Правовой статус и место Конституционного суда в системе органов государственной власти

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ(Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВАЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА
Правовойстатус и место Конституционного Суда РФ в системе органов государственнойвласти
Работу выполнила студентка
179 учебной группы 1 курса
Чекменева Марина Сергеевна
Проверил: К.ю.н., доцент
Макушин А.А.
Санкт-Петербург2010

Оглавление
Введение
Глава 1. Основные положения оКонституционном суде РФ
1.1 История возникновения и развитияКонституционного суда
1.2 Место Конституционного суда всистеме органов государственной власти
Глава 2. Правовой статусКонституционного суда РФ
2.1 Полномочия и состав суда
2.2 Организация работы и аппарат суда
2.3 Судебная статистика
Заключение
Источники и литература

Введение
 
Принятие законов представительными органами, исполнение этихзаконов исполнительной властью не может предотвратить правовые конфликты иобеспечить неуклонное соблюдение прав всеми его субъектами. Эту задачувыполняют, прежде всего, суды, — независимое звено государственной власти.
Во всех демократических государствах роль судов признаетсянезаменимой. Наряду с судами общей юрисдикции в большинстве стран созданаспециальная юстиция (трудовые суды, административные суды) – конституционныесуды, которые возникли в западных странах на ранних стадиях строительстваправового государства. Несмотря на то, что такие суды возникли достаточнодавно, эта тема не потеряла своей актуальности, так как многие принимаемые внаши дни законы не соответствуют конституциям в различных государствах. Этообъясняется тем, что эти законы разрабатываются специалистами и парламентариямис неодинаковой степенью квалификации. На основании этого можно сделать вывод,что для обеспечения своего нормального существования, для гарантии прав исвобод граждан правовое государство непременно наделяет судебную властьфункцией конституционного контроля.
Тема актуальна и тем, чтов России, как в любом другом правовом государстве, должен существовать институтконституционного контроля, а не надзора, чтобы избежать подчинения органовгосударственной власти конституционной юстиции.
В реформирующейся России проблемыконституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. Втечение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающиезарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы санализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такаяактивность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементомпостроения правового государства, и в современной России он стал наиболеезримым его воплощением.
Цель работы – определитьправовой статус Конституционного суда, как органа государственной власти.
В данной работепоставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть составсуда, аппарат и полномочия.
2. Определить место судав системе органов государственной власти
3.Проанализироватьсудебную статистику за период с 1995 по 2009 год.
В работе использовалисьФедеральный конституционный закон, научная и учебная литература, а так жедругие источники.

Глава 1. Основныеположения о Конституционном суде РФ
 
1.1 Историявозникновения и развития Конституционного суда
 
Судьба конституционногоконтроля, осуществляемого органами судебной власти, в нашей стране не былапростой. Повышенный интерес к этой проблеме возник, когда после образованияСоюза ССР потребовалось преодолевать «разнобой и пестроту» в законодательствесоюзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла статьКонституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для приданияединообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на которыйбыла возложена функция контролирования соблюдения Конституции СССР, сталобразованный в 1924 году Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активностьВерховного Суда СССР в области Конституционного Суда, конституционного контролязначительно упала, а затем и вовсе «исчезла». В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.[1]
Советские конституции неиграли существенной роли в жизни общества, т.е. в течение почти всех 75 летСоветской власти, они легко могли быть обойдены. Помпезные мероприятия послучаю их принятия (особенно в 1936 и 1977 гг.) были оркестрованными ритуалами,контролировавшимися политической верхушкой, стремившейся, помимо прочего,продемонстрировать силу своего контроля. И если отдельные положения этихконституций могли быть интерпретированы как угрожающие институтам существующегорежима (например, норма, провозглашающая право свободного выхода республик изСоюза), то по неписаным правилам советской политики подобные «угрозы»не только не имели возможности быть реализованными, но даже не могли открытообсуждаться.[2] Интерес к проблемам конституционногоконтроля возник вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поискипутей создания того, что принято именовать правовым государством.[3]
