Правовой статус безработного гражданина. Пособия по безработице

Федеральное агентство пообразованию
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
Московский государственныйиндустриальный университет
(ГОУ МГИУ)
ОТЧЕТ ОПРАКТИКЕ
по специальности «Юриспруденция»
Москва 2010

В период с 06 сентябряпо 3 октября я проходила преддипломную практику в юридическом отделепредприятия ЗАО «Связной Логистика» в должности помощника.
Целью прохождения моей практикиявлялось реализация знания нормативно правовых актов на практике и выработканавыков составления различных гражданско-правовых договоров, трудовых договорови иных локальных документов.
Для достиженияпоставленной цели при прохождении практики ставились следующие задачи:
— изучение структуры,порядка управления юридического лица с учетом специфики видов его деятельности
— изучениенормативно-правовых актов, регулирующих деятельность юридического лица;
— выработка навыков всоставлении гражданско-правовых договоров, протоколов разногласий, ведениипереговоров;
— изучениезаконодательства, регулирующего трудовые отношения в организации;
— выработка навыков всоставлении трудовых договоров, должностных инструкций
В первые дни своейпрактики я познакомилась, с руководителем юридического отела предприятия, сведущими юристами компании, Уставом, а так же ознакомилась со структурой иосновными направлениями работы предприятия.
ЗАО «Связной Логистика»зарегистрировано в марте 1995 года. Направления деятельности ЗАО « СвязнойЛогистики» — розничные продажи технически – сложных устройств. ЗАО «СвязнойЛогистика» создано в форме закрытого акционерного общества. Целью деятельностиюриста является обеспечение правовой работы ЗАО «Связной Логистика».
В обязанности юриста этогопредприятия входит составление договоров, заключение трудовых договоров ссотрудниками, проверка документов, составленных другими подразделениями насоответствие действующему законодательству, претензионная работа,представительство общества в судах и другое.
В ЗАО «СвязнойЛогистика» имеется хорошая нормативно-правовая база, представленная как впечатном виде, так и в электронном виде. Важную роль при обеспечении нормативно-правовойбазы играют электронные
правовые базы, такие как «Консультант плюс» и «Гарант», которые еженедельнообновляются, что дает возможность оперативно найти необходимыенормативно-правовые акты, образцы документов, статьи в профильных журналах ииную информацию.
В процессе практикимной совершенствовалась работа с
системами «Консультант плюс» и «Гарант». В работе системы мне помогли найтиответы, на вопросы, возникающие в процессе практики, такие как поискзаконодательства, регулирующего определенные гражданско-правовые отношения.
В ходе практики ястолкнулась в частности, с вопросами лицензирования, особенностями получениялицензии на предоставление услуг.
Также при выполнении работыпо сбору пакета документов лицензиата мне пришлось обращаться за консультациямик представителям компетентных структур, а также подобрать нормативно-правовуюбазу по данному вопрос, изучить ее и посмотреть правоприменительную практику.
В ходе практики мнепришлось столкнуться с взаимосвязью различных отраслей права, таких какналоговое, гражданское, арбитражный процесс, трудовое законодательство идругие, что позволило мне понять, что законодательство, как дисциплины в ВУЗе напрактике в чистом виде не используется, а тесно взаимодействуют между собой.
Практика позволилаусвоить ранее полученный теоретический материал, научила ориентироваться взаконодательстве, применять правильные нормы законодательства и отличать одниот других.
Я понялa,что для решения спорных ситуация, сначала необходимо изучить максимально возможноезаконодательство, с той целью, чтобы не упустить какие-либо тонкости и нюансыпри разрешении ситуаций. Важную роль в законодательстве имеетправоприменительная практика, решения судов и т.д.
Следует отметить, что входе практики я более утвердилась во мнении, что система российскогозаконодательства требует внесения изменений и дополнений, и являетсянесовершенной в сегодняшнем виде, так как в законодательстве есть очень многопробелов, ряд из которых можно восполнить с помощью аналогии права, а есть итакие пробелы, которые аналогией не восполнимы.
