Предпринимательская деятельность предприятия

предприятия. ВВЕДЕНИЕ Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Если даже им никогда не удается заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий предприниматель имеет склонность. Поль Самуэльсон Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере предпринимательства в

России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес – это совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. В условиях рынка подобные планы необходимы всем банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и прежде всего, самому предпринимателю, который должен

тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно

планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Предпринимательской считается всякая деятельность, преследующая цель получения дохода за счет привлечения собственных средств, или опосредованное участие в такой деятельности путем вложения в дело собственного капитала. В этом смысле служащие государственных учреждений или работающие по найму в компании не являются
предпринимателями, а владение акциями компании или работа на собственной или даже арендованной у компании бензоколонке есть предпринимательство. Оно предполагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и ответственность за результаты этих решений. Предпринимательство всегда несет в себе риск. Даже решение держать акции данной компании или своевременно продать связано с риском. Основу предпринимательской деятельности составляет та или иная форма собственности

частная, акционерная, государственная, кооперативная. Субъектами предпринимательской деятельности выступают физические лица собственники и наемные работники , фирмы, государственные институты. Также входят потребители товаров и услуг, они формируют спрос и доходы предпринимателей, партнёры по сделкам. Объектами предпринимательской деятельности являются товары, имеющие стоимость, потребительную и меновую. Предприниматель собственник берет на себя инициативу соединения

ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения предпринимательства. Предприниматель реализует свой деловой интерес получение прибыли через новаторство, стремясь вводить в дело на коммерческой основе новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары. Кроме того, его деловой интерес реализуется через риск, причем предприниматель рискует не только

своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами. Наемные работники свой деловой интерес получение доходов реализуют через выполнение должностных обязательств в предпринимательской фирме на контрактной основе. Они являются равноправными участниками отношений с предпринимателями. Заключая договор, и наемные работники, и предприниматели делают свой выбор, идут на экономический риск,
несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения. Наемные работники со временем сами могут стать собственниками путем приобретения акций данной фирмы или открытия своего дела. Государственные структуры являются равноправными партнерами других участников деловых отношений, если они непосредственно выходят на рынок с деловыми предложениями предоставление правительственных заказов предприятиям, определение цен, состава и объема льгот при выполнении специальных

работ. Государство может и само создавать предприятия. Но в основе делового интереса государства в отличие от деловых интересов других субъектов всегда лежит осуществление приоритетных общегосударственных научно-технических и научно-производственных программ. Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется государством через механизм финансовой системы через налоги, кредиты, страхование и т. п В то же время она опирается на правовую базу независимо

от видов предпринимательской деятельности и от форм собственности. В современных условиях предпринимательская деятельность это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей начать свое дело. Конечно, не любое деловое предприятие приносит успех. Более 50 новых фирм закрываются в первый же год своей деятельности из-за низкой рентабельности.

Но есть и другая статистика 90 всех американских миллионеров их около 2 млн. человек обязаны своим состоянием созданию собственной фирмы. Функционирование современного предпринимательства невозможно без благоприятного социально-экономического климата, который формируется в результате целенаправленных усилий государства. Он характеризуется стабильностью государственной экономической и социально политики, направленной на поддержку предпринимательства льготным налоговым режимом, который способствует приток
в предпринимательскую сферу финансовых средств развитием инфраструктуры предпринимательства инновационных и внедренческих центров специальных фирм, оказывающих помощь начинающим предпринимателям консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы курсов школ подготовки предпринимателей созданием эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формированием позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности. В условиях благоприятного социально-экономического климата, поддерживаемого

государством, предприниматель не рассматривает в качестве первоочередной задачи мгновенное увеличение прибыли, а намечает путь к будущим структурным сдвигам и дальнейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых людей при поддержке государства способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики. Для того чтобы заниматься предпринимательской деятельностью стоит знать каких видов бывает предпринимательство, чтобы оценить ситуацию и выбрать подходящий вид деятельности

для будущего или действующего предприятия. Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам по виду, или назначению, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и др. По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений организаций . При этом государство не может устанавливать в каком бы то ни было виде ограничения или преимущества в зависимости от формы собственности. По числу собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит
одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них долевая собственность или без определения долей совместная собственность . Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников. В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы.

К основным организационно-экономическим формам можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы ФПГ , холдинги. 2 Рис. 1. Виды предпринимательской деятельности 1.Предпринимательская политика. 1.1. Предпринимательская политика, инициатива и стратегия Успех предприятия определяется знанием потребностей рынка и плодотворностью предпринимательской хозяйственной

инициативы руководителей предприятия и его персонала. Хозяйственная инициатива – это самостоятельные действия персонала предприятия, направленные на получение заданного результата. Инициатива, в свою очередь, является функцией целевой установки, определенной самим предприятием или навязанной ему со стороны, в том числе приказом вышестоящего хозяйственного органа или требованиями акционеров, Для достижения поставленной цели персонал предприятия осуществляет комплексный

анализ внутреннего потенциала предприятия и состояния внешней. среды, в которой оно действует, и прежде всего анализ физического и морального износа и структуры производственных мощностей предприятия кадров и их квалификации предприятия и возможностей привлечения заемного капитала конъюнктуры интересующих предприятие сегментов рынка. На основе полученных данных определяются наиболее целесообразное направление деятельности и стратегия развития предприятия. Устанавливаются фирменные приоритеты, краткосрочные задачи
и долговременные цели предприятия в целом и его подразделений. Выстраивается тактика поведения специалистов и руководителей, направленная на достижение стратегической цели предприятия и формирование его приоритетов. Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, который стремится получить предприятие группа людей или отдельное лицо . Приоритеты – это основные ценности, принятые предприятием в его деятельности на период движения к цели,

выраженные в форме идеи например, создание и производство нового товара или тактики поведения с целью завоевания рынков сбыта. Чаще всего приоритеты выражаются в конкретных показателях качественные характеристики товара, финансовые ресурсы и их распределение. Например, основными приоритетами могут быть максимум прибыли на вложенный капитал минимум затрат на производство конкретной продукции устранение зависимости от некоторых внешних факторов поставок сырья, материалов, оказываемых услуг и др. высокое качество продукции

как гарант расширения или удержания рынков сбыта. Выбор приоритета в значительной степени обусловлен поставленной целью, а также состоянием внутренней и внешней среды предприятия. Избранные приоритеты обязательно приобретают конкретную форму стоимостных или технических показателей работы предприятия и его подразделений или указаний для персонала в виде инструкций, распоряжений. После этого устанавливается контроль за соблюдением этих показателей и распоряжений.

