Содержание
Введение
1. Понятие и принципы гражданства
1.1 Понятие гражданства
1.2 Принципы гражданства
2. Основания приобретения гражданства
2.1 По рождению
2.2 В порядке приема
2.3 В порядке восстановления
2.4 В порядке оптации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В конституционном праве,институт гражданства является одним из наиболее значимыхгосударственно-правовых институтов, так как определяет правовой статус гражданина,подчеркивает правовую связь между гражданином и государством.
История показывает, что поразным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов ирастущей интернационализации экономики, возникают различные миграционныепотоки. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, а так же браки,заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемуприобретения и изменения гражданства, весьма актуальную для многонациональнойРоссийской Федерации. Поэтому законодательство об иммиграции и гражданствевесьма развиты, и значительная часть практических вопросов, связанных сопределением гражданства, разрешается с помощью норм международного права. В тоже время основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие,более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве,а процессуальные вопросы признания, приобретения, утраты и пр. гражданства — соответствующими подзаконными актами.
В Российской Федерациивопросы гражданства регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ,Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РоссийскойФедерации», а также принимаемыми в соответствии с ними другиминормативными правовыми актами Российской Федерации.
В законе «Огражданстве РФ», содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующиеотношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядокприобретения и прекращения гражданства РФ.
Вопросы гражданствавсегда были в центре внимания теоретиков права и законодателей государства,поэтому теоретические работы по этим вопросам весьма обширны. Вопросыгражданства рассматривали в своих работах такие авторы как, М.В. Баглай, О.Е.Кутафин, Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, А. В. Миронов.
Для Российской Федерациинаиболее актуальной проблемой института гражданства, является приобретениестатуса гражданина России лицами, родившимися и проживавшими на территориибывшего СССР. Далеко не все нормы законов о гражданстве 1991 и 2002 года простыв применении по отношению к данному кругу лиц. В связи этим важно знать, чтопредставляет из себя институт гражданства, его принципы и основные положения,как можно приобрести гражданство России. Рассмотрению данных вопросов ипосвящена данная работа.
Целью данной работыявляется раскрытие механизма приобретения гражданства Российской Федерации согласнозаконодательству РФ, основанном на положениях Конституции РФ и международныхдоговорах РФ.
1. Понятие, характеристикаи функции гражданства
1.1 Понятие гражданства
Согласно статье третьейФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство определено, какустойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся всовокупности их взаимных прав и обязанностей. И данного определения можновыделить главные черты гражданства.
Гражданство какустойчивая связь лица и государства существует постоянно. Существованиегражданства неразрывно связано с государством. Государственная власть инаселение связаны единством территории. Постоянное проживание на территориигосударства – наиболее типичный и прочный вид связи лица с государством. Наличиетакой связи закрепляется юридически – институтом гражданства.
Устойчивость гражданствакак правоотношения проявляется в пространстве и во времени:
В пространстве онахарактеризуется тем, что правовая связь лица с государством сохраняется дажетогда, когда гражданин выезжает за границу, в том числе и на долгосрочныйпериод. «Проживание гражданина Российской Федерации за пределамиРоссийской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации».Исходя из этого, можно сделать вывод, что гражданство территориально неограничено.
Устойчивость гражданстваво времени проявляется в его непрерывности и бессрочности. Гражданство не можетвремя от времени исчезать, а потом вновь появляться.
1.2 Принципы гражданства
Принципы гражданстваРоссийской Федерации перечислены в статье 4 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «Огражданстве Российской Федерации». Принципы гражданства РоссийскойФедерации – это основные начала правового регулирования общественных отношений,непосредственно связанных гражданством как правовым состоянием.
Первым и важнейшимпринципом гражданства Российской Федерации является его неограниченность, то естьотсутствие положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой,национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данный принцип закрепленв пункте 1 статьи 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и основанна положении части 2 статьи 19 Конституции РФ, в соответствии с которой «запрещаютсялюбые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,языковой или религиозной принадлежности».
Второй принцип гласит отом, что «гражданство Российской Федерации является единым и равнымнезависимо от оснований его приобретения». Данный принцип в точностиповторен в части первой статьи шестой Конституции РФ: «ГражданствоРоссийской федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральнымзаконом, является единым и равным независимо от оснований приобретения».