За время практики янаучилacь составлятьюридические документы (претензии, договора, письма, исковые заявления), решатьсамостоятельно спорные вопросы и поставленные передо мной задачи.
Особенное внимание яуделила составлению договоров. Так как составления договоров является важнымэтапом в деятельности любого юридического или физического лица. Длякачественного составления договоров необходимо иметь значительный юридическийопыт, в том числе и владеть навыками юридического письма, то есть особым языкомюридической практики, а также ориентироваться в самых разных правовых терминах,которые широко используются при составлении самых разных договоров.
В ходе осуществленияпрактической деятельности я еще раз убедилась, что теоретические знаниянеобходимы, успех практической деятельности напрямую зависит от полученных имзнаний за время учебного процесса.
В ходе практики мной вдосудебном порядке был разрешен спор по оплате оказанных услуг.
ЗАО «Связной Логистика»в августе 2009 года заключил договор возмездного оказания услуг с компанией «ДокторСервис Рус». Согласно данному договору, общество обязуется изготовить партиючехлов на телефоны GSMсрекламной символикой компании «Доктор Сервис Рус». В свою очередь «ДокторСервис Рус» обязуется оплатить оказанные рекламные работы в полном объеме, всумме 500 000 рублей. ООО«Связной Логистика» исполнило своиобязательства в полном объеме в соответствии с условиями договора. «ДокторСервис Рус» в свою очередь обязательства не исполнил, и оказанные услугиоплатил не в полном объеме, им на расчетный счет компании была перечисленатолько сумма аванса в размере 300000 рублей, оставшиеся 200000 рублей на счеткомпании так и не поступили.
Мной по указаннойситуации были изучены документы, а именно договор оказания услуг,дополнительное соглашение и ряд нормативно-правовых актов (Гражданский кодекс,Арбитражный процессуальный кодекс и т.д.). После чего был подготовлен проектпретензии «Доктор Сервис Рус» с указанием в ней суммы задолженности и суммыпени в размере 13000 рублей. Указанная претензия была направлена в компанию «ДокторСервис Рус». Через неделю от «Доктор Сервис Рус» поступил ответ на претензию, вкотором они сообщают о том, что 16 сентября 2010 года на расчетный счет ЗАО «Связной Логистика» перечислены деньги в сумме 200000 рублей, а начисление пенине обоснованно.
Мной была подготовленаповторная претензия — возражение на необоснованность начисления пени. В письмемной сделана ссылка на Постановление Пленума Верховного Суда и Пленума ВысшегоАрбитражного суда «О практике применения положений ГК РФ о процентах запользование чужими денежными средствами» от 27 октября 1998г., согласнокоторому положения ст. 395 ГК РФ не применяются к отношениям сторон, только в техслучаях, когда они не связаны с использованием денег в качестве средстваплатежа, средства погашения денежного долга. Таким образом, мной былообосновано начисление пени на сумму долга в размере 0.5% суммы платежа закаждый день просрочки.
30 сентября 2010года избанка поступило уведомление о полной оплате компании « Доктор Сервис Рус» суммыпени, начисленной и рассчитанной мной.
В заключении могуотметить, что прохождение студентом практики на различных предприятиях и ворганизациях является важным элементом процесса подготовки специалистаюридической специальности. В течение практики будущий юрист имеет возможностиприменить полученные ранее теоретические знания в процессе обучения впрактической деятельности.
Цель практики состоит вполучении опыта работы в качестве юриста на действующем предприятии,организации, повышении профессиональной подготовки, закреплении полученныхранее в ходе обучения теоретических знаний по специальным и общим правовымдисциплинам, умении использования законодательства в конкретных случаях.Понятие безработного гражданина
В соответствии сп. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РоссийскойФедерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые неимеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целяхпоиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней.Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым.Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного.В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданинаможно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечетвозникновение права на признание безработным.
Во-первых, такимобстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» наличие угражданина трудоспособности резюмируется по достижении возраста 16 лет. Подостижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятостинаселения считается трудоспособным.
