КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по психологии развития ивозрастной психологии
на тему:
«ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Введение
Многочисленныефакты, полученные в исследованиях, показывают, что жизнь младенца целикомзависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка:кормит, купает, переворачивает его. Взрослый удовлетворяет и потребностьребенка в активной психической жизни: младенец заметно оживляется, когда егоберут на руки. Перемещаясь в пространстве с помощью взрослого, ребенок имеетвозможность видеть большее количество предметов, прослеживать их смещениеотносительно друг друга, что формирует его сенсорный опыт. От взрослого исходяттакже слуховые и осязательные впечатления.
Взрослыйвыступает для ребенка в качестве посредника в общении ребенка с предметныммиром. Часто ребенок начинает манипулировать предметом в присутствии взрослого,но у него пропадает интерес к предмету, когда взрослого нет рядом. Основнойформой общения ребенка с взрослым постепенно становится совместнаядеятельность, когда активность ребенка стимулируется действиями взрослого икогда ребенок призывает взрослого к совместным действиям.
С понятием общениеу нас связано представление о беседе, установлении взаимопонимания в процессеразговора. В данном случае речь, конечно, пойдет не об этом. В раннем детскомвозрасте преобладает предметное общение.
Развитиепредметной деятельности ребенка связано с овладением теми способами обращения спредметами, которые выработаны обществом. Ребенок научается от взрослыхориентироваться на постоянное значение предметов, которое закрепленочеловеческой деятельностью. Предметный мир, окружающий ребенка, – мебель,одежда, посуда, игрушки – это предметы, которые имеют определенное назначение вжизни людей. Значение вещей и постигает ребенок в раннем детстве непосредственночерез предметные игры. (2; 136)
1. Характеристика раннего детского возраста
Психологивыделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет: младенчество(от 0 до 1 года); раннее детство (от 1 года до 3 лет) и дошкольное детство (от3 до 7 лет).
Качественныепреобразования, которые претерпевает психика ребенка за первые три года, весьмазначительны. Поэтому многие психологи, размышлявшие о том, где же середина путиразвития человека от момента рождения до зрелого возраста, отнесли ее к тремгодам.
Трехлетниймалыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение сокружающими его людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения,но и элементарными формами поведения. Ребенок трех лет достаточно активен,понятен окружающим, самостоятелен.
Развитиепсихики ребенка от года до трех лет зависит от ряда факторов:
1. Овладениепрямой походкой.
2. Развитиепредметных действий.
3. Развитиеречи ребенка.
Все трифактора взаимосвязаны между собой и без помощи взрослого теоретическиневозможны. Это доказывают ряд случаев, когда детей вскармливали животные. Еслитакие дети снова попадали к людям – они не умели ни ходить, ни говорить, нимыслить. И более того, они так и не становились людьми. Человеческая психика невозникает без человеческих условий жизни, вне общения с людьми. (3; 79)
1.1 Развитиемышления в раннем возрасте
Развитиемышления ребенка зависит, во-первых, от деятельности самого ребенка – в основемышления лежит его чувственный опыт – и, во-вторых, от влияния взрослого,который учит способам действия и дает обобщенные названия предметов.Практическое действие с предметом зачастую приводит малыша к решению возникшихв конкретной ситуации задач. В действии происходит естественное научение:воздействуя на предмет, ребенок замечает, что одни действия успешны, а другие –нет. Опыт предшествующего действия отражается в последующем. Мышлениеосуществляется в процессе решения предметной задачи и носитнаглядно-действенный характер.
Каково бы ни было значение личного практического опыта в развитиимышления, особое влияние на развитие мышления ребенка оказывает социальноеокружение. Л.С. Выготский подчеркивал, что с первых дней жизни младенца нахарактер его поведения глубочайшее влияние оказывает социальная ситуация. Всвоих интеллектуальных решениях ребенок все время ориентируется на взрослого.Наблюдая действия взрослых с предметами, ребенок присваивает человеческие формыпрактической предметной деятельности. В практике действия с предметами ребенокоткрывает для себя, что разные предметы могут быть употреблены сходным образом.Такого рода открытия приводят к обобщению не только сходных (по каким-либопризнакам) предметов, но также к обобщению опыта деятельности.
Особенно важны для развития мышления орудийные действия. Орудиеопосредствует воздействия ребенка на предметный мир. Применяясь в разныхситуациях и по отношению к разным предметам, орудие становится первым носителемобобщения.
Качественное изменение мышления на ранних этапах развития ребенказависит от овладения им человеческими формами практической предметнойдеятельности, а также от постепенного приобщения ребенка к человеческой речи.Самый большой опыт ребенок перенимает благодаря словесному общению со взрослым.Ребенок усваивает понятия, способы мышления, выработанные человечеством.Подражая взрослым, он научается правильно строить суждения и делатьумозаключения. Рассматривая умственное развитие ребенка, И.М. Сеченовписал о том, что с самых ранних пор ребенку преподносят и делом и словомготовые формы чужого опыта.
