КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: “География туризма в Республике Беларусь” Тема: “Предпосылки и перспективы развития туристических связей Республики Беларусь и Польши” Содержание Введение 1. Тенденции развития международного туризма 2. Развитие туризма в Республике Беларусь 2.1 Состояние туризма и туристической инфраструктуры в
Республике Беларусь 2.2 Основные направления развития туризма в Республике Беларусь 2.3 Региональная туристическая политика Республики Беларусь 3. Основные сведения о Республике Польша 4. Развитие туристических связей между Республикой Беларусь и Республикой Польша Заключение Список использованных источников
Введение Туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на его долю приходится около 10% мирового валового национального продукта. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30–35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.
По данным отчета, опубликованного Международным советом по туризму и путешествиям, в 2004 году в мире в сфере путешествий и туризма занято почти 73,7 млн. человек, что составляет 2,8% от общего числа работающих. Кроме того, в смежных отраслях туризм обеспечивает работой почти 214,7 млн. человек. В общей сложности, в индустрии туризма и сферах экономики, связанных с ней, занято 8,1% трудоспособных жителей Земли. По прогнозу, к 2014 году этот показатель вырастет до 8,6%.
Оборот индустрии в 2004 году достиг 5,49 млрд. долларов США. В 2014 он увеличится почти до 9,56 млрд. долларов США. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны.
Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д. Туризм оказывает положительное влияние на сохранение и развитие историко-культурного наследия, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, негосударственные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей
среды. Наиболее быстрорастущую долю туристов во всем мире представляют люди пожилого возраста. Они имеют достаточно средств, но очень требовательны к сервису. Снижается спрос на групповые поездки и активизируется индивидуальный туризм. Повышенным спросом пользуются туристско-экскурсионные маршруты с использованием автобусов. Растет интерес к корпоративному и семейному отдыху, специализированным турам по интересам.
Туристская деятельность по организации поездки “деловая”, в частности для участия или проведения конгрессов, фестивалей, бизнес встреч, относится к числу наиболее динамично развивающихся и наиболее выгодных видов путешествий. Ежегодные темпы роста этого вида туризма в мире составляют 8%. Данное направление в туризме дает вдвое больше дохода принимающей стороне, чем туризм по организации поездки “отдых”. Большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам и туры выходного
дня. Все более популярными становятся приключенческие и спортивные туры. Одним из самых перспективных видов туризма является экологический туризм. Интенсивно развивается туризм, использующий проведение специализированных спортивных и культурных мероприятий, особенно на рынке США и Японии. Целью данной курсовой работы является формирование целостного представления о туристическом потенциале Республики Беларусь, современном уровне его использования и приоритетах дальнейшего
развития внутреннего и международного туризма. Особое внимание уделяется предпосылкам и перспективам развития туристических связей между Республикой Беларусь и Республикой Польша. 1. Тенденции развития международного туризма Туризм играет важную роль в мировой экономике. В 2005 году международный туризм продемонстрировал рост в среднем на 5,5%. По данным специализированного агентства при
ООН, число туристических прибытий в мире достигло максимального показателя за все время наблюдений – 800 млн. Более детальные исследования, проведенные Всемироной туристской организацией среди большого числа различных направлений, показывают, что в 2005 году туристические прибытия увеличились до 808 млн. В 2004 году они составляли 766 млн. Всего же за период с 2003 по 2005 год туристических прибытий стало на 100 млн. больше. Необходимо также подчеркнуть, что основные подсчеты велись за период с января по
октябрь-ноябрь 2005 года, тогда как декабрь во многих странах дает значительный прирост потока туристов. Среди регионов, продемонстрировавших наибольшие показатели, – Африка. В среднем по континенту рост туризма составляет 10%, при этом в Кении он более 26%, в Мозамбике – 37%, в Южной Африке – 11%, на Сейшелах – 7%. Рост туризма по странам Азии и Тихоокеанского региона был чуть ниже (7%).
