Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными
1.1Понятие занятости и занятых граждан
1.2Порядок и условия признания граждан безработными
1.3Правовой статус безработного гражданина
1.4Снятие с регистрационного учета
2.Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
3.Меры социально-правовой защиты безработных граждан
4.Трудоустройство граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАДАЧА
ТЕСТ

ВВЕДЕНИЕ
КонституцияРоссийской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защитуот безработицы.
Основным социальнымназначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятостинаселения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатыватьсредства к существованию, которые позволят им жить достойно.
Для каждого обществастепень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду,связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точкизрения темпов развития.
Стремление любогообщества к полной и продуктивной занятости связано не только с тем, что именнотрудом создаются материальные блага, но и с тем, что труд и вознаграждение занего позволяют человеку осознавать свою социальную роль в обществе игосударстве, испытывать чувство самоуважения.
Практически всеважнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданинасодержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выборарода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление вКонституции РФ права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элементазащиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного трудаи для общества в целом.
Право на защиту отбезработицы предполагает обязанность государства проводить экономическуюполитику, способствующую занятости населения, и бесплатно помогать гражданам,не имеющим работы, в трудоустройстве или переобучении.

1. Понятие занятости, порядок и условия признанияграждан безработными
1.1 Понятие занятости и занятых граждан
Право граждан на обеспечение занятости и содействиев трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействиеобеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатнуюпрофессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органовслужбы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалованиенеправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебномпорядке.
В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения вРоссийской Федерации» занятость определена как деятельность граждан,связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, непротиворечащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило,им заработок, трудовой доход.
Из содержания рассматриваемого определения можновыделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признатьграждан занятыми. Во-первых, таким обстоятельством является осуществлениедеятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая непротиворечит действующему законодательству. Во-вторых, к числу такихобстоятельств относится возмездный характер указанной деятельности. Общимправилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие неисключает возможность замены заработка иными выплатами. Принципиальным прирешении вопроса о признании гражданина занятым является возмездный характеросуществляемой им деятельности.
Таким образом, определение занятости носит общийхарактер. В связи, с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решениивопроса о признании граждан занятыми.
В соответствии с ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон)занятыми считаются граждане:
— работающие по трудовому договору, в том числевыполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполногорабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включаясезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан,участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);
— занимающиеся предпринимательской деятельностью;
— занятые в подсобных промыслах и реализующиепродукцию по договорам;
— выполняющие работы по договорамгражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ иоказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальнымипредпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членамипроизводственных кооперативов, артелей;
— избранные, назначенные или утвержденные наоплачиваемую должность;
— проходящие военную службу, альтернативнуюгражданскую службу, службу в органах внутренних дел;
— проходящие очный курс обучения вобщеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального,среднего профессионального и высшего профессионального образования и другихобразовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственнойслужбы занятости населения;
— временно отсутствующие на рабочем месте в связи снетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации,приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы,исполнением других государственных обязанностей или иными уважительнымипричинами;
— являющиеся учредителями (участниками) организаций,за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц(ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этихорганизаций.
Недоказанность обстоятельств, входящих в правовоепонятие занятых граждан, не позволяет признать граждан занятыми даже приналичии формальных признаков, перечисленных в ст. 2 Закона РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации».
1.2 Порядок и условия признания граждан безработными
На основании Закона о занятости населения и Порядкарегистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 22апреля 1997 г. (с изм. и доп.), безработными признаются трудоспособныеграждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органахслужбы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовыприступить к ней.
Из приведенного правового понятия безработногогражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечетвозникновение права на признание безработным.
Во-первых, таким обстоятельством являетсятрудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населенияв Российской Федерации» наличие у гражданина трудоспособностипрезюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возрастагражданин в силу законодательства о занятости населения считаетсятрудоспособным.
Однако на основании ст. 63 ТК РФ для отдельныхкатегорий работников возраст для поступления на работу может быть снижен до 15и 14 лет.
Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовоепонятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка.Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут бытьтрудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справкаорганов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются зазанятых граждан.
В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующихправовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службызанятости в целях поиска подходящей работы.
В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующихправовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить кподходящей работе.
