Курсовая работа по предмету: «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски». Тема: Предпринимательство и его виды. Факультет: финансово-учетный Отделение: заочное Выполнила: студентка V курса Проверил: 2005 Содержание: Введение 3 Глава 1. История возникновения и сущность предпринимательства 1. История развития предпринимательства 2. Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство».
3. Основные черты и функции предпринимательской деятельности 13 Глава 2. Условие эффективной предпринимательской деятельности. 1. Экономические условия эффективной предпринимательской деятельности 2. Социальные условия эффективной предпринимательской деятельности. 3. Правовые условия эффективной предпринимательской деятельности 24
Глава 3. Виды предпринимательской деятельности. 1. Производственное предпринимательство. 2. Коммерческое предпринимательство 1. Посредническое предпринимательство. 3. Финансовое предпринимательство 1. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг 2. Виды предпринимательской деятельности на рынке банковских услуг.
3. Страховой вид предпринимательской деятельности. 48 Заключение 50 Список литературы 53 Приложение 56 Введение Неотвратимо осуществляются экономические реформы. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования
являются предприниматели (коллективные и индивидуальные). Любое государство гордиться плодами деятельности своих предпринимателей. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению государства, сохранению его
национального духа и национальной гордости. В работе описывается механизм предпринимательства с учетом накопленного опыта развитии теории и практики в развитых западных странах, опыта становления предпринимательства в России, применения законодательства, регулирующего организацию предпринимательской деятельности, основные понятия и термины, обозначающие сущность почти всех подсистем предпринимательства, что позволяет нам иметь полное представление не только о предпринимательской деятельности, и об условиях и факторах ее
организации в условиях рыночной экономики. В основу работы легли следующие книги: «Предпринимательство» А.В. Бусыгина, «Предпринимательство» под ред. М.Г. Лапусты, «Курс экономической теории» под ред. В.В. Ефимовой «Экономическая теория» под ред. А.И. Добрынина, «Экономическая теория» под ред. В.Д. Камаева и другие. Поскольку из журналов мы получаем более свежую, интересную и необходимую информацию,
то они сыграли значительную роль в раскрытии данной темы. Это – «Предпринимательство», «Вопросы экономики», «Экономист», «Проблемы практики управления» и другие. Данная литература использовалась для раскрытия сущности предпринимательской деятельности, определения ее основных характерных черт и выполняемых функций, а также выявления условий эффективного развития и необходимости государственного регулирования. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Глава 1. История возникновения и сущность предпринимательства Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили активную предпринимательскую деятельность. Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы
и др.) по-разному трактуют содержание этого термина. 1. История развития предпринимательства История предпринимательства – тема весьма актуальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Современная историческая наука проявляет большой интерес к развитию предпринимательства имеет свои задачи. Они заключаются в конкретном рассмотрении проблемы предпринимательства на основе исторических фактов в их хронологической взаимосвязи.
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. Деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. В данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникающих
рыночных неравновесий, а его доминирующим предлогом была сопряженность с высокой степенью риска. [5, 227]. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своём заводе. С середины XVI в появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества.
Первые акционерные кампании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554г.). Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индийская торговая компания, в 1670 году – кампания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие экономики.
С середины XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX в.в. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В России предпринимательство существует с давних времён.
Зародилось оно ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689 – 1725). По всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшим представителем династии предпринимателей
промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский купец. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года. Начинается строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал.
В 90-е годы XIX века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства [5,5-6]. В XV- первой половине XIX века шел процесс формирования национального типа российского предпринимателя, главным чертами которого были патриотизм и приверженность к православным ценностям [5, 139]. В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением в России. Начинается процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвелом»,
«Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и другие. К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и завершения двух революций – Февральской и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая политика –
НЭП (1921-1926 гг.). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 года был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 года – Закон «О предприятии и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в
своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий. В настоящее время в России насчитывается около 10 000 акционерных предприятий и свыше 1 500 акционерных коммерческих банков. На 1-е января 2003 года из общего числа 3 573 тысяч предприятий и организаций 2 973 тысячи, или 70 %, находились в частной собственности [2,7]. 1.2. Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство».
Предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость
экономических благ. Позже известный французский экономист конца XVIII- начала XIX веков Ж.Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства- земли, капитала, труда. Основной тезис Сэй состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта.
Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Английский ученый-экономист А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой
идеи и получения прибыли идет на риск. Д. Векардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре. И лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значение и роли института предпринимательства. Французский экономист Анре Маршал (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам
производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организация. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и передаваемые ему функции. Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага – средства производства и земля;
3) деятельность предпринимателя; 4) труд рабочего. По-новому взглянул на эту проблему Фридрих фон Хайен (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика полведения, а не вид деятельности [15,7-10]. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство».
Что касается понимания самого термина, то здесь можно выделить два подхода: 1-ый подход, фокусирующийся на предпринимателе и его деятельности к конкретным условиям внешней среды, воспринимаемой исследователем в качестве объективного и не изменяющегося во времени фактора (линейный равновесный подход, исходящий из замкнутости системы «предприниматель/предприятие – среда его развития»); 2-ой подход, акцентирующий взаимозависимость предпринимателя/предприятия и его среды его деятельности
(интерактивный, нелинейный, неравновесный или синергетический подход, исходящий из открытости системы «предприниматель /предприятие-среда его развития») [8,47]. Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги «Предпринимательство – это свобода», следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную
собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору. Интересно проследить эволюцию термина «предприниматель» (в средние века – антрепренер) и «предпринимательство»: 1725 год Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. 1797 год. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует,
организует и владеет предприятием. 1876 год Френсис Уокер; следует различать тех, кто предоставляет напиток и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. 1934 год Иозеф Шу; предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии. 1961 год Дэвид Маклелланд; предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного
риска. 1964 год Питер Друкер; предприниматель – это человек, использующий возможность с максимальной выгодой. 1975 год Альберт Шапиро; предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях рынка, он несет ответственность за возможную неудачу. 1985 год Роберт Хидрич; предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы,
берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство»: «Предпринимательство… является деятельностью, которая связана с вложением средств, в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой». Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из удачных. [15.11-13].
