–PAGE_BREAK–
8. Культура и цивилизация.
Соотношение понятий культуры и цивилизации.
Выделяются следующие точки зрения:
1. Культура и цивилизация – тождественные понятия.
2. Культура и цивилизация рассматриваются как 2 различные стороны единого общественного процесса – культура духовная, цивилизация материальная. Цивилизация создает основу для дальнейшего развития культуры (материальная база).
3. Культура и цивилизация рассматриваются как 2 противоположные стороны.
Сначала появляется культура, все подчиняется законам природы, затем культура перерастает в цивилизацию (совокупность технико-механических элементов).
Цивилизация – неизбежный упадок, гибель культуры.
4. В современном мире термин «цивилизация» имеет следующие значения:
— унитарное – эталон прогрессивного развития человечества.
— стадиальное значение – это этап прогрессивного развития человечества (аграрное индустриальное постиндустриальное)
— локально-историческое значение – социо-культурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками.
Культура – это творческая деятельность, она созерцательна.
Цивилизация – переход от творчества к самой жизни, работе по переустройству земли (люди изменяют мир в реальности), она действенна, прагматична.
Культура — религиозна, символична (у истоков культуры стоит религия)
Цивилизация – не религиозна, не символична
Культура – вечна, основана на традициях, обычаях.
Цивилизация (с лат.гражданский, городской, общественный) – футуристична. т.е.отбрасывает старое
Культура – элитарна, аристократична, основана на качестве
Цивилизация – массова, демократична, основана на количестве
Культура – органична
Цивилизация – технична, механична
Культура – национальна
Цивилизация – интернациональна, т.е. устраняет национальные перегородки.
10. Отечественные и зарубежные школы культурологии.
Отечественные:
• Московская школа – 14 – 16 века – наследники Киева и Владимира организовали эту школу, предусматривали Летописание наряду с Псковом и Тверью, перенесли кафедру митрополита Киприяна в Москву, требовали создавать рассказы с библейскими сюжетами.
Характер этой школы – исторический и назидательный
После победы в Куликовской битве прославляли воинов и положили на музыку «Сказание о Мамаевом побоище» – автор Афанасий Рязанет
Монастыри активно входят в жизнь
В Москве в монастырях было создано более 400 летописей
Заселение брошенных земель и возведение монастырей считалось подвигом
Сергей Радонежский создал Троицкий монастырь
В литературе А, Никитин «Хождение Афанасия Никитина за три моря»
Повесть о Петре и Ефронии Муромских о любви супругов
• Школа живописи и архитектуры в Пскове и Новгороде
Школа приглашала художников из Византии. Всех приезжих греков называли Феофанами.
Были созданы – икона Борис и Глеб – символ братолюбви
икона Божья Матерь Донская – ее с собой брал в походы Дмитрий Донской
икона А.Рублева — Спас, лик Иисуса Христа и Троица
• Новгородская школа архитекторов
Постепенно отошли от строительства больших однокупольных храмов к мальньким, обслуживающим улицы.
В Москве строится Кремль – венец русских царей
Во Владимире построен Успенский Собор
Зарубежные школы:
• Византийская школа – строительство соборов с 5-ю куполами, развивается ювелирное искусство и мозаика
• Греческая школа – Афины, развивает архитектуру и скульптуру
создан Парфенон из розового камня
статуи богов из белого мрамора
мифология – сказы о боге
афинская школа кифаристов – мальчиков с 12 лет учатся игре на кифаре, пению и декламации
• Римская школа – развивает ораторское искусство речи, строятся театры, амфитеатры для гладиаторский боев.
11. Диалог в культуре.
Диалог – это связь создателя с публикой, художник со зрителем, артист со зрителем, литератор читателем и т.д.
Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Речь идет не о сиюминутном признании.
Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.
Также рассказать о языке культуры:
Система языков культуры:
1. Языки, использующие собственно человеческие средства:
• Жестомимический язык – язык прикосновений и язык телодвижений, обращенный к созерцанию
• Звуковой язык – темброритмотонационный язык, обращенный к слушанию и передвижению. И словесная речь, обращенная к слушанию и пониманию
2. Языки, использующие внешние для человека природные средства:
• пластические языки, фиксирующие жест в природных материалах –
конкретно-изобразительный и орнаментально – архитектонический (абстрактный)
• письменные языки – словесный и нотный
Специфика языкового общения
• Языки специализированной коммуникации (производственной и социально-организационной)
• Языки обыденного повседневного общения
• Языки художественного общения
12. Язык культуры. Культура как мир знаков и значений.
Система языков культуры:
1. Языки, использующие собственно человеческие средства:
• Жестомимический язык – язык прикосновений и язык телодвижений, обращенный к созерцанию
• Звуковой язык – темброритмотонационный язык, обращенный к слушанию и передвижению. И словесная речь, обращенная к слушанию и пониманию
2. Языки, использующие внешние для человека природные средства:
• пластические языки, фиксирующие жест в природных материалах –
конкретно-изобразительный и орнаментально – архитектонический (абстрактный)
• письменные языки – словесный и нотный
Специфика языкового общения
• Языки специализированной коммуникации (производственной и социально-организационной)
• Языки обыденного повседневного общения
• Языки художественного общения
9.Культура и личность. Роль культуры в социализации личности.
Инкультурация – это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни определённого типа культуры. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке – в способах устной речи, письма и чтения. В целом процесс инкультурации происходит в системе таких социально-культурных элементов, как язык, ценностно смысловые ориентиры, общественные идеалы, процедуры развития творческой деятельности, система коллективного знания, системы и способы передачи и распространения информации и знаний, этические нормы, картина мира. Процесс инкультурации зависит от сочетания данных элементов и протекает по-разному в различных культурах.
Социализация – это процесс выработки человеком социальных норм и правил жизнедеятельности. Результатом социализации должно стать развитие активной, полноценной личности в обществе
В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача основных форм социо-культурного опыта, обретение социальных ролей.
К основным факторам социализации следует отнести: экономические условия жизнедеятельности, социальные отношения, этнические, религиозные и культурные особенности.
Семья, школа, Вуз, СМИ, помогают приобрести необходимые навыки, знания, культурные нормы и традиции.
Существует множество разных трактовок процесса социализации:
• Тарт – принцип подражания,
• Парсонс – вбирание информации о значимых,
• Смелзер – приобретение людьми опыта и ценностей, а также передача опыта от поколения к поколению.
• Другие – непрерывный процесс обучения и роста.
Суть социализации состоит в том, что личностная или частная и социальная сферы находятся в процессе постоянного взаимодействия и взаимоопределения в процессе обучения и роста человека.
Процесс социализации как удовлетворение потребностей:
• физиологических и ексуальных, обеспечивающих физическое становление и жизнь человека
• в безопасности, уверенности в завтрашнем дне
• социальных – в любви, привязанности, принадлежности к коллективу
• в признании, оценке, престиже, уважении
• в реализации талантов и способностей
Эстетическая культура человека:
• эстетический вкус, такт, мастерство
компоненты культуры поведения человека
• Внутренне содержание (сущность) человека
• Внешнее выражение поведения
• Характер взаимосвязи и степень их соответствия
Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:
• Воинская субординация
• Сознательная дисциплина
• Взаимное уважение
• Уважение к старшим по званию, по возрасту
• Выдержка, спокойствие
13. Искусство в системе культурных ценностей.
Искусство – специфический способ целостного самоутверждения человеком своей сущности, спосод формирования «человеческого» в человеке.
Характерные черты искусства:
• Субъективное восприятие действительности
• Связано с переживаниями и эмоциями
• Преимущественно чувственное восприятие
• Коммуникативность (средство общения между людьми)
• Образность
• Творческий характер
Социальные функции искусства
• Познавательная
• Коммуникативная
• Воспитательная
• Эстетическая
• Эвристическая
Теории происхождения искусства:
• Религиозная теория
• Теория игры
• Эротическая теория
• Теория подражания
• Трудовая (марксистская)
Классификация видов искусств:
1. пространственные :
• литература
• архитектура
• скульптура
• живопись
• графика
2. временные:
• музыка
• балет
• драма
• пантомима
• цирк
3. декоративно-прикладные
4. технические
• кино
• фото
• телевидение
• дизайн
• цветомузыка
5. синтетические
• театр – литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство
• балет – танец, музыка, живопись, скульптура,
• эстрада – музыка, пение, декламация. Танец, иллюзион, акробатика
• цирк – спорт, дрессировка, эксцентрика, иллюзион, клоунада
Стили в искусстве: — романский, готический, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, натурализм, и в 20 веке – модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, дадаизм.
