Федеративноеустройство Российской Федерации
Федеративным государствомявляется добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственныхобразований в единое государство, таким образованием является Российская Федерация.
Федеративное устройство РоссийскойФедерации относится к внутригосударственному устройству, т.е. это способ организациигосударственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства,в соотношении власти центра и мест. Федеративная форма сложна и многолика. Тем неменее, всем федерациям свойственны общие черты:
1. территория федерациисостоит из территорий её субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле,обладают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектовфедерации может быть разной;
2. в федерации существуютдва уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата,земли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляетсяв создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражаетинтересы субъектов федерации;
3. наличие двойного гражданства,хотя чаще всего на практике особых юридических последствий не порождающего;
4. субъекты федерацииимеют право создать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что, впрочем,не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;
5. субъекты федерациимогут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение апелляцийзаканчивается в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная инстанция федерациине рассматривает апелляции на решения судов их субъектов;
6. в федерации используетсядвухканальная система налогов – устанавливаются федеральные налоги и налоги её субъектов[3; 19 – 21].
Однако Российская Федерацияимеет ряд особенностей, существенно отличающихся её от других федераций. Федерацияобычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзноегосударство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия какфедерация не является объединением нескольких государств. Она была образована врезультате создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственныхобразований народов, населяющих её территорию. Эти государства, а также национально-государственныеобразования и были признаны субъектами Российской Федерации.
Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том,что с момента своего возникновения эта федерация носила недоговорно-конституционный или договорный характер, как многие другие федерации,а конституционно-правовой характер, поскольку была создана не в результате заключениядоговора между её субъектами, а на основе провозглашения её федерацией в КонституцииРеспублики.
Как и любая другая федерация, Россия является единым государством.Поэтому находящиеся в её составе государства не могут заключать с ней межгосударственныедоговоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело –многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и её субъектамио распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративныйдоговор – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенныхреспублик в составе Российской Федерации. Сегодня Федеративный договор в части,не противоречащей Конституции Российской Федерации, и наряду с ней лежит в основеотношений Российской Федерации с её субъектами, подписавшими этот Договор.
В настоящее время Россия имеет в своем составе три вида субъектов– государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывшихавтономных республик, государственно-территориальные образования – края, областии города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальнымиединицами РФ, и национально-государственные образования – автономную область и автономныеокруга. Таким образом, в числе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняютсятрадиционные автономные образования.
Автономия в Российской Федерации – это самостоятельное осуществление государственнойвласти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределахкомпетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти приучастии соответствующей автономной единицы. Автономия в Российской Федерации построенапо национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национальногосостава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения,уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные видыавтономии – автономная область или автономный округ. При этом принимается во вниманиеволя населения создать то или иное автономное образование или преобразовать одинвид автономии в другой. В настоящее время в Российской Федерации автономия осуществляетсятолько в форме – административного управления [1; 98 – 102].
Конституционно-правовой статус РоссийскойФедерации
Правовой статус Российской Федерации определяется КонституциейРФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративнымдоговором от 31 марта 1992 г.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется,прежде всего, тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотойгосударственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своейтерритории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятсяв ведении органов власти её субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливаетосновы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином,обществом, государством, форму государственного устройства России ивзаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другимисуверенными государствами.
Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РоссийскойФедерации является её территориальное единство. Российская Федерация имеет своютерриторию, складывающуюся из территории её субъектов и включающую сушу, внутренниеводы и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальноесодержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации являетсяпространственным пределом её власти. На эту территорию распространяется суверенитетРоссийской Федерации.
Важным элементом конституционно-правового статуса РоссийскойФедерации является её единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерациирегулируются её Конституцией, Федеральным конституционным законом от 31 мая 2002г. «О гражданстве Российской Федерации». Российская Федерация определяет основанияи процедуру приобретения и прекращения гражданства.
