Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Кафедраэкономической теории
Контрольнаяработа
по правоведениюна тему:
Правовыеосновы государственного регулирования
экономическихотношений
Работа выполнена Будиной ОльгойВладимировной
факультет менеджмента и маркетинга
специальность ГиМУ
номер личного дела 07МГД14471
Киров 2008
Содержание
1. Правовые основы государственногорегулирования экономических отношений
2. Практическоезадание
3. Схема «Структураи компетенция органов управления хозяйственного общества»
4. Задача
5. Приложение
6. Список литературы
Правовые основыгосударственного регулирования экономических отношений
Государственноерегулирование — одна из основных форм участия государствав экономической жизни, состоящая в его прямом или косвенном воздействии нараспределение ресурсов и формирование пропорций. Является составным элементомсистемы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным икорпоративным регулированием. Мировой трансформационный процесс сопровождаетсяусложнением системы экономического регулирования в целом и государственногорегулирования в частности. В странах с экономикой смешанной осуществляетсядиверсификация[1]форм и методов государственного регулирования. В современном их арсенале можновыделить административное и правовое регулирование, прямое и косвенноеэкономическое регулирование.
Прямоеэкономическое регулирование использует многообразные формы безвозвратногофинансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий. Это субвенции илипрямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты изспециальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней(общенациональных, региональных, местных). Сюда же входят льготные кредиты иналоговые льготы.
К косвеннымформам экономического регулирования относятся рычаги кредитно-денежной,налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в т.ч.таможенно-тарифной, политики и др.
Кадминистративным формам относятся разнообразные меры рационирования иконтингентирования, лицензирования и квотирования, контроля над ценами,доходами, валютным курсом, учетным процентом и др.
Правовое государственноерегулирование — это форма государственного регулирования общественныхотношений, посредством которой поведение их участников приводится всоответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.Осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства черезсистемы устанавливаемых ими норм и правил. Предполагает осознание субъектамиправа своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля,выступающая в виде требований — обязанностей и дозволений — прав. Механизм правовогорегулирования соответствующих общественных отношений включает такие элементы,как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовоесознание и т.д. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования идозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерноеповедение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридическивластных предписаний поведение образует правонарушения.
Правовыми предпосылкамигосударственного регулирования экономики являются в первую очередь нормыКонституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единогоэкономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных формсобственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д. В дополнение к характеристике, данной в ч. 1 ст. 1Конституции Российскому государству, 7 статья провозглашает РоссийскуюФедерацию социальным государством. Таким образом, Россия, как и многиезарубежные государства, принимает на себя обязанность проводить активнуюсоциальную политику, направленную на развитие личности, достижениеблагосостояния, социальной защиты и безопасности граждан.
Доктрина социальногогосударства с момента своего возникновения в качестве основной идеи выдвигалаприверженность интересам и правам личности. Социальная защищенность,благополучие и создание условий для развития человека признаются важнейшейзадачей государства. Оно по отношению к своим гражданам выступает как субъектсоциальной защиты.
Современные представленияо социальном государстве базируются на его характерных признаках, к числукоторых относятся:
— доступность социальной поддержки государства для всех членов общества;
— наличие социального законодательства;
— обеспечение занятости;
— существованиесистемы социального обеспечения, включающей социальную поддержку за счетбюджетных средств;
— принятие государством ответственности за уровень благосостояния своих граждан;
— наличие гражданского общества.
Социальноегосударство выполняет специфические функции, осуществление которых имеет цельюсоздать систему социальной защиты в самом широком смысле слова, сгладить социальноенеравенство. В частности, осуществляется государственное регулирование трудовыхотношений, социальное обеспечение граждан, обеспечение доступногоздравоохранения и образования, содействие полной занятости и защита отбезработицы, предоставление социальных услуг.
Политикасоциального государства направлена на создание таких условий, которыеобеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, признание исоздание гарантий реализации гражданских и политических свобод, экономических,социальных и культурных прав.
Перваячасть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства вРоссии. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основкоторого, согласно п. «ж» ст. 71, находится в ведении РФ. Единстворынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовыхсредств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности натерритории всей России и недопущение деятельности, направленной намонополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34, 74 и комм. к ним), нотакже свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство также рынка труда, иботруд в значительной мере остается товаром, а его принципиально единое правовоерегулирование, условия и т.д., как и правовое единство всего рынка, имеют нетолько юридическое и экономическое, но также социальное, культурное иполитическое значение).
Праваи свободы человека и гражданина на экономическую деятельность могут быть нарядус его остальными правами и свободами ограничены федеральным законом только втой мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Права и свободы всфере экономической деятельности, установленные в ст. 27 (свобода передвижения,выбора места пребывания и жительства), ч. 1 ст. 34 (свободное использованиекаждым своих способностей и имущества для такой деятельности), ст. 35 (правачастной собственности и наследования), ст. 36 (право собственности на землю идругие природные ресурсы, свобода владения, пользования и распоряжения ими),ст. 37 (свобода труда), ст. 42 (право на благоприятную окружающую среду) и др.,могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Дляиностранцев и лиц без гражданства, пользующихся правами и несущих обязанностинаравне с гражданами России, федеральным законом или международным договороммогут быть установлены дополнительные ограничения (см. комм. к ч. 3 ст. 62).
