Предметы ведения субъекта Федерации и их реализация в государственном управлении (на примере Пензенской области)

Министерствообразования и науки РФ
Федеральное Агентство пообразованию РФ
Пензенскийгосударственный университетИнститутэкономики и управления
Кафедра «Управления исоциологии»
Курсовая работа
по дисциплине «Основы государственногоуправления»
на тему:
«Предметы ведения субъектаФедерации и их реализация в государственном управлении (на примере Пензенскойобласти)»
Выполнил: ст.гр.04ЭГ1
Малязина Н. Н.
Проверил: доцент.
Живодрова С.А.
Пенза 2007.

План
Введение
Глава 1. Теоретическиеосновы предметов ведения субъекта Федерации
§ 1.1 Понятие предметаведения и компетенции
§ 1.2 Общие принципыразграничения полномочий между федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти субъекта Российской Федерации
Глава 2. Предметы веденияи компетенция государственных органов Пензенской области и механизм ихреализации
§ 2.1 Механизм реализациипредметов ведения Пензенской области
§ 2.2 Полномочиягубернатора, Правительства, Законодательного Собрания Пензенской области
Заключение
Список литературы
Введение
 
Актуальностьмоей курсовой работы заключается, прежде всего, в том, что достаточно четкоераспределение предметов ведения и полномочий по двум уровням федеративногогосударства – федеральному и региональному – является обязательным условием,исключающим дублирование функций, переплетение полномочий, и тем самымстановится предпосылкой слаженной организации и функционирования всей системы.Напротив, всякая неясность здесь служит потенциальным источником напряженностии конфликтов в федеративных отношениях.
Припродуманном распределении предметов ведения и полномочий становится ясным, чемдолжна заниматься власть того или иного уровня и за что она несетответственность. В свою очередь население получает верное представление о том,к власти какого уровня оно может предъявить претензии в случае невыполнения илине надлежащего выполнения той или иной государственной функции. Но дело нетолько в этом.
Распределениепредметов ведения и полномочий с учетом реальных возможностей властей обоихуровней закладывает основу для эффективной реализации указанных функций иполномочий. Ряд предметов ведения, вытекающих из них функций и полномочий,субъекты федерации не могут выполнять вообще или в полном объеме по определению(оборона, внешняя политика государства, таможенное дело, валютный контроль,денежная эмиссия и т. д.). В то же время некоторые функции и полномочиявыполняются гораздо эффективнее, когда они передаются на уровень субъектовфедерации (например, решение многочисленных вопросов местного значения).
Пензенскаяобласть не является исключение, она также имеет свои предметы ведения и предметысовместного ведения с Российской Федерацией. Многие вопросы, затрагивающиесоциальную, культурную, политическую сферу государственные органы Пензенскойобласти решают самостоятельно, но есть проблемы, которые нельзя решить безвмешательства органов Федерации.
Цель даннойработы – изучение предметов ведения субъекта Федерации, на примере Пензенскойобласти.
Длядостижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
·          определитьпонятие предмета ведения и компетенции;
·          проанализироватьобщие принципы разграничения полномочий между федеральными органамигосударственной власти и органами власти субъекта Федерации;
·          проанализироватьмеханизм реализации предметов ведения Пензенской области
·          изучитьполномочия губернатора, Правительства, Законодательного Собрания Пензенскойобласти;
·          сделатьвыводы.
Объектомисследования данной работы выступают предметы ведения субъекта Федерации.
Предметомисследования является реализация предметов ведения в государственном управленииПензенской области.
Источниками,содержащими данную проблематику, являются:
1) Конституция Российской Федерации, в ст. 73предметы ведения субъектов Федерации сформулированы по остаточному принципу:вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметамсовместного ведения субъекты Российской Федерации обладают все полнотойгосударственной власти.
2)Федеральный закон от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ « Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации». Этот закон является основополагающимнормативным правовым актом, регулирующим правовое положение государственныхорганов субъектов Российской Федерации. В нём чётко расписаныобщие принципыразграничения полномочий между федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно принципы и порядокзаключения договоров о разграничении полномочий и заключения соглашений.
3) УставПензенской области от 10 сентября 1996г. Он определяет статус Пензенскойобласти как равноправного субъекта Российской Федерации и создает правовыеосновы для ее всестороннего развития. В нём чётко закреплены предметы ведения иполномочия государственных органов Пензенской области.
4) Законы Пензенской области, которыетакже затрагивают правовое положение, функционирование, деятельностьгосударственных органов власти. Например, Закон Пензенской области от 8 июля 2002 г. N 375-ЗПО «Об управлении собственностью Пензенской области», он регулирует отношения повладению, пользованию и распоряжению собственностью Пензенской области. ЗаконПензенской области от 22 декабря 2005г. N 906- ЗПО «О Правительстве Пензенскойобласти» в нём установлены полномочия Правительства в сфере экономики; в сферефинансов, кредита, денежного обращения и ценообразования; в сферепромышленности, транспорта и связи; сфере строительства, архитектуры иградостроительства, энергетики, коммунального и дорожного хозяйства; всоциальной сфере; в сфере науки, культуры, образования и мн. др. сферы. ЗаконПензенской области от 10 апреля 2006 г. N 1005-ЗПО « О Губернаторе Пензенскойобласти», в этом законе закреплены полномочия Губернатора.
5) Такжетеоретическую основу работы составляют исследования отечественных ученых,посвященные конкретным проблемам в области предметов ведения субъектовФедерации. В учебнике Абдулатипова Р.Г. Федералогия дается определение понятиямпредмета ведения, компетенция, полномочия. Пикулькин А.В. рассматривает принципделегирования полномочий, субсидиарности. Собянин С. в своей статье«Централизация и децентрализация в современном федеративном государстве»приводит три типа полномочий и даёт их краткую характеристику.
В процессеисследования использовались следующие методы: индуктивный метод, нормативныйметод (анализ текстов законодательных актов), методы эмпирическогоисследования, метод системного анализа, структурный, монографический. Этиметоды применялись на разных этапах исследования в зависимости от поставленныхцелей и задач. />/>/>/>
Структура:курсовая работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи, основнойчасти, состоящей из двух глав, заключения, подводящего итоги исследования,списка литературы.
Глава 1.Теоретические основы предметов ведения субъекта Федерации § 1.1 Понятие предмета ведения и компетенции
 
Субъекты РФсамостоятельно в соответствии с Конституцией РФ общими принципами организациигосударственной власти, установленными федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по текстуФедеральный закон №184-ФЗ) учреждают систему представительных и исполнительныхорганов с учетом разграничения полномочий между Российской Федерации исубъектами РФ. За субъектами РФ закрепляется определенный объем полномочий,которым наделяются их органы государственной власти.[11,221]
Предметведения— конституционно закрепленная сфера общественных отношений, правовоерегулирование которой осуществляют соответствующие органы государственнойвласти федерации и ее субъектов.
Компетенция — включает в себяфункции (направления, сферы деятельности) и конкретные властные полномочия(права и обязанности), закрепленные нормативными правовыми актами за органомгосударственной власти.
Полномочия — юридическизакрепленные за органом государственной власти (должностным лицом, выполняющимуправленческие функции) права и обязанности принимать правовые акты иосуществлять иные властные действия, направленные на решение конкретных задач ивыполнение функций этого органа. Являются составной частью компетенциисоответствующего органа. [8, 159].