Защита прав граждан Российской Федерации за границей осуществляетсягосударственными органами Федерации, её дипломатическими представительствами и консульскимиучреждениями.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличиеобщих для всей Федерации органов государственной власти. Россия имеет Президента– главу государства; Федеральное Собрание – представительный и законодательный органРоссийской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РоссийскойФедерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющиевысшую судебную власть в России. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральныйпрокурор Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуетсяналичием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативныеправовые акты; нормативные правовые акты государственных органон субъектов Федерации,а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти иорганов местного самоуправления.
Составной частью системы права Российской Федерации являютсяобщепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные РоссийскойФедерацией международные договоры. Если международным договором Российской Федерацииустановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правиламеждународного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
В число федеральных нормативных правовых актов входят КонституцияРФ; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы;кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерациии Государственной Думы. Правительства РФ, федеральных министерств, государственныхкомитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерацииеё субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РоссийскойФедерации и т.д.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуетсяналичием собственности Российской Федерации. В соответствии с постановлением ВерховногоСовета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеренналичием единой денежной и кредитной системы. Денежная система Российской Федерациивключает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организациюи регулирование денежного обращения. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениямии дополнениями) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации являетсярубль. Введение на её территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатовзапрещаются.
К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуейРоссийской Федерации относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляютзащиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Существенным элементом конституционно-правового статуса РоссийскойФедерации является государственный язык. В Конституции (ч. 1., ст. 68) установлено,государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русскийязык.
Важным компонентом конституционно-правового статуса РоссийскойФедерации являются её государственные символы – Государственный флаг, Государственныйгерб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственныйсуверенитет Российской Федерации, а также её столица – город Москва.
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 70) государственные флаг, герби гимн Российской Федерации, их описание и порядок официальной использования устанавливаютсяфедеральным конституционным законом.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит своеконкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах веденияРоссийской Федерации, реализуемых органами её государственной власти. Под предметамиведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральныеорганы государственной власти наделяются определенными полномочиями.
Российская Федерация устанавливает систему федеральных органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности.Она формирует федеральные органы государственной власти. В исключительном веденииРоссийской Федерации находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно– процессуальное и уголовно – исполнительное законодательство, амнистия и помилование,гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство, правовоерегулирование интеллектуальной собственности, федеральное коллизионное право.
Российская Федерация устанавливает государственные награды почетныезвания России. В её исключительном ведении находятся федеральная государственнаяслужба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в областигосударственного и национального развития Российской Федерации.
В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерациинаходятся федеральная государственная собственность и управление ею. Установлениеоснов федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического,социального, культурного развит Российской Федерации.
Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральныеналоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В её ведении находятсяфедеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонноепроизводство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военнойтехники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотическихсредств и порядок их использования.
Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерацияосуществляет совместно с её субъектами.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральныеконституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территорииРоссийской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и еёсубъектов издаются федеральные законы.
Конституционно-правовой статус субъектовРоссийской Федерации
В составе Российском Федерации и в качестве её субъектов в настоящеевремя находится 21 республика. Эти республики существенно отличаются друг от другапо размеру территории, численности населения и по другим показателям. Однако этиразличия оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации ни на объемих полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равныйконституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.
Республика в составе Российской Федерации – это демократическоеправовое государство, созданное в рамках России. Согласно Конституции РФ (ч. 1ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики.Следовательно, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовойхарактер взаимоотношений между Федерацией и её субъектами – республиками в её составе.
Конституционно-правовой статус республики в составе РоссийскойФедерации характеризуется, прежде всего, тем, что республика является государствомв составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной,исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которыев соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственнойвласти. Государственная власть республики исходит от её народа, реализовавшего своеправо на самоопределение форме государства в составе Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республики в составе РоссийскойФедерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет своютерриторию. Пределы территории республики определяются государственной границейреспублики. Территория республики не может быть изменена без её согласия. Границымежду республикой и другими субъектами Российской Федерации, согласно КонституцииРФ (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.
Конституционно-правовой статус республики в составе РоссийскойФедерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовуюсистему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законыи другие нормативные правовые акты, изданные в пределах её компетенции,договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ,а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.
Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правоваясистема входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве её составнойчасти. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик немогут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым пределах полномочийРоссийской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданнымв республике, действует федеральный закон. Вместе с тем в случае противоречия междуфедеральным законом, заданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативнымправовым актом республики действует нормативный правовой акт республики.
Законодательные (представительные) органы республик пользуютсяправом законодательной инициативы и могут вносить законопроекты вГосударственную Думу (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ). Республика вправеучаствовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместноговедения Федерации и республик. В случае нарушения федеральными властями прерогативреспублики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться защитойсвоих интересов в Конституционный Суд РФ.
Республики в составе России самостоятельно определяют системуих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя,общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственнойвласти в Российской Федерации и законодательством республики. Каждая республикаимеет свой законодательный (представительный) орган; главу исполнительной властиили главу республики; свое правительство; верховный суд и высший арбитражный суд.Многие республики имеют также свой конституционный суд. Систему органов прокуратурыв республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокуроруРоссийской Федерации.
Конституционно-правовой статус республик в составе РоссийскойФедерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает всебя землю, её недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природныебогатства, находящиеся их территории, а также памятники истории и культуры и иныеценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспеченияматериальных и духовных потребностей народов республик.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 68) республики вправе устанавливатьсвои государственные языки. В органах государственно власти, органах местного самоуправления,государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком– государственным языком Российской Федерации. В местностях компактного проживаниянациональных групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальныхобразовании, наряду с государственными языками республик в составе Российской Федерациив официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
Республики в составе Российской Федерации обладают международнойправосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношенийи внешнеэкономических связей, подписывать договори и соглашения с иностранными государствами,открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельностимеждународных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена.Она не может противоречить Конституции и законом Российской Федерации, Федеративномудоговору.
Конституционно-правовым статусом республик является их право нагосударственную символику, включающую государственный герб, государственный флаг,государственный гимн, а также право иметь столицу.
Республики в составе Российской Федерации не вправе в одностороннемпорядке изменять, свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменени без её согласия. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66) статус субъектаРоссийской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерациии её субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.
Особую область совместного ведения РФ и её субъектов составляютвнешние сношения, где общей заботой Российской Федерации и её субъектов являетсякоординация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнениемеждународных договоров Российской Федерации.
Конституция РФ предусматривает (ч. 2 ст. 76), что по предметамсовместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законыи принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектовРФ.
В Россиидействует Положение о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочиймежду федеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектом РФ и о взаимной передаче осуществления части своих полномочийфедеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 12 марта 1996 г.
Административно-территориальное устройствосубъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство государства –разделение его территории на определенные части, в соответствии с которымистроится система местных органов государственной власти и органон местного самоуправления.Такие части принято называть административно-территориальными единицами.
Административно-территориальное устройство является атрибутомлюбого государства. Однако если унитарное государство само делится наадминистративно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое делениеимеют лишь субъекты Федерации.
Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориальногоустройства. Они – область деятельности главным образом субъектов РФ, каждый из которыхрешает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиямв конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах другихсубъектов России.
Конституции и уставы субъектов Российской Федерации различаютбазовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первымиз них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения.Ко вторым – относят города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельскиепоселения.
Район (уезд) — административно-территориальная единица, составляющая часть республики,края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношениикаждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающийсельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия(главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовыепредприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежатсельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базойдля всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.
Города – являются местом сосредоточения большинства промышленныхпредприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства,жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанныхс обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численностиего населения, промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда другихусловий, все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского(республики в составе РФ) значения; города краевого, областного, окружного(автономного округа) значения; города районного значения.
Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городовс их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловилонеобходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы– городские районы.
Городские районы созданы во многих городах республиканского,краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения.Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальнуюединицу.
К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальныхединиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территориии численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные идачные. К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территориикоторых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие,экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты,расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки – населенныепункты, основное значение которых заключается в обслуживании городов в качествеместа летнего отдыха или санаторного лечения.
Самой многочисленной административно-территориальной единицейв настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулыи др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территориясельского поселения как административно-территориальной единицы может охватыватьодно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).
