение права на большуюпродолжительность не каждого из отпусков, на которые работник имеет право, атолько общей продолжительности ежегодных отпусков.
2.4 Творческий отпуск
Право на творческий отпуск имеют работники предприятий,учреждений, организаций независимо от формы собственности по основному местуработы. Творческий отпуск предоставляется для завершения диссертации насоискание ученой степени доктора или кандидата наук, а также для написанияучебника, монографии, справочника или другого научного труда.
Творческий отпуск для завершения кандидатской диссертациипредоставляется продолжительностью до трех месяцев, докторской — до шести.
Основанием для предоставления творческого отпуска длязавершения диссертации является заявление работника и рекомендация оцелесообразности предоставления творческого отпуска научного(научно-технического) совета центрального органа исполнительной власти илиученого совета высшего учебного заведения III-IVуровней аккредитации или научно-исследовательского института соответствующегопрофиля. [16, с. 66]
Для получения творческого отпуска с целью завершения работынад диссертацией лицо, желающее получить ученую степень, должно сделать научныйдоклад на заседании кафедры, отдела или лаборатории, где оно проводит научнуюработу. По результатам доклада дается мотивированное заключение с обоснованиемпродолжительности отпуска.
Творческий отпуск для написания учебника или научного трудапродолжительностью до трех месяцев предоставляется на основании заявленияработника и справки издательства о включении учебника или научного труда в планиздательства на текущий год.
Поскольку в последнее время получить такую справку тольконесколько сложнее, чем написать заявление, существенное значение приобретает правилоо том, что творческий отпуск для рассматриваемых целей может быть предоставлентолько работнику, успешно сочетающему основную трудовую деятельность с научнойработой. Если учебник или научный труд создается авторским коллективом,творческий отпуск предоставляется одному из авторов на основании письменногозаявления, подписанного всеми членами авторского коллектива. [16, с. 69]
На время творческогоотпуска за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Продолжительность,порядок и условия предоставления и оплаты творческих отпусков устанавливаютсяКабинетом Министров Украины.
Застрахованным лицам впериод пребывания в творческом отпуске дни временной нетрудоспособности неоплачиваются.
2.5 Отпуска безсохранения заработной платы
Законом Украины «Об отпусках» предусмотрено предоставлениедвух видов отпусков без сохранения заработной платы:
1) отпусков, предоставленных работникам в силу субъективногоправа, которое принадлежит им по закону;
2) отпусков без сохранения заработной платы, предоставленныхпо соглашению сторон. Эта категория отпусков включает в себя отпуска,предоставленные работникам по семейным обстоятельствам и другим причинам(предоставляются по соглашению между собственником и работником).
Собственник обязан предоставить работнику отпуск безсохранения заработной платы в таких случаях (ст. 25 Закона «Об отпусках»):
— матери или отцу, воспитывающему детей без матери (в томчисле и в случае длительного нахождения матери в лечебном заведении), имеющимдвух и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, — продолжительностью до 14 календарных дней ежегодно;
— мужчине, жена которого находится в послеродовом отпуске,-продолжительностью 14 календарных дней;
— матери в случае, еслиребенок нуждается в домашнем уходе, -продолжительностью, определенной вмедицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнеговозраста. В соответствии с п. 3 части первой ст. 25 и ст. 18, 19 Закона «Оботпусках», такое право имеет также отец ребенка, бабка, дед, другие родственники,фактически осуществляющие уход за ребенком, лица, усыновившие или взявшиеребенка под опеку. Отец ребенка имеет право на получение отпуска по указанномуоснованию также и тогда, когда он воспитывает ребенка без матери, в том числе ив случае длительного нахождения ее в лечебном заведении (вне зависимости отфактического осуществления им ухода за ребенком). Перечисленные лица имеютправо на получение отпуска без сохранения заработной платы также в соответствиис ч. 7 ст. 179 и ст. 186 КЗоТ;
— ветеранам войны, лицам, имеющим особые заслуги передРодиной, и лицам, на которых распространяется действие Закона «О статусеветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», — продолжительностью до 14календарных дней ежегодно.
