Реферат
на тему «Предпосылки возникновенияполитической науки»
по дисциплине«Политология»
Киев 2011
Содержание
1. Предпосылкивозникновения политической науки
2.Предмет и категории политологии
Выводы
Литература
1. Предпосылкивозникновения политической науки
Политическая наука и политическое образование занимают важноеместо в современном обществе. Это определяется самой ролью политики в жизниобщества и даже в повседневной жизни каждого отдельного человека, в том числе тех людей, которые политикой не интересуются. Аполитичные люди, хотят они того или нет, вынуждены считаться с решениямиполитической власти и государства.
Аристотель отмечал, что политика коренится в самойприроде человека как существа, «обреченного» жить в коллективе, обществе, взаимодействовать с другими людьми. Поэтому знание политики отвечаетинтересам каждого человека, стремящегося понять свое место и роль в обществе, удовлетворять свои потребности, оказывать влияние на происходящиевокруг процессы. Политическаянаука и политическое образование призваны помочь людям строить своиколлективные взаимоотношения на принципах рациональности и гуманизма.
Политическое просвещениесуществует в любом современном демократическом обществе. Его главная цель — научить человекаадекватно ориентироваться в сложной социально-политической обстановке, сформировать у граждан уважение кдемократическому порядку,государственным и общественным институтам.
Одна из важнейших задачполитического образования — выработка у граждан устойчивого иммунитета, или, по крайней мере, критического отношения к различногорода идеологиям и догмам.Политическому использованию идеологий присуще достаточно одностороннее итенденциозное отражение действительности (под углом зрения собственных лозунгови программных установок),скептическое отношение (а то и нетерпимость) к идейным и политическимоппонентам, претензия науниверсальность собственных ценностей и т.п. Образ современного гражданина понеобходимости предполагает наличие критического мышления, с помощью которогогражданин может отличать действительно значимое от бесполезного, и прямовредного для себя лично, для общества; может принимать собственные, а ненавязываемые кем-либо извне решения.
Для того, чтобы обществомогло жить и развиваться относительно стабильно и свободно, крайне необходимообеспечить определенную автономию, свободу и «суверенитет» разныхсфер общественной жизни. Так, очень важно, чтобы политика не охватывала всесферы жизни, чтобы религия и церковь не влияла на дела образования, чтобыбизнес не диктовал свои правила всему обществу и пр.
Нет необходимостидоказывать, что у политики здесь особые возможности «выйти из рамок»– эти возможности предопределяются прежде всего тем, что политика используетсредства власти, принуждения, обязывания.
Именно поэтому цивилизованномуобществу важно удерживать политику (в частности, политическую борьбу) вопределенных рамках, недопускать такой «политизации», которая будет идти во вред обществу икаждому гражданину. Примером такой негативной политизации может служитьпретензия какой-либо одной идеологии (или политической силы) на доминирование вобществе, превращение какой-то отдельной идеологии в обязательное для всехмировоззрение.
Так что можно сказать,что целью политического образования является и пробуждение интереса к политике,и знакомство с основными закономерностями политического процесса – но также иформирование обоснованно критического отношения к политике и политическому.
Поэтому для современного политического образования характерныобщечеловеческие ценностные ориентации (стоящие заведомо выше политики), которые базируются на определенныхидейно-нравственных концепциях: христианской этике, либерализме, некоторых эмансипаторских идеяхсоциалистических учений и других.
Эти общечеловеческиеценностные ориентации исходят из духовно-нравственного плюрализма, свободы выбора, идеалов и мировоззрения, признания человека, его жизни, свободы и достоинства высшейценностью, «меройвсех вещей».
Начало формированияполитологии относится к 70-80-м годам XIX века, когда в США начала возникатьнастоятельная потребность в осмыслении опыта демократических выборов, в попыткепредвидеть ход политического процесса, предугадать ход очередных выборов (вКонгресс, на пост президента) и действенно повлиять на их результат. Можносказать, что своим появлением как науке политология прежде всего обязана нуждамдемократической практики.
Как самостоятельнаядисциплина, котораякомплексно рассматривает политические проблемы общества, политология оформилась на Западепосле окончания второй мировой войны.
Но попытки осмысленияполитики делались уже в глубокой древности. Своим возникновением эта наука обязана трем традициям висследовании политики:
1) утопическимдоктринам;
2) социально-психологическомуанализу реальных политических отношений;
3) политическойфилософии.