М.Горбачевым и егосподвижниками была сделана попытка придать ряду конституционных положенийдолжное политическое значение. Убежденный в том, что многие старыегосударственные структуры не служат перестройке, Горбачев стал планироватьзамену их новыми, в большей степени представляющими население и ответственнымиперед ним. Он надеялся, что широкие слои народа поддержат его усилия сделатьсоветскую систему более эффективной и в сфере экономики и в области политики.Когда же дело дошло до практики, то планируемый уровень контроля со стороныцентра был снижен, что привело к определенным угрозам позиции Горбачева и коммунистическойпартии. Так, когда в 1988 г. ХIХ партийная конференция приняла решение оцелесообразности создания съезда народных депутатов, предполагалось, чтоместные партийные организации будут контролировать выдвижение кандидатов впроцессе самих выборов. На практике, однако, во многих случаях этого неполучилось. Другой пример. Схема новых государственных структур нареспубликанском уровне предполагала, что каждая союзная республика будет иметьтак же, как и на уровне Союза ССР, двухступенчатую легислатуру (Съезд иВерховный Совет) и определенное число депутатов будет избрано общественнымиорганизациями. Однако эти намерения были встречены такими возражениями, чтоСоюзный центр был вынужден позволить каждой республике решать эти вопросысамостоятельно. В итоге все республики, за исключением России, предпочлиодноступенчатую систему представительных органов. Практика избрания депутатовобщественными организациями в республиках также практически не применялась.
Таким образом, еслираньше Конституция не играла почти никакой роли в установлении и распределенииполитической власти, то теперь конституционные нормы стали одним из основныхобъектов противоречий, возникающих в конце 80-х гг. Конституция создала новыеструктуры, которые получили существенную власть и стали создавать угрозу длятрадиционного пути проведения советской политики. Значение конституционныхструктур еще больше возросло в связи с созданием в СССР института президентскойвласти в 1990г. Благодаря тому же самому набору конституционных поправок,которые ввели институт президентской власти, коммунистическая партия утратиласвою официальную монополию на политическую власть. Теперь настоящаяконституционная политика появилась на советской политической арене уже нестолько формально.
Еще в 70-х гг. советскиеюристы осторожно выдвинули идею независимого органа конституционного контроля. Но только в периодперестройки возникли условия, при которых предложения подобного рода могливстретить положительный отклик.[4]
23 декабря 1989 г. состоялось принятие закона «О конституционном надзоре в СССР» В соответствии с нимбыл образован Комитет конституционного надзора — судебный орган, частичноприкрепленный к парламенту.[5]
Комитет функционировалменее двух лет. С самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера егодействия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик.Несмотря на эти ограничения новый институт привлек к себе значительное вниманиекак в Союзе, так и за рубежом. Данный институт заслуживает высокой оценки засвои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав. Средисущественных решений в этой области следует отметить, что Комитет прекратилпрактику издания секретных законодательных актов, влияющих на права граждан;постановил, что ограничения свободы передвижения и выбора места жительства,вытекающие из положенийзакона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международныесоглашения о правах человека; отменил указ президента СССР, запрещавшийпроведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий Конституции;признал что принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией,нарушало Конституцию и международные соглашения о правах человека. Комитеттакже установил, что министерские постановления, ограничивающие ответственностьминистерств за выпуск нестандартной продукции, нарушали права потребителей.
В то же время некоторыерешения Комитета, в особенности касающиеся взаимоотношений между республиками ицентром, не были встречены с энтузиазмом. Так, когда в РСФСР был принят закон,запрещающий руководителям государственных органов одновременно руководить иобщественными организациями, президент Горбачев попросил Комитет рассмотретьданный закон с точки зрения его конституционности. Очевидно, что закон ставилцелью предотвратить одновременное пребывание на важных государственных постахлидеров КПСС. Комитет постановил, что данный закон нарушал конституционныеправа государственных служащих и членов общественных организаций.
Ввергнутый в водоворотчрезвычайно важных вопросов, связанных с попытками центра сохранить своипозиции в отношении республик, стремившихся к большей автономности, если не кполной независимости, Комитет занял сторону центра, что безусловно нанесло уронего репутации в определенных кругах. Но, принимая во внимание условия тоговремени, возможно, излишним было ожидать, что Комитет станет действоватьпо-иному. Ведь Конституция СССР не была отменена.