Лицами, имеющими особые заслуги перед Родиной, признаютсяГерои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, награжденныечетырьмя и более медалями «За отвагу», а также Герои Социалистического труда,отмеченные этим званием за труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (ст. 11 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»). Ветераны войныопределены в ст. 4-9 названного Закона. Лица, на которых распространенодействие этого Закона, определены в его ст. 10. В соответствии с Законом «Остатусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (п. 22 ст. 16), лицам,имеющим особые заслуги перед Родиной, отпуск без сохранения заработной платыпредоставляется продолжительностью до трех недель. Такое же правило содержитсяи в Декрете «О льготах Героям Советского Союза и полным кавалерам орденаСлавы», сохранившем юридическую силу (ст. 9). Эти последние нормы можнопризнать специальными и применять их преимущественно перед нормой п. 4 ст. 25Закона «Об отпусках». Тогда продолжительность отпуска этой категории работниковдолжна составлять три недели;
— лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Родиной,-продолжительностью до 21 календарного дня ежегодно. Такими лицами признаютсяГерои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (ст. 8Закона «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и другихграждан преклонного возраста в Украине»);
— пенсионерам по возрасту и инвалидам третьей группы — продолжительностью до 30 календарных дней ежегодно. Это право имеют такжепенсионеры по возрасту, получающие пенсию на льготных условиях;
— инвалидам 1 и 2 групп — продолжительностью до 60календарных дней;
— лицам, вступающим в брак, — продолжительностью до 10календарных дней;
— работникам в случае смерти родных по крови или по браку:мужа (жены), родителей (отчима, мачехи), ребенка (пасынка, падчерицы), братьев,сестер — продолжительностью до 7 календарных дней без учета времени,необходимого для проезда к месту погребения и назад; других родных — продолжительностьюдо 3 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к меступогребения и назад;
— работникам для ухода за больным родственником по крови илипо браку, который по заключению медицинского заведения нуждается в постоянномуходе, — продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более30 календарных дней;
— работникам для завершения санаторно-курортного лечения-продолжительностью, определенной в медицинском заключении;
— работникам, допущенным к вступительным экзаменам в высшиеучебные заведения, — продолжительностью 15 календарных дней, без учета времени,необходимого для проезда к месту нахождения учебного заведения и в обратномнаправлении (ст. 214 КЗоТ);
— работникам, допущенным к сдаче вступительных экзаменов в аспирантурус отрывом или без отрыва от производства, а также работникам, обучающимся безотрыва от производства в аспирантуре и успешно выполняющим индивидуальный планподготовки, — продолжительностью, необходимой для проезда к месту нахожденияучебного заведения или заведению науки и в обратном направлении. К категориилиц, имеющих право на отпуск без сохранения заработной платы порассматриваемому основанию, не относятся работники, обучающиеся без отрыва отпроизводства в высших учебных заведениях. Они могут получить отпуск безсохранения заработной платы на период проезда к месту нахождения учебногозаведения и назад только с согласия собственника (часть первая ст. 26 Закона«Об отпусках»). Если такое согласие не будет получено, работник вынужден будет дляпроезда использовать время дополнительного отпуска в связи с обучением;
— совместителям — на срок до окончания отпуска по основномуместу работы;
— ветеранам труда — продолжительностью до 14 календарных днейежегодно. Лица, относящиеся к категории ветеранов труда, определены в ст. 6Закона «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и другихграждан преклонного возраста»;
— работникам, не использовавшим по предыдущему месту работы«ежегодный основной и дополнительные отпуска», и получившим за них денежнуюкомпенсацию, — продолжительностью до 24 календарных дней в первый год работы наданном предприятии, до наступления шестимесячного срока непрерывной работы.
