Предпринимательство, его возрождение и специфика в России

Сибирский Институт Бизнеса Управления и Психологии
Кафедра экономики
 
 
 
 
 
 
 
 
курсовая работа на тему
Предпринимательство возрождение и специфика в России
 
 
 
студента: Губаевой М. Д.
группа:№125 БМ
научный руководитель: д.э.н.
Матюнькова Н. Н.
Предварительная оценка____
дата______________________
Оценка после защиты_______
дата защиты_______________
Члены комиссии:
1__________________________
2__________________________
 
 
Красноярск 2006

Содержание
 
Введение
I. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике
1.1.История возникновения и эволюция теории предпринимательства
1.2. Предпринимательство как элемент современной рыночной системы
II. Условия развития предпринимательства
2.1. Зависимость бизнеса от региональной власти
2.2. Грубые формы и методы теневой экономики
III. Опыт поддержки проблемы становления и развития предпринимательства
3.1. Большая роль малого бизнеса. Зарубежный опыт.
3.2. Государственная поддержка предпринимательства
3.3. Барьеры на пути развития
Заключение.
Список используемой литературы

Введение.
 
Практикой мирового бизнеса доказано, что предпринимательство занимает очень важное место в национальной экономике любого государства. Ведь он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его 40-50 процентов.
Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Гармонично развивающему государству просто необходимо прийти к такому рыночному хозяйству, чтобы высокий уровень развития предпринимательства выступал необходимым слагаемым в нем. Раньше в России явное предпочтение отдавалось концентрации производства — социалистической гигантомании, но сейчас, когда наша экономика пытается пойти по западному пути, нельзя не признать, что успех этого пути, в большей степени, возможен благодаря развитию предпринимательства. В нашей же стране предпринимательство не только не получает от государства достаточной помощи, но зачастую оказывается в жестком противостоянии бюрократическим структурам и в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Предпринимательскую инициативу душат законодательные барьеры и незащищенность от разносторонних произволов.
Оценка реального состояния дел в сфере предпринимательства в России весьма затруднена из-за скудного характера и низкой достоверности сведений о деятельности российских предприятий. Поэтому, в отношении предпринимательства нужна система надежного статистического мониторинга, благодаря которому можно будет составить четкую программу поддержки и развития предпринимательства, ведь опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.
Малое предпринимательство как составляющая современного производства во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Все это обусловило выбор темы курсовой работы, как наиболее актуальной.
Целью исследования курсовой работы является изучение предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики, а так же анализу условий, в которых происходит возрождение предпринимательства.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие вопросы:
Что мешает динамичному развитию малых отечественных предприятий?
Почему их потенциал по существу, остается невостребованным?
А также попытаемся выявить тенденции развития малого и среднего отечественного бизнеса; проанализировать состояние и условия развития малого предпринимательства; оценить возможность нахождения и использования источников финансирования малых предпринимателей.

МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 
1.1.История возникновения и эволюция теории предпринимательства
 
