Введение
Предмет теориигосударства и права — это общие закономерности возникновения, функционирования иразвития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы,институты. Предмет теории государства и права позволяет, во-первых, отграничитьгосударство и право от других общественных институтов и тем самым определить ихместо в системе социальных явлений, во-вторых, проникнуть вглубь государственно-правовойматерии. Теория государства и права имеет двуединый предмет — государство и право.Они тесно связаны, взаимообусловлены, не существуют одно без другого. Но государствои право имеете с тем относительно самостоятельны, имеют свои специфические закономерностивозникновения и развития. Государство немыслимо без права как средства решения государственныхзадач и выполнения фундаментальных своих функций. Без права государство существоватьи функционировать не может.
Актуальность изучаемойтемы состоит в том, что знание юристом теории государства раскрывает для него государственныемеханизмы, формулирующие и охраняющие право, позволяет эффективнее использоватьв своей работе государственные рычаги правового регулирования общественных отношений.
/>1. История и предпосылки возникновения теории государстваи права как науки
1.1Философия права
Удревних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальнойнауки – философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медицинойисследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущегоей мироощущения. Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройстваобщества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса,который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливомузакону.Так, древнегреческий мыслитель Демокрит (ок. 460–360 до н. э.) считал,что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления,и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству.
Современем в системе философских знаний обособляется философия права. Предметом еестановится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Философияправа является методологической базой юриспруденции.
Общаяфилософия и философия права соотносятся как часть и целое. Будучи составной частьюфилософии, философия права не отличается от целого ни по функциям, ни по методам.По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы,что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическаязадача философии права, как полагают многие ученые и практики, заключается в исследованииглобальных государственно-правовых категорий, лежащих в основе всех юридическихнаук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденциислужит право, которое представляет собой явление общественной, или государственной,жизни общества, поэтому его научное понятие может быть раскрыто только на фоне государства,которое, в свою очередь, предполагает понятие об обществе.Немецкий философГ. В. Ф. Гегель (1770–1831) не сомневался не только в том, что философия права –это наука, но и в том, что наука о праве – это философия.В противоположностьему русский юрист Н. М. Коркунов (1853–1904) выступал против сверхъюридической правовойнаучности, однако допускал использование словосочетания «философия права» для обозначениятех высших уровней теории права, на которых глобальные обобщения еще сохраняют осмысленнуюсвязь с правовым материалом.Популярностью пользуется также интерпретацияфилософии права как методологии и гносеологии юриспруденции.
Совторой половины XIX в. обозначилась тенденция сосредоточения под названием «философияправа» разнообразных фрагментов философских соображений и подходов, по тем либоиным мотивам импортируемых, а затем «легализуемых» в правоведении. Так, немецкийюрист Густав Гуго (1764–1844) утверждал, что не наука о праве есть часть философии,а философия права – часть юридических теоретизаций.
ДляРоссии 1970-1980-х гг. философско-правовое самосознание особенно ярко появилосьу правоведов: они принимали лишь такую философию права, которая «вырастает на фундаментевсего юридического знания».Современные отечественные трактовки философииправа можно свести к двум типам: юридическому и интегративному. В решениях первогорода, предлагающих различные версии философии как юриспруденции, игнорируется тотфакт, что основанные на юридической территории философские мысли либо «мумифицируются»,либо сами трансформируются в юриспруденцию, либо перерабатывают ее в философию,либо синтезируются в особый тип знания. Наиболее правдоподобной нам представляетсяинтегративная двухуровневая модель, предложенная в работах С. С. Алексеева и В.С. Нерсесянца. На первом уровне философия права выступает в качестве исконно философскойдисциплины, рассматривающей право под углом зрения универсальной философской системыили историко-философских разработок. На втором уровне она является интегрированнойфилософско-правовой областью знаний, «когда на основе определенной суммы философскихидей осуществляется научная проработка правового материала».Следовательно,философия права – это особая область двунаправленного движения к пункту конкретностиистины о праве: от философского всеобщего через правовое особенное и от правовогоособенного через философское всеобщее.До недавнего времени у российскихученых наибольшим авторитетом пользовалась интерпретация философии права как конституцииправопознания: «Философия права есть не что иное, как интеграция всей совокупностипринципов познания, выработанных ею самой, общей философией и комплексом юридическихнаук».В последние годы в отечественной литературе очевиден и закономеренперенос акцента с логики познания права на познание логики самого права. Философиюправа начинают характеризовать как науку о праве в человеческом бытии; ожидают отнее мировоззренческого, ценностного объяснения права, его смысла и предназначения,возвращаются к классическому положению, согласно которому «цель разума – истина,и философия права занята поисками истины о праве».Так мы подходим к современномупониманию объекта философско-правовых изысканий. На втором их уровне он обозначенкак «действительность в тех пределах, в которых существует право», Гегелевскаяфилософия права и государства – это философское учение об объективном духе, т. е.о сфере внешней объективизации свободы в виде форм права и государства. Право, поГегелю, есть наличное бытие свободной воли. Диалектика данной воли совпадает с философскимконструированием системы права как права царства реализованной воли. В гегелевскойфилософии права это понятие употребляется в следующих основных значениях: правокак свобода (идея права); право как определенная ступень и форма свободы (особоеправо); право как закон (позитивное право). Государство, по убеждению философа,«есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как явная, самой себеясная субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что оназнает и поскольку она это знает». Государство есть разумное в себе и для себя. Такимобразом, гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность,в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом,выступает как правовое.
