Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Понятие занятости итрудоустройства в РФ
1.2 Права граждан в сфере содействиязанятости
1.3 Основные направления политикиРоссийской Федерации в сфере содействия занятости
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ
2.1 Признание граждан безработными иих основные права
2.2 Порядок регистрации безработныхграждан в органах государственной службы занятости
2.3 Размер, условия и сроки выплатыпособия по безработице
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ ИТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИНФОРМАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ
Правовой механизмгосударственной политики в области занятости и трудоустройства в настоящеевремя включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены назащиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющихкомпенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группувходят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройствои его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаютсяв поддержке государства.
Российскоезаконодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой системунормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашаетсвободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль вэтой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
В целом правовой институтзанятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы нетолько трудового, но и административного, финансового права, права социальногообеспечения.
Тема данной курсовойработы – «Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения Р.Ф.» –актуальна в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формыобеспечения занятости определяются как установленные государствоморганизационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданамполучить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формойзанятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям,образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, атакже необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройствогарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в-третьих,занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан,связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.
Целью данной работыявляется исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой целив работе решаются следующие задачи:
-показывается понятиезанятости и трудоустройства населения;
-характеризуются праваграждан в сфере содействия занятости;
-определяются основныенаправления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
-характеризуется правовойстатус безработного;
-устанавливаетсяразмер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
-определяютсяактуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройстванаселения РФ.
Объектомисследования явились отношения при осуществлении управления сферой трудоустройстваи занятости населения и проведении государственной политике в области трудоустройства,правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ, основанные навзаимодействии государства, юридических и физических лиц.
Предметом курсовойработы стали нормы российского и международного законодательства, призванныерегулировать занятость и трудоустройство населения РФ.
Методологической основойкурсовой работы явились общенаучный диалектический и частнонаучные методыпознания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический,формально-юридический, метод системного анализа и другие методы научногопознания.

ГЛАВА I. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯРФ
 
1.1Понятие занятости и трудоустройства в РФ
Проблема занятоститрудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболееприоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь сперспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность идинамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния итенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию иобеспечению занятости населения.
Закон о занятости впервой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сферезанятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.
Под занятостью понимаетсядеятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественныхпотребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, какправило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежитисключительное право распоряжаться своими способностями к производительному,творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической,психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотренозаконом. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная судовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащаязаконодательству, признается легальной занятостью. Между тем можнопредположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушениемдействующего законодательства или прямо ему противоречащая, может бытьохарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.[1]
Незанятость граждан неможет служить основанием для привлечения их к административной и инойответственности. К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона озанятости) относит следующих граждан:
а) работающих потрудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу завознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а такжеимеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
б) зарегистрированные вкачестве индивидуальных предпринимателей;
в) занятых в подсобныхпромыслах и реализующих продукцию по договорам;
г) выполняющих работы погражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственныхкооперативов (артелей);
д) избранных, назначенныхили утвержденных на оплачиваемую должность;
е) проходящих военнуюслужбу, а также службу в органах внутренних дел;
ж) проходящих очный курсобучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начальногопрофессионального, среднего профессионального и высшего профессиональногообразования и других образовательных учреждениях, включая обучение понаправлению федеральной государственной службы занятости;
з) временно отсутствующихна рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой,повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой илииными причинами.
и) являющиесяучредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников)общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иныхфондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеютимущественных прав в отношении этих организаций.[2]
Среди прав, составляющихсодержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следуетпризнать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуютпутем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правамиюридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательствомили нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. Пообоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право навыбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничестваорганов службы занятости или с помощью других организаций по содействию втрудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости).[3]
При этом важноподчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеютправо на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органахслужбы занятости в целях выбора профессии и возможности профессиональногообучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку,переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службызанятости.[4]
По мнению профессора О.В.Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет вслужбе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но неудовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы.Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.
Впервые в нашемзаконодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность впериод их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работыи трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственныесоглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, ихквалификационный состав, срок и условия найма.
Если учесть возможностьсвободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда заграницей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметьзарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральнойцелевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматриваетсовершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков сцелью осуществления трудовой деятельности.
Основные праватрудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности,в Конвенции МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотребленияхв области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения»(1975г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав вобласти социального обеспечения» (1982 г.) и др.
Так же стоит учитывать,что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только награждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства,если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.
Государство же наряду сорганами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляяполитику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, чтогосударство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную,продуктивную и свободно избранную занятость.
Трудоустройство выступаетв качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиямпо активной политике занятости.
В юридической литературевстречаются разные подходы к определению роли трудоустройства. Так, О.М.Медведев отмечает, что трудоустройство является одной изорганизационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние определяются какустановленные государством организационные и правовые приемы и средства,которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфередеятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнятьопределенную работу на период временной незанятости, а также необходимуюпрофессиональную подготовку для этого.
Одним из признаковтрудоустройства является участие в нем посреднических органов (какгосударственных, так и негосударственных).
В современных условиях,когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастаетнеобходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройствонаправлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовыхресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей, а также государства.