Поэтому на него неможет быть возложена обязанность по доказыванию наличия у неготрудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общийвозраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорийработников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видамзанятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаяхзаконодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, аиногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ «Озанятости населения в Российской Федерации» в части признаниятрудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает впротиворечие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в нейобстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельныхслучаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешатьпутем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФимеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числеи перед Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Всвязи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина придоказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.
Во-вторых,обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина,является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин неможет быть занятым. Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии унего работы и заработка, что исключает возможность признания его безработнымгражданином. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство,могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу,справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которыевыплачиваются за занятых граждан.
В-третьих, к числуобстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относитсярегистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением ПравительстваРФ от 22 апреля 1997 года N 458. Данный порядок предусматривает двавида регистрации безработных граждан. Во-первых, в нем предусмотрена первичнаярегистрация безработных граждан. Во-вторых, им установлена регистрация гражданв качестве безработных. Нельзя не заметить, что из правового понятиябезработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службызанятости — регистрация в целях поиска подходящей работы. Сказанное позволяетсделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных гражданвступает в противоречие с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации», в котором дано понятие безработногогражданина. Причем из понятия «первичная регистрация безработныхграждан» напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным.Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»,который имеет большую юридическую силу по отношению к постановлениюПравительства, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом. В силутребований названного Закона органы службы занятости должны осуществлятьрегистрацию безработных граждан с цель поиска подходящей работы. В п. 7Порядка регистрации безработных граждан перечислены документы, которыепредставляются безработными гражданами для регистрации в целях поискаподходящей работы. К их числу относятся: 1) справка о среднем заработке(доходе, денежном довольствии) за последние три месяца занятости; 2) паспортили иной документ, удостоверяющий личность; 3) трудовая книжка или иной документ,подтверждающий трудовой стаж; 4) документы, удостоверяющие профессиональнуюквалификацию. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии(специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,а также документ об образовании. После предоставления перечисленных документову гражданина возникает право на регистрацию в органах службы занятости в целяхпоиска подходящей работы. В свою очередь у соответствующего органа службызанятости возникает корреспондирующая данному праву обязанность по проведениютакой регистрации.
В-четвертых, к числуобстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относитсяготовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина оттрудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, заисключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства неявляются для него подходящей работой. Возложение на гражданина обязанноститрудоустроиться на подходящей работе, как условия его признания безработным, неможет рассматриваться в качестве нарушения принципа свободного распоряжениясвоими способностями к труду, который закреплен в ст. 37 Конституции РФ.Гражданин получает статус безработного в силу того, что полномочные органы немогут обеспечить его подходящей работой, и по этой причине он лишаетсявозможности получить средства для существования. Отказ гражданина оттрудоустройства на подходящей работе свидетельствует об исполнении органамислужбы занятости своей обязанности по предоставлению гражданину подходящейработы. Тогда как гражданин вправе отказаться от любого вариантатрудоустройства, то есть свободно распорядиться своими способностями к труду.Отказ от реализации права на трудоустройство не может влечь возникновения корреспондирующейданному праву обязанности. Например, закрепленной в ст. 37 Конституции РФобязанности по выплате заработной платы. Корреспондирующей праву натрудоустройство гражданина на подходящей работе является, и обязанность органовслужбы занятости зарегистрировать гражданина с целью поиска подходящей работы.Естественно, отказ от реализации данного права влечет отсутствие обязанности уорганов службы занятости проводить указанную регистрацию. В связи с изложеннымусловие о готовности гражданина приступить к подходящей работе, как атрибут дляего признания безработным, не может рассматриваться в качестве ограниченияправа гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду. Ведьотказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе не влечет для негонеблагоприятных последствий. Поэтому трудоустройство остается правом, а необязанностью гражданина. Однако отказ от его реализации не может влечьвозникновение корреспондирующих данному праву обязанностей.