Типыполномочий:
Первый тип- полномочия,осуществление которых финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации,перечень которых установлен в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона №184- ФЗ. Этиполномочия регионы обязаны осуществлять в интересах обеспечения прав и законныхинтересов граждан. Включение их в перечень означает, что за предоставлениясоответствующих услуг населению отвечают органы государственной власти субъектаФедерации. То есть осуществление полномочий, содержащихся в перечне,- не право,а обязанность субъектов Федерации. [15,81].
Второй типполномочий— полномочия, возлагаемые на органы власти субъектов Российской Федерации, нофинансируемые в форме целевых субвенций из федерального бюджета и поэтому детальнорегулируемые федеральным законодателем. Федеральные органы государственнойвласти вправе контролировать их осуществление и в случае ненадлежащегоисполнения этих полномочий органами государственной власти субъектов Федерации временнопринимать их на себя. [15,83].
Третий типполномочий— полномочия, которые не требуют расходов, кроме текущих, обеспечивающихорганизационную деятельность. Из системной связи положений закона следует, чтов этом случае федеральные органы также вправе осуществлять достаточно подробноенормативное правовое регулирование порядка и объема осуществления полномочий.[15,84].
Разграничениепредметовведения между Федерацией и ее субъектами конституционное закреплениесфер общественных отношений за органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти ее субъектов.
Договор оразграничении предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти субъектаРоссийской Федерации — нормативный правовой акт, определяющий права,обязанности и ответственность сторон по предметам ведения Российской Федерациии субъектов Российской Федерации, подписываемый на добровольной основе всоответствии с Конституцией Российской Федерации. Договор не можетустанавливать либо изменять конституционный статус субъекта РоссийскойФедерации. Не подлежат передаче полномочия федеральных органов исполнительнойвласти по обеспечению основ конституционного строя страны.
Соглашениео разграничении полномочий по конкретным предметам совместного ведения междуфедеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной властисубъекта Российской Федерации — правовая форма (нормативный правовой акт)определения прав, обязанностей и ответственности федерального органаисполнительной власти и органа исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации по конкретному предмету совместного ведения Российской Федерации исубъектов Российской Федерации. Является, как правило, неотъемлемой составнойчастью Договора о разграничении предметов ведения и полномочий. [8, 160].
Сутьпредметов ведения Российской Федерации и ее субъектов производна от функцийгосударства, под которыми понимаются основные направления его деятельности,выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства поуправлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Одна изособенностей функций состоит в том, что они представляют собой устойчивую,сложившуюся предметную деятельность в той или иной сфере — в экономике, политике,государственном строительстве, в праве и т.д.
Такимобразом, в предметах ведения выражаются и конкретизируются функции государства.Для более успешной реализации они могут быть распределены между государством вцелом (Федерацией) и его составными частями (субъектами Федерации). [9, 45].
Согласно ст.73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации иполномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерацииобладают всей полнотой государственной власти. [1].
Статьей 73Конституции Российской Федерации устанавливается единый конституционный принципопределения предметов ведения субъектов Российской Федерации и их полномочий попредметам совместного ведения. Вне пределов ведения и полномочий РоссийскойФедерации, устанавливаемых на основе и в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации (ст. 71, 72, ч. 1 и 2 ст. 76) и очерчивающих объем государственнойвласти Федерации, каждый из субъектов Федерации обладает всей полнотойгосударственной власти. При этом речь идет о государственной властипринадлежащей непосредственно субъекту Федерации, о существенном элементестатуса субъекта Федерации. Правовой формой реализации полноты власти субъектаФедерации является наличие у него своей конституции или устава и своих законов[13,193].
Формулировкаст. 73 Конституции Российской Федерации об обладании субъектами Федерации всейполнотой государственной власти вне пределов ведения Федерации и полномочий попредметам совместного ведения с субъектами провозглашает презумпцию ихполномочий, компетенции их органов государственной власти в тех областях,которые составляют их собственный, исключительный предмет регулирования,управления, организации и принятия решений. Подобный метод определенияполномочий и предметов ведения субъектов Федерации предполагает установлениеими в своих конституциях, уставах, законах и иных нормативных правовых актахсвоих полномочий, компетенции органов власти и т.д. Это позволяет неустанавливать закрытые, исчерпывающие перечни, открывает простор длясамостоятельности в реализации государственной власти на территории субъекта,разумеется, в соответствии с основами конституционного строя, с учетомверховенства Конституции и приоритета федеральных законов, их действия в случаепротиворечия им законов и иных правовых актов субъекта Федерации. [12, 327].
§ 1.2 Общие принципыразграничения полномочий между федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти субъекта Российской Федерации
Согласно ст.26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по текстуФедеральный закон №184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органамигосударственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведениясубъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами ипринимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектаРоссийской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственнойвласти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения,определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законамисубъектов Российской Федерации.Федеральные законы,договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочияорганов государственной власти субъекта Российской Федерации, должныустанавливать права, обязанности и ответственность органов государственнойвласти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансированияосуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагатьаналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органыместного самоуправления. [2].
Принципы и порядок заключения договорово разграничении полномочий.
Заключение договоров о разграничении полномочий допускается тольков случае, если это обусловлено экономическими, географическими и инымиособенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указаннымиособенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами,разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливаетсяперечень полномочий федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которыхпроизводится иначе, чем это установлено федеральными законами и законамисубъекта Российской Федерации, определяются условия и порядок осуществленияэтих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договорао разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основанияи порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.
 />Порядок подготовки и предварительного согласованияпроекта договора о разграничении полномочий федеральными органамигосударственной власти определяется Президентом Российской Федерации всоответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ. Порядок подготовки проектадоговора о разграничении полномочий исполнительными органами государственнойвласти субъекта Российской Федерации до его внесения в федеральные органыгосударственной власти определяется высшим должностным лицом субъектаРоссийской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ.
Проект договора о разграничении полномочий, подготовленный исогласованный в установленном в соответствии со статьей 26.7 Федеральногозакона № 184-ФЗ порядке, представляется в законодательный орган государственнойвласти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъектаРоссийской Федерации для одобрения. Проект договора о разграничении полномочийодобряется или отклоняется постановлением законодательного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемым большинствомголосов от установленного числа депутатов. Высшее должностное лицо субъектаРоссийской Федерации сообщает о результатах рассмотрения проекта договора оразграничении полномочий в законодательном органе государственной властисубъекта Российской Федерации Президенту Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, неявляющийся стороной договора о разграничении полномочий, вправе получить посвоему запросу проект данного договора до одобрения указанного проекта и внестив него свои предложения и замечания./> В случае внесенияизменений и дополнений в одобренный законодательным органом государственнойвласти субъекта Российской Федерации проект договора о разграничении полномочийили отклонения его отдельных положений проект договора о разграниченииполномочий подлежит повторному предварительному согласованию и одобрению впорядке, установленном в соответствии с пунктами 3и4ст.26.7 Федерального закона № 184-ФЗ.