Максимальные показатели у стран северо-восточной Азии (+10%), причем динамичнее всего в этом регионе развиваются Тайвань (+15%), Китай (+13%) и Япония (+9%). Неплохие результаты в странах Юго-Восточной Азии: Камбоджа (+35%), Лаос (+27%), Вьетнам (18%), Филиппины (14%) и Индия (13%). Не удалось выйти в плюс направлениям, серьезно пострадавшим цунами: на
Мальдивах зафиксировано 39% снижение турпотока, в Индонезии – 9%. Меньший спад наблюдается в Шри-Ланке (0,4%), однако, скорее всего, он гораздо больше, а “разница” компенсируется большим потоком миграции в этой стране. В Таиланде к июлю 2005 года снижение активности туристов составляло 6%, но уже в октябре аэропорт Бангкока отметил рост 4%. Америка в целом показала результаты слабее, чем предполагалось: рост в
Северной Америке – 6%, на Карибах – 5%. Прирост в США за 2005 год составил 8%, такой же результат у Мексики. Куба достигла 13% роста. Страны ближнего Востока вступили в фазу более спокойного развития по сравнению с предыдущими годами. Средний показатель по региону составил 7%. По отдельным странам: Египет (+6%), Дубай, ОАЭ (+7%), Иордания (+5%). Хорошую динамику показывают Бахрейн (+11%),
Саудовская Аравия (+21%) и Палестина (+5%). Хотя показатели в абсолютных цифрах у этих стран скромные. Скромный прирост потока демонстрирует и Европа – 4%. Однако благодаря общему высокому числу прибытий по Европе (400 млн.) даже небольшой процентный прирост означает достойные цифры – 18 млн. прибытий. Максимальные результаты по итогам года показали страны
Северной Европы (+7%) и Великобритания (+10%). Число прибытий в страны Средиземноморья и Южной Европы увеличилось на 6%. Настоящая звезда своего региона – Турция. Здесь рост туристического потока составил 20% – страна получила дополнительные 3,4 млн. прибытий и таким образом перешла отметку 20 млн. туристов в год. Другие страны – Испания (+6%), Хорватия (+7%). Израиль (+26%),
Сербия и Черногория (+27%). Центральная и Восточная Европа прибавили соответственно всего по 2% и 4%. Однако у балтийских стран совсем другие показатели – Латвия (+20%), Литва (+15%) и Эстония (+7%). В Западной Европе лучший результат у Германии и Швейцарии – по 6%. По данным ВТО, туризм продолжит рост примерно в тех объемах – 4–5%.
Тем не менее, есть несколько моментов, которые могут помешать этому прогнозу сбыться. Первый – терроризм. Второй – растущие энергозатраты, высокие цены на топливо, инфляция и спекулятивные интересы в этой сфере. До сих пор ни один из этих компонентов не был проблемой, но сейчас они так тесно переплелись, что могут изменить экономический сценарий. Ежедневные поступления от международного туризма, согласно последним исследованиям
Всемирной туристской организации, составляют порядка 2 млрд. долл. в день. В 2005 году общая сумма расходов в этой сфере составила 682 млрд. долл что на 49 млрд. долл. (на 3,4%) превышает показатели 2004 года. Если к этому прибавить 130 млрд. долл израсходованных иностранными туристами на перевозку, то общая сумма туристического экспорта превысит 800 млрд. долл. А это – 6% общемирового экспорта товаров и услуг, что сопоставимо с экспортом автомобильной и химической
промышленности. Доли участия различных регионов в этом общем росте выглядят следующим образом: объем туристических расходов в Европе вырос на 19 млн. долл. и составил 347 млн. долл. (51% от общемирового объема); в Америке рост составил 13 млрд. долл. (всего 145 млрд. долл или 21%); Азиатско-Тихоокеанский регион – рост на 11 млрд. долл. (всего 139 млрд. долл или 20%); Ближний Восток – вырос на 3 млрд. долл. (всего 29 млрд. долл или 4% от общемирового объема расходов);
Африка – прибавила 2 млрд. долл. и достигла 21 млрд. долл. По темпам роста можно составить следующий рейтинг: Африка (+7,8%), Ближний Восток (+5,8%). Азия и Тихий океан (+4, 5%), Америка (+4, 3%), Европа (+2,3%). Расходы растут быстро, но еще быстрее растет число международных туристических прибытий – в 2005 году их было на 5, 6% больше, чем в 2004 году.
И опять Африка впереди всех – общий показатель роста въездного туризма по региону составил 10%, затем идет Ближний Восток – 9, 5%, Азиатско-Тихоокеанский регион – 7,8%, Америка – 6,1%. Замыкает перечень Европа с 4% роста. Невысокие темпы притока доходов от туризма по сравнению с ростом самих прибытий объясняются в первую очередь довольно осторожным ростом делового туризма в его дорогом сегменте, одновременно значительным
увеличением объема краткосрочных поездок, в том числе туристических. 2. Развитие туризма в Республике Беларусь 2.1. Состояние туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет
ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Среди них: • близость к Западной Европе, Скандинавии – туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом; • соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма; • древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость); • богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья,
реликтовый лес – Беловежскую пущу и т.д. В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.
По состоянию на 1 января 2005 года в республике насчитывается 279 средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость превышает 23 тыс. мест. Количество работающих в данной сфере составляет около 6,7 тыс. человек. Гостиницы находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 71 единицу,
или 25% от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38% всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45% от общего объема. Это связано с тем, что частные средства размещения находятся, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает
иностранных граждан. Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса “однозвездочная”. Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа представителей стран – России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании,
Латвии, США. Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3 тыс. объектов общественного питания, расположенных в общедоступной сети. Учитывая важное географическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров. Актуальным является и развитие сети организаций быстрого питания, позволяющих при относительно небольших
материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тыс. организаций быстрого питания. Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Число таких организаций в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по их поддержке и развитию.