Политика – это формы и методы отслеживания и поддержания приоритетов для достижения основных целей предприятия. На основе установленных целей, приоритетов и выработанной политики предприятия определяются главные направления деятельности его структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за получение намеченных результатов, и их конкретные задачи рис. 3.2 . 2 Приведем простой пример. Если, скажем, в качестве цели путешественником избран город
N, то желаемый результат путешествия – прибытие в город. Приоритетами в таком случае для него будут служить дорожные знаки и указатели. В состав конкретных задач в этом случае будет входить технический осмотр средства передвижения перед отъездом, заправка топливом в пути, оформление необходимых в пути документов. Доминирующая цель производственных предприятий – получение и наращивание дохода, так как только при

наличии финансовых и материальных ресурсов, извлекаемых из дохода, предприятие в состоянии нормально функционировать и решать задачи поддержания производства, увеличения выпуска продукции, ее систематического обновления и повышения качества, снижения себестоимости. Решение социальных вопросов, таких как повышение уровня оплаты труда персонала и создание благоприятных условий работы на предприятии также связаны с дополнительными расходами, которые возможно осуществлять,

лишь имея дополнительный доход, превышающий текущие расходы. Разумеется, выбор и конкретизация целей предприятия в значительной мере определяются интересами и потребностями его владельца включая государство , размером его капитала, а также действием различных внутренних и внешних факторов. Интересы частных лиц и государственных органов могут быть не только различными, но даже несовместимыми в силу несопоставимости ответственности за результаты деятельности и, как правило,

колоссального различия в количестве ресурсов, которыми они располагают. В то время как государство может выпускать отдельные виды убыточной продукции для бесперебойного обеспечения внутренних потребностей страны или содержать предприятие, не приносящее дохода, с целью сохранения рабочих мест для населения, частное лицо, предприняв подобные действия, разорится. Государство в отличие от частного владельца может покрыть потери за счет налогов с других, эффективно
работающих предприятий. Однако мотивы поведения наиболее крупных объединений могут частично или полностью совпадать с интересами государства при их тесном взаимодействии. В целом на выбор целей предприятий оказывают влияние, главным образом, следующие факторы наличие и объем спроса на продукцию наличие собственных материальных и финансовых ресурсов уровень рентабельности, который определяется как отношение цены на выпускаемую продукцию к ее себестоимости капиталоемкость

продукции, которая определяется на основании двух параметров минимальная сумма первоначального капитала, необходимая для организации производства данного вида продукции .отношение среднегодовой стоимости средств производства к стоимости продукции, произведенной в течение года наличие поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования, необходимых для изготовления продукции наличие инженерных решений для выпуска новой или модифицированной продукции наличие квалифицированных кадров.

В частном предпринимательстве на выбор основных приоритетов и целей существенное влияние оказывают профессия предпринимателя, его наклонности и семейные традиции. Во всех случаях каждый предприниматель учитывает наличие конкурентов и их намерений степень международных связей в области торговли продукцией, представляющей для него интерес наличие земельных площадей для строительства и возможного расширения предприятия вид и мощность транспортных коммуникаций наличие коммунальной

и прочей инфраструктуры для обслуживания действующего предприятия. Учет и анализ основных факторов деятельности предприятия необходимы для избежания в будущем потерь средств и времени, которые могут привести к банкротству. 1.2. Организация выполнения целевой предпринимательской установки ,Для формирования и определения конкретных заданий исполнителям внутри предприятия цехам, отделам, лабораториям
и организации, выполнения заданной целевой установки строится система дерево целей, вытекающих из условий внутренней и внешней среды предприятия. Главная цель в таком случае достигается как результат поэтапной реализации промежуточных целей и решения конкретных промежуточных задач с учетом реальной внутренней и внешней ситуации деятельности предприятия, включая требования местных и центральных органов власти. Иерархическая система дерева целей предусматривает последовательность приоритетов для целей нижнего

уровня приоритетом являются цели высшего уровня . При этом разрабатываются модель поэтапного достижения целей и полный набор ресурсов, необходимых для получения намеченных результатов на каждом этапе. Практически это осуществляется следующим образом намеченная цель рассматривается как конечное звено в цепи цепь – подцель – задачи – действия , которая позволяет увязать эту цель с необходимыми или желаемыми действиями персонала рис. 3.3 . Действия Д1 Задачи

Д2 Подцели З 1 Д3 Ц 1 З 2 Д4 Д5 Установочная З 3 Д6 цель З 2.1 Д7 З 2.2 Д8 Ц 2 Д9 З 2.3 Д10 Рис. 3.3. Система достижения цели дерево целей От первого звена – установочной цели к промежуточным звеньям связанной системы подцелям, задачам, действиям , разветвляясь, поступают задания и приказы исполнителям. В обратном направлении осуществляется конкретная работа по исполнению заданий, ведущая к достижению

основной цели предпринимателя. Приоритеты и цели предприятия должны учитывать интересы не только высшего руководства, но и персонала. Более того, эти приоритеты должны восприниматься персоналом как их личные приоритеты. Японские менеджеры на основе собственного и зарубежного опыта хозяйственного управления утверждают, в частности, что формулировка цели, понятной всем вплоть до рядового рабочего один из главных элементов успеха. Глава японской фирмы Сони Акио Морита уверен, что только люди, а не теория, программа
или правительственная политика могут сделать предприятие доходным и что высшее руководство компании должно обладать способностью управлять людьми, ведя их за собой к намеченной цели 1. Персонал предприятия должен быть заинтересован в наращивании фирмой прибыли. Правда, существует мнение, что прибыль как разница между доходом и расходами предприятия не выступает в качестве цели производства 2, но с этим нельзя согласиться.