Также к числу отпусков без сохранения заработной платы ст. 25Закона «Об отпусках» относит и предоставление работникам, обучающимся безотрыва от производства в аспирантуре, в течение четвертого года обучения, по ихжеланию, одного свободного от работы дня в неделю без сохранения заработнойплаты.
Ст. 26 Закона «Оботпусках» не предусматривает прямо возможности предоставления работникам по ихтребованию отпуска без сохранения заработной платы в обязательном порядке вдругих установленных законодательством случаях. Это, однако, не может бытьоснованием для отрицания силы тех норм законов, которые такую возможностьпредоставляют. Так, ст. 58 Закона «О выборах народных депутатов Украины»предусматривает предоставление кандидатам в народные депутаты Украины«неоплачиваемых» отпусков на период избирательной компании. Предоставление«неоплачиваемых» отпусков предусмотрено также Законом «О выборах депутатовВерховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских,поселковых, городских голов» (ст. 33). Необходимость предоставления отпусковбез сохранения заработной платы вытекает также из некоторых других законов, вчастности, из части второй ст. 126 КЗоТ.
Возможность предоставления работникам по их требованию вобязательном порядке отпусков без сохранения заработной платы может бытьпредусмотрена подзаконными актами, если только соответствующий правотворческийорган наделен полномочиями издавать такие акты. С учетом этого следует признатьне противоречащим закону правило о предоставлении должностным лицам таможенныхорганов времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска, но неболее 15 суток (п. 36 Положения о порядке прохождения службы в таможенныхорганах Украины).
Если работник имеет право на получение отпуска без сохранениязаработной платы по нескольким основаниям, использование отпуска по одному изоснований не препятствует использованию отпуска по другим основаниям.
Время предоставления отпуска без сохранения заработной платыв одних случаях определяется самим работником в пределах действияобстоятельств, указанных в ст. 25 Закона «Об отпусках», а в других случаяхподлежит согласованию с собственником.
Работник имеет право обратиться с заявлением в комиссию потрудовым спорам, в случае предоставлении ему принудительного отпуска безсохранения заработной платы (Приложение 1.3)
Следует отметить, что в Финляндии пятая неделя отпуска можетбыть реализован только в осенне-зимний период; в Швеции пятая неделя отпуска пожеланию работника может накапливаться на протяжении пяти лет, то есть каждыешесть лет работник имеет отпуск, составляющий десять недель. В Японии по законуотпуск предоставляется продолжительностью от 10 до 20 дней. В Кореепродолжительность рабочего времени составляет 54 часа, много предприятийработают шестидневную рабочую неделю в две смены по 12 часов и 3 днями отпускав год.[14, с 46]
Например, в автомобильных компаниях французких фирм «Пежо» и«Ситроен» каждая неделя бесприрывной работы (баз прогулов и опозданий) даетработнику 15 баллов, а служащему-9 баллов. Пятсот баллов дают право на одиндополнительный оплачиваемый день отпуска.
Кроме этого, характерной чертой в законодательстве западныхстран является гендерная линия – предоставление отпуска для присмотра заребенком какому-либо из родителей или по очереди каждому из них. В Швециитолько 25 % человек, которые воспользовались таким отпуском- родители. Такой отпуск предоставляется до достижения ребенком школьного возраста – 6-8 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Время отдыха — это часть календарного периода, в течение которого работник согласнозакону должен быть освобожден от выполнения трудовых обязанностей и которое онможет использовать по собственному усмотрению для удовлетворения своихинтересов и восстановления трудоспособности.
Законодательством установлены следующие виды времени отдыха:перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный отдых (междусменныйперерыв); выходные дни (еженедельный отдых); праздничные и нерабочие дни;отпуска.
Отпуск — это время отдыха, которое исчисляется в календарных днях и предоставляетсяработникам с сохранением места работы и заработной платы.
Право на отпуск имеют всеграждане Украины, которые состоят в трудовых отношениях с предприятиями,учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельностии отраслевой принадлежности, а также лица, работающие по трудовому договору уфизического лица.