14. Религия как феномен культуры.
Религия в переводе с латинского – связь!
Среди ранних форм религии выделяются 3 основные формы:
1. анимизм – вера в одухотворение сил живой и неживой природы, приписывание им разума, дееспособности, сверхъестественного могущества.
2. тотемизм – вера в сверхъестественную связь, существующую между отдельными группами людей (племя, род) и отдельными видами животных, растений.
3. фетишизм – вера в сверхъестественные способности предметов, их возможности повлиять на ход событий (поклонение идолам, ношение талисманов).
Ряд исследователей относят к ранним формам религии и магию.
Магия – комплекс ритуальных действий с целью оказания влияния на сверхъестественные силы для получения материального результата.
Магия подразделяется:
• По целям (охотничья, защитная, любовная, военная, лечебная).
• По методам воздействия (имитационная, инициативная, парциальная, контактная).
Магия являлась первой попыткой подчинить себе окружающий мир. Способствовало развитию коллективных форм труда, выживаемости людей.
Функции религии можно проследить через функции культуры:
• Защитная
• Регулятивная
• Этическая
• Человекотворческая
• Катарсиса
15. Наука в системе культуры.
Нововведения в технологиях неизбежно приводят к значительным качественным изменениям в культуре. Уже с середины 20 века происходят события, изменившие отношение человека к человеку, к самому себе и природному миру. Это открытия – компьютеры, атомная и водородная бомбы, биохимия живой клетки, кризис городов (вода, отходы, воздух), разрушение природной среды, выход в космос, нарушение озонового слоя и т.д. приводят к необратимым последствиям.
Экономика 20века носит инновационный характер. Возрастает роль информационных технологий, без которых теперь прогресс невозможен. Появление новых информационных технологий приводит к изменению социального культурного порядка развития. Современные новые технологии становятся принципом, вокруг которого формируется новая научно-технологическая рациональность, основанная на знании.
Новые технологии оказывают влияние на формирование личности, семьи, образа жизни.
Катастрофическое сокращение энергетических ресурсов, обострение глобальных экономических проблем и т.д. привели к глобальной необходимости информации.
Этот факт отразился в понятии «информационного взрыва». Именно в овладении «информационным взрывом» и видится возможность дальнейшего прогресса в развитии человеческой цивилизации.
Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.
16. Природа и культура. Исторические этапы взаимодействия.
Экология – ( от греч. дом, жилище) – наука о среде обитания человека.
Обычно используется в значении – учение об окружающей природной среде, состоянии природной среды, подвергающейся уничтожению, разрушению со стороны человека (последствия технической активности).
Загрязнение природы, поражение среды обитания человека – это не проблема природы, а проблема человека, его культуры.
Культура – основная проблема, характеризующая отношение человека и природы, так как культура, как результат человеческого труда, в то же время способ человеческой жизнедеятельности.
Культура характеризует то состояние, тот уровень развития, которого достигло общество во взаимодействии с природой.
Что же делать в технический век нам?
Выход состоит в том, чтобы понимать экологию как экологию духовности, экологию культуры.
В отношении природа – культура ставить на первое место понятие природа.
Экология не может быть лишь предметом технического расчета, это сфера возрождения человека.
Природа важнее сиюминутной технической выгоды.
18. Техника как феномен культуры.
Особенности формирования культуры 20в.:
1. 20в. – век противоречий, век войн, гонки вооружений, тоталитарных режимов, следоват., человеческая жизнь обесценивается.
2. 20в – время интенсивного развития науки и техники, ускорение темпов времени, сокращение пространства
3. 20в. время формирования глобальных проблем – их появление обусловлено целостностью современного мира, возросшей мощью человека, неравномерностью развития отдельных стран.
Глобальные проблемы:
• гонка вооружений, угроза новой войны
• экологическая проблема – носит необратимый характер, т.к. влияет на генофонд человека
• проблема терроризма
• деградация культуры, дегуманизация, кризис личности
Что же делать в технический век нам?
Выход состоит в том, чтобы понимать экологию как экологию духовности, экологию культуры.
В отношении природа – культура ставить на первое место понятие природа.
Экология не может быть лишь предметом технического расчета, это сфера возрождения человека.
Природа важнее сиюминутной технической выгоды.
Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.
18. Противоречия НТР: сущность современного экологического кризиса. Роль культуры в решении экологических проблем.
Экология – ( от греч. дом, жилище) – наука о среде обитания человека.
Обычно используется в значении – учение об окружающей природной среде, состоянии природной среды, подвергающейся уничтожению, разрушению со стороны человека (последствия технической активности).
Загрязнение природы, поражение среды обитания человека – это не проблема природы, а проблема человека, его культуры.
Культура – основная проблема, характеризующая отношение человека и природы, так как культура, как результат человеческого труда, в то же время способ человеческой жизнедеятельности.
Культура характеризует то состояние, тот уровень развития, которого достигло общество во взаимодействии с природой.
Что же делать в технический век нам?
Выход состоит в том, чтобы понимать экологию как экологию духовности, экологию культуры.
В отношении природа – культура ставить на первое место понятие природа.
Экология не может быть лишь предметом технического расчета, это сфера возрождения человека.
Природа важнее сиюминутной технической выгоды.
продолжение
–PAGE_BREAK–
20. Место России в системе двух парадигм культуры Запада и Востока. Характерные черты русского культурного архитипа.
Россия занимает промежуточное положение между востоком и западом. Это объясняется следующими причинами:
• Огромные территории, разные виды хоз. деятельности, разный тип темперамента.
• Месторасположение – пересечение Европы и Азии.
• Многонациональный состав – более 100 наций и национальностей.
• В духовном плане Россия ориентируется на европейский путь (исповедует христианство), а в социально-экономическом плане представлена традиционным азиатски способом развития производства.
• Сильное имущественное и социально неравенство.
• Особенности исторического развития(татаро-монгольское нашествие – изменился характер человека, культура.
Своими корнями проблема выбора пути развития уходит к петровским преобразованиям (1-я четверть 17в.), в результате которых единая Россия разделилась на сторонников сохранения старины (почвенников) и сторонников европеизации (их называли цивилизацией). В 19 в. эти взгляды окончательно оформились:
1. западничество – западники (Белинский и Герцен). Россия – европейский тип цивилизации. Она должна развиваться в русле европейской культуры и традиций.
2. славянофилы (Аксаков, Хомяков). Они выступали за сохранение культурно-самобытной самодостаточности России.
3. панславизм. Панслависты – течение, провозглашавшее единство славянских народов (Данилевский). Россия – славянский тип цивилизации.
4. евразийство. Евразийцы (Трубецкой и Вернацкий). Особенности России определяются двумя факторами:
1. месторасположение (пересечение Европы и Азии)
2. преобладание «азийского» начала.
5. концепции восточно-христианской византийской модели развития (Леонтьев). Россия унаследовала от Византии сильную государственную власть и глубокую религиозность.
В 20 в. сохраняется оценка промежуточного положения России. Выделяется 3 типа цивилизации:
1. традиционный тип (восток)
2. прогрессивный (запад)
3. цивилизация неоднородного общества (Россия)
Характерные черты русского культурного архетипа.
1. Псевдоколлективизм социальных отношений способствовал перекладыванию ответственности за свою судьбу на социум, коллектив, которому человек принадлежит.
2. Внутренняя безответственность вытесняется жестокой внешней необходимостью.
3. Понятие свободы как ключевого понятия европейской культуры вытесняется понятием воли, что означает свободу лишь для себя, неприятие чужой свободы.