Принцип равногогражданства означает, что все граждане равны независимо от основанийприобретения гражданства. Назначением данного принципа является уравнениеприобретенного гражданства и гражданства полученного по рождению. Этот принципсоответствует пункту 2 статьи 5 Европейской конвенции о гражданстве 1997 года; «Каждоегосударство-участник руководствуется принципом недискриминации между своимигражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданствов последующий период».
Рассматривая принципединого гражданства, необходимо обратиться к прежнему закону «О ГражданствеРоссийской Федерации» от 28 ноября 1991 года. В этой редакции законапредусматривалось одновременное наличие гражданства Российской Федерации игражданства республик в составе Российской Федерации. Но после принятияКонституции РФ 1993 года эта норма стала ей противоречить. Согласно части 1статьи 4 Конституции РФ, суверенитет России, распространяющийся на всю еетерриторию, исключает наличие какой-либо еще суверенной власти внутригосударства. Поэтому новый закон «О гражданстве Российской Федерации»от 31 мая 2002 года не рассматривает вопрос гражданства республик в составеРоссийской Федерации.
Третьим принципомгражданства Российской Федерации является, принцип сохранения гражданстваРоссийской Федерации лицами, проживающими за ее пределами, российскогогражданства. «Проживание гражданина Российской Федерации за пределамиРоссийской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации».Данный принцип вытекает из конституционного права человека избирать местосвоего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации ибеспрепятственно возвращаться.
Гражданство какустойчивая связь лица и государства означает, что она существует постоянно.Гражданин может проживать в Российской Федерации постоянно или выезжать зарубеж на длительное время, возвращаться обратно в Россию, а также постояннопроживать за границей в течение всей жизни. При этом у него сохраняетсягражданство Российской Федерации.
Четвертым принципом являетсято, что «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданстваРоссийской Федерации или права изменить его». Этот принцип также закрепленв части 3 статьи 6 Конституции РФ. Это принцип гарантирует право человекасвободное осуществление гражданами своих прав и свобод без боязни утратитьгражданство. Пятый принцип, указанный в пункте 5 статьи 4 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РоссийскойФедерации», гласит о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределыРоссийской Федерации или выдан иностранному государству. Этот важный принциптакже закреплен в части 1 статьи 61 Конституции РФ. Правило запрещающее высылкуроссийских граждан за пределы России полностью соответствует статье 13 Всеобщейдекларации прав человека 1948 года, провозглашающей право каждого человекапокидать любую страну и возвращаться в свою страну. Также в действующейКонституции РФ и ФЗ от 31 мая 2002 года «О гражданстве РоссийскойФедерации» не предусматривают никаких исключений позволяющих провестивыдачу российского гражданина. Выдача возможна только на основании международныхдоговоров, заключенных Россией. Шестым принципом российского гражданстваявляется сокращение безгражданства. В соответствии со статьей 25 Всеобщейдекларации прав человека 1948 года и пункта 1 статьи 8 «Конвенции осокращении безгражданства от 30 августа 1961 года» одним из важныхпринципов является обязанность каждого государства принимать меры длясокращения числа апатридов, лиц без гражданства, на своей территории. Прирешении вопроса о предоставлении российского гражданства лицам, приживающим вближайшем зарубежье, существенное значение имеет факт наличия в прошломгражданства СССР. Седьмой принцип закрепляет в себе положение о том, что «наличие у лица гражданства РоссийскойФедерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется наосновании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР,международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших надень наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лицасоответствующего гражданства».
2. Основания приобретениягражданства
2.1 По рождению
Приобретение гражданствапо рождению (филиация) – наиболее распространенный способ приобретениягражданства. Согласно принципам международного права, каждый ребенок имеетправо на гражданство. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен оставатьсялицом без гражданства. Эти положения содержаться в статье 7 «Конвенции оправах ребенка 1989 года» и в части 3 статьи 24 «Международного пактао гражданских и политических правах».
Так в статье 12 ФЗ от 31мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»сказано:
1. Ребенок приобретаетгражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя илиединственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо отместа рождения ребенка).