Каждая из этих традицийпривнесла в политологию особенный ракурс изучения проблем политики,политической деятельности.
Исторически первой формойпознания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, во II — I тыс. до н.э. у всехдревних народов господствовали представления о божественном происхождениивласти и общественно-политического порядка.
Примерно с серединыпервого тысячелетия до н.э. усиливается процесс рационализации политическихвзглядов, появляются первые политическиекатегории и дефиниции (определения, понятия), а затем и политические концепции, носящие философско-этическую форму.
В это время зарождается утопическаятрадиция в истории политической мысли. Последователи этой традиции, начиная с Платона, пытались детализировать представления людей о справедливостии идеальном общественном устройстве. Утопическая традиция передала политологии своюпрогностическую функцию,функцию предугадывания, предвидения, предвосхищения и проектирования будущего,в частности, относительно политического развития общества.
Тем самым было заложено началособственно теоретических исследований политики, которая понималась как наука о высшем благе человекаи государства, о наилучшемгосударственном устройстве. Ее объектами,как считал Аристотель,является прекрасное и справедливое (обратите внимание на взаимосвязанность этихпонятий), которые достижимы лишь в разумноустроенном государстве. Аристотельво многом заложил основы политологии как отдельной самостоятельной дисциплины. Поэтому иногда его называют отцомэтой науки. Но он невыделял еще предмет политологии в ее современном понимании, не проводил строгого различения(дифференциации) между политологией, этикой и философией.
Это удалось сделать лишьв XVI веке итальянскому гуманисту Н.Макиавелли, который стал родоначальником традиции объективногосоциально-психологического анализа реальных политических отношений. Он освободил политическую науку отрелигиозно-этической формы, призывал рассматривать события и процессы, протекающие в политике, поаналогии с теми, которые имеют место в природе. В центр политических исследований он поставилпроблему государственной власти, а также подчинил политическую мысль решению реальных, практических задач.
Политическая философия зародилась в XVII веке и ееоснователем считается выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс. Он сам и его последователистремились ответить на вопрос, что лежит в основе существования общества, чем обеспечивается определенный порядок человеческихвзаимоотношений.Политическая философия дала науке детально разработанный нормативный подход кполитике, выработала взгляд на этот специфическийвид человеческой деятельности с точки зрения высших моральных ценностей, идей блага.
Можно сказать, что из предшествующей политическоймысли современная политология унаследовала два противоположных – и поэтомудополняющих друг друга – подхода к изучению политики: ценностно-прогностическийи объективно-реалистический.
Современный обликполитология приобретает во второй половине XIX века в связи с появлением ишироким распространением бихевиористских (поведенческих), эмпирических методов исследования иобщим прогрессом социологических знаний. Примерно с этого же времени в США начали преподаватьполитологию в качестве самостоятельной академической дисциплины.
В Европе большой вклад встановление современной политологии внесли М.Вебер, К.Маркс, Р.Михельс, Г.Моска, В.Парето, А.Токвиль, Ф.Энгельс и другие.
В начале ХХ века процессвыделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основномзавершился. В 1949г. под эгидой ЮНЕСКО (ОрганизацииОбъединенных Наций по вопросам культуры, науки и образования) была созданаМеждународная ассоциация политической науки. Во второй половине ХХ века под воздействием бурноразвивающихся новых направлений – теории систем, кибернетики, теории моделирования, – начала изменяться и существеннообогащаться проблематика и направленность политологических исследований. Использование теории моделированияпозволило достаточно точно, исходя из изменяющихся данных о политических процессах, прогнозировать их будущее развитие.
По мере становленияполитологии инженерная функция моделирования стала преобладать. Постепенно, под воздействиемпозитивистских взглядов на общественный прогресс, а также философии американского прагматизма,политология трансформировалась в своеобразную инженерию политических процессов, которая направлялась уже не насправедливое устройство государственной жизни, а, скорее, на обеспечениеполезности данного государства гражданам.