4. Ориентация на авторитет, которая служит выражением общенациональной идеи (свёртывания самодержавия).
5. Специфическое отношение к труду.
19. Запад и Восток: два типа духовности.
Проблема взаимоотношения Запада и Востока уходит в глубокую древность. По мнению ряда деятелей вся история человечества представляет собой вечную борьбу между западной цивилизацией и восточной культурой. Восток – безотносительное географическому признаку традиционное понятие, символ культурно-цивилизационного комплекса, основанного на идеализме, духовности, созерцательности, пассивности, коллективизме, иерархичности, стабильности, традиционализме и тоталитаризме …
Восток представлен множеством самостоятельных локальных цивилизаций, среди которых выделяются 3 культурно-исторических типа:
— индо-буддийский;
— китайско-конфуцианский;
— арабо-исламский.
Запад – это альтернатива Востоку, которому свойственны следующие черты:
— материализм
— прагматизм
— активность
— индивидуализм
— развитие
— инновация
— демократизм (свобода, равенство, братство)
Запад представлен одной цивилизацией, зародившейся в бассейне Эгейского моря, которая в своём развитии прошла следующие этапы:
— эллинистический
— эллинистически – римский
— романо-германского христианского средневековья.
— нововременная культура.
С открытием Америки западная культура вместе с переселенцами распространилась в странах нового света. С точки зрения Карла Ясперса, западного человека от восточного отличает 3 принципа:
1. рациональность
2. господство техники
3. субъективность самобытия.
Существуют различные точки зрения на проблему взаимоотношения запада и востока:
• Точка зрения культурного единства запада и востока. Культура зарождается на востоке и постепенно распространяется на запад. На ранних этапах развития греческой культуры ярко проявляются восточные каноны, в частности, египетские.
• Точка зрения культурного разделения запада и востока. Чаадаев.
• Точка зрения культурного превосходства запада над востоком. Она опирается на техническое преимущество запада.
• Точка зрения культурного превосходства востока над западом. Она основывается на знаниях людей востока о природе и о самом человеке (тибетская медицина, система йоги). Западная цивилизация предстаёт как цивилизация однобокого развития. Развивая технику, люди убивают себя. Эта философия встречается в индийской философии.
Позиция Запад Восток
1. ценность – объект (что или кто в центре)
2. ценность – вектор (на что опирается культура)
3. ценности первого порядка.
4. ценности второго порядка
5. характеристика человека
6. отношение к природе
7. отношение к религии
8. ценностные ориентиры
9. отношение к истине, принцип познаваемости мира.
Личность
Развитие, инновация (мода, политика, техника, все направления культуры)
Свобода, равенство, труд
Закон, частная собственность, рынок
Эктраверт
Стремление покорить природу
Обрядность и суеверие, а не глубокая религиозность.
Потребительские (карьерный рост)
Практика, принцип безграничной познаваемости мира. Государство
Стабильность, постоянство
Мир (с самим собой, в государстве, между государствами), порядок традиции.
Религиозность (религия – основа, иерархичность, ритуал, доведённый до автоматизма)
Интроверт
Сохранить гармонию с природой, познать её законы. Природа – Бог.
Конкретная, глубоко личное вероповедание.
Духовная.
Истина самобытия, саморегулирующее, что даёт человеку свыше. Истина не познаваема.
Запад и восток – это 2 различные культуры, но на протяжении всей истории существования они влияют друг на друга.
21. Генезис культуры: структурные элементы первобытной культуры.
Чтобы понять сущность явления, надо знать, как оно зародилась и какие этапы прошло в своём развитии.
Источники изучения:
1. священные книги. У каждого народа есть свои священные писания (Индия – Веды, Буддизм – Трипитаки, Библия – Ветхий Завет (иудеи) и Новый Завет (христианство)).
2. научные источники: археология, антропология, палеонтология, геология, физика, химия.
3. фольклорные источники: мифы, предания, сказки, песни, пословицы, поговорки.
Для каждой эпохи свойственны соответствующие картины мира:
• I эпоха: эпоха первобытности – мифологическая картина мира.
• II эпоха: эпоха древней цивилизации и средневековья – религиозная картина мира.
• III эпоха: эпоха возрождения – гуманистическая картина мира (главная роль человека)
• IV эпоха: эпоха просвещения – просветительская (Руссо, Дидро).
• V эпоха: эпоха научной революции (XIXв.) – эволюционистская (открытия биологии, географии, химии).
• VI эпоха: эпоха НТР (XXв.) – релятивистская (относительная) картина мира.
Основные версии оантропогенеза:
1. Орудийно-трудовая (19в.) – Дарвин, Маркс. Суть: основой культуры является труд, труд создал человека, в процессе труда формируется речь и мышление.
2. Игровая – культура возникает в игре, как игра. Способностью к игре обладают все живые организмы, но только человек способен к игре в полном смысле этого слова, а именно, к игре с воображаемыми возможностями. С развитием культуры игра отходит на второй план и растворяется в искусстве, политике, спорте.
3. Психоаналитическая (натуралистическая). Культура отталкивается от психобиологической культуры человека и недооценивает социальные факторы. Культура – проекция человеческой психики на общественный экран.
4. Символическая (семиотическая). В объяснении культуры отталкиваются от свойственной только человеку способности создавать образы и символы.
5. функциональная теория (Малиновский, Фриш). Культура возникает как ответ на естественные потребности человека (первичные и вторичные)
6. теория диффузионизма. Культура в силу благоприятных условий, включая природные факторы, зародилась в одном месте и кругами распространилась в разные стороны. Например, Тибет является основным культурным ареалом.
7. социологическая теория. Человек формируется под влиянием общественной среды.
Особенности первобытного мышления и его роль в формировании культуры.
Отличительной чертой первобытной культуры является сенкритизм – нерасчленённость, слитность всех составных элементов, либо частей культуры.
Появление ранних форм культуры относят к эпохе верхнего палеолита (4 тыс. лет до НЭ).
Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4 тыс.до н.э.)
Для этого имелись соответствующие предпосылки:
• Природные (наличие великих рек)
• Экономические (более высокий уровень техники)
• Социально-политический (появляется социальное неравенство, складываются сословия, касты).
Древние цивилизации – некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, а именно доклассовому, догородскому, догражданскому, догосударственному, дописьменному состоянию общества и культуры.
Древние цивилизации –древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности: стиль мышления, способ речи и действия.
Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.
22. Миф как феномен культуры.
Миф с греческого означает речь, рассказ, устное повествование. Мифы проявляются тогда, когда человек выделяет себя из окружающего мира и осознаёт противоречия между ним и окружающим миром.
Миф – иллюзорное разрешение противоречий между человеком и окружающим миром (жизнь и смерть, день и ночь).
По структуре миф состоит из 2-х частей:
• Обращение к далёкому прошлому.
• Объяснение настоящего и будущего с помощью опытов предков.
Существуют различные теории мифа:
1. натуралистическая (природная). Миф – олицетворённое описание и объяснение явлений природы.
2. социальная (общество). Миф – отражение социальной реальности.
3. психоаналитическая. Миф – отражение индивидуального, коллективного бессознательного начала человеческой психики.
4. ритуалистическая. Миф – словесный ряд ритуала.
5. лингвистическая. Миф отражает определённый этап человеческой речи и человеческого мышления.
6. эвгемеристическая (миф – легенда).
7. игровая.
8. функциональная. Малиновский.
9. просветительская. Миф – выдумка.
10. символическая.
Категории мифа:
1. миф о небесных явлениях.
2. мифы о происхождении людей от животных, и наоборот (Дарвин).
3. мифы космогонические.
4. мифы эскатологические – пророчество конца света.
5. мифы о культурных героях.
6. мифы о мировом древе.
Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.
24. Античность как тип культуры. Влияние античности на мировую культуру.
Под античной культурой принято понимать культуру Древней Греции и Древнего Рима. Выделяют 6 периодов в развитии античной культуры:
1. Эгейская культура ( 3-2тыс. до НЭ)
Об этой культуре говорили: «не восточная по территории, но восточная по характеру»
2. Гомеровский (Ранний архаичный период) (11-9в. до НЭ). Единственным историческим источником, дающим представление об этой культуре являются поэмы Гомера (Илиада, Одиссея).