б) один из его родителейимеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом безгражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождениянеизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителейимеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностраннымгражданином, при условии, что ребенок родился на территории РоссийскойФедерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя илиединственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации,являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, чторебенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которогоявляются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенкусвое гражданство.
2. Ребенок, которыйнаходится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны,становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители необъявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Из пунктов «а»и «б» части 1 приведенной выше статьи видно, что ребенок приобретаетгражданство Российской Федерации независимо от места рождения, если на датурождения:
— оба его родителя имеютгражданство Российской Федерации;
— единственный егородитель имеет гражданство Российской Федерации;
— один из его родителейимеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом безгражданства;
— один из его родителейимеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель признан безвестноотсутствующим или место его нахождения неизвестно.
В пунктах «в» и«г» части 1 данной статьи устанавливается, в каких случаях действуеттерриториальный принцип приобретения гражданства Российской Федерации, когдагражданство Российской Федерации приобретается в силу факта рождения натерритории Российской Федерации:
— один из родителейребенка имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель являетсяиностранным гражданином;
— оба родителя илиединственный родитель ребенка, проживающие на территории Российской Федерации,являются иностранными гражданами, а государство, гражданами которого являютсяего родители (единственный родитель), не предоставляет ребенку своегогражданства.
— родители илиединственный родитель ребенка – лица без гражданства.
Под территориейРоссийской Федерации в соответствии с законом РФ от 1 апреля 1993 года №4730-1 «Огосударственной границе Российской Федерации» необходимо понимать сушу,воды и воздушное пространство в пределах государственной границы РоссийскойФедерации. Поэтому ребенок считается родившимся на территории РоссийскойФедерации, если он родился в пределах государственной границы РФ. ФЗ «Огражданстве Российской Федерации» не затрагивает вопроса о рождении детейна морских и воздушных суднах. Поэтому в соответствии со статьей 3 «Конвенциейо сокращении безгражданства 1961 года»: «рождение на судне или навоздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, подфлагом которого это судно плавает, или на территории того государства, вкотором этот воздушный корабль зарегистрирован, в зависимости от обстоятельств».Часть 2 статьи 12 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РоссийскойФедерации» определяет, что ребенок, найденный на территории России,происходит от родителей – граждан Российской Федерации. Иное может бытьопровергнуто только при установлении самих родителей в срок, не превышающий 6месяцев. Ребенок признается российским гражданином даже в том случае, если егорасовая принадлежность и другие признаки дают основания полагать о егопринадлежности его к гражданству другого государства. Эта норма соотвествуетстатье 2 «Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 года»: «Найденыш,находящийся на территории договаривающегося государства, поскольку его месторождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории отродителей, имеющих гражданство этого государства».
2.2 В порядке приема
Прием в гражданствоРоссийской Федерации (натурализация) – это индивидуальное приобретениегражданства Российской Федерации по просьбе заявителя – иностранного гражданинаили лица без гражданства. Кандидатом на приобретение гражданства можетвыступать только дееспособные лица, достигшие возраста 18 лет.
Действующий закон огражданстве предусматривает два вида приема в гражданство Российской Федерации:в общем и упрошенном порядке. Основное их различие состоит в процедурерассмотрения заявления: прием в гражданство в общем порядке осуществляетсяПрезидентом РФ в срок до одного года со дня подачи претендентом заявления, а повопросам натурализации в упрощенном порядке занимаются территориальные органыФедеральной миграционной службы и дипломатические представительства РоссийскойФедераци или консульские учреждения Российской Федерации за рубежом, принимаярешения по ним в срок до 6 месяцев.
Статья 13 ФЗ от 31 мая2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» регулирует порядокприема в гражданство Российской Федерации в общем порядке.
Согласно пункту «а»части 1 данной статьи: «Иностранные граждане и лица без гражданства,достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправеобратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общемпорядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают натерритории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дняобращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течениепяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерациисчитается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации неболее чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территорииРоссийской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по местужительства».