Дальнейшая критикаКомитета конституционного надзора фокусировалась на недостатках в тщательномобосновании мнений и том факте, что некоторые решения Комитета в сущностиостались невыполненными и, конечно же, попытка Комитета продемонстрировать своюнейтральность потерпела крах, когда его члены стали высказываться по важнымполитическим вопросам за пределами Комитета. В итоге члены Комитета не сумелизанять прочную позицию в заявлении от 19 августа 1991 г.
Между тем ценно уже то,что Комитет конституционного надзора был первой попыткой создания учрежденияподобного рода после 70 лет постоянного внушения, что независимый органконституционного контроля не только не был необходим, но даже представлял бысобой реальную угрозу принципам Советской системы. Уяснив эту атмосферу, уже неудивишься тому, что работа Комитета не стала предметом всеобщего прославления.
Несколько проектовдоговоров о создании обновленного Союза учреждение Конституционного Суда какпреемника Комитета конституционного надзора. Этот вопрос приобрел дискуссионныйхарактер, но еще до развала Союза ССР и РСФСР было принято решение о создании вРСФСР своего Конституционного Суда.
Правовой базой организациии деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционноеположение, принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г. и достаточно подробный Закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991г., содержащий 89 статей.
Этот закон не являлсяобразцовым актом. Длинный и небрежно составленный, он содержит ряддействительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда.В это же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странахпредставляются настолько очевидными, что не нуждаются в законодательномзакреплении (например, положение о том, что все расходы суда покрываются изреспубликанского бюджета), что свидетельствует об отсутствии у авторов его проектаопыта в создании актов подобного рода, хотя более вероятно, что это сделано сцелью предусмотреть и преодолеть возможные попытки ослабить контрольКонституционного Суда.
Начало деятельностиКонституционного суда не было стремительным. В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двухоставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. Попрошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако законпозволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей созданиеКонституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д. Зорькина своимпредседателем.
ДеятельностьКонституционного суда в восприятии ее как российской, так и американскойобщественностью во многом проходила через призму «дела КПСС». Кромедела коммунистической партии, самой значительной акцией Конституционного Суданесомненно было решение, дающее отрицательную правовую оценку некоторымдействиям президента Ельцина. В своем первом решении, в январе 1992г., судпровозгласил неконституционным Указ президента об объединении министерствбезопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушил принципразделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создаватьминистерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Вовторой половине 1992г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционностиУказов Президента России о прекращении деятельности КПСС. Это «деловека» получило подробное освещение как в национальных, так и вмеждународных средствах массовой информации.[6]
24 декабря 1993 г. Указом Президента РФ N 2288 Закон от 12 июля 1991 г. отменен и работа над проектом новогоЗакона о Конституционном Суде РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 г. этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ сталфедеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросыорганизации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей,переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу.[7]
 
1.2 МестоКонституционного суда в системе органов государственной власти
Исходя изустановленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органовгосударственной власти по функциональному принципу делится на органызаконодательной, исполнительной и судебной власти
Органызаконодательной власти — Федеральное Собрание РФ в составе двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, парламенты — законодательные ипредставительные органы республик в составе Российской Федерации:Государственный Совет Татарстана, Народный Хурал Бурятии, ГосударственноеСобрание (Курултай) Башкортостана и т.д.; законодательные представительныеорганы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы илизаконотворчества собрания и т.д.). Основная их функция — осуществлениеобщефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Всеорганы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самойдемократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного правапри тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной властипредставляет население всей страны, а законодательные органы субъектовФедерации представляют население только этих субъектов.
Органыисполнительной власти — это Правительство РФ, Правительства республик в еесоставе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие),администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятсяминистерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти,включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы,управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.
Основноеназначение органов исполнительной власти — деятельность по организацииисполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов,исполнение государственного бюджета, программ экономического и социальногоразвития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих вкомпетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают такжеполномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжатьсяматериальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственнымимуществом и т.д.
К числуфедеральных органов исполнительной власти относятся федеральные министерства,государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российскиеагентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительнойвласти. Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливаетсяуказом Президента РФ, и указом же Президента в эту структуру могут вноситьсянеобходимые изменения по предложению председателя Правительства.