Таким образом, в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует больших затрат на ее обновление и совершенствование. Основные показатели деятельности туристических организаций за 2000–2004 годы (данные Министерства статистики) представлены в таблице 1. Таблица 1 – Показатели деятельности туристических организаций
Год Число организаций, оказывающих туристские услуги Численность работающих в сфере туризма, человек Принято иностранных туристов, человек Отправлено туристов за рубеж, человек Прибыль от туризма, млн. рублей 2000 415 4095 60224 1289034 738,6 2001 419 4004 61491 1386660 840,6 2002 408 3072 63484 1436483 896,4 2003 400 2346 64289 1108237 986,7 2004 576 2721 67517 514593 1157,9 Таким образом, за 2000–2004 годы количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, увеличилось на 7293 человека к уровню 2000 года, что соответствует 112,1% роста;
а количество граждан, выехавших за рубеж с туристскими целями, уменьшилось на 774441 человека к уровню 2000 года. В 2004 году в республику прибыло 67517 иностранных туристов, или 105% к уровню 2003 года (в разрезе областей данная информация представлена в таблице 2). Таблица 2 – Прибытие и выезд за рубеж за 2003 и 2004 годы Число прибывших иностранных туристов Число туристов, выехавших за рубеж 2003 год 2004 год в процентах 2003
год 2004 год в процентах Республика Беларусь 64289 67517 105,0 1108237 514593 46,4 Брестская область 1678 5883 в 3,5 раза 244686 62596 25,6 Витебская область 8065 8078 100,2 27075 35195 130,0 Гомельская область 584 917 157,0 34445 45924 133,3 Гродненская область 10256 5445 53,1 466222 15304 в 3,3 раза г.
Минск 42219 46355 109,8 316115 328277 103,8 Минская область 967 463 47,9 5830 12055 в 2,1 раза Могилевская область 520 376 72,3 13864 15242 109,9 В результате полученная в 2004 году прибыль от туризма по сравнению с 2000 годом увеличилась на 419,3 млн. рублей, что составляет 156,8% роста. Платежный баланс Республики Беларусь по услугам и статье “поездки” в разрезе деловых и личных поездок представлен
в таблице 3. Таблица 3 – Доля туристских услуг в экспорте-импорте услуг Статьи платежного баланса 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год Экспорт Поездки – всего, в том числе: 93,2 174,9 192,5 266,8 294,9 Деловые 28,1 79,2 78,7 107,4 100,6 Личные 65,1 95,7 113,8 159,4 194,3 Импорт Поездки – всего, в том числе: 243,2 508,0 558,5 492,8 445,7
Деловые 103,7 156,0 140,7 100,6 64,2 Личные 139,5 352,0 417,8 392,2 381,5 Сальдо Поездки, всего -150,0 -333,1 -366,0 -226,0 -150,8 Как видно из таблицы 3, импорт по статье “поездки” превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка Республики Беларусь, экспорт туристских услуг в 2004 году составил 294,9 млн. долларов
США и увеличился по сравнению с 2003 годом на 10,5%. Импорт в 2004 году сократился на 6,9% и составил 445,7 млн. долларов США. Исходя из этого, в течение двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг. В 2004 году отрицательное сальдо уменьшилось на 75 млн. долларов США. Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма:
выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют другие, более существенные факторы. Во-первых, ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций. Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем необходимо
совершенствование системы учета в туризме. Анализ основных тенденций конъюнктуры внешних рынков и их влияние на определение приоритетов отрасли можно проследить через структуру туристского потока в Республику Беларусь (таблица 4). Таблица 4 показывает основные рынки экспорта туристских услуг. Однако необходимо учитывать, что эти данные включают только организованных туристов, сюда не входят лица, посещающие Беларусь в личных и деловых целях.