Осуществлениюконституционного единства экономического пространства и, более того,государственной целостности России может препятствовать и недостаточно четкое иобоснованное разграничение государственной собственности, предметов ведения иполномочий между федеральными органами государственной власти и органами властисубъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Это выражается в том,что, с одной стороны, федеральные органы стремятся забрать в свое ведение усубъектов РФ максимум ресурсов, передавая этим регионам свои обязанности без ихдостаточного обеспечения необходимыми ресурсами; подобным образом субъекты РФиногда действуют по отношению к органам местного самоуправления. Нередкопредставители отдельных субъектов РФ утверждают, что наша «метрополия»ведет чуть ли не «колониальную» политику по отношению к тем или инымсубъектам РФ. С другой стороны, власти этих субъектов РФ и местныхсамоуправлений иногда в ответ подвергаются обоснованной «центральной»критике со стороны органов власти РФ за неумение эффективно использовать всевозможности для всестороннего социально-экономического развития своих регионов,городов и районов.
Определенныетрудности возникают также из-за не всегда правильного распределения бюджетныхсредств и материальных ресурсов в пользу регионов-«доноров» (городовфедерального значения и нескольких субъектов РФ, располагающих богатымиприродными ресурсами, принадлежащими всей России) за счет многих иных регионов,постоянно нуждающихся в федеральных дотациях.
Экономическаяроль правового, демократического, социального государства в условиях рыночнойэкономики сводится в основном к осуществлению трех функций.
1.Законодательное определение круга субъектов права на отдельные видыхозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними,иначе говоря — юридических правил, по которым осуществляется экономическаядеятельность.
2.Поощрение, защита и охрана социально и экономически справедливых,целесообразных и законных форм этой деятельности (поведения ее участников),осуществляемые главным образом с помощью регулятивных мер преимущественноэкономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковскогопроцента при кредите, предоставляемом государственными или полугосударственнымибанками, регулирование цен на продукцию и услуги, производимые погосударственному заказу, и т.п.), но в определенных пределах — и мерамивластными, внеэкономическими, особенно при решении сложных трудовых,экологических, здравоохранительных и других социальных проблем.
3.Разграничение двух направлений деятельности органов публичной власти (т.е.государственной власти и местного самоуправления) — осуществления властныхполномочий и характерной для предприятий хозяйственной деятельности,направленной на получение прибыли, за исключением случаев, когда их объединениепрямо и обоснованно допускается законом.
Часть2 ст. 8 Конституции провозглашает признание и защиту равным образом различныхформ собственности, приводя их не исчерпывающий, а примерный перечень; речьидет о частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; онповторен в ч. 2 ст. 9 применительно к собственности на землю и другие природныересурсы.
Встрого юридическом смысле Конституция фактически говорит о двух типахсобственности: частной (индивидуальной и коллективной, о чем прямо сказано в ч.2 ст. 35) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащейсубъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных формсобственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность.Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать инымобщественным организациям, акционерным обществам и т.д.
Имеетместо и выделение форм собственности не по субъектам, а по объектам этогоправа. Так, статьи 9 и 36 Конституции говорят о собственности на природныересурсы, выделяя из нее собственность на землю и иные виды таких ресурсов, астатьи 44 (ч. 1) и 71 (п. «о») — об интеллектуальной собственности.Упомянутые в п. «к» ч. 1 ст. 72 жилищная, земельная, водная, лесная,горная (о недрах) и другие отрасли законодательства органически связаны ссоответствующими формами права собственности. По этой линии идет и Гражданскийкодекс РФ.
По-видимому,было бы полезно различать и формы собственности, определяемые содержаниемсоответствующих правовых предписаний: от тех форм, объекты которых имеют режимнеограниченного свободного владения, пользования и распоряжения, до форм,абсолютно исключенных из любого гражданского рыночного оборота.
Важной,не всегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня формсобственности является вынесение частной собственности на первое место в ст. 8и 9, а также особое внимание к ней в ст. 34-36. Это тесно связано и спровозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их признания,соблюдения и защиты — обязанностью государства, и со стремлением сохранитьхарактерную именно для права собственности заинтересованность собственника,весьма эффективную также для всего общества, и с необходимостью, возрождаячастную собственность и подчиняя почти любое право собственности также и егосоциальным задачам, существенно ограничить возможности злоупотребления этимправом вопреки общественным и иным законным интересам. Но некоторые законы(например, Земельный, Лесной и другие кодексы) явно рассчитаны напротиворечащее Конституции максимальное сохранение монополии государственной иотчасти муниципальной собственности, а также на ограничение права частнойсобственности как по размерам, кругу объектов, так и по объему правомочий, нобез необходимого отделения ограничений, в соответствии с общественнымиинтересами требующих рационального использования объектов этого права, от иныхограничений, соответствующих эгоистическим и даже хищническим интересаммонополий, олигархов, бюрократов и новых латифундистов.
Согласно ст. 71Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: установление основфедеральной политики и федеральные программы в области экономического развитияРоссийской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое,валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовойполитики и т.д. Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяютгосударственное регулирование экономики и составляют фундамент правовогообеспечения такого регулирования.
