Предложение как основная коммуникативная и структурная синтаксическая единица

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИНСТИТУТМЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
КАФЕДРА «Лингвистика имежкультурная коммуникация»
КУРСОВАЯРАБОТА ПО ВВЕДЕНИЮ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕКАК ОСНОВНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ И СТРУКТУРНАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
Выполнила:
студентка группы 6712
Лебедева Наталья Сергеевна
Руководитель:
старший преподаватель
Керенцева Любовь Васильевна
Защищена с оценкой
Предоставлена “__”________200_ г.
“___________” _____________
“__”_________200_ г подпись
Набережные Челны 2009

Содержание
Введение
ГлаваI. Предложение — одна из основныхграмматических категорий
 синтаксиса
1.1.Предложение — вводные замечания
1.2.Грамматические признаки простого предложения
ГлаваII. Основные аспекты изученияпредложения
2.1.Коммуникативный аспект изучения предложения
2.2.Семантический аспект изучения предложения
2.3.Структурный аспект изучения предложения
2.4.Логический аспект изучения предложения
Заключение
Литература

Введение
В настоящее времяязыкознание располагает большим количеством лингвистических теорий, изучающихпредложение. Сейчас особенно интенсивным стало изучение текста. Но, на нашвзгляд, предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так какименно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка:коммуникативная, познавательная и экспрессивная. Вопрос об определениипредложения – один из самых трудных вопросов синтаксиса. Недаром предложение,занимая центральное место в синтаксисе, не имеет общепринятого определения, таккак трудно включить в определение все аспекты предложения, хотя в принципе возможно.
Существует достаточнобольшое количество подходов к определению предложения. Например, логическийподход: предложение — это суждение, выраженное словами. Его слабость в том, чтомежду предложением и суждением нет равенства, так как предложение — языковаякатегория, а суждение — категория логическая. Конечно же, есть предложения,которые полностью равны суждению — это предложения модального типа, которыесодержат или утверждение, или отрицание. Формально — грамматический подходрассматривает предложение как словосочетание особого типа, содержащееграмматическое подлежащее и грамматическое сказуемое. Данный подход не учитываетпарадигматику предложения. Классификация предложения становится узкой, не всетипы входят в нее. Что касается коммуникативного подхода, то он рассматриваетпредложение как основное средство общения и сообщения.
При всем множествесуществующих подходов до сих пор так и не определен однозначно предметсинтаксиса, его основные единицы и многие другие аспекты. Все это зачастуювызывает споры и разногласия между лингвистами.
Сложность,многоаспектность предложения затрудняет выработку его определения. Например,А.В. Белошапкова утверждает: «Предложение — единая соотнесенность с ситуациейречи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания»[1].Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такоеслово или упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движениеммысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)»[2].Существует множество определений предложения, к которым продолжаютприсоединяться новые. В адекватном определении должны быть отмечены те измножества присущих ему свойств, которые обуславливают специфику именно данногоявления, составляя, таким образом, его сущность.
Объектом нашегоисследования является синтаксис русского языка. Предмет исследования составляетпредложение как коммуникативная и структурная единица синтаксиса.
«Предложениемназывается грамматически оформленная по законам данного языка предикативнаяединица, которая служит важнейшим средством формирования, выражения и сообщениямыслей и чувств, а также для выражения отношения говорящего к содержанию своеговысказывания»[3]. Мысчитаем, что данное определение является более объективным и доказуемым. Хотямы не можем не заметить, что до сих пор ведутся прения по поводу определения синтаксическойединицы, что еще раз доказывает то, что предложение – это сложная по своемуустройству единица.
Предложение— однаиз основных грамматических категорий синтаксиса. Это любое — от развернутогосинтаксически построения (в письменном тексте от точки до точки) до отдельногослова или словоформы — высказывание(фраза), являющееся сообщением очем-либо и рассчитанное на слуховое (в произнесении) или зрительное (на письме)восприятие. Предложение может быть простым или сложным.
В зависимости от целисообщения предложения могут быть повествовательными, вопросительными илипобудительными; при парадигматическом подходе к предложению как к единице,обладающей формоизменением, возможна и более детальная классификация предложенийпо цели высказывания, охватывающая также предложения со значениямисослагательности, условности, желательности, долженствования.
Следует сказать, что предложение— это единица языка и речи, изучая которую, мы узнаем, что, как и зачемвыражается и сообщается. Поэтому важно учитывать как семантическую играмматическую структуру предложения, так и его коммуникативную функцию.
Семантическая структуранепосредственно соотнесена с тем, что выражается в предложении, т.е. онаотражает объективную структуру ситуации, события действительности. Любоесобытие — это лица, предметы, связанные друг с другом различными процессами,отношениями, которые оформляются в мысли логическим предикатом, а в языке —сказуемым. Лицо или предмет может быть субъектом или объектом действия илиносителем признака. Субъект, предикат и объект являются главными(элементарными) компонентами семантической структуры: неглавные компонентывыражаются определениями и обстоятельствами (это семантические определители).
Коммуникативный аспектпредложения предполагает соотнесенность высказывания с определенными формамимысли: предложения, содержащие сообщения о чем-либо, соотносятся с суждением;предложения, содержание которых связано с поиском информации иливолеизъявлением, — с мыслью-вопросом или мыслью — побуждением к действию.Простая мысль выражается простым предложением, сложная — различнымикомбинациями соединенных друг с другом по определенным грамматическим правилампростых предложений, т.е. сложными предложениями, где, естественно, комбинируютсяпобуждение и вопрос или сообщение. В языке существуют не специальныеморфологические средства, а синтаксические конструкции и интонация, которыеоформляют соответствующие функциональные единицы: повествовательные,вопросительные и побудительные предложения.
Целью курсовой работыявляется изучение предложения как основной коммуникативной и структурнойсинтаксической единицы. Для достижения поставленной цели были сформированыследующие задачи:
— рассмотреть предложениекак одну из основных грамматических категорий синтаксиса
— рассмотреть основныеаспекты изучения предложения
— проанализировать коммуникативныйи структурный синтаксис

Глава I.Предложение — одна из основных грамматических категорий синтаксиса
 
1.1 Предложение — вводные замечания
Пожалуй, основнойединицей при изучении синтаксической системы языков выступает предложение.