Договор о разграничении полномочий подписывается ПрезидентомРоссийской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации./>Президент Российской Федерации в течение десяти дней после подписания договорао разграничении полномочий вносит в Государственную Думу проект федеральногозакона об утверждении договора о разграничении полномочий./>Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силуфедерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, еслиуказанным федеральным законом не установлено иное. Договор о разграниченииполномочий имеет силу федерального закона и может быть изменен, его действиеможет быть приостановлено только путем внесения в него изменений и (или)дополнений в порядке, установленном Федеральным законом № 184 для заключения ивступления в силу договора о разграничении полномочий.Срокдействия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет.Досрочное прекращение действия договора о разграниченииполномочий возможно по взаимному согласию сторон или на основании решения суда.
Расторжениедоговора о разграничении полномочий по взаимному согласию сторон и продлениесрока действия данного договора осуществляются в порядке, установленнымФедеральным законом № 184-ФЗ для заключения и вступления в силу договора оразграничении полномочий. Расторжение договора о разграничении полномочий поинициативе одной из сторон возможно в случае установленного вступившим в силурешением федерального суда нарушения другой стороной положений договора оразграничении полномочий. Решение федерального суда является основанием дляпринятия Президентом Российской Федерации или высшим должностным лицом субъектаРоссийской Федерации решения о расторжении договора о разграничении полномочий поинициативе одной из сторон. Решение о расторжении договора о разграниченииполномочий по инициативе одной из сторон может приниматься не позднее чем черезтридцать дней со дня вступления в силу соответствующего судебного решения иподлежит официальному опубликованию. В этом случае федеральный закон обутверждении договора о разграничении полномочий признается утратившим силу содня официального опубликования соответствующего решения о расторжении договорао разграничении полномочий. [2, ст. 26.7].
Принципы и порядок заключения соглашений
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению сисполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерациимогут передавать им осуществление части своих полномочий, если это непротиворечит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону № 184-ФЗ ииным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществлениечасти полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере наисполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительныеорганы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению сфедеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществлениечасти своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовыхсредств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и инымнормативным правовым актам субъекта Российской Федерации. Федеральные органыисполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществлениечасти своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственнойвласти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этихсоглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданныхполномочий.В соглашении определяются условия, и порядокпередачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования,срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания ипорядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнениемположений соглашения.
Соглашение подписывается руководителем федерального органаисполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации./>Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, не являющийсястороной соглашения, вправе получить по своему запросу проект соглашения./>Соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утвержденияпостановлениями Правительства Российской Федерации и официальногоопубликования.
Проектсоглашения представляется для согласования соответствующей стороне федеральныморганом исполнительной власти или высшим органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации и рассматривается указанной стороной в месячный срок.Проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждениисоглашения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным органомисполнительной власти в недельный срок после согласования проекта соглашения ипринимается Правительством Российской Федерации в трехнедельный срок послевнесения.
В случае если проект соглашения не будет согласован сторонами вдвухнедельный срок по истечении месячного срока, для рассмотрения проекта,сторона — инициатор заключения соглашения обращается для рассмотренияразногласий в правительственную комиссию по взаимодействию федеральных органовисполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, либо уведомляет вторую сторону об отказе от продолженияпроцедуры заключения соглашения. Комиссия в месячный срок рассматривает вопросна своем заседании и принимает согласованное сторонами решение о подписаниисоглашения либо о прекращении процедуры его заключения. По обращению высшегодолжностного лица субъекта Российской Федерации комиссия обязана принятьрешение о направлении материалов для рассмотрения на заседании ПравительстваРоссийской Федерации, которое в месячный срок принимает по представленнымматериалам окончательное решение.
В случаедосрочного расторжения соглашения федеральный орган исполнительной власти,являющийся стороной соглашения, вносит в установленном порядке в ПравительствоРоссийской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации опризнании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации обутверждении этого соглашения. [2, ст. 26.8].
Разграничениепредметов ведения, функций и полномочий строится на системе определенныхпринципов. Одним из них является принцип сочетания содержательного инормативного разграничения предметов ведения, функций и полномочий. Прианализе распределения предметов ведения, функций и полномочий необходиморазличать как содержательное, так и нормативное разграничение их. Разграничениепо содержанию позволяет определить виды компетенции – исключительную,совместную, конкурентную и остаточную, а также сферы общественной жизни иконкретные проблемы экономического, политического и социально-культурногохарактера, отнесенные в данной федерации либо к ведению федеральных органовгосударственной власти либо к ведению органов государственной власти субъектов федерациилибо к совместному ведению и тех, и других. [16, 11].
Среди других принциповможно выделить принцип субсидиарности. Он означает, что решение любыхпроблем должно передаваться на возможно более низкие этажи управленческойсистемы и именно на тот этаж, где эти проблемы могут быть решены наиболееэффективно. Роль власти более высокого уровня должна быть субсидиарной,дополнительной в том смысле, что ей передаются те функции и полномочия, которыеневозможно решить на более низком уровне.
Применительнок федеративной форме государственного устройства суть принципа субсидиарностизаключается в том, что все основные задачи, стоящие перед государством, в тоймере, в какой они способны это сделать, должны решать сами субъекты федерации.Из сравнительного анализа распределения предметов ведения, функций и полномочиймежду федерацией и ее субъектами можно, по-видимому, сделать вывод, что критериемотнесения тех или иных вопросов к предметам исключительного ведения федерацииявляется, с одной стороны, заинтересованность всех субъектов федерации в ихэффективном решении, с другой – неспособность субъектов федерации добитьсяэтого собственными силами. [14, 112].
В процессеразграничения компетенции между разными уровнями публичной власти федеральнаявласть сочла, что с решением многих государственных задач наиболее рациональносправится она сама, и забрала у субъектов РФ ряд соответствующих полномочий.Вероятно, так оно и есть: центральная власть сильна, соответствующие средства вбюджет закладываются, принцип «лучшего уровня» на первый взгляд соблюден.Формально принцип субсидиарности присутствует в данной конструкции — приусловии финансирования передаваемых полномочий. Однако такой ход мысли несогласуется с изначальной целью принципа субсидиарности — с децентрализацией, сформированием сильных территорий, не «сидящих» на федеральных субвенциях, анастроенных на самостоятельное и ответственное развитие собственной доходнойбазы. [10,138].
В практике федеративных государств большое местозанимают споры, вызванные вторжением субъектов федерации в предметы ведения иполномочия федеральной власти, с одной стороны, и посягательствами федеральногоцентра на предметы ведения и полномочия субъектов федерации. И то, и другоепротиворечит как федеральным, так и региональным законам. Поэтому с точкизрения последовательного разграничения предметов ведения и полномочий важнособлюдение принципа запрета вмешательства одной из сторонфедеративных отношений в предметы ведения и полномочия другой стороны.
Один из принципов распределения властныхполномочий в федеративном государстве касается сотрудничества федеральнойвласти и властей субъектов федерации в правовом регулировании предметовсовместного ведения. Суть проблемы заключается в том, что если какие-то вопросыотнесены к предметам совместного ведения, то это означает, что обе стороныфедеративных отношений – федеральный центр и субъекты федерации – имеют равныеполномочия по их регулированию. Поскольку по предметам совместного веденияиздаются федеральные законы, субъекты федерации имеют законное правоучаствовать в их разработке и принятии.
