–PAGE_BREAK– уведомлены
власти, которые могут их запретить только по соображениям безопасности и
здравоохранения”.
Право петиций.
Содержание этого права заключается в праве обращения к властям с
письменными требованиями, предложениями, жалобами, на что власти обязаны в
установленном порядке реагировать. Так, итальянская Конституция в ст.50
устанавливает: «Все граждане могут направлять палатам петиции с
требованиями законодательных мероприятий или изложением общественных нужд».
Право и обязанность защиты страны.
Защита страны чаще всего рассматривается как одна из обязанностей
гражданина, однако некоторые конституции считают ее также и его правом.
Обязанность защиты страны может предполагать обязательную военную службу
или заменяющую ее (альтернативную) гражданскую службу, а также выполнение
определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности.
Ст. 52 итальянской конституции считает защиту Родины — священным долгом
гражданина. «Военная служба обязательна в пределах и в порядке,
установленном законом. Ее несение не должно причинять ущерб трудовому
положению гражданина и осуществлению им политических прав».
Свобода информации.
Эта целая группа свобод и прав: свобода слова, свобода печати и иных
средств массовой информации, права на получения информации, имебщей
общественное значение, свобода распространения информации.
Это право в рассматриваемых конституциях лишь односторонее отражено в
контексте свободы мысли и совести.
Право на сопротивление угнетению впервые было определено в Декларации
независимости США 1776 г., где говорится, что если форма правительства
станет гибельной, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и
учредить новое правительство. «Конечно, осторожность советует не менять
правительств, существующих с давних мадлважных и временных причин… Но
когда длинный ряд злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследует одну и
ту же цель, обнаруживает намерение предать этот народ… то он не только
имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство и на будущее
время вверить свою безопасность другой охране.»
Французская Декларация прав человека и гражданина в ст. 2 среди
естественных и неотъемленных прав человека называет сопротивление
угнетению.
V. Экономические, социальные и культурные права и свободы.
К этой группе прав относятся право частной собственности, свобода
хозяйственной инциативы, право на труд, право на участие в управление
предприятием. на здоровую окружающую среду, на социальное обеспечение, на
охрану здоровья, право на жилище, на образование, отдых, право свободного
доступа к культурным ценностям, свобода творчества.
Право частной собственности.
Ст. 17 французской Декларации прав человека и гражданина определяет
собственность как право неприкосновенное и священное.
В конституциях, принятых уже после первой мировой войны, собственность
более не является священной. Собственность может быть экспроприирована, но
основой для этого стала ее «социальная польза» и т.п.
Например, ст. 43 Конституции Италии установливает возможность
экспроприации, но только при условии выплаты соответсвующей компенсации, и
только в отношении предметов важных
интересов.
Поправка V к Конституции США устанавливает, что никакая частная
собственность не должна отбираться без справедливого вознаграждения, и, что
«никто не должен лишаться… имущества без законного судебного
разбирательства». Интересно, что этой поправкой ограничиваются социально-
экономические права и свободы американской конституции.
Право на труд.
В Конституции Италии право на труд записано не в части «Права и
обязанности граждан», а во вводной части «Основные принципы». Ст.
4:«Республика признает за всеми гражданами право на труд и способствует
созданию условий, которые делают это право эффективным».
Право на труд обычно включает стандартный набор прав: свободный выбор
труда, право на справедливое вознаграждение, на создание профсоюзов,
право на забастовку, право на отдых и оплачиваемый периодически
отпуск.
Право на участие в управлении предприятиями.
В преамбуле Французской Конституции 1946 г. сказано: «Каждый работник
участвует через своих делегатов в коллективном определении условий труда, а
также в управлении предприятиями.»
Ст. 46 Конституции Италии устанавливает: «С целью повышения
экономической и социальной роли труда и в соответствии с требованиями
производства Республика признает право трудящихся сотрудничать в формах и
пределах, установленными законами, в управлении предприятиями.»
Право на социальное обеспечение.
В Преамбуле Конституции 1946 г. Франции закреплено, что Нация
гарантирует личности и семье.
Право на охрану здоровья.
В ст. 32 итальянской Конституции сказано: «Республика охраняет здоровье
как основное право индивида и интерес коллектива и гарантирует бесплатное
лечение для неимущих.»
Право на образование — одно из наиболее существенных социальных прав
человека, без которого не возможно развитие личности, общества в целом.
Конституции уделяют этому праву все большее внимание.
О праве на образование ничего не сказано в Конституции США. В
большенство же конституций регулируют это право все более подробнее. Право
на образование часто включает в себя такие принципы, как бесплатность,
ощедоступность профессионального образования, обязательность начального
образования.
Глава 3. Правовой статус личности в РФ.
Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности
представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу
правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует
обратиться для начала к общей характеритстики действующей Конституции РФ.
Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа
тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному
этапу построения в России основ подлинно демократического и правового
государства. Конституция Рф 1993 г. является первой в ряду отечественных
конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в
современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития
зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма,
недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с
тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов
конституционного опыта советского периода (это касается, прежде всего,
некоторых чисто “советских” социально-экономических прав).
Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти,
установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический
характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих
правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности
сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И
СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно
найти уже в Главе 1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Отдельные нормы,
затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех
других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми
процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый
институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.
Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового
статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1”ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. В этой главе закреплены такие фундаментальные
принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека
(статья 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных
принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (
часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и
свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия
прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и
судом)(статья 19). Чтобы понять подлинный смысл и значение закреплениия в
новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно,
большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой
государственного права, как сонованные на “буржуазных” теориях
естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила
из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого
логически вытекало, что государтство могло и лишить человека “дарованных”
ему прав, если это потребуют интересы того же государства.
Нужно сказать, что качественно новый взгдяд на природу прав и свобод
человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до
принятия Конституции 1993 г. Решеющем этапом на этом пути стало принятие
Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод
человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст
действоваавшей тогда Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля
1992 года. Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от
одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в
логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.
Особенно стоит сказать о принципе равноправия (равенства перед
законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия людей
вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой,
поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков.
Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1
статьи 19), потом (счасть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств
личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии
и т.д.) В этой же части говориться о запрете любых ограничений рав граждан
по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности.
Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где говорится
о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют
равные возможности для реализации своих прав (?).
Конституционная доктрина современных государствв все же признает
возможность существования некотрых различий в правах и обязанностях
граждан, имеющие естественный характер: напр., обязанность проходить
военную службу в большинстве гос-в мира возлагается только на граждан
мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали
закреплятся за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных
народов и т.п.
Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире
каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному
конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и
обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество
конституционного регулирования правового статуса личности в Российской
Федерации.
Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его
разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских колнституций.
Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и
даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из
основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению
прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том,
что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-
экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического
толка — права личные. Как знак воспринятия западных традиций и ценностей продолжение
–PAGE_BREAK–