Помимо перечисленных административно-территориальных единиц,ставших уже традиционными, на территории РФ в последние годы созданы и другие административно-территориальныеединицы.
Административный округ – внутригородскаяадминистративно-территориальная единица, система органов власти которой строитсяна основе централизованного управления.
Муниципальный район – административно-территориальная единица,в границах которой осуществляется самоуправление селения, проживающего на даннойтерритории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристикисоответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличияжилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальныхрайонов устанавливаются городской Думой по представлению мэра города.
На территории некоторых субъектов Федерации для компактнопроживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы.
Важным является вопрос о порядке образования и преобразования,различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение,установление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляетсяорганами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичныхадминистративно-территориальных единиц – органами государственной власти или органамиместного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входятсоответствующие первичные административно-территориальные единицы [1; 98 –126].
Материальнаяответственность работников
Материальнаяответственность – это возмещение материального ущерба (вреда), причиненноговиновной стороной в трудовом правоотношении (работником или работодателем).
В данном случае мы рассматриваемматериальную ответственность работников. И одной из трудовых обязанностей работникапо Трудовому кодексу Российской Федерации является его обязанность бережно относитьсяк имуществу предприятия (учреждения). И если он в процессе трудовой деятельностипричиняет вред, то обязан его возместить – это предусмотрено статьей 238 трудовогокодекса РФ [3; 353].
Статья 238. Материальная ответственностьработника за ущерб, причиненный работодателю.
Работник обязан возместитьработодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущеннаявыгода) взысканию с работника не подлежит.
Под прямым действительнымущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшениесостояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегосяу работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества),а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплатына приобретение или восстановление имущества.
Работник несет материальнуюответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненныйим работодателю так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещенияим ущерба иным лицам [2; 907].
В случае возмещения материальногоущерба работником возможна ограниченная материальная ответственность и полная материальнаяответственность.
Ограниченная материальнаяответственность (статья № 241) как правило, налагается на работника за причиненныйвред. Это связано с тем, что законодатель принимает во внимание тот факт, что, во-первых,работник, исполняя трудовые обязанности, действует в интересах работодателя, а во-вторых,работодатель имел возможность выбора кандидатуры работника, потому и должен нестиопределенный риск за его действия. Вот почему работник, причинивший материальныйущерб, ставится в более привилегированное положение по сравнению с ответчиком погражданско-правовому обязательству и, как правило, возмещает вред не в полном размере,а в пределах месячного заработка. Именно такая материальная ответственность называетсяограниченной, что существенно отличает её от ответственности за вред по гражданскомуправу [3; 353].
Статья 241. Пределы материальнойответственности работника.
За причиненный ущерб работникнесет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка,если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами [2;908].
Полная материальная ответственность(статья № 242), т.е. ответственность в размере причиненного ущерба, возлагаетсятолько в случаях, предусмотренных законом (статья № 243). Полная материальная ответственностьможет быть не только индивидуальной, но и коллективной (статья № 245). Она основанана письменном договоре, заключенном всеми членами коллектива (бригады) с работодателем.Понятно, что в этом случае члены коллектива должны доверять друг другу. Поэтомуони имеют право отнести члена бригады, в том числе и бригадира, дают согласие наприем новых членов. Суммы возмещения бригадой ущерба распределяются между её членамив зависимости от отработанного ими времени (учитывается время болезни, отпуска ит.п.), от степени их вины и от их тарифных ставок. Для освобождения от материальнойответственности по такому договору работник должен доказать отсутствие своей вины[3; 354 – 355].
Статья 242. Полная материальнаяответственность работника.
Полная материальная ответственностьработника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полно размере.
Материальная ответственностьв полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях,предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеративными законами.
Работники в возрасте до восемнадцатилет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба,за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсическогоопьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления илиадминистративного проступка.
