Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Содержание
Введение
1. Общеепонятие особо охраняемых природныхтерриторий
1.1 Законодательство РФ об особоохраняемых природных территориях
1.2 Характеристикаи классификация особо охраняемых природных территорий
2. Правовойрежим особо охраняемых природных территорий иобъектов
2.1 Правовойрежим государственных природных заповедников
2.2 Правовойрежим национальных и природных парков
2.3 Правовойрежим государственных природных заказников
2.4 Правовойрежим памятников природы
2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов
2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительныхместностей и курортов
Заключение
Библиографический список литературы
Введение
Актуальность. Одной из основных проблем социально-экономическогоразвития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан,охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. Запоследние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологическойобстановки в России.
Однако я считаю, что, несмотря на принимаемые меры, работапо экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно ирассматриваемой категории объектов экологического права уделяется незаслуженномало внимания.
Объектом исследования является правовой режим особоохраняемых природных территорий.
Предметом исследования выступают природоресурсные иэкологические правоотношения.
Целью настоящей работы является исследование экологическогозаконодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особоохраняемых природных территорий.
В соответствии с даннойцелью в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть категориии виды особо охраняемых природных территорий.
2. Охарактеризоватьзаконодательную базу об особо охраняемых природных территориях.
3. Раскрыть правовойрежим особо охраняемых природных территорий и объектов.
Новизна работы заключается в том, что в юридическойлитературе недостаточно исследован правовой режим особо охраняемых природныхтерриторий.
Структура работы:введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, библиографическийсписок литературы.
1. Общее понятие особо охраняемых природных территорий 1.1 Законодательство РФ об особоохраняемых природных территориях
Система законодательства об особо охраняемых природныхтерриториях — многоуровневая категория[1].
В настоящий момент правовой основой организации, охраны ииспользования особо охраняемых природных территорий являются:
а) Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 72), относящаяособо охраняемые природные территории к предметам совместного веденияРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации;
б) Федеральные законы «Об охране окружающейсреды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Оприродных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях икурортах», иные федеральные нормативные правовые акты;
в) законы и акты органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации. Например, в республике Башкортостан, Алтайском крае,Волгоградской, Нижегородской, Вологодской областях и многих других субъектахРоссийской Федерации приняты отдельные законы «Об особо охраняемых природныхтерриториях», закрепляющие свою региональную специфику создания и наименованияособо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Наряду с упомянутыми в Федеральном законе «Об особоохраняемых природных территориях» категориями особо охраняемых природныхтерриториях иные федеральные законы, Правительство Российской Федерации,субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать идругие категории особо охраняемых природных территорий.
Отношения, связанные с использованием природных ресурсовособо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексомРоссийской Федерации, Законом Российской Федерации “О недрах”, Водным кодексомРоссийской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральным законом“О животном мире”.
К правовым актам, регулирующим на федеральном уровневопросы, связанные с особо охраняемых природных территорий, также относятся:
— федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999г.;
— утвержденные постановлением Правительства РФ Положение обокругах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностейи курортов федерального значения от 7 декабря 1996 г.,
— утвержденное приказом Минприроды Общее положение огосударственных природных заказниках общереспубликанского (федерального)значения в Российской Федерации от 25 января 1993 г.
Во исполнение федерального закона «Об особо охраняемыхприродных территориях» Правительство Российской Федерации приняло постановлениеот 19 октября 1996 г. № 1249 «О порядке ведения государственного кадастраособо охраняемых природных территорий». Согласно этому постановлению,государственный кадастр особо охраняемых природных территорий являетсяофициальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обовсех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального иместного значения[2].
Имущественные отношения в области организации ифункционирования государственных природных заповедников, национальных парков идругих особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующимистатьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношениярегулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь,предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные вспециальном законодательстве. 1.2 Характеристика иклассификация особо охраняемых природных территорий
Особо охраняемыеприродные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушногопространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющиеособое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное иоздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственногоиспользования, для которых установлен особый режим правовой охраны.