Трудоустройство-этосистема организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целяхобеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу,является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с цельюполучения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее.Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестветрудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица безгражданства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство озанятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантныхрабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлеченияиностранной рабочей силы на территории РФ.[5]
Правоотношения междутрудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются наосновании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия впоиске походящей работы и устройства на нее. Современная правовая организациятрудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органамгосударственной службы занятости. Последние обязаны принят заявлениегражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для негоподходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональнойквалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении ипереподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящиевакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают вариантысамостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги.
Орган трудоустройстваобязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать емусодействие в получении подходящей работы или приобретении специальности.Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношенииместа будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себяобязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача – подыскатьработу, подходящую главным образом по специальности и квалификации с учетомспособностей гражданина. Сроки трудоустройства законом не установлены.Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будетустроен на работу или на производственное обучение. Исходя из принципа свободытруда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены поинициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу,как до получения направления, так и после получения, поскольку направление несоздает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождаетобязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.
Органы трудоустройства,находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призванывыполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладаютадминистративно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. ОднакоЗакон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной властиустанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту)для приема на работу инвалидов, отдельных категорий населения (выпускниковобщеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, ит.п.). Прежде всего, обязательным для работодателя будет направление натрудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собойминимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, котороеустанавливается в процентном отношении к общему числу рабочих мест. Такие квотыустанавливаются для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и прежде всегоимеющих ограничения в трудоспособности. Например, квотирование рабочих мест дляинвалидов прямо предусмотрено ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно ст. 21 этого закона организациям, численностьработников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота дляприема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников(но не менее 2 и не более 4 %). Выполнение таких квот обеспечиваетсяэкономическими санкциями. Так, в случае невыполнения установленной квоты дляприема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно должны перечислять вбюджеты субъекта Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенногоинвалида в пределах установленной квоты.
Акт направления наработу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: водних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, вдругих (прямо предусмотренных законом) – порождает обязанность работодателязаключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме наработу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, можетбыть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключившихдоговоры выпускников вузов, средних специальных и профессионально-техническихучебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисленияв фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории загод.[6]Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение кадминистративной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.
Таким образом, важноотметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации правграждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантиейреализации права на труд. Трудоустройство является также гарантиейосуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную,продуктивную и свободно избранную занятость и иных.
1.2 Праваграждан в сфере содействия занятости
Основные права граждан всфере труда и занятости закрепляются в ст. 37 Конституции РФ. В частности,каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду,выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы.В других статьях Конституции РФ конкретизируются иные возможности в сферезанятости (право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей иимущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдеятельности (ст. 34)
Закон о занятостизакрепляет также право каждого на полную, продуктивную и свободно избраннуюзанятость. Международно-правовые акты конкретизируют содержание данного права.Так, в соответствии с Конвенцией МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1966 г.) данная политика имеет целью обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готовприступить к работе и ищет се (содействие полной занятости), чтобы такая работыбыла как можно более продуктивной (продуктивная занятость). Свободная жезанятость предполагает существование свободы выбора занятости и самые широкиевозможности для каждого трудящегося в переподготовке и использовании своихнавыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимоот расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного илисоциального происхождения.
Граждане имеют право навыбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путембесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью другихорганизаций по содействию в трудоустройстве населения. Таким образомопределяется основа правовой организации трудоустройства в РоссийскойФедерации.
Граждане имеют право насамостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территорииРоссийской Федерации, что в Законе о занятости сформулировано как право гражданна профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации(ст. 10). Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и вмеждународно-правовых актах, в частности, в Конвенциях МОТ № 97 «Отрудящихся-мигрантах» (1949 г.), № 143 «О злоупотреблениях в области миграции иоб обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социальногообеспечения» (1982 г.) и др.[7]
Граждане вправеобжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и ихдолжностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке,установленном законодательством РФ.
Закон о занятостизакрепляет также право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию,профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получениеинформации в органах службы занятости. В частности, граждане имеют право набесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службызанятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможностипрофессионального обучения (ст. 9). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получениеинформации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможностиполучения профессионального обучения.[8]
В качестве вывода можноконстатировать, что российский рынок труда характеризуется существованиембезработицы и рядом связанных с ней проблем.
1.3Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
В Российской Федерациисоздана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятостинаселения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовомкодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 КонституцииРФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещениипринудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, оправе свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности ипрофессию.
Направления политикигосударства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов.Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболееполного существования права на труд содержится также в Международном пакте обэкономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация правчеловека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободныйвыбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту отбезработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждогорассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать ипроявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производствематериальных и духовных благ.[9]
Ряд конвенций ирекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфересодействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в областизанятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации изанятости инвалидов» (1983г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защитеот безработицы»-не ратифицирована (1988г.) и др. Примечательно, что на своейпервой сессии в 1919г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отраженыосновные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюрозанятости. При определении правового статуса негосударственных агентств потрудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствоватьболее эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая нанеобходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу припосредничестве данных агентств.
В современных условияхособую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне СоветаЕвропы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. Вчастности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещаетпринудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия содержит указание наобязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихсязарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом».
