Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в Республике Беларусь

Содержание
 
Введение
1. Законодательство об охране и использовании особоохраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь
1.1 Государственное управление в области функционированияи охраны особо охраняемых природных территорий
1.2 Правопользованияособо охраняемыми природными территориями и объектами Республики Беларусь
2. Правовые меры охраны особоохраняемых природных терииторий и объектов Республики Беларусь
3. Ответственность за нарушение законодательства об особоохраняемых природных территориях и объектах Республики Беларусь
заключение
Условие и решение задачи

Введение
Конституция РеспубликиБеларусь в ст. 46 законодательно определила право каждого гражданина наблагоприятную окружающую среду. Согласно ст. 34 Конституции Республики Беларусьграждане имеют право на получение, хранение и распространение полной,достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов,общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни,состоянии окружающей среды. Названные конституционные нормы составляют правовуюоснову экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто вспециальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охранеокружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статусаграждан – права и обязанности в области охраны окружающей среды. Право наблагоприятную окружающую среду является новым для конституционногозаконодательства Республики Беларусь.
Вышесказанным, на нашвзгляд, и обусловлена актуальность настоящего исследования данной контрольнойработы.
Исходя, из актуальноститемы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставленаследующая цель: осуществить анализ законодательства в области государственногоуправления, правопользования и ответственности об особо охраняемых природныхтерриториях.
Исходя, из поставленнойцели задачами настоящей контрольной работы являются:
1. Рассмотреть понятия«правовые меры» и «правопользования» в области особо охраняемых природныхтерриторий.
2. Исследоватьзаконодательство об особо охраняемых природных территориях.
3. Изучить системугосударственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдениемзаконодательства об особо охраняемых природных территориях, дать ее общуюхарактеристику и рассмотреть взаимодействие указанных органов.
4. Рассмотреть видыответственности за нарушения законодательства об особо охраняемых природныхтерриториях.
Структура настоящей контрольной работыопределена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы,заключение, решение задачи и список использованных источников.
При проведенииисследования настоящей темы использовались в качестве основных методовсравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. Вработебыли использованы и другие научные методы– анализа исинтеза, логический, системно-структурный.
Принаписании работы были использованы нормативные акты, регламентирующие государственное управление,правопользования, правовое положение, ответственность в сфере соблюдения законодательства об особоохраняемых природных территориях, а такжеработы таких исследователей как Бринчук М.М., Васильева М.И., Демичев Д.М., Балашенко С.А. и некоторых других.
1. Законодательствооб охране ииспользовании особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь
Объявление,преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природныхтерриторий осуществляется согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь «Об особоохраняемых природных территориях». Данная статья устанавливает, что территорияприобретает или утрачивает статус особо охраняемых природных территорий смомента принятия соответствующего решения об ее объявлении или прекращениифункционирования уполномоченным на то государственным органом.
Поадминистративно-правовому статусу особо охраняемые природные территории могутбыть республиканского и местного значения. Заповедники и национальные паркисоздаются только на республиканском уровне, а заказники и памятники природы какна республиканском, так и на местных уровнях. Согласно, ст. 4 Закона РеспубликиБеларусь «Об особо охраняемых природных территориях», земли особо охраняемыхприродных территорий являются землями природоохранного назначения и не подлежатпередаче в частную собственность.
Особо охраняемыеприродные территории могут передаваться в оперативное управлениегосударственным органам. Порядок передачи особо охраняемых природных территорийустанавливается нормативными правовыми актами Республики Беларусь [11, ст. 11].Например, Указ Президента Республики Беларусь «О создании национального паркаНарочанский» [9].
Правовой режим каждогозаповедника, национального парка и заказника устанавливается положением оданной особо охраняемой природной территории. Например, Положение «Онациональном парке Беловежская пуща». В данном Положении, что национальный парк «Беловежская пуща»является особо охраняемой природной территорией республиканского значения [16,гл. 1]. Главы Положения посвящены: структуре, режиму охраны и использованиетерритории национального парка Беловежская пуща; ответственности за нарушениязаконодательства о национальном парке.