3. Архаический (8-6в. до НЭ). Культура формируется в греческих городах, государствах, полисах со своей системой ценностей (полис Спарты и полис Афины).
4. Классический (5-посл.треть 4в. до НЭ). Наиболее интенсивный период — период наивысшего подъёма греческой культуры (в скульптуре особое внимание уделяется пластике, динамике, появляются индивидуальные черты). Литература – 2 жанра (трагедия (Софокл)и комедия (Аристофан)).
5. Эпоха эллинизма (посл.треть 4в. – по 1в. до НЭ). Этот период связан с завоевательными походами на восток и образованием эллинистической монархией. В культуре происходят переплетения греческих и восточных традиций. В архитектуре (у греков) стремление к гигантомании.
6. Римский период. Открывается завоеванием Римом греческих земель. Парадокс: римляне попадают под влияние высокой греческой культуры, римляне копируют греческие статуи, римские божества принимают облик греческих богов, складывается единый пантеон богов, первые книги в Риме – это перевод произведений Гомера. Философия – возрождаются греческие школы римлянами.
Греческие и римские культуры объединяются вследствие ряда факторов:
1. открытого характера римской культуры. Римляне усваивают всё новое, что не противоречит основам их мировоззрения.
2. греческая и римская культуры развивались на единой основе – на принципах гражданской общины (демократии).
3. у них формировалась единая шкала мировоззренческих ценностей: идея свободы и независимости, идея сочетания личных интересов с общественными, идея верховной власти народа.
Несмотря на схожесть многих черт – греческих и римских, культуры не являются полностью тождественными, их различия в первую очередь связывают с разным образом жизни (греки, за исключением Спарты были миролюбивы, а римляне – воинственны). Среди компонентов культурных ценностей, у греков определённое место занимала мифология, а у римлян – право, закон.
23. Древневосточный тип культуры (на примере одной из традиционных цивилизаций).
Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4тыс до НЭ). Для этого перехода имелись соответствующие предпосылки:
1. природные (наличие великих рек).
2. экономические.
3. социально-политические (социальное неравенство, складываются сословия, касты).
Древняя цивилизация – некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией ещё не является, а именно доклассовому, дородственному, дограждансткому, догосударственному и дописьменному состоянию общества и культуры.
Древние цивилизации – древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности стиль мышления, способ речи и действия.
Древневост. тип культуры:
1. экономическая сфера.
• Экономика древневосточных государств была основана на общинном землепользовании. Сельская община – прямой потомок родовой общины, являясь основной производственной ячейкой древневосточных обществ.
• Основной формой ведения земледелия являлась ирригационная форма, которая требовала с одной стороны коллектив, с другой его административное регулирование.
2. социально-политическая сфера.
• Определяющая роль государства. Восточные цивилизации называют восточными деспотиями.
• Сакрализация (обожествление) социальной структуры восточных обществ.
• Строгая иерархичность социальной структуры.
3. духовная сфера.
• Определяющая роль в духовной сфере (искусство, литература, наука).
• Строгая приверженность канонам, традиционализм, консерватизм.
• Незначительность роли художника. Художник – хранитель канонов.
• Способность создавать величайшие ценности при сравнительно низком уровне развития индивида и «Я».
• Градация размеров, градация ценностей. Чем выше, тем значимей.
• Особое понимание судьбы (человек в лодке, но без вёсел).
На примере Древнего Китая:
Древнекитайская империя – середина 1 тысячелетия до н.э. – конец 2 тысячелетия н.э.
Культура этого периода отражает особенности разных сторон жизни Китая:
• Потребности земледелия способствовали возникновению астрономических знаний, появился лунно-солнечный календарь
• Необходимость создания ирригационных сооружений развило практические математические знания, особенно в геометрии
• Развивается анатомия и медицина
• Поиски первоэлементов вещей — натурфилософия– первичны вода, огонь, дерево, металл и земля
• 5-2 века до н.э. – интенсивное развитие философского мышления, зарождение основных школ китайской философии – Даосизма и Конфуцианства
даосизм – основная категории – Дао – источник всего существующего, мир подчинен Дао, само по себе непознаваемое, Дао проявляется в мире вещей и явлений и в человеке.
конфуцианство – небо – божественное существо, управляющее земной жизнью. Поведение человека определяется обществом, его законами.
• Происходит переход от устного песенно-поэтического творчества к литературной поэзии ( поэт Цюй Юань -340-278 до н.э.)
Прозаическая литература этого периода представлена мифами и легендами и сказками.
25. Сравнительная характеристика греческой и римской античности.
1. Космологизм (космос, строй, порядок) – стремление к гарантии, соразмерности, рационализму, пропорциональности.
Лосев («12 тезисов об античной культуре») – использовал определения, как абсолютный, внеличностный, объективный, материально чувственный космологизм.
Формируются греческие эстетические идеалы красоты, основанные на мере, гармонии, соразмерности.
2. Антропоцентризм (человек в центре). В литературе, философии, искусстве, религии, центральное место занимала проблема человека.
3. Рационализм (разум). Греки (а потом римляне) объясняли мир на рациональной основе. Например, боги – это законы природы, Фалес – «бог-вода», то есть мир и человек на 70% созданы из воды. Демокрит вводит понятие атом.
4. Пантеизм.
5. Героический фатализм. Вера в судьбу и в её героев, которые идут поперёк судьбы (царь Эдип, Прометей).
6. Античность – театр (Лосев). В Греции театр является школой воспитания гражданской позиции. В Риме основная функция – развлекательная. В Греции каждый обязан был посещать театр. Богатые платили за бедных. В Греции актёр — уважаемый человек, а в Риме нет.
7. Созидательный характер (агностицизм). Греки и римляне стремились выявить лучшее во всём (спорт, политика, театр, действие).
8. праздничный характер.
продолжение
–PAGE_BREAK–
26. Язычество древних славян. Влияние языческой культуры на культуру русского народа и его менталитет.
Роль идеологии в средневековом государстве выполняла религия. К моменту образования древнерусского госуд. восточные славяне еще не успели создать своей национальной религии. Но Древняя Русь находилась на границе западного и восточного миров, где встречались разные народы и их религии, поэтому определение идеологии для Киевской Руси было проблемой выбора среди сущ. В мире религий. Эта проблема была решена внуком княгини Ольги князем Владимиром Святославовичем (980-1015гг). Его выбор состоял из 3 выборов:
1. выбор между древними верованиями восточных славян и мировыми религиями в пользу первого. В 980г. Владимир провел языческую религиозную реформу, в ходе которой был создан объединенный пантеон, куда вошли почитаемые у различных славян божества (Перун-бог грома и молнии, Дажь-бог – солнца, Хорс, Стрибог ветра, Семаргл – подземного царства, Мокоть плодородия и др., но эта реформа не дала успеха, потому что:
— Перун был не исконно-славянского, а балто-скандинавского происхождения, поэтому не пользовался авторитетом
— наряду с 6 основными божествами восточные славяне продолжали поклоняться своим местным богам
— объектом религиозного почитания в язычестве является природа, а почитание каждым племенем опред. природной стихии не содействовало объединению общества
Христианизация Руси имела неоднозначные последствия:
• объединяющая роль – объединение 5 этносов, проживающих на территории восточно-европейской равнины и прилегающих регионов, объединение их укладов и образов жизни
• цивилизующая роль – Древняя Русь через Византию вошла в сообщество мировых цивилизаций, на Русь пришла письменность, книжность, архитектура, иконопись и др.
• негативное последствие христианизации Руси было то, что возникли первые элементы социального раскола
В результате в менталитете древнерусского человека стало складываться
двоеверие — часть населения приняло христианство, а другая часть долгое
время была языческой
Крещение Руси князем Владимиром в 988году явилось крупнейшим событием по своим результатам и последствиям. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие. Язычество не выделяло человека от природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения.
С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.