Что же касается такназываемой «экономической конституции РФ», т.е. Гражданского кодексаРФ, то его утверждение в качестве главного регулятора экономических отношенийбыли связаны с переходом к рыночным отношениям и к гражданскому обществу, а,следовательно (по мнению сторонников радикальных реформ) и с уходом государстваиз экономики. Эти представления реализовывались в полной мере на начальномэтапе экономических реформ. Сегодня не все однозначно оценивают подобныеподходы, указывая на необходимость сочетания на том этапе либеральных игосударственных подходов к реформированию экономики и критикуя избранный курс. Следуеттак же учесть, что разработчики действующего Гражданского кодекса РФ создавалиего не как исключительно частноправовой акт, а исходили из необходимостивкрапления в него некоторых элементов публично-правового регулирования. Ниодин, даже самый совершенный, кодекс не может решить все вопросы правовогорегулирования имущественных отношений. Характеризуя те сферы имущественныхотношений, в которых на сегодня в российском праве присутствует государственноерегулирование (публичный элемент), остановимся на более важных и традиционных длярыночных правопорядков областях.
Свобода договора. Что касается самого основногопринципа хозяйственной деятельности участников товарооборота принципа«свободы договора», то он нашел свое закрепление в п. 1 ст. 1 ГК РФ,где, в частности, указано, что гражданское право базируется на признаниисвободы договора и недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела. Впункте 2 той же статьи этот принцип изложен в иной формулировке: субъектыгражданских прав свободны в установлении своих прав и обязанностей на основедоговора и в установлении любых, не противоречащих законодательству, условийдоговора. Из приведенных положений закона следует, что государство вправеопределять те сферы правового регулирования предпринимательства, гдедопускаются отступления от этого принципа, устанавливать для хозяйствующихсубъектов свои «правила игры», но в интересах нации и бизнеса вцелом. Еще Г.Ф. Шершеневич отмечал: «Безграничная свобода договора,которая выставлялась недавно как необходимое условие гражданского быта иосновной принцип законодательной политики, в последнее время подвергаетсяутеснениям под возрастающим давлением общественных интересов». Подобныеограничения принципа «свободы договора» распространены и в другихстранах с развитой рыночной экономикой. Российский законодатель весьма активноиспользует эту возможность: уже сейчас перечень положений законодательства, которыесодержат подобные ограничения, достаточно велик: публичный договор; договорприсоединения; ограничения, связанные со специальной правоспособностьюнекоторых организаций и необходимостью лицензирования определенных видовдеятельности; установление законодателем различного рода преимуществ дляопределенных субъектов; закрепление для определенных ситуаций необходимостизаключения только определенных видов договоров и т.д. Характеризуя такие«отступления» в целом, можно сказать, что в конечном счете ограничениесвободы договоров преследует одну из трех целей. Во-первых, это защита слабойстороны, которая начинается со стадии заключения договора и заканчивается егоисполнением и ответственностью за нарушение. Во-вторых, это защита интересовкредиторов, угроза которым может оказать разрушительное влияние на гражданскийоборот. В-третьих, защита интересов государства, в концентрированном видевыражающего интересы общества.
Контрольза образованием субъектов предпринимательской деятельности. Государство осуществляет подобныйконтроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью. До недавнего времени в Российской Федерациив качестве общего правила действовал нормативно-явочный порядок создания юридическихлиц, суть которого заключалась в том, что регистрирующий орган осуществлялконтроль за законностью содержания учредительных документов регистрируемогоюридического лица и за соблюдением закона в процессе его создания. При условиисоблюдения указанных требований юридическое лицо должно было бытьзарегистрировано. Гражданский кодекс РФ в его первоначальной редакциипредусматривал, что государственную регистрацию должны осуществлять органыюстиции на основании закона о регистрации юридических лиц. По прошествии болеечем пяти лет с момента вступления Кодекса в силу в России появился специальныйзакон — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,регулирующий процедуру государственной регистрации субъектовпредпринимательства. Его принятие, с которым порядок регистрации изменился наявочный, значительно снижающий вмешательство государства в упомянутуюпроцедуру, сопровождалось одновременной корректировкой Гражданского кодекса вчасти определения федерального государственного органа, в компетенцию котороговходит осуществление процедуры государственной регистрации субъектовпредпринимательства. Таким органом в настоящее время является Министерство поналогам и сборам РФ. Указанное обстоятельство можно оценивать по-разному.Оправданно полагать, что в задачи фискального органа в перспективном плане недолжна входить государственная регистрация юридических лиц — это прерогативаорганов юстиции, о чем свидетельствует мировая практика. В то же время решениео переходе на явочную систему регистрации представляется своевременным насовременном этапе, принимая во внимание задачи законодательного регулирования,одна из которых состоит в ликвидации административных барьеров в экономике.
В Российской Федерациисуществует и разрешительный порядок регистрации некоторых юридических лиц — такого рода требование в виде предварительного разрешения антимонопольногооргана предусмотрено для создания объединений коммерческих организаций(ассоциаций и союзов), коммерческой организаций, если суммарная стоимостьактивов ее учредителей превышает 100 тысяч МРОТ Законом РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках».