Правовой режим отдельногопамятника природы определяется его охранными документами. Для предотвращениянарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результатехозяйственной и иной деятельности осуществляется резервирование территорий,которые планируется объявить особо охраняемыми.
Изъятие земель особоохраняемых природных территорий и земель их охранных зон допускается только вслучаях особой необходимости в порядке, предусмотренном Кодексом РеспубликиБеларусь о земле [4, ст. 40, 41].
Для предотвращениянарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результатехозяйственной и иной деятельности, планируемых для включения в состав особоохраняемых, уполномоченные на то органы могут принимать решения об ихрезервации – установления щадящего режима природопользования. Резервированиетерриторий производится в соответствии со Схемой рационального размещения особоохраняемых природных территорий республиканского значения решением областныхисполнительных и распорядительных органов по представлениям Министерства природных ресурсов и охраныокружающей среды. Резервирование территорий, которые планируется объявитьзаказниками и памятниками природы местного значения, осуществляется решениямиместных исполнительных и распорядительных органов по представлениямтерриториальных органов Министерство природных ресурсов и охраны окружающейсреды.
Зарезервированныетерритории остаются в ведении их землевладельцев, землепользователей исобственников земельных участков и используются по целевому назначению ссоблюдением режима охраны и использования данных территорий, установленногорешением об их резервировании. В соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь землевладельцам, землепользователем и собственникам земельных участковвозмещаются потери, нанесенные им при ограничении их хозяйственнойдеятельности, а также при изъятии земель в связи с их резервированием исозданием на них особо охраняемых природных территорий.
В заключение данноговопроса следует повторить, что правовые основы функционирования и охраны, особо охраняемыхприродных территорий, их объявления, преобразования и прекращенияфункционирования определяется Конституцией Республики Беларусь, законамиРеспублики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охранеокружающей среды» и иными нормативными правовыми актами, регулирующимиотношения в данной области. 1.1 Государственное управление вобласти функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий
Государственноеуправление в области функционирования и охраны, особо охраняемых природныхтерриторий, их объявления, преобразования и прекращения функционированияосуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством РеспубликиБеларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными ираспорядительными органами, Министерством природных ресурсов и охраныокружающей среды.
В компетенциюПравительства Республики Беларусь в области функционирования и охраны, особоохраняемых природных территорий входит:
— определение государственнойполитики в области функционирования и охраны особо охраняемых природныхтерриторий;
— утверждение Схемырационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканскогозначения;
— принятие решений обобъявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемыхприродных территорий республиканского значения;
— утверждение границ,площадей и состава земель особо охраняемых природных территорийреспубликанского значения;
— утверждение положенийоб особо охраняемых природных территориях республиканского значения;
— определениегосударственного органа, в оперативное управление которого передается особоохраняемая природная территория республиканского значения;
— установление порядкалицензирования деятельности по обеспечению регулируемого туризма, отдыха иоздоровления населения на территории национальных парков;
— обеспечениефинансирования функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий;
— установление порядкаосуществления государственного контроля охраны и использования особо охраняемыхприродных территорий [11, ст. 7].
В компетенцию местныхСоветов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в областифункционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий входит:
— принятия решения оботмене решений местных исполнительных и распорядительных органов об объявлении,преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природныхтерриторий местного значения, не соответствующих требованиям нормативныхправовых актов Республики Беларусь;
— осуществлениегосударственного контроля охраны и использования особо охраняемых природныхтерриторий [11, ст. 9].
К органам общейкомпетенции в области государственного управления, функционирования и охраны,особо охраняемых природных территорий относится Управление делами ПрезидентаРеспублики Беларусь. Управление делами Президента Республики Беларусьосуществляет обеспечение сохранности особо ценных природных комплексов имеющихнациональное и международное значение. Согласно ст. 3 Закона РеспубликиБеларусь «Об особо охраняемых природных территориях» особо ценными природнымикомплексами являются заповедники, национальные парки.
Управление деламиПрезидента Республики Беларусь осуществляет руководство и контроль задеятельностью подведомственных заповедников и национальных парков, обеспечиваетразвитие их научно-технической, производственной и законодательной базы.