Существует несколько их категорий: 1) государственныеприродные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4)государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологическиепарки; 7) ботанические сады; 8) лечебно-оздоровительные местности и курорты/>[3].
Специфическое место средиуказанных категорий занимает такая разновидность государственных природныхзаповедников, как биосферные, входящие в международную систему биосферныхрезерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферныеполигоны, на которых проводятся экспериментальные работы экологическогохарактера.
Кроме того, в законодательстве встречается понятие«природный комплекс, взятый под охрану государства»/>[4]. Здесь речьидет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемых природных территорий, нопредставляющих собой целостные однородные участки территории, где органичносоединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы,музеи-усадьбы и пр.). Особое место среди охраняемых законом природныхкомплексов имеют музеи-заповедники, т.е. обладающие специальным статусом особоохраняемых историко-культурных центров территории со значительной природнойсоставляющей.
Все особо охраняемыеприродные территории по признаку заповедности можно классифицировать на тригруппы[5].
1. Абсолютноезаповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы.Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории.Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях — длянаучных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами,уничтожения хищников и т.д.
2. Относительноезаповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета иограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов.Этому признаку соответствует организация заказников.
3. Смешанный режим.Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми дляотдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.
По критериюорганизационной структуры выделяют следующие группы особо охраняемых природныхтерриторий.
1. Особо охраняемыеприродные территории, управление и охрану которых обеспечивают одноименныеприродоохранные учреждения (то есть некоммерческие юридические лица). Вкачестве примера можно привести государственные природные заповедники,национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботаническиесады.
2. Особо охраняемыеприродные территории, для управления которыми юридические лица не создаются. Ких числу относятся памятники природы, государственные природные заказники,лечебно-оздоровительные местности и курорты.
По критериюсобственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемыеприродные территории федерального, регионального и местного значения.
2.Правовой режим особо охраняемых природныхтерриторий и объектов 2.1 Правовой режим государственных природныхзаповедников
Согласно статье 7Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» нагосударственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
— осуществление охраныприродных территорий в целях сохранения биологического разнообразия иподдержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов иобъектов;
— организация ипроведение научных исследований, включая ведение Летописи природы[6];
— осуществлениеэкологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторингаокружающей природной среды;
— экологическоепросвещение;
— участие вгосударственной экологической экспертизе проектов и схем размещенияхозяйственных и иных объектов;
— содействие вподготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природнойсреды.
Государственныйприродный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условиисогласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектамфедеральной собственности. Такое постановление принимается по представлениюорганов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на тогосударственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.
На территориигосударственного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащаязадачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его территории,установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.Вместе с тем на территориях государственных природных заповедников допускаетсядеятельность, направленная на:
— сохранение вестественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращениеизменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенноговоздействия;
— поддержание условий,обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
— предотвращениеусловий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей инаселенным пунктам;
— осуществлениеэкологического мониторинга;
— ведениеэколого-просветительской работы;
— осуществлениеконтрольно-надзорных функций.
Кроме того, вФедеральном законе «Об особо охраняемых территориях» особо оговорено, что вгосударственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которыхисключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры такихучастков определяются исходя из необходимости сохранения всего природногокомплекса в естественном состоянии.
Статус природныхбиосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, входящие вмеждународную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальныйэкологический мониторинг. К территориям таких заповедников могут бытьприсоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированнымрежимом особой охраны и функционирования.
По действующемузаконодательству государственные природные заповедники являются некоммерческимиорганизациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. Они вправераспоряжаться в установленном порядке следующими средствами:
— от научной,природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащейзадачам государственных природных заповедников;
— полученными в счетвозмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположеннымна территориях государственных природных заповедников;
— от реализацииконфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукциинезаконного природопользования;
— в порядкебезвозмездной помощи и благотворительных взносов.