Основополагающимпринципом воззрений другого немецкого философа, Иммануила Канта (1724–1804), являетсяутверждение о том, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютнойценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, пустьдаже благородных. Человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный отокружающей природы, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственногозакона. «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем ипринципом всеобщего законодательства», – советовал мыслитель. Иными словами, поступайтак, чтобы относиться к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого какк цели – и никогда только как к средству.
Совокупностьусловий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективногообщего закона свободы, Кант называет правом. Из такого понимания явствует, что правопризвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческиепоступки. Что же касается отношения к государству, то мыслитель связывает необходимостьгосударства – объединения множества людей, подчиненных правовым законам, – исключительнос категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Подблагом государства он понимает состояние наибольшей согласованности конституциис принципами права.
Вроссийской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимаетсявыработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современномразвитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерностикаждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических дисциплин, охватывающихпрактически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Поэтомуфункции философии права возлагаются на теорию права, которая концентрирует вниманиена исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни.
Проблемавзаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороныокружающего мира, чрезвычайно актуальна с точки зрения общего оздоровления реальнойобщественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека. Философия как«наука наук» – в представлениях Аристотеля, Канта, Гегеля – может быть таковой лишьна основе интеграции всех современных знаний о природе, человеке, мышлении, обществе.Выявление закономерностей мироздания осуществляется на базе обобщения отдельныхнаучных знаний, и в частности науки о государстве и праве, которая придает ему юридическуюзначимость. Как в философии, так и в любой другой науке существует специализация– относительное обособление знаний определенной части дисциплины, которая имеетсамостоятельную жизнь. Однако вне системных связей с мировоззренческой основой неможет быть ни философа, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.
Юриспруденцияи в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способнали философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматьсяпрактическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкойметодологии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки? Всовременных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничествас общей теорией права. Углублять, интегрировать, развивать, конкретизировать философскиеосновы общей теории государства и права – объективная потребность общественной жизни.Игнорировать теорию государства и права как общетеоретическую науку невозможно хотябы из практических соображений. В то же время современная российская философия праванепоследовательна и противоречива, пестрит расхождением мнений практически по всемвопросам, включая предмет и природу самой дисциплины.
Итак,дисциплина «Философия права» посвящена, во-первых, подробному изучению основныхфилософских правовых учений великих мыслителей от Античности до наших дней и, во-вторых,анализу оснований юриспруденции как отдельной науки, ее смысла, значения и основополагающихпринципов. Это определяет важное место курса в учебном процессе, поскольку, дополняятакие дисциплины, как «Всеобщая история государства и права», «История политическихи правовых учений», «История государства и права в России», «Римское право», «Теориягосударства и права», она позволяет сформировать целостное представление о теоретическойюриспруденции и выработать у студентов сознательную гражданскую позицию.
1.2Политология права
Современноегосударство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основномчерез систему правовых норм.
Политика– это многообразное и универсальное явление, в котором концентрируются все основныестороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная.Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества: в них государствоопределяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политическойсистемы общества.
Втеоретическом и практическом отношении между политикой и правом не всегда обнаруживаютсяединство и плодотворное взаимодействие. Государственная политика лишь тогда можетсчитаться демократической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизньобъективные потребности общественного развития. Следовательно, политология правапо своему существу не может быть не чем иным, как объективированным выражением идейсправедливости, законности, гуманизма, равенства всех людей перед законом.
Искусствополитологов права состоит в том, чтобы отобрать, систематизировать, представитьточные научные данные о государственно-правовой действительности и перспективахее развития. Политология права должна также всемерно отражать разнообразные идеи,научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосударственныхполитических организаций, что нередко вносит существенные коррективы в государственно-правовуюполитику.
1.3Энциклопедия права
Подобнойнауки в реальной жизни не существует, хотя под таким названием издано немало произведенийпо общетеоретическим проблемам государства и права. В действительности энциклопедияправа кратко освещает весь круг правовых наук, не анализируя их внутреннее единство.