Пятилетний срокнепрерывного пребывания на территории России, так называемый ценз оседлости,который исчисляется с момента получения вида на жительство, является главнымусловием натурализации. Так, согласно части 1 статьи 2 ФЗ от 25 июля 2002 года№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,необходимым условием для получения вида на жительство, является обязательноеполучение разрешения на временное проживание. Разрешение на временноепроживание выдается иностранному гражданину по его заявлению в пределах квоты,ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Так согласно распоряжениюПравительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 1636-р было решено: «Установить на2008 год квоту на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 140790разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распределением посубъектам Российской Федерации согласно приложению». Далее по заявлениюиностранца или лица без гражданства, если лицо до подачи заявления прожило натерритории Российской Федерации не менее одного года на основании временногоразрешения на временное проживание, может быть получен вид на жительство. Видна жительство выдается на пять лет, по окончании срока действия вида нажительство, по заявлению он может быть продлен еще на пять лет. Получение видана жительство, является «отправной точкой» обязательного дляполучения гражданства России пятилетнего срока пребывания на территорииРоссийской Федерации.
Кроме пятилетнего срокапребывания, необходимо, чтобы проживание претендента на российское гражданствов последние пять лет перед обращением с заявлением о натурализации в РоссийскойФедерации было непрерывным. Срок проживания на территории Российской Федерациисчитается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации неболее чем на три месяца в течение одного года. В случае если принципнепрерывности проживания будет нарушен, то срок постоянно проживания дляполучения гражданства России необходимо будет заново отсчитывать с моментавозвращения.
Пункт «б» части1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»,одним из обязательных условий для принятия в гражданство России претендента наего получение, называет: «обязательство соблюдать Конституцию РФ изаконодательство Российской Федерации». Указанное обстоятельство даетсяпутем проставления подписи в заявлении о приеме в гражданство РоссийскойФедерации под следующим текстом: «В случае принятия меня в гражданствоРоссийской Федерации обязуюсь быть верным России и добросовестно выполнять свойгражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации изаконодательства Российской Федерации».
В пункте «в»части 1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РоссийскойФедерации» указано еще одно требование, которому должно соответствоватьлицо, желающее получить российской гражданство – наличие у него законногоисточника средств существования. В качестве таких источников могут выступатьзаработная плата, пенсии, социальные пособия, стипендии, алиментные выплаты,доходы от реализации или предоставления имущества в аренду, выплаты за разовыеи другие работы и др. Наличие законного источника существования в данном случаеявляется одним из доказательств и гарантий того, что натурализованное лицо небудет вести асоциальный или криминальный образ жизни.
Пункт «г» части1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»,необходимым условием приема в гражданство Российской Федерации выделяет отказпретендента от иностранного гражданства. В первую очередь это обусловленоцелями национальной безопасности и к тому же Российская Федерациязаинтересована в том, чтобы ее граждане не имели обязательств перед другимигосударствами.
Пункт «д» части1 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»предусмотрел в качестве одного из требований для приема в гражданство России,владение русским языком, достаточным для общения в устной и письменной форме вусловиях языковой среды”. Доказательством владения русским языком науказанном уровне являются:
— документгосударственного образца о получении образования (не ниже основного общегообразования), выданный образовательным учреждением (организацией):
до 1 сентября 1991 г. — на территории государства, входившего в состав СССР;
после 1 сентября 1991 г. — на территории Российской Федерации;
— сертификат опрохождении государственного тестирования по русскому языку (в объеме не нижебазового уровня общего владения русским языком), выданный образовательнымучреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом,которому (которой) Министерством образования и науки Российской Федерацииразрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран порусскому языку как иностранному языку. Форма сертификата и порядок его выдачиутверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации;
— документ обобразовании, выданный на территории иностранного государства и имеющий вприложении запись об изучении курса русского языка, с нотариальноудостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа обобразовании.
От предоставлениядокументов, подтверждающих владение русским языком, освобождены:
— мужчины, достигшиевозраста 65 лет;
— женщины, достигшие 60лет;
— недееспособные лица;
— инвалиды I группы.