С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем — арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века к предпринимателям относили лиц, занимавшихся внешней торговлей.
В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.
Впервые экономическое определение слова «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».
Научное определение слова «предприниматель» появилось в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают — по неизвестной.
В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической старости.
До начала XVIII века государственной поддержки предпринимательства в России как таковой почти не было. Однако и тогда можно было встретить интересные моменты.
С XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет.
Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли купцов-иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам.
Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур коллегии» имел специальный пункт — «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон.
Начало развития многоукладной экономике в СССР выпало на конец 80-х годов с появлением экономических субъектов — представителей различных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий.
В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен.
Новое в развитии малого предпринимательства появилось в 1990 г., с изданием постановление правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерентабельных и малоэффективных государственных предприятий, перевести их на арендную систему поощрений, кооперативную форму собственности либо передать трудовым коллективам на принципах акционирования.
В 1990-1991 гг. государственной статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того, сказалось отрицательное отношение населения к кооперативам.
Тогда же часть малых предприятий была учреждена крупными государственными организациями как дочерние. Доходность таких предприятий достигалась за счет бесплатного или льготного использования площадей, ресурсов, оборудования организаций-учредителей.
Следующий этап развития малого предпринимательства в 1992 г. обозначился расширением процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли.
Еще одна примета 1992 г. — кризис, охвативший крупные предприятия тяжелой промышленности. Поэтому некоторые негосударственные формы хозяйствования получили развитие в промышленности.
Чаще всего малые предприятия создавались в строительстве и промышленности, а посреднических предприятий было меньше в 10 раз, чем строительных, и в 8 раз, чем промышленных.
В течение 1992 г. на складывающиеся позитивные процессы в малом предпринимательстве оказали разрушительное воздействие государственная налоговая и ценовая политика. Страну захлестнула волна псевдопредпринимательства.
Так на протяжении веков предпринимательство продолжает развиваться, не взирая на налоговый пресс, неразвитость правовой базы, просчеты приватизации, акционирования и тяжелейшие экономические условия.
У прошлого и нынешнего предпринимательства есть два сходства — первое это то, что и раньше и сейчас предпринимательством занимается в основном молодежь, а второе — как «старому», так и «новому» предпринимательству приходилось и приходится преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие государственной бюрократии.

1.2. Предпринимательство как элемент современной рыночной системы
 
Опыт стран Восточной Европы, Восточной Азии, и Южной Америки подтверждает, что эффективные государственные институты могут не только вывести страну из кризиса, но и способствовать ее долгосрочному экономическому развитию.
В свою очередь слабыеинституты власти являются одной из главных причин часто возникающих кризисов инеустойчивости экономики.
Малые предприятия очень важны для нормального функционирования экономики. В развитых странах, входящих в ОЭСР, около 60% ВНП производится именно МП, то есть предприятиями с числом работников не более 50 человек. Легко понять почему: современная рыночная экономика предлагает тысячи рынков, которые создаются миллионами эффективных и конкурентно способных предприятий. В менее развитых странах (например, Латинской Америки, СНГ) количество МП относительно не велико—в этом их главная структурная слабость.
Вероятно, значимость МП лежит не только в экономической, но и в политической плоскости. В странах, где малый бизнес развит недостаточно, в экономике господствуют крупные предприятия. При этом число МП, как правило, не увеличивается, производительность труда в целом снижается.
В исследовании Всемирного банка (2002 г.) отмечалось, что посткоммунистические страны, каждая из которых в принципе имела равные условия для развития предпринимательства, можно разделить на две группы. В первой (Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Польша) – МП производят 50-60% ВНП, почти столько же, сколько в промышленно развитых странах Запада. Во второй (Россия, Казахстан) — доля МП в создании ВНП составляет лишь 20%.

II. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
2.1.Зависимостьбизнеса от региональной власти.
Говоряо предпринимательстве в отдельно взятом российском регионе, вряд ли удастсяабстрагироваться от ряда национальных черт этого феномена. Ведь на региональномуровне отражаются общие закономерности, присущие отечественномупредпринимательству.
Преждевсего, они связаны со спецификой возрождения частного предпринимательства впостсоветский период.
Самыймногочисленный и разнообразный слой российского предпринимательства — это такназываемые представители «новой волны», начинавшие свой бизнес с нуля. Онизаняли в основном те ниши, которые в директивной экономике пустовали. Речь идето внепроизводственной сфере: банковская и иная финансовая деятельность,биржевое и страховое дело, некоторые виды торгово-посреднической деятельности(например, продажа недвижимости, автомобилей, бытовой техники, оргтехники),рекламная, аудиторская и консалтинговая деятельность, а также выпуск непроизводимых ранее товаров и услуг.
Выявлениехарактерных черт предпринимательства на уровне российских регионов осложняетсятем, что они разнообразны по географическому положению, размеру территории,удаленности от центра, природно-климатическим условиям, плотности и составунаселения. Это многообразие обусловлено и объективными экономическимифакторами. Так, различают относительно благополучные регионы столичного типа(Москва, Санкт-Петербург) и сырьевые регионы, извлекающие выгоду из своегопривилегированного положения или запасов природных ресурсов. В то же время существуютдепрессивные регионы, связанные с находящимися в кризисе традиционнымиотраслями и ВПК. Нельзя сбрасывать со счетов субъективные неэкономическиефакторы, такие, как личность губернатора или региональный менталитет.
Темне менее, попытаемся определить характерные черты, то общее, что объединяетроссийское предпринимательство на региональном уровне.
В 90-х годах минувшего векаразвернулся «парад суверенитетов». Администрация субъектов РФ приобрела многиевластные функции, в результате чего создалась парадоксальная ситуация: практикацентрализованного аминистративно-командного управления была в значительнойстепени перенесена на региональный уровень. Региональная администрация получилавозможность выдавать различные квоты, лицензии, устанавливать налоговые ставкии льготы, распределять бюджетные средства. Под реальным контролем региональнойвласти зачастую находятся и формально независимые от нее структуры — правоохранительныеорганы, суды.
Крупныекорпорации национального масштаба меньше зависят от региональной власти, находяподдержку в лице федеральных структур. В ряде регионов сырьевые корпорациифактически ведут себя как хозяева. И уже губернаторам приходится обращаться кним за помощью в решении социально-экономических и экологических проблем.Средний и малый бизнес подобным влиянием похвастаться не может и в полной мере испытываетна себе бремя разрешительной системы предпринимательства, начиная с регистрации,аренды помещений и заканчивая бесчисленными проверками контролирующих органов.На региональном уровне развит бюрократический рэкет: чиновники вынуждаютпредпринимателей делать взносы или отчисления (официальные или неофициальные),не предусмотренные действующим законодательством.
По сравнениюс западными странами, где отношения в сфере государственного управления сильноформализированы, власть в регионах России несет в себе черты личности своихруководителей. Как правило, это лидеры харизматического типа, создающиесобственный стиль руководства. В национальных республиках указанная чертапроступает наиболее ярко.
В90-е годы XX столетия некоторые губернаторы вели себя как удельные князья,пытаясь отгородиться от остального мира. Дело доходило даже до запретов вывозапродукции за пределы региона. В действиях других отражалось наследие советскогопрошлого в виде политики социального патернализма.
МэрМосквы Ю.Лужков обладает имиджем «крепкого хозяйственника», для него характеренавторитарный стиль управления. Губернатор Кемеровской области А.Тулеев защищаетугольную промышленность, а губернатор Краснодарского края А.Ткачев активнопривлекает инвестиции в свой регион.
Иногдасо временем к руководству регионов приходят преуспевающе бизнесмены. Бывшиетоп-менеджеры крупных компаний, не потерявшие связи с последними, создают имрежим наибольшего благоприятствования. Так, в прошлом руководитель «Норильскогоникеля» А. Хлопонин стал впоследствии мэром города Норильска, а затем игубернатором Красноярского края.
Вэтом отношении интересен вопрос о том, как изменится характер региональнойвласти в случае перехода от прямых выборов к фактическому назначениюгубернаторов президентом. Вполне вероятно, что «харизматическая пестрота»сойдет на нет, и сложится более унифицированный образ российского губернатора.