Понимание природыпредложения как наиболее сложного языкового образования возможно только приуяснении ряда вопросов теории языка, философии, логики и психологии в их совокупностинасовременном уровне развития научных знаний. Мы считаем, чторазногласия в определении предложения свидетельствуют как о трудности исложности самого вопроса, так и о необходимости найти четкую основу для егорешения. Несмотря на существующие в настоящее время расхождения в вопросахсинтаксической теории, оказывается возможным выделить и общее в современнойтеории предложения.
Через предложениеосуществляется основная функция языка — коммуникативная.
Предложение является«главным средством формирования, выражения и сообщения мыслей»[4].Поэтому одним из основополагающих вопросов синтаксиса является вопрос осоотношении предложения и суждения, а шире — языка и мышления. Мы видели, как вистории разработки синтаксических теорий отождествление мышления и языка,логического и грамматического при абсолютизации мышления (в логическомсинтаксисе) или разъединение их и непризнание воздействия логического строя мышленияна грамматический строй языка (в теориях психологистов) фактически снималипроблему взаимосвязи мышления и языка.
Одним из основныхположений языкознания является признание тесной взаимосвязи между мышлением иязыком. А.А. Шахматов утверждает: «Предложение – это единица речи,воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое, служащее длясловесного выражения единицы мышления»[5].
Формы взаимосвязи исложный механизм взаимодействия мышления и языка обусловлены двумя сторонамифункционирования, двумя формами проявления и языка, и мышления. «С однойстороны, и язык, и мышление представляют собой порождение мозга человека как homosapiens, с другой стороны,язык и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек естьсоциальное явление»[6].Двойственная природа и языка, и мышления, каждый из которых воплощает в себеединство социального и индивидуально-биологического, является их общей чертой.Понимание двойственной природы языка, в частности, чрезвычайно существенно дляосознания специфики предложения.
В языке и в мышлении«осуществляется познавательная и коммуникативная деятельность человека какчлена общества»[7]. Вмышлении разграничивается две стороны познания (чувственное познание иабстрактное мышление) и оформление знаний в качестве информации, а языквыступает как орудие познания (мышления) и как средство выражения мыслей исообщения знаний другим людям «путем преобразования мыслительного содержания в коммуникативнуюинформацию» (Там же). Соответственно этому и язык, и мышление представляютсобой, с одной стороны, явления статические, «в которых реализованы, закрепленыдостижения общественного познания»[8], а сдругой — динамические, проявляющиеся в мыслительном процессе и речевойдеятельности. Объединение статических и динамических элементов в предложениитакже очень важно для понимания его специфики.
С точки зрениясмысловой предложение характеризуется относительной завершенностьюпередаваемого им сообщения и обладает поэтому коммуникативной автономностью.Предложение представляет собой «закрытую систему», элементы которой структурноорганизованы определенными языковыми средствами.
Каждое предложениеобладает предикативностью. Предикативность –
это отношение содержания высказывания кдействительности, устанавливаемое в момент речи.
Главным признаком,отличающим предложение от слов и словосочетаний, является наличие в нем именнопредикативности. Слово или словосочетание может стать предложением, обретя этотпризнак: «Мороз и солнце. День чудесный!» (А. Пушкин). «Деревня. Серыеизбушки» (С. Есенин).
Предикативностьвыражается определенными языковыми средствами. Наиболее распространенным вязыках средством передачи предикативности является глагольная форма, в которойнаходят выражение частные грамматические категории лица, времени и наклонения.Не случайно поэтому организующим центром предложения чаще всего выступаетглагол: «Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются темными отросы» (К. Паустовский). «Предикативная функция,- пишет В.В. Виноградов,-заключается не в оживлении или соединении изолированных слов или понятий, а вречевом раскрытии реального содержания, связи и взаимодействия предметов иявлений действительности»[9]. Причем,(дополним со своей стороны) речевое раскрытие реального содержания, связи ивзаимодействия предметов и явлений действительности в предложении принимает водних случаях словесное выражение, а в других случаях — интонационноевыражение. Можно ли интонацию считать грамматическим средством выраженияграмматической категории? По мнению Пешковского, то, что мы называем предикативнойфункцией, может быть выражено в одних случаях только с помощью интонации, вдругих случаях – с помощью жеста и интонации, в третьих – в обстановке иинтонацией. «Таким образом, мы,- пишет А.М. Пешковский,- открываем новый способвыражения категории сказуемости: интонацию… благодаря, которой слово перестаетбыть словом только, а делается фразой»[10].
В предложениях,лишенных глагольной части, единственным средством выражения предикативностиявляется интонация.
«В предложениивыражается не только сообщение о действительности, но и отношение к нейговорящего»[11], т. е.признаком предложения является также модальность. Языковыми средствами,выражающими модальность, могут выступать морфологическая грамматическаякатегория наклонения, модальные слова и интонация (например, предложение Приехали!в зависимости от интонации может выражать и радость, и сожаление как отношениеговорящего к сообщаемому факту). Модальность тесно связана с предикативностью ипоэтому может также рассматриваться как категория, включаемая в понятие предикативности.
Универсальным способомвыражения смысловой завершенности, предикативности и модальности предложениявыступает интонация в ее различных видах.
Предложение каксинтаксическая и как смысловая структура. Конструктивный синтаксис икоммуникативный синтаксис.
Предложение — высшаяединица грамматического строя, в которой реализуются все оттенки грамматическихзначений единиц более низших. Предложение совмещает в себе различные ступениграмматической абстракции, которые тесно связаны и взаимодействуют в плане ихлексического наполнения.
«Конкретное содержаниепредложений не может быть предметом грамматического рассмотрения. Грамматикаизучает лишь структуру предложения, типические формы предложений…»[12],т. е. имеет дело с конструктивным синтаксисом. Однако современный синтаксис неограничивает себя исключительно вопросами конструирования предложения изсловоформ и словосочетаний. «Для современной синтаксической науки характерноясное сознание того, что за традиционным понятием предложения стоят дваязыковых явления, различать которые принципиально важно» [13].