Энциклопедическиевзгляды на государство и право складывались под влиянием философских воззрений немецкихученых Г. В. Ф. Гегеля, И. Г. Фихте Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814)– один из главных представителей немецкой классической философии. В основании еготеории лежит философская доктрина «наукоучения» (Wissenschaftslehre). Для Фихтефундаментальной философской данностью является этическая («практическая») творческаядеятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность– мир объектов, «не-Я». Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания«Я» в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем. Немецкийфилософ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775–1854), отталкиваясь от идей И. Г. Фихте,развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма,бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней, характеризующейсяполярностью, динамическим единством противоположностей. Одним из первых вРоссии профессоров юридической энциклопедии был юрист, правовед немецкого происхожденияФ. Г. Баузе (1752–1812). Первым печатным курсом энциклопедии является сочинениерусского юриста П. И. Дегая «Пособия и правила изучения российских законов, илиМатериалы к энциклопедии, методологии и истории российского права» (1831), в которомизложены общие воззрения автора на задачи правоведения. Большое научное значениев свое время имел труд русского историка, последователя Гегеля, К. А. Неволина (1806–1855),названный им «Энциклопедия законоведения» (Киев, 1839–1840). Эта работа содержитфилософское введение, где объясняются понятие права, история философии законоведенияи история положительного законоведения. Сочинение Н. Ф. Рождественского «Энциклопедиязаконоведения» (Санкт-Петербург, 1863) отличается догматическим характером; оновключает философское введение в духе учения Фихте и обозрение содержания отдельныхюридических наук. Позднее русские юристы отожествляли энциклопедию права с его общейтеорией. Так, труды М. Н. Капустина «Юридическая догматика» (1868), Н. К. Ренненкампфа«Очерки юридической энциклопедии» (1880) и «Курс юридической энциклопедии» (2-еизд., Киев, 1898) излагают только общее учение о праве. С философской точки зренияони имеют эклектический характер. Наиболее влиятельным профессором энциклопедииправа был российский правовед, историк философии и педагог П. Г. Редкин, которыйстремился поставить свою науку в живое соприкосновение с современностью; он издалсемь выпусков «Из лекций по философии права» (1889–1891).
Самостоятельнымиисследователями в области общего учения о праве являются Н. М. Коркунов (1853–1904)и С. А. Муромцев (1850–1910). Первый написал «Энциклопедию права» (1883) и «Лекциипо общей теории права» (1898); второй – «Определение и основное разделение права»(1879), «Учение немецких юристов об образовании права» (1886) и др. Оба они в изученииправа отводили значительное место историко-социологическим элементам.
Рядблестящих страниц по общим вопросам права содержится во введении к лекциям по гражданскомуправу Н. Л. Дювернуа (Санкт-Петербург, 1889), являющегося противником иеринговскойтеории права.Немецкий юрист Рудольф фон Иеринг (1818–1892)трактовал право как юридически защищенный практический интерес. Учение Иеринга оказаловлияние на формирование ряда правовых доктрин XX в.: юриспруденция интересов в Германии,юридический прагматизм в США и т. д. Антагонистом иерин-говских воззренийвыступил также С. В. Пахман в своей речи «О современном движении в науке права»(Санкт-Петербург, 1882), на которую С. А. Муромцев ответил этюдом «Что такое догмаправа?». Эта полемика обратила на себя внимание за границей.
В«Очерках энциклопедии права» П. Деларова (1878, не окончено) право рассматриваетсякак один из элементов общественной жизни, а статья профессора Н. А. Зверева «Энциклопедияправа в ряду юридических наук», опубликованная в «Юридическом вестнике» за 1880г., в противоположность господствующему среди русских юристов мнению проводит мысльо необходимости сохранить различие между философией и энциклопедией права. Как видим,на фоне столь различных философских воззрений создание цельной науки, которая охватывалабы всю совокупность юридических знаний, оказалось в тот период невозможным. В последующемрусская юридическая мысль пришла к однозначному выводу о том, что энциклопедия правакак наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета,ни метода исследования, т. е. того, что присуще любой науке.
Конечно,энциклопедия права не может быть признана наукой в ее современном понимании, однакоэнциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридическихпонятий, информацию о действующем законодательстве, весьма полезны и необходимыдля всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования. Общие первичные знанияо государстве и праве нужны в том числе и будущим юристам.
Такимобразом, энциклопедия права, которую стали преподавать в Московском университетееще в конце XVIII в., ныне трансформировалась в учебную дисциплину под названием«Введение в юридическую специальность».Она изучается во многих юридическихучебных заведениях страны.
1.4Общая теория права
Научно-педагогическоепроизведение российского религиозного философа и правоведа князя Е. Н. Трубецкого(1863–1920) «Лекции по энциклопедии права» представляют цельную и весьма интереснуюдля современной юридической науки систему взглядов на право и государство. Это ужетеория, а не энциклопедия юриспруденции.
Общаятеория права как наука сформировалась в России в трудах Ю. С. Гамбарова, В. М. Гессена,Б. А. Кистяковско-го, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражиц-кого,В. П. Сергеевича, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и др. Русскиеавторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов,социологов, политологов (В. Виндельбанда, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Еллинека, Р. Иеринга,И. Канта, А. Лас-сона, Г. Майера, К. Стенберга, Ф. Шеллинга, Ф. Ю. Шталя, Р. Штаммлера,А. Шютце), создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и правеприменительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводыпредставителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.Русская юридическая наука конца XIX – начала XX в. сочетала в себе самые разнообразныеобщетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистические,социологические, нормативистские, психологические. При всем разнообразии научныеработы (монографии, учебники, пособия, статьи) русских юристов отличаются фундаментальностью,убедительностью, стройностью и логичностью. Разночтения в общетеоретических взглядахна государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу,и по формальным признакам. Они едины в главном: и государство, и право – это социальныеинструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Учебники,изданные в нашей стране в советский период, как правило, назывались «Теория государстваи права». По мнению авторов данного учебника, такое название необходимо сохранить.В наше время дискуссии о том, что первично – государство или право, – не имеют подсобой ни научной, ни практической почвы. Ведь очевидно, что право как явление общественнойжизни, мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях сформировалосьгораздо раньше, чем государство. С возникновением государства право приобретаетлишь новое качество: оно становится правом, охраняемым государством, его принудительнойсилой; приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.Государство и право трактуются ныне как важнейшие элементы цивилизации; ценности,благодаря которым становятся возможными прогрессивное развитие общества и созданиенового мирового порядка на основе общепризнанных принципов и норм.