В-пятых,обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина,является отсутствие препятствий для признания гражданина безработным. Вп. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РоссийскойФедерации» дан исчерпывающий перечень обстоятельств, доказанность которыхслужит основанием для отказа в признании гражданина безработным. В соответствиис названной нормой безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие16-летнего возраста. Как уже отмечалось, на основании ст. 63 ТК РФтрудоспособными могут быть признаны и лица, которые не достигли возраста 16лет. В силу чего у них возникает право требовать признания за ними статусабезработного гражданина. Безработными не могут быть признаны граждане, которымв соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначенапенсия по старости (по возрасту, за выслугу). Хотя эти лица не осуществляютдеятельность, но они имеют доход в виде государственной пенсии. В связи, с чемони не вписываются в перечень обстоятельств, характеризующих правовое понятиебезработного гражданина. Следует заметить, что основанием для отказа впризнании гражданина безработным является получение им пенсии на основаниифедерального законодательства. Получение пенсии в соответствии с региональнымзаконодательством не является основанием для отказа в регистрации гражданина вкачестве безработного. Основанием для такого отказа в п. 3 ст. 3названного Закона указан отказ гражданина в течение 10 дней со дня регистрациив органах службы занятости с целью поиска подходящей работы от двух вариантовподходящей работы, включая работы временного характера, а для впервые ищущихработу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), — отказ отполучения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы,включая работу временного характера. При этом гражданину не может бытьпредложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той жепрофессии, специальности) дважды. Перечисленные виды отказа гражданина такжесвидетельствуют о нежелании воспользоваться правом на трудоустройство илиобучение. Соответственно не возникает и корреспондирующая данному правуобязанность по признанию гражданина безработным. К числу оснований для отказа впризнании гражданина безработным относится его неявка без уважительных причин втечение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органыслужбы занятости для предложения подходящей работы, а также неявка в срок,установленный органами службы занятости, для регистрации его в качествебезработного. Нельзя не заметить, что отказ гражданина от явки в органы службызанятости без уважительных причин при наличии двух вариантов подходящей работыравнозначен отсутствию желания реализовать право на трудоустройство. Поэтомуиспользование данного основания для отказа в регистрации гражданину в качествебезработного не противоречит правовому понятию безработного гражданина. Тогдакак неявка на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантовподходящей работы не вытекает из правового понятия безработного гражданина вкачестве основания для отказа в признании его безработным. Процессуальноезаконодательство не позволяет ограничить права и свободы человека и гражданина,в том числе в сфере занятости, по одним формальным соображениям. В связи с чемнеявка гражданина на регистрацию в качестве безработного при отсутствиивариантов подходящей работы, как основание для отказа в его регистрациибезработным, вступает в противоречие с правовым понятием безработногогражданина. Следовательно, должно применяться общее понятие, которое непозволяет отказать гражданину в регистрации в качестве безработного поформальным соображениям.
Основанием для отказа врегистрации в качестве безработного в п. 3 ст. 3 Закона РФ «Озанятости населения в Российской Федерации» названо осуждение судом кисправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишениясвободы. В данном случае гражданин становится занятым на основании приговорасуда, что исключает возможность для его признания безработным.
Последним препятствиемдля признания гражданина безработным в рассматриваемом Законе названопредоставление им документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствииработы и заработка, а также предоставление других недостоверных данных дляпризнания безработным. Указанные документы должны влиять на доказанностьобстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. Например,гражданин может скрыть факт получения им пенсии за выслугу лет на основаниифедерального законодательства. Данный факт исключает возможность признаниягражданина безработным. В связи с чем непредставление гражданином документа ополучении данной пенсии является законным основанием для отказа в регистрациигражданина в качестве безработного. В этом случае гражданин получает доход, чтоне позволяет признать его безработным. Сведения, которые не влияют на признаниегражданина безработным, не могут стать законным основанием для отказа врегистрации в качестве безработного гражданина. Таким образом, предоставлениенедостоверных документов и данных может стать основанием для отказа врегистрации гражданина в качестве безработного только тогда, когда содержащиесяв них сведения опровергают рассмотренные обстоятельства, доказанность которыхпозволяет признать гражданина безработным. Нами рассмотрены обстоятельства,доказанность которых не позволяет принять решение о признании гражданинабезработным. Напомним, что перечень этих обстоятельств определен в Законе РФ«О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом.