В прибыли отражается прирост материальных и духовных благ, которыми располагают предприятие и общество в целом. Дополнительные ресурсы необходимы для экономического благополучия предприятия и социально-экономического развития страны. Но в ряде случаев прибыль может быть не единственной целью предпринимательства. Владельцы предприятий – государственные органы и частные лица – могут преследовать и иные стратегические и тактические цели удержание старых или завоевание новых рынков сбыта продукции, изменение профиля деятельности,

поддержка государственных и местных программ в области культурного и социального благоустройства отдельных районов и городов страны, помощь малоимущим гражданам и др. Определение цели и приоритетов – это всего лишь ориентир для выбора сферы предстоящей деятельности или определения конкретного вида будущей продукции. Безусловно, было бы наивно думать, что предприниматель всегда ставит перед собой общественно полезные

цели. В большинстве случаев его к этому побуждают сами условия производства, социальная среда, законодательство и новые правила игры на рынке. 2. Виды предпринимательской деятельности. 2.1. Производственное предпринимательство Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рынку эта сфера деятельности
подверглась наибольшему негативному воздействию, в результате которого распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого развитию производственного предпринимательства в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее внимание. Как следует из рис. 1, к производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное

их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Затем предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями

товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на

Западе устная договоренность как правило служит надежной гарантией и в последующем при необходимости может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок. Следующий этап производственного предпринимательства – приобретение или аренда наем факторов производства. Факторы производства. К факторам производства относятся производственные
фонды, рабочая сила и информация. Производственные фонды в свою очередь подразделяются на основные и оборотные. К основным производственным фондам орудиям труда относятся здания и сооружения передаточные устройства силовые машины и оборудование рабочие машины и оборудование измерительные и регулирующие приборы и устройства лабораторное оборудование вычислительная техника транспортные средства инструмент и приспособления производственный инвентарь, прочие основные фонды.

В составе основных производственных фондов к зданиям относятся здания производственных цехов, заводоуправления, лабораторий и др. Оборотные производственные фонды предметы труда составляют сырье основные и вспомогательные материалы топливные и Энергетические ресурсы тара и тарные материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный инвентарь запасные части для ремонтов. Сюда же относятся покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты

собственного изготовления, расходы будущих периодов. Рабочую силу предприниматель нанимает по объявлениям, через биржи труда, агентства по трудоустройству, находит потенциальных работников с помощью друзей и знакомых. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную работу, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

Далее предприниматель приобретает всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуг и т.д. Расчет потребности в финансовых средствах. Осуществление предпринимательской сделки связано с денежными затратами. 06-шую потребность в деньгах ДГ на ведение производственно-предпринимательской деятельности можно рассчитать по формуле Дп Др Дм Дс Ди Ду, где
Др – денежные средства, необходимые для оплаты труда наемных работников Дм – денежная оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии Дс – денежные расходы, связанные с приобретением и использованием средств груда основных производственных фондов – зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования, вычислительной техники, инструмента, транспортных средств и др. Ди – денежная оплата приобретаемой предпринимателем

информации Ду – оплата услуг сторонних организаций и лиц строительные работы, транспортные услуги и др Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый капитал. Если такого капитала нет, то он обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь получить факторы производства помещения, оборудование, сырье, материалы, информацию и др. в кредит.

Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом. Денежные субсидии, как правило, на льготных условиях могут и должны предоставлять предпринимателю, особенно начинающему, государственные структуры. Однако на практике малому предпринимательству не выделяют даже тех средств, что заложены в бюджете страны на эти цели.

Косвенными участниками производственной предпринимательской деятельности являются федеральные и муниципальные финансовые органы, налоговая инспекция. Они выполняют чисто фискальную функцию, изымая у предпринимателя в федеральный и местный бюджеты налоги, обязательные платежи, отчисления, штрафы, пошлины и т.п. Результативности производственной деятельности. Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции работ, услуг потребителю и выручка определенной суммы денег, разность
между денежной выручкой и издержками производства составляет прибыль предприятия. Различают валовую балансовую и остаточную чистую прибыль предпринимателя. Валовая прибыль представляет собой Денежную сумму, которая остается у предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов. Остаточная чистая прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных

платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой конечный итог деятельности предпринимателя-производственника. Общую финансовую оценку деятельности такого предпринимателя определяет показатель рентабельность , рассчитываемый как отношение остаточной прибыли к полным издержкам производства. Так, если общая сумма полных издержек производства составила 4,0 млн а чистая прибыль – 0,6 млн. руб то рентабельность будет равна 15 0,6 4,0 100 .

Для западных предпринимателей такая рентабельность считалась бы высокой, для отечественных – минимальной. Очевидно, в данном случае имеет значение и масштаб производства. Наиболее полное представление об эффективности конкретного производственного предпринимательского проекта дает соответствующий раздел бизнес-плана. 2.2 Коммерческое предпринимательство. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые предприятия.

Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения
спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены. Товарная биржа – наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров зерна, угля, металла, нефти, леса и т.д продающихся по стандартам. Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат такие специализированные товарные биржи, как

Лондонская цветные металлы , Ливерпульская хлопок , Сингапурская каучук и др. Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений по так называемым фьючерсным сделкам. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки. Товарные биржи выполняют следующие основные функции оказание

посреднических услуг по заключению торговых сделок упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены. Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром так называемые кассовые сделки , а с будущим товаром или по договорам поставки срочные сделки . Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми.

В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры – биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки. В настоящее время в России функционируют около 150 товарных бирж.
Помимо Москвы и Петербурга такие биржи действуют во многих крупных городах страны. Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно-предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается

готовый товар, который затем реализуется потребителю. Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. В общем виде маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, фирмы. Маркетинг рассчитан на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла

торгового предприятия исследование рынка продвижение товаров по каналам обращения до конечного потребителя финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции. Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объему продаж в натуральном к стоимостном

выражении. Товары различаются по характеристике спроса первая группа – товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания вторая группа – товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом. Наряду с оперативно-управленческой работой структура маркетинга включает и такие функции, как исследование рынка, оценка ситуации, научное предвидение, планирование о котором говорилось выше , практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций.
Модель-программа маркетинговой работы в торговой фирме представлена на рис.2. Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетельствуют в пользу осуществления коммерческой сделки, то предпринимателю необходимо проработать бизнес-план, в котором должны найти отражение программа действий по осуществлению сделки и расчет требуемых затрат и ожидаемых результатов. В общем виде программа любой коммерческой сделки включает наем работников для выполнения торгово-посреднических

услуг закупки товаров, его транспортировки, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара закупку товара для последующей его продажи привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции получение или приобретение необходимой

информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки реализацию товаров покупателю и получение выручки регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам. Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки увязываются между собой по срокам, и, где это возможно, предусматривается параллельно-последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрупненный координационный план действий.

При крупных и продолжительных сделках рекомендуется разработать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей. 2 Рис. 2. Модель-программа маркетинговой работы в торговой фирме 2.3Финансовое предпринимательство. Мы уже говорили, что основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи. Коммерческий банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее
прием денежных вкладов депозитов и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка служит разница между процентными ставками депозитных привлеченных и ссудных средств. Операции коммерческих банков делятся на три группы пассивные привлечение средств активные размещение средств и комиссионно-посреднические выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии . Особенность деятельности коммерческих банков в

России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выплатить своим кредиторам деньги в заранее определенный срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты по тем или иным причинам могут быть не возвращены вовремя, банк должен располагать определенными резервами.

Другая особенность коммерческих банков в современной России заключается в том, что большинство из них не обладают возможностями предоставлять долгосрочные кредиты в значительных размерах, поскольку чаще всего не имеют необходимых средств. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3 всех активов. Между тем главным источником доходов коммерческих банков экономически развитых стран служат долгосрочные

кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов коммерческих банков России, и нередкое их банкротство. Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется ча оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся так называемые котировки ценных бумаг.
Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло биржи и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, но какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальным формулам, служат основой

для получения индексов биржевой активности – своеобразных барометров экономической конъюнктуры. За рубежом сами фирмы и предприятия в деятельности биржи прямо не участвуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. Число таких членов регулируется, а репутация их должна быть безупречной. Кроме того, такое членство требует денег. Например, на

Нью-Йоркской фондовой бирже цена места колеблется от 450 до 6000 тыс. долл а число членов практически неизменно – .1469. Вместе с тем в условиях государственно-монополистического капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого – образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую ч п торговли ценными бумагами без посредничества биржи.

На сличение роли биржи в торговле ценными бумагами повлияло также увеличение объема государственных облигаций в общей массе ценных бумаг. 2.4 Консультативное предпринимательство. Консультант – это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению менеджмент-
консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь из их реализации. Первые консультационные компании по управлению появились более 100 лет тому назад. Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределённость, возникающую на разных стадиях процесса подготовки принятия и реализации ответственных управленческих решений.

Именно ростом неопределенности и сложности среды бизнеса обусловлен громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последние 10 лет. Все эти годы среднегодовые темпы роста объема продаж в этой отрасли более чем в два раза превышали средние темпы роста бизнеса в целом. Только за 1993-1995 гг.объём услуг проданных в отрасли управленческого консалтинга в мире, без учета России и США, возрос с 25 млрд. до 40 млрд. долл. В этой отрасли в мире занято примерно от 140 тыс.

до 200 тыс.профессионалов. В России в 1995 г. было зарегистрировано 175 фирм, осуществляющих управленческий консалтинг, с общей численностью персонала около 2500 включая примерно 400 специалистов, чего, по нашему мнению, совершенно недостаточно. Однако начиная со второй половины 1998 г. рынок аудиторско-консалтинговыхуслуг в России стал стремительно развиваться. Так, уже в первом полугодии 2000 г. объем совокупной выручки этих ус-луг лишь на рынке крупнейших аудиторско-консалтинговых групп

АКТ составил 1169 млн. руб в первом полугодии 2001 г 1926, а в первом полугодии 2002 г. достиг 2800 млн. руб. За этот период несколько возрос удельный вес консалтинговых услуг с 45 до 53 и снизилась доля аудита с 55 до 47 . В целом за 2002 г. прирост рынка консалтинговых услуг составил 70 , а в 2003 – уже 125 . По итогам 2003 г. объем рынка этих услуг составил в России 21 млрд. руб. Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг 100 крупнейших
АКТ России в первом полугодии 2002 г. составила, общий аудит – 41,7 налоговый и юридический консалтинг – 18 оценочная деятельность – 10,6 услуги в области финансового управления – 9,3 информационные технологии – 7,2 услуги в области стратегического планирования и организационного развития – 4,5 банковский аудит – 3,1 прочее – 5,63. Интересно проследить, как менялся спрос на управленческий

консалтинг в России за последние годы. В начале 1990-х годов наиболее востребованными были консалтинговые услуги в области приватизации, корпоративных финансов и оптимизации налогообложения. После августовского 1998 г. кризиса предприятиям больше всего понадобился консалтинг в области маркетинга. В то же время вопросы стратегии развития предприятий, оптимизации их организационной управленческой структуры, консультирование по которым следует лишь за полным приведением в порядок финансового управления,

возникают лишь у крупных предприятий и холдингов. Мелкие и средние предприятия, в силу своих ограниченных возможностей, обращаются за услугами консультантов гораздо реже. Главным образом они обращаются за консультациями аудиторов и по поводу тривиальной налоговой экономии. Вместе с тем на рынке консультационных услуг недостаточно востребовано предложение в самой привлекательной для консультантов области стратегического управленческого планирования и развития.