ПоКонституции РФ третьей отраслью власти по является судебная, котораяосуществляется только судами на основе закона. Создание чрезвычайных судовзапрещено. Судебная власть независима от законодательной и исполнительнойотраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства — конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебнаясистема устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 «Судебная власть»),федеральным конституционным законом «О судебной системе в РоссийскойФедерации» 1996 г. и другими федеральными законами.
Всоответствии с законом судебная система РФ включает в себя Конституционный СудРФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные суды республик всоставе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды иарбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономныхокругов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.
СудьиКонституционного Суда РФ, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаютсяна должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи другихфедеральных судов назначаются Президентом РФ. Должности мировых судей иконституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законамисубъектов РФ. Но в соответствии с нормами закона никакой суд не может бытьупразднен, если вопросы, которые входят в его ведение при осуществленииправосудия, не были переданы в юрисдикцию другого суда.
Такимобразом, Конституционный суд РФ – это орган судебной власти РФ, при этомсудебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти.Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 «Судебнаявласть»), федеральным конституционным законом «О судебной системе вРоссийской Федерации» 1996 г. и другими федеральными законами.
В следующейглаве будет рассмотрены полномочия и состав суда, организация работы и аппаратсуда, а так же судебная практика.

Глава 2. Правовойстатус Конституционного суда РФ
 
2.1 Полномочия исостав суда
 
Конституционный Суд РФявляется судебным органом конституционного контроля, самостоятельно инезависимо осуществляющим судебную власть посредством конституционногосудопроизводства.
Федеральныйконституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» четкоопределяет характер, сущность и место Конституционного суда в системе органовгосударственной власти. Следовательно, Конституционный суд — прежде всего — составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобыудерживать все ветви власти в рамках права.
В целях защиты основконституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территорииКонституционный суд РФ:
1. Решать делао соответствии Конституции Российской Федерации:
— федеральныхзаконов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, ГосударственнойДумы, Правительства РФ;
— конституцийреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектовРоссийской Федерации;
— договоровмежду органами государственной власти России и органами государственной властисубъектов Российской Федерации, а также взаимных договоров между последними;
— еще невступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2. Разрешатьспоры о компетенции:
— междуфедеральными органами государственной власти;
— междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовРФ;
— междувысшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3. Проверятьконституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретномделе, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов;
4. Даватьтолкование Конституции РФ;
5. Даватьзаключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адресПрезидента России в государственной измене или совершении другого тяжкогопреступления;
6. Выступатьс законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7.Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративнымдоговором и федеральными конституционными законами; может также пользоватьсяправами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовРФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению вкачестве судебного органа конституционного контроля.
Конституционный Суд РФрешает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществленииконституционного судопроизводствавоздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всехслучаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.[8]
ПолномочияКонституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.[9]
Согласно действующемузаконодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых надолжность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный СудРФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4от общего числа судей.[10] Представление Президента РФготовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положениятакого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения окандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситьсяПрезиденту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатамиГосударственной Думы, а также законодательными (представительными) органамисубъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическимиведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными иучебными заведениями.
Совет Федерациирассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ всрок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления ПрезидентаРФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность виндивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьиКонституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинствоот общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
В случае выбытия судьи изсостава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица навакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытиявакансии.
Судья КонституционногоСуда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьидо назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения поделу, начатому с его участием. [11]
Федеральнымконституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьейКонституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречнойрепутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридическойпрофессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельныйвозраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Судья Конституционного Суда РФсчитается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Егополномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок егополномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправесменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и пооснованиям, установленнымэтим Законом. Федеральный Конституционный Закон предусматривает полные гарантиинезависимости судей.[12]
Судья считается ушедшимили удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям,предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального законао Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью КонституционногоСуда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего вотставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.[13]
2.2 Организация работыи аппарат суда
 
Конституционный Суд РФрассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палатКонституционного Суда. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих всебя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональныйсостав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которойустанавливается Регламентом Конституционного Суда.