Изучениетеории государства и права на базе данного учебника направлено на усвоение комплексаобщетеоретических знаний о государственно-правовых явлениях; получение представленийоб основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; определениезначения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности; развитиеи закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокогопрофессионализма, чувства законности и справедливости; уяснение основных принциповправа, умения правильно толковать и применять его.
2.Развитие науки теории государства и права
2.1Вехи развития науки теории государства и права
Теориягосударства и права в российской высшей школе до последнего времени читается какединая учебная дисциплина. Главная причина этого — неразрывная связь и взаимозависимостьгосударства и права в реальной действительности и отсутствие другой науки, котораябы их отражала, изучала и обобщала. Вместе с тем государство и право достаточноавтономны, и в системе юридических наук они были представлены и как объекты двухотносительно самостоятельных теорий.
Следуеттакже отметить, что государство и право являются не только юридическими, но и социальнымифеноменами. Это объекты изучения и политической науки, и социологии, и экономическойтеории, и философии. В связи с этим ограничить изложение чисто юридическими вопросамиочень трудно.
Несколькослов об истории развития самой теории государства и права. Прямыми предшественникамитеории государства и права как науки и учебной дисциплины были философия и энциклопедияправа. Возникновение науки о государстве и праве под названием общая теория праваотносится к двадцатым годам XIX в. Именно тогда немецкий ученый Фальк предложилзаменить философию права об щей теорией права. Основоположником этой юридическойнауки считается английский юрист Д. Остин, издавший в 1832 г. цикл своих лекцийпод названием «О предмете науки права». В начале 60-х гг. XIX в. вышел его итоговыйтруд «Лекции о юриспруденции или философии положительного права».
Д.Остин полагал, что в системе юридических наук должно существовать общее правоведение,ставящее своей за дачей исследование понятий, лежащих в основе позитивно го праваразличных государств.
В70-х гг. XIX в. эту линию продолжил немецкий юрист А. Меркель. Обосновывая необходимостьзамены теории естественного права общей теорией права, он по-новому определил исходныеначала новой науки. Нужна специальная наука, которая бы свела воедино и систематизировалаобщие части всех юридических наук. Такой наукой и должна стать общая теория права,имеющая своим объектом исключительно положительное право.
Ковторой половине XIX в. относится и возникновение отечественной теории государстваи права, когда общее учение о праве сначала излагается М.Н. Капустиным в сочинении«Теория права. Общая догматика» (1868), а затем и Н.М. Коркуновым в «Лекциях пообщей теории права» (1886).
Именнов книге Н.М. Коркунова, переиздававшейся в нашей стране до 1924 г., нашли отражениене только проблемы права, но и государства. В сущности, «Лекции» — это первый отечественныйучебник по теории государства и права, в котором в систематизированном виде изложеныосновные положения общетеоретической государственно-правовой науки, во многом сохранившиесвое значение до настоящего времени.
Н.М.Коркунов пришел к выводу о том, что философия права и энциклопедия права утрачиваютсамостоятельное значение и являются подготовительными стадиями к образованию однойобобщающей дисциплины — общей теории права.
Ещеболее «современным» оказался курс Г.Ф. Шершеневича «Общая теория права». Согласномнению, бытовавшему в 40—50-х гг. XX в., советский курс теории государства и правабыл не чем иным, как курсом Г.Ф. Шершеневича, лишь слегка «причесанным» под марксизм.
Сходствотрактовок основных вопросов теории государства и права, данных Г.Ф Шершеневичеми советскими авторами, были обусловлены общим для них пониманием права как закона.Правда, в советской юридической литературе утвердился тезис о том, что право и государствоподчинены классовым интересам, и по мере того, как классовое деление общества утрачиваетсмысл, государство и право будут отмирать. Однако классовый подход не менял сутипозитивистских трактовок права.
Сведениеправа к позитивистскому закону освобождало юристов в СССР от обязанности изучатьсвязи и зависимости права, лежащие за пределами действующего законодательства. Сказанное,однако, не умаляет заслуг советских теоретиков права в разработке и углублении проблемсистемы права, законодательной техники, систематизации законодательства, правоотношений,правоприменения, законности и правопорядка, понятий правонарушения и юридическойответственности.
Кконцу советского периода в России сложилась целая плеяда видных юристов, теоретиковгосударства и права. Следует назвать такие имена, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев,П.П. Баранов, С.Н. Братусь, А.Б. Венгеров, Д.А. Керимов, В.Н. Карташов, В.Н. Кудрявцев,В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, О.В. Мартышин,Л.А. Морозова, B.C. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, М.М. Рассолов, А.Х. Саидов,В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин, В.А. Четвернин, Д.Ю. Шапсугов, Б.С. Эбзеев,Л.С. Явич.