Статья 243.Случаи полной материальная ответственности
Материальная ответственностьв полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
1) когда в соответствиис настоящим Кодексом или иными федеративными законами на работника возложена материальнаяответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполненииработником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей,вверенных ему на совании специального письменного договора или полученных им поразовому документу;
3) умышленного причиненияущерба;
4) причинения ущербав состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
5) причинения ущербав результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущербав результате административного проступка, если таковой установлен соответствующимгосударственным органом;
7) разглашения сведений,составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях,предусмотренных федеральными законами;
8) причинения ущербане при исполнении работником трудовых обязанностей.
Материальная ответственностьв полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовымдоговором, заключаемым с руководителем организации, заместителем руководителя, главнымбухгалтером [2; 908 – 909].
В случае уплаты ущерба работникомсуществует определенный порядок возмещения материального вреда. Работник, причинившийущерб, может добровольно возместить его работодателю полностью или частично. С согласияадминистрации он может передать в возмещение ущерба равноценное имущество или исправитьповрежденное.
Если добровольности с егостороны не проявлено, то удержание ущерба, не превышающего месячный заработок, производитьсяпо приказу администрации. Такой приказ должен последовать не позднее одного месяцасо дня установления размера ущерба. В остальных же случаях возмещение ущерба производитсяпутем предъявления администрацией иска в суд. Суд может с учетом степени вины,конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба,подлежащего возмещению.
Следует отметить, что материальную ответственность работник несетнезависимо от привлечения его к дисциплинарной административной или уголовной ответственностиза действия, причинившие ущерб работодателю. Причинение вреда работодателю в связис выполнением работником своих трудовых функций и его возмещение в рамках материальнойответственности по трудовому праву исключает привлечение такого работника к гражданскойответственности.
Определение размера причиненного ущерба работников осуществляетсяна основании статьи № 246 трудового кодекса РФ [3; 355].
Статья 246. Определение размера материальногоущерба
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества,определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующихв данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества поданным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
Федеративным законом может быть установлен особый порядок определенияразмера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленнойпорчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а такжев тех случаях, когда фактически размер причиненного ущерба превышает его номинальныйразмер [2; 918].
Возможны обстоятельства, исключающие материальную ответственностьработника или отказ самого работодателя от взыскания ущерба, которые указаны в статье№ 239 и № 240 трудового кодекса РФ.
Статья 239. Обстоятельства, исключающиематериальную ответственность работника
Материальная ответственностьработника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие неопределимой силы,нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой оборонылибо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий дляхранения имущества, вверенного работнику.
Статья 240. Право работодателяна отказ от взыскания ущерба с. работника.
Работодатель имеет право сучетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частичноотказаться от его взыскания с виновного работника [2; 908].
Алиментныеобязательства супругов и бывших супругов и других членов семьи
Алиментные отношения супругови бывших супругов составляют вторую группу имущественных отношений между супругами.Все алиментные обязательства, связанные с супружескими отношениями, можно подразделитьна две группы:
1. Алиментные отношениялиц, состоящих в зарегистрированном браке. Прежде всего, необходимо отметить, чтосупруги могут предусмотреть содержание алиментных правоотношений (т.е. своиправа и обязанности) в брачном договоре. Однако их свобода в этом аспекте существенноограничена. Поскольку закон предусматривает алиментные обязанности супругов тольков самых крайних случаях, практически любое ухудшение положения супруга по сравнениюс законодательным режимом в алиментных отношениях автоматически ставит супруга вкрайне неблагоприятное положение, что является основанием для признания договорав этой части недействительным. В том случае, если брачный договор отсутствует, нерегулирует данные отношения или признан в этой части недействительным, применяютсяположения законодательства, устанавливающие права и обязанности супругов по взаимномусодержанию.
Супруги обязаны материально поддерживать друг друга (статья №89). Если один супруг отказывается от такой поддержки, регулирование этихвопросов брачным договором отсутствует, а, кроме того, обязанный супруг располагаетнеобходимыми средствами для уплаты алиментов, то другой супруг в некоторыхслучаях может через суд защитить свое право на получение содержания (статья №91). Рассмотрим эти случаи.