В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовоепонятие безработного гражданина, является отсутствие препятствий для признаниягражданина безработным. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения вРоссийской Федерации» дан исчерпывающий перечень обстоятельств,доказанность которых служит основанием для отказа в признании гражданинабезработным.
Регистрация безработных граждан осуществляетсяорганами по вопросам занятости по месту жительства в следующейпоследовательности:
— первичная регистрация;
— регистрация безработных граждан в целях поискаработы;
— регистрация граждан в качестве безработных;
— перерегистрация безработных граждан.
При первичной регистрации безработным гражданампредоставляется информация: о состоянии рынка труда на соответствующейтерритории; о наличии вакантных рабочих мест, об оплате и других условиях трудас целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки,повышения квалификации; о правах и ответственности в области занятостинаселения и защиты от безработицы.
Для регистрации в целях поиска работы безработныйгражданин должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительствадокументы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку(иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (оквалификации); а также справку о среднем заработке (доходе, денежномдовольствии) за три последних месяца по последнему месту работы.
В течение 10 дней со дня регистрации в целях поискаработы органы службы занятости должны предложить два варианта подходящей работы(в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки.В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен плансамостоятельного поиска работы.
На каждого безработного гражданина,зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело,в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов повопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, онаправлении к работодателям для трудоустройства, о направлении напрофессиональное обучение, а также о согласии (отказе) граждан с предложениямиорганов по вопросам занятости.
Решение о признании безработным принимается непозднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящейработы. При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрациигражданина в целях поиска подходящей работы он признается безработным с первогодня представления необходимых документов. Таким образом, в момент регистрациигражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы онвправе представить необходимые для его признания безработным документы. Поистечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признаетсябезработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости.Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решениемсоответствующего органа службы занятости.
Для признания гражданина безработным причинаувольнения с последнего места работы значения не имеет.
Безработными не могут быть признаны граждане:
— не достигшие шестнадцати лет;
— которым в соответствии с пенсионнымзаконодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугулет. Следует заметить, что получение пенсии в соответствии с региональнымзаконодательством не является основанием для отказа в регистрации гражданина вкачестве безработного.;
— отказавшиеся в течение 10 дней со дня ихрегистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, авпервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), — в случае двухотказов от получения профессиональной подготовки или от предложеннойоплачиваемой работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа(профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности)дважды;
— не явившиеся в течение первых десяти дней безуважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящейработы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их вкачестве безработных;
— осужденные по решению суда к исправительнымработам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. Вданном случае гражданин становится занятым на основании приговора суда, чтоисключает возможность для его признания безработным;
— предоставившие документы, содержащие заведомоложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставившие другиенедостоверные данные для признания безработным.
Нами рассмотрены обстоятельства, доказанностькоторых не позволяет принять решение о признании гражданина безработным.Перечень этих обстоятельств определен в Законе РФ «О занятости населения вРоссийской Федерации» исчерпывающим образом.
Граждане, которым отказано в признании ихбезработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятостичерез один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
В случае отказа гражданину в регистрации егобезработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательнойотметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.
Граждане, признанные безработными, обязаны проходитьперерегистрацию в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но нереже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженнойситуацией на рынке труда, — не реже одного раза в месяц.
1.3 Правовой статус безработного гражданина
Правовой статус безработного гражданина состоит изправ и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Правубезработного гражданина на получение подходящей работы корреспондируетобязанность соответствующего органа службы занятости предоставить емувозможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы.Безработный гражданин, как было указано выше, вправе воспользоваться двумявариантами подходящей работы.
В свою очередь, орган службы занятости обязанпредоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.
Согласно ст. 9 Закона РФ «О занятости населенияв Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатныепрофессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку иповышение квалификации по направлению органов службы занятости. В сою очередь соответствующиеорганы службы занятости и учебных заведений обязаны предоставить безработномугражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.
Безработные граждане, при отсутствии подходящейработы, а также при прохождении профессионального обучения по направлениюорганов службы занятости, имеют право на получение пособия по безработице илизаменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятостиобязаны обеспечить их выплату.