С одной стороны, предложениепредставляет собой синтаксическую структуру, обладающую грамматическимикатегориями лица, времени и наклонения и тесно связанную с ними категориеймодальности, т. е. структуру, обладающую предикативностью. Грамматическоечленение синтаксической структуры или конструкта не зависит от ситуации, отсодержания сообщения, от интонации, в синтетических языках — от порядка слов,т. е. грамматическое членение объективно и статично. (Например, одной и той жесинтаксической структурой обладают «Я \помню\ чудное мгновенье» (А. С.Пушкин) и «Великий комбинатор \получил\ большой заказ…» (И. Ильф, Е.Петров); или «В Витебск я приехал к вечеру» (И. Бунин) —Я приехал вВитебск к вечеру — Приехал я в Витебск к вечеру.)
С другой стороны,предложение как относительно законченное сообщение, как коммуникативная единицапредставляет собой смысловую структуру, отражающую определенную коммуникативнуюцель, которая возникает в процессе общения. Смысловая структура каккоммуникативная единица зависит от ситуации, в которой формируется сообщение, иот отношения говорящего (автора) к содержанию сообщения.
В коммуникативномаспекте членение предложения подвижно, динамично, можно сказать, субъективно(но не безразлично, не нейтрально) к содержанию передаваемого сообщения. Онопроявляется главным образом в интонации, иногда в порядке слов. Поэтому когдапредложения воспринимаются не на слух, а зрительно, в печатном виде, тоотношение автора к содержанию сообщаемого непосредственно не передается.Читатель должен сам понять и передать смысловую структуру предложения, нопонять ее можно по-разному. По мнению академика Л. В. Щербы, «всякийлитературный текст есть до некоторой степени загадка, которая всегда имеетразгадку, но характер этой разгадки зависит от степени понимания текста, от егоистолкования»[14]. Этоможно наблюдать у актеров, по-разному передающих один и тот же авторский текст.Большие актеры, мастера художественного слова, тщательно работают над произведением,чтобы проникнуть в авторский замысел и передать его в своем исполнении. Возвращаяськ современным теориям предложения, необходимо отметить, что при всем их разнообразиидля них характерны попытки последовательно разграничивать в устройстве предложениянесколько ступеней грамматической абстракции, с чем непосредственно связанвопрос о синтаксических, грамматических значениях и вопрос о грамматических категорияхпредложения. Все это более подробно рассмотрено в следующей главе.

1.2 Грамматические признакипростого предложения
Основными признакамилюбого предложения являются: синтаксическое значение, состоящее в выраженииотнесения содержания высказывания к действительности; смысловая и интонационнаязаконченность. Беловольская пишет: «Центральной грамматической единицейсинтаксиса является простое предложение»[15]. Науровне формальной структуры простого предложения обязательно выделяютсякомпоненты, представляющие собой его предикативную грамматическую основу.Основу предложения составляют главные члены: подлежащее и сказуемое вдвусоставных предложениях: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется искрипит (Л.) — или главный член в односоставных предложениях: Смеркается.Кругом тишина. Предикативной основой эта часть предложения называетсяпотому, что в ней благодаря сказуемому (в том числе и отсутствующему, нулевому)выражается предикативность, т.е. грамматическое значение.
Предикативность — этоотнесение содержания предложения к действительности как реального илинереального события, выражающееся в формах модальности и времени. Эти значенияобычно передаются формами наклонения глагола: Хранименя, мойталисман… Ты в день печали был мне дан (П.). Предикативность — этосоотнесенность сообщаемого с действительностью, утверждение или отрицаниечего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонациейзавершенности.
Отношение содержаниявысказывания к действительности проявляется также в утверждении или отрицаниисвязи между субъектом и его процессуальным или непроцессуальным признаком.Например, в тексте На озере Берг прожил около месяца. Он не собиралсяработать и не взял с собой масляных красок (Пауст.) первое предложениеутвердительное, второе — отрицательное. Отрицательные предложения, как иутвердительные, обладают реальной или ирреальной модальностью исоответствующими формами. Например: Не торопи развязки неизбежной! И безтого она не далека (Н.).
Наличие компонентов,выражающих предикативность, свидетельствует лишь о том, что конструкцияоформлена как предложение. Но для того чтобы быть полноценным высказыванием,она должна обладать интонационной и семантической завершенностью. Так, Валгинапишет: «Предложение- это минимальная единица человеческой речи, представляющаясобой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающееизвестной смысловой и интонационной законченностью»[16].Интонация законченного высказывания(обычно понижение тона в конце, какбы предваряющее разделительную паузу) является существенным признаком простогопредложения. На письме этой интонации соответствуют точка, многоточие,вопросительный или восклицательный знак: — Где вы проснулись?— Проснулся влюдской кухне на печи. Все могут подтвердить (Ч.). Отсутствие именно этогопризнака является чертой, отличающей предикативные части сложного предложенияот простого. Сложное предложение имеет интонацию завершенности тоже только вконце. Ср.: Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, — ишестикрылый серафим на перепутье мне явился. Перстами легкими, как сон, моихзениц коснулся он (П.).
Смысловая завершенностьпредложения зависит от семантики слов, которые входят в высказывание. Самым важнымдля относительной смысловой завершенности предложения является употреблениесемантически достаточных слов в роли главных членов. Ср. незавершенныевысказывания: Приезд обрадовал (?) Девушка с глазами (?) или Онпоступил (?) — и завершенные: Приезд отца обрадовал нас. Девушка сголубыми глазами. Он поступил необдуманно или Он поступил в университет.Завершенность или незавершенность в большинстве случаев определяется поотношению к изолированному, взятому вне текста или ситуации предложению. Так,нельзя считать завершенным и осмысленным изолированное предложение Он выпилстакан…, ибо нарушено правило семантической сочетаемости: глагол пить всемантической структуре имеет обязательный элемент жидкость. В то жевремя в диалогической ответной реплике вполне возможно употребление даже одногослова стакан: — Сколько он выпил молока? — Стакан.