а) Правом на получение содержанияобладает нетрудоспособный нуждающийся супруг. Нетрудоспособными считаются лица,достигшие пенсионного возраста, а также инвалиды с любой группой инвалидности. Нуждаемостьсупруга, претендующего на алименты, каждый раз в каждом конкретном случае определяетсясудом.
б) Таким правом обладает жена в период беременности и втечение трех лет, со дня рождения общего ребенка. В настоящее время женщине в такомположении не нужно доказывать в суде ни свою нетрудоспособность, ни своюнуждаемость.
в) Право на получение алиментов имеет и нуждающийся супруг, осуществляющийуход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста 18 лет или за общимребенком-инвалидом с детства I группы. В данном случае супруг должен доказатьсвою нуждаемость [3; 538].
Статья 89. Обязанности супругов по взаимномусодержанию
1. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга.
2. В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглашениямежду супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов всудебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами,имеют:
нетрудоспособный нуждающийся супруг;
жена в период беременности и в течение трех лет со дня рожденияобщего ребенка;
нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидомдо достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком –инвалидом с детства 1 группы.
Статья 91. Размер алиментов, взыскиваемыхна супругов и бывших супругов в судебном порядке
При отсутствии соглашения между супругами (бывшими супругами)об уплате алиментов размер алиментов, взыскиваемых на супруга (бывшего супруга)в судебном порядке, определяется судом исходя из материального и семейногоположения супругов (бывших супругов) и других заслуживающих внимания интересов сторонв твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно [4; 42 – 43].
Алиментные отношения между бывшими супругами. Законодательство предусматривает, чтоалиментные правоотношения возникают не только между супругами, состоящими в зарегистрированномбраке, но и между бывшими супругами (статья № 90). При условии, что бывший супругобладает необходимыми средствами для уплаты алиментов, право на получение содержанияимеют следующие категории бывших супругов:
а) Бывшаяжена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
б) Нуждающийсябывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенкомвозраста 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства 1 группы;
в) Нетрудоспособныйнуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течениегода с момента расторжения брака;
г) Нуждающийсясупруг, достигший пенсионного возраста, не позднее чем через пять лет с моментарасторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.
Последние два пункта рассчитаны на ситуации, когда мужоставляет свою жену на грани пенсионного возраста, которая всю жизнь была занятаведением домашнего хозяйства и поэтому не может рассчитывать на пенсию. Точно также в соответствии с законодательством защищается женщина, ставшая инвалидом врезультате родов. Семейный кодекс не устанавливает никаких сроков выплаты алиментовпо последним двум пунктам [3; 539].
Статья 90. Право бывшего супруга на получениеалиментов после расторжения брака
1. Право требовать предоставления алиментов в судебном порядкеот бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:
бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со днярождения общего ребенка;
нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком– инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общимребенком – инвалидом с детства I группы;
нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособнымдо расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста, не позднеечем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в бракедлительное время.
2. Размер алиментов и порядок их предоставления бывшему супругупосле расторжения брака могут быть определены соглашением между бывшимисупругами [4; 43].
Справедливости ради необходимоотметить, что право защищает и обязанного супруга. Так, суд может освободить отобязанностей, содержать другого нетрудоспособного нуждающегося супруга, как впериод брака, так и после его расторжения (статья № 92):
P в случае если нетрудоспособность нуждающегосяв помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическимисредствами или в результате совершения им умышленного преступления;
P в случае непродолжительности пребываниясупругов в браке.
Абсолютно справедливо эти ограничения алиментной обязанности неприменяются в случае беременности жены, ухода за общим ребенком – инвалидом.
Освобождение от алиментной обязанности, ограничение её сроком– это право, а не обязанность суда, поэтому суд может в некоторых случаях,несмотря на непродолжительность пребывания в браке, взыскать алименты на нетрудоспособногонуждающегося супруга, например, если нетрудоспособность возникла в результате родов.
Размер алиментов на содержаниесупруга или бывшего супруга в каждом конкретном случае определяется судом исходяиз материального и семейного положения супругов (бывших супругов) и другихзаслуживающих внимание интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплатеежемесячно [3; 539 – 540].