В пленарных заседанияхучаствуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат — судьи, входящиев состав соответствующей палаты.[14]
Персональный состав палатне должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и тойже палаты не могут входить председатель и заместитель председателяКонституционного Суда.
Очередность исполнениясудьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в еезаседаниях определяется на заседании палаты.
Конституционный Судвправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в егокомпетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик уставовсубъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюденииустановленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственнойизмене или совершении иного тяжкого преступления; принимает посланияКонституционного Суда; решает вопрос о выступлении с законодательнойинициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд напленарных заседаниях также избирает Председателя, заместителей Председателя,судью-секретаря Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит внего изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел впленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимаетрешения о приостановлении или прекращении полномочий судьи КонституционногоСуда, а также о досрочном освобождении от должности председателя, заместителяПредседателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.
В заседаниях палатКонституционный Суд разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Судаи не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела осоответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов,нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,Правительства РФ;
б) законов и иныхнормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведениюорганов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
в) договоров междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовРФ;
г) не вступивших в силумеждународных договоров РФ.
Конституционный Суд взаседаниях палат разрешает также споры о компетенции:
а) между федеральнымиорганами государственной власти;
б) между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшимигосударственными органами субъектов РФ.
Конституционный Суд взаседаниях палат по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждани по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного илиподлежащего применению в конкретном деле.[15]
Правила проведениязаседаний суда (пленарных и в составе палат) в соответствии с Законом оКонституционном Суде в основном одинаковы.
Как в пленарныхзаседаниях, так и в заседаниях в составе палат центральной фигурой являетсясудья данного Суда. Он наравне с другими судьями активно участвует вразбирательстве дела: вправе предварительно знакомиться со всеми материалами,подлежащими обсуждению при рассмотрении конкретного дела, задавать во времязаседания вопросы сторонам, свидетелям, экспертам, свободно излагать своюпозицию при обсуждении всех вопросов, возникающих по ходу заседания, в томчисле при вынесении итогового решения. Ему, как и другим судьям, предоставленоправо решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам. От участия вразбирательстве конкретного дела судья может быть отстранен только в случаях,четко указанных в законе. К примеру, это возможно, когда объективность судьи вразрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных илисупружеских отношений с представителями сторон. Решение об отстранении должнобыть мотивированным и поддержанным большинством участвующих в заседании судей.Перед принятием такого решения отстраняемый судья вправе изложить своисоображения. На заседаниях присутствуют лица, именуемые участниками процесса. Кним по закону относятся стороны, их представители, свидетели, эксперты ипереводчики. Сторонами считаются заявители (органы, лица, направившие в Судобращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы идолжностные лица ‘, издавшие или подписавшие акт, конституционность которогоподлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которыхоспаривается. Им, естественно, предоставляются права, необходимые для активногоотстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами, которыевыносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлятьходатайства). При этом нужно подчеркнуть, что они наделяются равнымипроцессуальными правами. Какие бы то ни было привилегии, в том числе зависящиеот должностного положения сторон или их представителей, недопустимы. Этимобеспечивается состязательность производства в Конституционном Суде РФ. В судебныхзаседаниях независимо от содержания рассматриваемого дела могут участвоватьПрезидент РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы,Председатель Правительства РФ, Председатель Верховного суда РФ, ПредседательВысшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека, Генеральныйпрокурор РФ, министр юстиции РФ. Им предоставлено право излагать свою позициюпо делу независимо от того, являются они или не являются сторонами.
Активная роль в судебныхзаседаниях отведена и лицам, выполняющим функции председателей(председательствующим). Как отмечалось, в этой роли на пленарных заседанияхдолжны выступать: Председатель Конституционного Суда РФ, а в случае егоотсутствия — заместитель Председателя; на заседаниях в составе палат — один изсудей данной палаты в порядке очередности. В соответствии со ст.58 Закона оКонституционном Суде председательствующий наделен рядом полномочий, которыенеобходимы для обеспечения нормального хода заседания. Он, в частности, вовремя заседания принимает меры к обеспечению установленного порядкаразбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов;предоставляет слово судьям и участникам процесса, может прерывать ихвыступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо приопределенных условиях лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и неподчиняющиеся распоряжениям председательствующего, могут быть решением Судаподвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплатытруда.