Штрафы, налагаемые вадминистративном порядке за экологические правонарушения, взысканные попостановлениям должностных лиц государственных природных заповедников,поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедникови учитываются на отдельном балансе.
Государственныеприродные заповедники пользуются определенными льготами по налогообложению. Онивправе иметь свою символику — флаги, вымпелы, эмблемы и т.п.2.2 Правовой режимнациональных и природных парков
Национальные парки являются природоохранными,эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории(акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющиеособую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которыепредназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных икультурных целях и для регулируемого туризма.
На национальные паркивозложены следующие основные задачи:
— сохранение природныхкомплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
— сохранениеисторико-культурных объектов; экологическое просвещение населения; созданиеусловий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научныхметодов охраны природы и экологического просвещения;
— осуществлениеэкологического мониторинга;
— восстановлениенарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Национальные паркиучреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условиисогласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорийсубъектов РФ к объектам федеральной собственности, принимаемым на основаниипредставления органов государственной власти субъектов РФ и специальноуполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в областиохраны окружающей природной среды.
На территорияхнациональных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны сучетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого,на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональныезоны, в том числе: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственнаядеятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, впределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов иобъектов и допускается строго регулируемое посещение; познавательного туризма,предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления сдостопримечательными объектами национального парка; рекреационная,предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределахкоторой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей,предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектовтуристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживанияпосетителей; хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляетсяхозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционированиянационального парка.
На территорияхнациональных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущербприродным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческимобъектам.
Природные парки являютсяприродоохранными рекреационными учреждениями и находятся в ведении субъектовРоссийской Федерации. Решение об образовании природных парков принимают органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации по представлениюспециально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации вобласти охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местногосамоуправления.
Природные паркирасполагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могутвключать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду сзадачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий дляотдыха, в том числе массового, и сохранением рекреационных ресурсов. Здесьсоздаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иныефункциональные зоны, включаязоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.
Законодательством вболее общем виде, чем для других особо охраняемых природных территорий,устанавливаются запреты и ограничения на деятельность, которая может повлечьснижение экологической, эстетической или рекреационной ценности природногопарка.
Создание природныхпарков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств,используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлениеморганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию сПравительством Российской Федерации.
На территориях природных парков запрещается деятельность,влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта,снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качествприродных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. 2.3 Правовой режим государственных природныхзаказников
Государственнымиприродными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значениедля сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов иподдержания экологического баланса. Они учреждаются двумя способами – сизъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональнымзначением и иметь различный профиль, т.е. быть:
а) комплексным(ландшафтными) – предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;
б) биологическими(ботаническими и зоологическими) для охраны и восстановления редких иисчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научноми культурном отношении;
в) палеонтологическими –для охраны ископаемых объектов;
г) гидрологическими(болотными, озерными, речными, морскими);
д) геологическими – длясохранения неживой природы.
Государственныеприродные заказники федерального значения образуются решением Правительства РФна основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ испециально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраныокружающей природной среды. Государственные природные заказники региональногозначения учреждаются органами исполнительной власти субъектов РФ посогласованию с органами местного самоуправления. На территориях государственных природных заказниковпостоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, еслиона противоречит целям изадачам создания государственных природных заказников или причиняет вредприродным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, гдепроживают малочисленные этнические общности, допускается использованиеприродных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитанияданных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.2.4 Правовой режимпамятников природы
Памятники природы — это уникальные,невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическомотношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственногопроисхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение.Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой онирасположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляетсяохранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны.Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению ихсохранности.
Объявление природных комплексов и объектов памятникамиприроды, а территорий, занятых ими, — территориями памятников природыдопускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников,владельцев и пользователей этих участков. На территориях, на которых находятсяпамятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякаядеятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи землей, на которойнаходятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечениюрежима их охраны. Расходы собственников, владельцев и пользователей данныхземельных участков по обеспечению режима особой охраны памятников природывозмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетныхфондов.2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов
Дендрологические парки иботанические сады — это природоохранные учреждения, в задачу которых входитсоздание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия иобогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной ипросветительской деятельности. Ботанические сады и дендрологические паркиосуществляют интродукцию растений, изучают в стационарных условиях их экологию,биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтнойархитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защитыинтродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатываютметоды и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративныхэкспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использованиярастений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.