Доказанностьрассмотренных обстоятельств, входящих в правовое понятие безработногогражданина, влечет возникновение у него права на получение статусабезработного. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующего органаслужбы занятости по предоставлению гражданину статуса безработного.Правовой статусбезработного гражданина
В соответствии сп. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РоссийскойФедерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целяхпоиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости поместу жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов,которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным.При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданинав целях поиска подходящей работы, он признается безработным с первого дняпредставления необходимых документов. Таким образом, в момент регистрациигражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы онвправе представить необходимые для его признания безработным документы. Поистечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признаетсябезработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости.Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решениемсоответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органыслужбы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанностьуказанных органов после получения перечисленных документов вынести решение опризнании гражданина безработным. При этом регистрация гражданина с цельюпоиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанныхдокументов. Но в этом случае решение о признании гражданина безработным поистечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с моментапредставления им перечисленных документов. При невыполнении данной обязанностигражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий органи (или) в суд. По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе впризнании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращениев органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органыкорреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованноерешение. При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этихорганах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованностивынесенного решения.
Правовой статусбезработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носяткорреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получениеподходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службызанятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихсявариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумявариантами подходящей работы. В свою очередь орган службы занятости обязанпредоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.
В соответствии сост. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию,профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации понаправлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанностьсоответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставитьбезработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональнойподготовки.
При отсутствииподходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения понаправлению органов службы занятости безработные граждане имеют право наполучение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. Всвою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.
В ст. 12 Закона РФ«О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданамгарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу(обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости вразмерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанныхкомпенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости,предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.
Безработный гражданинимеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинскоеосвидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данномуправу корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинскихучреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованиюбезработных граждан.
Органы службы занятостиобеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовыхдоговоров для выполнения общественных работ.
Перечень правбезработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службызанятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональномзаконодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие актымогут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.
В Законе РФ «Озанятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образомопределены обязанности безработного гражданина.
Безработный гражданинобязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для полученияпредложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, атакже для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться вуказанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения.Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятостипривлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.
Как видно изсказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службызанятости — корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую напрактике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положениеобусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться отдолжностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей.Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны.В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы поконтролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностныхобязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всейвидимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественныхорганизаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.Порядок и срокивыплаты пособий по безработице
В соответствии сп. 1 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в РоссийскойФедерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным вустановленном порядке безработными. Решение о назначении пособия принимаетсяодновременно с решением о признании гражданина безработным. Таким образом,гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым к безработным гражданам,представивший документы, необходимые для его признания безработным, получаетправо на выплату пособия по безработице при отсутствии подходящей работы спервого дня представления указанных документов.
По общему правилупособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается впроцентном отношении к среднему заработку, исчисленному по последнему местуработы, за три последних месяца работы. В п. 1 ст. 30 Закона РФ«О занятости населения в Российской Федерации» даны обстоятельства,доказанность которых позволяет вынести решение о выплате пособия по безработицев процентном отношении к среднему заработку уволенного гражданина. Во-первых,таким обстоятельством является наличие у гражданина стажа работы на условияхполного рабочего времени в течение 26 календарных недель в течение 12 месяцев,предшествовавших началу безработицы. Во-вторых, к числу этих обстоятельствотнесено наличие у гражданина оплачиваемой работы на условиях неполногорабочего времени в пересчете равного 26 календарным неделям полного рабочеговремени в течение 12 месяцев, которые предшествовали безработице.Следовательно, условием выплаты пособия по безработице в процентном отношении кзаработку уволенного гражданина является наличие страхового стажа, равного 26календарным неделям полного рабочего времени, которые приходятся на 12 месяцев,предшествовавших признанию гражданина безработным.
Размер пособия побезработице, назначаемого перечисленным гражданам, составляет в первые тримесяца безработицы 75 процентов среднего месячного заработка по последнемуместу работы, за последующие четыре месяца — 60 процентов среднего заработка, вдальнейшем — 45 процентов среднего заработка, но не выше величины прожиточногоминимума, исчисленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и нениже 20 процентов данного прожиточного минимума. Во всех случаях размер пособияуказанных граждан не может быть меньше 100 рублей.