С понятиемсемантической определенности связано понятие модели предложения, которая можетсовпадать с предикативной основой, если главные члены выражены семантически достаточнымисловоформами {Идут дожди. Небо пасмурное. Отец приехал. Холодно,подмораживает), или не совпадать, если компоненты основы нуждаются вобязательных распространителях (Отец находится + на работе. Он следит + заспутниками. Отец мужчина + высокого роста. Его + знобит и под.). В модельпредложения включаются все главные компоненты семантической структуры: субъект,предикат и объект и обязательные семантические определители.
Модель предложения вэтом случае выступает как первая ступень распространения предикативной основы.
Содержание предложениялюбого функционального типа может получить эмоциональную оценку говорящего,который для этой цели использует особую интонацию и восклицательные частицы.Эти эмоционально окрашенные высказывания называют восклицательнымипредложениями. Если же такого отношения говорящий не выражает, предложениеявляется невосклицательным: Мой ангел, я любви не стою! Но притворитесь!Этот взгляд все может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно! Я самобманываться рад! (П.).
Модальность — этовыражение отношения содержания высказывания к какому-то плану действительностипосредством глагольных наклонений и особых модальных слов. Основными модальнымизначениями являются действительность, желательность, возможность или необходимостьтого, о чем говорится в данном предложении. Например: Где-нибудь я всельсовете на гулянку попаду (действительность). //Девчонки на вечерепозабыли б всех ребят (возможность). Я б желал на берег правый, боипройдя, вступить живой (желательность). Офицеры и солдаты, выходи поодному! (необходимость) (Тв.).
Простое предложениеимеет систему форм, которая включает формы синтаксических категорий объективноймодальности (наклонения) и времени. Модальность бывает субъективной реальной иирреальной (нереальной).
Значение достоверности,вероятности (субъективная модальность) выражается с помощью вводно-модальныхкомпонентов (конечно, может быть, пожалуй, бесспорно, вероятно и др.): Очевидно,общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства (Пауст.).
Реальная модальность —это передача содержания высказывания как реально существующей ситуации. Этодостигается при использовании форм только изъявительного наклонения(синтаксического индикатива), указывающих на то, что данная ситуацияхарактеризуется временной определенностью, т.е. имеет место в настоящем,прошлом или будущем.
Ирреальная модальность— это передача содержания высказывания как ситуации желательной, возможной илинеобходимой. Естественно, какая-то временная определенность в этом случае исключена.Для оформления такого высказывания используются формы сослагательного иповелительного наклонения, характеризующиеся временной неопределенностью.
Исходной формойпарадигмы предложения является форма синтаксического настоящего времени,выраженная глаголом или связкой (в том числе и нулевой).
С учетом приведенныхвыше признаков предложения как многоаспектной единицы и дается его самая общаяхарактеристика.
Например: Зацвела наволе в поле бирюза (Б.) — простое предложение; в нем одна предикативная основа,совпадающая с моделью высказывания; по цели высказывания повествовательное,произносится с интонацией законченности сообщения; коммуникативно членится натему и рему; обладает системой форм; грамматическое значение выражается вкатегориях реальной модальности и синтаксического прошедшего времени; являетсяутвердительным: эмоционально не окрашенным; характеризуется наличием субъекта ипредиката, выраженных соответственно подлежащим и сказуемым; типовое значениенеличный субъект и его действие.
Следующая глава нашейработы полностью посвящена аспектам изучения предложения. Так как предложение — сложный элемент синтаксиса, то при его рассмотрении учитываются логический,структурный, семантический и коммуникативный аспекты.

Глава II.Основные аспекты изучения предложения
Предложение —многоаспектная единица. В логическом аспекте предложение сопоставляется соструктурой суждения — формой мысли, в которой что-либо утверждается илиотрицается относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений.Эта логическая структура в целях коммуникации подвергается тому или иномуистолкованию, в связи с чем основным аспектом предложения выступаеткоммуникативный аспект.
В коммуникативномаспекте предложение рассматривается прежде всего как носитель актуальной дляговорящего информации, ради сообщения которой он и высказывается. Как жеопределить, что именно хотел сообщить говорящий, для чего он построил этовысказывание, иначе говоря, каково его коммуникативное назначение? Как ужеотмечалось, в коммуникативном плане предложение бинарно (двучленно): в немвыделяются два компонента — тема (Т), то есть исходный пункт высказывания,содержащий уже известную слушателю информацию, и рема (R),то есть сообщение о теме, та новая информация, ради сообщения которой и предпринимаетсявысказывание. Рема есть ответ на действительный или подразумеваемый вопрос отеме предложения. Именно на рему всегда распространяется отрицание. Ср.: Мыедем в Вологду. — Мы не едем в Вологду; Он стоял в толпе — Он стоял не втолпе, а на углу улицы. Коммуникативная организация предложения, основаннаяна выделении в нем темы и ремы, называется актуальным членением. Этот терминпринадлежит чешскому ученому Вилему Матезиусу, который связал делениепредложения на два компонента со средствами выражения темы и ремы, прежде всегос порядком слов. Поскольку информация представляет сообщение слушателюнеизвестного об уже известном ему, рема обычно следует за темой. Этонейтральный порядок слов. Если же рема предшествует теме, возникаетэмфатический (эмотивный) порядок слов: Чуден (R)Днепр (Т) при тихой погоде (Гоголь). Изменение нейтральногопорядка слов называется инверсией.
В диалоге в ситуациинепосредственного общения тема может вообще опускаться, в неполных предложенияхвыражается только рема; — Что вы сейчас читаете? — Роман Шмелева.
Важнейшими средствамиактуального членения служат интонация, порядок слов, указательные и личныеместоимения, частицы, повторы. Например, в русском языке частицы именно,только, лишь, как раз и др. выделяют рему. Кроме того, в языках существуютособые эмфатические конструкции для выделения, акцентирования темы:
русское: чтокасается…, то…; что до…, то…;
английское:It is John has come.