Дляэффективного осуществления предметов ведения, распределенных между федеральнымцентром и субъектами федерации, весь объем соответствующих функций и полномочийдолжен быть обеспечен в финансовом отношении. Иначе говоря, распределениефинансовых ресурсов между двумя уровнями власти должно соответствовать томуразграничению предметов ведения, функций и полномочий, которое закреплено вКонституции, федеральных законах, договорах и соглашениях между федеральнымцентром и субъектами федерации. Поэтому и процесс принятия решения порасходованию бюджетных средств должен начинаться не с распределения доходовмежду федеральным и региональным уровнями управления, а с определения задач иответственности, возложенных на каждый уровень и соответственно необходимых всвязи с этим расходов. Здесь должен действовать принцип соответствия междураспределением предметов ведения и полномочий, с одной стороны, и объемомфинансового обеспечения их – с другой.
Такимобразом, можно сделать вывод, что разграничение предметов ведения, функций иполномочий между федерацией и ее субъектами регулируется следующейсовокупностью принципов: сочетание содержательного и нормативного регулированияразграничения; субсидиарность; невмешательство сторон федеративных отношений впредметы ведения и полномочия друг друга;; соответствие между распределениемпредметов ведения полномочий, с одной стороны, и объемом их финансовогообеспечения – с другой [16, 12].
Глава 2.Предметы ведения и компетенция государственных органов Пензенской области имеханизм их реализации § 2.1 Механизм реализации предметов веденияПензенской области
Предметыведения федерации и субъектов федерации — круг конституционно зафиксированныхвопросов, по которым соответствующие государственные органы федерации и еёсубъекты компетентны принимать решения. [8, 160].
Предметыведения и полномочия Пензенской области определяются в соответствии сКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властиПензенской области, Уставом Пензенской области. [3, ст.13].
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Пензенскойобласти Пензенская область обладает всей полнотой государственной власти насвоей территории, осуществляет собственное правовое регулирование, включаяпринятие законов и иных нормативных правовых актов.
В ведении Пензенской области находятся:
1. принятие, изменение и дополнение Устава Пензенской области,законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области, контроль за ихсоблюдением в рамках, предусмотренных федеральным законодательством;
2. установление в соответствии с основами конституционного строяРоссийской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» системы органов государственной властиПензенской области, определение порядка организации их деятельности,формирование органов государственной власти Пензенской области;
3. определение административно-территориального устройстваПензенской области;
4. правовое регулирование в пределах полномочий Пензенской областивопросов организации местного самоуправления в Пензенской области,муниципальной службы в Пензенской области;
5. владение, пользование и распоряжение собственностью Пензенскойобласти в соответствии с действующим законодательством;
6. финансовое, валютное, кредитное регулирование по вопросам,относящимся к ведению Пензенской области;
7. бюджет Пензенской области, целевые бюджетные фонды Пензенскойобласти, регулирование налогов, сборов, пошлин, цен и тарифов в пределахполномочий Пензенской области;
8. регулирование в соответствии с федеральными законами правовыхотношений в сфере административного, административно-процессуального,трудового, семейного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства,законодательства о недрах, об охране окружающей среды;
9. осуществление в соответствии с федеральным законодательствоммеждународных и внешнеэкономических связей Пензенской области;
10. межрегиональные связи Пензенской области;
11. в соответствии с федеральными законами организациягосударственной гражданской службы Пензенской области;
12. иныевопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,настоящим Уставом к ведению Пензенской области. [3, ст.15].
Полномочия попредметам ведения, отнесённым к исключительной компетенции Пензенской области,осуществляются органами законодательной и исполнительной власти Пензенскойобласти.
Одним изпредметов исключительного ведения Пензенской области является владение,пользование и распоряжение собственностью Пензенской области.
Закон Пензенской области от 8 июля 2002 г. N 375-ЗПО «Об управлении собственностьюПензенской области» (далее по тексту закон Пензенской области N 375-ЗПО)/>регулирует отношения по владению, пользованию и распоряжению собственностьюПензенской области./> Основными целями Закона Пензенской области N 375-ЗПОявляется определение полномочий органов государственной власти Пензенскойобласти по управлению и распоряжению собственностью Пензенской области иобеспечение ее эффективного использования./> Основные цели достигаютсяпутем решения следующих задач:
а)обеспечение полного учета объектов собственности Пензенской области ивовлечение их в оборот;
б) построениесистемы управления собственностью в Пензенской области и создание на территорииПензенской области эффективного механизма управления объектами государственнойсобственности по отраслевому и территориальному принципу;
в)обеспечение действенного контроля за использованием собственности Пензенскойобласти. [4, ст.1].
Собственностью Пензенской области является государственноеимущество, принадлежащее ей на праве собственности на основаниизаконодательства Российской Федерации о разграничении государственнойсобственности, Устава Пензенской области и приобретенное по иным основаниям всоответствии с действующим законодательством.
Приобретение имущества в собственность Пензенской областиосуществляется Правительством Пензенской области в лице Министерствагосударственного имущества и природных ресурсов Пензенской области,государственных унитарных предприятий и государственных учреждений пооснованиям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Поспециальному поручению Правительства Пензенской области функции по приобретениюимущества в собственность Пензенской области может осуществлять Фонд имуществаПензенской области. [4, ст.2].
Законодательное Собрание Пензенской области устанавливает порядокуправления и распоряжения собственностью Пензенской области, в том числе долями(паями, акциями) Пензенской области в капиталах хозяйственных обществ,товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.
ЗаконодательноеСобрание Пензенской области осуществляет наряду с другими уполномоченными на тоорганами контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжениясобственностью Пензенской области.
Правительство Пензенской области управляет и распоряжаетсясобственностью Пензенской области в соответствии с Законом Пензенской области N375-ЗПО и иными законами Пензенской области, а также федеральной собственностью,переданной в управление Пензенской области, в соответствии с федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющимуправление и распоряжение объектами собственности Пензенской области,регулирование рынка недвижимости, в том числе земельных отношений, а такжекоординацию деятельности других органов в этой сфере, является Министерствогосударственного имущества и природных ресурсов Пензенской области.
Министерствогосударственного имущества и природных ресурсов Пензенской области в пределахсвоей компетенции издает распоряжения по вопросам управления и распоряжениясобственностью Пензенской области.
Министерствогосударственного имущества и природных ресурсов Пензенской области может ссогласия Законодательного Собрания Пензенской области и Губернатора Пензенскойобласти передать часть своих полномочий по управлению и распоряжениюсобственностью Пензенской области органам исполнительной власти, осуществляющимкоординацию и регулирование деятельности в определенной сфере, а также другимисполнительным органам государственной власти Пензенской области. Передачачасти полномочий Министерства государственного имущества и природных ресурсовПензенской области осуществляется на основании соответствующего соглашения.
Органыисполнительной власти, осуществляющие координацию и регулирование деятельностив определенной сфере, исполняют свои функции по управлению и распоряжениюсобственностью Пензенской области в соответствии с Законом Пензенской области N375-ЗПО.[4, ст.3].
Учет государственного имущества Пензенской области осуществляетсяв Реестре государственного имущества Пензенской области путем ведения иобновления специализированной базы данных. Положение об учете государственногоимущества Пензенской области и порядке ведения Реестра государственногоимущества утверждается Правительством Пензенской области.
Учет иведение Реестра государственного имущества Пензенской области осуществляетсяМинистерством государственного имущества и природных ресурсов Пензенскойобласти. [4, ст.4].
