Предпринимательская тайна и механизм ее защиты

Министерство науки и образования Республики Казахстан
Колледж экономики и информационных технологий

Курсовая работа
На тему: «Предпринимательская тайна и механизм её защиты»
Выполнил: студент гр.9-521 СабргалиеваД. М.
Проверил: преподаватель ФилоноваМ. Е.
Уральск 2010г.

Оглавление
Введение
Сущность и значение предпринимательской информации
Понятие предпринимательской тайны
Защита предпринимательской тайны
Механизм и способы защиты предпринимательской информации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитиепредпринимательство существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административнойили рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется,что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающегофактора.
Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определеннойэкономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая нанет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создаетсяреальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в рядпервоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблемуобеспечения экономической безопасности.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельностьв нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуациии изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенностьв получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, тоесть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальнымстадиям освоения предпринимательства.
Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашегохозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь,прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя.
В условиях командно-административной экономики все мы привыклик тому, что экономическая обстановка формируется “сверху” в приказном порядкев виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственныецены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую систему координати хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.
Конечно, жесткая система централизованных установок и предписанийсковывала инициативу, подавляла интерес и творческое начало. Но она вносила явнуюили по крайней мере кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”.
Для ужесточения контроля на не национализированных предприятияхв 1917 году был принят декрет «О рабочем контроле». Отменяющий право собственноститрудовых коллективов на производственную информацию (т.е. отменяющий понятие«предпринимательская тайна»). Однако в рыночной экономике информация становитсятоваром и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственникимеет право изменять свои интересы, согласованные с интересами других собственникови общества.
Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируютсяи обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным идругим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулированияи охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства,не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримомбудущем.
Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателеммогут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственноерегулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществленияпредпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяетсяпроизводителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайнымобразом.
За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одногопредпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которыевольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продаватьему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.
При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственныеотношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербомдля других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своегооппонента с рынка.
В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем,связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, ихимущественной собственности, но и предпринимательской (предпринимательской) информации,как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационныхпотоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальныемеры, а в необходимых случаях комплексное их применение.
Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности,в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:
· предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведенияо состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющихна ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель)
· правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве,регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур)
· специально оперативная информационная система (сведения о способах,силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступатретьих лиц).
/>Сущность и значение предпринимательскойинформации
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связанас получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условияхинформация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность.Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он используетдля достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализоватьэти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности.Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы,однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
До принятия закона в Казахстане предприниматели и фирмы быливынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура,изъяв коммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информацииили передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы припроведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли «случайно»передать нужную информацию ее конкурентам и при этом остаться невиновными с точкизрения закона.
Во-первых, законодательство вводит само понятие предпринимательскойтайны. Ею признается практически любая информация, представляющая действительнуюили потенциальную предпринимательскую ценность (научно-техническая, технологическая,производственная, финансово-экономическая и т.п.). Главное — определить в письменнойформе, какая именно информация будет «засекречена».
В тексте закона оговаривается, что предпринимательскую тайнуне могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарнойбезопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, качестве пищевыхпродуктов и других факторах, связанных с обеспечением безопасности населения. Крометого, не может засекречиваться информация о численности и составе работников организаций,о системе оплаты труда и задолженности работодателей по выплате зарплаты.
Во-вторых, устанавливаются сроки неразглашения предпринимательскойтайны и меры ответственности за несоблюдение этого требования и причинение материальногоущерба. Теперь работник обязан хранить «секреты фирмы» минимум три годас момента прекращения действия трудового договора (если работодателем не установленконкретный срок), а в случае невыполнения этого требования он может не просто выплатитьштраф, но и лишиться свободы на срок до десяти лет.
Наиболее важным нововведением в законе является то, что теперьпострадавшая от разглашения предпринимательской тайны компания сможет через арбитражныйсуд потребовать возмещения всего доказанного ущерба у того, кто воспользовался тайной,или у представителей власти, виновных в утечке секретов.