Лицензированиеотдельных видов деятельности. В соответствии со ст. 49 ГК РФ федеральным закономустанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию иосуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензиив установленном законом порядке. Законодательство о лицензированииформировалось в России постепенно: на начальном этапе экономических реформспециального законодательного акта, касающегося общих вопросов лицензированияпредпринимательской деятельности, не было вообще. Первым опытом специальногорегулирования в сфере лицензирования стало ныне утратившее силу постановлениеПравительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельныхвидов деятельности». В 1998 г. 25 сентября был принят Федеральный закон N158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (утратилсилу), который вывел указанное регулирование на законодательный уровень, чемустранил противоречие, возникшее после принятия Гражданского кодекса. Назаконодательном уровне был установлен перечень видов деятельности, подлежащейлицензированию, условия, порядок и сроки получения лицензий. Совершенствованиезаконодательства продолжилось, и в 2001 г. 8 августа был принят новый одноименный Закон о лицензировании (N 128-ФЗ), который закрепил и развилпринципиальные положения Закона 1998 г. Определенные виды деятельности, переченькоторых установлен в ст. 1 упомянутого Закона, лицензируются в особом порядкена основании специальных законов.
Антимонопольноезаконодательство. ВРоссийской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономическойдеятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная намонополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является ЗаконРФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках», который закрепляетсвод основных правил, обеспечивающих поддержку конкуренции как главнойдействующей силы рынка и подавляющих монополистические тенденции в борьбе заполучение прибыли в обход нормальных рыночных взаимоотношений сторон. Закономзапрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующееположение на рынке определенных товаров, дающие ему возможность оказыватьрешающее воздействие на конкуренцию в свою пользу. Указанные субъекты подлежатвключению в специальный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынкеопределенного товара долю более 35%. Порядок формирования и ведения реестраутвержден постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154. Тем самым создаются более широкие возможности для контроля за деятельностьюмонополиста. Соглашения, заключенные монополистом с другими субъектами, имеющиецелью ограничить конкуренцию, признаются законом недействительными.Государственный контроль за реализацией Закона «О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках» былвозложен на Антимонопольный комитет РФ — ГКАП России, который с 1998 г. упразднен, и его функции в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были переданысначала вновь образованному Министерству по антимонопольной политике иподдержке предпринимательства, а впоследствии в соответствии с УказомПрезидента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 — Федеральной антимонопольной службе.Законом установлены достаточно широкие полномочия этого государственного органав реализации антимонопольной политики и достаточно серьезная ответственность занарушение хозяйствующими субъектами положений данного Закона.
К сфере, где традиционноприсутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулированиеотношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом вэтой сфере является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях». Естественная монополия — это состояние рынкатоваров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее вотсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (всвязи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мереувеличения объемов производства), а товары, производимые субъектамиестественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами,в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектамиестественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этоттовар, чем спрос на другие товары. Субъектом естественной монополии всоответствии с положениями указанного Закона является хозяйствующий субъект(юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условияхестественной монополии. Закон касается в основном взаимоотношений спотребителями и затрагивает такие сферы, как железнодорожные перевозки, услугипо передаче электрической и тепловой энергии, услуги общедоступнойэлектрической и почтовой связи, услуги транспортных терминалов, портов,аэропортов, транспортировку нефти, нефтепродуктов по магистральнымтрубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам. Закон предусматриваетсоздание федеральных органов исполнительной власти для регулирования и контроляза хозяйственной деятельностью таких субъектов. Эти органы обладаютполномочиями независимо от того, являются ли субъекты естественных монополийгосударственными предприятиями или акционерными обществами. Методамирегулирования являются упоминавшийся ранее метод ценового регулирования,определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установлениеминимального уровня обеспеченности таких потребителей. Органы государственногоконтроля могут направить субъектам естественной монополии предписание озаключении договора, обратиться в суд с иском о понуждении заключить договорили изменить его условия. Государственные органы осуществляют контроль за рядомсделок, совершаемых естественными монополиями, за осуществляемыми имиинвестициями и т.д.
Наряду с антимонопольнымрегулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольноерегулирование. Так, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» разрешаетгосударственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которыхутверждаются федеральными законами. Государственная монополия на такие видытоваров осуществляется посредством выдачи лицензий государственным унитарнымпредприятиям, которые обязаны совершать экспортно-импортные операции на основепринципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. В связи сэтим Законом устанавливается правило о ничтожности сделок, совершенных снарушением государственной монополии. Говоря о монопольном регулировании,необходимо назвать еще один Федеральный закон — от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». Государство в этом Законе допускает ипоощряет создание таких групп, являющихся, по существу, крупными монополистическимиобъединениями, состоящими из предприятий промышленного, страхового ифинансового комплексов. Государство контролирует деятельность таких структур, вчастности, через процедуру регистрации ФПГ, для совершения которой необходимозаключение соответствующего антимонопольного органа.