В промышленно развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, чем вложения в новое оборудование или в передовую технологию. В России в современных условиях подобного отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация большинство предприятий находится в тяжелом экономическом
положении по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям и не использует при этом имеющийся интеллектуальный потенциал. Те руководители, которые своевременно прибегли к помощи консультантов, уже ощутили пользу и экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовой политики. Консалтинговые услуги могут осуществляться и в форме устных разовых

советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы выявление проблем диагностика разработку решений, проекта осуществление решений, проекта. Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними. Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известными и применяемыми являются три вида

консультирования экспертное, процессное и обучающее. Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией. Осуществляя процессное консультирование, специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки

проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения. Консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения. Главная задача специалистов обучающего консультирования – подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя всю необходимую теоретическую и практическую информацию.
На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется как правило, используются комбинации всех трех методов. В развитых странах консультационные услуги много лет являются важнейшим элементом инфраструктуры рыночной экономики. Консалтинг выделен статистикой в отдельную отрасль. В США в этой отрасли занято около 700 тыс. человек, а годовой объем услуг составляет порядка 50 млрд.

долл. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах не принимается без консультантов. В России в настоящее время насчитывается несколько сотен частных консалтинговых фирм для сравнения в небольшой Голландии их более двух тысяч . Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерческих началах оказывают государственные, учебные, информационные и исследовательские организации.

В России действуют и зарубежные консультационные фирмы. Если российские консультанты хорошо разбираются в современной экономической ситуации России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом, широко мыслят и знакомы с механизмом рыночной экономики западного типа, то достоинством зарубежных консалтинговых фирм являются хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа.

Стоимость услуг российских консалтинговых фирм примерно в 4-5 раз ниже, чем зарубежных, и составляет в среднем 300 долл. за человека в день. Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь групп общее управление администрирование финансовое управление управление кадрами маркетинг производство информационные технологии специализированные услуги.
Кризис 1998 г. оказал негативное влияние на состояние рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России. Однако в настоящее время этот рынок полностью восстановился, а в первом полугодии 2002 г. оказался одним из самых стабильных. Рассматривая виды деятельности аудиторско-консалтинговых фирм, следует отметить, что почти половина выручки приходится на собственно аудит. При этом доминирует общий аудит, выручка от которого составляет 46 общего объема выручки в данной среде.

Доля банковского аудита составляет лишь 3,1 , а других видов аудита – менее 2 . В собственно консалтинге ситуация не столь четко структурирована. На первом месте здесь выручка от юридических услуг около 18 , выручка от управленческого финансового консультирования составляет 9,3 . На оценочную деятельность приходится 10,6 обшей выручки, а на деятельность в области информационных технологий – лишь 7,2 . В данном сегменте рынка абсолютное большинство услуг

предоставляется специализированными фирмами. В настоящее время в России сложились три четко выраженные группы консультантов. Первая группа – особо доверенные, как правило, дочерние консультационные компании, ассимилированные в структуру финансово-промышленной группы ФПГ . Они оказывают услуги широкого профиля, но для ограниченного числа компаний – членов данной ФПГ. Эта группа консультантов имеет достаточно стабильное положение,

по крайней мере до тех пор, пока устойчива сама ФПГ. Такие доверенные консультанты существуют почти при всех крупных банках, занимающихся созданием ФПГ. Для обслуживания крупных промышленных предприятий, не входящих в состав ФПГ, отбор консультантов осуществляется строго по рекомендации партнеров по бизнесу, близких друзей и т.п реже – на тендерной основе. При этом предпочтение отдается консультантам, которые не были замечены
в контактах с конкурентами. Это связано с необходимостью обеспечить как можно большую конфиденциальность. Если выявляется связь консультанта с конкурентом, от его услуг немедленно отказываются. В качестве примера можно привести отказ Российского фонда федерального имущества РФФИ от услуг банка Credit Suisse First Boston CSFB , который выступал финансовым консультантом правительства в сделке по приватизации, компании ЛУКойл . Того, что банк одновременно работал на двух клиентов по

аналогичной сделке, оказалось достаточно, чтобы прекратить сотрудничество с CSFB. Вторая группа российских консультантов – крупные консультационные или аудиторско-консультационные компании, не входящие в состав холдингов. Данная группа консультантов оказывает клиентам довольно широкий спектр услуг. Наиболее характерными из них являются услуги, связанные с оптимизацией финансовых потоков и налоговых схем, модернизацией бухгалтерского или управленческого учета.