Безработным гражданам гарантируется компенсацияматериальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другуюместность по предложению органа службы занятости в размерах, установленныхдействующим законодательством (ст. 12 Закона). Указанные компенсациивыплачиваются органом службы занятости, предложившим безработному гражданинуработу или обучение в другой местности.
При приеме на работу и направлении на обучение безработныйгражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинскоеосвидетельствование. Данному праву корреспондирует обязанность органов службызанятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию иосвидетельствованию безработных граждан.
Органы службы занятости обеспечивают возможностьзаключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполненияобщественных работ.
Перечень прав безработных граждан икорреспондирующих им обязанностей органов службы занятости может быть расширенв региональном законодательстве, а также в актах органов местногосамоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением требованиемдействующего законодательства.
Обязанности безработного гражданина в Законе РФ «Озанятости населения в Российской Федерации» определены исчерпывающимобразом.
Безработный гражданин обязан являться в органыслужбы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящейработе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации.Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службызанятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностейпозволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленнымзаконодательством мерам ответственности.
У безработного гражданина гораздо больше прав, а уорганов службы занятости – корреспондирующих этим правам обязанностей. Однакозачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Посколькубезработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органовслужбы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты правбезработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи, с чем должнысуществовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнениемработниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которыенапрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такиемеханизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, вчастности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

1.4 Снятие с регистрационного учета
Снятие безработных граждан с регистрационного учетаосуществляется на основании решения органа по вопросам занятости в следующихслучаях:
— признания граждан занятыми;
— прохождения профессиональной подготовки, повышенияквалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости свыплатой стипендии;
— неявки без уважительных причин в течение 10 днейсо дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости дляпредложения им подходящей работы, а также неявки в срок для регистрации их вкачестве безработных;
— длительной (более месяца) неявки в органы повопросам занятости без уважительных причин;
— переезда в другую местность;
— установления злоупотреблений со стороны граждан(сокрытие заработка (дохода), предоставления документов, содержащих заведомоложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных дляпризнания безработными и т.п.);
— осуждения к наказанию в виде лишения свободы;
— назначения в соответствии с пенсионнымзаконодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.
Нарушение установленного порядка регистрациибезработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц всоответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Размер, условия и сроки выплаты пособия побезработице
Решение о назначении пособия по безработицепринимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособиепо безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата ипризнанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения попоследнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляетсяс первого дня по истечении указанного периода.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно приусловии прохождения перерегистрации не более двух раз в месяц.
Статья 30 Закона о занятости населения устанавливаетпорядок определения размеров пособия по безработице. Так, по общему правилуразмер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а вотдельных случаях (для впервые ищущих работу, более года не работавших,уволенных по собственному желанию без уважительных причин, уволенных занарушение дисциплины) размер пособия устанавливается в процентном отношении квеличине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Гражданам, уволенным из организаций по любымоснованиям (за исключением указанных в ст. 34 Закона) в течение 12 месяцев,предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работуне менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня и признаннымбезработными, пособие начисляется:
— в первом (12-месячном) периоде выплаты:
— в первые три месяца — в размере 75% ихсреднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние тримесяца по последнему месту работы (службы);
— в следующие четыре месяца — в размере 60%;
— в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаяхне выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже30% величины указанного прожиточного минимума;
— во втором (12-месячном) периоде выплаты — вразмере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Размер пособия по безработице во всех случаях недолжен быть ниже 100 рублей (ст. 33 Закона о занятости населения).
Статья 34 Закона о занятости населения устанавливаетразмеры пособия отдельным категориям безработных граждан. Пособие побезработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимсявозобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года)перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновныедействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным изорганизации в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, иимевшим в этом периоде оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновныедействия, начисляется:
— в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размере30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;
— во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Гражданам, уволенным из организаций по собственномужеланию (за исключением уволенных по собственному желанию в связи с переездомна новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью,препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи снеобходимостью ухода за инвалидом I группы или больными членами семьи; в связис нарушением работодателем коллективного или трудового договора; в связи снаступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовыхотношений; в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет(указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями втрудовой книжке)) и признанным безработными, пособие по безработиценазначается:
— в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размере40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;
— во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ. Размер пособияпо безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 рублей.