Защитаправ потребителей.Эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственноерегулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение длястраны, где формируются цивилизованные рыночные отношения. Развитоезаконодательство о защите прав потребителя — экономически слабой стороны — этотот элемент, без которого не может обойтись ни один развитый правопорядок.Данная сфера регулирования имеет огромное значение и общенациональный социальныйхарактер. Законодательство о защите прав потребителей традиционно отличаетсяжесткостью и строгой нормативностью, которая устанавливается в целях защитыинтересов потребителя. Основным законодательным актом, регулирующим отношения сучастием потребителей в Российской Федерации, является Закон РФ «О защитеправ потребителей». Им установлены основные положения, направленные назащиту прав потребителей: требования безопасности товаров, работ и услуг,надлежащее их качество, обязательность соблюдения государственных стандартов,ответственность изготовителя и продавца за причиненный потребителю вред,возможность судебной защиты интересов потребителя и т.д. Можно констатировать,что на сегодняшний день российское законодательство содержит достаточно полныйи работающий свод правил и норм, направленных на защиту интересов потребителей,а государственное вмешательство в указанную сферу свидетельствует о том, чтоотечественное законодательство постепенно приближается к общемировым стандартамв указанной области.
Государственныеконтракты.Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнениядоговоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Порядок ихзаключения, содержание и исполнение имеют ряд особенностей. Правовоерегулирование указанных договоров основано на § 4 гл. 30 ГК РФ и рядеспециальных федеральных законов — от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствиядля государственных нужд», от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», от 27октября 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», атакже на Указе Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организациизакупки продукции для государственных нужд», которым утверждено Положениеоб организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Вперечисленных актах содержатся императивные предписания, которым строго должныследовать контрагенты по государственным контрактам, и наряду с нимиопределяются условия подобных контрактов. Что касается поставщиков по указаннымдоговорам, то таковыми могут выступать только те, которые удовлетворяютопределенным, нормативно установленным квалификационным требованиям.Финансирование закупок для государственных нужд осуществляется за счет средствфедерального бюджета.
Валютноерегулирование.Использование в качестве средства платежа иностранной валюты носит достаточнораспространенный характер, и ряд сфер предпринимательской деятельности немыслимбез подобных операций. Регулирование и государственное вмешательство вуказанную сферу, связанную с обращением иностранной валюты на территориисуверенного государства, — традиционная область, где сильны публично-правовыеэлементы регулирования. Основополагающим актом, регулирующим операции синостранной валютой на территории Российской Федерации, до недавнего временибыл Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании ивалютном контроле», который предусматривает ряд мер, направленных назащиту национальной валюты Российской Федерации, и целый ряд иных инструментоввалютного регулирования, непосредственно затрагивающих предпринимательскую деятельность.В нем, в частности, установлено общее правило, в соответствии с которым расчетымежду резидентами осуществляются в национальной валюте, определено, что порядокприобретения использования иностранной валюты устанавливается Центральнымбанком РФ, а порядок ввоза, вывоза и пересылки валюты резидентами инерезидентами — Центральным банком совместно с Министерством финансов РФ иГосударственным таможенным комитетом. Но этот Закон утратит силу с 19июня2005г. в связи с принятием одноименного Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ. Необходимо отметить, что в указанной сфере подзаконное нормотворчество (актыЦентрального банка, Минфина, ФТС России) занимает превалирующее место, так какзакон устанавливает общие правила, что не всегда позитивно сказывается настабильности экономического оборота и на гарантиях участников валютныхотношений. Органами, осуществляющими валютный контроль в Российской Федерации,является Правительство РФ и Центральный банк РФ.
Внешнеторговыеоперации. Сферавнешней торговли относится к той области, где традиционно присутствуютпублично-правовые элементы. Государство регулирует экспортные и импортныеоперации. Основу такого регулирования составляет Федеральный закон «Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности». Осуществляетсятакое регулирование и на подзаконном уровне, здесь в качестве примера можноназвать Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров». Особым вниманием в сфере внешней торговлитрадиционно пользовался экспорт товаров и технологий двойного назначения. Вэтом случае регулирование осуществляется в целях защиты интересов РоссийскойФедерации и выполнения ее международных обязательств, вытекающих изВессенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями,товарами и технологиями двойного назначения. Данная деятельность регулируетсяна основе Указа Президента РФ от 26 августа 1996 г. N 1268.
Государственныйконтроль в сфере стандартизации и сертификации. Подобное публичное вмешательство вэкономическую деятельность осуществляется на основании Федерального закона от27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», которымбыли отменены ранее действовавшие в этой сфере законы от 10 июня 1993 г. N 5154-1 «О стандартизации» и N 5151-1 «О сертификации продукции иуслуг». Закон устанавливает требования к качеству, которым должны отвечатьпродукция, работы и услуги. Соответствие изготавливаемой продукции, товаров,работ и услуг установленным требованиям подтверждается сертификатами, инымидокументами и знаками соответствия, зарегистрированными в установленном порядкеи которые обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков, лиц, оказывающихопределенные услуги) обеспечить соответствие продукции товаров работ и услугобязательными требованиям, на основании которых выданы указанные документы.Государственный контроль за соблюдением упомянутых актов осуществляетнациональный орган Российской Федерации по стандартизации и специальноуполномоченные государством органы. Государственное регулирование в даннойобласти диктуется общественным интересом, заключающимся в обеспечении гражданРоссии качественными товарами, работами и услугами, а также охраной здоровьяграждан.