Во всех иных случаях, втом числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющимпрофессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность последлительного (более одного года) перерыва, а также не имеющим необходимогострахового стажа для назначения пособия в процентном отношении к среднемузаработку, пособие по безработице назначается в размере 20 процентов величиныпрожиточного минимума субъекта Российской Федерации, на территории которого оновыплачивается. Но и в этом случае размер пособия по безработице не может бытьменьше 100 рублей в месяц. Гражданам, которым пособие назначено в размере 100рублей, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,размер пособия по безработице увеличивается пропорционально действующим науказанных территориях районным коэффициентам.
При наличии лиц,находящихся на иждивении безработного гражданина, размер назначенного ему пособияпо безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума,исчисленного в субъекте Российской Федерации, на каждого из указанных лиц.Однако такое увеличение не может превышать 30 процентов от размера данногоминимума и не может быть меньше 50 рублей в месяц на каждого иждивенцабезработного.
На основании п. 5ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварий и катастроф, кпособию по безработице выплачивается дополнительное пособие. Постояннопроживающим на территории с льготным социально-экономическим режимом приусловии постоянного проживания до 1 января 1991 года дополнительноепособие выплачивается в размере 10 процентов величины прожиточного минимумасоответствующего субъекта Российской Федерации, но оно не может быть меньше 50рублей в месяц. Безработным, постоянно проживающим на территории зоныпроживания с правом отселения, дополнительное пособие выплачивается в размере20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РоссийскойФедерации, но не менее 100 рублей в месяц. Безработным, постоянно проживающим взоне отселения до их переселения, дополнительное пособие выплачивается вразмере 40 процентов величины прожиточного минимума, определенного в субъектеРоссийской Федерации, но не ниже 200 рублей в месяц.
По общему правилу,которое закреплено в ч. 2 п. 3 ст. 31 Закона РФ «Озанятости населения в Российской Федерации», продолжительность выплатыпособия по безработице не может превышать в суммарном исчислении 12 месяцев втечение 18 календарных месяцев. Данное правило не распространяется на граждан,впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии(специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного(более одного года) перерыва, уволенных за нарушения трудовой дисциплины и иныевиновные действия, отчисленных за виновные действия с обучения по направлениюорганов службы занятости. Общая продолжительность выплаты пособия дляперечисленных лиц установлена в 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12календарных месяцев.
Безработным гражданам,имеющим стаж работы, необходимый для назначения пенсии по возрасту (постарости), в ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РоссийскойФедерации» предусмотрено продление сроков выплаты пособия по безработице.Срок выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемыйдля назначения пенсии по старости (по возрасту) стаж. В этом случае общаяпродолжительность выплаты пособия по безработице не должна превышать 24 месяцевв течение 36 календарных месяцев. Для перечисленных лиц, имеющих право наполучение пособия по безработице продолжительностью 6 месяцев в течение 12 календарныхмесяцев, продление срока выплаты пособия не может превышать 12 месяцев всуммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
Возможно повторноеназначение пособия по безработице по истечении рассмотренных максимальныхсроков его получения. В соответствии с п. 5 ст. 31 Закона РФ «Озанятости населения в Российской Федерации» такое пособие назначается вразмере 20 процентов прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РоссийскойФедерации, но не ниже 100 рублей в месяц.
В соответствии сп. 6 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в РоссийскойФедерации» пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяцпри условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службойзанятости сроки, но не реже двух раз в месяц. Право на получение пособия побезработице может быть ограничено по основаниям, исчерпывающий перечень которыхдан в названном Законе. При нарушении сроков выплаты пособия по безработице непо вине гражданина он вправе требовать начисления установленных законодательствомпроцентов за время задержки пособия. Поскольку пособие по безработице по своейправовой природе призвано компенсировать утраченный гражданином заработок вкачестве меры ответственности за нарушение сроков выплаты пособия побезработице, применимы санкции, установленные в ст. 236 ТК РФ за задержкузаработной платы. В данном случае применим принцип аналогии.