Статья 92.Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничениеэтой обязанности сроком
Суд может освободить супругаот обязанности содержать другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супругаили ограничить эту обязанность определенным сроком, как в период брака, так ипосле его расторжения:
в случае если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруганаступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствамиили в результате совершения им умышленного преступления;
в случае непродолжительности пребывания супругов в браке;
в случае недостойного поведенияв семье супруга, требующего выплаты алиментов [4; 43 – 44].
Алиментные обязательства другихчленов семьи
Алиментные обязательства другихчленов семьи могут быть удовлетворены со следующих лиц:
P С братьев и сестерпо содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьеви сестер (статья 93);
P С дедушек и бабушекпо содержанию внуков (статья 94);
P С внуков содержатьдедушку и бабушку (статья 95);
P С воспитанников своихфактических воспитателей (статья 96);
P С пасынков и падчерицпо содержанию отчима и мачехи (ст. 97);
Размер алиментов, взыскиваемыхна других членов семьи определяется в судебном порядке по статье Семейного кодексаРФ № 98.
Статья 93.Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособныхсовершеннолетних братьев и сестер
Несовершеннолетние, нуждающиесяв помощи братья и сестры, в случае невозможности получения содержания от своих родителей,имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих трудоспособныхсовершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этогосредствами. Такое же право предоставляется нетрудоспособным нуждающимся впомощи совершеннолетним братьям и сестрам, если они не могут получитьсодержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывшихсупругов) или от родителей.
Статья 94.Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
Несовершеннолетние, нуждающиесяв помощи внуки, в случае невозможности получения содержания от своих родителей,имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих дедушки и бабушки,обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется совершеннолетнимнетрудоспособным нуждающимся в помощи внукам, если они не могут получитьсодержание от своих супругов (бывших супругов) или от родителей.
Статья 95.Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку
Нетрудоспособные нуждающиесяв помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своихсовершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют правотребовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетнихвнуков, обладающих необходимыми для этого средствами.
Статья 96.Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей
1. Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическоевоспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать всудебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособныхвоспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержаниеот своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).
2. Судвправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей,если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также, если они содержалии воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом.
3. Обязанности, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, невозлагаются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц,находившихся на воспитании в приемных семьях.
Статья 97. Обязанности пасынков и падчерицпо содержанию отчима и мачехи
1. Нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшиеи содержавшие своих пасынков или падчериц, имеют право требовать в судебном порядкепредоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц,обладающих необходимыми для этого средствами, если они не могут получить содержаниеот своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).
2. Суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержатьотчима или мачеху, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет, а также,если они выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчерицненадлежащим образом.
Статья 98. Размер алиментов, взыскиваемыхна других членов семьи в судебном порядке
1. Размер и порядок уплаты алиментов на лиц, указанных в статьях93 – 97 настоящего Кодекса, могут быть определены соглашением сторон.
2. При отсутствии соглашения сторон размер алиментов, взыскиваемыхв судебном порядке, в каждом отдельном случае устанавливается судом исходя изматериального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и другихзаслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплатеежемесячно.
3. Если содержать члена семьи, требующего алименты, обязаны одновременнонесколько лиц, суд в зависимости от их материального и семейного положенияопределяет размер участия каждого из них в выполнении алиментной обязанности.
При определении размера алиментов суд вправе учесть всех лиц,обязанных уплачивать алименты, независимо от того, предъявлен иск ко всем этим лицам,к одному из них или к нескольким из них [4; 44 – 46].
Список используемой литературы
Правоведение: Учебник для неюридическихвузов Под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд. «Юристь», 2004.– 408 стр.
Комментарии официальных органов к Трудовому. кодексу Российской Федерации / Сост. А.В. Верховцев. – 7-е изд., доп. – М.: «Инфра– М», 2005. – 1168 стр.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Основы российского. права»: Учебник для вузов. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: изд. «Норма», 2003.– 784 стр.
Семейный кодекс Российской Федерации (посостоянию на 1 октября 2005 г.). – М.: изд. «Юрайт», 2005. – 77 с.