Все это способствовало тому, что ученые основное внимание стали уделять не столькополитическому предвидению, а, главным образом, механизмам повседневногофункционирования власти. Политологияначинает все больше выступать своеобразной экспертной инстанцией в вопросахфункционирования политической системы. Из нее постепенно исчезает идеализация будущего, а место этого будущего занимаетобычная политическая футурология, которая предсказывает будущее развитие политических событий, но не пытается оценивать его с точкизрения высших человеческих ценностей и идеалов. Такова краткая история возникновения и развитияполитологии. В СССР этойнауке явно не повезло,хотя в дореволюционный период она развивалась довольно интенсивно. Заметный вклад в нее внесли М.Ковалевский, В.Ленин, П.Новгородцев, Г.Плеханов, М.Драгоманов, М.Грушевский и др.
2. Предмет и категорииполитологии
Вплоть до второй половины80-х годов политология трактовалась как буржуазная лженаука. Попытки создания так называемой «марксистско-ленинскойполитической науки» успеха не имели. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамкахисторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС,теории государства и права. Эти дисциплины претендовали не только на глобальное описание ходамировой истории, нои на конкретный анализ политического развития в каждой отдельной стране. Ни одно исследование не могло выйтиза рамки тех установок,которые в свое время сделали классики марксизма-ленинизма. Эти установки со временем приобрелихарактер закостеневших догм, от которых было не принято отступать, – а темболее ставить их под сомнение или оспаривать.
Однако сейчас уже формируется понимание того, что теория политики способна идолжна развиваться на собственной основе, а для этого необходимо прежде всего осмыслить ее место всистеме обществознания.
Сложность вычленениясобственно политологии из всей системы общественных наук состоит в том, что в научной литературе иногдабывает трудно разграничить работы политические, философские, социологические, правоведческие и политэкономические. Все эти науки в той или иной степениисследуют политическую реальность – под собственным углом зрения, с учетомсобственной проблематики и собственного круга задач.
Теория государства иправа изучает проблемы функционирования и развития политических институтов вобществе, а также формы правления и режимывласти с точки зрения эффективности нормативно-правовой базы и т.п.
Теория международныхотношений изучает взаимодействие государств и других политических субъектов намеждународной арене,что оказывает большое воздействие на характер внутриполитических процессов.
В круг политологическихдисциплин входит также политическая экономия, так как распределение власти и влияние в социальной системезависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. Поэтому занятия Маркса политэкономиейбыли по существу исследованиями политологическими. Можно обратить внимание на то, что в основе различения понятий «политическаяэкономия» и «экономикс» лежит отношение к властным структурам. Марксистская политэкономия выступаласвоего рода идеологией борьбы за власть, давала экономическое обоснование исторической миссиипролетариата, неизбежностисмены капитализма социализмом. Западных исследователей больше интересовали не взаимосвязи экономическихи политических процесов, аструктура фирмы и факторы повышения ее эффективности.
Политическая психологияизучает так называемое «человеческое измерение» политики: особенностии стереотипы восприятия политических событий, усвоение гражданами политических ценностей, влияние личностных качеств лидера напроцессы принятия политических решений и т.п.
Социология политикиизучает политические последствия социальных изменений, влияние политических институтов насоциальные процессы и структуры.
Все эти дисциплиныявляются политологическими (именно поэтому слово «политология» можетрассматриваться как синоним словосочетания «политические науки»).
Этот перечень можнодополнить политической философией, политической экологией, историей политических учений, политической антропологией, политической географией, кратологией(наукой о власти), политической конфликтологией и т.п. Политология как бы интегрирует те или иные аспекты и выводыэтих наук, и поэтому предполагает междисциплинарный подход.
В чем же специфика еепредмета?
Этот вопрос в политологии, как и в большинстве других наук, трактуется далеко не однозначно. На этот счет имеются различные точкизрения.
Первая группа определений исходит из того, что политология в собственном, узком смысле представляет собой лишьодну из перечисленных выше наук о политике. Согласно этому подходу, политология занимается преимущественно институциональнымаспектом политики, и, прежде всего, устройством и деятельностьюгосударства, всегомеханизма политической власти.
В этой точке зрения напредмет политологии есть свои сильные и слабые стороны. Ее достоинством являетсядифференцированный подход к политическим наукам. Ориентация на использование различных методов анализаполитических объектов, навыделение разнообразных специфических отраслей политических знаний способствуетуглублению познавательного процесса.
В то же времясущественным недостатком рассматриваемой позиции является недостаточный учетцелостности политической сферы, взаимосвязи различных политических явлений. При таком подходе практически невозможно получитьцелостные представления о важнейших политических институтах, например, о партиях. Мы изучим главным образом лишьинституциональный аспект,организационные партийные структуры. Но за пределами нашего внимания останутся такие проблемы, как социальный состав этихорганизаций и их сторонников, влияние на деятельность партий экономических интересов и структур, социокультурной среды и традиций. Изучение этого будет уже задачей неполитологии, а социологииполитики (в данном случае социологии политических партий).