2.2 Грубые формы и методы теневой экономики.
В90-е годы прошлого века гипертрофированных масштабов достигла теневаяэкономика. По разным оценкам она охватывала 25-50 процентов ВВП и 8,2-30миллионов человек. Сложилась высокая зависимость частного бизнеса от властных икриминальных структур.
Вновых условиях, когда предпринимательская деятельность стала легитимной, отпаланеобходимость в том, чтобы бывшие «цеховики», «шабашники» действовали в рамкахтеневой экономики. Многие теневики, которые в свое время были осуждены за то,что раньше называлось экономическими преступлениями, были реабилитированы.
Спецификатеневой экономики, в первую очередь, обусловлена социально экономическойструктурой того или иного региона. Теневая деятельность в основном связана сочагами экономической активности региона. В Москве и Санкт-Петербурге — этокредитно-финансовая сфера, операции с недвижимостью, в других регионах — экспорто-ориентированное сырьевое производство: Тюменская область (нефть),Кемеровская область (уголь), Красноярский край (никель, алюминий), Якутия(алмазы, золото) и др. Незаконный рыбный промысел, контрабанда, махинации симуществом судоходных компаний процветают в портовых и приграничных городах(Владивосток, Находка, Хабаровск, Новороссийск, Мурманск, Калининград). В крупныхгородах вокруг промышленных гигантов сформировалась разветвленная сетьпосреднических организаций, теневую деятельность которых трудно контролировать.Вынужденная внелегальная экономика разрослась в стажирующих регионах (СеверныйКавказ, Центр России, Чукотка и др.).
Самыемасштабные теневые операции так ли иначе связаны с действиями представителейрегиональной власти. В большинстве регионов сформировались свои олигархическиегруппировки как слияние бизнеса и власти. Согласно региональномузаконодательству, запрет на совмещение депутатского мандата спредпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов,работающих на постоянной основе. Таким образом, владельцы и руководителиэкономических структур получают важнейшие законодательные, контрольные икадровые прерогативы и к тому же освобождаются от профессиональнойзаконотворческой работы. Наличие института совместительства в региональныхзаконодательных органах создает юридическую и организационную возможностьслияния власти и капитала. В результате законодательные органы многих регионовнаходятся под влиянием заинтересованных кругов, что обеспечивает значительныевыгоды отдельным компаниям и отрицательно сказывается на деятельности предприятий,не имеющих такого влияния.
Контролируяфинансовые и материальные ресурсы, представители региональной власти могуторганизовывать различные каналы самообогащения. Известно, что абсолютноебольшинство российских регионов дотационные, то есть существуют за счеттрансфертов из федеральных бюджетных и внебюджетных фондов. Система трансфертовоткрывает большие перспективы для теневых операций. Хорошо известны случаи разворовываниягосударственных средств, выделенных на восстановление Чечни. Подобные махинациихарактерны и для средств, направленных для восстановления жилья иинфраструктуры в регионах, пострадавших от стихийных бедствий (Приморский край,Краснодарский край, Якутия и др.) Практически во всех российских регионахзафиксированы грубые нарушения порядка использования выделенных средств. Ряд губернаторови вице-губернаторов предстали перед судом за злоупотребление властью.
Одиниз главных каналов самообогащения представителей региональной власти — выборыисполнителей подрядных работ по проектам, предусмотренным местным бюджетом.Имеются отработанные схемы, с помощью которых через подставных лиц происходитприсвоение представителями власти определенной части местного бюджета(завышение объема работ, превышение оплаты труда, манипуляции с ценами и т.д.).Функционируют и карманные структуры администраций: фактически частный бизнеспредставителей власти.
Зафиксированыслучаи формирования в регионах откровенно мафиозных структур. Они основаны напрямой и непосредственной связи представителей власти с криминалитетом иполучении ими личной прибыли от незаконной деятельности (игорный бизнес,сутенерство, торговля оружием, наркотиками и т.п.). В некоторых регионах в 90-хгодах прошлого века ситуация начинала выходить из-под контроля. Так, вЕкатеринбурге в 1999 году в преддверии (местных, губернаторских, парламентских)выборов был зарегистрирован общественно-политический союз «Уралмаш», созданныйпри непосредственном участии «уралмашевской» преступной группировки. В региональныхзаконодательных собраниях есть депутаты не только с сомнительным, но и уголовнымпрошлым.

III. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
 
3.1. Большая роль малого бизнеса. Зарубежный опыт.
 
Вконце 2004 г. в Российской Федерации функционировало около миллиона (953 096)малых предприятий, на которых работали 7,815 млн. человек, что составляет 12%всех занятых в экономике (примерно 66 млн. человек). Малые предприятияпроизводят до 20% валового внутреннего продукта страны.
Длясравнения — в негосударственном секторе Евросоюза, по статистическим данным(см. таблицу), около 99% всех предприятий — это малые и средние предприятия(далее – МиСП) с численностью до 250 человек, которые предоставляют 66% всехрабочих мест и обеспечивают 55% всей созданной стоимости, оказывают решающеевоздействие на прогрессивное развитие, повышение конкурентоспособности,ускорение инноваций.
Таб. СТАТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЕВРОСОЮЗУхарактер предприятий количество предприятий численность работающих тыс. ед. удельный вес, % тыс. человек удельный вес, % Микропредприятия (0-9 работающих) 19 040 93, 11 41 750 34, 29 Малые предприятия (10-49 работающих) 1200 5, 87 23 080 18, 96 Всего, микро-, малые предприятия 20 240 98, 98 64 830 53, 25 Средние предприятия (50-249 работающих) 170 0, 82 15 960 13, 11 Всего, микро-, малые и средние предприятия 20 410 99, 80 80 790 66, 36 Крупные предприятия 40 0, 20 40 960 33,64 Итого, по всем предприятиям 20 450 100, 00 121 750 100, 00
Обычносущественный прогрессивно-общественный вклад МиСП связывают с высокойзанятостью, так как действительно такие предприятия создают большое количестворабочих мест в расчете на единицу вложенного капитала. Во всех странах мира,включая Евросоюз, подавляющая часть вновь созданных рабочих мест относится кновым предприятиям. При этом подчеркивается, что МиСП в структурно-слабыхрегионах выполняют функции обучения и развития персонала.
Такимобразом, в активы МиСП можно записать создание новых рабочих мест, обучение иразвитие работающих, вклад в динамику экономического развития, создание конкурентноспособных предпринимательских структур, содействие быстрому приспособлению различныхотраслей к структурным изменениям.
Виндустриальных державах благоприятное воздействие на МиСП оказывалиорганизационно-технологические изменения последних двух десятилетий.Деятельность крупных предприятий в настоящее время сосредоточена наопределенных узловых направлениях, и от специализированных малых предприятийтребуется оказывать ряд услуг или изготавливать предпродукты по договору outsourcing, под которым понимается передача выполненияотдельных функций специализированной компанией субподрядчику, что позволяетсконцентрироваться на основной деятельности. Малые предприятия в рамкахаутсорсинга получают возможность сэкономить, например, на компьютерном обеспечениии доступ к профессиональному решению своих проблем.
Динамичнымипроводниками экономического роста в индустриальных державах служат малыепредприятия высоких технологий. Именно поэтому в 1982 г. в США был принят закон,согласно которому все учреждения с годовым исследовательским бюджетом свыше 100млн. долларов должны 0,2% своих средств переводить малым предприятиям. Этотмеханизм — так называемая Программа стимулирования инноваций (Small Business Innovation Research Program), она в первую очередь была предназначена для созданияновых рабочих мест, но кроме этого правительственная SBIR миссия была направлена на новые технологии.
Вразвивающихся странах малые предприятия играют несколько иную роль, чем виндустриальных державах. Так, например, в Латинской Америке большинство малыхпредприятий сосредоточено в традиционных отраслях, характеризующихся низкимибарьерами вступления на рынок, — розничная торговля или производство несложныхтоваров для местных рынков (мебель, продукты питания, косметика). Для данныхпредприятий характерны непрерывный повышенный объем предложения, низкие цены,удовлетворительное качество и низкая капиталоемкость.
ПотенциалМиСП в развивающихся странах можно рассматривать в следующем разрезе:интеграция специализированных малых предприятий в современные конкурентоспособныемеждународные промышленные системы, например в качестве поставщиков, черезоказание услуг или как участников промышленных кластеров; создание новыхпредприятий в высокотехнологичных отраслях; взаимодействие малыхсельскохозяйственных предприятий в агропромышленном секторе и для экспортныхпоставок.