Регулирование тарифов ицен. В соответствии с п.«ж» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесеноустановление основ ценовой политики. В России имеются сферы экономики, гдеосуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферамтрадиционно относится электрическая и тепловая энергетика. Основным актом вэтой сфере является Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию вРоссийской Федерации». Следует отметить, что государственное регулированиев данной сфере достаточно активно осуществляется государством как назаконодательном, так и на подзаконном уровне. В качестве примера такогорегулирования можно назвать Указ Президента РФ от 11 июня 1998 г. N 697 «О снижении цен на газ для российских потребителей», постановления ПравительстваРФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению регулированиягосударственных цен (тарифов)» и от 30 июня 1997 г. N 773 «О внесении изменений в порядок регулирования цен (тарифов) на драгоценныеметаллы». Установлено подобное ценовое регулирования и в Федеральномзаконе от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», всоответствии с которым Правительство РФ в целях защиты потребителяустанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья ипроизводимой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам напродукцию, поставляемую в федеральный фонд с учетом безубыточной реализацииготовой продукции.
Патентноезаконодательство.Вопросы, связанные с патентным законодательством, регулируются Патентнымзаконом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1. Закон регулирует вопросы, связанные с охраной изобретения и прав авторовизобретений. Согласно положениям Закона правовая охрана предоставляетсязапатентованным изобретениям, а лицу, получившему патент на изобретение,принадлежат все права изобретателя, именуемые исключительными. Однако в строгоопределенных случаях Закон предусматривает пользование объектом промышленнойсобственности без согласия ее владельца. Эти случаи и продиктованы как разпубличными интересами. Так, статья 13 устанавливает, что в интересах национальнойбезопасности Правительство РФ имеет право разрешить использование объектапромышленной собственности (изобретение, полезная модель, промышленный образец)без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации.Аналогичные положения предусмотрены в законодательстве большинства стран, аналичие такого публичного элемента в гражданском законодательстве Россииабсолютно обоснованно.
Государственноерегулирование в отдельных отраслях, сферах производства. Ряд сфер народного хозяйства ввидуих исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономическойбезопасности подвергаются государственному регулированию. К таким отраслямотносятся, например, сельское хозяйство (Федеральный закон «Огосударственном регулировании агропромышленного производства»),авиапромышленный комплекс (Федеральный закон «О государственном развитииавиации»), отношения в области генной инженерии (Федеральный закон «Огосударственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»),угольная промышленность (Федеральный закон «О государственномрегулировании добычи и использования угля, об особенностях социальной защитыработников угольной промышленности»), отношения, связанные с развитиемрайонов крайнего Севера (Федеральный закон «Об основах государственногорегулирования социально-экономического развития Севера РоссийскойФедерации»), производство и оборот алкоголя (Федеральный закон «Огосударственном регулировании оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции»). Подобное регулирование осуществляется как назаконодательном, так и на подзаконном уровне.
Практическоезадание
1. Максимальноеколичество участников закрытого акционерного общества не может превышать:
а) 15участников;
б) 50участников;
в) 100 участников;
г) 500участников;
д) количественныхограничений не установлено.
Ответ: б), т.к. согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» число акционеров закрытого общества не должнопревышать пятидесяти. В случае, если число акционеров закрытого обществапревысит установленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течениеодного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров неуменьшится до установленного настоящим пунктом предела, общество подлежитликвидации в судебном порядке.*
2.Минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятиясоставляет:
а) 1000 МРОТ;
б) 5000 МРОТ;
в) 10 тысячМРОТ.
Ответ: а) иб), т. к. согласно 3 пункту 12 статьи Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» размеруставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чемпять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным закономна дату государственной регистрации государственного предприятия, а размеруставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем однутысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом надату государственной регистрации муниципального предприятия.
3. Несуществует реорганизации юридического лица в форме:
а) выделения;
б)преобразования;
в) разделения;
г) поглощения.
Ответ: г),т.к. реорганизация юридического лица: слияние, присоединение, разделение,выделение, преобразование (согласно 1 пункту 57 статьи 1 параграфа 4 главы Гражданскогокодекса Российской Федерации). А в соответствии с распоряжением Федеральной комиссии по рынкуценных бумаг РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применениюкодекса корпоративного поведения» под поглощением понимается приобретениетридцати и более процентов размещенных обыкновенных акций юридического лица.
Схема структуры икомпетенции органов управления хозяйственного обществаХозяйственные товарищества и общества — коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе деятельности хозяйственного товарищества или общества, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ) Хозяйственные товарищества
/>/>
Полное товарищество (ст. 69 ГК РФ)
Товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность принадлежащим им имуществом
Товарищество на вере (коммандитное) (ст. 82 ГК РФ)
Товарищество, в котором наряду с полными товарищами (несущими ответственность своим имуществом) имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов.