Это была революция, Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и, поэтому, вступало в конфликт с прежними религиями. Язычество оказывало сопротивление.
Больших успехов церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды с новым содержанием. Типичный языческий праздник – Новый год, Масленица. Полной победы над язычеством христианство на Руси не одержало, постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.
27. Особенности культуры Средневековья. Характеристика народной, светской, церковной сфер культуры.
Эпоха средневековья охватывает период 5-14 в.в. Этот термин впервые появляется в трудах гуманистов.
Им они стремились подчеркнуть незначительность, серость данной эпохи по сравнению с античностью. Интерес к средневековью появляется вновь в 19в. на почве романтизма. Романтики идеализировали это время, видели в нём период героических свершений, доблестных рыцарей и прекрасных дам. В 19в. появляется ряд терминов, характеризующих эту эпоху, в частности, романский и готический стили. Романский стиль (10-11в.), а термин появился в 19в., готический (12-13 в), а термин в 19в.
Социально-исторические факторы, повлиявшие на формирование средневековой культуры.
1. У истоков средневековой культуры стояли 2 различных мира, 2 различные социальные структуры: один варварский (чужеземный), родоплеменной, другой античный рабовладельческий. На этапе раннего средневековья происходит переплетение 2 культур, традиций.
2. Гранью, отделившей средневековье от языческой древности, становится христианство.
3. Идеологическая монополия церкви. Решения церковных соборов были обязательны для мирян. Церковь становится над государством. В 11 веке складывается социальный институт инквизиции.
4. Сословно-корпоративное деление общества, выделяются 3 основных сословия: рыцарское, городское, клирикальное (духовенство). Личность носила сословный характер. Моральные качества личности определялись принадлежностью к сословию и местом внутри него.
5. Материальной основой средневековья является система феодализма, которая требовала и характеризовалась вассалитетом (служение, каждый служит кому-то), отсутствием частной собственности на землю, незаинтересованностью в результатах труда, низким уровнем развития техники и низкой производительностью труда – голод, эпидемия, атмосфера страха и ожидание чуда (придёт Христос и всех накормит).
6. Эпоха средневековья характеризуется как «война всех против всех». В эпоху расцвета воин (10-12в) в архитектуре преобладает романский стиль (здание, крепость), в литературе особое место занимает рыцарский роман, героический эпос.
7. Культуру средневековья называют карнавальной культурой. Карнавал был способом выживаемости людей, избавлением от страха, накопившейся излишней энергии. Во главе карнавала стояла церковь.
Этапы средневековой культуры:
1. Раннее Средневековье (5-11в). складывается единая европейская культура, единая историческая общность, европейский народ. На основе синтеза культурных традиций поздней римской античности, культуры варварских племён и христианства.
2. Высокое (Зрелое) Средневековье (10-13в). Наивысший подъём в средневековой культуры, который олицетворяет с началом крестовых походов. В архитектуре происходит смена художественных стилей. В области образования появляются первые университеты, в литературе появляются разнообразные жанры, в философии появляются различные направления (схоластика, терминизм).
3. Позднее средневековье (13-14в). Переход к ренессансу (предвозрождение) или проторенессанс. Церковь теряет своё господство в идеологической сфере, утверждаются идеи гуманизма (Данте).
Черты средневековой культуры:
1. доминирование христианства. Искусство носило исключительно религиозный характер.
2. приверженность канонам (храм, иконопись строились по строгим канонам скульпторам).
3. символизм, аллегоризм. Храм – это символ, модель мира, где пересекаются оси пространства и времени.
4. традиционализм (консерватизм). Чем древнее, тем подлиннее.
5. имперсональность (отсутствие авторства).
6. дидактический, наставительный, поучительный характер средневековой культуры. Учёный – тот, кто знает об истинном знании.
7. отсутствие единой культуры, её деление на различные пласты (рыцарство, городской, клерикальный, народные культуры).
8. историзм.
28. Художественная культура западноевропейского Средневековья.
В духовной культуре средневековой Европы сложным и противоречивым было положение и роль искусства, что связано его отношениями с христианской идеологией.
Христианство отвергло идеалы античных художников (радость бытия, чувственность, телесность, воспвание человека), разрушило античную гармонию человека и духа, человека и земного мира. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалась как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу.
Главное, что отличает средневековую культуру – это религиозность сюжетов, на первом месте – иконы и картины на библейские темы. Икона должна быть освящена церковью, картина – нет.
Если изображение вызывает религиозный трепет, то это икона, если эстетический восторг- картина.
Представители – проторенессанс – поэт Данте, художник Джотто
30 Художественная культура эпохи Ренессанса.
Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в мире, признана работа человеческих чувств. Поэтому возникает интерес к визуальноиу восприятию, отсюда расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Именно эти виды искусства позволяют более точно запечатлеть Божественную красоту.
Культура Возрождения носит отчетливый художественный характер.
Характеризуется обращением к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его. Светский характер искусства. Идеалы раскрепощенной личности, красоты и гармонии, ощущение цельности и закономерности мира
Противоречивость культуры Возрождения:
• Радость самоутверждения
• Трагизм мироощущения
Наличие этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения.
Раннее Возрождение 15 век – отцы «Возрождения» из Италии – скульптор Донателло, архитектор Брунеллески, живописец Мозаччо
Высокое Возрождение – конец 15 – нач.16века – архитектор Браманте, живописец (математик. Инженер, физиолог, ботаник) Леонардо да Винчи, живописцы Рафаэль, Санти, Микеланжело
Позднее Возрождение – 16 век живописцы Джорджоне, Веронезе, Тициан.
Литература эпохи Возрождения – Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Сервантес «Дон Кихот», драмы Шекспира, сонеты Петрарки.
29. Сущность и характерные черты культуры эпохи Ренессанса.
Эпоха возрождения охватывает период (с 15 по 17вв). Под возрождением в узком смысле принято понимать возрождение античной культуры, античного идеала, мышления и чувствования. В широком смысле под возрождением понимают целую историческую эпоху, период небывалого культурного подъёма, творческих начинаний и открытий, время людей, универсально одарённых. Родиной возрождения стала Италия – непосредственная наследница античных традиций. Постепенно идеи гуманизма (возрождения) распространились на страны севернее Италии (Нидерланды, Франция, Англия). Расцвет культуры в этих странах в 16-17 веках получили название северный ренессанс.
Характерные черты эпохи возрождения.
1. антропоцентризм носил элитарный характер, в центре этой культуры ставился человек творческий, универсально одарённый, которого сравнивали с богами античной мифологии. В первую очередь речь идёт об эпохе высшего ренессанса, в частности, титаны – Микеланжело, Да Винчи, Тициан. Впервые были преодолены сословно-корпоративные различия (Да Винчи вышел из самых низов общества). Возрождается фраза Протагора: «человек есть мера всех вещей».
2. гуманизм – система ценностей, признающая человека высшей ценностью, критерием всякой меры.
3. связь эпохи возрождения с античностью (язычеством) и христианством, в частности, художники этого периода обращались как к античным, так и христианским сюжетам.
4. стремление к гармонии и совершенству материального и духовного, небесного и земного и их достижения в эпоху высшего ренессанса как в искусстве, так и в самой жизни. Явление титанизма.
5. космологизм (меняется смысл) – учение о вселенной, как единого с целым. С открытиями в области астрономии (Бруно, Коперник, Галилей), географии (Колумб) изменяется картина мира, она стала носить гемоцентрический характер.
6. рационализм. Наука стала занимать всё более важное место в жизни, люди этой эпохи стремились объяснять мир на рациональной основе.
7. светский характер ренессансной культуры. Культура постепенно освобождается от церковной опеки (в искусстве появляются светские жанры, складывается система светского образования, появляются частные и государственные школы, появляется этикет).
8. несмотря на колоссальный прорыв в культуре, эпоха возрождения имела и свою оборотную сторону, порождённую индивидуализмом (я – личность, я поступаю так, как я хочу).