В коммуникативном планепредложения делятся на расчлененные на тему и рему и нерасчлененныевысказывания, представляющие тему и рему слитно; ср., например:
Т R:Пьер (Т) был неуклюж (R);В лесу (Т) неожиданно тихо (R);
(T)R(T)R:Тишина и запустение;
(T)R:Идет дождь. В последних двух предложениях весь лексический составвыражает собой одновременно и тему, и рему- следовательно, это нерасчлененныевысказывания. Коммуникативно нерасчлененные высказывания обычно сообщают оналичии предмета, бытии целостного факта или события. Так, в предложении Пожар!о теме пожар сообщается, что он имеет место в действительности,иначе говоря, тема пожар интерпретируется как факт, действительноесобытие, наличное бытие, что и является ремой этого предложения.
Члены предложенияуказывают на роль отдельных элементов ситуации в данном событии. Каждое предложение,как уже отмечалось, тем или иным образом интерпретирует действительность; егосодержанием является как обозначение лиц, предметов, явлений, признаков, так имысли говорящего об этом. Предложение и именует определенное «положение дел» вмире, и оценивает его; информация об объективной действительности сочетается синформацией субъективной — информацией, связанной с позицией говорящего имоментом общения. В семантическом синтаксисе различаются соответственнообъективные и субъективные моменты смысла. Первые обозначаются термином диктум,вторые — термином модус. Рассмотрим предложение Кажется, кто-то пришел. Вводно-модальноеслово кажется выражает сомнение говорящего в достоверности сообщаемого.Это модус высказывания, тогда как остальная часть представляет собой диктум.
Диктумная частьпредложения, по определению выдающегося французского лингвиста Л. Теньера, —«драма в миниатюре». Кроме главного участника этой «драмы» — предиката,обозначающего действие или состояние, в ней выделяются его распространителисубъектно-объектного типа — актанты (субъект, объект, адресат, инструмент) иобстоятельства — сирконстанты. Так, в предложении Старик ловил неводом рыбу различаютсятакие актанты, как субъект (старик), объект (рыбу) и инструмент (неводом).В русской грамматической традиции, как уже отмечалось, актантысоответствуют подлежащему и дополнению, сирконстанты — обстоятельствам.
Модусные смыслыпредложения весьма разнообразны и могут включать в себя оценки говорящего (Хорошо,что он наконец приехал. Плохо, что вы узнали об этом так рано), квалификациюисточника сообщаемой информации (по сообщению ученых, по нашему мнению, пословам Анны, как утверждают специалисты и т. п.), выражение уверенности /неуверенности говорящего в достоверности сообщаемой информации (кажется,наверное, может быть, очевидно, конечно, действительно и т. п.). Такимобразом, модус выражается разнообразными языковыми средствами. В отличие отдиктума, модус может не быть выраженным в предложении прямо, в этом случае онпроявляется имплицитно. Так, например, в предложении Что за сказки! можноувидеть и положительную, и отрицательную оценку, которая выражается невербально (словесно), а интонационно.
При анализе структурыпредложения и определении его модели мы отвлекаемся от конкретного лексическогонаполнения, интонации, порядка слов, наконец, от контекста, в которомпредложение употреблено. Важны только те компоненты, которые формируют егограмматическую основу (предикативный минимум). При записи модели предложенияучитываются морфологические способы выражения предикативного минимума ииспользуются следующие символы: N1— именительный падеж существительного или местоимения (цифры при символе Nозначает конкретную падежную форму); Vf— спрягаемая форма глагола; Inf— инфинитив; Adj — прилагательное; Adv— наречие; Ргоn — местоимение; Neg— отрицание. Рассмотрим структуру предложений: 1) Мальчик читает;. 2) Жизньпрожить — не поле перейти; 3) Ночь тиха; 4) Москва — столицаРоссии. Они построены по следующим моделям: 1) N1Vf; 2) InfNeg Inf;3) N1Adj; 4) N1N1.По этим же моделям могут быть построены и другие предложения уже с инымлексическим наполнением. Сравним, например, предложения: Светило солнце, Яищу правды, Сдал бы ты, наконец, экзамен, Он хотел бы вернуться в деревню, Сэтим докладом выступит известный ученый. При всем разнообразии ихлексического наполнения, способов оформления подлежащего и сказуемого, различиивременных и модальных планов сказуемых эти предложения построены по одной и тойже модели (схеме) — N1Vf. В следующих параграфахглавы мы рассмотрим каждый аспект изучения предложения в отдельности.
 
2.1 Коммуникативныйаспект изучения предложения
 
Наиболее существеннымсвойством предложения для представителей коммуникативного синтаксиса являетсяспособность предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативныйаспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, приналичии которого в предложении выделяются «данное» (тема, основа высказывания)и «новое» (рема предицируемая часть). Особенно отчетливо «тема» и «рема»разграничиваются в вопросо-ответной форме диалога. Например: — Где тыотдыхал летом? — Летом я отдыхал//в Крыму. Говорящий ставит вопрос,исходя из известного («данного») факта: он знает, что собеседник отдыхал летом,но не знает где. Именно это и выясняется вопросом. В ответе «данное» — летомя отдыхал, «новое» — в Крыму.
То, что в предыдущемпредложении было «новым», в последующем обычно становится «данным». Жизньесть действование, а действование есть борьба (В.Белинский). Актуальное членение обычно накладывается наструктурно-семантическое, включающее логическое основание, дополняет его, невлияя на характер членов предложения, если члены предложения имеютморфологизованный характер. Так, в предложении Летом я отдыхал в Крыму прилюбом вопросе — ответе (Когда ты отдыхал в Крыму? Кто летом отдыхал в Крыму?Что ты делал в Крыму?) разный характер актуального членения не изменяетквалификации членов предложения, так как они выраженытипичными для нихформами.
Учет коммуникативногозадания предложения необходим при синтаксической квалификациинеморфологизованных главных членов.