Перед властями, по закону, у предпринимателей предпринимательскихтайн быть не должно. Более того, за непредоставление органам государственной власти(суду, прокуратуре и т.п.) и местного самоуправления информации, составляющей предпринимательскуютайну, по специальному требованию могут также привлечь к ответственности.
В связи с этим многие эксперты обеспокоены тем, что закон о предпринимательскойтайне легализует вторжение власти в дела бизнеса. Если предпринимательскую тайнухочет узнать орган местного самоуправления, нужно внимательнейшим образом изучитьцели такого шага. И если цели подозрительны — доводить дело до суда.
При отнесении той или иной информации к категории предпринимательскойтайны следует учитывать два обстоятельства.
Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраныпредпринимательской тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующиео фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключенияподобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную системурегулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информациюстановится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступаеткак рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитыхстранах около половины валового национального продукта дают производство, распространениеи переработка информации в различных видах.
В соответствии с Гражданским кодексом РК информация составляетслужебную или предпринимательскую тайну в случае, когда информация имеет действительнуюили потенциальную предпринимательскую ценность, в силу неизвестности ее третьимлицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информациипринимает меры к охране ее конфиденциальности.
По мнению специалистов, сведения, составляющие предпринимательскуютайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям:
1. их открытое использование связано с ущербом для предприятия
2. они не являются общеизвестными или общедоступными на законныхоснованиях
3. предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранениюих конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды
4. эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственнымисекретами и не защищены авторским и патентным правом
5. сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.
Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросамзащиты предпринимательской тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытиекоторых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде этоинформация:
нерациональном природопользовании
сверхнормативном загрязнении окружающей среды
несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющемреальную угрозу здоровью и жизни людей
нарушении специального законодательства, регулирующего деятельностьпредпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)
занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятияили запрещенной законами данной страны
злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работниковфирмы
фактах проявления недобросовестной конкуренции
возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплатыналогов
причинах и фактах невыполнения договоров и др.
Гражданским кодексом РК установлено, что «сведения, которыене могут составлять служебную или предпринимательскую тайну, определяются закономи иными правовыми актами». В настоящее время статья «О предпринимательскойтайне» определяет перечень сведений, которые не могут составлять предпринимательскуютайну:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица,документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальныхпредпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательскойдеятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарногопредприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующихбюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарнойбезопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасностипищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечениебезопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданинаи безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда,об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственноготравматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платыи по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства РК и фактах привлечения к ответственностиза совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектовгосударственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций,о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате трудаих работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности непредпринимательскойорганизации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенностиот имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничениядоступа, к которым установлена иными федеральными законами.
/>Понятие предпринимательскойтайны
Предпринимательская тайна, в соответствии с гражданским законодательствомРК, это информация, которая имеет действительную или потенциальную предпринимательскуюценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа назаконном основании, и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.Следовательно, предпринимательская тайна не может быть общеизвестной и общедоступнойинформацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательскойдеятельности, в связи с чем, предприниматель осуществляет меры по сохранению ееконфиденциальности и защите от незаконного использования.
Предпринимательская тайна — конфиденциальность информации, позволяющаяее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежатьнеоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получитьиную предпринимательскую выгоду.
Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраныпредпринимательской тайны, является определение круга сведений, составляющих предпринимательскуютайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости отих ценности, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятиюпри разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особеннотщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания,то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишниемеры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданнымэкономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты предпринимательскойтайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать егоприбыльной деятельности.
Практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально.Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается комиссия из наиболееквалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений и представителейслужбы безопасности.
Для подготовки перечня сведений, относящихся к предпринимательскойтайне предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомыхкак с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных подразделений.Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:
1. специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктуройрынка и данными в отношении конкурирующих фирм
2. специалиста, полностью представляющего систему организацииработы предприятия, ее особенности
3. специалиста, по связям с другими предприятиями, а также повопросам заключения контрактов, договоров
4. специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции,технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видовинформации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).
Если предприятие достаточно велико или производимая продукцияимеет разнородный характер, можно создать несколько таких групп: одну — главную,в целях координации и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимостипо каждому отдельному участку.