Иными словами, эти данные не полностью отражают структуру рынков по въезду в Беларусь. Для более полной картины необходимы сведения о пересечении государственной границы, а также целей путешествий. Таблица 4 – Структура туристического потока Количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, по годам № Наименование страны 2000 2001 2002 2003 2004 1
Польша 13464 11755 11028 10287 5563 2 Россия 11257 9929 7343 6801 11681 3 Латвия 6364 7603 6359 7665 4978 4 Великобритания 6197 8915 9117 3282 5222 5 Германия 5669 4952 6147 7067 8542 6 Израиль 3723 882 1119 755 2515 7 США 2881 4768 2855 3376 5518 8 Литва 1949 2744 6734 7458 5317 9 Италия 1463 1642 2067 4225 4533 10 Кипр 1101 1375 1258 2602 1179 11
Эстония 953 572 268 727 840 12 Австрия 534 598 733 593 723 13 Украина 449 540 710 645 919 14 Нидерланды 427 502 648 1347 954 15 Франция 387 700 581 486 759 16 Швеция 380 348 412 415 1093 17 Япония 323 243 390 383 428 18 Бельгия 197 182 313 322 497 19 Чехия 189 139 152 389 148 20 Сирия 144 106 160 76 44
Проанализировав данные таблицы 4 о структуре туристского потока, можно сказать, что приоритетными для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль. Необходимо отметить, что основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются: • образ
Республики Беларусь как страны, проблематичной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; • действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь; • неразвитая туристская инфраструктура, износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (двух трехзвездочных) с современным уровнем
комфорта; • отсутствие практики создания субъектами хозяйствования Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру; • практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом; • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе
вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; • несоответствие цены и качества размещения в гостиницах. 2.2 Основные направления развития туризма в Республике Беларусь В Республике Беларусь разработана Национальная программа развития туризма на 2006–2010 годы. Ее цель – создание необходимой инфраструктуры в туристских зонах, эффективное и рациональное использование
природных ресурсов и историко-культурного наследия Республики Беларусь, а также развитие внутреннего и въездного туризма. Основными направлениями развития туризма являются: 1. Транзитный и трансграничный туризм Исходя из геополитического положения страны предопределено: • развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких
дней, с посещением туристских достопримечательностей, расположенных вдоль автомагистралей и транспортных коридоров; • организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств; • создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Коссово и др.). 2.
Познавательный туризм Для развития познавательного туризма предусматривается использование богатого культурно-исторического наследия Республики Беларусь и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями. Программой предусматривается: • создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей народов, проживающих на территории нашей республики; • более эффективное
использование возможностей имеющихся туристских ресурсов для организации ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах; • более активное вовлечение молодежи к путешествиям по родному краю в целях воспитания уважения к историческому прошлому. 3. Агроэкотуризм Предусматриваются следующие направления развития: • создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной
местности; • активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах; • создание комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов; • создание условий для ознакомления с природным потенциалом Республики Беларусь, активного отдыха на природе, в том числе: • организация туристских походов с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре; • организация эколого-образовательных, эколого-просветительных
туров для разных возрастных и социальных групп населения, в том числе групп, специализированных по интересам (уникальные ландшафты, ценные водно-болотные или лесные угодья, знакомство с флорой и фауной, редкими и исчезающими видами растений и животных и т.д.); • фотоохота на представителей животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях. Разновидностью агроэкотуризма может стать водный туризм. Данный вид туризма может быть реализован в виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных
в комбинированные многодневные туристские маршруты и путешествия белорусских и иностранных туристов на комфортабельных судах по водным путям республики. С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается на Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря, а также на реках
Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля. Организация и проведение водных маршрутов на спортивных судах типа “байдарка”, малогабаритных весельных лодках по Березинской водной системе, Августовскому, Огинскому, Днепро-Бугскому каналам. Создание пунктов проката с флотом (лодки прогулочные, походные, байдарки, каяки, водные велосипеды), групповым и личным туристским снаряжением, необходимым инвентарем для активного
отдыха. Программой предусмотрено строительство пассажирских судов и плавательных средств соответствующего класса и уровня комфортности, создание береговой и плавучей инфраструктуры в опорных точках маршрутов. 4. Спортивный туризм Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся инфраструктуры предопределили два основных направления в развитии спортивного туризма: • организация спортивных походов и других туристско-спортивных мероприятий, в которых туристы являются участниками;
• посещение крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями. Развитие этих направлений спортивного туризма предусмотрено осуществлять как для жителей республики, так и для иностранных туристов. Развитие активных форм туризма, связанных со значительными физическими нагрузками, ориентировано на молодежь и физически здоровых людей среднего возраста. Для организации туристских походов различных категорий сложности разработаны, приняты и рекомендованы
специальные туристские маршруты в различные районы Беларуси с благоприятными природными ресурсами – в Поозерье, Понеманье, Приднепровье, Полесье, Центральную Беларусь. 5. Рекреационный и оздоровительный туризм Основой для развития рекреационного и оздоровительного туризма является эффективное и рациональное использование