Часть 3 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РоссийскойФедерации» предусматривает специальный случай приема в гражданство РоссийскойФедерации, а именно: «Лицо, имеющее особые заслуги перед РоссийскойФедерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации безсоблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи».Инициатором приема в гражданство в данном случае выступает федеральный органгосударственной власти или руководитель высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ. От их лица в территориальный органФедеральной миграционной службы либо дипломатическое представительство или консульскоеучреждение Российской Федерации направляется письменное уведомление о намеренииобратиться к Президенту РФ с просьбой о принятии в гражданство РоссийскойФедерации лица, имеющего особые заслуги перед Россией. При наличии такогоуведомления лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией,составляет заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, а может иотказаться от его составления.
Часть 4 статьи 13 ФЗ от31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отсутствовалав первоначальной редакции закона и была введена ФЗ от 11 ноября 2003 года№151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон » Огражданстве Российской Федерации”. Эту поправку можно назвать стимулом дляслужбы иностранных граждан в российской армии. Для военнослужащих-иностранцев,проходящих военную службу по контракту пятилетний ценз оседлости замененобязательностью прохождения военной службы в течение трех лет. Особенностьюявляется то, что данная норма распространяется только на граждан государств,ранее входивших в СССР.
При приеме в гражданствоРоссийской Федерации военнослужащих на основании части четвертой статьи 13Федерального закона вместе с заявлением о приеме в гражданство РоссийскойФедерации в общем порядке представляются:
— ходатайствоцентрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектованияВооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований иорганов, срок действия и форма, которого устанавливаются Министерством обороныРоссийской Федерации;
— один из перечисленныхдокументов, подтверждающих владение русским языком;
— обязательство о выходеиз имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписьюзаявителя, удостоверенной командиром воинской части.
Статья 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «Огражданстве Российской Федерации» регулирует порядок приема в гражданствоРоссийской Федерации в упрошенном порядке. Лицо, которое желает быть принятым вгражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, подает заявление в территориальныйорган Федеральной миграционной службы.
Часть 1 статьи 14 ФЗ от31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» указываеттри категории лиц, которые имею право на получение гражданства России безсоблюдения ценза оседлости:
1. Лица, «имеют хотябы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего натерритории Российской Федерации».
В данном случае, помимоправил указанных в части 1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «Огражданстве Российской Федерации» (за исключением пункта «а»),лицу необходимо предоставить следующие документы:
— вид на жительство;
— документ,подтверждающий наличие законного источника средств к существованию;
— документ,подтверждающий владение русским языком, если заявитель не освобождается от представленияэтих документов;
— свидетельство орождении заявителя;
— паспорт гражданинаРоссийской Федерации родителя, проживающего на территории Российской Федерации,с отметкой о регистрации по месту жительства;
— документ об отказе отимеющегося иного гражданства, а при необходимости, квитанцию о заказномпочтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданстване требуется;
2. Лица, которые «имели гражданство СССР, проживали ипроживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этихгосударств и остаются в результате этого лицами без гражданства»;
При приобретениигражданства Российской Федерации на основании пункта «б» части 1статьи 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»необходимо предоставить:
— вид на жительство;
— документ,подтверждающий наличие законного источника средств к существованию;
— документ,подтверждающий владение русским языком, если заявитель не освобождается отпредставления этих документов;
— документ, подтверждающийналичие у заявителя, гражданства СССР в прошлом.
3. Лица, которые «являютсягражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднеепрофессиональное или высшее профессиональное образование в образовательныхучреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года».
При приобретениигражданства согласно данному пункту заявителю необходимо предоставить:
— вид на жительство;
— документ,подтверждающий наличие законного источника средств к существованию;
— документ о законченномсреднем профессиональном образовании, либо диплом бакалавра, либо дипломспециалиста с высшим профессиональным образованием, либо диплом магистра иприложение к каждому из указанных документов, а также справку из учебногозаведения, выдавшего диплом, подтверждающую освоение полной образовательнойпрограммы на территории Российской Федерации;
— документ об отказе отимеющегося иного гражданства, а при необходимости, квитанцию о заказномпочтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданстване требуется.