С другой стороны, не исключено, что предприятие может состоятьлишь из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указаннуюзадачу способен решить один руководитель, при условии, что он будет владеть перечисленнойвыше информацией. Но все же, во избежание субъективных ошибок, лучше рассматриватьэти вопросы как минимум вдвоем.
Как уже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты,обладающие полным объемом данных, которые могут быть отнесены к предпринимательскойтайне. Однако это не означает, что следует обязательно знакомить всех привлекаемыхэкспертов с конкретными сведениями, могущими представлять предпринимательскую тайну,если ранее они эти сведения не знали. В большинстве случаев достаточно, если хотябы один из них осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальныепредставляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональнойи исключит уже на первом этапе возможные предпосылки к необоснованному распространениюпредпринимательской тайны.
Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплексвопросов в следующей последовательности:
выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыльна данный момент
исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить, превышаетли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у другихпредприятий
определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.
Если с экономической точки зрения вид деятельности устраиваетпредприятие в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующихфирм, то предприятие располагает определенной предпринимательской тайной и необходимопродолжить анализ.
В этом случае эксперты должны определить, что именно в данномвиде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.
Так, для сведений научного характера — это, как правило:
идеи, изобретения, открытия
отдельные формулы
новые технические проекты
новые методы организации труда и производства
программное обеспечение ЭВМ
результаты научных исследований.
Для сведений технологического характера:
конструкторская документация, чертежи, схемы, записи
описания технологических испытаний
“ноу-хау”
точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделийи оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы,конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время идр.)
сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали,условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.
используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительныекомплексы и приборы, станки, оборудование.
Для сведений делового характера:
сведения о заключенных или планируемых контрактах
данные о поставщиках и клиентах
обзоры рынка, маркетинговые исследования
информация о конфиденциальных переговорах
калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен,уровень прибыли
планы развития предприятия и его инвестиций.
Если в выделении узловых сведений возникают проблемы, то можноизучить рассматриваемый вид деятельности по отдельным технологическим этапам, пологическому алгоритму действий, по временным отрезкам. В любом случае полезнымибудут аналогичные примеры организации защиты секретов западными фирмами.
Так, крупнейшие в мире производители прохладительных напитковфирмы “Кока-Кола” и “Пепси-Кола” выделяют в качестве главных секретов специальныедобавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки. Американские машиностроительныеи приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественные характеристикисвоей продукции, держат в глубоком секрете технологические особенности изготовленияосновных узлов, определяющих данные характеристики.
Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие можетприменять широко известные методы организации производства, технологические приемы,оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступностьтаких данных, сам факт их применения может являться предпринимательской тайной. Защита предпринимательской тайны
Лицо, правомерно обладающее технической, организационной илипредпринимательской информацией, в том числе секретами производства (ноу-хау), неизвестнойтретьим лицам (нераскрытая информация), имеет право на защиту этой информации отнезаконного использования.
Право на защиту нераскрытой информации от незаконного использованиявозникает независимо от выполнения в отношении этой информации каких-либо формальностей(ее регистрации, получения свидетельств и т.п.). Правила о защите нераскрытой информациине применяются в отношении сведений, которые в соответствии с законодательными актамине могут составлять служебную или предпринимательскую тайну (сведения о юридическихлицах, правах на имущество и сделках с ним; сведения, подлежащие представлению вкачестве государственной статистической отчетности и др.).
Основным фактором, способствующим защите информации, остаютсяпока режимные, т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретныхсведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, темоперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения.
Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальнойсобственности, зависит, прежде всего, от владельца (владельцев) информации, складывающейсяв их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляетдля них производственная или предпринимательская информация, и других факторов.
Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никомуне известен, не представляет большой сложности и затрат на его охрану. Он сам недолжен допустить к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носительинформации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее место хранения(не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место). Несколькоусложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованнымлицам. Возникает необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранениясекретных материалов.
Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелецинформации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным(коммерческим) секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникаетвопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурныхобъединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательскиефирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимаязаказы от клиентов), собственные службы безопасности.