При характеристикеорганизации Конституционного Суда РФ необходимо особо подчеркнуть тоответственное положение, которое занимает Председатель этого Суда.[16]
В пленарном заседанииКонституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числасудей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три годаПредседателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда.
Председатель КонституционногоСуда РФ:
-руководит подготовкойпленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует наних;
-вносит на обсуждениеКонституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях изаседаниях палат;
-представляетКонституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями,общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от егоимени;
-осуществляет общееруководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждениеКонституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата КонституционногоСуда и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а такжеПоложение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;
-осуществляет другиеполномочия в соответствии с действующим законодательством и РегламентомКонституционного Суда.
ПредседательКонституционного Суда издает приказы и распоряжения.[17]
Заместитель ПредседателяКонституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя КонституционногоСуда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные нанего Конституционным Судом.[18]
Судья-секретарьКонституционного Суда осуществляет непосредственное руководство работойаппарата Конституционного Суда; организационно обеспечивает подготовку ипроведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующихорганов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, иинформирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационноеобеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с действующимзаконодательством и Регламентом Конституционного Суда.[19]
Председатель, заместительпредседателя, судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока ихполномочий могут быть избраны на новый срок.
Важную роль в организациидеятельности Конституционного Суда РФ призван играть разрабатываемый и принимаемыйэтим Судом Регламент, в котором устанавливаются: порядок определенияперсонального состава палат Конституционного Суда РФ; порядок распределения делмежду ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарныхзаседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета взаседаниях; требования к работникам аппарата суда; особенности делопроизводствав суде, иные вопросы внутренней деятельности.[20]
В аппарате Суда можновыделить две составные части. Одна из них — это так называемый аппарат судей.При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно емуи ему подчиненных (аппарат Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаряпо численности несколько больше).
Вторая часть — этосекретариат, состоящий из ряда управлений, названия которых говорят сами засебя (например, Управление Конституционного права, Управление конституционныхпроблем частного права, Управление конституционных основ федеративногоустройства и самоуправления территории, Управление международного права и др.).В задачи этих управлений входят первичное ознакомление с поступившимиобращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам,подготовка аналитических материалов по соответствующей проблематике. Всекретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебныхзаседаний, контролем за исполнением решений Конституционного Суда, обеспечениемСуда необходимой правовой информацией. Общая численность секретариата — около150 штатных единиц.[21]
Секретариат, осуществляеторганизационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иноеобеспечение Суда. Он проводит прием посетителей, рассматривает впредварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает на них ответы, еслиони не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям вподготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях,изучает и обобщает практику исполнения решений Суда.
Руководители Секретариатаи его подразделений утверждаются по представлению Председателя Суда напленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством ПредседателяСуда и непосредственным руководством судьи-секретаря.
В составе аппаратаКонституционного Суда РФ возрожден существовавший до 1917г. институт судебныхприставов. На них возлагается поддержание порядка в заседаниях Суда. Их требования о соблюдении правил,установленных для посетителей Суда и участников процесса, являютсяобязательными. Отказ от их выполнения может повлечь применение судом санкций, втом числе при определенных обстоятельствах — штрафа.
В целом аппаратКонституционного Суда РФ укомплектован специалистами высокой квалификации. Внем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научном ипрактическом поприще.
Как и при Верховном СудеРФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при Конституционном Суде РФ образуетсяНаучно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов вобласти права. Его персональный состав и положение о нем утверждается Судом.Основная задача этого Совета — обсуждение сложных проблем, возникающих передСудом, и дача рекомендаций.
Конституционный Суд РФиздает «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуютсярешения, принимаемые этим Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесениирешений по конкретным делам, и иные материалы.[22]
2.3 Судебная статистика
конституционныйсуд власть правовой
Возобновление деятельностиКонституционного Суда РФ привлекло внимание широких кругов населения России, иособенно юридической общественности. В значительной степени это определено темиожиданиями, которые господствуют в обществе относительно возможностейКонституционного Суда в обеспечении соблюдения Конституции, охране прав исвобод граждан, укреплении правопорядка.[23]
Выступать хранителемКонституции государства, обеспечивать соответствие законов и иных нормативныхактов Основному закону — основная задача Конституционного Суда.
