Волгоградская академия государственной службы Реферат Предмет, источники и система конституционногоправа зарубежных стран Подготовила студентка группыЮВ-303 ПенкинаН.В. Волгоград1997 годПредметом наукиконституционного государственного права зарубежных стран является государственноеправо конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовыесистемы. Государственное право в каждой стране является основной отраслью национальнойсистемы
права и представляет собой совокупность юридических норм, выражающих либоволю правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.Конституционноеправо закрепляет – основные принципыо народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом,господстве права и т.д механизмы политическойвласти – организациюи формы осуществления политической власти на основе принципа разделения властей – государственно-территориальнуюорганизаци ю власти, максимально соответствующую
конкретным историческим условиямразвития данной страны.Конституционное государственное право- основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм,закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственногоустройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высшихи местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждани подданных, избирательное право и избирательную систему.
Конституционноеправо содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслейданной национальной системы права, и, таким образом, определяет основы других отраслейсистемы права – административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д.Конституционноеправо подразделяется на отдельные институты, что определяет систему государственногоправа зарубежных стран. Институт государственного права – совокупность однородныхнорм, регулирующих определенный вид общественных
отношений например, институт парламента,институт делегированного законодательства .Предметом правовогорегулирования государственного права зарубежных стран являются определенные группыобщественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственнойвласти. Будучи урегулированы нормами государственного права, эти общественные отношениястановятся конституционно- государственно- правовыми. Однако государственная властьосуществляется в самых различных формах и с
помощью различных политических, правовыхи иных учреждений, и правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являютсягосударственно-правовыми. К числу же форм осуществления государственной власти,в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения, относятся – законодательство – нормоустанавливающаядеятельность правительства – выборы, референдумы – порядок осуществленияправ и свобод – надзор и контрольза местными органами управления и т.д.
Конституционно- государственно- правовые отношения- такая группа общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственнойвласти, которые регулируются нормами государственного права.Субъекты государственно-правовыхотношений – центральныеорганы государственной власти и управления – органы конституционногонадзора – члены федерации – местные органыгосударственной власти и муниципалитеты – депутаты центральныхи местных представительных учреждений – граждане и подданные.
В некоторых странахсубъектами могут быть центральные и местные партийные органы.Государственно-правовыеотношения складываются между различными субъектами. Прежде всего – это отношения,возникающие между центральными органами государственной власти в процессе их деятельности.Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствахмежду союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами федерации.
Во время всеобщих выборов возникают государственно-правовые отношения между гражданамии подданными и центральными органами государственной власти. В обществе, таким образом,существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся междуразличными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих черт, так как онивозникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.Источники конституционногоправа чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом
регулировании осуществлениягосударственной власти.Основным источникомконституционного права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положенияи обходят ряд важнейших вопросов государственной жизни конституция США 1787 года .Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенныхдеталей.Конституционныенор мы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществлениягосударственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.
К источникамконституционного права относятся также – конституционныезаконы, которые не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшиегосударственно-правовые вопросы законы об избирательном праве и избирательной системе,о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядкевведения чрезвычайного положения, о политических партиях и др органическиезаконы, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм,содержащихся в конституциях конституция
Франции 1958 года – обычные парламентскиезаконы, которые иногда вступают в противоречие с конституцией закон о контроленад коммунистической деятельностью в США – нормативныеакты правительств и глав государств указы и декреты о введении чрезвычайного положенияи др в некоторых особенно англосаксонских странах – обычаи, называемые конституционными правиламиили конвенционными нормами, которые не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваютсясудебной защитой, но тем не менее
регулируют правовое положение многих государственныхорганов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства – судебные прецеденты,т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решениианалогичных вопросов в дальнейшем в Великобритании и ряде других англосаксонскихстран – акты, издаваемыев порядке толкования конституционных норм и законов, осуществляемого либо главойгосударства, либо судами.