Правовое решение споров и вопросов усыновления

Министерствообразования Российской Федерации
Якутскаягосударственная сельскохозяйственная академия
Юридический факультет
Кафедра гражданского иаграрного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:Международное частное право
Выполнила: студентка 6-го курса з/о Ю-05
Федорова Лилия Николаевна
Проверила: Иванова Т.Н.
Якутск 2010

 
Содержание
 
1. Виды третейских судов
2. Вопросы усыновления в международномчастном праве
Использованная литература

 
1. Виды третейских судов
В условиях интернационализации хозяйственного оборота организациии фирмы различных государств в случаях возникновения споров стали частообращаться к международным коммерческим арбитражным судам, а не кгосударственным судам страны ответчика. В подавляющем большинстве контрактов,заключаемых российскими юридическими лицами с фирмами других стран,предусматривается, что споры будут рассматриваться в порядке арбитража (втретейских судах). Под арбитражным разбирательством в международном частномправе понимается рассмотрение споров в третейских судах, избираемых илиспециально создаваемых сторонами внешнеэкономических контрактов длярассмотрения возникающих между ними споров. Из этого следует, что международныйарбитражный суд – это орган, предназначенный для разрешения споров с участиеминостранных фирм и организаций. По своей юридической природе – это третейскийсуд, т.е. суд, избираемый или создаваемый самими сторонами и исключительно поих усмотрению. Применение в названии этих третейских судов термина«арбитраж» требует разъяснения.
Во-первых, и это особенно важноподчеркнуть, речь идет не о государственных арбитражных судах, образующих всоответствии с Конституцией РФ вместе с судами общей юрисдикции судебнуюсистему РФ и призванных рассматривать споры в сфере предпринимательской и инойэкономической деятельности (экономические споры). В России и в некоторых другихгосударствах СНГ термином «арбитраж» обозначается суд как государственныйорган. Именно поэтому во избежание смешения с другими арбитражными судами вотношении третейских (арбитражных) судов, специально предназначенных длярассмотрения споров с иностранными фирмами, обычно применяется понятие«международный коммерческий арбитраж» (или аналогичное понятие «международныйторговый арбитраж»). Термин «международный коммерческий арбитраж» используетсякак для обозначения в целом этого специфического механизма рассмотрения споров,так и для обозначения конкретного органа, созданного для рассмотрения такихспоров (например, такой орган при Торгово-промышленной палате РФ именуется«Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ»). Он может означатьсостав арбитров или единоличного арбитра, рассматривающих конкретный спор.
Во-вторых, учитывая историческиетрадиции как в России, так и в ряде стран СНГ, международные коммерческиеарбитражные суды как третейские суды следует отличать от обычных третейскихсудов как альтернативной формы судебного разбирательства, рассматривающих спорыкак и в области предпринимательской деятельности, так и иные споры междусоседями в области землепользования, семейные споры, а также споры в отношениинезначительных денежных сумм. В случаях такого рода спорящие стороны готовы безгосударственного принуждения признать решение авторитетного лица, рассматривающегоспор. Международные коммерческие арбитражные суды отличаются от обычныхтретейских судов не только тем, что они не могут рассматриваться в качествеальтернативной формы разрешения споров в досудебной стадии, а тем, что приобращении к таким судам исключается возможность обращения в принципе кгосударственному правосудию.
В российском законодательстве проводится различие междутретейскими судами общего характера и международными коммерческими арбитражнымисудами. В ст. 13 Закона о третейских судах 2002 г. прямо предусмотрено, что он«… не распространяется на международный коммерческий арбитраж». Из этогоисходит и АПК РФ. Следует также иметь в виду, что в российскомзаконодательстве, в частности в АПК РФ, под понятием «иностранные арбитражныерешения» понимаются не решения судов иностранных государств, а решениятретейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых ими натерриториях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим приосуществлении предпринимательской и экономической деятельности (ст. 32, п. 9ст. 38, п. 5 ст. 230, ст. 241-246 АПК РФ).