В раннем детском возрасте слово взрослого может содействоватьразвитию наглядно-действенного мышления. Взрослый может подсказать ребенкуспособ решения той или иной ситуативной задачи не только действием, но исловом. Так, если малыш настойчиво тянет коробку сквозь прутья кровати и егодействия обречены на неудачу, то совет взрослого: «Переверни коробку, тогда онапройдет» – вызывает соответствующее действие ребенка.
В раннем детстве ребенок может высказываться по ходу выполнениядеятельности. Однако на первом этапе речь представляет собой как бы независимыйпроцесс: в поведении ребенка в это время можно обнаружить два вида деятельности– речевую и интеллектуальную. Впоследствии эти деятельности сливаются, образуяречевое мышление. (5; 134)
1.2 Начальный этап формирования личности ребенка
В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельностьребенка и взрослого. В предметной деятельности взрослый определяет характерсотрудничества. В общении взрослый берет на себя руководство «коммуникацией».Он организует взаимное понимание. На третьем году ребенок становится болеесамостоятельным: он научается элементам самообслуживания, может пользоватьсякарандашом и мелками, он начинает лепить и делать простейшие аппликации. Малышнаучается отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как ксамостоятельному «я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания. Вречи ребенок уже дифференцирует себя как некую неизменность, а свои действия –как нечто преходящее: «Сейчас Дюка сидит, а теперь Дюка бегает, а теперь Дюкаупал». По существу, ребенок научается отделять свои действия от себя.
Успехи в развитии качественно изменяют все поведение малыша. Хотяроль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако в узкой сфере своейпрактической жизни и в пределах своих небольших возможностей ребенок стремитсядействовать без помощи взрослых. Новые тенденции усиливают активность ребенка («Ясам») и приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Этотпериод принято считать критическим («кризис трех лет»), так как взрослыйначинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, который можетстать невыносимым в своем негативизме и упрямстве.
Кризис трехлеток – объективно существующее явление в развитиивзаимоотношений ребенка со взрослыми. У ребенка появляется тенденция ксамостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старыйтип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный,правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает,делает все наоборот, всячески показывает свое негативное отношение ктребованиям взрослого. Такое поведение не распространяется на всех людей:негативность ребенка весьма избирательна и касается только тех, кто стремитсяпоработить его свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельностьребенка, то трудности взаимоотношений быстро преодолеваются.
Кризис трех лет – явление преходящее, но связанные с нимновообразования – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми– важный шаг в психическом развитии.
Стремлениебыть, как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры(лишь в игре ребенок может сходить в магазин, сварить обед, полететь на ракетев космос и т.д.). Поэтому кризис трех лет и разрешается путем перехода ребенкак игровой деятельности. (4; 123)
2. Роль предметных игр вразвитии детей раннего возраста
В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще нереализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенокбывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих другихситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить своижелания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Онможет упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами поигре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать сосверстниками определенные взаимоотношения. Кроме того, принимая ту или инуюроль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения.Ребенок должен быть нежным и заботливым в роли родителя: папы или мамы, добрыми внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца и т.п.
Но игра влияет не только на развитие личности в целом, онаформирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольностьповедения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку трудно управлять собой,особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минутпросидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что вигре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легкодвигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышалалиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.
Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всехего сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокиетребования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как онхотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть,суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.
В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметьвидеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенкудома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходуее выполнения.
Игра необходима ребенку, и если он по каким-либо причинам лишенвозможности достаточно часто играть со сверстниками, не бойтесь стать егопартнером по игре. Превратитесь на 10–15 минут в требовательного пассажира,придирчивого покупателя, капризничающего пациента-и этим вы не просто доставитерадость ребенку, но и поможете ему не отстать в развитии.
Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себевопрос, почему же возникает игра и как она развивается? Конечно, во все временаи у всех народов дети, наблюдая за взрослыми, стремятся как можно скорее делатьто же, что и они, поступать так, как поступают окружающие их люди. У всех детейсуществует потребность жить жизнью взрослых, чувствовать себя все времявзрослее. У народов, стоящих на довольно низкой ступени развития производства,где жизнь взрослых достаточно проста, дети очень рано начинают активно ивсерьез включаться в эту жизнь. Этим детям не нужны игрушки: они сразу получаютмаленькие «орудия производства». Так, чукчи уже в колыбель 6-месячному ребенкудавали нож, а в год – маленький арканчик. Занимаясь с такими «игрушками», дети,по сути, учились взрослой деятельности, и в 5–6 лет они не играли в охотника, асами участвовали в настоящей охоте.