Министерство природныхресурсов и охраны окружающей среды разрабатывает и вносит в установленномзаконодательством порядке предложения по вопросам охраны окружающей среды ирационального использования природных ресурсов для включения их в проектыпрогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, втом числе в области функционирования особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, из вышесказанного делаем вывод, что государственное управление в области функционирования и охраны,особо охраняемых природных территорий, их объявления, преобразования ипрекращения функционирования осуществляется Президентом Республики Беларусь,Правительством Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местнымиисполнительными и распорядительными органами, Министерством природных ресурсови охраны окружающей среды.
Компетенция ПравительствоРеспублики Беларусь в области функционирования и охраны, особо охраняемыхприродных территорий, а также в их объявлении, преобразовании и прекращениифункционирования изложена в ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об особоохраняемых природных территориях».
Компетенция местныхСоветов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в областифункционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий, в их объявлении,преобразовании и прекращении функционирования определена ст. 9 ЗаконаРеспублики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях». Также,компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных ираспорядительных органов в области функционирования и охраны, особо охраняемыхприродных территорий закреплена ст. ст. 9, 24 и 25 Закона Республики Беларусь«О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Министерство природныхресурсов и охраны окружающей среды осуществляет свои задачи в областифункционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий в соответствиисо ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»и Положения о Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыРеспублики Беларусь.
Управление деламиПрезидента Республики Беларусь относится к органам общей компетенции в областигосударственного управления, функционировании и охраны, особо охраняемыхприродных территорий. Одной из главных задач Управления дела ПрезидентаРеспублики Беларусь является обеспечение сохранности особо ценных природныхкомплексов, имеющих национальное и международное значение.
Финансированиефункционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий осуществляетсяза счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетных фондовохраны природы, средств поступающих от научной, туристической деятельности. 1.2 Правопользования особо охраняемыми природнымитерриториями и объектами Республики Беларусь
Право природопользованиемопределяется как объективное право, так и субъективное право. Правоприродопользованием как правовой институт (объективное право) представляетсобой совокупность правовых норм и возникающих на их базе отношений,регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов иобъектов природы [20, с. 138].
Глава 4 Закона РеспубликиБеларусь «Об охране окружающей среды» предусматривает регулированиеиспользования природных ресурсов. Гражданам гарантируется право общегопользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностейбезвозмездно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами ипредоставления соответствующих разрешений, за исключением случаевпредусмотренных законодательством [10, ст. 16].
В зависимости отиспользования тех или иных природных ресурсов различают следующие видыприродопользования: землепользование; водопользование; лесопользование;пользование недрами, животным миров, атмосферным воздухом.
Землепользование – это совокупность правовых норм ивозникающих на их базе отношений, регулирующих условия и порядок рациональногоиспользования земли. Правовой режим землепользованием определяется КодексомРеспублики Беларусь о земле, Законом «Об аренде».
Землепользование в особоохраняемых природных территориях ограничено. Земли особо охраняемых природныхтерриторий являются землями природоохранного назначения и не подлежат передачев частную собственность. Изъятие и предоставление во владение либо пользованиеземель особо охраняемых природных территорий осуществляются в порядке,установленном земельным законодательством Республики Беларусь [11, ст. 4]. Согласност. 38 Кодекса Республики Беларусь о земле, земли заповедников, национальных,мемориальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников,памятников природы и архитектуры – не подлежат передачи в частнуюсобственность.
Водопользование – это совокупность правовых норм,определяющих порядок и условия рационального использования вод. Водный кодексРеспублики Беларусь предусматривает меры рационального пользования водами,основные виды водопользования. Согласно, Водного кодекса Республики Беларусь,все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляютисключительную собственность Республики Беларусь [2, ст. 4].
Лесопользование – это совокупность правовых норм,устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования, сохранения ивосстановления лесной среды. Право лесопользования определяется Лесным кодексомРеспублики Беларусь. Леса в Республике Беларусь являются исключительнойсобственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение,пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственныеорганы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных,защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов винтересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах [7, ст.7].