Основные направления политикироссийского государства по содействию реализации прав граждан на полную,продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона озанятости среди которых, частности, следующие:
-развитие трудовыхресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
-обеспечение равныхвозможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста,социального положения, политических убеждений и отношения к религии вреализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
-создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
-поддержка трудовой ипредпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности,содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
-осуществлениемероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поискеработы;
-предупреждение массовойи сокращение длительной (более одного года) безработицы;
-поощрение работодателей,сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего дляграждан, испытывающих трудности в поиске работы;
-объединение усилийучастников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятийпо содействию занятости населения;
-координация деятельностигосударственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органовработников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечениюзанятости населения;
-международноесотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанныес трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территорииРоссийской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации,соблюдение международных трудовых норм.
Приведенные вышенаправления государственной политики, как правило, получают свое развитие виных нормативных правовых актах (прежде всего — федеральных и территориальныхпрограммах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участиеморганов государства.
В зависимости отсодержания основных направлений государственной политики в сфере занятостиможно выделить два ее вида:
1) активнуюгосударственную политику в сфере занятости;
2) пассивнуюгосударственную политику в сфере занятости.
Активной политикесвойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшееподыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучениебезработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех,кто пытается получить работу.
Пассивной политикесвойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мероказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровняграждан в период безработицы.
В Российской Федерации,учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственнаяполитика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размерпособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.
В упоминавшихсяКонвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направленана развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизмавзаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональныхсоюзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятостинаселения на отраслевых рынках труда.
Закон о занятости такжезакрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики вобласти содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным являетсяучастие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовымивысвобождением работников.
Примечательно, что вотношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите нарынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенныхгарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов имолодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяетговорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государстваконкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемыхПравительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации)специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных группнаселения.[10]
Государственная политиказанятости как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономическойполитики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости винтересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯБЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ
 
2.1Признание граждан безработными и их основные права
 
Трудовое право уделяетбольшое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако всовременном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временнуюработу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, ноявляющихся трудоспособными. Их называют безработными.
Безработными признаются трудоспособныеграждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органахслужбы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовыприступить к ней. Исходя из законодательно закрепленного определения, можновыделить следующие условия признания граждан безработными:
1) достижение 16 летнеговозраста;
2) отсутствие работы изаработка;
3) регистрация в органахслужбы занятости в целях поиска подходящей работы;
4) отсутствие подходящейработы;
5) поиск работы самимбезработным и готовность приступить к ней.
Безработными могут бытьпризнаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которымв соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсияпо старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособнымграждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.[11]
Безработным может бытьпризнан только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного неприсваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона«О занятости населения в РФ», то есть работающим по трудовому,гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства,обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.
В качестве заработка неучитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработкагражданам, уволенным из организаций либо с военной службы в связи с ликвидацией,сокращением численности и штата.
Однако не считаютсябезработными лица: не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры повозрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, авпервые ищущие работу — единожды отказавшиеся от профессионального обучения илипредложенной оплачиваемой работы; осужденные по приговору суда, вступившего взаконную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виделишения свободы.
Граждане, которым вустановленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право наповторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказадля решения вопроса о признании их безработными.
Безработными могут бытьпризнаны только те граждане, которые зарегистрированы в органах службызанятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить кней. Готовность приступить к работе — такое условие, которое носит чистосубъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желаниетрудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поискаработы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четкопроявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службезанятости отказать в регистрации данному гражданину или применитьсоответствующие санкции.
Решение о признаниигражданина безработным принимается органами службы занятости по местужительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службызанятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов,удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке попоследнему месту работы; для не имеющих профессии — паспорта и документа обобразовании. Если у гражданина имеются нетрудоспособные иждивенцы, то он долженпредоставить документ, подтверждающий совместное проживание с иждивенцем иналичие иждивенца для того, чтобы можно было получать дополнительную надбавку заиждивенцев. Статус безработного не приобретают граждане, представившиедокументы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы изаработка.[12]
Таким образом,государственная политика в области занятости основывается на принципахобеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализацииправа на труд, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы ит.д. Государственная служба занятости выступает посредником между безработнымии работодателями, а основанием возникновения правоотношений междугосударственной службой занятости и безработным является решение службызанятости о признании гражданина безработным.
С момента получениягражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органовслужбы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятостизакрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядкебезработными, которые условно можно подразделить на две группы:
-правомочия, направленныена реализацию права на труд;
-правомочия,обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в периодпоиска работы.
Право граждан на трудможет быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и черезбесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляетсяпутем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращениеграждан к службе занятости порождает обязанность соответствующихгосударственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного иоказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.
Право на трудоустройствоможет быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочиябезработного:
1) Право на получениеподходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);
2) Право на выбор местаработы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства вдругой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределамитерритории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);
3) Право на бесплатныеконсультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональнуюподготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органовслужбы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);
Правомочия,обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в периодпоиска работы, также закреплены в Законе о занятости, где предусмотрен широкийперечень мер социальной защиты. Государство гарантирует безработным выплатупособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособностибезработного.
2.3 Порядокрегистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости
 
Трудоспособные граждане,не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней иобратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целяхпоиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.
В целях трудоустройстваосуществляется регистрация безработных граждан в органах государственной службызанятости. Основные этапы регистрации безработных граждан определеныПостановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Этот порядок включает четыре этапа:
первичная регистрациябезработных граждан;
регистрация безработныхграждан в целях поиска подходящей работы;
регистрация граждан вкачестве безработных;
перерегистрациябезработных граждан.