Эта эпоха сопровождалась резким падением нравов (проституция в Италии, безбрачные связи) начиная с церкви, процветают бытовые убийства. Даже известные гуманисты – покровители искусства (Медиче не брезговал ни чем в достижении своих целей). Двойственность этой эпохи отражалась и на самих людях, и стремились к гармонии, красоте, а в обыденной жизни вели себя недостойно.
Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры.
Провозглашение идей гуманизма начинается с вызова схоластики (например, философии). Взамен формально термологическому методу утверждается новый гуманистический метод познания жизни. Гуманистами называли людей, изучающих и преподающих комплекс гуманитарных дисциплин – философия, история, этика, педагогика и другие гуманитарные дисциплины.
Гуманисты первыми сумели преодолеть сословно корпоративные различия, они создавали кружки по интересам, которые на античный манер называли академиями. Членом кружка мог стать любой, кто проявил себя в гуманитарных дисциплинах. Известность во Флоренции получила Платоновская академия, длительное время возглавляемая Фичино (направление неоплатонизма). Гуманистов условно можно разделить на 2 группы:
• Ранние – писатели, философы, историки. Они изучали античность ради античности и их труды не оказали значительного влияния на развитие национальной культуры.
• Поздние. Они изучали античность ради возрождения традиций национальной культуры (Шекспир, Сервантес).
31. Новоевропейский тип культуры. Идеи просвещения и их воплощение в европейской культуре.
Особенности и характерные черты европейской культуры Нового времени.
Европейская культура Нового времени охватывает период сер 17 – нач.20века. Особенности европейской культуры Нового времени связывают:
1. с традициями, унаследованными от античного полиса, формируются черты полисного генотипа
• уважение к правам и достоинству личности,
• признание права человека на труд
• равенство перед законом
• моральное лидерство правителей, основанное не на подавлении и насилии, а на авторитете и первенстве
2. с христианскими корнями европейской культуры. Христианство сплотило Европу как сверху путем унификации всех сторон жизни и распространением папской власти, так и снизу путем вытеснения разнородных мифологических и религиозных представлений
3. с уникальность. Техногенной модели западного общества
Характерные черты европейской культуры Нового времени
1. Антропоцентризм стал носить универсальный характер. В центре ставятся интересы отдельного среднего человека. Формируется новое понимание гуманизма, которому присущи следующие черты:
• Уважение к правам и достоинству личности
• Признание права человека на труд
• Равенство перед законом
Впервые эти черты были сформулированы в декларации прав трудящихся.
2. Рациональный характер
Наука занимает все более важное место в жизни.
17 век – время становления основ рационализма, основоположником которого принято называть Декарта, который один из первых противопоставляет «слепой» вере разумное и логическое рассуждение.
18 век – век разума, век Просвещения, главная идея — Просвещение
Эта эпоха распространяется на многие страны, хотя и имеет различные формы:
• Англия в форме промышленной революции — Гоббс
• Франция в форме политической революции – Дидро
• Германия в форме философско-эстетической революции – Гегель, Кант
19 век – время интенсивного научного подъема. Дал миру свыше 8527 открытий.
Техника начинает играть важную роль в жизни европейского общества.
3. Потребительское утилитарное отношение к природе
«Природа не храм, а мастерская». Это привело к складыванию глобального экономического кризиса в 20 веке
4. Инновация (нововведение) – способствовало формированию особой техногенной модели (быстрая смена техники и технологии на основе внедрения научных разработок)
Инновационный характер означает стремление к изменению привычного образа жизни, образа мыслей, а, следовательно, предприимчивости и творчества (политика, искусство, мода).
5. Дуализм (двойственность) – проявляется по отношению к человеку, человек – свободная личность, а, с другой стороны, «винтик единого хозяйственного механизма». По отношению к природе это привело к формированию такого явления, как декаданс – упадок (в художественной культуре конца 19 –начала 20в), этим термином обозначают круг кризисных явлений, отмеченных настроением упадничества, пессимизма, впервые эти принципы наиболее ярко проявились во французском символизме ( Бодлер – «Цветы зла»)
6. Демократизм –
7. Европеизм (евроцентризм)
8. Полистилизм (много).
32.Отражение основных тенденций развития культуры Нового времени в художественной культуре.
Развитие культуры:
1. 17 век – Барокко – конец 16 — середина 18 веков (от итал. странный, причудливый).
Характеризуется обращением к чувствам, динамизмом, величием и пышностью, контрастностью, ассиметричностью, обилием декоративных деталей, совмещением реальности и иллюзии – отражение сложности и изменчивости мира.
Представители – Россия – архитектор Растрелли, Испания – Эль Греко, Голландия – Рембрандт, Фландрия – Рубенс.
Классицизм — 17 век – начало 19 века ( с лат.образцовый). Основан на представлении о разумной закономерности мира, красоте природы, нравственных идеалах. Характеризуется обращением к античности и Возрождению, как к норме и идеальному образцу. Обращение к разуму – рациональность, строгость.
Представители – Франция – литература Корнель, комедии Мольера, живопись Пуссен, Лоррен. Россия – литература Ломоносов, архитектор Казаков, Росси, скульптор Мартос.
2. 18 век — Рококо – 1-я половина 18 века (от франц.декоративный мотив в виде раковины)
Продолжение барокко, но более утонченное и изысканное. Характеризуется игривостью, легкостью, театральностью, полутонами, обращением к мифологии. Декоративны стиль, в архитектуре – оформление интерьера.
Представители – Франция – живописец Ватто)
Классицизм просвещения (революционный классицизм) – продолжает традиции классицизма 17 века, но с нотой дидактизма, античность сливается с революционной борьбой. В 19 веке классицизм становится академическим направлением, утрачивает романтическую основу. Представители – литература Вольтер, Дидро, Руссо
3. 19 век – Реализм – отражение реальной действительности во всем многообразии с использованием художественной фантазии (мифа, символа, притчи, гротеска).
Цель – особое место занимают нравственные и воспитательные мотивы.
3 направления – критический реализм (жив.Курбе, Милле, литература Диккенс), натурализм( пейзажи Карро), импрессионизм (впечатление) (Клод Моне, Эдуард Мане, Ренуар)
Романтизм – появился как ответ на итоги Французской революции 1789г., характеризуется стремлением к свободе, совершенству, независимости, разлад идеала и действительности – обращение к средневековой старине, к истории восточных экзотических стран. В живописи резкие цветовые контрасты, экспрессия, дух свободы.
Представители – жив. Делакруа, литер. Байрон – революционный романтизм
сказки Гофмана, Шарля Перо, братьев Гримм – сказочно-фантастический романтизм.
4. конец 19 – начало 20 века — Модернизм –
совокупность эстетических школ и направлений, характеризующихся разрывом с прошлой действительностью, с предшествующими направлениями:
• символизм, — выражение посрелдством символов
• дадаизм случайные сочетания чего-либо
• сюрреализм (сверзреализм) – сновидения, инстинкты, галлюцинации
• кубизм, (минимализм)
• экспрессионизм – суъективный духовный мир человека
• абстракционизм – стихийность и бессознательность творчества
• футуризм – отрицание традиционной культуры, переплетение реальности и фантастики
• фовизм (дикий)
Главное – дать человеку расслабиться.
Модернизм – общее обозначение направления искусства и литературы конца 19 – 20века.
Модернизм – отход от реализма.
продолжение
–PAGE_BREAK–
33.Основные тенденции развития русской культуры 18 века.
18 век – век разума, век Просвещения, главная идея — Просвещение
Эта эпоха распространяется на многие страны, хотя и имеет различные формы:
• Англия в форме промышленной революции — Гоббс
• Франция в форме политической революции – Дидро
• Германия в форме философско-эстетической революции – Гегель, Кант
В России — эпоха просвещенного абсолютизма
В 1721г. Петр объявил себя императором, т.е. все общегосударственные документы могли исходить только от первого лица.
ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ имели как позитивы, так и негативы.
Позитивный потенциал:
1. Началась европеизация России на основе западного опыта в области социального управления и военно-технической сфере.
2. Подведен мощный экономический фундамент под развивающуюся русскую нацию на основе начавшейся индустриализации.