Особенно это актуально сегодня, когда вводится новый план счетов в бухгалтерском учете, освоить который многим предприятиям в одиночку очень трудно. Надо отметить, что реальное число консультантов – специалистов высокого класса невелико, поэтому при осуществлении комплексных работ по реструктуризации предприятий, для широкомасштабных маркетинговых исследований, кадровой диагностики и др. привлекаются субподрядные организации. Третья группа российских консультантов – небольшие компании с ограниченным спектром услуг

и немногочисленным штатом. Как правило, они оказывают одну-две отработанные услуги например, маркетинг, помощь в составлении бизнес-планов или только оптимизация финансовых потоков . Помимо перечисленных трех групп российских консультантов есть еще небольшие консультационные компании, работающие на региональном уровне. Для них характерна привязка вознаграждения консультанта к конечным результатам работы – например к приросту прибыли. Представляется, что на ближайшие несколько лет основной
интерес для консультантов будет представлять именно региональный рынок. 3.Формы партнёрских связей предприятия. 3.1. Аренда Аренда – это основанный на договоре имущественный наем, предполагающий срочное возмездное владение и пользование или временное пользование имуществом путем передачи его арендодателем арендатору за плату. В аренду может сдаваться как движимое, так и недвижимое имущество.

Согласно законодательству, в случае аренды недвижимости договор подлежит государственной регистрации. Правовые основы регулирования арендных отношений зафиксированы в Гражданском кодексе РФ. В зависимости от объекта договора и его особенностей различают следующие виды аренды рис. 19.1 . Широкое распространение получила сдача в аренду действующими предприятиями временно свободных зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств.

Предметом договора аренды могут быть и имущественные комплексы, например предприятия. Это создает условия для быстрого введения в действие производственных мощностей, использования существующей инфраструктуры, в первую очередь малыми и средними предприятиями. Могут заключаться договоры на аренду земельных участков и иных природных объектов. В договоре аренды участвуют две стороны арендодатель – собственник имущества, сдающий его в аренду

в качестве арендодателя могут выступать также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду арендатор – получатель имущества, использующий его в своих целях в соответствии с назначением имущества или согласно условиям, зафиксированным в договоре. В договоре аренды указываются характеристика объекта аренды размер арендной платы, форма и порядок ее внесения права и обязанности сторон по хранению и обслуживанию арендуемого имущества срок договора,
права и обязанности сторон по его окончании возможность сдачи арендованного имущества в субаренду условия прекращения договора. При нарушении условий договора аренды он может быть расторгнут. Преимуществом арендных отношений является предоставление возможности арендатору в случае, если необходимость в использовании имущества исчезает передавать с согласия арендодателя права и обязанности по договору аренды другому лицу – в данном случае заключается договор субаренды.

Вследствие этого значительно расширяются возможности предприятий эффективно использовать арендуемые объекты в соответствии с изменяющимися условиями хозяйственной деятельности. Срок действия договора субаренды не может превышать периода действия договора аренды. Наиболее распространенным методом установления арендной является определение твердой суммы платежа, исчисленной исходя из стоимости всего арендуемого имущества или отдельно по каждой из его составных

частей. Платежи вносятся, как правило, периодически в установленные договором сроки. Однако возможна и единовременная выплата. При сдаче в аренду зданий и сооружений арендная плата обычно устанавливается на единицу площади исходя из фактического размера арендуемого объекта. Договор аренды может заключаться как на определенный, так и на неопределенный срок. В последнем случае он может быть прерван любым участником с предупреждением за 1 месяц, а при аренде

недвижимости – не менее чем за 3 месяца. Досрочное расторжение договора производится судом в случае нарушения его условий использование имущества не по назначению, ухудшение состояния имущества, невнесение арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного срока и т. д По окончании срока аренды договор может автоматически продлеваться на неопределенный срок при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Арендатор, выполняющий все условия договора, имеет преимущественное
право на его возобновление. Он может потребовать через суд перевода на себя прав и обязанностей арендатора, если арендодатель в течение года со дня прекращения срока договора заключил его с другим лицом. При прекращении договора арендатор возвращает имущество арендодателю. При аренде с выкупом имущества на основании договора объекты могут переходить в собственность арендатора. Если данное условие отсутствует в договоре, то могут заключаться дополнительные соглашения.

В случае аренды с выкупом арендатор может получить в собственность имущество ранее указанного срока при условии внесения всей выкупной цены. Отдельный вид арендных отношений – сдача имущества в прокат. Предприятия могут передавать имущество в аренду периодически, в случае появления временно незадействованных объектов сдача имущества в прокат осуществляется на постоянной основе. Имущество, переданное по договору аренды, обычно используется арендатором для ведения предпринимательской

деятельности при сдаче имущества в прокат оно, как правило, используется для потребительских целей. Срок действия договора аренды неограничен, в то время как договор проката, как правило, заключается на период до I года. Кроме этого, в основном не допускается сдача имущества, предоставленного по договору проката, в субаренду. Существенные особенности имеют также договоры аренды предприятий. В данном случае арендатор получает во временное владение и пользование объекты, образующие целостный

имущественный комплекс здания и сооружения нематериальные активы права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятий, и т. д. оборудование и прочие основные средства земельные участки запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства. Кроме того, с согласия кредиторов происходит переуступка требований и перевод долгов предприятия на арендатора. Если долги передаются без согласия кредиторов, то арендодатель и арендатор совместно отвечают
по данным обязательствам . Арендатор может использовать полученный имущественный комплекс для ведения конкретной предпринимательской деятельности после получения соответствующей лицензии, если данное условие предусматривается законом. Лицензия не может передаваться другому лицу, и поэтому по договору аренды она не переходит к арендатору. Предприятие передается арендатору на основании передаточного акта. К нему же переходят обязанности поддержания технического состояния предприятия на должном уровне, проведения

текущего и капитального ремонта. Арендатор получает широкую самостоятельность в сфере осуществления программ технического развития. Он имеет право проводить реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятия при условии, что данные мероприятия приведут к увеличению стоимости имущества. Арендатор может продавать, обменивать, сдавать в субаренду материальные ценности, входящие в состав имущества арендованного предприятия, но не имеет права снижать стоимость имущества с целью уменьшения

суммы налогообложения. 3.2.Лизинг Лизинг – это вид аренды, которому присущи элементы заемных операций, что придает ему сходство с кредитом. Он также включает компоненты внешнеторговой и инвестиционной деятельности. Впервые лизинг появился на американском континенте. Сравнительно быстро лизинг превратился в один из основных инструментов инвестиционной деятельности, хотя в США и не существует специальных законов по регулированию лизинговых отношений.