При первичной регистрацииот граждан не требуется никаких документов. Она осуществляется в целях учетаобщей численности безработных. При этом предполагается, что органы занятостидолжны фиксировать в регистрационных документах сведения об обратившемсягражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедурапервичной регистрации имеет консультативное значение.[13]
Регистрация граждан вцелях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительствагражданина со дня представления им необходимых документов:
паспорта или иногодокумента, удостоверяющего личность;
трудовой книжки или иныхдокументов, подтверждающих трудовой стаж;
документов,удостоверяющих профессиональную квалификацию;
справка о среднемзаработке по последнему месту работы.
Инвалиды в дополнение кэтим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемомхарактере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалидов,выданные в установленном порядке. Если гражданин не имеет инвалидности, ноимеет другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническоезаболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские документы.
Органы по вопросамзанятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поискаподходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два вариантаподходящей работы. Гражданину, впервые ищущему работу и не имеющему профессии,орган занятости может предложить два варианта получения профессиональнойподготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданинаподходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качествебезработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работудважды.[14]
На каждого гражданина,зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, оформляется личное дело.В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов повопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, онаправлении к работодателям для трудоустройства, о направлении напрофессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятостии других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии(отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.
Регистрация граждан вкачестве безработных осуществляется в срок, установленный органом занятости, ноне позднее чем через 11 дней после регистрации в целях поиска подходящейработы. При этом гражданин предъявляет те же документы, что и на этаперегистрации в целях поиска подходящей работы. При необходимости орган занятостиможет потребовать дополнительную или уточненную справку о среднем заработке попоследнему месту работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработногоявляется дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании егобезработным.
Граждане, признанныебезработные, обязаны проходить перерегистрацию не реже двух раз в месяц, а натерриториях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, — не реже одного раза в месяц. В случае нарушения безработным без уважительныхпричин условий и сроков его перерегистрации выплата пособия по безработицеможет быть приостановлена сроком до трех месяцев. При длительной, т.е. болеемесяца, неявке на перерегистрацию безработный снимается с регистрационногоучета.
При перерегистрациибезработные предъявляют паспорт и трудовую книжку. Впервые идущие работу и неимеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющийличность.
Безработные гражданеснимаются органами занятости с регистрационного учета в случае признания ихзанятыми. А так же в случае направления его органом занятости для прохожденияпрофессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.
Гражданин снимается срегистрационного учета вследствие неявки без уважительных причин в течение 10дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в орган занятостидля предложения ему подходящей работы, а также неявки в срок, установленныйорганом по вопросам занятости, для регистрации в качестве безработного.
Безработный снимается срегистрационного учета при переезде в другую местность. В этом случае гражданинбудет зарегистрирован в качестве безработного в органе занятости по новомуместу жительства.
Законом предусмотреноснятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного запредоставление заведомо ложных сведений при регистрации, а также в случаеобнаружения злоупотреблений с его стороны.
Наконец, безработныйснимается с регистрационного учета в случае назначения ему пенсии всоответствии с пенсионным законодательством РФ. Имеется в виду не тольконазначение трудовой пенсии по старости на общих основаниях (т. е. придостижении пенсионного возраста), но и досрочное назначение пенсии (в том числепо предложению органов занятости), назначение пенсии за выслугу лет и т.п.
Исходя из принципасвободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут бытьпрекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг втрудоустройстве на работу, как до получения направления, так и после получения,поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого.Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями междутрудоустраиваемым гражданином и работодателем, которые возникают с получениемгражданином от органа трудоустройства направления на работу или напрофессиональное обучение и предъявлением его работодателю.[15]
2.3Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
Решение о назначении пособия по безработице принимаетсяодновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие побезработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата ипризнанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения попоследнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляетсяс первого дня по истечении указанного периода.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно приусловии прохождения перерегистрации не более двух раз в месяц.
Статья 30 Закона о занятости населения устанавливаетпорядок определения размеров пособия по безработице. Так, по общему правилуразмер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а вотдельных случаях (для впервые ищущих работу, более года не работавших,уволенных по собственному желанию без уважительных причин, уволенных занарушение дисциплины) размер пособия устанавливается в процентном отношении квеличине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Пособие по безработицегражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключениемуказанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавшихначалу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполногорабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель сполным рабочим днем, и признанным в установленном порядке безработными,начисляется: в первом (12-месячном) периоде выплаты:
-в первые три месяца — вразмере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия),исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
-в следующие четыремесяца — в размере 60 процентов;
-в дальнейшем — в размере45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия побезработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенныхна размер районного коэффициента;
-во втором (12-месячном)периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице,увеличенной на размер районного коэффициента.
Размеры минимальной и максимальной величин пособияпо безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. (п.2 ст.33 Закона о занятости населения).
Гражданам, подвергшимсявоздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным вустановленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачиваетсядополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерациио социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственномобъединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Статья 34 Закона о занятости населения устанавливаетразмеры пособия отдельным категориям безработных граждан. Пособие побезработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимсявозобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года)перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновныедействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным изорганизаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, иимевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновныедействия, начисляется:
-в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размереминимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районногокоэффициента;
-во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размереминимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районногокоэффициента.
Продолжительность выплаты пособия по безработице вкаждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислениив течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренныхЗаконом о занятости населения. При этом продолжительность выплаты пособия неможет превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.