Наравне с гражданамиУкраины право на отпуск имеют иностранные граждане и лица без гражданства,которые работают в Украине (ст. 2 Закона Украины «Об отпусках» от 15 ноября1996 года).
Законом Украины «Об отпусках» предусмотрены следующие видыотпусков: ежегодные отпуска, дополнительные отпуска в связи с обучением (статьи13, 14 и 15 Закона); творческий отпуск (статья 16 Закона); социальные отпуска:отпуск в связи с беременностью и родами (статья 17 Закона); отпуск по уходу заребенком до достижения им трех лет (статья 18 Закона); дополнительный отпускработникам, имеющим детей (статья 19 Закона); отпуска без сохранения заработнойплаты (статьи 25, 26 Закона).
Законодательством,коллективным договором, соглашением и трудовым договором могут устанавливатьсяиные виды отпусков.
Трудовоезаконодательство на сегодняшний день самое несоблюдаемое. С одной стороны вродебы применяется Кодекс законов о труде, нормы которого устанавливаютопределенные принципы взаимоотношений работника и работодателя, но с другойстороны, есть работодатель, он же — хозяин, для которого, будем откровенны,законы не писаны: нужен лишь экономически полезный результат, а каким способомон достигается (с нарушением трудового законодательства или нет) — вопрос,зачастую не подлежащий рассмотрению. Поэтому проблем в трудовых отношенияхсуществует предостаточно. И, конечно, в летний период особенно актуальнойявляется проблема предоставления ежегодных отпусков.
Что касается например,Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины вотношении отпусков». Краткая хронология работы над данным Законом сводится кследующим этапам: 29 января 2001 года законопроект был получен ВерховнымСоветом и только почти через год, 29 ноября, был впервые принят. Тем не менееПрезидент его не подписал и вернул на доработку. Несколько раз законопроектмигрировал от Верховного Совета к Президенту и обратно. 7 июля 2002 года вочередной раз проект был принят, и в очередной раз Президент его вернул.
Следует отметить, чтопринятый Закон действительно противоречив: с одной стороны, он устанавливаетсущественные гарантии не только в отношении определенных категорий работников(в общем-то, эта его часть не вызывает проблем и непонимания). С другой жестороны, этот Закон вполне может повлечь финансовый произвол работодателей вотношении своих же работников.
Несмотря на закрепленныев главе V КЗоТ нормы, регулирующие порядок предоставления и продолжительностьежегодного отпуска, каждое предприятие привносит в этот порядок свои новации,как радующие сердце работника, так и огорчающие его. Самое странное, что Законопять «молчит» не защищает и не гарантирует.
Что хорошего ожидаетотпускников с принятием Закона «О внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Украины в отношении отпусков»? Прежде всего, Закономвводится статья 781 КЗоТ, в соответствии с которой, в том случае, когдапраздничный или нерабочий день совпадает с выходным днем, выходной деньпереносится на следующий после праздничного или нерабочего.
Закон «О внесенииизменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отпусков»предусматривает также ощутимые в отпускной период льготы для лиц, имеющихдетей. Так, женщине, которая работает и имеет двоих или более детей в возрастедо 15 лет или ребенка-инвалида, либо женщине, которая усыновила ребенка; отцу,который воспитывает ребенка без матери (в т.ч. если мать на протяжениидлительного периода находится в лечебном учреждении), а также лицу, котороевзяло ребенка под опеку, ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемыйотпуск протяженностью 7 календарных дней. При наличии нескольких оснований длятакого отпуска срок может увеличиваться до 14 дней, но не более. Случисьуказанному Закону быть подписанным в начале июля, можно представить, какое количествоматерей провели бы в отпуске со своими детьми на 7 дней больше! И какой бы уронэто принесло предприятиям… Нет, с этой точки зрения данный Закон действительноне ко времени.
