ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н. ГАЛИНСКИЙ Д.М. Для осуществления преобразований в экономике Украины требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при реализации конкретных проектов очень
негативно влияет на эффективность функционирования всей экономической системы. Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики постоянно возрастает вследствие необходимости обновления действующих производственных фондов. В такой ситуации при практически полном отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования.
Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов, среди которых политическая и экономическая нестабильность, частые изменения законодательства , медленные темпы приватизации, нерешенность вопросов земельной собственности и т.п Все это требует от Правительства Украины проведения выверенной , научно-обоснованной и, в то же время
, активной инвестиционной политики, основой которой должно быть в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и попытается ответить автор в данной статье. Государственное управление иностранным инвестированием в Украине. В Украине порядок государственного управления инвестиционной деятельностью и иностранным инвестированием,
как ее составной частью, изложены в Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации экономики, утвержден ной Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1995 года N 384 , где иностранные инвестиции упоминаются наравне с другими источниками инвестирования, и в Программе деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года .
Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет предоставляться преимущественно на развитие приоритетных направлений в экономике . При этом направлениями приоритетного инвестирования являются развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению , а также конкурентно-способной продукции, которая предназначается на экспорт , развитие агропромышленного
комплекса , ускорение развития медицинской и микробиологической промышленности ; преодоление последствий Чернобыльской катастрофы . Органами государственного управления общей компетенции , в функции которых входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации . Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного управления иностранным
инвестированием в Украине. Так, согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г. N 719/95 создана Украинская государственная кредитно- инвестиционная компания.С целью подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций при Кабинете Министров Украины создан Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в
Украине ( Указ Президента Украины от 27.01.1996г. N 90/96 ) . Указом Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное агентство Украины реконструкции и развития , в функции которого входит формирование и реализация государственной политики по привлечению и использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной помощи , иностранных инвестиций . Указы
Президента также регламентируют отдельные вопросы в сфере налогообложения , таможенного контроля , валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности, которые безусловно распространяются и на деятельность иностранных инвесторов. В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению иностранным инвестированием непосредственно выполняет отдел иностранных инвестиций и свободных экономических зон , который организационно входит в состав
Главного управления по вопросам внешнеэкономических связей. В полномочия местных государственных администраций входят: разработка программ социально-экономического развития соответствующих территорий, внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие созданию предприятий с иностранными инвестициями , осуществление управления инвестиционной деятельностью , в том числе и при участии иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов
предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому развитию соответствующих административно-территориальных единиц , обязательная регистрация иностранных инвестиций, ведение их учета , проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими инвесторами , учет части иностранных инвестиций при составлении местных бюджетов и т.д. Органами функциональной ( межотраслевой ) компетенции , в функции которых той или иной мерой входит
управление процессом привлечения и использования иностранных инвестиций , являются : Валютно – кредитный совет при Кабинете Министров Украины , Министерство внешних экономических связей и торговли Украины, Министерство экономики Украины , Министерство финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская государственная кре – дитно-инвестиционная
компания, Национальное агенство Украины реконструкции и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный таможенный комитет Украины и Главная налоговая администрация Украины. Они имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в функциях координирующего
содержания. Следует отметить ,что, хотя за последние годы система государственного управления иностранным инвестированием в Украине не раз подвергалась изменениям , но , как правило , эти шаги являются недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так , например , анализ заданий новоиспеченного Националь-ного агенства Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и является правопреемником ликвидированного
Агенства координации международной технической помощи показывает , что по сути создан аналогичный орган государ-ственной исполнительной власти . Это свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов внешних поступлений в экономику Украины (иностранных инвестиций, иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было наработано ранее, в частности – к объединению функций государственного управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.
В разделе II Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования” устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций . Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный практический вывод о том , что субъектом , который получает государственные гарантии по защите иностранных инвестиций , является иностранный инвестор , а не предприятие с ино-странными инвестициями . Эта особенность является очень важной при разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства.