При наличии лиц, находящихся на содержаниибезработного, размер пособия увеличивается на 10% величины прожиточногоминимума на каждого лица. При этом максимальный размер доплат не долженпревышать 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ вустановленном порядке.
Продолжительность выплаты пособия по безработице вкаждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислениив течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренныхЗаконом о занятости населения. При этом продолжительность выплаты пособия неможет превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.
Для граждан, впервые ищущих работу, не имеющихпрофессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность последлительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовойдисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, атакже граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленныхза виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждомпериоде безработицы не может превышать шести месяцев в суммарном исчислении втечение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплатыпособия указанных категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарномисчислении в течение 18 календарных месяцев.
Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20лет для мужчин и женщин соответственно, продолжительность периода выплатыпособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на двекалендарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указаннойпродолжительности.
Органы государственной власти субъектов РФ, органыместного самоуправления могут устанавливать более продолжительные, чемпредусмотрено Законом о занятости населения, сроки выплаты пособия побезработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамкахутвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.
В п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населенияв Российской Федерации» перечислены случаи прекращения выплаты пособия побезработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного.К их числу относятся:
1) признание гражданина занятым;
2) прохождение гражданином профессиональнойподготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органовслужбы занятости с выплатой стипендии;
3) длительная (более месяца) неявка безработного ворганы службы занятости без уважительных причин;
4) переезд безработного в другую местность;
5) получение пособия по безработице обманным путем;
6) осуждение лица, получающего пособие побезработице, к наказанию в виде лишения свободы;
7) назначение в соответствии с пенсионнымзаконодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), завыслугу лет. При наличии перечисленных оснований органы службы занятостиобязаны прекратить выплату пособия по безработице. Решение о прекращениивыплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным. Обязанностьдоказать законность и обоснованность решения о прекращении выплаты пособия побезработице лежит на представителях органа службы занятости, принявшего такоерешение. Обратим внимание на то, что гражданин не может быть лишен права наполучение пособия по безработице по формальным соображениям.
В частности, длительная неявка безработного в органыслужбы занятости может стать законным основанием для прекращения выплатыпособия по безработице лишь в том случае, если гражданину в этот период моглабыть предложена подходящая работа. Применение такого основания для прекращениявыплаты пособия по безработице, как получение пособия обманным путем,предполагает недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятиебезработного гражданина. К числу обстоятельств, доказанность которых позволяетпрекратить выплату пособия по безработице, относится, например, сокрытиегражданином сведений о получаемом заработке (доходе).
Выплата пособия по безработице может бытьприостановлена. Решение о приостановке выплаты пособия по безработице на срокдо трех месяцев принимается органами службы занятости с обязательнымуведомлением безработного в случаях:
— отказа в период безработицы от двух вариантовподходящей работы;
— увольнения с последнего места работы (службы) занарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренныезаконодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучениеорганами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
— отказа по истечении трехмесячного периодабезработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направленияна обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу, неимеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовуюдеятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся пособственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одногогода, предшествовавшего началу безработицы;
— явки безработного на перерегистрацию в состоянииопьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических веществ и другиходурманивающих веществ;
— нарушения безработным условий и сроков егоперерегистрации;
— самовольного прекращения гражданином обучения понаправлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплатапособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия побезработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на25 процентов на срок до одного месяца в следующих случаях:
1) неявки безработного гражданина без уважительныхпричин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней содня направления органами службы занятости;
2) отказа без уважительных причин явиться в органыслужбы занятости для получения направления на работу (учебу). Решение осокращении пособия по безработице также должно быть законным и обоснованным,оно не должно быть продиктовано формальными соображениями. При обжалованииданного решения обязанность доказать его законность и обоснованность лежит напредставителях органа занятости, принявшего такое решение.
В связи с этим следует иметь в виду, что гражданинвправе отказаться от ведения переговоров с работодателем о работе, которая неявляется для него подходящей. Действия органа службы занятости по направлениюгражданина на работу могут быть признаны законными, если предлагаемая работабыла подходящей для безработного. В связи с чем гражданин вправе отказаться отявки за направлением на работу, которая не является для него подходящей.