Но на этом приятныестороны законодательных нововведений не заканчиваются. Рассматриваемый Законсодержит также определенные гарантии работникам при предоставлении им отпусков.Так, согласно части 5 статьи 79 КЗоТ, конкретный период предоставленияежегодных отпусков согласовывается между работником и собственником, который обязануведомить работника о дате начала отпуска не позднее, чем за две недели доустановленного графиком срока. В случае нарушения собственником срокауведомления работника о времени предоставления ему отпуска ежегодный отпускдолжен быть перенесен на другой период (статья 80 КЗоТ). В то же время, оченьтрудно доказать, что работник действительно не был предупрежден. Поэтому вЗаконе предложено «бесформенное» уведомление заменить на письменное.
Помимо этого, Законпривел во внутреннее соответствие еще несколько норм КЗоТа, противоречиворегулирующих порядок предоставления отпусков. На этом совпадение взглядовзаконодательной власти и гаранта Конституции заканчиваются.
Основным моментом, покоторому не нашли понимания депутаты и Президент, является возможностьпредоставления отпуска за свой счет в случае простоя предприятия не по винеработников (норма, которая закреплена в настоящее время в пункте 3 статьи 86КЗоТ и которую депутаты желают закрепить в Законе Украины «Об отпусках»).История этого спорного вопроса довольно длительная. Подобная норма ужесодержалась в статье 26 Закона Украины «Об отпусках» в редакции от 15 ноября1996 года. Однако в ноябре 2000 года она была исключена как способствующаяразвитию на Украине скрытой безработицы. Тогда срок, на который предоставлялсятакой отпуск, не был ограничен. На сегодняшний день депутаты посчиталицелесообразным восстановить данную норму, однако с тем условием, чтомаксимальный срок такого отпуска не должен превышать 2-х месяцев (впервоначальной редакции принятого, но не подписанного Закона этот сроксоставлял 6 месяцев).
Президент, тем не менее,не согласился с предложением восстановить данную норму, как по правовым, так ипо социально-экономическим причинам. Прежде всего, как отмечено в ПредложенияхПрезидента к Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные актыУкраины в отношении отпусков», данное положение противоречит статье 43Конституции Украины, в соответствии с которой государство должно создаватьусловия для полного осуществления гражданами права на труд. Противоречит оно истатье 46 Конституции, в которой указано, что граждане имеют право насоциальную защиту, которая включает право на их обеспечение в случаебезработицы по не зависящим от них причинам.
Введение нормы,устанавливающей, что в случае простоя предприятия предоставляютсянеоплачиваемые либо частично оплачиваемые отпуска, может привести не только кнарушению Конституции (хотя в социально-трудовых отношениях нарушениеКонституции Украины скорее правило, чем исключение). Негативный эффект отприменения данной нормы может проявиться и в социально-экономической сфере:легализированная невыплата заработной платы, увеличение количества безработныхи, в конечном итоге, отсутствие у предприятий (особенно государственных)стимула к улучшению производственного процесса. Трудно не согласиться спредложениями Президента, особенно применительно к трудовому законодательству вугольных и других подобных регионах, где простаивают предприятия.
Хочетсяобратить внимание не столько на благородные намерения депутатов и ПрезидентаУкраины создать работникам условия для полноценного отдыха, сколько наотсутствие желания закрепить гарантии реализации работниками права на ежегодныйотпуск, что, по нашему мнению, представляется гораздо более важным моментом впроцессе реализации трудовых прав граждан.
Скаждым годом все больше расширяется круг лиц, имеющих право на отпуск. Но всеравно еще далеко не все идеально. Многие люди не знают свои права, не знают,например, что из-за стажа увеличивается отпуск, не знают, куда они могутобратиться, если их не устраивает время отпуска. Также люди не подозревают, чтоим предоставлены льготы на отпуск. Было бы целесообразно, чтобы работодатели ещепри подписании трудового договора (соглашения) наряду с другими вопросамиобъясняли работнику его право на отдых.