Управление вхозяйственных товариществахПолное товарищество (ст. 71 ГК РФ) Товарищество на вере (ст. 84, 85 ГК РФ)
l Управление осуществляется по общему согласию всех участников, если учредительным договором товарищества не предусмотрено принятие решения большинством голосов
l Каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не определен иной порядок определения количества голосов участников
l Управление осуществляется полными товарищами
l Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел, а также оспаривать действия полных товарищей
l Вкладчики вправе получать информацию о деятельности товарищества и знакомиться с его годовыми отчетами и балансами Общество с ограниченной ответственностью (ООО) (ст. 87 ГК РФ) Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) (ст. 95 ГК РФ)
l учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров
l участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов
l учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли и участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов
l при банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками
Участники ООО и ОДО (ст. 88 ГК РФ)
* Участниками ООО и ОДО могут быть любые физические и юридические лица
* Количество участников ООО и ОДО не должно превышать предела, установленного специальным законом
* ООО и ОДО могут иметь единственного участника (кроме случая, когда таким единственным участником
является другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица)
Управление обществом(ст. 91 ГК РФ)Общее собрание участников — высший орган управления
/>
Исполнительный орган (коллегиальный или единоличный)
l осуществляет текущее руководство; единоличный орган может быть избран не из числа участников
Исключительная компетенция общего собрания:
l изменение устава, размера уставного капитала
l решение о реорганизации или ликвидации
l образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий
l утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределение прибыли и убытков
l избрание ревизионной комиссии (ревизора) Вопросы исключительной компетенции общего собрания не могут быть переданы на решение исполнительного органа
Права участников (ст. 67 ГК РФ)
* Участвовать в управлении делами общества
* Принимать участие в распределении прибыли
* Получать информацию о деятельности общества, знакомиться с его документацией
Обязанности участников:
* Вносить вклады, оговоренные учредительными документами
* Не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества Акционерное общество (АО) (ст. 96 ГК РФ)
l Общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций
l Акционеры не отвечают по обязательствам АО
l Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости принадлежащих им акций*
l Фирменное наименование должно включать слово «акционерное»
l Правовое положение АО определяется Гражданским кодексом и Законом об АО
l Правовое положение АО, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяется также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий
l Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме АО, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций *Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность в пределах неоплаченной части своих акций Открытые и закрытые АО (ст. 97 ГК РФ) Открытые Закрытые Акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров Акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц Вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами
l Не вправе проводить открытую подписку или иным образом предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц
l Акционеры закрытого АО имеют преимущественное право приобретения продаваемых другими акционерами акций
l Число участников — не более установленного Законом об АО, в противном случае преобразуется в открытое АО в течение года, а по истечении года — ликвидация в судебном порядке, если число не уменьшается до установленной нормы
Обязаны ежегодно публиковать:
— годовой отчет
— бухгалтерский баланс
— счет прибылей и убытков Может быть обязаны публиковать отчетные документы в случаях, предусмотренных Законом об АО
Общее собрание акционеров (ст. 103 ГК РФ)
— высший орган управления АО
Исключительная компетенция общего собрания:
— изменение устава (в том числе изменение размера уставного капитала)
— избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий
— образование исполнительных органов АО и досрочное прекращение их полномочий (если уставом это не отнесено к компетенции совета директоров)
— утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков и распределение прибылей и убытков
– решение о реорганизации или ликвидации АО
– иные вопросы, предусмотренные Законом об АО
Эти вопросы не могут быть переданы на решение исполнительных органов АО
Совет директоров (наблюдательный совет) (ст. 103 ГК РФ)
* Создается в АО с числом акционеров более 50, при этом его исключительная компетенция определяется уставом
* Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции совета, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов АО
Исполнительный орган АО (ст. 103 ГК РФ)
* Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров и общему собранию
* Его компетенцию составляют все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции других органов управления АО
* Может быть коллегиальным (правление, дирекция)
* Может быть единоличным (директор, генеральный директор)
* Его функции может исполнять другая коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (управляющий) по решению общего собрания акционеров
/> /> /> /> /> />
Задача № 1
В связи сосрочным заказом директор организации предложил всем работникам выйти на работув субботу (выходной день), пообещав полагающийся отгул присоединить кочередному отпуску. Ряд работников согласились с предложением директора, нонекоторые отказались выйти на работу в выходной день, за что им была уменьшенаквартальная премия.
В какихслучаях и на основании каких документов возможно привлечение работников кработе в выходной день?
Каков порядокпривлечения к работам в выходные дни?
Законны лидействия директора?
Ответ: Дляначала приведем нормы права регулирующие данную ситуацию, а затем дадим ответына поставленные вопросы. Во первых, согласно 113 статье Трудового кодекса РФ1работа в выходные инерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящимКодексом. А то есть
1. Привлечениеработников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с ихписьменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденныхработ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работаорганизации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуальногопредпринимателя.
2. Привлечениеработников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласиядопускается в следующих случаях:
1) для предотвращения катастрофы, производственной авариилибо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийногобедствия;
2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения илипорчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
3) для выполнения работ, необходимость которых обусловленавведением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ вусловиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозыбедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и виных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всегонаселения или его части./>
3. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничныедни творческих работников средств массовой информации, организацийкинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных иконцертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или)исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ,профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РоссийскойФедерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированиюсоциально-трудовых отношений, допускается в порядке, устанавливаемомколлективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочиепраздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнениявыборного органа первичной профсоюзной организации.
В нерабочие праздничные дни допускается производство работ,приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям(непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостьюобслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочныхработ.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочиепраздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
Что же касаетсяпредоставления отгула, то согласно 3 пункту 153 статьи ТК РФ работнику по его желанию предоставлендругой день отдыха. Работа в нерабочий праздничный день оплачивается водинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Таким образом, работа ввыходной день или компенсируется оплатой в размере дневного заработка, илиможет быть заменена днем отдыха.