Наряду с понятиемлесопользования имеется более широкое понятие – пользование растительным миром,то есть совокупность правовых норм, устанавливающих, условия и порядокиспользования растительного мира.
Право пользование животныммиром понимается как право добывания животных, использования полезныхсвойств жизнедеятельности живых организмов и использования самих животных сцелью получения продуктов их жизнедеятельности. Право пользования животныммиром регулируется Законом «Об охране и использовании животного мира».
В Республике Беларусьосуществляются следующие виды пользования животным миром: охота, рыболовствопромысловое и любительское; добыча животных, не относящихся к объектам охоты ирыболовства; пользование животным миром в научных, культурно-просветительных,воспитательных и эстетических целях.
Таким образом, из вышесказанного делаем вывод, что владение и пользование особо охраняемыми природными территориямиосуществляются уполномоченными государственными органами, юридическими лицамигосударственной формы собственности в соответствии с нормативными правовымиактами Республики Беларусь [11, ст. 5].
Особо охраняемыеприродные территории объявленные заповедниками – полностью изымаются изхозяйственного оборота. В заповеднике запрещается любая не связанная с егоназначением деятельность.
На территориинациональных парков запрещается: разведка и разработка полезных ископаемых;деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; размещениена территории национального парка садоводческих и дачных участков; рубки лесаглавного пользователя и заготовка живицы; деятельность, влекущая за собойнарушение условий обитания объектов растительного и животного мира; организациятуристических стоянок и разведение костров за пределами специальнопредусмотренных для этого мест.
На территории заказника взависимости от целей его объявления могут быть запрещены: распашка земель,отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение,сбор ягод, плотов и цветов; движение механизированного транспорта вне дорог иводных путей общего пользования, вызывающих или могущих вызвать гибельрастительного и животного мира.

2. Правовыемеры охраны особоохраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь
Государственный контрольохраны и использования особо охраняемых природных территорий является составнойчастью государственного контроля в области охраны окружающей среды в целом.
Государственный контрольохраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется впределах своей компетенции соответствующими органы Министерство природныхресурсов и охраны окружающей среды, местными Советы депутатов, местныеисполнительные и распорядительные органы и иные специально уполномоченныегосударственные органы в порядке, установленном Правительством РеспубликиБеларусь [11, ст.42].
Государственный контрольв области охраны особо охраняемых природных территорий осуществляетсядолжностными лицами Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыпосредством мероприятий:
— проведениягосударственной экологической экспертизы проектных решений планируемойхозяйственной и иной деятельности;
— осуществления контроляза организацией и проведением ведомственного и производственного контроля вобласти охраны особо охраняемых природных территорий;
— участия в приемке вэксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, функционированиекоторых может оказывать вредное воздействие на особо охраняемые природныетерритории [17].
Основной задачейгосударственного контроля в области охраны особо охраняемых природныхтерриторий является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицамиприродоохранительного законодательства в целях их охраны.
Государственный контрольза охраной и использованием объектов животного и растительного мира на особоохраняемых природных территориях осуществляется должностными лицамиГосударственной инспекции охраны животного и растительного мира при ПрезидентеРеспублики Беларусь.
Охрана заповедников, национальныхпарков, заказников, памятников природы, управление которыми осуществляетсягосударственными природоохранными учреждениями, обеспечивается работникамиданных учреждений. Соблюдение режима охраны и использования заказников ипамятников природы, для управления которыми государственное природоохранноеучреждение не создается, обеспечивается государственными органами, воперативное управление которых они переданы, а также землевладельцами иземлепользователями, на землях которых расположены памятники природы изаказники.
Работники, осуществляющиеохрану особо охраняемых природных территорий, пользуются всеми правами ильготами, установленными для работников государственной лесной и рыбной охраны[11, ст.43].
В заключение данноговопроса следует повторить, что основными задачами государственного контроля особо охраняемыхприродных территорий является обеспечение соблюдения государственными органами,юридическими и физическими лицами законодательства Республики Беларусь об особоохраняемых природных территориях.
Должностные лицаМинистерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальныеорганы в пределах своей компетенции пользуются правами и исполняют обязанностив соответствии с законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемыхприродных территориях» и другими актами законодательства.