Эти гарантии обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий защиты иностранных инвестиций применение к ним на протяжении 10 лет специального законодательства об иностранных инвестициях , которое действовало в момент регистрации иностранной инвестиции , то есть речь идет о гарантиях уважения права собственности иностранных инвесторов . Однако в отношении налоговых льгот эти гарантии не действуют . Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии защиты иностранных инвестиций
: 1. Гарантии от принудительного изъятия иностранных инвестиций (за исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного бедствия , аварий , эпидемий и чрезвычайных ситуаций) , а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц . 2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая упущенную выгоду и моральный ущерб , причиненный им вследствие действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными
органами Украины своих обязанностей). 3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности , инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины , а также доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме в соответствии с их реальной стоимостью на момент прекращения инвестиционной деятельности ). 4. Гарантии беспрепятственного и немедленного перевода за рубеж прибыли
, доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного инвестирования. Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине. В Украине собственное законодательство об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях появилось после принятия 24 августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины . Закон Украины ” Об инвестиционной деятельности ” от 18 сентября 1991 года стал первым
нормативным актом, в котором изложены в обобщенном виде правовые , экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины. Закон Украины ” Об иностранных инвестициях ” от 13 марта 1992 года – первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года
N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем , что вышеупомянутый Закон имел ряд существенных недостатков . В частности в нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период действия этого Закона, по некоторым подсчетам , до 42% всех иностранных инвесторов вложили в экономику Украины меньше , чем 1000 долларов США , а случались и такие совместные предприятия , в
которых иностранные инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной . Существовал завуалированный импорт товаров под видом вкладов в
уставные фонды совместных предприятий с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность в диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п. В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной инвестицией” , к которым относились предприятия с квалифицированными инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального
размера и вида . 19 марта 1996 года Верховная Рада Украины приняла новый Закон Украины “О режиме иностранного инвестирования” , который отменял действие вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений, которые были заимствованы из декрета . Однако, наряду с этим , в нем присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной существенной чертой нового Закона , которая отличает его от предыдущего законодательства
об иностранных инвестициях является то,что для иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются в соответствии с государственной программой развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий , может устанавливаться
льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности. Четко установлен момент присвоения предприятию статуса предприятия с иностранными инвестициями . Таким моментом считается день зачисления иностранной инвестиции на его баланс. Положительным моментом является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет осуществляться только после их фактического внесения , тогда как в соответствии с
Декретом Кабинета Министров Украины ” О режиме иностранного инвестирования ” их можно было регистрировать и до момента их фактического внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия с иностранной инвестицией .
Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое находится в общегосударственной собственности . Незарегистрированные иностранные инвес-тиции не дают права на получение льгот и гарантий, предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций .
Отказ в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае нарушения установленного порядка регистрации . Он должен быть оформлен письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается . Виды деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности , которые соответствуют
цели , указанной в уставе предприятия, с учетом ограничений , предусмотренных законодательными актами Украины . В соответствии со ст. 8 Закона Украины ” О предприятиях в Украине ” отдельными видами деятельности предприятие может заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии ) . Законом Украины ” О научно-технической информации ” предусматривается право иностранных юридических
и физических лиц , а также лиц без гражданства инвестировать развитие сферы научно-технической информации Украины в соответствии с действующим законодательством ( ст.22 ) . В Законе Украины ” О страховании ” указывается , что часть иностранных юридических лиц и граждан в уставном фонде страховика (юридического лица, которое в установленном порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не может превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда при реорганизации
страховика предусматривается привлечь к числу участнистников страховика иностранных страховиков при условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и долгам , срок уплаты которых уже наступил . Кроме вышеуказанного , иностранным инвесторам следует помнить , что страховая деятельность в Украине осуществляется исключительно страховиками – резидентами Украины . В соответствии с Законом Украины ” О выборах народных депутатов ” предприятия с
иностранными инвестициями не имеют права делать взносы в избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины . В Воздушном Кодексе Украины указывается , что аэропорт , если он в том числе является совместным предприятием или предприятием, которое полностью принадлежит иностранному инвестору , должен пройти сертификацию и регистрацию в соответствии с действующими в Украине правилами . Условия реализации продукции ( работ , услуг) предприятий с иностранными инвестициями
.Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ,услуг), включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины .Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то , что их продукция не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции собственного производства. Вывоз товаров , на которые распространяется специальный режим экспорта , осуществляется в соответствии
с законодательством Украины . Бухгалтерский учет и отчетность .Для бухгалтерского учета внешне-экономических операций субъекты внешнеэкономической деятельности пользуются планом счетов и инструкцией по его применению , которые действуют на территории Украины, а также соответствующими изменениями и дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности . Они отображают свою деятельность и ее результаты в финансовой отчетности отдельно указанными
показателями : – в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ) , которые находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ; – в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру- чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы . Государственной налоговой администрации кроме годового финансового отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на импорт и экспорт, Национальному банку
Украины предоставляется информация о суммах обязательного распределения части выручки в иностранной валюте. Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов .В п.4 ст.19 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности” указано , что инвестиции могут быть , а в отдельных случаях , предусмотренных законодательством Украины , должны быть застрахованы .Субъекты внешнеэкономической деятельности самостоятельно выбирают
страховую компанию (страховика ), однако экспортные кредиты, ссуды, некоторые контракты на поставку машин и оборудования, инвестиции как на территории Украины , так и за ее пределами страхует специализированное акционерное общество , контрольный пакет акций которого принадлежит правительству Украины. Приостановление инвестиционной деятельности .Ликвидация и реорганизация предприятий с иностранными инвестициями .