Развитиемих основных идей является концепция, исходящая из того, что эволюция общества ивсех его институтов, включая государство и право, — это естественноисторическийпроцесс, протекающий по объективным законам.
2.2Развитие теоретической науки о государстве и праве
Историческоеразвитие любой науки, включая теорию государства и права, связано с усложнением,увеличением масштаба задач, которые жизнь ставит перед данной наукой. Такое положениеприобретает особую остроту в переломные периоды развития общества, государства.Зачастую от академических трудов по теории права и государства требуют немедленногодейственного эффекта, радикального улучшения в области правового регулирования илирешительного поворота в борьбе с преступностью.
Фундаментальныедисциплины, конструирующие теоретико-познавательные модели действительных процессов,на самом деле являются абстрактными, но не оторванными от жизни. Рыночная реформа,новые факторы социального динамизма ставят на повестку дня проблемы, ранее неизвестныеюридической науке. Общественная практика предъявляет повышенные требования к качествуи обоснованности академических разработок. Юридические исследования, выполненныев рамках отраслей прикладного, описательного, эмпирического характера, не в состояниив полной мере удовлетворить запросы социально-экономического и политического развития,поиска выхода из затянувшегося кризиса, решения национальных, этнических, региональныхконфликтов. Жизнь заставляет юридическую науку все в большей мере обращаться к исследованиюфундаментальных проблем, на основе которых и появляются возможности удовлетворениярастущих общественных потребностей. К этому следует добавить, что теория государстваи права в силу особенностей своего предмета включает в себя и мировоззренческиеаспекты государственно-правовой реальности. Мировоззренческий характер науки «выталкивает»юриста-теоретика в реальную жизнь, заставляет занять ту или иную социальную позициюв решении практических вопросов, отстаивать индивидуальные, групповые или общегосударственныеинтересы.
2.3Функции теории государства и права
Развитиетеории государства и права не только обусловлено стоящими перед ней задачами, нои связано с выполняемыми ею функциями. Перечислим их.
Гносеологическаяфункция (от греч. gnosis – познание и logos – слово, учение; теория познания). Этафункция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизниобщества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовуюнадстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет закономерности,лежащие в основе данных процессов, определяет их сущность и содержание.Онтологическаяфункция (от греч. on, род. п. ontos – сущее и logos – слово, учение; учение о бытии).Термин «онтология» был введен немецким философом Р. Гоклениусом в 1613 г. Даннаяфункция заключается в нахождении и исследовании материала о государственно-правовыхявлениях, его систематизации и анализе.
Эвристическаяфункция (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю). Она связана с развитием науки.Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностейгосударственно-правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей,уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открываетновые закономерности государственно-правовой жизни общества, учитывает динамикуее развития.
Методологическаяфункция (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение). Как фундаментальнаянаука теория права и государства выполняет данную функцию в отношении отраслевыхи специальных юридических дисциплин. Это способ исследования правовых и государственныхявлений, планомерный путь научного познания и установления истины. Понятия и концепциятеории государства и права заимствуются отраслевыми и специальными юридическиминауками.
Организаторская,или практически-организаторская, функция теории государства и права связана с заинтересованностьююриста любого направления в осуществлении на практике тех или иных теоретико-познавательныхмоделей, в разработке которых он принимал участие. Юридическая наука еще далекаот того, чтобы охватить своим вниманием все процессы и явления современного мира,требующие соответствующего реагирования. Практически-организаторская сторона общейтеории должна проявляться в поиске решений и подходов к массе насущных проблем,с которыми столкнулись различные государства на рубеже XX–XXI вв. Необходимы вариантынаучно обоснованных решений, но теория государства и права занимается не сиюминутнымипроблемами, а пытается предвидеть их появление.
Прогностическаяфункция (от греч. prognosis – предвидение, предсказание), именуемая также социальнойили прикладной, призвана определить, что произойдет с тем или иным явлением в будущем,как оно трансформируется, какое воздействие будет оказывать на другие социальныеявления. Таким образом, теория государства и права не только устанавливает реальностьновых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемыхею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства иправа на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинностьвыдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. Степень сделанных прогнозов во многомзависит от широты социально-экономического, идейно-политического и культурно-целостноговидения государственно-правовой сферы в ее единстве, от использования данных всехнаук.
Идеологическаяфункция (от греч. idea – понятие, представление и logos – слово, учение). Под идеологиейпонимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетическихи философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людейк действительности. Таким образом, данная функция есть лишь признание того факта,что государство и право играют значительную роль в социально-политической жизнистраны, в ее культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическаяфункция признает растущую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектовправовой жизни и сознательного выбора ими своего поведения, осознания своих субъективныхправ и обязанностей, а также правового статуса.
Такимобразом, теория государства и права имеет самостоятельные направления в исследовательскойдеятельности. Выполняя указанные функции применительно к предмету исследования,теория государства и права опирается на собственные результаты и данные других юридическихнаук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляютсяв форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинныеи функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерностиих развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
Успешноеразвитие теоретической науки о государстве и праве предполагает тесную связь всехфункций между собой, ибо открытия и прогнозы могут основываться только на практике,а она невозможна без надлежащей реализации онтологической и методологической функций,которые, в свою очередь, без учета политической и идеологической функций, не могутдостичь своих целей.