Проиллюстрируем этосравнением следующих конструкций: Леса — самое большое сокровищеСибири; Самое большое сокровище Сибири — леса. Структурная схема иходинакова: в их состав входят два существительных, одинаков и лексическийсостав, однако информация, которую содержат эти предложения, различна. Членениепервого предложения на составы подлежащего и сказуемого не вызывает сомнений.При разборе второго предложения, взятого вне контекста, возникают затруднения:какое из существительных выполняет роль подлежащего? Структура подсказывает: сокровище— подлежащее, леса — сказуемое, так как обычно первый компонент структурнойсхемы является в предложении подлежащим. Однако такой квалификации мешаетлогико-семантическое значение компонентов структурной схемы: слово леса являетсявыразителем субъекта логического суждения, выражает частное, является носителемпризнака, а слово сокровище — предикат, общее, признак, квалификация.Действительно, по лексико-семантическому характеру существительных сокровищеи леса на роль подлежащего больше подходит леса (в силусвоего предметно-конкретного значения), на роль сказуемого — сокровище, таккак оно является качественно-оценочным, однако инверсия подлежащего исказуемого настораживает. Вне контекста неизвестно коммуникативное (актуальное)членение этого предложения, и оно может быть разобрано двояко: Самое большоесокровище Сибири — леса и Самое большое сокровищеСибири — леса. Возможность двоякого разбора можноаргументировать использованием лексических и грамматических средств. Ср.: Самоебольшое сокровище Сибири —это леса; Самым большим сокровищемСибири являются леса. Только в контексте такие предложения(без лексико-грамматических конкретизаторов) получают однозначнуюхарактеристику, так как контекст уточняет коммуникативное задание предложения: Многимиприродными богатствами славится Сибирь: золото, алмазы, всевозможные руды,нефть, энергия рек… Но, пожалуй, самое большое сокровище Сибири — леса(Куксов).
Коммуникативный аспектоказывает влияние и на решение вопроса об объеме членов предложения. Например:включать или не включать в состав главного члена в приведенном выше предложениислова самое большое и Сибири? Что включать: то и другое слово иликакое-нибудь одно? В чем заключается основное сообщение? В данном предложениисуществительного сокровище достаточно для лексико-семантическойхарактеристики предмета мысли (речи), а как быть с такими предложениями, как Искусствописать — это искусство сокращать (А. Чехов)?Семантический и коммуникативный аспекты подсказывают недостаточность выделенныхслов для смыслового разграничения подлежащего и сказуемого. (Можно допуститьоба варианта разбора, предпочтительнее отмеченный, основанный на структурномаспекте.) Коммуникативный аспект в изучении предложения позволил решить вопросо предложениях типа: 1. Это липы. 2. Это липой пахнет.3. Это липа медом пахнет. Во втором и третьемпредложениях это частично утратило свойства подлежащего, в нем усилилосьзначение средства связи частей текста, средства указания на объективнуюдействительность. В коммуникативном аспекте это — первый компонентактуального членения («данное»), который указывает на наглядно-чувственныйобраз — ощущения, липой пахнет и липа медом пахнет — второй(«новое»). Наличие это ослабляет значение предикативности водносоставном и двусоставном предложениях, усиливает в них значение номинации(обозначения явления действительности). Таким образом, с точки зрения коммуникативногоаспекта в таких предложениях два компонента — это и вторая часть (впервом предложении вторая часть является сказуемым, во втором и третьем —предложениями, которые могут быть разобраны по членам предложения).
Осознать особенностиграмматического (синтаксического) строения и значения таких конструкцийпозволяет разграничение коммуникативного и структурного членения. Ср. также: Снаружипослышались чьи-то шаги и стоны: это несли раненых (А. Чаковский); — Этобьют наши пушки, — утверждал он. — Неужели не слышишь? Это мыбьем, мы! (А. Чаковский).
Анализ предложенийтакого строения показывает возможность включения в семантику предложения вцелом наглядно-чувственных образов, функциональную близость в некоторых случаяхслова и предложения.
Впервые годыувлечения актуальным членением была тенденция в каждом предложении искать«данное» и «новое». В настоящее время признается существование инерасчлененных высказываний. Как правило, такие предложения содержат сообщениео существовании, наличии явлений действительности, например: Был сильныймороз. Трудно вычленить «данное» и «новое» и в предложениях, взятых внеконтекста, например: Сочные листья радостно и спокойно шептались ввершинах (Л. Толстой).
Тема-рематическоечленение предложения (в соотношении с «данным» и «новым») очень важно приквалификации членов биноминативной грамматической основы предложения (Егерь —//Иванов; Самое главное — //здоровьеи др.);при характеристике информативной (коммуникативной) нагрузки членов предложения;при объяснении знака тире, не мотивированного структурой предложения; привыделении и объяснении детерминанта и т.д.; при объяснении причин и условийфункционирования неполных и односоставных предложений и т.д.Тема-рематическоечленение предложения не всегда бесспорно, особенно в тех случаях, когда длясинтаксического анализа берутся изолированные предложения.Наиболее полезен дляпрактики преподавания русского языка вопрос о средствах и способах актуализацииинформативного (коммуникативного) центра предложения/высказывания.Наиболееполно в научной литературе освещены порядок слов и логическое ударение, однаков синтаксической теории особенно важны собственно синтаксические способыактуализации коммуникативного центра, так как некоторые синтаксическиеконструкции появились и существуют для усиления информативной значимости ихсодержания. Следует заметить, что именно в семантическом аспекте предложение рассматриваетсякак обозначение и истолкование определенной ситуации. Поэтому в следующей главемы рассмотрим данный аспект.
2.2 Семантическийаспект изучения предложения
 
Временный отходнекоторых лингвистов от изучения семантики в период увлечения структурнымиметодами сменился пристальным вниманием к изучению «смысла». Это вызвалосоздание ряда направлений «семантического синтаксиса», в которых с большимколичеством вариаций решается вопрос о семантике предложения.