Это один вопрос. Второй касается изучения самой частной фирмыперед тем, как обратиться к ней за помощью. Почему? Имеются данные, что некоторыечастные детективные образования, вместо того, чтобы действовать в соответствии сосвоим уставом, занимаются вымогательством, шантажом представителей других предпринимательскихфирм. В принципе здесь идет обоюдная проверка заказчика и клиента перед тем, какзаключить договор. Игнорирование этим подходом может привести к серьезным ошибкам.
Специальные меры, которые осуществляются при защите информации,можно подразделить на внешние и внутренние.
К внешним мероприятиям относятся следующие. Изучение партнеров,клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, предпринимательскую деятельность,собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимостипроизводится изучение связей сотрудников частной фирмы. Выясняются лица, проявляющиеинтерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они к конкурирующейфирме или к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либопротивозаконные действия, необходимо информировать соответствующий правоохранительныйорган. Тем самым пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частнойфирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и кому понадобиласьта или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. что можно ожидать отконкурента (не исключено и преступных элементов).
В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасностирешаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу вчастное предприятие. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительстваи прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороныизучаемого лица, межличностные отношения. Находился ли в конфликте с законом (судимость,административные задержания, связь с преступным миром). В ходе анализа собранныхматериалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно можетпроводиться тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращаетсявнимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этогоделается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучениясотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости от поведенияпродолжают изучаться и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты)фирмы. Не исключено, что конкурент может специально направить своих людей для устройствана работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем ценных сведений.
Также заключается договор с сотрудником. Как правило, работодателисовмещают трудовой договор и соглашение о неразглашении предпринимательской тайны,указывая одним из пунктов обязательство работника не разглашать сведения, прописанныев отдельном документе — перечне сведений, которые считаются предпринимательскойтайной предприятия. Этот перечень может меняться, а внести изменения в трудовойдоговор гораздо сложнее, чем в перечень. Кстати, в этом же документе можно указатьпорядок хранения и режим доступа к предпринимательской информации.
Также необходимо прописать и ответственность за нарушение договоренностей.Наказание может быть любым: от выговоров до увольнения, можно предусмотреть материальнуюответственность в случае, если разглашение предпринимательской тайны причинит компанииубытки. Некоторые работодатели в качестве меры пресечения даже предусматривают уголовнуюответственность, однако на практике эта мера практически не реализуется и потомусчитается, скорее, психологическим моментом.
Типовых форм как соглашения о неразглашении, так и перечня сведений,относящихся к предпринимательской тайне, в законодательстве не предусмотрено. Крометого, компания может также определить, кто уполномочен утверждать перечень коммерческихсведений: директор или коллегиальный орган. Кстати, разрабатывается перечень чащевсего всем коллективом: комиссия из представителей основных служб и департаментовразрабатывает и рассматривает все варианты сведений, которые могут считаться предпринимательскойтайной.
Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечкаинформации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационнойоснове совершаемых поступков лежит корысть (получить значительную сумму денег) илиместь (не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенногоработника, имевшего доступ к предпринимательской информации. В этой связи, целесообразнообращать внимание на лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельностипроявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделками партнерам. При возникновении серьезных подозрений о недобросовестности сотрудникапо отношению к фирме, предпочтительнее с ним расстаться.
Компьютеризация предпринимательских структур, накопление с еепомощью различной информации привлекает как конкурентов, так и преступников. Зачастуюлица, желающие воспользоваться этой информацией, находятся среди обслуживающегоперсонала, а это уже проблема внутренней безопасности. Задача службы безопасностисвоевременно выявить среди обслуживающего персонала тех сотрудников, которые вынашиваютнамерения использовать имеющиеся в их распоряжении сведения для продажи другим лицамили использовать в своих личных целях для получения выгоды. Помимо действия в интересахконкурента, могут совершиться и действия, преследуемые по закону: мошенничество,саботаж, повреждение ЭВМ.