3. Ответственность за нарушение законодательства обособо охраняемых природных территориях и объектах РеспубликиБеларусь
Ответственность занарушение законодательство об особо охраняемых природных территорияхюридических и физических лиц наступает, если:
— допущено нарушениеустановленного режима охраны и использования, особо охраняемых природныхтерриторий, их охранных зон и территорий, зарезервированных для объявленияособо охраняемыми природными территориями;
— допущено нарушениетребований лицензий (разрешений) на осуществление деятельности по обеспечениюрегулируемого туризма, отдыха и оздоровления населения на особо охраняемыхприродных территориях [11, ст. 44].
За нарушениезаконодательства об особо охраняемых природных территориях предусмотренаадминистративная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
К административной иуголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нецелевом использованииособо охраняемых природных территорий, в частности за:
— самовольное изменениеграниц, отвода земель особо охраняемых природных территорий;
— осуществление впределах особо охраняемых природных территорий, их защитных зон запрещеннойхозяйственной деятельности;
— нарушение порядкапользования животным и растительным миром и нарушение правил их охраны;
— нарушение требованийразрешения на использование особо охраняемых природных территорий;
— порчу, повреждение иуничтожение природных комплексов, зарезервированных для включения в составособо охраняемых природных территорий.
Например, в соответствиисо ст. 15.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушенияхнарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорийвлечет наложение штрафа в размере от четырех до тридцати пяти базовых величин,на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, а на юридическоелицо – до пятисот базовых величин. В соответствии со ст. 15.27 КодексаРеспублики Беларусь об административных правонарушениях, за самовольный сборили уничтожение грибов, других дикорастущих растений, относящихся к видам,включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и их частей либо совершениеиных действие, которые могут привести к их гибели, сокращению численности илинарушению среды произрастания, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати допятидесяти базовых величин [6].
Согласно ст. 264Уголовного кодекса Республики Беларусь нарушение режима особо охраняемыхприродных территорий выражается в нарушении режима заповедников, национальныхпарков, заказников, памятников природы и других особо охраняемых природныхтерриторий и объектов, повлекшим умышленное или по неосторожности причинениеущерба в крупном размере [8].
В порядкегражданско-правовой ответственности Закон Республики Беларусь «Об особоохраняемых природных территориях» установил, что вред, причиненный природнымкомплексам и объектам в границах особо охраняемых природных территорийвследствие нарушения законодательства Республики Беларусь об особо охраняемыхприродных территориях, возмещается виновными в причинении вреда юридическими и(или) физическими лицами в полном объеме добровольно либо в судебном порядке. Всчет причиненного вреда включается стоимость уничтоженных или поврежденных природныхкомплексов и объектов, а также затраты на восстановление нарушенного состоянияэтих природных комплексов и объектов. При возмещении вреда учитываются потериприродных ресурсов, а также их экологическая ценность [11, ст. 45].
Принимая во внимание ценностьприродных комплексов, сосредоточенных на природно-заповедных территориях, приопределении ущерба, причиненного уничтожением или повреждением объектовприроды, для некоторых из них установлены повышенные таксы.
Таким образом, из вышесказанного делаем вывод, что за нарушение законодательства об особо охраняемых природныхтерриториях предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правоваяответственность, как юридических, так и физических лиц.
Заключение
Написав контрольную работу на тему «Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в РеспубликеБеларусь» и проработав все поставленные мной цели и задачи контрольнойработы, делаем вывод, что правовой режим особо охраняемых территорий и объектовв Республике Беларусь регулируется: Конституцией Республики Беларусь, кодексамиРеспублики Беларусь (Лесной кодекс, Кодекс о земле, Уголовным кодексом),законами Республики Беларусь (Об охране окружающей среды, Об особо охраняемыхприродных территориях), Указами Президента Республики Беларусь, положениямиСовета Министров.
Особо охраняемыеприродные объекты в Республики Беларусь – это объекты, которые имеют особоеприродоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное(восстановительное), оздоровительное значения. Особо охраняемые природныеобъекты – это уникальные либо типичные, ценные в научных,культурно-позновательных и оздоровительных отношениях природные объектыестественного либо искусственного происхождения [10, ст. 62].