Для граждан, впервые ищущих работу, не имеющихпрофессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность последлительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовойдисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, атакже граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленныхза виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждомпериоде безработицы не может превышать шести месяцев в суммарном исчислении втечение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплатыпособия указанных категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарномисчислении в течение 18 календарных месяцев.
Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20лет для мужчин и женщин соответственно, продолжительность периода выплатыпособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на двекалендарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указаннойпродолжительности.
Органы государственной власти субъектов РФ, органыместного самоуправления могут устанавливать более продолжительные, чемпредусмотрено Законом о занятости населения, сроки выплаты пособия побезработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамкахутвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.
В п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения вРоссийской Федерации» перечислены случаи прекращения выплаты пособия побезработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного.К их числу относятся:
1) признание гражданина занятым;
2) прохождение гражданином профессиональнойподготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органовслужбы занятости с выплатой стипендии;
3) длительная (более месяца) неявка безработного ворганы службы занятости без уважительных причин;
4) переезд безработного в другую местность;
5) получение пособия по безработице обманным путем;
6) осуждение лица, получающего пособие побезработице, к наказанию в виде лишения свободы;
7) назначение в соответствии с пенсионнымзаконодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), завыслугу лет;
8) отказа отпосредничества органов службы занятости;
9) смерти безработного.
При наличии перечисленных оснований органы службызанятости обязаны прекратить выплату пособия по безработице. Решение опрекращении выплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным.Обязанность доказать законность и обоснованность решения о прекращении выплатыпособия по безработице лежит на представителях органа службы занятости,принявшего такое решение. Обратим внимание на то, что гражданин не может бытьлишен права на получение пособия по безработице по формальным соображениям.
В частности, длительная неявка безработного в органыслужбы занятости может стать законным основанием для прекращения выплатыпособия по безработице лишь в том случае, если гражданину в этот период моглабыть предложена подходящая работа. Применение такого основания для прекращениявыплаты пособия по безработице, как получение пособия обманным путем,предполагает недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятиебезработного гражданина. К числу обстоятельств, доказанность которых позволяетпрекратить выплату пособия по безработице, относится, например, сокрытиегражданином сведений о получаемом заработке (доходе).
Выплата пособия по безработице может бытьприостановлена. Решение о приостановке выплаты пособия по безработице на срокдо трех месяцев принимается органами службы занятости с обязательнымуведомлением безработного в случаях:
-отказа в период безработицы от двух вариантовподходящей работы;
-увольнения с последнего места работы (службы) занарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренныезаконодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучениеорганами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
-отказа по истечении трехмесячного периодабезработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направленияна обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу, неимеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовуюдеятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся пособственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одногогода, предшествовавшего началу безработицы;
-явки безработного на перерегистрацию в состоянииопьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических веществ и другиходурманивающих веществ;
-нарушения безработным условий и сроков егоперерегистрации;
-самовольного прекращения гражданином обучения понаправлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплатапособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия побезработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на25 процентов на срок до одного месяца в следующих случаях:
1) неявки безработного гражданина без уважительныхпричин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней содня направления органами службы занятости;
2) отказа без уважительных причин явиться в органыслужбы занятости для получения направления на работу (учебу). Решение осокращении пособия по безработице также должно быть законным и обоснованным,оно не должно быть продиктовано формальными соображениями. При обжалованииданного решения обязанность доказать его законность и обоснованность лежит напредставителях органа занятости, принявшего такое решение.
В связи с этим следует иметь в виду, что гражданинвправе отказаться от ведения переговоров с работодателем о работе, которая неявляется для него подходящей. Действия органа службы занятости по направлениюгражданина на работу могут быть признаны законными, если предлагаемая работабыла подходящей для безработного. В связи с чем гражданин вправе отказаться отявки за направлением на работу, которая не является для него подходящей.[16]
Законодательством установлены случаи, когда выплатапособия по безработице не производится. К ним относятся:
-отпуск по беременности и родам;
-выезд безработного с места постоянного жительства всвязи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессиональногообразования;
-призыв на военные сборы, привлечение кмероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнениемгосударственных обязанностей.
Названные периоды продлевают срок выплаты пособия побезработице.
При нарушении сроков выплаты пособия по безработицене по вине гражданина он вправе требовать начисления установленныхзаконодательством процентов за время задержки пособия. Поскольку пособие по безработицепо своей правовой природе призвано компенсировать утраченный гражданиномзаработок в качестве меры ответственности за нарушение сроков выплаты пособияпо безработице, применимы санкции, установленные в ст. 236 ТК РФ за задержкузаработной платы. В данном случае применим принцип аналогии.

ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАО ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
 
Несоответствие спроса ипредложения специфического товара (рабочей силы) на рынке труда, особенно вусловиях нестабильной, развивающейся российской экономики, требует отгосударства серьезного вмешательства в эту сферу общественных отношений дляобеспечения баланса интересов предпринимателя и каждого конкретного гражданина,предлагающего свои способности на рынке труда. Естественно, в наименее выгодномположении на рынке труда (с учетом дефицита сфер приложения труда) оказываетсясобственник рабочей силы.