В дальнейшем, с развитием общества, с развитием производства,произошел разрыв между деятельностью детей и деятельностью взрослых. Изневозможности включиться в жизнь взрослых и из потребности жить этой жизньюрождается игра.
Мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Онасама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно,а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка,она сама формируется под воздействием взрослых. (1; 87)
2.1 В мире предметов
В процессе общения ребенка со взрослым начинает складываться новаяведущая деятельность–предметная, которая займет свое место на следующем этаперазвития, в период от 1 года до 3 лет. В первом полугодии жизни предметявляется для ребенка прежде всего поводом для общения со взрослым. Ребенокможет неоднократно выбрасывать игрушку из кроватки, чтобы взрослый подошел кнему (особенно часто это происходит в тех ситуациях, когда ребенку не хватаетобщения, когда взрослые не уделяют ему достаточного внимания). К концу 1-гогода ребенка начинает интересовать результат действий с предметом и взрослыйвсе чаще нужен ребенку для того, чтобы раскрыть новый способ действия спредметом: завести волчок или машинку, собрать разобранную пирамидку, вложитьодну коробочку в другую. Эмоциональное общение сменяется общением по поводупредметов, и ведущей деятельностью становится предметная деятельность. (3; 45)
Казалось бы, что и до года ребенка занимают окружающие предметы ион старается действовать со всем, что ему доступно. После года просторасширяются его возможности: ребенок уже ходит и начинает действовать все сбольшим количеством предметов. Однако сущность перехода к предметнойдеятельности состоит не в том, что ребенок взаимодействует все с более широкимкругом вещей. Малыш начинает действовать с ними качественно по-новому.
Если вы дадите ложку ребенку 7–8 месяцев, то он охотно возьмет ееи начнет стучать ею по столу, по кроватке, размахивать ею, вертеть ее в разныестороны, может даже попробовать дотянуться с ее помощью до удаленной игрушки.Но вот ложка попадает к ребенку полутора лет, и мы видим совершенно инуюкартину. Взяв ложку, малыш пробует есть ею, изображать действия еды или кормитьсвоих кукол и зверей.
Именно после года ребенок начинает открывать для себя новуюсторону всех предметов: их функцию. Ведь маленького человека с самого началаокружают вещи, сделанные людьми, и каждая такая вещь имеет свое особоепредназначение, свою функцию. И как раз функция является наиболее существеннойхарактеристикой предмета. Ложка сделана для того, чтобы ею есть, нож – чтобы имрезать, чашка – чтобы из нее пить, утюг – чтобы им гладить. Не случайно в любомсловаре при определении предмета прежде всего указывается его функция.
Но функция – это скрытая характеристика предмета. Если еще до годаребенок вычленяет в предмете его цвет, величину, форму, то только после 1 –1,5года он начинает познавать функции предметов. Функция хранит в себеопределенный опыт человечества, который фиксирован в каждом предмете. Ипознавая предмет, ребенок познает и этот опыт. Поэтому период от 1 года до 3лет–это период очень интенсивного очеловечивания, в значительной степениочеловечивания через предметную деятельность.
Ребенок начинает совершенно по-иному действовать с предметами: ониспользует предметы по их назначению. Если раньше он мог в любом направлениивертеть попавшей в его руки чашкой, как бы продолжая движения своей руки, тотеперь ребенок, постигая функцию нового предмета, начинает приспосабливать своидвижения к предмету так, чтобы его можно было использовать по назначению. Чашкауже не просто прыгает из стороны в сторону и переворачивается в руках у малыша,а медленно и осторожно подносится ко рту, даже если она пустая. Психолог П.Я. Гальперинудачно сказал, что логика руки начинает подчиняться логике орудия. (4; 88)
Но какую же роль в этом сложном и достаточно длительном процессеиграет взрослый? Многие зарубежные психологи, наблюдая активность ребенка поовладению различными свойствами действительности, представляли ребенка какнекоего исследователя – одиночку, который делает все новые и новые открытия.Однако более пристальный анализ деятельности ребенка, и, прежде всегопредметной деятельности, направленной на овладение функциями предметов,показывает, что взрослый опять-таки играет в этом процессе определяющую роль.Если многие внешние свойства предмета ребенок действительно может выявитьсамостоятельно (форма, цвет, звук, вкус и т.п.), то назначение предмета онможет обнаружить только с помощью взрослого.
Опыт взрослого–это тот волшебный ключик, который открывает ребенку«душу» вещей. Оказывается вдруг, что по кастрюле можно не только стучать, но иварить в ней кашу, что в чашку можно не только складывать шарики, но и пить изнее, что карандашом можно не только постукивать по столу, но и рисовать, и т.д.И чем больше круг предметов, которыми ребенок овладевает с помощью взрослого,овладевает именно их человеческим значением, тем интенсивнее идет его развитие.