Правасобственника в отношении собственности Пензенской области в соответствии сфедеральным законодательством, Уставом Пензенской области, законами и иныминормативными правовыми актами Пензенской области реализуются в следующихформах:
1)купля-продажа;
2) аренда;
3) передача вбезвозмездное пользование;
4) мена;
5) передача взалог;
6) передача вдоверительное управление;
7)осуществление контрольных функций по обеспечению законности и эффективностииспользования собственности Пензенской области;
8) передачаобъектов собственности Пензенской области в федеральную и муниципальнуюсобственность и прием объектов в собственность Пензенской области;
9) в иныхформах реализации прав собственника [4, ст.5].
Сделки ссобственностью Пензенской области совершаются в соответствии с гражданскимзаконодательством, Уставом Пензенской области, Законом Пензенской области N375-ЗПО и другими нормативными актами Пензенской области, определяющимикомпетенцию уполномоченных государственных органов по управлению собственностьюПензенской области.
Министерство государственного имущества и природных ресурсовПензенской области осуществляет подготовку материалов по совершению сделок сгосударственным имуществом Пензенской области и оформляет необходимые документыв соответствии с гражданским законодательством и Законом Пензенской области N375-ЗПО. [4, ст.6].
ЗаконодательноеСобрание Пензенской области в соответствии с федеральными законами, УставомПензенской области, законами Пензенской области и иными нормативными правовымиактами Пензенской области:
1) устанавливает порядок управления и распоряжения собственностьюПензенской области/>;
2)устанавливает, при необходимости, перечень объектов собственности Пензенскойобласти, не подлежащих отчуждению;
3) устанавливает порядок приобретения имущества в собственностьПензенской области;
4) определяет порядок передачи собственности Пензенской области взалог, аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление;
5) распоряжается имуществом, закрепленным за ЗаконодательнымСобранием Пензенской области;
6) осуществляет контроль за управлением и распоряжениемсобственностью Пензенской области:
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральнымизаконами, Уставом Пензенской области, законами Пензенской области и иныминормативными правовыми актами Пензенской области. [4, ст.32].
ПравительствоПензенской области:
1) ежегодноразрабатывает и представляет для утверждения в Законодательное СобраниеПензенской области проект закона Пензенской области об утверждении прогнозногоплана (программы) приватизации государственного имущества Пензенской области;
2) утверждаетПоложение об учете государственного имущества Пензенской области и порядкеведения Реестра государственного имущества Пензенской области;
3)приобретает в соответствии с действующим законодательством имущество всобственность Пензенской области;
4)обеспечивает контроль за использованием и сохранностью объектов собственностиПензенской области, а также за распоряжением ими;
5) ежегоднопредставляет в Законодательное Собрание Пензенской области отчет обосуществлении своих полномочий в сфере управления и распоряжения собственностьюПензенской области;
6)осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством,Уставом Пензенской области, законами и другими нормативными правовыми актамиПензенской области. [4, ст.33].
КомпетенцияМинистерства государственного имущества и природных ресурсов Пензенской областипо управлению и распоряжению собственностью Пензенской области определяется всоответствии с федеральным законодательством, Законом Пензенской области N375-ЗПО, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области.
Положение оМинистерстве государственного имущества и природных ресурсов Пензенской областиутверждается Правительством Пензенской области. [4, ст.34].
Ещё одним изпредметов исключительного ведения Пензенской области является определение её административно- территориального устройства. Закон Пензенской области от 9 марта 2005 г. N 774-ЗП «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области» определяетпорядок решения вопросов, связанных с административно-территориальнымустройством Пензенской области.
На основании ст.1 Закона Пензенской области от 9 марта 2005 г. N 774-ЗП «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области» Административно-территориальное устройство (деление) Пензенской области — территориальная организация Пензенской области, представляющая собой системувходящих в состав Пензенской области административно-территориальныхобразований. [5.]
Правовые акты, связанные с установлением либо изменением границыПензенской области, перенесением административного центраПензенской области, принимаются Законодательным Собранием Пензенской области попредставлению Губернатора Пензенской области в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Пензенской областии законами Пензенской области.
Переименование Пензенской области в соответствии с Федеральнымзаконом «О наименованиях географических объектов» и Уставом Пензенской областиосуществляется федеральным законом по представлению Законодательного СобранияПензенской области с учетом мнения граждан Российской Федерации, проживающих вПензенской области, выраженного на референдуме Пензенской области. [5, ст. 5]
Административно-территориальное устройство Пензенской областиосновывается на следующихпринципах:
1.        обеспеченияцелостности территории Пензенской области;
2.        учетаисторически сложившейся системы расселения жителей Пензенской области;
3.        созданияусловий для социально-экономического развития Пензенской области, ее административно-территориальныхобразований, обеспечения населению благоприятнойсреды обитания. [5, ст. 6].
В соответствиис Уставом Пензенской области административно-территориальнымиобразованиями Пензенской области являются:
Ø  городаобластного значения: Заречный (закрытоеадминистративно-территориальное образование), Кузнецк, Пенза;
Ø  районыгорода Пензы (городские районы): Железнодорожный, Ленинский, Октябрьский,Первомайский;
Ø  районы(сельские): Башмаковский, Бековский,Белинский, Бессоновский, Вадинский, Городищенский, Земетчинский, Иссинский,Каменский, Камешкирский, Колышлейский, Кондольский, Кузнецкий, Лопатинский,Лунинский, Малосердобинский, Мокшанский, Наровчатский, Неверкинский, Нижнеломовский,Никольский, Пачелмский, Пензенский, Сердобский, Сосновоборский, Спасский,Тамалинский, Шемышейский;
Ø  городарайонного значения: Белинский, Городище, Каменка, Нижний Ломов,Никольск, Сердобск, Спасск, Сурск;
Ø  рабочиепоселки;
Ø  одинили несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов— сельсоветы.
4.         Административным центром Пензенской областиявляется город Пенза. [5, ст. 7].
Предложениеоб образовании, о преобразовании или об упразднении административно-территориального образованияПензенской области, установлении или изменении его границы, установленииили перенесении административного центра может вноситься населением, органамигосударственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления.
При образовании, преобразовании или упраздненииадминистративно-территориального образования Пензенской области учитываютсяисторические и иные местные традиции, а также складывающиеся на соответствующейтерритории экономические, финансовые, социальные и другие условия.
Решение об образовании, о преобразовании или об упраздненииадминистративно-территориального образования Пензенской области, установленииили изменении его границы, установлении или перенесении административного центра принимаетсязаконом Пензенской области по представлению Губернатора Пензенской области. [5,ст. 8].
На основании ст. 16 Закона Пензенскойобласти от 9 марта 2005 г. N 774-ЗП «Об административно-территориальномустройстве Пензенской области»учетадминистративно-территориальных образований, входящих в их состав населенныхпунктов, в том числе вновь образованных, осуществляется ПравительствомПензенской области в Реестре административно-территориальных образованийПензенской области. Порядок ведения Реестра устанавливается ПравительствомПензенской области.
Селения, имеющие временный характер, непостоянный состав населениялибо являющиеся объектами служебного назначения (железнодорожные будки, домалесников, селения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путейсообщения, метеостанции), а также одиночные дома самостоятельными населеннымипунктами не являются и учету не подлежат. Указанные селения числятся заблизлежащими населенными пунктами.