Часть 2 ФЗ от 31 мая 2002№ 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает случаиупрощенного приобретения гражданства Российской Федерации для некоторыхкатегорий иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территорииРоссии. При этом исключается только условие о сроке постоянного проживания натерритории РФ, но не обязанность проживать в России на основании вида нажительство. Таких категорий три:
1. Лица, которые «родилисьна территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР»;
2. Лица, которые «состоятв браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет»;
3. Лица, которые «являютсянетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраставосемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации».
Для подтверждения правана приобретение гражданства в упрощенном порядке лица, перечисленные выше,согласно пункту «г» статьи 14 Указа Президента Российской Федерацииот 14 ноября 2002 года №1325 «Положение о порядке рассмотрения вопросовгражданства Российской Федерации», должны предоставить следующиедокументы:
— лицо, родившееся натерритории РСФСР и имевшее гражданство бывшего СССР, — свидетельство орождении, выданное на территории РСФСР органом записи актов гражданскогосостояния. В случае отсутствия указанного свидетельства документом,подтверждающим, что заявитель родился на территории РСФСР и состоял вгражданстве СССР в прошлом, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года,в который внесены соответствующие сведения;
— лицо, состоящее в бракес гражданином Российской Федерации, — свидетельство о браке и паспорт супруга,имеющего гражданство Российской Федерации;
— нетрудоспособное лицо,имеющее дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и состоящих вгражданстве Российской Федерации, — свидетельство о рождении и паспортгражданина Российской Федерации сына или дочери, а также один из документов,подтверждающих нетрудоспособность заявителя, справка об инвалидности, выданнаяучреждением государственной службы медико-социальной экспертизы).
Часть 3 статьи 14 ФЗ от31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»,регламентирует право на приобретение гражданства Российской Федерации вупрощенном порядке, освобождая от необходимости предоставления вида нажительство (соответственно и от обязательного соблюдения пятилетнего срокапроживания), нетрудоспособных граждан и лиц без гражданства. Данная нормаосвобождает только от предоставления вида на жительство, все остальныетребования, согласно части 1 статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «Огражданстве Российской Федерации», должныбыть соблюдены, возможно, за исключением пункта «д».
Часть 4 статьи 14 ФЗ от31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»предоставляет бывшим гражданам СССР, прибывшим в Российскую Федерацию из государств,входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в РоссийскойФедерации по состоянию на 1 июля 2002 года, либо получившие разрешение навременное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, право наприобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке иосвобождает их от соблюдения условий предусмотренных пунктами «а», «в»и «д» статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданствеРоссийской Федерации». Указанная норма имеет ограниченный срок действия иутрачивает силу 1 января 2009 года.
Согласно части 5 статьи14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»,без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г»и «д» и без предоставления вида на жительство в упрощенном порядке вгражданство Российской Федерации принимаются участники Великой ОтечественнойВойны, имевшие гражданство СССР и проживающие на территории РоссийскойФедерации.
Часть 6 статьи 14 ФЗ от31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»устанавливает случаи, когда прием в гражданство Российской Федерацииосуществляется в упрощенном порядке вообще без соблюдения норм части 1 статьи13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».Такие правила установлены в отношении детей и недееспособных, являющихсяиностранными гражданами или лицами без гражданства. Случая три:
1. «Ребенок, один изродителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этогородителя (имеющего гражданство Российской Федерации) и при наличии согласия другогородителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такоесогласие не требуется, если ребенок проживает на территории РоссийскойФедерации;
2. Ребенок, единственныйродитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этогородителя;
3. Ребенок илинедееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — позаявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации».
Часть 7 статьи 14 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданствеРоссийской Федерации» говорит о том, что иностранные граждане и лица безгражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъектаРоссийской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствиис Государственной программой «По оказанию содействия добровольномупереселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»,могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке безсоблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и«д» части первой статьи 13 ФЗ от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «Огражданстве Российской Федерации».
2.3 В порядке восстановления
Статья 15 ФЗ от 31 мая2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гласит: «Иностранныеграждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РоссийскойФедерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации всоответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этомсрок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет».
Восстановление вгражданстве Российской Федерации – индивидуальный прием в гражданство попросьбе лица, ранее имевшего российское гражданство, но которое по тем или инымоснованиям было прервано.