Предметная деятельность является ведущей, основной для ребенка от года;до 3 лет, на ее основе развиваются у малыша восприятие, мышление, внимание ит.д. (3; 85)
2.2 Игра – занятиесерьёзное
Так же как в процессе деятельности общения младенца со взрослымзародилась предметная деятельность, в процессе предметной деятельности начинаетскладываться игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника.
На значение игры для психического развития ребенка указывалимногие педагоги и психологи. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинскийписал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следыдействительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений иинтересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющеееще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; вигре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельнораспоряжается своими же созданиями».
О первых проявлениях игровой деятельности можно говорить тогда,когда ребенок начинает использовать один предмет вместо другого. Ребенок кормиткуклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлетки,укладывает ее спать в коробку-кроватку… У малыша уже произошло достаточнополное овладение предметными действиями, действие обобщилось и легкопереносится с одного предмета на другой. Такая игра возникает в 2–3 года. (1;45)
Основное содержание игр детей этого возраста – воспроизведение увиденныхи усвоенных ими предметных действий. Желание жить жизнью взрослых проявляется втом, что дети оказываются способны повторить лишь отдельные действияокружающих: малыши «варят кашу», «кормят» и «укладывают спать» кукол, «моют»посуду. Игра у младших детей часто возникает на основе попавшего в рукипредмета: увидел малыш яркое ведро – начинает играть в приготовление обеда,попались на дорожке камушки – «печет» пирожки и «кормит» свою куклу. Поэтому иконфликты у малышей возникают не из-за распределения ролей, не из-за того, ктоглавный, а кто подчиненный, а из-за отдельных предметов, потому что каждыйновый предмет – это новая игра.
Кроме того, вместе малыши 2 – 3 лет играть еще не умеют. В лучшемслучае они не мешают друг другу, спокойно играя рядом каждый со своей игрушкой.Малышам этого возраста можно показать, что другие ребятки тоже заняты игрой,что они интересно играют, что не надо нарушать их игр, а лучше помочьчем-нибудь (дать поиграть свою формочку или совочек, привезти на машинкеветочки и т.п.). (3; 77)
Формирование интереса к играм других детей будет способствоватьразвитию у детей сотрудничества в более сложных играх.
Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны и несвязываются в единую систему действий. Если малышам 3 лет, занятымприготовлением кукольного обеда, предложить накормить своих «детей» сначала«компотом», потом «котлетами» и наконец «супом», то это не вызовет возражения сих стороны, хотя все они могут назвать правильный порядок обеда. Просто для нихгораздо важнее выполнение отдельных действий (приготовление «супа», «котлеток»,раскладывание их), чем правильное исполнение взятой роли мамы иливоспитательницы. Поэтому, включаясь в игру малышей, не требуйте от них верногои последовательного исполнения ролей, не осложняйте игру длинными ролями. Постарайтесь«оживить» для ребенка отдельные предметы, включить его в игру с этимипредметами. (2; 87)
Очень часто маленькие дети задерживаются на стадииманипулирования, не используют предметы-заместители и в результате не переходятк предметной игре. Этот переход можно и нужно стимулировать, потому что онведет ребенка дальше, на новую ступень его психического развития. Еслималенького ребенка, перебирающего камушки или кубики, спросить, во что он играет,то часто можно услышать: «Играю в камушки» или «Играю в кубики». Но частобывает достаточно или принести куклу, или самому взрослому включиться вдеятельность ребенка, как его действия приобретают игровой характер.
Взрослый может предложить ребенку «помыть» куклу, «покормить» ее,«уложить спать», вместе с ребенком «испечь пирожки» из шишек, «сваритьмакароны» из травы и т.п. Как правило, предметная игра начинается с показаотдельных действий взрослым, а затем переносится ребенком уже на другиепредметы и другие ситуации. Поэтому обратите внимание на действия детей 2 – 3лет и помогите им включиться именно в игру. (2; 56)
Заключение
Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизнисоциальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. Вней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого годажизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности:появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия спредметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок –ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослогосодержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом,образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время долженвыполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типедеятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметнаядеятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способовдействия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организациипредметной деятельности. (5; 98)
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастнаяпсихология. М., 1997.
2. Кулагина И.Ю. Возрастнаяпсихология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., СПб, 1997.
3. Обухова Л.Ф. Возрастнаяпсихология. М., 1996.
4. Столяренко Л.Д. Основыпсихологии. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5. Эриксон Э. Детство иобщество. Обнинск, 1993.