3.Современное состояние науки теории государства и права
3.1Общая характеристика современной теории государства и права
Универсальноезначение теории государства и права заключено в той сумме объективных значений,которыми она обладает на основе последовательного выявления, исследования и обобщенияважнейших закономерностей государственно-правовой реальности мира. Однако теориягосударства и права не столько владеет этим огромным арсеналом юридических знаний,монопольно заключая их в собственном информационном «сейфе», сколько щедро делитсяими с другими науками, изучающими определенные стороны государственных и правовыхявлений.
Непосредственнов юриспруденции находят свое закрепление значительное число юридических наук, каждойиз которой от ведено достойное ее ранжира место. Их располагают в соответствии спредметом изучения, особенностями, характерными чертами и качествами. Таким образом,юридическая наука в целом представляет собой систему следующих отраслей и разновидностей:
а)базовая, общетеоретическая наука,которая и является теорией государстваи права;
б)историко-правовые науки,к которым следует отнести историю правовыхучений, историю государства и права зарубежных стран, историю национального государстваи права, римское право;
в)отраслевые правовые науки,которых объединяют по принадлежности котраслевым семьям (публичное, частное и смешанное право; материальное и процессуальноеправо);
г)компаративистские юридические науки,обращающиеся на основе сопоставленияк государству и праву различных стран (конституционное право зарубежных стран, сравнительноеуголовное право, сравнительная теория закона и т. п.);
д)специальные (прикладные) правовые науки,основанные на использованииданных отраслевых и иных, в том числе неюридических наук (среди них, в частности,прикладные науки, конкретизирующие такие ведущие отрасли права, как уголовное правои уголовный процесс: криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психологияи т. п.);
е)науки международного права, в силу особенностей пред мета регулирования имеющиесобственную систему отраслей (основные из них: международное публичное право и международноечастное право).
Приведеннаяградация системы юридических наук, объединенных объектом познания и регулирования,свидетельствует об особой роли теории государства и права, обладающей в силу этогои специфическим предметомизучения. Последний определяется тем, что непосредственноизучает данная общетеоретическая юридическая дисциплина, какие процессы и явлениягосударственно-правовой жизни охватывает.
Складывающаясяна протяжении долгих столетий базовая наука юриспруденции обращалась и обращается,прежде всего, к самому существенному в государстве и праве:
— к проблемам, связанным с образованием государства и права, процессам правового оформлениягосударственности и государственной закрепленности права, проявлениям их дальнейшей взаимосвязи;
— к вопросам, характеризующим государство в совокупности его признаков, сходства иразличия с иными государственными образованиями, единства и несовпадения функцийи форм устройства, в его связях с политической системой и гражданским обществом;
— к тенденциям, определяющим сущность права и правопонимание, место права в системесоциальных норм, его идеалы и на правления воздействия на общественные процессы,пути формирования и формы внешнего выражения и закрепления, внутреннее строениеи принципы построения в определенные системы;
— к проблемам, связанным с осуществлением права в реальной жизни, с социально-юридическимисвязями, поведением и ответственностью в правовой сфере.
Исследуяи познавая самые различные стороны и процессы, связанные с государством и правом,общетеоретическая юридическая наука вырабатывает понятия и категории, которые становятсяруководящими началами как для юриспруденции в целом, так и для иных юридическихнаук. Все науки о государстве и праве оперируют понятиями, в общем адекватно (различияфиксируются в правовых учениях и доктринах) трактующими самую суть государства иправа, их основные признаки и институты, важнейшие проявления в процессе социально-юридическогоосвоения окружающей действительности.
Приведенныйперечень проблем является далеко не исчерпывающим, поскольку в поле зрения базовойтеоретической науки находятся и иные стороны и процессы, связанные с государствоми правом. Обобщая изложенное, возможно отнести к государства и правапредмету теорииследующие составляющие:
а)самые общие закономерностизарождения, развития и функционированиягосударства и права как единых и целостных явлений;
б)основные процессысовременного проявления государства и права в реальнойжизни;
в)понятийно-категориальный аппаратюридической науки в целом, т. е.совокупность понятий, представляющих общий интерес для всех наук о государстве иправе;
г)юридическую (правотворческую) техникукак искусство и систему принципови правил оформления правового материала.
Причемпредлагаемые общетеоретической наукой основные юридические понятия и категории,принципы и определения, носят, на что специально обращается внимание в современнойтеории государства и права, идеальный характер, который в действительностинаправлен на государство и право как на достижение мировой цивилизации. Абстрактновыведенные государство и право являются не отпечатком развития конкретно взятойстраны или сходной правовой семьи, они отражают юридический опыт, при надлежащийвсему человеческому сообществу.
Этопозволяет базовой теории дистанцироваться от специфических процессов становленияи проявления государства и права, однако она отнюдь не игнорирует такие и им подобныеособенности. И поэтому вряд ли можно разделить мнение об отстраненности общей теорииот рассмотрения конкретных отличий между государственными и правовыми явлениямиразличных государств. Так, высказывается мнение о том, что в задачу теории не входитописание специфики государства и права в отдельной стране, что она не занимаетсястрановедением. Либо обосновывается существование общей теории государства и права,предметом которой должны быть закономерности развития государственных и правовыхявлений вообще, и специальной теории государства и права, ставящей целью изучениенационального государства и права, в частности, отечественной теории государстваи права.