природных ресурсов и имеющейся инфраструктуры туризма. В этой связи предусматривается: • более широкое использование в туристских целях имеющейся санаторно-курортной базы республики; • обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях с расширением спектра предлагаемых туристских услуг; • создание летних туристско-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок для отдыха; • расширение географии
предлагаемых иностранным туристам санаторно-курортных учреждений; • рациональное использование природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, таких, как минеральные воды, торфогрязи, сапропели, типы торфов и др. 6. Деловой туризм Рост деловой активности, расширение международных контактов является серьезной предпосылкой для развития делового туризма. Основное внимание будет уделено: • развитию туристско-экскурсионных услуг для участников международных
конгрессов, конференций, симпозиумов; • организации международных торговых выставок, ярмарок; • созданию условий для оказания туристско-экскурсионных услуг при проведении международных смотров научно-технических достижений на базе крупных научных центров и промышленных организаций. 7. Религиозный туризм Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Определено два направления его развития: • поклонение главным религиозным святыням за пределами
Республики Беларусь (для православных и иудеев – Святой Земли, для католиков – Гроба Господня и Рима, для мусульман – Мекки и Медины); • посещение религиозных святынь на территории Республики Беларусь как жителями страны, так и иностранцами. Религиозный туризм предусматривается развивать при координации деятельности туристских организаций,
религиозных конфессий и местных органов власти. 2.3 Региональная туристская политика Республики Беларусь Региональная туристская политика в Республике Беларусь направлена на развитие въездного и внутреннего туризма, повышение значимости регионов в развитии туристской отрасли и тесно связана с экономической концепцией развития территорий. Ее основу составляют: • создание структуры управления туризмом, позволяющей
эффективно управлять и с максимальной выгодой для экономики регионов использовать имеющиеся на их территории ресурсы и материальную базу независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности при условии охраны окружающей среды; • создание конкурентоспособного туристского продукта, удовлетворяющего экономическим, социальным, эстетическим потребностям населения при сохранении природного и историко-культурного потенциала; • разработка механизмов по привлечению внутренних и внешних инвестиций; • удовлетворение спроса населения
на туристские услуги и товары; • развитие туристской индустрии на уровне мировых стандартов; • создание благоприятных условий для развития социального туризма всех групп населения. Для этого предусматривается: 1. Повышение эффективности использования имеющихся туристских ресурсов и материальной базы через создание 27 туристских зон и реализацию следующих мероприятий: • развитие придорожного сервиса (мотели, бистро). • туризма вдоль основных транспортных коридоров и автомагистралей,
обеспечив развитие транзитного, спортивного, познавательного туризма; • приведение материальной базы санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, профилакториев в соответствие с международными стандартами по сервису обслуживания в целях развития въездного и внутреннего, оздоровительного и делового туризма; • использование материальной базы сельскохозяйственных кооперативов и агрогородков для создания агротуристских комплексов, обеспечив развитие агроэкотуризма, познавательного, спортивного, оздоровительного и делового
туризма; • создание системы экологического и культурологического просвещения учащейся молодежи, используя основные туристские маршруты туристских зон и материальную базу центров, станций, туристских баз по детскому туризму Минобразования, обеспечив развитие социального, познавательного, спортивного, оздоровительного туризма, агроэкотуризма; • развитие сети одно двух трехзвездочных отелей посредством ремонта, реконструкции имеющихся гостиниц, повышения сервиса обслуживания, оказания дополнительных услуг, обеспечив развитие
транзитного, познавательного, делового туризма;. • развитие сети усадеб, сдача в аренду жилых домов в сельской местности, используя туристско-рекреационные ресурсы, обеспечив развитие оздоровительного, спортивного, агроэкотуризма, повышая благосостояние местного населения; • развитие сети домов охотника и рыболова, обеспечив рациональное использование потенциала природных комплексов для организации охотничьего, оздоровительного, познавательного, спортивного, делового туризма, развивая систему по оказанию дополнительных
услуг; • приведение в соответствие с мировыми стандартами объектов общественного питания и обслуживания в них, организация гастрономических туров, туров выходного дня, развивая национальную кухню и предлагая кухни стран мира, обеспечив развитие въездного и внутреннего туризма; • развитие инфраструктуры туризма вблизи объектов историко-культурного наследия (в том числе объектов религиозных конфессий, относящихся к памятникам архитектуры), обеспечив развитие социального, познавательного, религиозного, ностальгического
туризма; • развитие индустрии развлечений и организации досуга, используя объекты культуры и спорта, театры, кинотеатры, концертные залы, спортивные сооружения, обеспечив создание новых комплексов, аквапарков, боулингов, туристско-спортивных комплексов и т.д.; • обеспечение выпуска сувенирных изделий через открытие организаций по возрождению старинных национальных технологий; развитие центров ремесел и промыслов, организацию выставок-продаж изделий народных мастеров;
2. совершенствование системы управления туризмом на региональном уровне путем реализации следующих мероприятий: • создание региональных туристских центров, их представительств и филиалов в каждой туристской зоне; • открытие областных, региональных туристско-информационных центров и бюро в целях создания и продвижения туристского продукта в регионах. 3. развитие международных связей на региональном уровне, обеспечение развития въездного туризма через: • реализацию мероприятий добрососедства с породненными
городами, странами-соседями, создавая трансграничные туристские маршруты с регионами России – Гомельская, Могилевская, Витебская области, Украины – Брестская, Гомельская области, Литвы, Латвии – Гродненская, Брестская, Витебская области, Польши – Брестская, Гродненская области; • широкое использование проведения традиционных мероприятий областного,