Европейская практика показывает, что наиболее привлекательными объектами лизинговых сделок являются автотранспортные средства. Второе место по объему операций лизинга занимает машиностроительное и технологическое оборудование, третье – компьютеры и офисное оборудование. На воздушные, морские, речные суда и железнодорожный подвижной состав приходится незначительная доля этих операций – около 5 В России лизинговые отношения регулируются
Законом О лизинге и Гражданским кодексом РФ. Права и обязанности участников договоров международного лизинга определяются в соответствии с Федеральным законом О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге . Закон О лизинге трактует его как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на установленный срок, за определенную

плату и в соответствии с условиями, закрепленными договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Количество лизинговых компаний в России в 2000 г. составило 1400. Главное отличие лизинга от традиционной аренды состоит в том, что в нем принимают непосредственное участие три стороны 1. лизингодатель арендодатель – физическое или юридическое лицо, приобретающее имущество в собственность и передающее его во временное владение и пользование лизингополучателю за определенную

плату и на согласованных в договоре условиях 2. лизингополучатель арендатор – физическое или юридическое лицо, принимающее имущество в пользование в соответствии договором лизинга 3. продавец поставщик – физическое или юридическое лицо, продающее лизингодателю имущество, являющееся предметом договора лизинга. Помимо них в лизинговой сделке обычно принимают участие банки или другие кредитные учреждения , предоставляющие кредиты лизингодателю для приобретения оборудования страховые компании, осуществляющие страхование имущества

лизингодателя. Мировой опыт организации лизинговых операций показывает, что в качестве лизингодателя могут выступать банки, создающие в своих структурах лизинговые службы специализированные лизинговые компании лизинговые компании, созданные предприятиями, выпускающими машины и оборудование лизинговые компании, организованные фирмами, занятыми поставками и обслуживанием техники. В России лизинговые компании и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей,
могут осуществлять лизинговую деятельность после получения соответствующей лицензии. Лизинговые компании создаются в форме коммерческих организаций и осуществляют предпринимательскую деятельность путем предоставления имущества в лизинг. Лицензирующие органы занимаются как выдачей лицензий, так и контролируют соблюдение условий лизинговой деятельности. Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики

России ведет сводный реестр всех лизинговых компаний. В соответствии с российским законодательством предметом лизинга могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в предпринимательских целях. По своему экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям.

В процессе осуществления лизинговой деятельности лизингодатель несет затраты, связанные с приобретением и передачей имущества лизингополучателю, а также расходы, обусловленные необходимостью создания условий для нормального использования имущества, переданного в лизинг. Инвестиционные издержки лизингодателя включают стоимость приобретения имущества расходы на его транспортировку и установку, налог на имущество, стоимость таможенного оформления и оплату таможенных сборов, затраты

на страхование от всех видов риска, расходы на выплату процентов за пользование привлеченными средствами, стоимость регистрации предмета лизинга и расходы на передачу его лизингополучателю, затраты на создание резервов в целях капитального ремонта имущества, а также затраты на его содержание и обслуживание. Кроме того, лизингодатель может оказывать дополнительные услуги, стоимость которых включается в инвестиционные издержки. Помимо затрат в общую сумму лизингового договора входит вознаграждение лизингодателя, которое,
в свою очередь, включает оплату услуг по осуществлению лизинговой сделки и процент за использование собственных средств лизингодателя, направленных на приобретение лизингового имущества. Вознаграждение лизингодателя является его доходом. Прибыль рассчитывается как разница между доходами лизингодателя и его расходами по основной деятельности. В целях обеспечения привлекательности лизинговой деятельности уровень прибыли должен быть не ниже размера

банковского процента. В течение срока действия договора лизинга лизингополучатель регулярно вносит лизинговые платежи, которые относит у себя на себестоимость продукции, производимой с использованием лизингового имущества, или на расходы, связанные с основной деятельностью. В лизинговые платежи включаются плата за основные услуги процентное вознаграждение лизингодателя амортизационные отчисления за период, охватываемый сроком договора инвестиционные затраты издержки проценты по кредитам,

использованным лизингодателем на приобретение имущества плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором налог на добавленную стоимость страховые взносы в случае страхования имущества лизингодателем налог на имущество, уплаченный лизингодателем. Как правило, лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание оборудования, переданного в лизинг, и его текущий ремонт. Обязанности по проведению капитального ремонта лежат на лизингодателе.

Однако договором могут предусматриваться и иные варианты распределения функций по ремонтному обслуживанию предмета лизинга. При прекращении срока договора лизингополучатель возвращает имущество лизингодателю, если это предусмотрено договором лизинга 3.3.Франчайзинг В развитых странах мира в качестве приоритетного направления экономического развития выделяется расширение сферы малого предпринимательства. В России данные показатели крайне низкие на 1000 жителей количество
малых предприятий составляет 5,9, доля работающих на них в общем числе занятых – 10,1 . Основные проблемы связаны с трудностью организации собственного дела, с неустойчивостью малых предприятий Франчайзинг – это способ взаимодействия малого и крупного бизнеса, при котором крупное предприятие франчайзер на основании договора предоставляет право мелкому предприятию франчайзи использовать его товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему ведения бизнеса за установленное вознаграждение.