Прежде всего, следуетотметить, что в период с января 1995 года по май 2009 года из 218 обращений в 67случаях запросы судов принимались к рассмотрению и по ним были вынесеныпостановления Конституционного Суда Российской Федерации. Основная массарассмотренных запросов исходила от федеральных судов общей юрисдикции (53). Приэтом Верховный Суд Российской Федерации обращался с запросом в 12 случаях (втом числе Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Судебная коллегия погражданским делам), 2 запроса поступило от военных судов.
Арбитражные судыобращались с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в 14-тислучаях, в том числе Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обратился сзапросом дважды.
От конституционных(уставных) судов субъектов Российской Федерации в анализируемом аспектепоступил один запрос.[24]
Преобладающее большинствооспариваемых в постановлениях Конституционного Суда норм по запросам судовотносилось к праву социального обеспечения и трудовому праву (12),уголовно-процессуальному праву (11) и конституционному праву (10). В 8 запросахоспариваемые нормы касались деятельности правоохранительных органов.
В принятых в связи сзапросами судов постановлениях также были рассмотрены вопросы оконституционности норм гражданского права (9), налогового права (4),финансового права (4), таможенного права (3), уголовного права (3),административного права (3), гражданско-процессуального (2) иарбитражно-процессуального права (2), жилищного права (2), муниципального права(1) и основ законодательства о нотариате (1).
Подавляющее большинство, 138из 151 определений, принималось на основании подготовленного заключения судьи(предварительное изучение судьями-докладчиками).
Несмотря на преобладающуюпрактику предварительного изучения поступающих запросов судов судьямиКонституционного Суда Российской Федерации, 13 определений из общего числабыли приняты на основании предварительного изучения управлениямиКонституционного Суда Российской Федерации.
При этом из указанных 13определений запросы исходили от районных, городских судов -7, областного суда –2, мировых судей – 2, окружного военного суда — 1 и в связи с запросомВерховного Суда Российской Федерации и жалобами ряда граждан – 1.
Следует отметить, что вцелом основная масса запросов судов в указанный период исходила от федеральныхсудов общей юрисдикции (106). При этом Верховный Суд Российской Федерацииобращался с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в 8 случаях, авоенные суды — в 6 случаях. Арбитражные суды обращались в 30 случаях, в томчисле Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — в 2 случаях. Мировые судьи,относящиеся к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, обращалисьс запросом в 7 случаях. Кроме того, 7 обращений в анализируемом аспектепоступило от конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.Причем показательным является тот факт, что запросы органов конституционнойюстиции субъектов были представлены исключительно республиками в составеРоссийской Федерации.
Примечательно, что поданной группе заявителей применяются и такие основания отказа, встречающиеся удругих субъектов обращений, как, например, «в запросе не дано правовоеобоснование позиции заявителя, неясно сформулировано требование, обращенное кКонституционному Суду Российской Федерации, не представлены тексты нормативныхактов, подлежащих проверке» (нарушение требований статей 37 и 38 Федеральногоконституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Примером специфическогооснования отказа в рассмотрении запроса в практике Конституционного Суда служитОпределение от 2 марта 2000 г. N 35- О по делу о проверке конституционностиприменения статьи 30 и пункта «в» части третьей статьи 158 УК РоссийскойФедерации, которым был признан недопустимым запрос судьи Верховного СудаРеспублики Коми С.А. Юркина. В частности, Конституционный Суд РоссийскойФедерации указал, что «проверяет конституционность закона, примененного илиподлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушениеконституционных прав и свобод граждан и по запросам судов. Правом насоответствующее обращение, согласно статьям 96 и 101 Федеральногоконституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», обладаютграждане, чьи права и свободы нарушаются таким законом, а также суд, если прирассмотрении конкретного дела он придет к выводу о несоответствии законаКонституции Российской Федерации». Поскольку уголовное дело, в связи с которымбыл направлен запрос в Конституционный Суд Российской Федерации,рассматривалось Судебной коллегией по уголовным делам Верховного СудаРеспублики Коми в составе трех судей, «именно в таком составе этот судуполномочен принимать как решение по делу, так и решение об обращении вКонституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверкеконституционности закона, примененного или подлежащего применению врассматриваемом им деле. Судья же вправе обращаться в Конституционный СудРоссийской Федерации лишь в связи с производством по тем делам, которые в силузакона он рассматривает единолично».