К особо охраняемым природнымтерриториям относятся: заповедники, национальные парки, заказники и памятникиприроды [11, ст. 3].
На территории РеспубликиБеларусь существует 79 особо охраняемых природных территорий общей площадью794,1 тыс. га (около 3,8 % территории страны). Особо охраняемые природныетерритории включают в себя: два заповедника – Березинский биосферныйзаповедник, Полесский государственный радиационно-экологический заповедник;национальные парки – Беловежская пуща, Нарочанский, Браславские озера,Припятский и 90 заказников [22, с. 410-411].
Целью объявления особоохраняемых природных территорий является сохранение биологического иландшафтного разнообразия.
Делая общий вывод кконтрольной работе, можно сказать, что охрана окружающей среды, рациональноеиспользование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасностиграждан нашей страны, да и всего человечества – неотъемлемое условиеустойчивого экономического и социального развития государства.
Из всех существующихотраслей права, только экологическое право имеет специальную часть, котораяпосвящена международным правовым актам в области экологическогозаконодательства, так как проблема экологии является мировой проблемой. Ведь вданное время многие виды животных и растений находятся на грани исчезновения,вырубаются леса, загрязняются моря и реки, а мы еще не успели даже их изучить.
Следовательно, сохранениеблагоприятной окружающей среды является главной задачей всего человечества. Дляэтого и создаются особо охраняемые природные территории и объекты.
Условиеи решение задачи
Заместительначальника Каменецкой районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающейсреды Е., находясь на территории Национального парка «Беловежскаяпуща», при проверке документов члена общества охотников Р. выяснил, чтопоследний имеет разовое разрешение на добычу оленя-самца. В действительностибыл добыт лось-сеголеток.
Дайтеанализ правонарушения в задаче.
Какиемеры ответственности должны быть применены в данном случае?
По условию задачи,охотником Р. совершенно преступление, квалифицируемое по ст. 282 «Незаконнаяохота» Уголовного Кодекса Республики Беларусь.
Незаконная охотапредставляет собой охоту без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенныхместах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями и способами [8, ч. 1ст. 282].
Охота представляет собойпоиск, попытка добычи или добыча диких зверей и птиц, обитающих в состоянииестественной свободы [14, ст. 43].
Предметом преступленияявляются дикие животные, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Объективная сторонапреступления представляет собой нарушение правил ведения охоты в следующихальтернативных формах: охота без надлежащего на то разрешения; охота взапрещенных местах; охота в запретное время; охота запрещенными орудиями испособами.
Субъективная сторонаданного преступления характеризуется прямым умыслом.
Квалифицированный состав(ч. 2) преступления образуют три альтернативных обстоятельства:
— незаконная охота натерритории заповедника, национального парка, заказника, в зоне экологическогобедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
— добыча зверей или птиц,охота на которых в Республике Беларусь полностью запрещена;
— незаконная охота,повлекшая причинение ущерба в крупном размере [25, с. 490-491].
Охота на территориинационального парка будет незаконной, если она осуществляется в зоне особоохраняемой территории, где охотиться вообще запрещено либо в зоне, где охотадопустима, но при наличии специального разрешения на охоту в такой зоне. Незаконнаяохота на территории национального парка влечет ответственность по ч. 2 ст. 282лишь в случае, если лицо осознавало, что совершает незаконные действия впределах такой территории.
Таким образом, из вышесказанного делая вывод, что охотник Р. будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 282Уголовного кодекса Республики Беларусь за нарушение правил охоты. Так какохотник Р. не имел надлежащего разрешения на добычу лося.
Преступление, совершенноеохотником Р. является квалифицированным, так как совершенно на территорииНационального парка Республики Беларусь «Беловежская пуща». Следовательно,согласно ч.2 ст. 282 охотник Р. понесет наказание в виде штрафа или арестасроком до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, илилишением свободы на тот же срок.

Список использованной литературы
1. Конституция Республики Беларусь(ред. от 17.11.2004г.) // национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. -1999.- № 1.
