–PAGE_BREAK–1.2. Правовое регулирование медицинской деятельности
по искусственному прерыванию беременности.
Нравственная оценка искусственного прерывания беременности изменялась на протяжении человеческой истории. Е.Г. Афанасьева приводит в подготовленном ею реферативном обзоре следующие данные. В античные времена аборты были распространены очень широко. Платон и Аристотель одобряли их как средство предупреждения чрезмерного роста населения. Если аборт производился добровольно, то никакие санкции не применялись. Негативная оценка искусственного прерывания беременности как явления, представляющего опасность для здоровья женщины и нарушающего демографические интересы государства, была высказана впервые Цицероном, Овидием и Сенекой. Однако независимо от отношения к аборту эмбрион продолжали рассматривать как часть материнского организма.
«Концепция аборта как убийства зарождается в эллинистическую эпоху и укореняется одновременно с превращением христианства в государственную религию. С ее утверждением тесно связан теоретический спор о том, является ли эмбрион душой, и если да, то с какого момента. Большинство теологов, среди них Августин и Фома Аквинский, считали, что эмбрион мужского пола приобретает человеческую душу на 40-й день после зачатия, а женского пола — на 80—100-й день. Поэтому прерывание беременности сроком до 40 дней расценивалось как менее тяжкое деяние, а после этого срока — приравнивалось к убийству. Эмбрион считался уже не частью материнского организма, а самостоятельным существом. В 1588 г. папа Сикст Vразъясняет, что уничтожение любого эмбриона приравнивается к убийству. Вплоть до XVIIIвека в большинстве стран аборт был запрещен под страхом смертной казни. Затем санкции несколько смягчаются. Последние 20 лет ознаменовались в ряде стран частичной легализацией добровольного прерывания беременности»[3].
Право на репродукцию в равной мере принадлежит обоим родителям. Но медицинский аспект аборта (с юридической точки зрения) может касаться только матери. Проблему прерывания беременности вправе решать только она.
Проблему правомерности аборта и его запрета невозможно разрешить без определенного ограничения свободы распоряжения репродуктивными правами. Возможен либо полный запрет абортов, либо их разрешение при крайней необходи-мости, либо расширение этого права до пределов жизнеспособности плода. Бесспорно, абсолютный запрет любых абортов нецелесообразен, но разрешение этой операции по воле женщины без учета других обстоятельств допустимо лишь в самые ранние сроки.
Согласно ст. 36 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан каждая женщина в России вправе самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроках беременности до 12 недель, по социальным показаниям — до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины — независимо от срока беременности.
Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности был утвержден постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2003 года №485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» В нем предусмотрены следующие обстоятельства:
• наличие инвалидности 1-й или 2-й группы у мужа;
• смерть мужа во время беременности жены;
• пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы;
• признание женщины или ее мужа в установленном порядке безработными;
• наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав;
• наличие факта, что женщина не состоит в браке;
• расторжение брака во время беременности;
• беременность в результате изнасилования;
• отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире;
• наличие у женщины статуса беженца или вынужденного переселенца;
• многодетность (число детей 3 и более);
• наличие в семье ребенка-инвалида;
• размер дохода на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определен приказом Министерства здравоохранения от 28 декабря 1993 г. К ним относятся: туберкулез (все активные формы), сифилис, ВИЧ-инфекция, наличие в настоящем или прошлом злокачественных новообразований всех локализаций, острый и хронический лейкоз, врожденный порок сердца, состояние физиологической незрелости (несовершеннолетние) или угасания репродуктивной системы женщины (возраст 40 лет и более). При наличии у беременной заболевания, не указанного в перечне, но создающего угрозу жизни или ущерба для здоровья женщины или новорожденного при продолжении беременности и родах, вопрос о прерывании беременности решается индивидуально. Медицинские показания к прерыванию беременности устанавливаются в амбулаторно-поликлинических или стационарных учреждениях комиссией в составе врача акушера-гинеколога, врача той специальности, к области которой относится заболевание (состояние), руководителя учреждения[4].
Кроме того, волеизъявление женщин должно быть основано на информированности её о медицинских последствиях производства аборта. А за лиц моложе 15 лет и недееспособных согласие на операцию по поводу искусственного прерывания беременности должны дать их законные представители.