Все изменения учетных данных административно-территориального устройства Пензенскойобласти, осуществленные в соответствии с ЗакономПензенской области от 9 марта 2005 г. N 774-ЗП «Обадминистративно-территориальном устройстве Пензенской области», на основаниипринятых нормативных правовых актов Пензенской области вносятся в обязательномпорядке в Реестр административно-территориальных образований Пензенской областине позднее чем в месячный срок со дня принятия соответствующего правового акта. Официальнаякопия Реестра административно-территориальных образований Пензенской области набумажном и электронном носителях по состоянию на 1 января ежегодно передается вЗаконодательное Собрание Пензенской области в срок до 1 февраля года,следующего за отчетным. [5]. § 2.2 Полномочия губернатора, Правительства,Законодательного Собрания Пензенской области
 
Полномочиягубернатора Пензенской области.
Губернатор Пензенской области является высшим должностным лицомПензенской области и возглавляет высший исполнительный орган государственнойвласти Пензенской области — Правительство Пензенской области. [7, ст.1]. Гражданин РоссийскойФедерации наделяется полномочиями Губернатора Пензенской области попредставлению Президента Российской Федерации Законодательным СобраниемПензенской области и вступает в должность в порядке, определяемом федеральнымзаконодательством и Уставом Пензенской области [7, ст.2].
Согласно п.1ст. 38 Устава Пензенской области губернатор Пензенской области наделяетсяследующими полномочиями:
1) обеспечивает и защищает права и свободы граждан,территориальную целостность Пензенской области, законность и правопорядок;
2) обнародует Устав Пензенской области, законы Пензенской области;
3) имеет право отклонить законы, принятые ЗаконодательнымСобранием Пензенской области, кроме законов о внесении изменений в УставПензенской области и законов Пензенской области, одобренных при повторномрассмотрении в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов отустановленного числа депутатов Законодательного Собрания;
4) определяет основные направления социально-экономическойполитики и развития внешнеэкономических связей Пензенской области;
5) представляет Пензенскую область в отношениях с федеральнымиорганами государственной власти, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлениивнешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашенияот имени Пензенской области
6) назначает в соответствии с федеральным законом члена СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителя отисполнительного органа государственной власти Пензенской области;/>
7) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительнойвласти Пензенской области с иными органами государственной власти Пензенскойобласти/> и в соответствии с законодательством Российской Федерацииможет организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Пензенскойобласти с федеральными органами исполнительной власти и их территориальнымиорганами, органами местного самоуправления и общественными объединениями
8) в соответствиис установленной законом Пензенской области системой исполнительных органовгосударственной власти Пензенской области определяет структуру исполнительныхорганов государственной власти Пензенской области
9) формирует Правительство Пензенской области и принимает решениео его отставке;
10) формирует аппарат Правительства Пензенской области, назначаетна должность и освобождает от должности его сотрудников, применяет к ним мерыпоощрения, привлекает их к ответственности;
11) в пределах своих полномочий награждает наградами Пензенскойобласти, присваивает почетные звания и классные чины;
12) учреждает средства массовой информации и официальные изданияисполнительных органов государственной власти Пензенской области;
13) вправе участвовать в работе Законодательного СобранияПензенской области с правом совещательного голоса;
14) обладает правом законодательной инициативы в ЗаконодательномСобрании Пензенской области;
15) вправе распускать Законодательное Собрание Пензенской областив соответствии с федеральным законодательством и Уставом Пензенской области;
16) в установленных Федеральным законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» случае ипорядке вносит в Законодательное Собрание Пензенской области проект законаПензенской области о роспуске представительного органа муниципального образования;
17) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральнымзаконом «Об общих принципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации», другими федеральными законами, Уставом Пензенской области изаконами Пензенской области.[3]
В пределах своих компетенции и полномочий Губернатор Пензенскойобласти издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения натерритории Пензенской области, которые не должны противоречить КонституцииРоссийской Федерации, федеральным законам, указам Президента РоссийскойФедерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Пензенскойобласти и законам Пензенской области./> Акты, имеющиенормативный характер, издаются в форме постановлений Губернатора Пензенскойобласти. Акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряженийГубернатора Пензенской области. [7, ст. 4]./>ПолномочияПравительства Пензенской области.
ПравительствоПензенской области является высшим постоянно действующим исполнительным органомгосударственной власти Пензенской области и возглавляет иные органыисполнительной власти.Правительство Пензенской областиобеспечивает исполнение на территории области Конституции Российской Федерации,федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,Устава Пензенской области, законов и иных нормативных правовых актов Пензенскойобласти. [3, ст. 41].
ПравительствоПензенской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечениюкомплексного социально-экономического развития Пензенской области. [4, ст. 11].
На основаниипункта 2 статьи 11 Закон Пензенской области от 22 декабря 2005г. N 906-ЗПО «ОПравительстве Пензенской области»(далее по тексту Закон N 906-ЗПО) ПравительствоПензенской области в пределах своих полномочий:
1.   руководит работойисполнительных органов государственной власти Пензенской области и контролируетих деятельность;
2.     можетдля осуществления своих полномочий создавать территориальные органыисполнительных органов государственной власти Пензенской области, назначатьсоответствующих должностных лиц;
3.     формируетисполнительные органы государственной власти Пензенской области, утверждаетположения о них, устанавливает предельную численность их работников и размерассигнований на содержание исполнительных органов государственной властиПензенской области в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджетеПензенской области;
4.     обеспечиваетна территории Пензенской области исполнение Конституции Российской Федерации,федеральных законов, Устава Пензенской области, законов Пензенской области,постановлений и распоряжений Губернатора Пензенской области, иных нормативныхправовых актов Российской Федерации и Пензенской области;
5.     управляети распоряжается собственностью Пензенской области в соответствии с федеральнымзаконодательством, Уставом Пензенской области, законами и иными нормативнымиправовыми актами Пензенской области;
6.     управляетгосударственным долгом Пензенской области, осуществляет заимствования. [6]
ПолномочияПравительства в сфере экономики.
ПравительствоПензенской области:
1.        совместнос соответствующими федеральными органами обеспечивает проведение государственнойэкономической политики;
2.        разрабатываетгосударственную инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
3.        разрабатываети реализует государственную политику в рамках полномочий, установленныхфедеральными законами, в сфере внешнеэкономической деятельности,экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
4.        обеспечиваетединство экономического пространства и свободу экономической деятельности,свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
5.        разрабатываетпрогноз социально-экономического развития Пензенской области, проекты программсоциально-экономического развития и готовит отчеты об их выполнении дляпредставления Губернатору и в Законодательное Собрание, организует выполнениесоциально-экономических, научно-технических и других инновационных программ;
6.        врамках полномочий осуществляет меры по развитию предпринимательства;
7.        принимаетмеры по защите интересов отечественных и местных производителей товаров. [6,ст. 12]
Полномочия Правительства в сфере финансов, кредита, денежногообращения и ценообразования.
ПравительствоПензенской области:
1.  участвуетв проведении единой государственной политики в области финансов;
2.  разрабатываетдля представления в Законодательное Собрание проекты бюджета, бюджетатерриториального фонда обязательного медицинского страхования;
3.  обеспечиваетисполнение бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинскогострахования;
4.  составляетотчеты об исполнении бюджета Пензенской области, бюджета территориального фондаобязательного медицинского страхования и вносит на рассмотрениеЗаконодательного Собрания;
5.  составляетотчет об исполнении консолидированного бюджета;
6.  представляетмежбюджетные трансферты из бюджета Пензенской области;
7.  управляетгосударственным долгом Пензенской области.[6, ст. 13].