В-третьих, согластно 191 статье ТК РФ работодательпоощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляетблагодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой,представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяютсяколлективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями одисциплине.
Помимозаработной платы работникам организации могут выплачиваться премии. Премия — это дополнительное поощрение, выплачиваемое работнику за результаты еготрудовой деятельности или деятельности организации в целом. Как правило, премиивыплачивают в порядке, предусмотренном Положением о премировании (пример см вприложении 1). Основанием для выдачи премии является приказ руководителя опоощрении работников.
Определения такого действия как «лишение» премиизаконодательство не содержит, однако поясняет,что в каждом конкретном случае такиевопросы решаются в действующем в организации Положении о премировании.
На основании изложенного выше материала можно сделатьзаключения по поставленным вопросам:
1. Привлечениеработников к работе в выходной день возможно в случаях предусмотренных ТК РФ (см.выше) по письменному распоряжению работодателя и письменному согласию работника(кроме случаев предусмотренных ТК РФ).
2. Порядокпривлечения к работам в выходные дни так же устанавливается ТК РФ (см. выше).
3. Действиядиректора были законны по вопросу предложения работы в выходные (на сколькопозволяют условия задачи, т.к. в них не оговорена оплата в выходные, а так женаличие письменного приказа директора и согласия работников). Но вот по вопросулишения премии работников отказавшихся от работ в выходной действия директорарасходятся с рамками закона. Так как рассматриваемый случай допускает толькодобровольный выход на работу (что предусмотрено законодательством), то директорне имел права лишать работников премии, т.к. данное действие работников неявляется основанием для лишения или уменьшения премии и не могло быть прописанов положении о премировании или коллективном договоре по причине противоречиязаконодательству. Но в условии задачи не оговорена официальная причина невыдачипремии. А значит, мы можем допустить, что директор действовал в рамках закона,преподнеся причину лишения пунктом предусмотренным положением о премированииданного предприятия.
Приложение 1
ЗАО «Актив»
Согласовано утверждаю
Председатель профсоюза Директор
ЗАО «Актив» ЗАО «Актив»
Петров /Петров С.С./ Васильев /Васильев А.И./
Положение
от 27 декабря 2004 г. N 21а
О премировании по результатам
работы персонала ЗАО «Актив»
Положением определяется порядок выплаты премий в 2005 году рабочим
и служащим ЗАО «Актив» за производственные результаты. Премирование проводится для увеличения материальной заинтересованности работников в повышении качества оказываемых организацией услуг, своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышении уровня ответственности за порученную работу.
Положение действует до его пересмотра. Выплаты, указанные в Положении, осуществляются в денежной форме.
1. Периодичность премирования — ежемесячно или в соответствии с дополнительным приказом директора ЗАО «Актив».
2. Работники премируются по результатам работы организации, за успешное выполнение должностных обязанностей.
3. Наименование должности и максимальный размер премий (в процентах от оклада):
— оператор связи, электромонтер связи — 30%;
— электромонтер оперативно-выездной бригады — 50%;
— диспетчер связи, электромеханик связи — 50%;
— бригадир — 60%;
— техник-программист — 70%;
— инженер электросвязи, инженер-программист — 90%;
— начальник комплекса — 100%;
— начальник станции — 120%.
4. Основание для выплаты премий — приказ директора ЗАО «Актив».
5. Порядок выплаты премий: премия выплачивается одновременно с заработной платой.
6. Нарушение трудовой дисциплины, техники безопасности и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей являются основанием для того, чтобы не представлять работника к премированию.
Список литературы
Официальные документы
1. Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ).
3. Трудовой кодекс РоссийскойФедерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ).
4. Федерального закона от26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
5. Федерального закона от14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарныхпредприятиях».
6. Распоряжение Федеральной комиссиипо рынку ценных бумаг РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения».
Учебники
7. Корпоративное право: учебник /Макарова О.А. — Волтерс Клувер, 2005.
8. Учебник русского гражданскогоправа / Шершеневич Г.Ф. -«Статут»,2006.
Статьи журналов и газет
9. «Гражданин и право»,2006, N 10.
10. Государственноерегулирование экономики: правовые формы реализации (В.Г. Голубцов,«Законодательство и экономика», N 3, март 2005 г.).
11. Нечаев А. Ниэкономических кризисов, ни рекордов не обещает нам 2005 год // Российскаягазета. 2004. 11 декабря.
12. Яковлев В.Ф.Гражданский кодекс и государство // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 1997. — N 6. — С.8.
Другие источники
13. Государственноерегулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект / С.Н. Шишкин.
14. Комментарийк Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). — ООО«Новая правовая культура», 2007.
15. ДойниковИ.В. Гражданский кодекс РФ и кризис либеральной философии хозяйствования // Вст.: Развитие хозяйственного законодательства на современном этапе. МатериалыМеждународной научной конференции 29 апреля 2004 г. М., 2004.
16. Комментарийк Трудовому кодексу Российской Федерации (под общ. ред. В.И. Шкатуллы) — «Норма», 2007 г.
17. Бератор«Практическая энциклопедия бухгалтера. Первичные документы» /«Бератор Пресс»
18. Толковыйсловарь «Бизнес и право» / Система ГАРАНТ.