В п. 2 ст. 35Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечисленыслучаи прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятиемгражданина с учета в качестве безработного. К их числу относятся: 1) признаниегражданина занятым; 2) прохождение гражданином профессиональной подготовки,повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службызанятости с выплатой стипендии; 3) длительная (более месяца) неявкабезработного в органы службы занятости без уважительных причин; 4) переездбезработного в другую местность; 5) получение пособия по безработице обманнымпутем; 6) осуждение лица, получающего пособие по безработице, к наказанию ввиде лишения свободы; 7) назначение в соответствии с пенсионнымзаконодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), завыслугу лет. При наличии перечисленных оснований органы службы занятостиобязаны прекратить выплату пособия по безработице. Решение о прекращениивыплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным. Обязанностьдоказать законность и обоснованность решения о прекращении выплаты пособия побезработице лежит на представителях органа службы занятости, принявшего такоерешение. Обратим внимание на то, что гражданин не может быть лишен права наполучение пособия по безработице по формальным соображениям. В частности,длительная неявка безработного в органы службы занятости может стать законнымоснованием для прекращения выплаты пособия по безработице лишь в том случае,если гражданину в этот период могла быть предложена подходящая работа.Применение такого основания для прекращения выплаты пособия по безработице, какполучение пособия обманным путем, предполагает недоказанность обстоятельств,входящих в правовое понятие безработного гражданина. К числу обстоятельств,доказанность которых позволяет прекратить выплату пособия по безработице,относится, например, сокрытие гражданином сведений о получаемом заработке(доходе).
Выплата пособия побезработице может быть приостановлена в случаях: 1) отказа в период безработицыот двух вариантов подходящей работы; 2) отказа по истечении трехмесячногопериода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или отнаправления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущихработу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихсявозобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва,уволившихся по собственному желанию без уважительных причин в течение одногогода, предшествовавшего началу безработицы; 3) явки безработного наперерегистрацию в состоянии опьянения; 4) увольнения с последнего места работы(службы) за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, а такжеотчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, сместа обучения за виновные действия; 5) нарушения безработным без уважительныхпричин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного; 6)самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службызанятости. Перечень оснований для приостановления выплаты пособия побезработице также является исчерпывающим. Приостановление выплаты пособия побезработице является правом, а не обязанностью органов службы занятости.Решение о приостановлении выплаты пособия по безработице должно быть законным иобоснованным. На представителях органа службы занятости, принявшего решение оприостановлении выплаты пособия по безработице, лежит обязанность доказатьзаконность и обоснованность данного решения. Решение о приостановлении выплаты,пособия по безработице также не может быть обосновано формальнымисоображениями, его также следует связывать с обстоятельствами, характеризующимиправовое понятие безработного гражданина. Например, нарушение сроковперерегистрации может быть признано законным основанием для приостановлениявыплаты пособия по безработице в том случае, если в связи с неявкойбезработного на перерегистрацию орган службы занятости лишился возможностипредложить ему подходящую работу. Периоды приостановления выплаты пособия побезработице входят в общую продолжительность выплаты пособия по безработице ине засчитываются в общий трудовой стаж.
Размер пособия побезработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца вследующих случаях: 1) неявки безработного гражданина без уважительных причин напереговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со днянаправления органами службы занятости; 2) отказа без уважительных причинявиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).Решение о сокращении пособия по безработице также должно быть законным иобоснованным, оно не должно быть продиктовано формальными соображениями. Приобжаловании данного решения обязанность доказать его законность иобоснованность лежит на представителях органа занятости, принявшего такоерешение.
В связи с этим следуетиметь в виду, что гражданин вправе отказаться от ведения переговоров с работодателемо работе, которая не является для него подходящей. Действия органа службызанятости по направлению гражданина на работу могут быть признаны законными,если предлагаемая работа была подходящей для безработного. В связи, с чемгражданин вправе отказаться от явки за направлением на работу, которая неявляется для него подходящей.