Обобщая и дополняясуществующие семантические теории, назовем целостное значение конкретногопредложения/ высказывания информативным. Информативная семантика предложениямногокомпонентна. В ней объединяются и взаимодействуют компоненты, связанные сразными уровнями и аспектами системы языка. Эти компоненты можно объединить вдве группы, образующие языковую (грамматическую) и речевую семантики. Междуними нет резкой границы: они связаны разными ступенями абстракции, подобно томукак грамматическое значение слова связано с лексическим.
Включаясь виерархическую систему единиц языка на уровне синтаксических единиц, простоепредложение поглощает единицы всех нижележащих уровней, вбирая в семантику и ихзначения.
Среди уровневыхкомпонентов языковой семантики можно выделить грамматическую семантику,включающую синтаксическую и морфологическую, а в речевой семантике —лексическую, включающую те значения, которые привносятся морфемным и звуковымсоставом слов, создающим дополнительные «смыслы».
Уровневые компонентысемантики предложения дополняются аспектными компонентами.
Наиболее обобщенныйкомпонент языковой семантики выявляется в логическом аспекте.
Речевая семантикапредложения/высказывания включает также и стилистический компонент, тесносвязанный с эмоционально-оценочными наслоениями, привносимыми контекстом,пресуппозицией и т.д.
Несомненно влияниекоммуникативного аспекта не только на формирование функциональных и структурно-семантическихтипов предложения, но и на семантическую структуру предложения/высказывания.
Безгранично количествовысказываний, содержание которых индивидуально по речевому смыслу, но в основевысказываний лежит логико-грамматическая семантика, которая имеет ограниченныйнабор структурных и семантических показателей.
В семантическом плане предложениеявляется обозначением какой-то ситуации, фрагмента действительности, что нельзясказать про структурный аспект изучения предложения. Так как в этом аспектепредложение рассматривается в самом себе, безотносительно к форме мысли илиотображенной ситуации, при этом выявляются формальные признаки его организации— способы выражения главных членов — и определяется модель предложения(модель —это образец построения предложения, его структурная схема).
2.3 Структурный аспектизучения предложения
Внимание к структуресинтаксических единиц привело к появлению ряда направлений в современнойлингвистике: конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, статичный синтаксис,пассивный синтаксис и т.п. Специфику этих вариаций составляет внимание кстроению синтаксических единиц, к выделению их структурных схем. Структурныесхемы — это те типичные образцы (стереотипы), по которым строятся в речиединицы разных уровней синтаксической системы.
По схеме (модели)словосочетания «прил. + сущ.» могут быть образованы словосочетания: космическийкорабль, горная болезнь, дождливый день и т.д., по схеме «сущ. + в + сущ. ввин. п.» — полет в космос, поездка в горы, вход в аудиторию и т.п.
Структурная схемапредложения рассматривается в конструктивном синтаксисе как «перваясущественная черта предложения».
Одной из задачконструктивного синтаксиса является составление полного («конечного») спискаструктурных схем синтаксических единиц, хотя до сих пор в лингвистике нетединства по вопросу о составе структурных схем, о принципах выделения строевыхэлементов.
Различные мнения повопросу о составе компонентов структурных схем можно свести к двум точкамзрения: 1) структурная схема включает лишь предикативный минимум; 2)структурная схема включает семантико-структурный минимум. Первая точка зренияпозволяет выявить более объективные компоненты структурной схемы, вторая — даетпростор для более широкой трактовки понятия «компоненты структурной схемы».Таким образом, в структурные схемы простого предложения целесообразно включатьлишь те строевые элементы, которые отражают логическую структуру мысли,определяющей синтаксические позиции членов предложения. В результате — в рядеработ в центре внимания оказались главные члены предложения: подлежащее исказуемое, их строение и семантика, а второстепенные члены предложения, как втрадиционном формально-грамматическом направлении, перешли из синтаксисапредложения в синтаксис словосочетания. После выхода в свет «Грамматики-70» и«Грамматики-80» в методических рекомендациях к анализу простого предложения всхему разбора стали включать требование указать структурную схему предложения.Внимание к минимуму компонентов, необходимых для построения предложенияопределенного типа, тесно связано со способом выражения главных членов.
В «Грамматике-80»компоненты структурной схемы по морфологическим признакам обозначаютсялатинскими буквами и сочетаниями букв (указывается часть речи, ее формы): N — nomen— имя, Vf— verbum finitum— спрягаемая форма глагола, Inf— infinitivum — инфинитив, Adj— adjectivum — прилагательное, Pron— pronomen — местоимение, Adv— adverbium — наречие, Praed— praedicatum— предикатив (категориясостояния), Part — participium—причастие, neg — negatio— отрицание, сор — copula— связка и т.д. При символах N,Pron и других цифры от 1 до 6обозначают соответствующие падежи или лицо; символ S— singularium обозначает ед. ч., pl— pluralium — мн. ч.
Основные структурныесхемы, компоненты которых обозначены латинскими буквами, в этом пособиидополняются (в скобках) вариантом с русскими названиями частей речи и их форм.
Изучение структуры синтаксическойединицы имеет много и плюсов, и минусов. С одной стороны, невозможно вструктурной схеме отразить все семантическое многообразие синтаксическихпостроений, а с другой стороны, структурные схемы отражают основные механизмыпостроения предложения и демонстрируют средства, обслуживающие грамматическоезначение данной единицы и ее компонентов. Логический аспект изучения предложениятеснейшим образом связан со структурным аспектом, так как мысли «отливаются» вте или иные структурные схемы предложения и степень членимости мысли определяетстепень синтаксической членимости предложения, является основой для выделенияструктурно-семантических типов простого предложения: двусоставных,односоставных и нечленимых, утвердительных и отрицательных и др. Более подробнологический аспект будет рассмотрен в следующей главе.
2.4 Логический аспектизучения предложения
 
Логический аспектизучения синтаксических единиц связан с лучшими традициями русской лингвистики,так как в логическом плане классики отечественного языкознания рассматривалипроблему соотношения языка, мышления и бытия.