Основания для приостановления инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности”. Решение государственного органа о прекращении или приостановлении инвестиционной деятельности может быть принято по таким причинам : 1.если ее продолжение может привести к нарушению установленных законодатель-ством санитарно-гигиенических , архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан,
юридических лиц и государства , которые охраняются законом ; 2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине неплатежеспособности ; 3.стихийного бедствия ; 4.введение чрезвычайного положения . ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В УКРАИНЕ Осуществляя на территории Украины инвестиционную деятельность, иностранные инвесторы являются субъектами
права собственности в соответствии со ст. 3 Закона Украины ” О собственности ” и пользуются в связи с этим теми же правами , что и субъекты хозяйственной деятельности Украины за некоторыми исключениями, которые мы и рассмотрим ниже . В целях обеспечения равных условий хозяйствования для украинских и иностранных субъектов хозяйственной деятельности и выполнения обязательств Украины перед другими государствами и международными организациями
по устранению двойного налогообложения , уклонения от налогообложения и предотвращению демпинга утве- ржден Порядок осуществления иностранными субъектами хозяйственной деятельности операций с продукцией украинского происхождения на территории Украины без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины . Иностранные инвесторы имеют право на приобретение паев , акций и других ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины . Также иностранные инвесторы имеют право участвовать в приватизации
на территории Украины на общих основаниях. Условия их участия определяются Законами Украины ” О приватизации имущества государственных предприятий ” и ” О приватизации небольших государсрственных предприятий ( малую приватизацию )” и рядом других законодательных актов . Приобретение иностранными инвесторами имущественных прав на землю и другие природные ресурсы регулируется Земельным , Лесным,Водным кодексами ,
Кодексом о недрах и некоторыми другими нормативными актами .В соответствии с Земельным кодексом и Законом Украины ” О собственности” иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в собственность не передаются .Ст.8 Земельного кодекса предоставляет право временного пользования землей на условиях аренды совместным предприятиям , международным организациям и объединениям при участии украинских и
иностранных юридических и физических лиц , предприятиям , которые полностью принадлежат иностранным инвесторам , а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства .При приватизации объектов неоконченного строительства одновременно предоставляются в долгосрочную аренду и земельные участки, отведенные для строительства этих объектов .Пользование землей в Украине является платным . Имущество в аренду иностранным инвесторам предоставляют
арендодатели на основе договоров аренды в соответствии с действующим законодательством .Кабинет Министров Украины утвердил Перечень имущественных комплексов государственных предприятий , организаций, их структурных подразделений основного производства , передача которых в аренду не допускается . Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями. Для предприятий с иностранными инвестицицями не существует специальных налоговых льгот, как это было
до принятия Закона “О режиме иностранного инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования” предусмотрено, что для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются в соответствии с государственными программами развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и регионов , может быть установлен льготный
режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности . Как показывает мировая практика законотворчества и инвестиционной деятельности вопросы налогообложения всегда оставались и на наш взгляд остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим с целью привлечения как внутренних , так и внешних (иностранных) инвестиционных ресурсов во многих странах законодательно установлены сроки освобождения от уплаты налога на прибыль как по вновь
создаваемым предприятиям , так и при реформировании , расширении уже действующих предприятий . Подобный опыт был использован и в Украине . В частности это касалось предприятий с иностранными инвестициями , для которых в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины ( 1993 ) был установлен пяти- летний срок освобождения от уплаты налога на прибыль. Однако, Закон ” О налого-обложении прибыли предприятий ” от 1995 отменил эту льготу , оставив
ее только за теми предприятиями , где иностранные инвестиции уже были осуществлены до вступления в силу данного закона. Тем не менее во вновь принятом Законе о налогообложении прибыли от 22 мая 1997 года это положение не упомянуто , следовательно на данный момент ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от уплаты налога на прибыль . Этот факт вполне естественно считается нарушением прав инвесторов , которые планировали свою хозяйственную
деятельность с учетом необлагаемого налогом периода , и ярко демонстрирует несовершенство и ненадежность нашего законодательства, что отнюдь не способствует привлечению инвестиционных ресурсов . Плательщиками налога на прибыль из числа нерезидентов являются физические и юридические лица любой организационно-правовой формы , которые получают доходы из источников в Украине , за исключением учреждений и организайий , которые имеют дипломатический статус или иммунитет
в соответствии с международными договорами Украины . Сумма валового налогооблагаемого дохода умень – шается на : * сумму средств или стоимости имущества , которые поступают плательщику налога на прибыль в виде прямых инвестиций или реинвестиций в корпоративные права, эмитированные этим плательщиком , в том числе денежные или имущественные взносы, в соответствии с договорами о совместной деятельности на территории