районного уровня (фестивали, выставки), международные соревнования для пропаганды туристских возможностей регионов; • организация отдыха в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха с широким спектром дополнительных услуг. Программа предусматривает наращивание экспорта туристских услуг в разрезе территорий в том числе, реализацию мероприятий: в Брестской области: • повышение эффективности использования природных ресурсов и использование инфраструктуры Национального парка ”
Беловежская пуща”; • развитие инфраструктуры туризма вдоль международного транспортного коридора №2 Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва, вдоль автомагистрали Е-30, в районе контрольно-пропускных пунктов “Варшавский мост”, “Домачево”; • развитие инфраструктуры и эффективное использование водных систем Днепро-Бугского, Огинского каналов; • развитие инфраструктуры туризма
Еврорегиона “Буг”. В Витебской области: • развитие инфраструктуры и эффективное использование еврорегиона “Поозерье”, Березинской водной системы, инфраструктуры туризма Национального парка “Браславские озера”; • разработка трансграничных маршрутов с Псковской и Смоленской областями России с городами Витебск и Полоцк в рамках существующих договоров о сотрудничестве; • обеспечение туристско-экскурсионного
обслуживания, продвижение туристских возможностей регионов, используя проведение Международного фестиваля “Славянский базар” в Витебске; В Гомельской области: • разработка туристских трансграничных маршрутов в рамках еврорегиона “Днепр” с Брянской (Россия) и Черниговской (Украина) областями; • использование инфраструктуры туризма и ресурсов Национального парка “Припятский”; • развитие делового туризма, используя
экспортно-импортные операции с 70 государствами дальнего зарубежья, а также материальную базу и потенциал городов Гомель, Мозырь, Жлобин, Светлогорск, Речица, Туров; • обеспечение развития туристско-экскурсионного обслуживания, продвижения туристских возможностей регионов при проведении международных музыкальных, театральных фестивалей хореографического искусства, в том числе Международного фестиваля “Сожский хоровод” с участием 14 стран; • развитие спортивного
оздоровительного туризма в г. Мозырь, используя горнолыжный центр, в г. Жлобин – аквапарк, с привлечением любителей активного отдыха из России и Украины; • развитие инфраструктуры туризма в районе погранперехода “Новая Гута”. В Гродненской области: • развитие трансграничного туризма в рамках реализации программы еврорегиона “Неман” и с регионами Польши и
Литвы; • создание инфраструктуры, разработка туристских маршрутов в районе Августовского канала; • продвижение туристских возможностей, развитие туристско-экскурсионного обслуживания участников ежегодного Международного фестиваля творчества малых народов с посещением историко-культурного потенциала городов Гродно, Новогрудок, Мир, Лида, Ошмяны, Слоним, Волковыск и др. В Минской области: • эффективное использование республиканского горно-лыжного
центра “Силичи”, горнолыжного спортивно-оздоровительного комплекса “Логойск” в Логойском районе, парка отдыха “Якутские горы” в Дзержинском районе; • обеспечить развитие инфраструктуры туризма, создание конкурентно-способного туристского продукта в Нарочанской санаторно-курортной и туристской зонах, используя инфраструктуру туризма и ресурсы Национального парка “Нарочанский”, историко-культурный потенциал в дер.
Будслав, в Мядельском, Молодеченском, Вилейском районах; • продолжить создание агротуристского комплекса в Смолевичском районе на базе СПК “Первомайский и К”; • продолжить работу по развитию инфраструктуры туризма вблизи объектов показа в городах с богатым историко-культурным наследием: Несвиж, Заславль, г.п. Ивенец, Раков, Фаниполь, в Минском, Столбцовском,
Воложинском, Держинском районах в рамках культурно-туристской зоны “Несвиж-Мир”; Березинской панорамы в Борисовской туристской зоне, а также уникальных природных комплексов Березинского, Борисовского, Крупского районов; • продолжить работу по расширению возможностей развития оздоровительного и спортивного туризма через использование спелеолечебниц в г. Солигорск; развитию зон отдыха (сезонных и круглогодичных), используя потенциал и ресурсы
Любанского и Слуцкого районов в Слуцкой туристской зоне; • повысить эффективность туристско-экскурсионного обслуживания при проведении международных и республиканских фестивалей искусств в городах Молодечно, Несвиж, Борисов, Заславль и др а также при проведении ярмарок. В Могилевской области: • продолжить создание этнографической деревни XIX века в Могилевском районе, развитие инфраструктуры туризма вблизи объектов показа в городах
Могилев, Мстиславль, Шклов, Бобруйск, а также на территориях туристских зон; • развитие придорожного сервиса, инфраструктуры туризма вдоль автомагистрали Санкт-Петербург-Одесса-Москва-Варшава; Могилев-Минск, обустройство автодорожных переходов на погранпунктах “Звенчатка”, “Смольки”, “Кольцо”; • повысить эффективность туристско-экскурсионного обслуживания и продвижение туристских возможностей регионов при проведении
Международного музыкального фестиваля “Золотой шлягер”, фестиваля духовной музыки “Магутны Божа”; В Минске: • повысить эффективность использования имеющейся инфраструктуры туризма через проведение бизнес-семинаров, мероприятий по организации делового туризма; фестивалей искусств, международных соревнований, выставочных мероприятий, встреч в рамках содружества государств – участников СНГ; приведение инфраструктуры туризма в соответствие с мировыми стандартами; • создать конкурентоспособный
туристский продукт на базе культурно-туристских зон “Исторический центр города Минска – Верхний город, Троицкое предместье, Раковское предместье, Минское замчище” и “Лошицкий усадебно-парковый комплекс”; • развивать туристско-экскурсионное обслуживание, используя потенциал Ботанического сада, зоопарка, театров и студий, организацию гастрономических туров, туров
выходного дня, развивая национальную кухню и кухню стран мира. Таким образом, в условиях приоритетной поддержки развития туристской индустрии со стороны государства выполнение Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь обеспечит более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и прочих ресурсов, ориентированное на рынок труда и требования социально-экономического развития страны.