Сточки зрения проблемы глобализации особенно настораживает тот факт, что вразвивающихся странах МиСП активны, прежде всего, в тех сферах, в которых онинапрямую конкурируют с крупными предприятиями или импортерами, не обладаяпреимуществами массового производства, широким ассортиментом продукции илирыночным обеспечением. Это возможно лишь в удаленных районах или в такой отрасли,как производство строительных материалов, где крупные предприятия несут большиетранспортные расходы. Впоследствии с развитием стандартизации и расширениемрынка несложных товаров, на который хлынут текстиль, одежда и обувь изазиатских стран, ситуация на этих традиционных для национальных малых предприятийрынках ухудшится. Появятся цепи супермаркетов с их прогрессивными методамипродаж; местные производители будут вынуждены вступать в сотрудничество сторговыми сетями. При этом необходимо, чтобы в развивающихся странах сложилсяопределенный средний уровень обеспечения и контроля стандартов продукции и услуг.
3.2. Государственная поддержка предпринимательства
Государственнаяподдержка предпринимательства предусматривает следующие направления, призванныесодействовать созданию и функционированию МП:
•осуществление областными органами власти правовой защиты субъектовпредпринимательства от незаконных действий должностных лиц;
•формирование инфраструктуры поддержки и развития МП;
•совершенствование налоговой политики;
•создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательствагосударственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов,а также научно-технических разработок и технологий;
•установление упрощенного порядка предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;
•организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дляМиСП.
Юридическиформы и методы стимулирования и регулирования деятельности субъектов малогопредпринимательства установлены Федеральным законом «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14.06.95).
Разрабатываютсяи осуществляются программы развития и поддержки малого предпринимательствасреднесрочного характера. Их цель — создание благоприятного инвестиционно-финансовогоклимата и организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичногоразвития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
Государственнаяподдержка тех или иных проектов помимо прямого финансирования может оказыватьсяв виде выдачи квот и лицензий, предоставления гарантий по заемным средствам, атакже налоговых и других льгот.
Однакосистема государственной поддержки малого предпринимательства пока не носитцелостного характера. В этом плане, необходимо восстановить вертикальную связьс федеральными органами. Кроме того, проводится работа по привлечениюиностранных инвестиций в малый бизнес.
3.3. Барьеры на пути развития предпринимательства
Несмотряна Указ Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитиипредпринимательства» (июнь 1998 г.), на пути развития предпринимательства ещесохраняются определенные препятствия. Основные причины, таковы:
•неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующей деятельностьМП;
•несовершенство структуры органов управления, на которые возложено регулированиемалого предпринимательства, что, обусловливает недостаточную координацию действийпо его государственной поддержке;
•отсутствие стимулирующей налоговой политики и инвестиционной помощи;
•низкая платежеспособность и, как следствие, уменьшение спроса на продукцию;
•проблемы лицензирования отдельных видов деятельности;
•трудности в организации сбыта и т.д.
Крометого, серьезной преградой являются проблемы финансирования. Малые предприятияпо сравнению с крупными, подвержены дискриминации на финансовых рынках. Так каккоммерческие банки, во избежание риска, и вследствие разного уровняобеспеченности заемщиков, более охотно финансируют крупные предприятия иликомпенсируют риск кредитования малых предприятий более высокими процентами.Недоступность и дороговизна кредитов, вынуждают предприятия ограничиватьмасштаб бизнеса размером собственного капитала. Ограничение масштаба бизнесаприводит к высокой доле постоянных затрат, поэтому малые предприятия вынужденыпочти всегда устанавливать более высокие цены, чем крупные, и заведомо обрекатьсебя на поражение в жестких ценовых войнах, имеющих место во многих отраслях.
 В становленииновых предпринимательских структур необходимо уделить особое вниманиеадминистративным барьерам, поскольку их устранение не требует значительных затрати полностью зависит от реальных целей государственной политики, совершенствазаконодательной базы, регулирующей деятельность в данной сфере, и уровня правовойкультуры.
Внастоящее время существует избыточность контролирующих органов и дублирование ихфункций. Контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различныхорганов. Причем проверки носят бессистемный характер. Различные контролирующие органытребуют предоставления одних и тех же документов вместо того, чтобыорганизовать обмен информацией между собой и осуществлять комплексныеобследования.