В-третьих, международныекоммерческие арбитражные суды, к которым прибегают юридические лица различныхгосударств для рассмотрения их споров, отличаются от третейских судов, рассматривающихспоры, сторонами в которых являются государства и международные организации. Кразряду таких судов относятся Постоянная палата третейского суда в Гааге,различные арбитражи, создаваемые для рассмотрения конкретных споров междугосударствами, специальные арбитражи, предусмотренные Конвенцией ООН поморскому праву 1982 г., Договором о Всемирной торговой организации (ВТО), врамках Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.
По своим целям и назначению международные коммерческие арбитражныесуды, рассматривающие споры в странах СНГ, следует отличать от Экономическогосуда СНГ.
Обращение сторон не к государственному, а к третейскому суду вобласти международных экономических связей объясняется тем, что одна из сторонне верит в объективность судопроизводства в другой стране. Это может бытьсвязано и с языковым барьером, и с трудностью ознакомления с чуждыми ейправовыми, в том числе и процессуальными, традициями и правилами.
Делая выбор в пользу третейского суда, стороны исходят изследующих соображений:
· срок рассмотрения дел в третейском суде, как правило, короче, чемв обычном суде;
· профессиональная компетентность арбитров, которые должнырассматривать спор, обычно выше, чем судей в государственных судах, посколькупоследние не обладают специальными знаниями и опытом ведения операций в областимеждународной торговли, валютного регулирования, торгового мореплавания и вдругих аналогичных сферах;
· решение арбитража, как правило, не подлежит обжалованию;
· предусматривается возможность согласования между сторонами языка,на котором будет вестись разбирательство дела в арбитраже;
· для фирм, ведущих споры, возможно соблюдение конфиденциальности, атретейский суд заседает негласно, его решения обычно не публикуются, а если ипубликуются, то без указания наименования спорящих сторон и уж во всяком случаебез приведения сведений о суммах исковых требований. Эти преимуществатретейского разбирательства представляются бесспорными.
Хотя, как свидетельствует практика, эти ожидания сторон не всегдаоправдываются, тем не менее в подавляющем большинстве случаев при заключенииконтрактов стороны предусматривают обращение все-таки не к государственномусуду, а к арбитражу, в формировании состава которого они участвуют и которомубольше доверяют.
Необходимо также учитывать, что судебное производство в каждойзарубежной стране ведется в соответствии с ее весьма сложным процессуальнымзаконодательством, которое надо специально изучать, а производство дел вмеждународном коммерческом арбитраже осуществляется на основе процедурныхправил, заранее известных сторонам и не отличающихся большой сложностью.
Главное же преимущество арбитражного способа рассмотрения споровперед судебным для российских организаций и их партнеров состоит в том, чторешение иностранного суда, как правило, в отличие от решения иностранногоарбитража, нельзя будет реализовать, исполнить в другой стране. Придется зановоначинать все рассмотрение по существу дела в суде страны исполнения решения.
Если иностранная фирма предъявляет иск к российской организациитолько в случае арбитражного разбирательства, имеется возможность приудовлетворении исковых требований осуществить признание и исполнение решений. Вотношении судебных решений это возможно только в тех странах (а их число, чтоследует из данных, приведенных в гл. 18, весьма невелико), с которыми Россиязаключила соответствующие соглашения.
Возможность признания и исполнения иностранных арбитражных решенийбыла создана благодаря участию широкого круга государств в Нью-Йоркской конвенции1958 г. Поскольку среди некоторой части практических работников в России былораспространено ошибочное понимание сферы применения этой Конвенции, какохватывающей признание и исполнение не только решений третейских судов, но ирешений арбитражных судов, входящих в государственную судебную систему, ВысшийАрбитражный Суд РФ в своем Информационном письме от 1 марта 1996 г. разъяснил,что эта Конвенция регулирует вопросы взаимного признания и исполнения натерритории государств – участников Конвенции не судебных, а арбитражныхрешений, т.е. решений, принятых на территории другого государства арбитражами,избираемыми сторонами в международном коммерческом споре или назначеннымиорганами коммерческого арбитража. Эти органы, отмечается далее в Информационномписьме, именуются по терминологии, принятой в нашей стране, третейскими судами.