Прерывание беременности по социальным и медицинским показаниям является не чем иным, как преждевременными родами. Зачастую они связаны с довольно условными показаниями (особенно социальными). Плод уже живой и, несомненно, чувствующий (по сообщениям врачей, некоторые младенцы при операции издают крик). Необходимо учитывать, что с 1993 г. Россия перешла на применение критериев живорождения и мертворождения, принятых ВОЗ. Инструкция об определении критериев живорождения, мертворождения и перинатального периода была утверждена приказом Минздрава от 4 декабря 1992 г. Живорождением является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни (сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры). Перинатальный период начинается с 28 недель беременности, включает период родов и заканчивается через 7 полных дней жизни новорожденного.
Учреждения здравоохранения должны регистрировать в медицинской документации всех родившихся живыми и мертвыми, имеющих массу тела при рождении 500 г. и более, независимо от наличия признаков жизни. В органах записи актов гражданского состояния регистрации подлежат родившиеся живыми или мертвыми с массой тела 1000 г) и более (если масса при рождении неизвестна), с длиной тела 35 см и более либо сроком беременности 28 недель и более, включая новорожденных с массой тела менее 1000 г при многоплодных родах, а также новорожденные с массой тела 500—999 г., прожившие более 168 часов (7 суток) после рождения.
Полагаем, что операции по искусственному прерыванию беременности по социальным показаниям могут проводиться лишь в исключительных случаях. Пределы защиты чело- веческих эмбрионов и зародышей необходимо установить в законе об охране репродуктивных прав, а не в ведомственной инструкции.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программы ОМС в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Интересен опыт западных стран в решении проблемы абортов и в правовом регулировании возникающих отношений. Законодательства об абортах в странах Западной Европы закрепляют три возможные модели отношения к абортам:
• почти полного запрета;
• системы показаний;
• системы сроков.
• «В некоторых западноевропейских странах действует система почти абсолютного или абсолютного запрета абортов. Ирландия к 1990 году осталась единственной европейской страной, полностью запрещающей аборты. Даже католическая Португалия в 1984 г. приняла закон, разрешающий по решению суда прерывание беременности, явившейся последствием изнасилования или угрожающей здоровью женщины. В 1985 г. аналогичный закон был принят в Испании. В Бельгии аборты были полностью запрещены до 1990 г., затем вступил в действие закон, легализующий прерывание беременности сроком до 12 недель, обусловленное тяжелым душевным состоянием женщины».
В странах, частично легализовавших аборты, применяется система показаний или система сроков. Система показаний предполагает, что законодательно определен перечень обстоятельств, которые могут служить основанием для разрешения прерывания беременности. Довольно либеральная система показаний действует в Великобритании. При решении вопроса о допустимости прерывания беременности принимаются во внимание как исключительно медицинские, так и медико-социальные критерии: опасность для жизни беременной женщины, а также для ее физического и умственного здоровья, генетические показания, неблагоприятные последствия для уже родившихся детей.
Система сроков применяется в Австрии, Норвегии, Франции, Швеции. В законодательстве этих стран закреплено право женщины на прерывание беременности до определенного срока (от10 до18 недель). Аборт может быть произведен только в государственном или частном медицинском учреждении, удовлетворяющем ряду требований. Прерывание беременности в сроки, превышающие установленные в законе, допускается только по медицинским или генетическим показаниям.
В США вопрос о правомерности прерывания беременности неоднократно привлекал внимание законодательных собраний штатов и судебных органов. С конца XIX века до середины XX века в некоторых штатах были приняты законы, запрещающие не только аборты, но и использование противозачаточных средств. «Законодательство, криминализирующее употребление контрацептивов, было признано неконституционным как нарушающее право супругов на приватность, т. е. неприкосновенность частной жизни. В центре дискуссии об абортах в США всегда находился конфликт права будущего ребенка на жизнь и права беременной женщины на приватность, которое в данном случае выражается в возможности самостоятельно, без вмешательства извне принимать решение о сохранении или прерывании беременности».