В природе рынкасоциальная защищенность человека просто не заложена. Чтобы обеспечить подобнуюзащищенность, ее нужно ввести извне. Именно социальная политика государства иправо как наиболее эффективный способ воздействия на поведение участниковрыночных отношений призваны решить данную задачу.
Поэтому социальнаяполитика на рынке труда должна ориентироваться на оказание содействия менее защищенномусубъекту (гражданину) в возможности обеспечения его определенной формойзанятости и, при необходимости, предоставить надлежащую защиту от безработицы.
Для осуществленииэффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимочетко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемыхзанятыми.
Закон РФ «Озанятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон) определяетзанятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественныхпотребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, какправило, им заработок, трудовой доход. Из этого определения можно выделить трисущественных признака, совокупность которых позволяет отнести гражданина ккатегории занятых.[17]
1. Деятельность граждан,т.е. совершение определенных активных действий. К примеру, гражданиносуществляет определенный комплекс активных действий, выполняя трудовые функциина основании заключенного трудового договора.
Нельзя рассматриватьотношения занятости в качестве предпосылки начала трудовой деятельности.Занятость — это длящееся отношение, которое характеризует состояние взаимнойопределенности субъекта этого отношения (например, в качестве работника, лица,обучающегося в учебном заведении, и т.д.) и не может прерываться (прекращаться)моментом устройства на работу, поступления в институт и др.
Заслуживает вниманиямнение о соотношении понятий «занятость» и «деятельность»,высказанное в литературе. В сфере общественного и индивидуального производствавозможен один вид деятельности — труд. Поэтому, определяя занятость как деятельность,законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Однако занятость итруд не являются идентичными понятиями. Занятость, в отличие от труда, — недеятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономическиеи правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда наопределенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться втой или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются.Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный моментили отдыхает. Поэтому толковать понятие «занятость» как«деятельность» нет никаких оснований.
Высказанное мнение поповоду невозможности использования в качестве критерия занятости понятия«деятельность» представляется не вполне обоснованным.
Действительно, вступая втрудовые правоотношения, занимаясь предпринимательством, обучаясь в учебномзаведении и т.д., гражданин не осуществляет постоянно (в течение суток, недели,месяца) какую-либо деятельность. Следует иметь в виду, что перерывы в ееосуществлении для человека необходимы физиологически. Поэтому за ним,безусловно, сохраняется статус лица, находящегося в соответствующемправоотношении (работника, предпринимателя, учащегося), и в тех случаях, когдагражданин на законных основаниях деятельность не осуществляет. Следовательно, внекоторых случаях и не осуществляя деятельность, тот или иной гражданин всеравно признается занятым (например, работник, находящийся в ежегодномоплачиваемом отпуске).
Временное отсутствие наработе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации,приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами, непрерывает состояния занятости.
Факт существования взаконодательстве положения, предусматривающего возможность отнесения гражданинак категории занятого в том случае, когда он не осуществляет какой-либодеятельности (например, граждане, являющиеся учредителями организаций, заисключением учредителей общественных и иных организаций, которые не имеютимущественных прав в отношении них), является исключением, подтверждающим общееправило.
2. Занятость — это непросто деятельность, а деятельность, связанная с удовлетворением личных иобщественных потребностей.
В осуществленииопределенной деятельности гражданин в первую очередь заинтересован сам. Длянормального развития и существования гражданину требуются материальныесредства, за счет которых он покрывает возникающие в процессе жизнедеятельностирасходы и удовлетворяет личные потребности.
Потребности человекаимеют определенную структуру. Изначально следуют физиологические потребности(сон, питание и т.д.), которые переходят в материальные (нормальное жилье,одежда и др.) и духовные (обучение, культурное развитие). Для удовлетворениясвоих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода.При этом следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаевматериальный доход гражданин получает, осуществляя определенную деятельность.Так, выполняя работу по трудовому договору, работник получает вознаграждение(заработную плату), тем самым удовлетворяя личные материальные потребности. Илидругой пример. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуальногопредпринимателя, осуществляет деятельность, направленную на получение прибыли.Опять же, вся эта деятельность осуществляется в первую очередь в целяхудовлетворения материальных потребностей.[18]
Вместе с тем не только получениематериального дохода может быть рассмотрено в качестве побудительного мотива косуществлению той или иной деятельности. Личной потребностью может выступатьтакже желание гражданина повысить свой образовательный уровень, получить новуюспециальность или новую профессию. Вполне возможно, что, получая образование,гражданин предполагает возможное дальнейшее трудоустройство и приблизительноможет представить размер своей заработной платы после окончания обучения.Однако непосредственным мотивом, первостепенной личной потребностью выступаетвсе же не материальная потребность (хотя косвенно она тоже может быть учтена),а потребность в образовании.
Более того, поскольку вРФ провозглашается свобода труда и свобода выбора вида занятости, определеннымобразом учитываются и иные личные потребности при выборе занятости. К ним могутбыть отнесены: место занятости, специфика выполняемой деятельности, режимзанятости и другие характеристики (вплоть до состава трудового коллектива). Вовсех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себяреализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в той или инойстепени учитываются им. В любом случае конечный выбор вида занятости всегдаопределяется гражданином.