Если исходить из зарубежного опыта, то с волной компьютерныхпреступлений, пока для нас новых и, не в полном объеме, пока урегулированных назаконодательном уровне, нам придется столкнуться в недалеком будущем. Субъектамиэтих преступлений, как правило, являются высокообразованные специалисты, имеющиедоступ к секретным программам, шифрам, кодам. В банковских системах, например, совершаетсямошенничество (снимаются деньги со счетов клиентов вымышленным лицом, занимаютсяспекуляцией, используя банковский капитал, на валютных биржах, оплачивают собственныесчета и т.д.). Развитию данного вида преступлений способствует также и то, что фирмыи банки не стремятся оглашать факты компьютерных краж, чтобы не отпугнуть клиентов.Преступники, зная такое положение, шантажируют владельцев банков, угрожают раскрытьсекретные коды и шифры, что может повлечь миллионы расходов для их замены. Толькона расследование государственными, частными службами компьютерных ошибок банковприходится тратить около 20 млрд. долларов в год.
Предприятия, располагающие ценной информацией, должны хранитьее в специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от нихили передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных.
Зарубежные фирмы, например, используют для хранения секретнойинформации сейфы (шкафы), открываемые с помощью специальной магнитной карты илидругих сложных сигнальных электронных устройств. Следует отметить, что и эта меразначительно затрудняет к ним доступ. Особенно при наличии комплекса защитных (физическихи технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище.
Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценныхинформационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. В этойсвязи, предпринимателю целесообразно обращаться за помощью к частным детективнымфирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться исобственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее:мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите.Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: при утечке секретов или их охране.
Зарубежные крупные и состоятельные фирмы вводят в свой штат дополнительнуюдолжность — сотрудника, занимающегося противодействием хищению ценной информации.Другие же фирмы постоянно или периодически пользуются услугами частных служб, специализирующихсяна сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников.Тенденция роста их рядов не сокращается. В действиях частных служб и полиции возникаютпротиворечия, но их пытаются уладить с помощью закона или на паритетной основе.Существует договоренность об обмене информацией, если на охраняемой территории совершаетсяпреступление. В Российской Федерации принят Закон “О частной детективной и охраннойдеятельности в Российской Федерации”, который содержит положения о сыскной и охраннойчастной деятельности. Оценивая данный закон с критических позиций, следует указатьи на такие положения, заслуживающие внимания, как оказание детективами на возмезднойдоговорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности.Перечисляются виды разрешаемых и запрещаемых услуг, которые могут оказывать субъектынегосударственной детективной и охранной деятельности: сыщики и охранники.
Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерамиценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступныхэлементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов,которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самыхсложных электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливатьэтот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный(коммерческий) шпионаж. В экономической литературе, исследующей развитие предпринимательскойдеятельности, обращается внимание на поддержание этики честной предпринимательскойдеятельности. В ходе же конкурентной борьбы, как неотъемлемого элемента рыночногохозяйствования использование промышленного шпионажа нельзя отнести к этическим видамделовых взаимоотношений предпринимателей. Однако рыночно-конкурентная деятельностьнемыслима, как показывает зарубежная практика, без экономического, производственного,научно-технического и других видов шпионажа. Самый благоприятный общественно-экономическийклимат для развития предпринимательства не сможет предотвратить банкротства, еслив результате удачной шпионской акции будут похищены секретные для фирмы (компании)сведения. Шпионаж — это тень рыночно-конкурентной деятельности, двигатель для однихфирм и тормоз для других. Механизм и способы защиты предпринимательской информации
На каждом предприятии при создании системы защиты информациинеобходимо правильно организовать:
1. учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий(особенно опытных образцов)
2. порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскуютайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.)
3. контроль за средствами копирования и размножения документов
4. защиту предпринимательской информации в средствах связи ивычислительной техники
5. охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений
6. контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.
Основные элементы защиты предпринимательской тайны предприятияпредставлены в таблице 1.

Таблица 1.