Таким образом, рассматривая политологию как одну изполитических дисциплин, и ограничивая ее предмет преимущественноинституциональным аспектом политики, мы сможем получить лишь фрагментарные знания.
Вторая группа авторов фактически отождествляет политологию и политическуюсоциологию как наиболее общие науки о политике. «Политическую науку можно определить какизучение того, как людииспользуют институты,регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей, независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующихпоколений. Можно сказать, что в предмете политической наукитесно переплетены идеи,институты и люди».
Отождествлениеполитологии и политической социологии и их понимание как единой науки позволяетрассматривать политическую сферу в ее целостности, и тем самым избежатьфрагментации политических знаний. Но в этом случае утрачивается дифференцированный подход в политике, не учитывается множественностьполитических дисциплин и, в том числе, специфика социологического анализаполитики.
Третья точка зрения основана на стремлении избежатьотмеченных выше недостатков первых двух точек зрения. Она рассматривает политологию какобщую, интеграционную науку о политике вовсех ее проявлениях,которая включает в себя в качестве составных частей все другие политологическиедисциплины.
В этой связи можнопровести аналогию с философией, которая, будучи единойнаукой мировоззренческого уровня, в то же время включает отдельные дисциплины (областифилософского знания) – онтологию, антропологию, политическую философию, философию морали, философию истории и т.д.
Наличие различных позицийв трактовке предмета политологии во многом объясняется различными национальнымитрадициями в использовании политических терминов, непропорциональностью развития отдельных политическихдисциплин в Европе и Америке, плюрализмом научных школ и направлений политической мысли.
Но несмотря на это, большинство ученых согласны с тем, что политическая наука в своейоснове едина и в то же время внутренне дифференцирована. И в этом смысле, применительно кчастным отраслям политических знаний, можно говорить о целом ряде политическихнаук как теориях среднего и нижнего уровней, которые выступают специфическими отраслями единойполитической науки.
Исходя из этого, в самой общей форме политологиюможно определить как науку о сущности и формах политики, закономерностях ее развития ифункционирования.
Объектом исследования политологии является политическая сфера жизни общества. Предметполитологии – процессы в политической сфере, то есть деятельность субъектовполитики, функционирование политических институтов, внутригосударственные имеждународные политические отношения.
Категории науки — этопредельно общие,фундаментальные понятия,которые отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности ипознания. Понятия и категории политологииявляются производными от философской и социологической терминологии. С этим в основном и связанытрудности в создании сетки категорий политологии. Они усугубляются многозначностью и нечеткостьютерминов, используемых в политологии. Некоторые, даже фундаментальные,термины (власть,интерес, идеология и др.) насчитывают множество определений, сформулированных в различныхконтекстах и для различных исследовательских целей.
В политологиииспользуются общефилософские категории (бытие и сознание, отражение, противоречие,система, организация, развитие и т.д.), атакже категории более конкретных научных дисциплин: социологии, психологии, права и т.п. (общественное мнение, чувство, эмоции, закон, нормативный акт и др.). Их еще можно назвать базовыми, или первичными понятиями, наоснове которых формируются собственно политологические категории (политическоепротиворечие, политическаясистема, политическое сознание и др.).
Вторую группу категорийсоставляют специфические(собственно политологические) категории. Более подробно об их точном значении будет сказано во всехпоследующих темах курса.Сейчас обратим внимание лишь на основные категории, которые определяют специфическийподход политологии к изучаемым объектам.
Традиционно такойосновной категорией считается категория власти. В изучении феномена власти существуют разные подходы. Так, одни ученые считают, что политическим является все, что попадает в сферу властныхотношений. А подполитикой они понимают деятельность, направленную на захват, удержание и реализацию власти. Так как основным институтом власти всегда былогосударство с его аппаратом принуждения, то политические отношения характеризуются как: а) волевыеотношения; б) отношения, закрепленные в законах и других нормативных актах.
Однако в рамках такогоподхода трудно объяснить,как реализуется власть,например, экономических субъектов, которые никому своей воли ненавязывают. Или, скажем, почему такую власть приобретает бюрократия, в то время как законодательнозакреплено ограничение ее власти.