Также Правительство Пензенской областиосуществляет полномочия в следующих сферах:
1.              в сфере промышленности, транспорта и связи.
2.              сфере строительства, архитектуры иградостроительства, энергетики, коммунального и дорожного хозяйства./>
3.              в сфере агропромышленного комплекса
4.              в сфере торгового обслуживания, развития потребительского рынка иуслуг
5.              в сфере управления собственностью Пензенской области.
6.              в социальной сфере.
7.              в сфере науки, культуры, образования./>
8.              в сфере лесных отношений, природопользования и охраны окружающейсреды.            
9.              в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций и пожарной безопасности.
10.            в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации.
11.            в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности, прави свобод граждан. [6]./>КомпетенцияЗаконодательного Собрания Пензенской области.
На основаниипункта 1 статьи 17 Устава Пензенской областиЗаконодательноеСобрание Пензенской области состоит из 45 депутатов и является постояннодействующим высшим и единственным органом законодательной власти Пензенскойобласти.[3]
В компетенцииЗаконодательного Собрания Пензенской области находятся:
1.  принятиеУстава области, законов, иных нормативных правовых актов, внесение в нихизменений и дополнений, осуществление контроля за их исполнением, толкованиезаконов Пензенской области;
2.  принятиеправовых актов по вопросам изменения территории и наименования Пензенскойобласти в случае согласия на это граждан Российской Федерации, проживающих вПензенской области, выраженного на референдуме Пензенской области;
3.  назначениев установленном порядке референдума Пензенской области, выборов депутатовЗаконодательного Собрания Пензенской области;
4.  принятиеправовых актов по вопросам административно-территориального устройстваПензенской области;
5.  учреждениесредств массовой информации и официальных изданий Законодательного Собрания;
6.  принятиеправовых актов о досрочном прекращении полномочий Губернатора Пензенской областив случаях, предусмотренных Уставом Пензенской области;
7.  утверждениеструктуры и фонда оплаты труда работников аппарата Законодательного Собрания,сметы расходов Законодательного Собрания;
8.   />утверждениепо представлению Губернатора Пензенской области планов и программсоциально-экономического развития Пензенской области, вносимых в них измененийи дополнений, осуществление контроля за их реализацией;
9.   утверждениепо представлению Губернатора Пензенской области бюджета Пензенской области,вносимых в него изменений и дополнений, отчета о его исполнении;
10. />установление в соответствии с Налоговым кодексомРоссийской Федерации региональных налогов и порядка их уплаты;
11. установление порядка управления и распоряжения собственностьюПензенской области;
12. определение в соответствии с федеральным законодательствомпорядка использования земли и других природных ресурсов, относящихся ксобственности Пензенской области;
13. учреждение наград и почетных званий Пензенской области,утверждение положений о них;
14. осуществление иных полномочий, установленных КонституциейРоссийской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, УставомПензенской области и законами Пензенской области. [3, ст. 22]./>
В пределахсвоей компетенции Законодательное Собрание Пензенской области принимает законыПензенской области и постановления Законодательного Собрания./>Законы Пензенской области принимаются большинством голосов от установленногочисла депутатов Законодательного Собрания, постановления ЗаконодательногоСобрания — большинством голосов от числа избранных депутатов ЗаконодательногоСобрания, если иное не предусмотрено федеральным законом, открытым, в том числепоименным, или тайным голосованием в порядке, определенном законами Пензенскойобласти и Регламентом Законодательного Собрания. [3, ст. 24].
Заключение
Основная сфераведения субъекта РФ определяется исходя из статьи 73 Конституции РФ, согласнокоторой вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместноговедения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственнойвласти. Подобный конституционный метод определения предметов ведения субъектовфедерации предполагает установление ими в своих конституциях, уставах кругаобщественных интересов, в котором органы государственной власти субъектов РФмогут осуществлять свои полномочия. Этот перечень должен быть исчерпывающим,только при таких условиях можно будет определить компетенцию органагосударственной власти субъекта РФ как «совокупность его полномочий попредметам ведения, определенным в конституции, уставе субъекта РФ», т.е. таккак требует федеральный закон. Однако, как свидетельствует анализ конституций,уставов субъектов федерации, большинство субъектов РФ идет по пути закрепленияв своих конституциях, уставах только основных сфер деятельности, таких как:административно-территориальное устройство; установление системы органовгосударственной власти; государственная собственность и управление ею и др.Причем во всех случаях этот перечень носит открытый характер. Естественно, чтона практике этот перечень вопросов гораздо шире, поэтому субъекты РФ, определяякомпетенцию своих государственных органов, идут, прежде всего по путизакрепления предметов ведения этих органов в соответствующих региональныхзаконах.
В ходеисследования было установлено, чтопредметы ведения — конституционнозакрепленная сфера общественных отношений, правовое регулирование которойосуществляют соответствующие органы государственной власти федерации и еесубъектов. Полномочия — юридически закрепленные за органом государственнойвласти (должностным лицом, выполняющим управленческие функции) права иобязанности принимать правовые акты и осуществлять иные властные действия,направленные на решение конкретных задач и выполнение функций этого органа.Являются составной частью компетенции соответствующего органа.
Среди полномочийсубъекта федерации необходимо различать собственныеполномочия,вытекающие из исключительных предметов ведения субъекта федерации, и приобретенныеим в результате делегирования их со стороны федерального центра. Различиямежду ними заключаются, по крайней мере, в том, что, во-первых, собственныефункции и полномочия принадлежат самим субъектам федерации, являютсяпостоянными и не могут быть отобраны у него на законных основаниях. Субъектыфедерации пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению. Приобретенныефункции и полномочия являются временными, делегированными на определенный срок,даже если этот срок точно не указан, и могут быть отозваны федеральным центром.Эти функции и полномочия вытекают из предметов ведения федерального центра.
Для осуществлениясобственных полномочий субъект федерации должен иметь свои самостоятельныеисточники доходов, прежде всего, за счет собственных налоговых поступлений. Онидолжны быть закреплены за субъектом федерации на постоянной основе налоговымзаконодательством. Исполнение же приобретенных функций и полномочий должно финансироватьсяза счет средств, передаваемых субъекту федерации целевым назначениемфедеральным центром вместе с делегированием соответствующих функций иполномочий.
Используетсяи такой способ распределения функций и полномочий, как договоры и соглашения междуфедеральными органами государственной власти и органами власти субъектовфедерации. Такие договоры и соглашения тоже можно считать нормативными актами,поскольку они подлежат утверждению соответствующими федеральными ирегиональными законами. Ценность такого рода договоров и соглашений заключаетсяв том, что они позволяют уточнить полномочия субъектов федерации, если этиполномочия определены в Конституции государства по остаточному принципу; учестьв большей мере, чем это возможно в законодательстве, региональные особенности,характерные для субъектов федерации; узаконить передачу отдельных функций,полномочий и финансовых средств от федеральных органов власти региональным иобратно.