3. Основные сведения о Республике Польша Краткие сведения: Официальное название: Республика Польша. Столица Польши: Варшава (1,7 млн. жителей). Официальный язык: польский. Численность населения Польши: 38,6 млн. чел. (2006 год). Вероисповедание: большинство верующих – католики.
Присутствуют иудеи, лютеране и православные. Территория Польши: 312 685 км2, из них море – 8,7 тыс. км2. (по территории занимает 69 место в мире, 9 место в Европе). Соседние государства: Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Словакия, Чехия, Германия. Климат: континентальный, умеренный, с переменной погодой. Средние температуры января от -1 до -5°C (в горах до -8°C), июля от +17 до +19°C (в горах до +10°C).
Выпадение осадков: 500–800 мм на равнинах; в горах местами свыше 1000 мм в год. Политическая система: парламентская демократия. Польский флаг: двуцветное полотно – белый верх, красный низ. Польский герб: белый орел на красном фоне. Польский национальный гимн: “Мараш Домбровского” (Mazurek Dabrowskiego). Валюта: злотый (польский злотый). Время в Польше: GMT+1 (среднеевропейское плюс 1 час).
Экономическое развитие Польша – индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 16,6 тыс. долл. в год. В 2007 ВВП Польши, по предварительным данным, составил 632 млрд. долл. Полезные ископаемые: каменный и бурый угль, природный газ, сера (добыча серы составляет около 5 млн. тонн в год – одно из первых мест в мире), поваренная соль, медь, цинк, свинец, лесозаготовки.
Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности • машиностроение (одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования); • чёрная и цветная (крупное производство цинка); • химическая (серная кислота, удобрения, фармацевтические, парфюмерно-косметические товары, фототовары); • текстильная (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная); • швейная; • цементная; • производство фарфора и фаянса; • производство спортивных товаров (байдарки,
яхты, палатки). Сельское хозяйство В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Главные зерновые культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс. Польша является крупным производителем сахарной свёклы (свыше 14 млн. тонн в год), картофеля, капусты. Важное значение имеет экспорт яблок, клубники, малины, смородины, лука. Ведущая отрасль животноводства – свиноводство; молочно-мясное скотоводство, птицеводство (Польша –
один из крупнейших в Европе поставщиков яиц); пчеловодство. Развито морское рыболовство. Экспорт: машины и оборудование, автомобили, авиатехника, химическая продукция, металлы, топливо, продукты питания, текстиль, одежда. 4. Развитие туристических связей между Республикой Беларусь и Республикой Польша Для Беларуси, граничащей с государствами с относительно развитой системой
туризма – Польшей, Литвой, Россией, важное значение имеет развитие трансграничного туризма. При этом предусматривается посещение приграничных регионов как жителями соседних государств, так и иностранными туристами, приехавшими в эти страны. Это явится существенным резервом увеличения туристского потока в Беларусь. В настоящее время Республика Беларусь и Польша разрабатывают для туристов трансграничный маршрут по
Беловежской пуще. В реализации белорусско-польского проекта “Развитие трансграничного туризма в регионе “Беловежская пуща” участвуют Пружанский и Каменецкий районы Брестской области, Свислочский район Гродненской области и город Гайновка Подлясского воеводства (Польша). Программой кроме разработки пешеходного / велосипедного маршрута предусмотрено также широкое информирование
населения о возможностях трансграничного туризма в этом регионе. В Свислочском районе, в частности, уже определены объекты, которые будут включены в маршрут. Это памятники природы и истории, а также две агроусадьбы и база юных туристов, где можно остановиться на ночлег. Пока в регионе только два предпринимателя работают в сфере агротуризма. Однако со временем их количество вырастет, и впоследствии они также будут включены в маршрут.