Поэтому, согласно другойточке зрения, феноменполитического возникает в результате взаимодействия отношений влияния ивластных отношений.Категория влияния отражает естественные процессы распределения статусов, компетенции, прав и обязанностей в рамкахопределенной общности.Причем это распределение основано на добровольном согласии между членами общности и реализуетсяпосредством общественного мнения, личного примера, убеждения и т.п.
Властные отношения нуждаются для своей реализации вматериальной силе,организационных структурах, нормативных актах.Общество не в состоянии интегрироваться лишь на добровольном согласии своихчленов. Для этого ему и необходимогосударство, включаяаппарат насилия.Однако, если государственные органы и другиеполитические институты (например, партии) отказываются признавать влияние на себя со сторонынаселения, квалифицируютего как неправомерное давление, то они лишаются доверия и теряют свой авторитет на политической арене.
Таким образом, отношения влияния и властные отношения имеют различные источникивозникновения и поддержки и, соответственно,собственную логику функционирования. Они взаимосвязаны, но несводимы друг к другу. Политологию прежде всего интересует процесс перехода одногов другое и возникающие при этом противоречия.
Кроме того, и те и другие отношения существуют как в официальной, так и неофициальной форме. Официальная — это форма властныхотношений, котораявыражает их всеобщность по отношению ко всем членам общества, то есть публичность, доступность населению. Официальное — это и форма контролясодержания властных отношений со стороны населения.
Но властные отношениямогут быть реализованы и в неофициальной форме. Например, как воздействие группы давления на должностных лиц, которые принимают решения. Точно так же, скажем, влияние известного ученого или писателя наобщественное мнение или на должностных лиц может быть реализовано в официальныхформах. Но оно может осуществляться и понеофициальным каналам,начиная с «самиздата», кончая личными связями и знакомствами.
Категории власти ивлияния, официального и неофициального стоятв центре политологической науки, задают ее предмет.
Еще одним центральнымпонятием политологии является понятие социальной общности и социальногоинститута.
Социальные общности и социальные институты изучаются многиминауками (например,социологией). Политологияизучает их, в первую очередь, как субъектов и объекты политической деятельностии поведения. Политическийсубъект — это субъект: 1) принимающий политические решения; 2) реализующий их,или контролирующий их реализацию; 3) несущий ответственность за свои решения. С другой стороны, социальные общности и институтывыступают и как объекты политической деятельности, поскольку политические решения направлены нарегулирование отношений между ними.
Взаимодействиеполитических субъектов в рамках «политического сообщества» образует политическийпроцесс, который порождает политические институты. Их устойчивые взаимосвязиоформляются в политическую систему. Основная функция политической системы состоит в поддержанииобщественного порядка,целостности общества и социализации его членов.
Такое даже общеезнакомство с категориями политологии позволяет сформулировать цель курсаполитологии: дать систематизированное знание о политических явлениях ипроцессах, их истоках, взаимодействии, способах оценки и воздействия на них, предложитьтеоретико-методологические основы для самостоятельного осмысления политическойпрактики.
Выводы
Политология – отрасль социальных наук, исследующаяполитическую сферу общества. Выводы и рекомендации политической науки постояннопроверяются политической практикой. Приоритетным направлением политологииявляется анализ социальных фактов, в котором недопустимы какие-либоидеологические предпочтения. Являясь синтетической наукой, находящейся на стыкефилософского, социологического, исторического знания, политология нацелена напостоянный поиск и обновление стандартных схем и привычных понятий.Политическая наука становится функциональной и эффективной только тогда, когдасознательно содействует оптимальному качеству объекта – то есть политическойсферы общества.
Литература
1. Политология:Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. секретарь Борцов Ю.С.,науч. ред. Коротец И.Д. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. – 608 с.
2.Холод В.В. Лекції з політології. – Суми, 2009. – С. 7-24,25 – 45, 274-292.
3.Основи політичної науки. Курс лекцій. / За ред. Б. Кухти. –Львів, 2008.- С. 82-187, 188-225.
4.Введение в политологию. Наука о политике. Учебное пособие./ Под ред. Н.И. Горлача, Г.Т. Головченко. – Харьков, 2007. — С. 150-189.
5.Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник. –М.: Юрист, 2008. – С. 8-19, 20-29, 330-369.