В международной практике известны два вида третейских судов: такназываемые изолированные ипостоянно действующие (институционные). Изолированныйтретейский суд создается сторонами специально для рассмотрения конкретногоспора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правиларассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращаетсвое существование. Он получил также название третейского суда ad hoc(буквально – «для этого», т.е. для рассмотрения данного дела).
В отличие от третейских судов ad hoc постоянно действующиетретейские суды создаются при различных организациях и ассоциациях, приторгово-промышленных и торговых палатках. Их часто называют арбитражнымицентрами.
Характерным для постоянно действующих арбитражей является то, чтокаждый из них имеет положение (или устав), свой регламент или правилапроизводства дел, список арбитров, из которых стороны выбирают арбитров дляконкретного разбирательства.
Существует более 100 постоянно действующих арбитражей. В Европенаибольшим авторитетом пользуется арбитражный суд при Международной торговойпалате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражныесуды в Лондоне и Цюрихе.
Необходимо обратить внимание на наличие тесной связи,осуществляемой между конкретными постоянно действующими арбитражными центрами иарбитражами ad hoc.
Одним из проявлений взаимодействия этих двух различных видоварбитража является получающая довольно широкое распространение практикасодействия арбитражам ad hoc со стороны постоянно действующих арбитражныхцентров. Суть данной практики состоит в том, что при намерении сторон передатьсвои разногласия на рассмотрение арбитража ad hoc соответствующие арбитражныецентры нередко оказывают помощь в назначении арбитров, принятии решений повопросу об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям,организации слушания дела, включая предоставление для этой цели помещений,услуг переводчиков, современных технических средств связи и размноженияматериалов.
В отличие от государственной судебной системы создание третейскихсудов в области международной торговли не может быть связано с существующим вкаждой стране административным делением и с наличием определенных ведомственныхструктур. Не нужно в каждой стране или в каждом регионе создавать свойпостоянно действующий международный третейский суд. Учредить формально такойсуд можно, но в литературе обращалось внимание на то, что необходимыопределенные предпосылки и длительное время, для того чтобы такой третейскийсуд смог реально осуществлять свои функции. Известные арбитражные центрыобладают определенными преимуществами для сторон. Организация процесса и выборсостава арбитражного суда в каждом случае зависят лишь от желания самих сторон,которые могут в рамках механизма какого-либо международного арбитража, напримерпри Международной торговой палате в Париже, свободно назначить место и языкразбирательства, а также определить процедуру разбирательства. Хотяштаб-квартира суда находится во Франции, более 80 % всех заседаний порассмотрению конкретных споров проводится в других странах.
В дальнейшем прогнозируется расширение предметной компетенциитретейских судов, прежде всего постоянно действующих так называемыхинституционных.
Широкое привлечение в экономику различных государств иностранныхинвестиций привело к созданию специальных международных третейских судов поинвестиционным спорам (Международный центр по разрешению инвестиционныхспоров при Международном банке реконструкции и развития) или включению в составспоров, подлежащих рассмотрению в третейском суде, споров предприятий синостранными инвестициями, созданными в данной стране.
2. Вопросы усыновления в международномчастном праве
третейскийарбитражный суд спор усыновление
Усыновление– это такой юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком илицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные иимущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Такиесемейно-правовые отношения, осложненные наличием так называемого иностранногоэлемента, регулируются нормами международного частного права, котороеустанавливает юридические связи данного отношения с правопорядками несколькихгосударств. Если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разныхгосударств либо если факт усыновления должен иметь место за границей иосуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства,применяется понятие «международного», или «иностранного», усыновления.