На долю субъектов федерации обычно выпадают тепредметы ведения и вытекающие из них проблемы, решать которые легче,эффективнее и быстрее на региональном уровне. Кроме того, исходя из смысласубсидиарности как дополнительности, данный принцип предполагает оказаниепомощи субъекту федерации со стороны федерального центра. Но роль его должнабыть именно дополняющей.
Таким образом, принцип субсидиарности придостаточно полной и последовательной реализации способен выполнятьмногофункциональную роль. Благодаря ему система управления может стать болееэффективной и одновременно более экономичной, поскольку соблюдениесубсидиарности призвано разгрузить федеральный центр, освободить его от задач,решить которые с большим успехом и с меньшими затратами способен сам субъектфедерации. В этом случае достигается еще одно преимущество: решения принимаютсяна таком уровне власти, который приближен к населению, и оно может с большимоснованием требовать от власти выполнения возложенных на нее обязанностей.
Предметы ведения и полномочия Пензенской областиопределяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами, договорами между федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти Пензенской области, Уставом Пензенской области.
Заключение ирасторжение договоров Пензенской области утверждается законом Пензенскойобласти.
Вне пределовведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметамсовместного ведения Российской Федерации и Пензенской области Пензенскаяобласть обладает всей полнотой государственной власти на своей территории,осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов ииных нормативных правовых актов.
Предметыисключительного ведения Пензенской области являются следующие:
принятие,изменение и дополнение Устава Пензенской области, законов и иных нормативныхправовых актов Пензенской области, контроль за их соблюдением в рамках,предусмотренных федеральным законодательством;
определениеадминистративно-территориального устройства Пензенской области;
владение,пользование и распоряжение собственностью Пензенской области в соответствии сдействующим законодательством;
иные вопросы,отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Пензенскойобласти к ведению Пензенской области.
ЗаконПензенской области от 8 июля 2002 г. N 375-ЗПО «Об управлении собственностьюПензенской области» регулирует отношения по владению, пользованию ираспоряжению собственностью Пензенской области. Основными целями ЗаконаПензенской области N 375-ЗПО «Об управлении собственностью Пензенской области»является определение полномочий органов государственной власти Пензенскойобласти по управлению и распоряжению собственностью Пензенской области иобеспечение ее эффективного использования.
Административно-территориальное устройство (деление) Пензенской области — территориальнаяорганизация Пензенской области, представляющая собой систему входящих в составПензенской области административно-территориальных образований.
ГражданинРоссийской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Пензенской области попредставлению Президента Российской Федерации Законодательным СобраниемПензенской области и вступает в должность в порядке, определяемом федеральнымзаконодательством и Уставом Пензенской области.
ГражданинРоссийской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Пензенской области попредставлению Президента Российской Федерации Законодательным СобраниемПензенской области и вступает в должность в порядке, определяемом федеральнымзаконодательством и Уставом Пензенской области.
ГубернаторПензенской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации,федеральными законами, Уставом и законами Пензенской области: обеспечивает изащищает права и свободы граждан, территориальную целостность Пензенской области,законность и правопорядок; определяет основные направлениясоциально-экономической политики и развития внешнеэкономических связейПензенской области; представляет Пензенскую область в отношениях с федеральнымиорганами государственной власти, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлениивнешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашенияот имени Пензенской области, выполняет также другие функции, которые находятсяв его компетенции.
ПравительствоПензенской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечениюкомплексного социально-экономического развития Пензенской области, участвует впроведении единой государственной политики в области финансов, науки,образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; осуществляет в пределахсвоих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свободчеловека и гражданина, охране собственности и общественного порядка,противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; разрабатывает для представления Губернатором Пензенскойобласти в Законодательное Собрание Пензенской области проект бюджета Пензенскойобласти, а также проекты программ социально-экономического развития Пензенскойобласти; обеспечивает исполнение бюджета Пензенскойобласти и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнениипрограмм социально-экономического развития Пензенской области для представленияГубернатором Пензенской области в Законодательное Собрание Пензенской области.
В компетенцииЗаконодательного Собрания Пензенской области находятся: принятие УставаПензенской области, законов Пензенской области, иных нормативных правовыхактов, внесение в них изменений и дополнений, осуществление контроля за ихисполнением, толкование законов Пензенской области; осуществлениезаконодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;избрание в соответствии с федеральным законом члена Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации — представителя от Законодательного Собрания;принятие правовых актов по вопросам изменения территории и наименованияПензенской области в случае согласия на это граждан Российской Федерации,проживающих в Пензенской области, выраженного на референдуме Пензенскойобласти, также другие полномочия установленные Конституцией РоссийскойФедерации, Федеральным законом «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами,Уставом Пензенской области и законами Пензенской области.
ПредседательЗаконодательного Собрания Пензенской области: представляет Пензенскую область иЗаконодательное Собрание Пензенской области в пределах своих полномочий вотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления,предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями,средствами массовой информации, гражданами в Российской Федерации, зарубежнымигосударствами; созывает сессии Законодательного Собрания, доводит до сведениядепутатов и населения место и время их проведения, а также проект повестки дня;осуществляет руководство подготовкой сессии Законодательного Собрания и вопросов,вносимых на рассмотрение Законодательного Собрания, ведет сессииЗаконодательного Собрания, выполняет другие функции, находящиеся в егокомпетенции.
Списоклитературы
1.        КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993г. // ИПС «Гарант» — 21.09.2007.
2.        Федеральныйзакон от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» // ИПС «Гарант» — 21.09.2007.
3.        УставПензенской области от 10 сентября 1996г. // ИПС «Гарант»- 25.09.2007.
4.        ЗаконПензенской области от 8 июля 2002 г. N 375-ЗПО «Об управлении собственностьюПензенской области» ИПС «Гарант»- 16.11.2007.
5.        ЗаконПензенской области от 9 марта 2005 г. N 774-ЗПО «Обадминистративно-территориальном устройстве Пензенской области» ИПС «Гарант»-2.10.2007.
6.        ЗаконПензенской области от 22 декабря 2005г. N 906-ЗПО «О Правительстве Пензенскойобласти» // ИПС «Гарант»- 25.09.2007.
7.        ЗаконПензенской области от 10 апреля 2006г. N 1005-ЗПО «О Губернаторе Пензенскойобласти» // ИПС «Гарант» — 21.09.2007.
8.        АбдулатиповР.Г. Федералогия- СПб.: Питер, 2004.-320с.
9.        БоброваН.А., Лучин.В.О. Конституционный строй и конституциализм в России.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-101с.
10.      ГагановаН. Принцип субсидиарности в российском федерализме// Федерализм.- 2006.-№4-с.133-140.
11.      ГлазуноваН.И. Система государственного управления: Учебник для вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-551с.
12.      Комментарийк Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Карповича.- М.: Юрайт-М,2002.-558с.// СПС «Гарант» — 21.09.2007
13.      Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации /под ред. ЛазареваВ.И., 2003.-341с.// СПС «Гарант» — 21.09.2007
14.      ПикулькинА.В. Система государственного управления: Учебник для вузов-3-е изд., перераб.и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-543с.
15.      СобянинС. Централизация и децентрализация в современном федеративном государстве//Федерализм- 2006.-№2- с. 70-88.
16. Фарукшин М.Х.Принципы разграничения предметов ведения и полномочий в федеративномгосударстве»// www.hrights.ru, — с.1-14.