Украины без создания юридического лица ; * сумму средств взаимного инвестирования инвестиционных фондов и инвестиционных компаний в случае , если ни один из учредителей ( участников , акционеров ) не владеет более 10% уставного фонда этих организаций и если эти организации на протяжении 30 дней по окончании налогового года распределяют между участниками ( акционерами ) не менее 90% доходов от инвестиционных операций . Таким образом налогообложение предприятий с иностранными инвестициями осуществляется на тех
же условиях и регулируется теми же нормативными актами , что и предприятия , которые таковых не имеют . Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине . Особенный правовой статус имеет имущество , которое ввозится в Украину как взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями . Так , в соответствии со ст. 18 Закона Украины ”
О режиме иностранного инвестирования ” это имущество освобождается от обложения таможенной пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного потребления . При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого имущества на основе вексельной операции . Если вексель не погашен в течение 30 календарных дней со дня оформления таможенной декларации , векселедатель обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных дней .
В случае , если на протяжении трех лет с момента зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранной инвестицией имущество, которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной фонд указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые осуществляют совместную инвестиционную деятельность по договорам (контрактам) , отчуждается , в том числе в связи с прекращением деятельности векселедателя , последний уплачивает ввозную таможенную
пошлину не позднее дня отчуждения . Ввозная таможенная пошлина не уплачивается при условии вывоза иностранной инвестиции зарубеж , что удостоверяется вывозной грузовой таможенной декларацией . В случае установления факта отчуждения имущества ранее трехлетнего срока государственная налоговая инспекция обязана уведомить об этом соответствующий таможенный орган , после чего последний обязан в бесспорном порядке взыскать ввозную пошлину . Валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов
на территории Украины . Основным нормативным актом , который определяет основные принципы валютного регулирования в Украине , является Декрет Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года N15-93 “О системе валютного регулирования и валютного контроля” Важным для иностранного инвестора является то , что в соответствии со ст.5 вышеупомянутого декрета
не требуется индивидуальная лицензия Национального банка Украины для : * вывоза , перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами – резидентами и нерезидентами иностранной валюты , которая была ранее ввезена ими в Украину на законных основаниях ; * осуществления платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ; * вывезения за пределы
Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте, ранее осуществленной на территории Украины , в случае прекращения инвестиционной деятельности . Декретом Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50% поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов , однако средства в иностранной валюте
, которые перечисляются на территорию Украины с целью их дальнейшего внесения в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями , не подлежат обязательной продаже , также как и суммы выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции ( работ , услуг ) собственного производства . В соответствии с Законом Украины ” О режиме иностранного инвестирования” для сохранения доходов,прибыли и других средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках
Украины в соответствии с ее законодательством . К таким счетам относятся : а) текущие счета и вклады со свободным режимом использования , условно названные счетами типа ” С ” . Остатки по ним могут быть свободно конвертированы в иностранные валюты по курсу , установленному Национальным банком Украины , и переводится зарубеж ; б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом
условно названные счетами типа “Л” . Средства в валюте Украины с указанных счетов типа ” С ” и “Л” иностранные инвесторы могут использовать для приобретения товаров на внутреннем рынке Украины с целью их вывоза за зарубеж . Средства со счета типа “С” по распоряжению владельца счета могут использоваться : * для осуществления любых видов инвестиций
в соответствии с законом об иностранных инвестициях и получения наличности на территории Украины без ограничений ; * для покупки иностранной валюты в Национальном Банке Украины и перевода ее зарубеж . В соответствии с Законом Украины ” О режиме иностранного инвестирования ” иностранным инвесторам после уплаты налогов и других обязательных платежей гарантируется беспрепятственный и незамедлительный
перевод зарубеж их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте , полученных на законном основании вследствие осуществления инвестиционной деятельности . При этом перевод зарубеж части доходов , принадлежащей иностранному инвестору , должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки , при этом уплачивается налог по ставке 15% от переводимой суммы . Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в иностранной валюте и
один счет в валюте Украины . На текущий счет , открытый в иностранной валюте ( условно именуемый – типа “А”) , зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику Украины , а также дивиденды в иностранной валюте , полученные от инвестиций на территории Украины . При вывозе за рубеж иностранной валюты , полученной от инвестирования, в наличной форме иностранному инвестору необходимо получить разрешение уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора
, независимо от размера валютных средств . Иностранная валюта с указанного счета может реинвестироваться на терри – тории Украины без ограничений . Таким образом , основными законодательными актами, регулирующими деятельность иностранных инвесторов являются Законы Украины “ Об инвестиционной деятельности “ , “О внешнеэкономической деятельности”,“О режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций” .