Законодательством установлены случаи, когда выплатапособия по безработице не производится. К ним относятся:
— отпуск по беременности и родам;
— выезд безработного с места постоянного жительствав связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессиональногообразования;
— призыв на военные сборы, привлечение кмероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнениемгосударственных обязанностей.
Названные периоды продлевают срок выплаты пособия побезработице.
При нарушении сроков выплаты пособия по безработицене по вине гражданина он вправе требовать начисления установленныхзаконодательством процентов за время задержки пособия. Поскольку пособие побезработице по своей правовой природе призвано компенсировать утраченныйгражданином заработок в качестве меры ответственности за нарушение сроковвыплаты пособия по безработице, применимы санкции, установленные в ст. 236 ТКРФ за задержку заработной платы. В данном случае применим принцип аналогии.

3. Меры социально-правовой защиты безработныхграждан
В соответствии с Законом о занятости населениягосударство гарантирует безработным:
выплату пособия по безработице, в том числе в периодвременной нетрудоспособности безработного;
выплату стипендии в период профессиональнойподготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органовслужбы занятости;
возмещение затрат в связи с добровольным переездом вдругую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
возможность участия в оплачиваемых общественныхработах.
Согласно Положению об организации общественныхработ*(51), утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с изм. идоп.), под общественными работами понимается общедоступная трудоваядеятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая вкачестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность,связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийныхбедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальнойподготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий вкратчайшие сроки.
Общественные работы организуются органамиисполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления попредложению и при участии территориальных органов по вопросам занятостинаселения. Общественные работы могут быть организованы для выполненияподсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующимнаправлениям: строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и другихкоммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработкасельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий, уходза престарелыми и больными, перепись населения и др.
С лицами, желающими участвовать в общественныхработах, заключается срочный трудовой договор. Направление на участие вобщественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину,является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественныхработах допускается только с их согласия. При направлении на общественныеработы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другиеиндивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии вобщественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве напостоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии сзаконодательством РФ.
Общественная работа считается подходящей дляследующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии;состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихсяпредпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовуюдеятельность после длительного (более года) перерыва (п. 15 Положения).
В период участия безработных граждан в общественныхработах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кромеграждан, указанных в п. 15 Положения.
На граждан, занятых на общественных работах,распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.
Важной гарантией социальной поддержки безработныхграждан является положение о том, что период получения пособия по безработице,период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда понаправлению государственной службы занятости в другую местность длятрудоустройства засчитываются в страховой стаж. Это положение закреплено ст. 11Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации»*(52). В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона озанятости населения время, в течение которого гражданин получает пособие побезработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах,период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, непрерывает трудового стажа.
По предложению органов службы занятости при отсутствиивозможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных всвязи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, недостигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стажпродолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия можетназначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию постарости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона озанятости населения.
Трудовое законодательство гарантирует правовуюзащиту от необоснованного увольнения, а также предоставляет гарантии икомпенсации работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации илисокращением штата работников. Так, в случае признания увольнения незаконнымработник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающимтрудовой спор (ст. 394 ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам,увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата,выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а такжеза ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но несвыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительныхслучаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником втечение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятостинаселения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работникобратился в этот орган и не был им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляетнорму, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидациейорганизации или сокращением численности или штата работников работодательобязан предупредить работников под расписку персонально не менее чем за двамесяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель имеет праворасторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, нов этом случае обязан выплатить дополнительную компенсацию в размере двухмесячногосреднего заработка.
Безработным гражданам, утратившим право на пособие всвязи с истечением периода его выплаты, органами службы занятости и органамиисполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления можетоказываться материальная помощь (ст. 36 Закона о занятости населения).

4. Трудоустройство граждан
Меры социально-правовой защиты безработных граждан
В соответствии с Законом о занятости населениягосударство гарантирует безработным:
— выплату пособия по безработице, в том числе впериод временной нетрудоспособности безработного;
— выплату стипендии в период профессиональнойподготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органовслужбы занятости;
— возмещение затрат в связи с добровольным переездомв другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
— возможность участия в оплачиваемых общественныхработах.