Вэтой связи целесообразно вновь подчеркнуть существование единой общетеоретическойюридической науки, которая, конечно же, не может не фиксировать в своих анналахособенности как той страны, в которой она формируется в качестве научной и учебнойдисциплины, так и специфические черты определенного региона, организационно объединенногов соответствующую группу правовых семей. В то же время важно отметить, что она представляетсобой совокупность общих закономерностей проявления государства и права.
Всовременном мире насчитывается почти 200 государств со своими собственными, подчасвесьма своеобразными, правовыми системами. Национальные юридические науки не могутне отражать реальности бытия того конкретного государства и права, в котором онивзрастают и «оперяются», и потому в действительности найти кристально очищеннуюот «страноведческих примесей» теорию государства и права практически не возможно.Важнее другое: в новое тысячелетие она должна входить как действительно фундаментальнаяюридическая наука,повсеместно снимающая с себя налеты идеологическихдогм и политизированных установок. Именно на таком основании возможно вести речьоб общей теоретической научной дисциплине о государстве и праве, которая, несмотряна различия отдельных государств в юридической действительности, формах правленияи территориального устройства, источниках права и процессе их практической реализации,носит универсальный характер для большинства стран с демократическими режимами осуществлениявласти.
Неменее важным представляется вопрос о структуре теории государства и права,ее содержании. Вряд ли стоит оспаривать, что в рамках единой общетеоретическойюридической науки существуют два важнейших ее компонента, которые в реальной жизнивесьма тесно переплетены: теория государства,заключающая в себе важнейшиезакономерности формирования, развития и функционирования государства, и теория права,включающая общие и специфические закономерности познания социально-правовойреальности. Между ними множество неразрывных связей, поскольку государство и правов действительности весьма тесно соприкасаются, тем не менее представляя собой различныеявления жизни, которые познаются как в рамках общего процесса, так и в отдельности.
Всвою очередь, каждая из составляющих единую теорию государства и права содержитряд специфических систем знаний, сформированных на основе изучения определенныхсфер проявления государства и права.
Так,в теории государстваобъединяются:
а)юридическое государствоведение, которое вбирает в себя комплекс общихгосударствоведческих проблем, рассматриваемых через призму юридических подходовк сути и назначению государства, его признакам и функциям, соотношению с иными социальнымиинститутами и явлениями, формами выражения и т. п.;
б)политологическое государствоведение, в предмет которого входят выявлениеобщего и особенного в политических ре жимах различных государств, изучение проблемосуществления принципа разделения властей и соотношения государственной и политическойвласти, исследование роли и места государства в политической системе общества, взаимосвязейгосударства и гражданского общества и т. д.;
в)сравнительное государствоведение, предполагающее ис следование моделей государственностии различных институтов государств с учетом их типологии и форм (правления и государственногоустройства, в их числе), выделяемых в зависимости от способов организации, устройстваи функционирования государственной власти на основе мирового опыта.
Втеории правапредставляется возможным выделить:
а)философию правакак науку, познающую суть права, его смысл и социальнуюценность, содержащую философско-правовые учения, которые имеют методологическоезначение для общетеоретической юридической науки;
б)юридическую догматикукак науку, вырабатывающую общеправовые понятияна основе познания права в качестве специфической формы общественных отношений,науку о том, каково действующее в данном обществе официальное право, что оно естьс точки зрения должного, а не сущего;
в)социологию права, имеющую предметом изучения права сущего, т.е. процессовего фактического функционирования в обществе, исследования общих социальных закономерностей,обусловливающих действие права, и механизмов взаимодействия права и общества;
г)сравнительное правоведение,изучающее общие и специфические закономерностив праве различных государств и юридических семей путем сопоставления определенныхаспектов правовых систем и их проявления в целом.
Структуратеории государства и права не ограничивается приведенным списком. Так, в литературеуказывается на возможность включения в содержание академической юридической дисциплинытаких составляющих элементов, как политическая компаративистика, политология права,психология права, этнология права, юридическая деонтология, антропология права (юридическаяантропология) и др.
Неисключается, что в обозримом будущем в качестве компонентов теории государства итеории права появятся другие частные дисциплины, которые будут представлять собойсистемы знаний, отражающие иные спектры и стороны взаимосвязи государства и права,их взаимодействия с личностью и обществом.
Определенныеструктурные элементы базовой юридической науки могут быть рассмотрены (и нередкорассматриваются) как прикладные дисциплины других общественных наук и в то же времякак самостоятельные научные направления, имеющие собственный предмет исследованияи специфический категориальный аппарат.
Вчастности, сравнительное государствоведениепризнается не только каквспомогательная прикладная наука в рамках теории государства и права, но и как создаваемоеколлективными усилиями специалистов ряда отраслей знания «новое направление в исследованиигосударственности».
Асовременная политология как наука о политике во всех ее проявлениях традиционноотводит ведущее место в учении о политических институтах политологическому государствоведению,т. е. исследованиям государства как ядра политической организации общества,анализу его сущности, причин возникновения, современного устройства и типологии,возможных путей дальнейшего развития и проявления публичной власти и ее правовогооформления.