Однако наряду с вышеперечисленными документами существует множество других нормативно-правовых актов , регламентирующих инвестиционную деятельность . Такое их коли- чество и частое изменение значительно затрудняет их практическое применение, а также ведет к возникновению множества неудобств и разногласий , когда положения одного источника может трактоваться как отрицание или противоречие другому источнику . В основном подобное случается при столкновении правовых документов различных ветвей власти : законодательной
и исполнительной . Государственные органы управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью как правило руководствуются указами Президента , постановлениями Кабинета Министров Украины , инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей сути являются подзаконными нормативными актами и не могут противопоставляться законам . Следует отметить, что подобный недостаток является общим для всего законодательства
Украины , которое формируется в условиях непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи с этим становится очевидным , почему отсутствие законодательной и политической стабильности является одним из определяющих факторов нежелания иностранных инвесторов инвестировать свои средства в украинскую экономику . Помимо нестабильности отрицательным моментом существующего законодательства является его несовершенство , так как несмотря на огромное количество правовых документов , многие аспекты
хозяйственной деятельности , связанной с иностранным инвестированием до сих пор не нашли в них своего отражения или требуют существенной корректировки . Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций , движения этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных предприятий , что позволяет части из них не предоставлять отчетность в статистические органы , а предоставляемая информация не дает возможности провести качественный
анализ и прогнозирование процесса иностранного инвестирования в Украине . В связи с этим для привлечения иностранного капитала предпринимаются следующие шаги : 1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными инвестициями подготовлены и находятся в Верховной Раде Украины соответствующие изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” , согласно которых иностранный инвестор освобождается от
необходимости предварительного имущественного взноса для регистрации совместного предприятия . 2. С целью привлечения иностранного капитала для реализации отдельных инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий , а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта продукции, производства импортозаменяющей продукции,создание производственных мощностей на базе объектов незавершенного строительства или дополнительных
рабочих мест,разработан проект Закона Украины “О предоставлении льготного режима инвестиционной и другой хозяйственной деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов” . Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как : * внедрение гарантирования и страхования вкладов иностранных инвесторов,а также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения инвестиционной деятельности : для этого необходимо создание
Национальной страховой компании, которая обеспечила бы улучшение условий осуществления иностранных инвестиций через страхование и перестрахование всех видов рисков ; * увеличение количества свободных экономических зон , которые могут быть опорой базой для становления иностранных инвесторов и привлечения прямых инвестиций ; * обеспечение стабильных условий налогообложения , причем не только для иностранных , но и для всех других предприятий ; * разработка законодательного акта об обеспечении контрактных прав при рассмотрении
споров по выполнению заключенных в соответствии с установленным порядком контрактов . В целях благоприятствования инвестированию проектов по разработке полезных ископаемых и других природных ресурсов , Правительством предусматривается создание законодательной базы для перехода к привлечению иностранных инвестиций через концессии , а также определения права частной собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации частными инвесторами .
Важным правовым документом , который регламентирует взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное соглашение “ О режиме благоприятствования и взаимной защиты инвестиций “ . Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса инвестициям и их защиты на территории другого государства . Они подписаны уже с 40 странами мира .
Целый ряд проектов соглашений находится в стадии ратификации . Хочется верить , что в уже недалеком будущем все эти меры и шаги дадут желаемый результат .