Снижениерождаемости в странах Западной Европы и США и ряд других факторов, прежде всегосвязанных с ухудшением экономического положения в странах Юго-Восточной Азии,привели в конце ХХ в. и в начале ХХI в. к распространению международногоусыновления. В последние годы особенно актуальным международное усыновлениестало для России, поскольку многих российских детей усыновляют граждане США,Италии, Испании, Германии и других стран. В ряде случаев усыновлялисьтяжелобольные дети, и для них были созданы в новых семьях, в частности в США,соответствующие условия.
Однакоиногда при усыновлении иностранцами российских детей нарушались права ребенка,а также его родственников в России, осуществлялась преступная «торговлядетьми», другие злоупотребления. К сожалению, имели место и случаи, иностранныеграждане, усыновив ребенка, увозили его за границу, а затем отказывались отнего и бросали на произвол судьбы.
Все этопривело к необходимости внести изменения в законодательство в этой области. ВСК РФ были установлены новые правила, Правительством РФ принят рядпостановлений по вопросам усыновления иностранными гражданами детей, являющихсягражданами РФ. Правительством утверждены правила передачи детей на усыновлениеи осуществления контроля за условиями их жизни и воспитании в семьяхусыновителей на территории РФ.
Согласноконвенции ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированной нашим государством,«государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системыусыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались впервостепенном порядке, и они:
a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось толькокомпетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми закономи процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, чтоусыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей,родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лицадали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации,которая может быть необходимой;
b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться вкачестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может бытьпередан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить еговоспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода встране происхождения ребенка является невозможным;
c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой странеприменялись такие гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновлениявнутри страны;
d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы вслучае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получениюнеоправданных финансовых выгод, связанных с этими лицами» (ст. 21).
Статья 165 СК РФ допускает усыновление в России иностраннымигражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными,проживающими на ее территории.
В отношении усыновления на территории РФ иностраннымигражданами и лицами без гражданства детей, являющихся российскими гражданами, российскоезаконодательство предусматривает, что усыновление производится в соответствии сзаконодательством государства, гражданином которого является усыновитель (приусыновлении ребенка лицом без гражданства – в соответствии с законодательствомгосударства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на моментподачи заявления об усыновлении (ст. 165 СК РФ).
Применение при усыновлении соответствующего иностранногозаконодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возраста,материального положения и т.п.) призвано обеспечивать в дальнейшем стабильностьусыновления в иностранном государстве, поскольку обычно усыновитель-иностранецувозит ребенка в свою страну.
Например, если усыновители – граждане США, то они должнысоответствовать требованиям, которые предъявляются к усыновителям законом обусыновлении соответствующего штата США, поскольку в этой стране нетфедерального законодательства об усыновлении.
В соответствии со ст. 165 СК РФ должны также соблюдены требованияст. 124-126, 129-132, исходящие прежде всего из того, что усыновлениедопускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.Согласно п. 4 ст. 124 усыновление детей иностранными гражданами или лицами безгражданства допускается только в случаях, если не представляется возможнымпередать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постояннопроживающих на территории РФ, либо на усыновление родственниками детейнезависимо от гражданства и места жительства этих родственников.
В практике судов известны случаи несоблюдения этих правил.Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случае, если непредставилось возможным, несмотря на принимаемые меры, передать детей вроссийские семьи (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемнуюсемью). При этом дети могут переданы на усыновление иностранным гражданам лишьпри условии, что прошло более трех месяцев с момента постановки их нацентрализованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, порядоккоторого в соответствии со ст. 124 был определен постановлением ПравительстваРФ от3 августа 1996 г. «Об организации централизованного учета детей,оставшихся без попечения родителей». Учет ведется органами исполнительной властисубъектов Федерации, и в масштабах Российской Федерации – Министерствомпросвещения РФ.
В отношении усыновления применяется утвержденное Правительством РФ15 сентября 1995 г. Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданамиРоссийской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации ииностранным гражданам. Учреждение, производящее усыновление ребенка –иностранного гражданина, должно в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 165 СК РФполучить согласие законного представителя ребенка и компетентного органагосударства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуетсяв соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка наусыновление.