Согласно Положению об организации общественныхработ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с изм. и доп.),под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность,имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестведополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность,связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийныхбедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальнойподготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий вкратчайшие сроки.
Общественные работы организуются органамиисполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления попредложению и при участии территориальных органов по вопросам занятостинаселения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных,вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и других коммуникаций,проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработкасельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий, уходза престарелыми и больными, перепись населения и др.
С лицами, желающими участвовать в общественныхработах, заключается срочный трудовой договор. Направление на участие вобщественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину,является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественныхработах допускается только с их согласия. При направлении на общественныеработы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другиеиндивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии вобщественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве напостоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии сзаконодательством РФ.
Общественная работа считается подходящей дляследующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии;состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихсяпредпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовуюдеятельность после длительного (более года) перерыва (п. 15 Положения).
В период участия безработных граждан в общественныхработах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кромеграждан, указанных в п. 15 Положения.
На граждан, занятых на общественных работах,распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.
Важной гарантией социальной поддержки безработныхграждан является положение о том, что период получения пособия по безработице,период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда понаправлению государственной службы занятости в другую местность длятрудоустройства засчитываются в страховой стаж. Это положение закреплено ст. 11Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятостинаселения время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице,стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, периодвременной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерываеттрудового стажа.
По предложению органов службы занятости приотсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числауволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников(мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховойстаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласияможет назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовуюпенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующеговозраста. Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32Закона о занятости населения.
Трудовое законодательство гарантирует правовуюзащиту от необоснованного увольнения, а также предоставляет гарантии икомпенсации работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации илисокращением штата работников. Так, в случае признания увольнения незаконным работникдолжен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовойспор (ст. 394 ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам, увольняемым всвязи с ликвидацией организации или сокращением штата, выплачивается выходноепособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняетсясредний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцевсо дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаяхсредний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течениетретьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населенияпри условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился вэтот орган и не был им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляет норму, всоответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидациейорганизации или сокращением численности или штата работников работодательобязан предупредить работников под расписку персонально не менее чем за двамесяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель имеет праворасторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, нов этом случае обязан выплатить дополнительную компенсацию в размередвухмесячного среднего заработка.
Безработным гражданам, утратившим право на пособие всвязи с истечением периода его выплаты, органами службы занятости и органамиисполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления можетоказываться материальная помощь (ст. 36 Закона о занятости населения).
Своеобразной гарантией права граждан на трудвыступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободувыбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда,правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа вприеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы припосредничестве органов государственной службы занятости.
Подходящей считается такая работа, в том числевременного характера, которая соответствует профессиональной пригодностиработника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнегоместа работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состояниюздоровья, транспортной доступности.
Выделим обстоятельства, доказанность которыхпозволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу.
Во-первых, таким обстоятельством являетсяпредоставление гражданину работы, которая соответствует профессиональнойпригодности гражданина с учетом уровня его профессиональной подготовки. То естьпри предоставлении работы гражданину должны быть учтены имеющаяся у негопрофессия, а также навыки работы по этой профессии. При предоставленииподходящей работы учитываются и профессиональные навыки гражданина, полученныепо последнему месту работы.
Во-вторых, предлагаемая работа должнасоответствовать условиям последнего места работы. В связи с этим припредложении подходящей работы должны быть учтены профессия, должность,специальность по последнему месту работы, размер получаемой заработной платы всумме, не превышающей прожиточный минимум на территории соответствующегосубъекта Российской Федерации.
Из данного правила сделано исключение для выполненияобщественных работ, к которым граждане могут привлекаться и без учета условийпоследнего места работы.
В-третьих, обстоятельством, характеризующим правовоепонятие подходящей работы, является соответствие состояния здоровья гражданинапредлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности. Не может считатьсяподходящей работа, которая противопоказана гражданину по состоянию здоровья.