Таким образом,Конституционный Суд квалифицировал судью как ненадлежащего субъекта запроса приединоличном обращении в случае рассмотрения дела, в связи с которым возниквопрос о конституционности той или иной нормы, в составе коллегии судей.
Преобладающее большинствооспариваемых норм в аспекте рассматриваемых в отказных определенияхКонституционного Суда вопросов по запросам судов относилось куголовно-процессуальному праву (29), праву социального обеспечения и трудовомуправу (27) и налоговому праву (19).
В других случаях запросысудов касались вопросов конституционности норм муниципального права (13),гражданского права (10) и гражданско-процессуального права (9), финансовогоправа (8) и административного права (8), уголовного (9) иуголовно-исполнительного права (2), законодательства, связанного сдеятельностью правоохранительных органов (9), жилищного права (5), семейногоправа (2) и земельного права (2), основ законодательства о нотариате (2),конституционного права (1) и таможенного права (1).
Таким образом, исходя изданных статистики можно сделать вывод о том, что деятельность Конституционногосуда охватывает все области права.

Заключение
Успех молодой Российскойдемократии не будет зависеть от наличия или отсутствия Конституционного суда. ВРоссии пока нет многих других элементов демократической системы, которые имеютважное значение. Тем не менее среди непременных условий функционированиядемократической системы впервые появился механизм, обеспечивающий эффективнуюзащиту конституционных прав и свобод, в то время как замороженная в течение 70лет авторитарность Советской власти препятствовала развитию институтов,способных выполнять подобную задачу. Российский Конституционный суд являетсяистинно юрисдикционным органом, способным выносить окончательные и неподлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда былачересчур осторожной, то сейчас налицо ряд положительных итогов. Суд показал,что он в состоянии и защищать индивидуальные права, и ограничивать превышениевласти на государственном уровне, что уже само по себе является существенным достижением.[25]
Конституционный Суд — важный элемент политической системы Он служит обеспечению политическойстабильности, развитию политических процессов в установленных Конституциейрамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должнаосуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случаепозиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовоезначение и влечет юридические последствия, обязательные для сторонконституционного спора.[26]
Главная особенность иважное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражныхсудов в том, что Конституционный Суд РФ — это не только судебный орган, но итакой конституционный орган, которому предоставлено право в установленныхКонституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органамизаконодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде — и над инымисудебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшуюгосударственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая рольКонституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве ихранителя долгосрочных конституционных ценностей. [27]

Источники и литература
Нормативные акты:
Федеральныйконституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»//Российская газета. 23 июля. 1994 г.
Постановление от 21.03.1997 г. №5-П
Комментарий к Конституции РоссийскойФедерации. М. Издательство БЕК, 1994. С.392-396; С.394
Научная литература:
Гуценко К.Ф. Ковалев М.А.Правоохранительные органы. М. Издательство БЕК, 1995. С. 158-170
Барри Д. Конституционный Суд глазамиамериканского юриста// Государство и право. 1993. N 10. С.77
Гаджиев Г.А. Кряжков В.А.Конституционная юстиция в Российской Федерации//Государство и право. 1993. N 7.С.3.
Эбзеев Б.С. Конституционный СудРоссийской Федерации — судебный орган конституционного контроля// ВестникКонституционного Суда. 1995.
Кряжков В.А. Органы конституционногоконтроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности//Государство и право. 1995. N 9. С.126
ИнтервьюПредседателя Конституционного Суда Российской Федерации, доктора юридическихнаук В.А.Туманова журналу «Государство и право»// Государство иправо. 1995 N 10. С.3-7.
КозловаЕ.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. Юрист, 1995. С.450-452
Дубов И.А. Законодательнаяинициатива: проблемы и пути совершенствования// Государство и право. 1993. N10.С.26