В случае если в результате усыновления могут быть нарушены праваребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ(прежде всего Конвенцией ООН о правах ребенка), усыновление не может бытьпроизведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновлениеподлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК РФ).
В соответствии со ст. 166 СК РФ иностранные усыновители самивправе представить в суд документы, подтверждающие содержание соответствующихнорм права государства, гражданами которого они являются. Если такие документызаявителем не представлены, сведения об иностранном праве могут быть запрошенысудом в Министерстве юстиции РФ или в консульском учреждении России за рубежом.Информацию об иностранном праве можно также получить путем привлеченияэкспертов – специалистов в области иностранного права. При неустановлении,несмотря на предпринятые меры, иностранного права суд вправе применить приусыновлении нормы российского закона, т.е. соответствующие положения СК РФ.
Таким образом, приоритет при усыновлении в соответствии сКонвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. всегда должен оставаться заусыновителем – российским гражданином, проживающим в России. Согласно этойКонвенции, участником которой является и Россия, усыновление в другой странеможет рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком,если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, котораямогла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечениекакого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка являетсяневозможным.
Усыновление иностранцами, состоящими в браке с российскимигражданами, производится в порядке, установленном Семейным кодексом РФ дляроссийских граждан, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
В Росси установлен следующий порядок передачи детей, являющихсяроссийскими гражданами, на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим запределами России, иностранным гражданам или лицам без гражданства. Такоеусыновление допускается только в случаях, если не представляется возможнымпередать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих вРоссии, либо на усыновление родственникам детей, независимо от гражданства иместожительства. Усыновление производится судом по месту жительства илинахождения ребенка. Иностранные граждане должны получить предварительноеразрешение на усыновление соответствующим органом исполнительной власти (в томчисле и заключение компетентного органа своего государства об обоснованностиусыновления или о его соответствии интересам усыновляемого ребенка).
Для рассмотрения в суде вопроса об усыновлении к заявлению спросьбой об усыновлении ребенка должны быть приложены: заключение компетентногооргана страны гражданства усыновителя об условиях его жизни, содержащиебиографические данные, сведения о составе семьи, характеристику; документ одоходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицинскоезаключение о состоянии здоровья; копия свидетельства о браке (если усыновительсостоит в браке); разрешение на въезд и постоянное место жительства усыновляемогоребенка, выданное компетентным органом страны кандидата в усыновители, введении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, и другиесведения.
Согласно российскому законодательству в России допускается усыновлениеиностранными гражданами, проживающими на ее территории, детей, являющихсяиностранными гражданами.
При усыновлении должны соблюдаться все нормы российскогозаконодательства, определяющего, в отношении каких детей допускаютсяусыновление, порядок усыновления, ведение учета нуждающихся в усыновлении детейи лиц, желающих усыновить ребенка, т.е. обеспечивающего интересы усыновляемыхдетей.
Несоблюдение положений российского законодательства об усыновлениивлечет за собой отказ в разрешении усыновления. Если усыновление состоялось, тооно подлежит отмене в судебном порядке.
Усыновление ребенка, являющегося гражданином России и проживающегоза ее пределами, произведенное компетентным органом иностранного государства,гражданином которого является усыновитель, признается действительным в России при условии получения предварительного разрешения на усыновлениеот органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок илиего родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России(п.3 ст. 165 СК РФ).
Защита прав и законных интересов детей, являющихся российскимигражданами и усыновленными иностранцами, за пределами России осуществляется впределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениямиРФ, в которых эти дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. В2000 г. были также утверждены правила постановки на учет консульскимиучреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностраннымигражданами или лицами без гражданства.
При усыновлении на территории РФ российскими гражданамиребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласиезаконного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданиномкоторого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательствомтакого государства, согласие ребенка на усыновление.
