–PAGE_BREAK–В тех случаях, когда для назначения пенсий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ, может засчитываться в этот стаж их работы за границей.
В жилищной сфере иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов. Они должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут в соответствии с российским законодательством иметь в РФ жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования наравне с гражданами РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. И если они приняты в российские учебные заведения, то они имеют права и несут обязанности учащихся и студентов в соответствии с российским законодательством.
Право на пользование достижениями культуры иностранные граждане и лица без гражданства имеют наравне с гражданами РФ. Они обязаны бережно относиться к памятникам истории и культуры, другим культурным ценностям.
Наравне с гражданами России им гарантируется свобода совести, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
В брачно-семейной сфере иностранные граждане и лица без гражданства могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с российским законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами РФ.
Иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с российским законодательством гарантируются в РФ неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, другие личные права.
Передвижение по территории РФ и место жительства иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.
Налоги и сборы иностранные граждане и лица без гражданства платят общих основаниях с гражданами РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Процессуальные права применяются такие же как и к гражданам России.
Избирательного права иностранные граждане и лица без гражданства не имеют, они не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и другие выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах).
Так же они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ.
3. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
3.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране.
Действующее законодательство России различает постоянно проживающих и временно пребывающих в стране иностранных граждан. В статье 5 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» говорится, что иностранные граждане могут постоянно проживать в стране, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истечении определенного срока пребывания.
Принадлежность к той или иной категории имеет важное практическое значение, поскольку объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит о того, к какой категории они относятся. Правовой статус постоянно проживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории Российской Федерации. Это касается, например, таких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование медицинской помощью, предоставление социального обеспечения.
Необходимо, однако, отметить и то, что прежнее законодательство относило иностранцев к той или иной категории в зависимости от времени пребывания их в стране. Действующее законодательство проводит такое разделение, руководствуясь не критерием длительности пребывания, а правовыми основаниями нахождения лица, степенью устойчивости правовой связи его с государством.
Отмечая важную практическую роль деления иностранных граждан на постоянно проживающих и временно пребывающих, следует подчеркнуть, что оно не может быть признано достаточным, так как отражает не все особенности их правового статуса.
3.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям.
В работах по конституционному и международному праву уже предприняты попытки классификации иностранных граждан по самым различным основаниям. Анализ разнообразных точек зрения на вопрос о классификации иностранных граждан позволяет сделать определенные выводы.
Необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на конституционно-правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.
В связи с этим представляется возможным указать следующие группы иностранцев:
— иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями;
— иностранные граждане, наделенные определенными иммунитетами и привилегиями;
— иностранные граждане, получившие убежище[4].
К первой группе относятся постоянно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации иностранцы, которые подчинены юрисдикции России в полном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группа иностранцев является в Российской Федерации преобладающей, и с ней чаще всего сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию для работы на различных совместных предприятиях, иностранные студенты, журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие.
К группе иностранных граждан, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями, относятся сотрудники дипломатических и консульских представительств[5], члены правительственных и парламентских делегаций, работники межправительственных организаций и некоторые другие лица.
В зависимости от характера и объема предоставляемых привилегий и иммунитетов обладающие ими иностранные граждане могут быть разделены на следующие подгруппы:
— пользующиеся полным иммунитетом;
— пользующиеся частичным иммунитетом.
К иностранным гражданам, пользующимся полным иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации, относятся главы дипломатических представительств (в ранге послов, посланников, поверенных в делах), члены дипломатического персонала представительств (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав дипломатических представительств и члены семей дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с указанными лицами и не являются российскими гражданами.
Кроме того, к ним относятся еще и представители иностранных государств (главы государств, правительств и т.д.), члены парламентских и правительственных делегаций, приезжающие для участия в межгосударственных переговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а также представители иностранных государств, следующие для тех же целей транзитом через территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопровождающие их (если они не являются гражданами Российской Федерации). К этой группе примыкают сотрудники некоторых международных организаций (ООН, СБСЕ и т.п.).
3.3. Беженцы и вынужденные переселенцы.
Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, получившие в Российской Федерации убежище. Причем речь может идти только о тех лицах (беженцах), в отношении которых их государство не приняло решения о лишении гражданства или подданства.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и Протоколу, касающемуся статуса беженцев (1966 г.), создало необходимость привести нормы российского права в соответствие с вышеперечисленными актами, и российский закон от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» регламентирует вопросы предоставления убежища уже в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен со статусом иностранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Между тем он имеет и ряд существенных особенностей, которые позволяют выделить беженцев в отдельную группу со своим особым правовым статусом. Прежде всего беженцы, в отличие от обычных иностранцев, не пользуются дипломатической защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально и считаются его гражданами (подданными). К сказанному следует добавить, что в соответствии со сложившимися нормами и обычаями современного международного права беженцы не подлежат выдаче на территории того государства, где они могут подвергаться преследованию, поскольку иначе теряется смысл самого права убежища.
Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
В отличие от беженца понятие вынужденного переселенца относится, как правило, к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец.
Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав CCCР, прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.
4. ВЪЕЗД, ВЫЕЗД И ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РФ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.
В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Также основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.
Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они:
1) при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
2) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, — до устранения нарушения;
3) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения.
Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если:
1) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;
2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, — в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке;
3) они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, — до их представления;
4) они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, — до представления такого сертификата.
Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:
1) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, – до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
2) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
4) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств.
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.
Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:
продолжение
–PAGE_BREAK–