Вместе с тем законодательствомустанавливаются определенные формы, в рамках которых гражданин можетреализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той или инойсфере, гражданин объективно удовлетворяет и общественные потребности. Так,осуществляя трудовую деятельность в рамках заключенного трудового договора,работник удовлетворяет общественную потребность в производстве продукции,оказании услуг. Это важно для государства, поскольку благосостояние обществанепосредственно зависит от количества произведенного валового национальногопродукта. Высокая эффективность работника при выполнении им своих трудовыхобязанностей ведет к повышению количества выпускаемой предприятием продукции.При этом, реализуя произведенную продукцию, предприятие получает прибыль, скоторой уплачиваются налоги в государственный бюджет. Таким образом, обществокосвенно заинтересовано в эффективном выполнении работником своих трудовыхобязанностей.
Корректировка тех илииных направлений социально полезной для государства и общества деятельностипроизводится системой экономических и правовых мер. Если та или инаядеятельность (осуществляя которую гражданин признается занятым) теряет дляобщества интерес, то государство может с помощью экономических механизмов(например, устанавливая более высокие налоги на прибыль с той или инойдеятельности) или правовых запретов и ограничений отказаться от данной формызанятости. Если же осуществление какой-либо деятельности государствомпоощряется, то ее следует признать социально полезной и отвечающей общественнымпотребностям.
2. Занятостью считаетсядеятельность, не противоречащая законодательству РФ. Это положение вытекает изч.2 ст.15 Конституции РФ, где говорится, что граждане и их объединения обязанысоблюдать Конституцию РФ и законы. В данной характеристике понятия занятостичетко прослеживается общеправовой принцип законности. Таким образом, занятымимогут быть признаны лишь лица, осуществляющие свою деятельность в тех сферах,которые определены законодателем, и в рамках, установленных законом.
Следует отметить, что внекоторых случаях важным представляется как сама сфера занятости, так и статуссубъекта, осуществляющего деятельность в данной сфере.
Так, например,организовывать телевещание или радиовещание могут только юридические лица наосновании лицензии, выдаваемой Министерством РФ по делам печати, телевидения исредств массовых коммуникаций. Таким образом, осуществлять деятельность вданной сфере индивидуальный предприниматель не вправе. Вместе с тем гражданинвправе в качестве работника юридического лица, имеющего соответствующуюлицензию, заниматься данной деятельностью в рамках, оговоренных трудовымдоговором.
Еще пример. Нормыгражданского законодательства предусматривают необходимость государственнойрегистрации предпринимательской деятельности. Следовательно, граждане,осуществляющие такую деятельность без регистрации, нарушают положениягражданского законодательства, и нет оснований считать их занятыми, т.е.осуществление деятельности, запрещенной российским законодательством, не можетрассматриваться в качестве занятости.
3. Еще одним признакомпонятия занятости является заработок, трудовой доход, полученный гражданином впроцессе осуществления деятельности, связанной с удовлетворением личных иобщественных потребностей и не противоречащей законодательству РФ. В данномопределении термин «заработок» означает вознаграждение за личныйтруд, которое получают работающие по трудовому договору, а термин«трудовой доход» используется как синоним вознаграждения за личныйтруд в процессе предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, какчлена кооператива и т. д.
Формулировка данногоположения в Законе позволяет сделать вывод о том, что данный признак понятиязанятости не является обязательным. Законодатель тем самым предоставляетвозможность признать гражданина занятым и в случае отсутствия у него заработка(трудового дохода). Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскуюдеятельность, будет считаться занятым вне зависимости от того, приносит егодеятельность прибыль или нет.
В связи с этим вызываетсомнение позиция о том, что деятельность лиц, не приносящая дохода, например влюбительском спорте или самодеятельности, не позволяет отнести их к занятомунаселению, поскольку в отношениях занятости деятельность осуществляется радидохода, являющегося источником существования занятого населения, или по крайнеймере является подготовительной деятельностью ради дохода. Законодательствомпредусмотрены отдельные формы занятости, которые не преследуют цели полученияматериального дохода (например, обучение в учебном учреждении).[19]
В конечном итогевывод об отнесении того или иного человека к числу занятых следует делать сучетом положений законодательства РФ о занятости населения, котороеконкретизирует отдельные категории занятых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог своейработе, в первую очередь следует обобщить весь изложенный и изученный материал.Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ, и международныенормы труда, а так же теоретическую базу и труды ученных и деятелейанализирующих проблемы занятости, целесообразно обозначить проблемы,сложившиеся в политике занятости. К таковым относятся: существующие разногласияи несоответствия Закона о Занятости и Трудового Кодекса, и само неисполнение,несоблюдение норм закона в обычной жизни. К тому же низкие пособия побезработице даже не обеспечивают прожиточный минимум граждан, что приводит их вгруппу риска, вызывая потребность в социальной защите. Стоит также отметить,что основные положения о политике занятости развернуты и конкретизированы вактах МОТ, в Конвенциях и Рекомендациях, большинство и важную часть которыхРоссийская Федерация не приняла и не ратифицировала.
Действующие тенденциисоциальной стратификации российского общества, наличие в нем бедных ималообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым доходом во многомобусловлены существующими деформациями в сфере занятости, расширениемпотенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых нафинансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях. Политиказанятости как важнейшая составляющая социальной политики должна бытьсфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для болееполного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан,противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующихпродуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. С учетомсказанного важнейшим приоритетом государственной социальной политики должностать активное содействие обеспечению эффективной занятости, преодолениюнеоправданно заниженной цены труда. В государственной политике занятости такженеобходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе исозданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций иаккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровеньобразования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья вобъемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. При этом немало важно сохранениеактивной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора родазанятий.