В 1973 г. Верховный суд США предпринял попытку разрешить этот конфликт при рассмотрении конкретного дела. Когда дело разрешалось Верховным судом, нежеланный ребенок истицы, родившийся потому, что у его матери не было денег на нелегальный аборт или поездку в другой штат, достиг уже трехлетнего возраста. Весь смысл процесса заключался в проверке конституционности законодательства штата Техас о запрещении абортов, кроме случаев, когда продолжение беременности угрожает жизни женщины. Суд признал ограничение прав женщины на аборт допустимым по мотивам охраны ее здоровья лишь на такой стадии беременности, когда аборт более опасен для ее здоровья, чем продолжение беременности и роды (конец первого триместра); ограничение этого права во имя защиты интересов эмбриона допустимо лишь с момента достижения им жизнеспособности (начало третьего триместра). Христианские организации потом начали обвинять государство в нарушении такими решениями судов права на жизнь. Межамериканская комиссия отвергла эти обвинения, ссылаясь на оговорку «как правило» и на норму «права человека ограничены правами других» — таким образом, праву эмбриона на жизнь противостоит право вынашивающей его женщины на жизнь, благополучие и приватность. Правило трех триместров долгое время сохраняло силу прецедента, но постепенно в судебной практике наметился отход от него. В некоторых штатах были приняты законы, защищающие право женщины на прерывание беременности (Миннесота, Коннектикут), другие штаты продемонстрировали стремление запретить или ограничить аборты. В Луизиане и Юте были дополнены и введены в действие разработанные ранее законы, практически полностью запрещающие аборты. Они были разрешены в срок, не превышающий 20 недель, в следующих случаях: если, по свидетельству врача, аборт необходим для спасения жизни или предотвращения существенного вреда здоровью женщины, недопущения рождения ребенка с серьезными дефектами, а также если беременность наступила в результате изнасилования или кровосмешения (необходимые условия — врачебный осмотр в течение 5 дней с момента совершения правонарушения и уведомление правоохранительных органов).
Верховный суд США рассмотрел вопрос о конституционности законодательства Пенсильвании об ограничении абортов при разрешении конкретного дела. В своем решении суд установил, что вводимые штатами ограничения права на прерывание беременности до того момента, как плод стал жизнеспособным, не должны носить характера неоправданного бремени. Законы Луизианы и Юты, которые не только в большинстве случаев запретили аборты, но и создали ряд обременительных условий даже для жертв изнасилования, безусловно, не соответствовали требованию недопустимости неоправданного бремени.
В той ситуации, когда законодательство различных стран об абортах столь несхоже, многие женщины предпочитают сохранению нежелательной беременности поездку в страну, где действует более либеральное правовое регулирование. В США в те годы, когда право на прерывание беременности не защищалось на федеральном уровне, около 40% абортов производилось за пределами штатов постоянного проживания женщин. До введения в действие нового германского законодательства немецким женщинам, желающим прервать беременность, приходилось выезжать в Нидерланды, ирландские женщины пользуются услугами английских медицинских учреждений. Аборты запрещены в Польше, и польки ездят в Калининградскую область РФ.
Статистика свидетельствует, что меры по запрещению абортов оказываются направленными главным образом против малообразованных, несовершеннолетних, неимущих женщин, которые не знают о различии правового регулирования прерывания беременности в разных странах или не имеют средств на поездку в другую страну. Правда, блюстителями антиабортного законодательства предпринимались разнообразные меры для того, чтобы помешать женщинам воспользоваться возможностью сделать легальный аборт в другой стране.
Например, в США в начале 70-х годов в штатах со строгим антиабортным законодательством были распространены судебные преследования адвокатов, врачей и редакторов газет за предоставление сведений о юрисдикциях с более мягким правовым регулированием в этой сфере. В Ирландии в 1988 г. были вынесены решения, запрещающие медикам предоставлять подобные сведения. В 1991 г. эти решения были расценены Европейской комиссией по правам человека как нарушение свободы слова, гарантированной ст. 10 европейской Конвенции о правах человека. В 1992 г. в Ирландии 14-летней жертве изнасилования было запрещено выехать в Англию для прерывания беременности, и только реальная угроза самоубийства несовершеннолетней вынудила Верховный суд Ирландии пересмотреть решение о запрете. В некоторых странах предпринимались попытки уголовного преследования женщин, выезжающих для производства аборта за рубеж. В соответствии с ранее действовавшим антиабортным законодательством Германии существовала практика принудительного медицинского осмотра женщин, возвращающихся из-за границы с целью выяснения, не был ли во время пребывания за рубежом произведен аборт, что могло бы повлечь уголовную ответственность.
В перечисленных мерах нетрудно усмотреть нарушение ряда прав, получивших признание как на международном, так и на национальном уровнях: на приватность, телесную неприкосновенность, свободу передвижения и свободу слова. Можно предположить, что с распространением новых, менее агрессивных способов прерывания беременности на ее ранних стадиях (инъекции, оральные препараты, имплантаты) ряд запретов и ограничений, установленных в законодательстве некоторых государств, потеряет смысл, поскольку контроль их соблюдения станет практически невозможным. Однако необходимо учитывать, что медикаментозные аборты, которые в отличие от хирургических сопряжены с меньшим риском для здоровья женщины, проводятся только в условиях стационара, под наблюдением врачей. Препараты для прерывания беременности не продаются в аптеках. После фармакологического аборта обязательно проводится ультразвуковой контроль.
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–