В России не допускается посредническая деятельность по усыновлениидетей. В качестве такой деятельности не рассматривается деятельность органовопеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнениювозложенных на них обязанностей, связанных с выявлением и устройством детей,оставшихся без попечения родителей. Не рассматривается в качестве такойдеятельности и деятельность специально уполномоченных иностраннымигосударствами органов или организаций по усыновлению детей. Все эти органы иорганизации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.
Статья 165 СК РФ, в отличие от ранее действовавшегозаконодательства, не содержит норм, предоставляющих возможность усыновлениядетей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, вконсульских учреждениях РФ. Это связано с изменением порядка усыновления детей:согласно ст. 125 СК РФ усыновление должно производиться судом по правилам,предусмотренным ГПК РФ. Однако до введения судебного порядка усыновления вдействие продолжала действовать ст. 32 Консульского устава СССР. Поэтомуусыновление детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей,могло быть до введения в действие судебного порядка усыновления осуществлено ив консульских учреждения России.
Согласно консульским конвенциям, заключенным нашей страной снекоторыми государствами (например, с Болгарией), консул имеет право оформлятьусыновление в соответствии с законодательством представляемого государства идоговором о правовой помощи. По другим конвенциям (например, с Австрией)предусмотрено, что консулы имеют право производить усыновление, когдаусыновитель и усыновляемый являются гражданами государства, назначившегоконсула. Действительность такого акта усыновления, совершенного в странепребывания консула, будет определяться исключительно законами этой страны.
Положения об усыновлении содержатся также в двусторонних договорахо правовой помощи. Эти положения заключенные Россией со странами СНГ игосударствами Балтии, не всегда идентичны. Так, договор с Эстонией наряду сприменением законодательства государства гражданства усыновителяпредусматривает, что если усыновители ребенка являются гражданами разныхгосударств, то усыновление должно отвечать требованиям законодательства обеихстран.
Согласно договорам о правовом статусе граждан, постояннопроживающих на территории другой страны, заключенным Россией с Казахстаном(1995), Туркменистаном (1995), исходным является не гражданство усыновителя, аего постоянное место жительства.
Согласно Минской конвенции 1993 г. (ст.37) и Кишиневской конвенции2002 г. (ст. 40), так же как и по российскому законодательству, усыновление илиего отмена осуществляются по законодательству страны, гражданином которойявляется усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.При разном гражданстве усыновителя и усыновляемого необходимо, кроме того,получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителейребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях,если законодательством страны, гражданином которой является ребенок,предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласиеусыновляемого является обязательным условием усыновления.
Если усыновителями являются супруги, имеющие гражданство разныхстран – участниц Конвенции, в отношении условий усыновления применяетсязаконодательство и той и другой страны.
Органом, правомочным производить усыновление и его отмену,является компетентный орган страны гражданства усыновителя. Еслисупруги-усыновители не имеют общего гражданства, вопросы усыновлениярассматриваются в стране, в которой они имеют или имели последнее совместноеместо жительства или место пребывания.
Гаагская конвенция по защите детей и сотрудничестве в областимеждународного усыновления устанавливает материально-правовые нормы,предусматривающие гарантию того, что усыновление должно осуществляться винтересах ребенка, предусматривает признание усыновлений в договаривающихсягосударствах, совершенных в соответствии с этой конвенцией.
Проблемы правового регулирования усыновления детей как гражданамиРФ, в том числе проживающими за границей, так и иностранцами, пресечениянезаконной деятельности в области усыновления российских детей иностранцамисохраняет свою актуальность. Об этом свидетельствуют следующие данные: за 10лет (1993-2003 гг.) число российских детей, оставшихся без попечения родителей,выросло вдвое, причем количество российских семей, усыновивших детей-сирот,сократилось в два раза, в то время как иностранных – увеличилось в пять раз. В2003 г. впервые иностранцы усыновили больше российских детей, чем нашисограждане.

 
Использованная литература
 
1.  Международное частное право: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2005. – 606 с.