Наибольшее распространение Франчайзинг получил в таких сферах, как рестораны быстрого обслуживания, закусочные, розничная торговля, автосервис, помощь в ведении бизнеса, туристический бизнес и др. Первоначально он был использован в США компанией по производству швейных машин Singer Sewing Machine Company, которая предоставила исключительное право мелким фирмам обслуживать швейные машинки на установленной территории. В настоящее время франчайзинг получил широкое распространение во

всем мире. Например, в Великобритании в 1977 г. была даже создана Британская франчайзинговая ассоциация БФА . Франчайзинг, являясь самостоятельной формой договорных отношений, объединяет в себе элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства. В России франчайзинг определяется как договор коммерческой концессии. Он регулируется Гражданским кодексом РФ часть II, ст.

1027-1040 и Законом РФ О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров от 23 сентября 1992 г. По договору коммерческой концессии одна сторона правообладатель обязуется предоставить другой стороне пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и или коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую
информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д. Правообладатель по договору коммерческой концессии обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление. Если в договоре не указано иное, то правообладатель также обязан обеспечить регистрацию договора оказывать постоянное техническое и консультативное содействие, включая обучение и повышение

квалификации работников контролировать качество товаров работ, услуг , производимых пользователем на основании договора коммерческой концессии. В свою очередь, в обязанности пользователя входит использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и или коммерческое обозначение правообладателя соблюдать инструкции и указания правообладателя, обеспечивающие соответствие характера, способов и условий использования комплекса прав тому, как он используется правообладателем, включая

внешнее и внутреннее оформление помещений оказывать покупателю все дополнительные услуги, которые он получил бы приобретая товар услугу непосредственно у правообладателя не разглашать секреты производства и другую конфиденциальную коммерческую информацию предоставить оговоренное число субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором информировать покупателя о том, что фирменное наименование товарный знак используется им на основании договора коммерческой концессии.

Вступая в данную систему взаимоотношений обе стороны получают выгоды. Франчайзи, сохраняя независимость, получает возможность использовать торговую марку, завоевавшую хорошую репутацию у потребителей. Кроме этого, он пользуется консультационной помощью, использует уже проверенные технологии, помощь в подборе помещения, может получать сырье, материалы, а также брать оборудование в лизинг у франчайзера. Франчайзер без дополнительных инвестиций расширяет рынок сбыта своей продукции
получает дополнительный доход. Платежи франчайзи франчайзер можно разделить на две части первоначальный вступительный взнос и периодические отчисления от объема продаж. Существует несколько классификаций франчайзинга. Выделять товарный, производственный, сервисный франчайзинг, франчайзинг бизнес-формата. При товарном франчайзинге франчайзи осуществляет продажу товаров, производимых франчайзером, под его товарным знаком и, по сути, является составным элементом контролируемой франчайзером

системы сбыта. При производственном франчайзинге франчайзи производит продукцию под торговой маркой франчайзера используя для этого запатентованную им технологию и поставляемые франчайзером сырье и материалы. Франчайзи встраивается в производственный цикл крупной компании, соблюдая все требования по технологии и качеству продукции, уровню квалификации персонала. Отсюда более высокая степень регламентации его деятельности.

Сервисный франчайзинг распространен в сфере услуг. Здесь франчайзи получает право осуществлять определенный вид деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзинг бизнес-формата предусматривает передачу франчайзи технологии организации и ведения бизнеса. Он полностью идентифицируется с франчайзером и становится элементом общей коммерческой системы. При этом франчайзер может быть предприятием-производителем, оптовым или розничным торговцем или оказывать

услуги. Основным требованием является, чтобы все предприятия, входящие в систему, работали по единой методологии, в едином стиле и соблюдали внутрисистемные интересы. Франшизы бизнес-формата классифицируют в зависимости от размера первоначальных инвестиций франшиза – рабочее место, когда франчайзер создает подготовленное рабочее место для предпринимателя и его основные расходы связаны с покупкой прилавка-фургона франшиза-предприятие предполагает более крупные инвестиции
в оборудование, помещения, набор персонала инвестиционная франшиза в качестве основной цели предусматривает возврат первоначальных инвестиций. В России франчайзинг получил достаточно широкое распространение. Наиболее известными российскими компаниями, работающими по схеме франчайзинга, являются Русское бистро и компания 1С , разрабатывающая программные продукты, в том числе бухгалтерские программы. Выводы 1. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями

или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций. 2. Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия. 3. По виду или назначению предпринимательская деятельность подразделяется на производственную,

финансовую, торговую, посредническую, консультационную. Все они могут функционировать раздельно или вместе например, торгово-посредническая деятельность, производственно-торговая и т.п 4. Важнейшим видом предпринимательской деятельности является производственная, где осуществляется основная фаза воспроизводственного цикла – производство продукции и ус луг. К этому виду предпринимательства относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно

производство продукции. 5. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами перепродажа товаров и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные и торговые организации. 6. Сферой деятельности финансового финансово-кредитного предпринимательства являются обращение, обмен стоимостей. Особенность финансовой деятельности состоит в том, что она проникает и в производственную,
и в коммерческую деятельность, хотя может быть и самостоятельной. Основное поле деятельности финансового предпринимательства – коммерческие банки и финансовые биржи. 7. Важнейшим видом предпринимательства является консалтинг. Он включает непосредственно управленческие и другие формы консультирования, а также аудит. Ныне вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее

эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию. 8.Основными формами партнёрских связей предприятия в условиях рыночной экономики является арендные отношения, франчайзинг, лизинг и т.д. 9.Для успешного ведения предпринимательской деятельности необходимо вести предпринимательскую политику. Список литературы 1. Бизнес – план, как развернуть собственное дело – Уткин

Э.А. Кочеткова А.И М. 1999. 2. Основы экономической теории – Борисов Е.Ф. Волков Ф.М М. 1993. 3. Экономика предприятия – Горфинкель В.Я. Швандер В.А М. 2006, 4-е изд. 4. Экономика предприятия фирмы Учебник под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина 3-е изд перераб. и доп М.2006. 5. Экономическая теория – Сажина М.А. Чибриков

Г.Г М. 2003.