В-четвертых, обстоятельством, входящим в правовоепонятие подходящей работы, является транспортная доступность предлагаемогогражданину рабочего места. Рабочее место, которое предлагается гражданину вкачестве подходящей работы, должно находиться в том же населенном пункте.Предоставление работы в другом населенном пункте связано с переменой местажительства. Поэтому предоставление работы в другом населенном пункте может бытьпризнано подходящей работой исключительно с согласия гражданина. Такое согласиедолжно быть выражено в простой письменной форме. В пределах населенного пунктамаксимальную удаленность подходящей работы от места жительства гражданинаопределяет соответствующий орган местного самоуправления с учетом развития сетиобщественного транспорта в данной местности. При превышении установленныхорганом местного самоуправления нормативов удаленности предлагаемой работы отместа жительства гражданина такая работа не может быть признана подходящей.
В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовоепонятие «подходящая работа», является соответствие условий труда попредлагаемой гражданину работе действующим требованиям по охране труда.
Доказанность перечисленных обстоятельств позволяетсделать вывод о том, что предлагаемая гражданину работа является для негоподходящей.
Из рассмотренных правил признания работы подходящейсделано исключение. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации» оплачиваемая работа, включая работувременного характера и общественные работы, требующая или не требующая (сучетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки,отвечающая требованиям действующего законодательства, является подходящей дляследующих граждан:
1) впервые ищущих работу (ранее не работавших), неимеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одногогода, предшествующего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины ииные виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации,занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновитьтрудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а такженаправленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновныедействия;
2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификациюпо имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройтипереобучение после окончания первоначального (12-месячного) периодабезработицы;
3) состоящих на учете в органах службы занятостиболее 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
4) обратившихся в органы службы занятости послеокончания сезонных работ.
Однако и предлагаемая перечисленным гражданам работадолжна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства, атакже их состоянию здоровья.
В целях содействия полной занятости населениягосударство осуществляет правовое регулирование в области занятости идальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает иреализует федеральные и территориальные программы содействия занятостинаселения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости,которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развитияРФ.
Основная обязанность по организации трудоустройстваграждан возложена на территориальные органы занятости населения. В соответствиисо ст. 19 Закона о занятости населения деятельность по оказанию гражданам услугв содействии по трудоустройству осуществляется юридическими лицами на основаниилицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличиизаключения органов службы занятости.
Отношения по трудоустройству предшествуют трудовымотношениям и являются предметом трудового права. Правоотношения потрудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующимзаявлением о содействии в устройстве на работу. Названные правоотношениявозникают: между органом трудоустройства и гражданином, нуждающимся втрудоустройстве; между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся вподборе кадров; между гражданином и работодателем, к которому он направленорганом трудоустройства для заключения с ним трудового договора.
Обязанностью работодателя является предоставлениетерриториальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест,сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятостинаселения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление наработу, которое содержит рекомендацию принять его на работу. Такое направлениев ряде случаев содержит предписание и является для работодателя обязательнымдля исполнения. Речь идет о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочиеместа. Закон о занятости населения предусматривает право органовгосударственной власти субъектов РФ устанавливать для работодателейопределенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов,предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорийнаселения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных измест лишения свободы и др.). Федеральным законом «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации» для всех организаций независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности квота составляет не менее 2%и не более 4% от общей численности работающих, если численность работниковболее 30 человек. В соответствии с Федеральным законом «О внесенииизменений в Федеральные законы „О занятости населения“ и „Осоциальной защите инвалидов“ в случае невыполнения квоты работодательвносит в бюджет субъекта РФ обязательную плату, размер которой определяюторганы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правоотношения по трудоустройству прекращаются всвязи с заключением трудового или ученического договора. На основаниинаправления на работу уполномоченными законом органами в счет установленнойквоты возникают трудовые отношения.
В отдельных случаях федеральными законамиустанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенныхкатегорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан,уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественноеправо поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст.13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам,имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционныхотраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов,создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального законаот 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ „О гарантиях прав коренных малочисленныхнародов Российской Федерации“).
Важной гарантией трудоустройства являетсязакрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованныйотказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приемена работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудовогодоговора может быть обжалован в судебном порядке.
В юридической литературе высказано мнение о том, чтозаключение гражданско-правового договора является разновидностьютрудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях, когда существованиебезработицы признается не только в качестве явления неизбежного, но и внекотором смысле явления полезного, государство принимает на себя обязательствапо оказанию содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную исвободно избранную занятость.