К лицам, ранее имевшимгражданство Российской Федерации, также отнесены граждане СССР, постояннопроживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу ЗаконаРФ от 28 ноября 1991 года «1948-1 „О гражданстве Российской Федерации“,то есть на 6 февраля 1992 года, но в течение одного года после этого днязаявившие о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Восстановление вгражданстве Российской Федерации, очень схоже с приобретением гражданства вобщем порядке. Поэтому условия восстановления в гражданстве РоссийскойФедерации идентичны правилам приема в общем порядке, за исключением сроканепрерывного проживания в Российской Федерации на основании вида на жительство,который снижен с пяти лет до трех.
Таким образом,необходимыми условиями для восстановления в гражданстве Российской Федерацииявляются:
— трехлетний цензоседлости;
— дача обязательствасоблюдать Конституцию РФ;
— отказ от иногогражданства;
— наличие законногоисточника средств к существованию;
— владение русскимязыком, на уровне, достаточном для общения в языковой среде.
Для восстановления вгражданстве Российской Федерации лицо подает в в территориальный орган Федеральной миграционной службы общий пакетдокументов для натурализации и, кроме того, предоставляет справку полномочногооргана, подтверждающую выход заявителя из гражданства Российской Федерации.
2.4 В порядке оптации
Оптация – это основаниеприобретения гражданства в связи с территориальными изменениями, то естьизменениями Государственной границы Российской Федерации. Возможны два вариантаизменения Государственной границы Российской Федерации – передача той или инойтерритории Российской Федерации иностранному государству либо включение новойтерритории в состав Российской Федерации. Вопросы гражданства лиц, проживающихна изменяющей государственную принадлежность территории, регулируютсясоответствующими международными соглашениями. Оптация может быть как основаниемприобретения гражданства, так и его утраты.
»При измененииГосударственной границы Российской Федерации в соответствии с международнымдоговором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственнаяпринадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) впорядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договоромРоссийской Федерации”.
Оптация при передачечасти территории Российской Федерации иностранному государству для гражданРоссийской Федерации сводиться к сохранению гражданства Российской Федерациилибо отказу от него, т.е. выступает способом сохранения гражданства либоспособом прекращения гражданства Российской Федерации, но не способом егоприобретения.
В ином случае, когдаРоссии передается какой-либо участок суши, право оптации будет означать правоиностранных граждан выбирать (приобрести) новое гражданство: либо гражданствоРоссийской Федерации, либо сохранить гражданство иностранного государства.
Право оптации реализуетсялицом посредством определенного действия или бездействия.
Заключение
В работе на основезаконодательной и научной базы был рассмотрен механизм работы отдельногоинститута гражданства: приобретение гражданства. Также были рассмотрены:определение гражданства, его принципы, а также современное понимание институтагражданства.
На основе ознакомления снекоторой литературой по данной теме можно сделать определенные выводы:
· При приобретениигражданства человек получает определенные права, которые дают ему привилегии поотношению к лицам без гражданства. Существует определенная система приобретениягражданства, регулируемая существующим законодательством.
· Основываясь напринципах гражданства, можно сделать вывод, что нельзя лишить гражданстваРоссийской Федерации без соответствующего волеизъявления гражданина.
Список использованнойлитературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственныйфлаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М.: АСТ: Астрель,2007. – 64 с.
2. Федеральный закон от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «Огражданстве Российской Федерации» / КонстультантПлюс
3. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» /КонстультантПлюс
4. Федеральный Закон от 11 ноября 2003 года №151-ФЗ «Овнесении изменений и дополнений в Федеральный закон » О гражданствеРоссийской Федерации” / КонсультантПлюс
5. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года №4730-1 «Огосударственной границе Российской Федерации» / КонсультантПлюс
6. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002года №1325 «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РоссийскойФедерации». / КонсультантПлюс
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19ноября 2007 г. N 1636-р / КонсультантПлюс
8. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года / СоветЕвропы – Бюро Договоров conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/166.htm
Иные Источники:
Центр документации ООНhttp://www.un.org/russian/documen/centre/
Совет Европы – Бюро договоров conventions.coe.int/Treaty/RUS/v3DefaultRUS.asp
Законодательство и права человека — www.memo.ru/Prawo/index.htm