Пожалуй,отпуск – это наиболее желанный период времени для большинства работников, ведьрабочее время измеряется годами, а отпуск — днями. Но, несмотря на общиеправила об отпусках, каждое предприятие самостоятельно решает, на каких именноусловиях предоставлять работнику отпуск: с полной его оплатой или частичной, на24 дня или на месяц и т.п.
Решениемпроблемы соблюдения трудового законодательства, в честности, в вопросе отдыхаработников может состоять в следующем:
1. Надлежащийконтроль за соблюдением законодательства об отпусках в пределах своейкомпетенции центральных и местных органов государственной исполнительнойвласти, органов прокуратуры.
2. Привлечение лиц,виновных в нарушении данных прав к ответственности, предусмотренной законом.
3. Разъяснительнаяработа среди населения через средства массовой информации.
4. Надлежащая, а неформальная работа профессиональных союзов, комиссий по трудовым спорам.
5. Надзор за соблюдением законодательства об отпусках уполномоченнымина это
государственнымиорганами и инспекциями, которые являются независимыми в своей деятельности отвладельца или уполномоченного им органа.
6. Защита законныхправ на отдых в суде.

СПИСКОКНОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Украины: Ведомости Верховной Рады,1996, №30
2. Кодексзаконов о труде Украины: Научно — практический комментарий. — Х.: ООО«Одиссей», 2008. — 736 с.;
3. Кодекс Законів про працю зпостатейними матеріалами // Бюлетень Законодавства і юридичної практики України. — 1997. — № 11 — 12. — С. 546 — 547;
4.Закон Украины от15.12.92 г. « О статусе судей» № 2862 – XII //
5. ЗаконУкраины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года № 504/96-ВР
6. Список№ 1290 – 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.97г.
8.« Порядок оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствиезаболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, засет средств предприятия, учреждения, организации», утвержденный ПостановлениемКабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. №439 // Офіційний вісник України. –2001. — №20. – Ст.852
9.Постанова Кабінету Міністрів України від 1 серпня 1992 р. №422 «Про порядокпроведення атестації робочих місць за умовами праці // ЗП України. 1992. — №9.– с.201
10.Інструкція про службові відрядження в межах України та за кордон: Затвердженонаказом Міністерства фінансів України від 13 березня 1998 р. № 59 у ред…Наказу Міністерства фінансів України від 10 червня 1999р. № 146// Праця і зарплата.– 1999. — №14
11.Рекомендаціі що до порядку надання працівникам з ненормованим робочим днемщорічної додаткової відпустки за особливий характер праці: Затверджені НаказомМіністерства праці та соціальної політики України від 10 жовтня 1997 р. №7 (зізмінами, внесеними Наказом Мінпраці та соціальної політики України від 5 лютого1998р. №18)// Людина і праця: Інформатичний бюлетень Мінпраці та соціальноїполітики України. – 1997. — №12 с. 27-28;1998.- №3. – с.28
12. Письмо Министерства труда исоциальной политики Украины «О норме продолжительности рабочего времени на 2006год» от 04.10.2005 г. № 7881/0/14-05/036-15
13. Навчально-методичний посібник. БабковМ.І.- С.,2008. — 125с.
14.Беляцький С.Праця та ринкові перетворення в Південній Кореї// Праця і зарплата. – 1998.-№1.– с. 46-49.
15. Венедиктов В. С. Теоретическиепроблемы юридической ответственности в трудовом праве. — Х.: КОНСУМ, 1995. — 136 с.
16. Венедиктов В. С. Трудовое правоУкраины: Учебное пособие. — Х.: Консум, 1998. — 140 с.;
17.Киселев И. Я. Цит. соч. – с. 205-206
18.Мицкевич А. В. Субъекты советского права. — М.: Юрид. лит., 1962 — 321
19.Советское трудовоеправо: субъекты прав. — М.: Юрид. лит., 1984. — 321 с.;
20. Чанышева И.Г. Трудовое право Украины — Х.: Одиссей, 1999. — 480 с.