Нормы институтазанятости и трудоустройства направлены на социальную защиту безработныхграждан. К таким мерам защиты относятся: трудоустройство с помощью органовгосударственной службы занятости населения, профессиональная подготовка ипереподготовка по направлению органов службы занятости, выплата пособия побезработице, направление на общественные работы, оказание материальной помощи идр.
Трудоустройство служит юридической гарантиейреализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступаетгарантией реализации права на труд. Ранее основным правомочием, составляющимданное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которогообеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современныхусловиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась.Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это праводолжно обязательно гарантироваться государством посредством установления импутей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числукоторых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право натруд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себена жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободносоглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК, ст. 2 которого в числеосновных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственносвязанных с ними отношений называет защиту от безработицы и содействие втрудоустройстве.
Трудоустройство является гарантией осуществленияправа граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную исвободно избранную занятость и иных.
В современных условиях, когда проблема безработицыобостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственногорегулирования рынка труда, трудоустройство направлено прежде всего на обеспечениерационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основныхсубъектов на рынке труда — работников и работодателей (потенциальных работникови потенциальных работодателей), а также государства. Не следует забывать, что всилу ст. 1 ТК основными задачами трудового законодательства являются созданиенеобходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересовсторон трудовых отношений (т.е. как работников, так и работодателей) иинтересов государства.
На сегодняшнем этаперазвития общества мы наблюдаем ситуацию, когда постепенно формируетсяпрактически новая отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройствуи занятости. На мой взгляд, уже можно говорить о выделении из трудового правазначительного круга общественных отношений, тесно связанных с трудом, которыемогут составить основу самостоятельной отрасли законодательства о занятости итрудоустройстве (как в свое время произошло с правом социального обеспечения).
В пользу этого тезисасвидетельствует наличие большого количества нормативного материала,специфический предмет правового регулирования. Законодательство о занятости итрудоустройстве регулирует вопросы, отличные от трудового законодательства,имеет при этом и специальных субъектов — это не работники, а люди, ищущиеработу или потерявшие ее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.        Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ „Отрудовых пенсиях в Российской Федерации“. Справочная правовая системаКонсультантПлюс.
2.        Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) „Озанятости населения в Российской Федерации“. Справочная правовая системаКонсультантПлюс.
3.        Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (ред. от14.12.2006) „Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан“.Справочная правовая система КонсультантПлюс.
4.        Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (ред.от 11.01.2007) „Об утверждении Положения об организации общественных работ“.Справочная правовая система КонсультантПлюс.
5.        »Трудовой кодекс Российской Федерации” от30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.12.2007). Справочная правовая системаКонсультантПлюс.

ЗАДАЧА
Общее собраниеакционеров приняло решение об увольнении директора АО в связи с неполучением вотчетном году акционерным обществом планируемой суммы прибыли. Возможно лиувольнение работника по такому основанию? Допускается ли увольнение работникапо основаниям, не указанным в законе?
Ответ: Увольнениеработника по данному основанию возможно, если оно предусмотрено трудовымдоговором, согласно ст.278 п.3 ТК РФ. В соответствии со ст. 279 ТК РФ расторжениетрудового договора с руководителем организации по решению уполномоченногооргана юридического лица либо собственника имущества организации, либоуполномоченного собственником лица (органа) допускается и при отсутствиивиновных действий (бездействия) руководителя.
Таким образом,действующий ТК РФ предусматривает право указанных выше лиц, избравших(назначивших) руководителя на должность, освободить его от должности в любоймомент до истечения срока трудового договора.

ТЕСТ
1. Работник ввозрасте до 18 лет несёт полную материальную ответственность за:
а) неумышленноепричинение ущерба;
б) ущерб, причиненныйв рабочем порядке по вине работодателя;
в)ущерб,причиненный в состоянии алкогольного опьянения.
2. Подлежат ливзысканию неполученные доходы ?
а) частично;
б)нет;
в) да.
3. За одиндисциплинарный проступок применяется:
а) однодисциплинарное взыскание;
б) выговор и лишениепремии;
в) замечание ипривлечение к сверхурочным работам.