На реализацию проекта планируется выделить около 185 тыс. евро. Свислочский район на информационное обеспечение проекта, обустройство стоянок для туристов, изготовление указателей и табличек, размещаемых по маршруту, уже получил около 12 млн. бел. руб. Идет развитие познавательного туризма, который ориентирован на ознакомление туристов с памятниками архитектуры, археологии, истории, природы, традициями и обычаями страны.
Перспективными направлениями развития въездного познавательного туризма в Беларуси являются: • использование общности истории и культуры Беларуси и соседних стран – Польши, Литвы, России, Украины для организации туров по местам важных исторических событий и мест деятельности выдающихся исторических личностей этих народов на территории нашей республики; • организация “ностальгических” туров
для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах, в первую очередь в Литве, Латвии, Польше, Израиле, США, Канаде; • ознакомление иностранных граждан с выдающимися памятниками белорусского каменного и деревянного зодчества, народным искусством и бытом, ремеслами и промыслами, национальной кухней. В Республике Беларусь идет развитие трансъевропейского коридора, который образует опорный каркас транспортной сети Беларуси. В настоящий момент существуют следующие трансъевропейские
коридоры: • №2 – Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва; • №9 – Стамбул-Бухарест-Киев-Гомель-Витебск-С. Петербург; • №9А – Гомель-Минск-Вильнюс-Клайпеда. Важное значение играют транспортно-коммуникационные коридоры для связи Беларуси с соседними странами и внутри страны: • Южные регионы России-Брянск-Гомель-Мозырь-Пинск-Брест- Варшава; •
Москва-Смоленск-Витебск-Полоцк-Рига; • Вильнюс-Глубокое-Полоцк-Великие Луки-С. Петербург; • Варшава-Белосток-Гродно-Вильнюс-С. Петербург; • Минск-Орша – Мстиславль-Костюковичи; • Москва-Рославль-Кричев-Рогачев-Бобруйск; • Белосток-Волковыск-Барановичи. Планируется строительство новой высокоскоростной пассажирской железнодорожной
линии Варшава-Брест-Минск-Москва со скоростью поездов 300 км/час. Заключение В Республике Беларусь необходимо сформировать и развивать высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс, обеспечивающий, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой – значительный вклад в развитие экономики страны (налоговые поступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества
рабочих мест, сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия и природного потенциала). Необходимо уделить внимание следующим направлениям: • формирование имиджа Беларуси как привлекательного туристского объекта; • формирование национального туристического продукта и обеспечение его качества в соответствии с мировым уровнем; • комплексное развитие туризма на основе поддержки и выбора оптимальных методов государственного регулирования отрасли.
В соответствии с данными направлениями следует сосредоточить внимание на первоочередных задачах: • обеспечение системы новых подходов государственного регулирования в туризме, отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности; • усиление роли государства в управлении туристской отраслью, через уполномоченный республиканский орган государственного управления; • совершенствование нормативной правовой базы развития туризма, механизма
государственного регулирования в этой сфере; • принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли; • развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов; • продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских услуг; • обеспечение развития малого предпринимательства, развитие объектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятости населения
в области туризма и обслуживающей сфере; • создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли. Выполнение данной программы внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Главный социальный эффект – в создании благоприятных условий для обеспечения иностранных граждан и граждан Республики Беларусь туристскими услугами. Это будет достигнуто за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета, укрепления материальной
базы туризма, потока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в индустрии туризма. Реализация данных мероприятий также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, производство сувенирной продукции, а также
подготовка и переподготовка кадров, что поможет решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи. Предполагается, что выручка за организацию туризма к 2010 году возрастет до 870141,2 млн. рублей, прибыль от туризма к 2010 году составит 18706,9 млн. рублей. Разработанные мероприятия будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа, приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродукта сферы
международного предпринимательства и делового сотрудничества. Список использованных источников 1. Законы и подзаконные акты 2. Закон Республики Беларусь “О туризме” №206–3 от 9 сентября 2007 г. 3. Указы Президента и постановления правительства 4. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 ”
О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь”. 5. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №372 “О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь”. 6. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001–2005 годы. 7. Национальная программа развития туризма в
Республике Беларусь на 2006–2010 годы. 8. Научная и учебная литература 9. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. М Аспект Пресс, 2002. 10. География международного туризма: страны СНГ и Балтии / авт сост. Л.М. Гайдукевич [и др.]. – Мн 2004. 11. Прогноз изменения окружающей природной среды
Беларуси на 2010–2020 гг. / под ред. В.Ф. Логинова. – Мн 2004.