3. Впервые на практике началась социальная модернизация, т.е. отход от традиционных путей развития.
Негативный потенциал:
1. Европеизация не превратила Россию в передовую страну. Россия продолжала оставаться аграрной цивилизацией.
2. Экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, т.к. усилилось его закрепощение (при Петре доля крепостных составляла 2/3 их общей численности)
3. Петровская модернизация определяется как консервативная, т.е. при Петре Россия, смотря в сторону западного типа цивилизаций, фактически пятилась назад в направлении традиционных цивилизаций. Самое негативное последствие этого было то, что социальный раскол достиг своих зрелых форм и стал предопределять в таком же качестве историческую динамику страны вплоть до сегодняшнего дня.
Зрелые формы социального раскола обнаружились в следующем:
• Раскол разделил власть и народ
• Раскол образовал культурную дистанцию между общественным верхом и низом, т.к. дворянская аристократия усиливала передовую западноевропейскую просветительскую идеологию, а крестьянство черпало знания из Библии.
• Раскол проник в душу каждого человека, т.к. при официальной поддержке властей стали разрушаться православные ценности (закрытие монастырей, гонения на монахов, упразднено патриаршество, а для управления церковью создан СИНОД) и насаждение протестантских ценностей (богослужение перевели на латинский язык). Т.е. у людей складывалась двойственная манера поведения – в быту и в обществе.
Возникновение либерализма в России во второй половине XVIII века было результатом влияния западных идей на русскую культурную среду
Просвещение возникло в 17 веке в Англии и достигло своего расцвета в 18-м веке во Франции (Вольтер, Дидро, Руссо и др.)
К основным идеям просветителей относятся следующие:
— идея о естественных правах человека,
— идея о распределении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти,
— идея о торжестве закона в государстве (правового государства)
— идея о верховенстве общества над государством (гражданского общества) и т.д.
Екатерина II, задавшись целью преобразовать страну обратилась к достижениям западноевропейских просветителей, и поэтому время её правления называют эпохой просвещённого абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой западноевропейской идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дворянству, как социальной базе самодержавия. В результате, просвещение и просвещённый абсолютизм находились в обратно пропорциональной зависимости:
• Просвещённый абсолютизм был нацелен на использование свободолюбивых идей для подпитки самодержавно-крепостнических отношений,
• просвещение было сориентировано на обеспечение свободы человека.
Противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, признающая только веру в качестве источника освоения мира. На её основе в начале 17 века в Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение – масонство, которое в 30-е года 18-го века стало проникать в Россию, а во второй половине 18-го века Москва и Петербург стали признанными центрами масонского движения в мире.
Масоны ставили своей целью объединить человечество в религиозном братском союзе и превратить христианство в истинное христианство.
Екатерина запустила в русский политический оборот многие идеи, не вполне освоенные даже в Западной Европе.
С Екатерининского времени из наиболее предприимчивых слоёв дворян начинает интенсивно формироваться русская буржуазия. Не случайно, в 80-90е годы 18-го века в экономике России стал складываться буржуазный уклад.
Освобождённое дворянство получило возможность появившийся у него досуг направлять на занятия наукой, искусством, образованием, и потому с екатерининского времени из наиболее образованных слоёв дворян начинает интенсивно формироваться русская интеллигенция.
Однако с конца 80-х г. Екатерина стала резко отходить от либерального курса,
была запрещена продажа западноевропейской просветительской литературы, начались гонения на русских просветителей, и была запрещена деятельность масонских организаций.
Главное :
Дворянско – светский аспект русской культуры:
• Абсолютизм – неограниченная верховная власть – абсолютная монархия
Петра 1
— просвещенный абсолютизм Екатерины 2
— процесс европеизации: централизация, бюрократизация
управлдения, регулярность армии, флота, полиции.
• Универсализм – «Нарышкинский стиль», русское барокко, рококо, классицизм
• Аристократизм – привилегированность, господствующее положение дворянского сословия – бюрократизация дворянства, чиновничья административная прослойка, дворянское предпринимательство.
Полупривилегированное сословие – деление населения на регулярное и нерегулярное по принципу владения собственностью и Табель о рангах
• Секуляризация – огосударствление церкви – секуляризация монастырских земель, передача судебных и образоватедльных функций в ведение государства.
Секуляризация культуры – обмирщение, эмансипация, индивидуализация человеческой личностию, светские просветительные начала.
Классицизм просвещения (революционный классицизм) – продолжает традиции классицизма 17 века, но с нотой дидактизма, античность сливается с революционной борьбой. В 19 веке классицизм становится академическим направлением, утрачивает романтическую основу. Представители – литература Вольтер, Дидро, Руссо
Представители –
• В литературе – Ломоносов, оды Державина, Сумароков, трагедии Княжнина
• В театре – Волков, Дмитриевский
• В архитектуре – Баженов, Казаков, Воронихин, Захаров, Росси
• В скульптуре – Козловский, Мартос
• В живописи – Лосенко, Угрюмов
35. «Серебряный век» русской культуры.
Серебряный век (определение Бердяева) – в сравнении с золотым, пушкинским, — в истории русской культуры – это конец 19 – начало 20 столетия. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее его началом считают речь Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880г.), а концом речь Блока «Он назначении поэта» (1921г.), тоже посвященную Пушкину.
Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь – философии и поэзии (русский культурный ренессанс)
Неповторимость Серебряного века видится прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который
• Одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания,
• Другим – выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.
Сорокалетний век – век поисков новых путей, духовная жизнь этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, желанием воскресить к новой жизни все образы и формы, выработанные человеческой культурой.
Художественный мир раскололся на два полярных сознания:
• Приверженность к духовному наследию прошлого
• Отрицание духовного наследия прошлого
Активный поиск новых форм привел к появлению
• Символизма
• Акмеизма
• Футуризма в литературе
• Кубизма и абстракционизма в живописи
• Символизма в музыке
Наряду с реализмом господствующим стилем и мировосприятием стал символизм – новая форма романтизма.
С особой силой в творчестве звучит чувство личности в человеке, его достоинства и ценности.
Серебряный век называют времени «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности.
Идеалом времени становится художник универсального типа, а идеалом слияния искусств – театр. Именно в театре, сфере, соединяющей многие виды творчества, можно достичь желаемого единства, синтеза искусства. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре.
Преобразование реализма происходит на рубеже веков, начало его обновлению положили Толстой, Чехов, Куприн, Шмелев, Горький.
Соперники реализма – модернисты.
Особое место в философии и культуре Серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась.
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии русской и мировой культуры.
Представители : Бунин, Блок, Куприн, Гумилев, Есенин, Хлебников, Булгаков и др.
34. 19 век России как социокультурная эпоха.
Культура России 19 века — это пример невиданного взлета в своих вершинных достижениях. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины.
Это
• В литературе — Пушкин, Гогль, Тургенев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Островский
• В музыке – Глинка, Мусоргский, Чайковский
• В живописи – Крамской, Репин
Это были яркие индивидуальности, не похожие друг на друга, хотя жили в одну эпоху, в одном государстве.
Все это позволяет назвать 19 век – Золотым веком русской культуры.
Особое место в культуре Золотого века занимает литература.
Классики русской литературы всегда тяготели к объемному многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность.
Классическая литература 19 века стала синтетическим явлением культуры, универсальной формой общественного самосознания, выполняя миссию социальных наук.
Многие просвещенные люди строили свою жизнь, ориентируясь на высшие литературные образцы.
К середине 19 века русская культура проникает на Запад.
Лобачевский – строение вселенной, в Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя.
Российская культура приобрела европейское и мировое значение.
Несмотря на все достижения культуры Золотого века, в России назревал культурный раскол. В 1897 г. было только 20% грамотных..
После 1881г. возобладали радикальные модернистские идеи в воем разрушительном виде. Золотому веку наступил конец.
36. Актуальные проблемы современной культуры.
Особенности формирования культуры 20в.:
1. 20в. – век противоречий, век войн, гонки вооружений, тоталитарных режимов, следоват., человеческая жизнь обесценивается.