2. Водный кодекс Республики Беларусь:Кодекс Республики Беларусь от 15.07.1998г. № 191-З (ред. от 20.07.2006г.) //Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. –1998. -№ 33.
3. Гражданский кодекс РеспубликиБеларусь от 7 декабря 1998 г. (С измен. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4.2/1290.
4. Кодекс о земле РеспубликиБеларусь: Кодекс Республики Беларусь от 4.01.1999г. № 226-З (ред. от20.10.2006г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2002.–№ 2-3.
5. Комментарий к уголовному кодексуРоссийской Федерации / Под общ. ред. проф. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. 3-еизд. доп. и измен. М.: Генеральная Прокуратура Российской Федерации. 2004.- 899с.
6. Кодекс Республики Беларусь обадминистративных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003г. №194-3 (ред. от 20.07.2007 г. № 274-З) // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. -2003. -№ 2/946.
7. Лесной кодекс: Кодекс РеспубликиБеларусь от 14.07.2000 г. (ред. от 04.08.2005 г.) //Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. -2005. -№ 196.2/1163.
8. Уголовный кодекс РеспубликиБеларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999г. № 275-3 (ред. от 20.12.2007г. № 297-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999.-№ 76.
9. О создании национального паркаНарочанский: Указ Президента Республики Беларусь от 28.07.1999 г. № 447 (с изм.и доп. от 25.08.1999 г. № 494) // Собрание декретов, указов Президента ипостановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 24. ст. 685.
10. Об охране окружающей среды: ЗаконРеспублики Беларусь от 26.11.1992г. № 1982-XII (ред. от 20.07.2006 г.) // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. -2002. -№ 85.
11. Об особо охраняемых природныхтерриториях: Закон Республики Беларусь от 20.10.1994 г. № 3335-XII (с изм. и доп. от 07.05.2007 г. №213-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. -№ 118.– 2/1309.
12. Об объектах, находящихся только всобственности государства: Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 г. № 156-З(ред.от 19.07.2006 г. № 150-З) // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. 2006. — № 141. – 2/1247.
13. О налоге за использованиеприродных ресурсов (экологический налог): Закон Республики Беларусь от23.12.1991 г. (с изм. и доп. от 29.12.2006 г.) // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь. 2007. — № 3. – 2/1287.
14. Об охране и использованииживотного мира: Закон Республики Беларусь от 19.09.1996 г. № XIII (в ред. от 19.03.2001 г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 2/540.
15. О местном управлении исамоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20.02.1991г. № 617-XII (с изм. и доп. от 05.01.2008 г. №317-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. — № 14,2/1414.
16. О национальном парке Беловежскаяпуща: Положение, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от27.09.2004 г. № 460 // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО«Юриспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн.2007.
17. О некоторых вопросахгосударственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемогоМинистерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и еготерриториальными органами: Постановление Совета Министров Республики Беларусьот 21.07.2003 г. № 963 // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО«Юриспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн.2007.
18. О применении судамизаконодательства об ответственности за правонарушения против экологическойбезопасности и природной среды: Постановление Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь от 18.12.2003 г. № 13 (с изм. и доп.от 22.12.2005 г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. — № 6, 6/466.
19. Бринчук М.М. Экологическое право:Учебник, — 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ. 2005. – 670 с.
20. Балашенко С.А., Демичев Д.М.Экологическое право: Учеб. пособие. 2-е изд. – Мн.: Ураджай. 2000. – 398 с.
21. ВасильеваМ.И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения ипредупреждения экологического вреда: Учеб. пособ. – М.: Юристъ. 2006. – 652 с.
22. Демичев Д.М. Экологическое право.Особенная часть: Учебник. Мн.: Вышэйшая школа. 2007. – 494 с.
23. Дубовик О.Л. Экологическое право:Учебник. – 2-е изд. М.: ТК Велбби, Изд-во Проспект. 2006. – 688 с.
24. Овчаренко Е.В. Экологическиепреступления в уголовном праве: Учеб. пособ. М.: Юристъ-Гардарика. 1997. – 345с.
25. Уголовное право РеспубликиБеларусь. Особенная часть: Учеб. пособие/ Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, В.В.Борода; Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. Мн.: Новое знание. 2002. – 912 с.