На территориях дендрологических парков и ботанических садовзапрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущаяза собой нарушение сохранности флористических объектов.
Территории дендрологических парков и ботанических садов могутбыть разделены на следующие функциональные зоны:
• экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке,определенном администрацией;
 • научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только ихнаучные сотрудники;
• административную.
Основными задачами государственных ботанических садов идендрологических парков являются:
а) сохранение в искусственных условиях коллекций живыхрастений (особенно редких и исчезающих видов) и других ботанических объектов,имеющих большое научное, учебное, экономическое и культурное значение;
б) проведение научно-исследовательских работ, соответствующихзадачам ботанического сада или дендрологического парка;
в) проведение учебно-педагогической и научно-просветительнойработы в области ботаники и охраны природы, растениеводства и селекции,декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительныхместностей и курортов
Территория, обладающая природными лечебными ресурсами ипригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, для отдыханаселения называется лечебно-оздоровительной местностью.
Курорт — это освоенная и используемая в лечебно-профилактическихцелях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органовгосударственной власти.
Курортный регион (район) представляет собой территорию скомпактно расположенными на ней курортами, объединенную общим округомсанитарной (горно-санитарной) охраны.
Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительнымместностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральнымзаконом от 23.02.95 «О природных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностейзапрещается (ограничивается) деятельность, которая может способствоватьухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающихлечебными свойствами.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных дляорганизации лечения и профилактики заболеваний населения, на территорияхкурортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной(горно-санитарной) охраны.
Такие округа представляют собой особо охраняемую природнуютерриторию с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту исохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности сприлегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Заключение
Выбор мною темы данного исследования определен не толькоактуальностью проблем правовой охраны особо охраняемых природных территорий иобъектов, а также недостаточным уровнем государственного управления и контроляза сохранением режима особо охраняемых природных территорий.
Поэтому тематика представленной работы выбрана именно сцелью консолидации изученного нормативно-правового материала и имеющейся в свободномдоступе правовой информации.
Основными чертами правового статуса об особо охраняемыхприродных территорий являются следующие:
а) их принадлежность к объектам общенационального достояния;
б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования;
в) установление особого режима охраны;
г) включение в объекты государственной собственности;
д) наличие особого порядка получения статуса (решениеуполномоченного органа исполнительной власти – от Правительства РФ до органовместного самоуправления);
е) наделение определенным значением – федеральным,региональным, местным;
ж) включение в государственный кадастр об особо охраняемыхприродных территорий;
з) установление статусных характеристик и режима охраныосуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов –федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемойприродной территории;
и) установление мер юридической ответственности за нарушениережима об особо охраняемых природных территорий.
Библиографический список литературы
1.  Конституция Российской Федерации.
2.   Федеральный закон от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред.Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ).
3.  Федеральный закон от 23февраля 1995 года N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ).
4.  Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N7-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ).
ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1249 «О порядке ведениягосударственного кадастра особо охраняемых природных территорий».
5.  Приказ Государственного Комитата Российской Федерации по охране окружающейсреды от 4 июля 1997 г. N 312 «Об утверждении правил ведения государственного кадастраособо охраняемых природных территорий».
6.   Земельноеправо России. Учебник для юридических вузов / Под ред. В.В. Петрова.- М., 2004.
7.  Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
8.   КоробкинВ.И., Передельский Л.В. Экология — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
9.   НовиковЮ.В. Экология, окружающая среда и человек — М.: Гранд, 2000.
10.     Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. Учебник длявузов /Под. ред. В.В. Петрова. – М., 2005.
11.     Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. — М., 2005.
12.      Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование вРоссии — М.: Финансы и статистика, 2003.