Продолжаетоставаться дискуссионным как в философской, так и в юридической науке вопрос о соотношениифилософии и теории права. Помимо признания существования философии правакаксоставной части теории права, специализирующейся на проблемах юридической мыслии методологии юридической науки в целом, отстаиваются взгляды на философию правакак части общей философии, распространяющей свои исследования на правовую проблематику.А также акцентируются ее самостоятельные функции как особого направления исследованияна стыке правоведения и философии.
Стольже полифонично расцениваются значения современной социологии права, котораяв специальных исследованиях представлена как наряду с теорией права, так и «внутри»ее в качестве вспомогательной дисциплины; также отстаивается ее место в рамках общейсоциологической науки или же социология права признается новым научным направлением,которое рассматривает правовую систему в связи с жизнью, социальной практикой.
Внастоящее время сравнительное правоведениевсе чаще заявляет о себе не толькокак составная часть теории права или метод социально-правового показания реальности,но и как научная дисциплина в целом, и как практическая юридическая компаративистика.Сравнительное правоведение как наука представляет собой совокупность знаний, дающихвозможность, сопоставляя различные правовые системы, получить поливекторную картинусовременной юридической реальности, увидеть и проанализировать то правовое многообразие,которое как отличает, так и сближает страны и регионы. Нахождение государств в мировомюридическом сообществе вызывает актуальную необходимость исследований общего и особенногов правовых процессах стран, вступивших в новое тысячелетие, попыток преодоленияразличий, которые препятствуют сходному правовому регулированию, и в то же времяпоисков путей сохранения национально-специфического в собственном законодательстве.
Внутренняядифференцированность теории государства и права, включение в нее целого ряда болеечастных дисциплин, изучение собственно «ее» проблем другими науками служат общемуделу — обогащению знаний о предмете базовой юридической науки и расширению системыконцептуальных подходов к анализу 1й объяснению государства и права, форм и способових познания.
3.2 Современное состояние и перспективыразвития теории государства и права
Теория права и государстваи история права и государства изучают одни и те же объекты (право и государство),но предметы исследования в этих объектах у них разные: если задача истории — в хронологическомпорядке и во всей полноте конкретики реконструировать процессы, происходящие с правоми государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерностиэтих процессов, очищенные от наслоений случайных исторических фактов. Вместе с темименно историческая наука дает теории права и государства материал для обобщений.
Теория права и государстваи политическая наука (политология) контактируют по поводу, прежде всего, государства.Разница в их подходах к этому объекту состоит в том, что теория изучает государствов основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм и т. п.), а политологиярассматривает его как элемент политической системы общества. Вместе с тем оба этиподхода взаимно обогащают друг друга. Кроме того, в рамках политической науки разрабатываютсявесьма важные как для теории государства, так и для теории права вопросы политическойвласти.
Серьезное значение для теорииправа и государства имеют ее связи с экономической теорией. Без анализа экономическойструктуры общества, материальных факторов понять природу права и государства невозможно.В этом марксистская теория, безусловно, права.
Интересный материал дают теорииправа и государства археология и этнография.
Развитиетеории государства и права необходимо и для того, чтобы совершенствовать правовоймеханизм государства с учетом мирового опыта, накопленного в области государствоведения;совершенствовать практическое законодательство, с тем, чтобы оно соответствовалоуровню демократического правового государства; создать подлинно самостоятельнуюветвь судебной власти, способной решать юридические дела на основе справедливости;справедливости такой ветви исполнительной власти, которая функционировала бы толькона основе законов и стала бы эффективным инструментом исполнения и обеспечения соблюдениязаконов; организовать правопросветительскую работы со всем населением в целях обученияграждан свободно пользоваться своими правами и защищать свои интересы.
Заключение
Теориягосударства и права стоит особняком в общей системе юридических наук. Она не изучаетправовые системы отдельных государств, те или иные части (отрасли, институты) праваодной или нескольких стран.
На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивыеи глубокие изменения и преобразования. Сказанное относится прежде всего к бывшимсоциалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночнойэкономике, где постепенно формируются гражданское общество и правовое государство.Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлениии правовом регулировании.
Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктамисобственной жизнедеятельности, с результатами проведения перестройки и реформ. Широкоеиспользование в проводимых преобразованиях метода «проб и ошибок», бездумноезаимствование иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций,социально-культурного наследия и национальных интересов, радикализм и самонадеянностьреформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонниминегативными последствиями, поставившими под сомнение и перестройку, и реформы. Преодолетьнарастание деструктивных процессов можно путем соединения стратегии И тактики реформс наукой, с научным и ответственным государственным управлением и правовым регулированием.
В наше время теория государства и права становится более демократичной,чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, иновейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большеевнимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовомуи политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятиемидей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современногоучения о государстве и праве.
Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статуснауки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знанийоб определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов,приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включаетв себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всюсумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видовдеятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующейсфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.
Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновлениеи углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познатьустойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческоедвижение.
Список использованной литературы
1. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права. – М.,2001
2. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова.- Изд. 3-е, перераб.и доп. – М., 2008
3. Нарсесянц В. С.Общая теория права и государства: учебник для ВУЗов.-М., 2001
4. Теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003
5. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.,2002
6. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2004