Особую остроту приобрела проблеманехватки высоко -квалифицированных работников. Центр занятости, существующей засчет налогоплательщиков, не в состоянии удовлетворить потребности фирм вспециалистах.
Итак, проблема разработкидейственной политики занятости остро стоит перед правительством РФ. Действующаяв настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемыхрезультатов. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы сбезработицей во многих странах мира, будет способствовать скорейшемуформированию оптимального отечественного механизма государственногорегулирования занятости населения Российской Федерации. Содействие занятостиможет проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшениеинформационного обеспечения в области социально-трудовых отношений. В целом, насегодняшний день, уже наблюдается тенденция по активизации мер и выходу изсложившегося положения.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Нормативные акты
1.1. Конституция Российской Федерацииот 12.12.1993 // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря.
1.2. Всеобщая декларация правчеловека 1948 г // Права человека: Сборник международных документов.- М.,1986г.
1.3. Конвенция МОТ №168 «О содействиизанятости и защите от безработицы» 1988 г// Международная организация труда.Конвенции и рекомендации. 1919-1990: Т.II- Женева, 1991г.
1.4. Конвенции МОТ №122 «О политике вобласти занятости» 1964 г; № 159 «О профессиональной реабилитации и занятостиинвалидов» 1983 г// Международная организация труда. Конвенции и Рекомендации1957 – 1990: Т. II.- Женева, 1991г.
1.5. Трудовой Кодекс РоссийскойФедерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197 — ФЗ.- По состоянию на25.11.2009г. №267
1.6. О занятости населения вРоссийской Федерации: Закон РФ от 12.01.1991 №1032-1.- По состоянию на27.12.2009 // CЗ РФ. – 1996.-№17.-Ст.1915; 2009.
1.7. О профессиональных союзах, ихправах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.12.1996 № 10-ФЗ.- Посостоянию на 30.12.2008// СЗ РФ.-1996.-№3.-Ст.148; 2008.
1.8. Об объединениях работодателей:Федеральный закон от 27.11.2002 №156-ФЗ. — По состоянию на 01.12.2007 // СЗ РФ.– 2002.- №48.- Ст.4741; Российская газета.-2007.-№250.
1.9. Об утверждении положения оборганизации общественных работ: Постановление Правительства РФ от 14.07.1997№875 – по состоянию на 11.01.2007 // СЗ РФ. -1997.-№29.-Ст.3533; 2008.
1.10. Об утверждении порядкарегистрации безработных граждан: Постановление Правительства РФ от 22.04.1997№458 – по состоянию на 14.12.2006 // СЗ РФ.-1997.-№17.-Ст.2009;2007.-№5.-Ст.1222
1.11. О размерах минимальной имаксимальной величин пособия по безработице на 2010г: ПостановлениеПравительства РФ от 14.11.2009 №926.- 2009.
2. Судебная практика
2.1. Постановление КонституционногоСуда РФ от 25.05.2010 №11-П «По делу о проверке конституционности абзацадесятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения вРоссийской Федерации» — ПСП «Консультант Плюс»
2.2. Постановление КонституционногоСуда РФ от 16.12.1997 №20-П «По делу о проверке конституционности абзацашестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения вРоссийской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года» — ПСП «КонсультантПлюс»
3. Специальная литература
3.1. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовоеправо: Учебное пособие / В.С. Бердычевский – Ростов н/Д: из-во Феникс,2002.-512С.
3.2. Буянов М.О. Трудовое право ввопросах и ответах: Учебное пособие/ М.О. Буянов.- М: из-во Проспект,2005.-176С
3.3. Киселев И.Я. Трудовое правоРоссии и зарубежных стран: Международные нормы труда/ И.Я Киселев.- М: из-воЭксмо, 2005.- 608С.
3.4. Куренной А.М. Трудовое право:Учебное пособие / А.М. Куренной — Москва: из-во Юристъ, 2008.-315С.
3.5. Пресняков М.В., Чанов С.Е.Трудовое право: Учебное пособие / М.В. Пресняков – Москва: из-во Юристъ, 2007.– 477С.
3.6. Сальникова Л.В. Трудовое право ввопросах и ответах: Практическое пособие / Л.В. Сальникова – Москва: из-во«Дашков и к», 2009.- 464С.
3.7. Смирнов О.В. Трудовое право:Учебник / О.В.Смирнов – Москва: из-во «Проспект», 2007.-528С.
3.8. Викторов И.С., Макашева А.Ж.Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения/ И.С.Викторов., А.Ж. Макашева// Трудовое право.-2007-№.8.- С.71
3.9. Низова Л.М. Правовоерегулирование занятости населения/ Л.М. Низова // Трудовоеправо.-2008.-№1.-С.40-41.
3.10. Черняева Д.С. Мировой кризис итрудовые отношения / Черняева Д.С. // Трудовое право.-2010-№1.- С.32.
3.11. Долгова А., Жукова И. Полная иэффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41
3.12. Петров А. Занятость итрудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации вего регулировании. // Вопросы трудового права. 2006. №11.
3.13. Сабченко О.В. Некоторыепроблемы занятости в рамках социальной функции трудового права. //Право игосударства. Теория и практика. 2005. №9