В работах по общемуязыкознанию и психолингвистике язык рассматривается как средство формирования,выражения и сообщения мысли. Однако в современных синтаксических теорияхосновные положения общего языкознания учитываются не всегда последовательно и вдостаточной мере полно. Так, многие лингвисты основной функцией языка считаюткоммуникативную, забывая при этом, что язык способен быть средством общениятолько потому, что с его помощью осуществляется мышление.
Наиболее существеннойчертой предложения является его способность формировать и выражать мысль.Философы и лингвисты, разделяющие это положение, различают три вида мысли:«мысль-сообщение», «мысль-вопрос», «мысль-побуждение». Различия этих видовмысли обусловливают особые структурные и семантические свойства предложений,выделяемых обычно только по цели высказывания: повествовательных,вопросительных и побудительных.
История развитияотечественного языкознания показывает, что философы и лингвисты настойчивоискали и ищут формы мысли, которые лежат в основе предложения; исследуют структуру(строение) мысли, определяющей синтаксическую членимость предложения. Мысль,выражаемая в предложении, у лингвистов XIXи XX вв. получает разные толкования иназвания: у Ф.И. Буслаева — суждение, у А. А. Потебни — апперцепция, у А.А.Шахматова — психологическая коммуникация и т.д.
Эта проблема неутратила актуальности и в современный период развития синтаксической теории.П.В. Чесноков называет мысль, выражаемую в предложении, логемой.
Очень важно отметить,что большинство ученых отмечают двучленный характер мысли, выражаемой в любомпредложении, так как всегда есть то, о чем говорится (предмет мысли-речи), ито, что говорится, хотя не всегда предмет мысли (речи) получает словесноевыражение (особенно в устной речи), да и сама мысль не всегда достаточно четкочленится на два компонента.
В современнойграмматической литературе широко используются термины логики: субъект, предикати др., причем эти термины в лингвистике не однозначны. В логике субъект ипредикат — компоненты структуры мысли. Схемалогического суждения S—Р,где S — субъект суждения,то, в отношении чего нечто утверждается или отрицается. Именно в субъектесуждения чаще всего и находит словесное выражение предмет мысли (речи), признаккоторого выражается в предикате.
Иногда логический термин«предикат» употребляется как синоним термина «сказуемое».
С логическим термином«предикат» связано синтаксическое понятие «предикативность», которое являетсяосновным свойством предложения.
С логическим аспектомсвязано понятие пропозиции, вошедшее в понятийно-терминологическую системусинтаксических исследований последних десятилетий. Термин употребляетсянеоднозначно. Наиболее распространенной трактовкой является пониманиепропозиции как модели ситуации (события, «положения дел»), обозначенной в речи.
Пропозиция может иметьразные формы выражения: роза цветет, цветущие розы, цветение розы; девушкакрасива, девичья красота, красота девушки. Пропозиция в форме предложениясоотносится с традиционным суждением. Пропозиция в форме словосочетанийпозволяет выделить в предложении кроме основной ситуации и дополнительныесобытия, осложняющие предикативный компонент семантики предложения. Так, впредложении Над городом, отвергнутым Петром, перекатился колокольный гром (М.Цветаева)основная пропозиция выражена предикативным сочетанием перекатилсяколокольный гром, добавочная — полупредикативным сочетанием над городом,отвергнутым Петром.
Логический аспектпозволяет выделить самый абстрактный компонент в языковой семантике простогопредложения и его членов.

Заключение
В нашей работе мырассмотрели предложение как центральный и основной элемент синтаксиса, черезкоторый и в связи с которым рассматриваются все остальные элементы или единицы.Ведь предложение — конечный продукт действия той системы, которую мы называемязыком. Рассматриваемое в аспекте его иерархических отношений к другим единицамсинтаксиса, предложение должно быть помещено на вершине пирамиды, образуемойэтими единицами, поскольку назначение всех других структурных единиц состоит вобразовании, в конечном итоге, предложения. Таким образом, центральностьпредложения в синтаксическом описании остается в силе. Предложение – понятиеширокого охвата, покрывающее обширный диапазон предложенческих конструкций отоднословных до сложных построений. Говоря о центральности предложения всинтаксическом описании, мы имеем в виду, прежде всего, так называемое простоепредложение. Простое предложение полностью удовлетворяет всем признакампредложения как структурной и коммуникативной единицы. Вместе с тем, оно лежитв основе всех других синтаксических построений любой сложности. Именно поэтомумы оперировали главным образом простым предложением при описании предложениявообще.
Тема нашей курсовойработы достаточно актуальна и представляет научный и практический интерес.Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочиваниисуществующей научно-методологической базы по исследуемой теме. Результаты могутбыть использованы для будущих исследований.

ЛИТЕРАТУРА
1. ВендинаТ.И. Введение в языкознание: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2005.
2. ГоловинБ.Н. Введение в языкознание. М., 1983, гл 5-10.
3. ЗолотоваГ.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.
4. КуриловичЕ. Основные структуры языка: словосочетание и предложение // Очерки по лингвистике.М., 1962.
5. МасловЮ.С. Ведение в языкознание. М., 1998, гл IV.
6. МещаниновИ.И. Члены предложения и части речи. М., 1978.
7. РеформатскийА.А. Введение в языковедение. М., 1967, глIV.
8. ШахматовА.А. Синтаксис русского языка. М., 1941
9. СеребренниковБ.А. Общее языкознание. М., 1970.
10.   Современныезарубежные грамматические теории. М., 1985.
11.    ПешковскийА.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938.
12.    ЩербаЛ.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974.
13.   СолнцевВ.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977.
14.   Членыпредложения в языках различных типов. Л., 1972.
15.   Членыпредложения. Теория и типология. М., 1990.
16.    ВалгинаН.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1973.
17.    БелошапковаВ.А. Современный русский язык. М., 1981.
18.    ВиноградовВ.В. Основные вопросы синтаксиса предложения. М., 1975.
19.    КрушельницкаяК.Г. Язык и мышление. М., 1967.
20.    Овсянико-КуликовскийД.Н. Синтаксис русского языка. М., 1912.
21.    БеловольскаяЛ.А. Синтаксис словосочетания и простого предложения. М., 2001.