Заключение
 
В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Иными словами мировой опыт свидетельствует: экономический подъем и благосостояние граждан того или иного государства напрямую зависит от уровня развития малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.
В курсовой изучено предпринимательство, определена его роль, как элемента системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающей ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
— проанализировано современное состояние и условия развития малого предпринимательства, при этом было установлено, что предпринимательство – это наиболее демократичный и достаточно весомый сегмент национального хозяйства, что его игнорирование зачатую приводит к дестабилизации и нарастанию кризисов в национальной экономике;
— установлены возможности нахождения и использования источников финансирования малых предпринимателей, выявлено, что на сегодняшний день финансирование малого предпринимательства в России далеко не идеально, что законодательная база в этой области до конца не проработана.
Кроме того, в ходе разработки курсовой работы были сделаны следующие выводы: необходимо конкретизировать правовые акты и инструкции, призванные помочь развитию предпринимательства, а полный и комплексный анализ структуры и динамики предпринимательства поможет разработать четкую и слаженную программу помощи предпринимателям. Политика государства должна быть устойчиво ориентирована на поддержку и защиту предпринимательства.
А так же мною была установлена необходимость дальнейшего исследования оглашенной проблемы и более глубокого изучения условий возрождения Российского предпринимательства (поиск путей финансирования, регулирование и налогообложение, возникновение новых видов организационной деятельности и т. п.)
Отношение к предпринимательству в российском обществе хотя и противоречиво, но ориентировано на его дальнейшее развитие и в целом доброжелательно. Более того, именно предприниматели выступают сегодня для большинства россиян социально-политическим лидером. Несмотря даже на, безусловно, существующее на бытовом уровне негативное отношение к отдельным сторонам его развития, россияне оценивают предпринимателей как новую реальную силу на российском политическом Олимпе.
В стране сейчас сложилась уникальная в мировом масштабе ситуация. Когда предпринимательской деятельностью может заняться каждый, так как предпринимательский класс еще только формируется и процесс его формирования носит массовый характер.
Глубинная готовность принять допускающую большую степень личной свободы и независимости неуравнительную рыночную экономику обуславливается, прежде всего, тем, что она более полно отвечает базовым ценностям общества. Символом же экономики и силой, способной реализовать ее на практике, для россиян выступает сегодня предпринимательство.

Список используемой литературы:
 
1. Г. А. Копылова. Руководящий корпус российских предприятий: эволюция и характерные черты// Соискатель №3 2005 С. 55-63
2. Ф.В. Кузнецов. Характерные черты предпринимательства в российских регионах // Соискатель №3 2005. С. 130-137.
3. Андерс Ослунд. Условия развития малого предпринимательства.// Человек и труд №12 2005 С. 71-76.
4. Борисов С., Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается?// Человек и труд. 2005 №1 С.65-67.
5. Аборнева О., Государственное регулирование и поддержка предпринимательства. // Проблемы теории и практики управления. №2 2004 С. 111-117.
6. Вольский А. Главная прорывная сила экономики. // Человек и труд. №1 2004 С. 35-37
7. Русаков М. С. Финансово- экономические механизмы развития малого предпринимательства за рубежом.// Экономический анализ. Теория и практика. №11 2006 С. 61.
8. Егоров. Малый бизнес—инструмент решения социальных задач.// Проблемы теории и практики управления. №4 2004 С. 47-50.
9. Станиславчик Е. Малый и средний бизнес.// Проблемы теории и практики управления. № 11 2005. С. 104-109.
10. Гуринович М. Большая роль малого бизнеса. // Человек и труд. №1 2004. С. 37-40.
11. Винская В. Малый бизнес набирает обороты.// Экономика и жизнь. Сибирь – ноябрь (№18) 2005. С. 7-9.
12. Ершова В.И. Российская газета №3 2005 С. 3-7.
13. Губанов С. Рост отсталости или отсталость роста.// Труд и социальные отношения. №3 (30) 2005. С. 26-31.