2. 20в – время интенсивного развития науки и техники, ускорение темпов времени, сокращение пространства
3. 20в. время формирования глобальных проблем – их появление обусловлено целостностью современного мира, возросшей мощью человека, неравномерностью развития отдельных стран.
Глобальные проблемы:
• гонка вооружений, угроза новой войны
• экологическая проблема – носит необратимый характер, т.к. влияет на генофонд человека
• проблема терроризма
• деградация культуры, дегуманизация, кризис личности
Во 2-й половине 20 века создается ряд международных организаций с целью решения глобальных проблем современности, в частности, Римский клуб (1968г.) – организация объединяла представителей более 30 стран мира, ее основоположник А.Печчея.
Выделяется 2 направления деятельности:
1. социальный пессимизм — Медоус «Человечество у поворотного пункта»
2. социальный оптимизм – Несбит «Мегатенденции, год 2000й»
Считает, что человечество осознало глобальные проблемы.
21 век – век экономического и духовного возрождения.
40. Основные тенденции развития культуры на рубеже 2 – 3 тысячелетия.
1. Гуманистическая направленность современной культуры. Формируется новое понимание гуманизма (А.Печчея):
-признание глобальности современных проблем
-стремление к справедливости, отрицание насилия
Гуманизм носит универсальный характер
2. Установка на научно-рациональное познание мира. Наука и техника играют определяющую роль. Время НТР.
3. 21 век. Продолжается переход от индустриального общества к постиндустриальному.
(сравнить).
Индустриальное общество – определяется уровнем технического и индустриального развития, процесс создания крупного машинного производства, погоня за сверхприбылью.
Постиндустриальное общество – основа поступательного развития общества считается техника производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль приобретает сфера услуг, наука и образование, корпорации уступает главное место университетам, а бизнесмены – ученым и профессиональным специалистам. Сохраняется социальное неравенство, отчуждение личности, деление на правящую технократическую элиту и управляемые массы, частная собственность и социальные конфликты. Постиндустриальное общество – вариант обновленного госмонополистического капитализма.
21 век. Время массовой и городской культуры (показать направление массовой культуры).
Массовая культура – социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря развитию информационных технологий, высокой степени урбанизации и индустриализации.
Массовая культура — потребительская культура со своими нормами и ценностями.
Характеризуется потерей индивидуальности.
Массовая культура неоднородна, состоит из нескольких субкультур, наиболее мощная и значительная – рок-культура, определившая развитие культуры 2-й половины 20 века. Возникла в рамках массовой культуры, в основных мировоззрениях противостоит ей. Главное – «Я» человека, свобода личности, в творчестве обращение к мистической сущности, к истокам народного творчества.
Неоспоримое достижение рок-культуры – пробуждение нескольких поколений, попытка вырваться из мира иллюзий, навязываемых массовой культурой, устойчивое сопротивление манипулированию индивидом в современном обществе.
Направления массовой культуры:
В музыке – рэп, щлягер, В живописи – плакат, Телевизионные сериалы, реклама и т.д.
4. Время перехода от модернизма к постмодернизму (особенно постмодернизм)
Модернизм (модерн) – совокупность эстетических школ и направлений, характеризующихся разрывом с прошлой действительностью, с предшествующими направлениями:
• символизм — выражение посрелдством символов
• дадаизм случайные сочетания чего-либо
• сюрреализм (сверзреализм) – сновидения, инстинкты, галлюцинации
• кубизм, (минимализм)
• экспрессионизм – суъективный духовный мир человека
• абстракционизм – стихийность и бессознательность творчества
• футуризм – отрицание традиционной культуры, переплетение реальности и фантастики
• фовизм (дикий)
Главное – дать человеку расслабиться.
Модернизм – общее обозначение направления искусства и литературы конца 19 – 20века.
Модернизм – отход от реализма.
• функционализм и конструктивизм — строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам, стандартные постройки.
• Соцреализм – изображение жизни в свете социалистических идеалов, принципы – народность, социалистический гуманизм, партийность
представители – литература Маяковский, Шолохов, Горький, кино – Эйзенштейн, скульптура — Мухина
• оп-арт (оптическое искусство) – ритмическая комбинация геометрических фигур, линий, создание иллюзии движения
• неореализм – направление в итальянском кино и литературе, сложившееся в период борьбы с фашизмом за свободу и демократию
представители – кино – Росселини фильм «Рим – открытый город»
• поп-арт (общедоступное искусство) – культивирует сочетание бытовых предметов в качестве произведений искусства.
• поп-музыка (общедоступная музыка) – основной принцип – создание стилевых стереотипов, обеспечивающих восприятие и коммерческий успех.
Рок-музыка, шлягер. Связана с системой музыкально – развлекательных услуг
• гиперреализм – использование фотографий, муляжей для создания иллюзии действительности
Постмодернизм – возник в 20 веке – эпохе постмодернизма
Постмодернизм – тип мировоззрения, где главными ценностями становится свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Направлено на отрицание всех норм и традиций – этических, эстетических. Методологических, отказ от авторитетов любого ранга, от государства до правил поведения людей
Постмодерн – это освобождение человека от воли Бога, диктата разума, время сводится к понятию «сейчас»
Основан на новизне, которая трактуется как вызов всему, главное – шокировать.
В эпоху постмодерна наиболее мощная рок-культура, определившая развитие культуры 2-й половины 20 века. Возникла в рамках массовой культуры, в основных мировоззрениях противостоит ей. Главное – «Я» человека, свобода личности, в творчестве обращение к мистической сущности, к истокам народного творчества.
Базовые понятия, лежащие в основе постмоденистского мышления и действия:
• парафизика
• дадаизм
• анархия
• случай
• ирония
• неопределенность.
В постмодернистской живописи, поэзии, театре предпочитаются т ценятся неясные формы, бессвязные намеки, стихийная страсть и свободная чувственность.
Постмодерн связан с демократией, когда разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, усредняются люди и возвышается массовая культура.
5. Коммерциализация всех сторон жизни (рыночные отношения)
6. Особенности религиозного мировоззрения (старые, новые)
уточнить на консультации
39. Модернизм и постмодернизм в культуре 20 века.
Модернизм (модерн) – совокупность эстетических школ и направлений, характеризующихся разрывом с прошлой действительностью, с предшествующими направлениями:
• символизм, — выражение посрелдством символов
• дадаизм случайные сочетания чего-либо
• сюрреализм (сверзреализм) – сновидения, инстинкты, галлюцинации
• кубизм, (минимализм)
• экспрессионизм – суъективный духовный мир человека
• абстракционизм – стихийность и бессознательность творчества
• футуризм – отрицание традиционной культуры, переплетение реальности и фантастики
• фовизм (дикий)
Главное – дать человеку расслабиться.
Модернизм – общее обозначение направления искусства и литературы конца 19 – 20века.
Модернизм – отход от реализма.
Постмодернизм – возник в 20 веке – эпохе постмодернизма
Постмодернизм – тип мировоззрения, где главными ценностями становится свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Направлено на отрицание всех норм и традиций – этических, эстетических. Методологических, отказ от авторитетов любого ранга, от государства до правил поведения людей
Постмодерн – это освобождение человека от воли Бога, диктата разума, время сводится к понятию «сейчас»
Основан на новизне, которая трактуется как вызов всему, главное – шокировать.
В эпоху постмодерна наиболее мощная рок-культура, определившая развитие культуры 2-й половины 20 века. Возникла в рамках массовой культуры, в основных мировоззрениях противостоит ей. Главное – «Я» человека, свобода личности, в творчестве обращение к мистической сущности, к истокам народного творчества.
Базовые понятия, лежащие в основе постмоденистского мышления и действия:
• парафизика
• дадаизм
• игра
• анархия
• случай
• ирония
• неопределенность.
В постмодернистской живописи, поэзии, театре предпочитаются т ценятся неясные формы, бессвязные намеки, стихийная страсть и свободная чувственность.
Постмодерн связан с демократией, когда разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, усредняются люди и возвышается массовая культура.
продолжение
–PAGE_BREAK–