Механизм защиты предпринимательской тайны МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ТАЙНЫ 1 2 Регламентированный перечень сведений, относимых к предпринимательской тайне предприятия Система контроля за средствами копирования и размножения документов Система учета и охраны новых материалов и продукции Порядок защиты предпринимательской информации в средствах связи и вычислительной техники Система охраны территории предприятия, его основных зданий и сооружений Порядок использования открытых каналов связи при передачи конфиденциальной информации Система контроля за посещением предприятия посторонними лицами Система мотивации и обучения персонала предприятия способам защиты предпринимательской тайны Порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну Специализированные службы по защите предпринимательской тайны предприятия
Принимая во внимание казахстанскую специфику, выделяются следующиеосновные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями:
a) законодательный. Основан на соблюдении тех прав предпринимателяна конфиденциальную информацию, которые содержатся в казахстанском законодательстве,при обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователяинформации должно быть обращение в соответствующие органы для восстановления нарушенныхправ, возмещения убытков и т.п.
b) физическая защита — охрана, пропускной режим, специальныекарточки для посторонних, использование закрывающихся помещений, сейфов, шкафови пр.
c) организационный. Он включает:
1) введение должности или создания службы, ответственной за отнесениемопределенной информации к категории конфиденциальной, соблюдением правил доступаи пользования этой информацией
2) разделение информации по степени конфиденциальности и организациядопуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешенияруководства
3) соблюдение правил пользования информацией (не выносить запределы служебных помещений, не оставлять без присмотра во время обеда, включитьсигнализацию при уходе)
4) наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдениемправил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальныйи др.).
d) технический. Используются такие средства контроля и защитыкак сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации,а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированногодоступа.
e) работа с кадрами. Предполагает активную работу кадровых службфирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала,с обязательным учетом анкетных данных и проверочных результатов тестирования следуетрегулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользованияконфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.
Основные способы защиты предпринимательской информации представленына рис.1
/>
Рис.1 Основные способы защиты предпринимательской информации
Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы,в связи, с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточнокрупным и платежеспособным фирмам.
/>Заключение
Подводя итог можно сказать, что предпринимательская деятельностьво всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного родаинформации. Причем в современных условиях информация представляет собой особогорода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболееценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашениекоторой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозыбезопасности предпринимательской деятельности. Информация, используемая в предпринимательскойдеятельности весьма разнообразна.
Защита предпринимательской информации как часть деятельностипо обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможныепротивоправные посягательства на предпринимательскую информацию могут идти по различнымнаправлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматриватьцелую систему мер и направлений деятельности, каждому из которых соответствует свойспособ защиты.
Для реализации этих мер в каждой компании рекомендуется разработатьи утвердить положение «О предпринимательской тайне в компании», с которымдолжны быть под роспись ознакомлены все сотрудники компании. С сотрудниками, допущеннымик работе с конфиденциальными документами, целесообразно заключить Обязательствоо неразглашении и защите предпринимательской тайны и служебной информации. Рекомендуетсятакже в целях предотвращения неправомерного использования конфиденциальной информацииотслеживать репутацию своих сотрудников, а также случаи приобретения ими материальныхценностей или действий, требующих наличия крупных денежных сумм (покупки квартир,дорогих автомашин, зарубежных поездок и т.п.).
Кроме того, следует учитывать мировой опыт по защите предпринимательскойинформации. В разных странах существуют различные приоритетные направления защитыпредпринимательской информации (предпринимательской тайны). Так, в Германии преобладаютзаконодательные меры, в США и Франции, наряду с ними, предпочтение отдается организациисобственных служб безопасности фирм, для Японии характерен корпоративный дух и долгосрочнаязанятость в фирме, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами
Конечно, каждый руководителя сам решает какую информацию защищать,и каким образом, но стоит заметить, что рентабельность и рост фирмы в целом, зависитне только от того, как ведется бизнес, но и от того, как он защищается.
/>Список использованной литературы
1. Долгополов Ю.Б., «Предпринимательство и безопасность»,Универсум, 2003 стр.65
2. «Гражданский кодекс Республики Казахстан» (общая часть)на электронном носителе от 1 января 2006 года
3. Гражданское право. Том 1. Учебник / Отв. ред. М.К. Сулейменов, Ю.Г.Басин. Алматы. 2000. С.234.
4. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред.
акад.В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. — М., 1995. — С.95.
5. Ярочкин В.И. Системы безопасности фирмы. Концепции. Правовые основы.Организационная структура. — М., 2003 стр.184