Однако эта формулировка отличается и от той, что дана в Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности»; «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли. Было установлено, что предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах организационно-
правовой формой предприятия. [17,6-7]. По мнению Бусыгина А.В предпринимательство – есть искусство ведения деловой активности, есть, прежде всего, мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается, как умение организовать свой бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением дела [16,25].
1.3. Основные черты и функции предпринимательской деятельности «Три волны» развития теории предпринимательской функции – так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства. «Первая волна», которая возникла еще в XVII веке, была связана с концентрацией внимания на несение предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII века впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики
предпринимательства. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумптер (1883-1950). И первая, и вторая «волны» развития теории предпринимательской функции были основаны на многофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства.
Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением «третьей волны» в результате теоретических изысканий Й. Шумптера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф.Хайек. «Третья волна» отличается сосредоточием внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства
как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе. Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно – с переходом на недисциплинированный уровень анализа проблем предпринимательства [14,13-15]. Сироткин С.П. основные черты предпринимательской деятельности:
1. Владение капиталом, собственным или заемным совершающим кругооборот. 2. Управление, надзор и контроль за процессами производства и обращения капитала. 3. Подчинение процесса движения капитала в любой сфере извлечению максимальной прибыли. 4. Учет и использование рыночной конъюнктуры – конкуренции спроса и предложения и т.п вплоть до вкусов потребителей. 5. Свобода принятия хозяйственных решений с целью обеспечения технических и экономических
способов и методов предпринимательской деятельности с наименьшими издержками производства. 6. Направленность производителей, как оферентов – носителей предложения на удовлетворение потребностей, конкурентов – носителей спроса, на обеспеченность общества товарами и услугами за счет возрастающей производительности труда. 7. Способность к экспериментам, новаторству и риску для достижения максимального успеха [19,222]. Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.
Сущность предпринимательской деятельности через выполнимые его функции. «Функции предпринимательства» – это осуществление по производству и отменными операциями между предпринимателем и другими элементами хозяйственной среды [22,21] 1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; 2. Предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы и
принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения; 3. Предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела; 4. Предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса [20,320-321]. К перечисленным функциям можно добавить: 1. Поддержку предпринимательству.
Распределение предпринимательских идей, инициативы и опыта управлении, что является функцией менеджмента. 2. Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами, что является функцией менеджмента. 3. Связи с общественностью (так называемые «паблик-рилейшиз») Осуществление и управление отношениями между предприятием и общественными структурами или средства массовой информации. [22,24-25]. Таким образом, можно выделить достоинства и недостатки предпринимательской деятельности.
Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются: 1. Простота организации (учреждения, управления и т.д.); 2. Свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т.д.); 3. Сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом); Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:
1. Ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов); 2. Отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях малого и среднего производства наиболее типичного для данной формы собственности); 3. Существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и своей личной собственностью)
[13,188]. Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить»
до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать, значит, затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного. Глава 2. Условие эффективной предпринимательской деятельности. За словами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги.
Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Поэтому для формирования предпринимательской деятельности необходимы определенные условия: экономические, социальные и правовые. 2.1. Экономические условия эффективной предпринимательской деятельности Экономические условия – это, в первую очередь, предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки;
избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров. На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, за которыми готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения. Всем этим занимается множество разнообразных организаций,
составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устраивать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и различные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические
услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства – рекламные, транспортные, страховые и другие; средства связи и передачи информации [15,14-15]. Элементы процесса предпринимательства представлены в таблице 1 (см. Приложение). Само по себе предпринимательство складывается из определенного типа хозяйственного поведения. Предпринимательство охватывает производственную, коммерчески-посредническую, торгово-закупочную,
инновационную, консультативную деятельность и операции с ценными бумагами. Для эффективного функционирования и осуществления активной предпринимательской деятельности хозяйствующих единиц в рыночной экономике необходимы соответствующие условия: 1. Максимальная свобода хозяйственной деятельности свободных товаропроизводителей. 2. Полная ответственность за результаты своей экономической деятельности при равных правах всех видов
собственности. 3. Конкуренция производителей как фактор стимулирования производства благ и услуг. 4. Свободное ценообразование на рынке. 5. Открытость экономики, ее интеграция в системе мирохозяйственных связей, право предпринимателя осуществлять внешнеэкономические операции [24,56-57]. Бурное развитие всех форм предпринимательства требовало определенных экономических и социальных условий, а также предпосылок. Первоначальное накопление капитала и явилось тем необходимым условием формирования
социально-экономической базы предпринимательства, которое, высвобождая «связанные» факторы производства (прежде всего труд, землю и капитал), содействовало проявлению в полной мере предпринимательских способностей. В России развитие процессов первоначального накопления капитала тормозилось длительным господством феодально-крепостнической системы, сдерживавшей экономическое высвобождение тех факторов производства, как труд и земля [24,62-63]. Первоначально владелец капитала и управляющий предприятием были едины
в одном лице. Однако это исходное положение, когда капиталист и управляющий – директор были слиты постепенно и широко воспроизводятся, в особенности в мелком и среднем предпринимательстве. Отделение субъектов собственности на капитал и объектов управления, достигшие больших размеров в корпорациях не меняет существа процесса [19,33]. Способ формирования и накопления капитала в России имеет свои особенности. Главная среди них та, что накопление капитала у нас началось не в производстве,
а в банковском, биржевом, страховом деле. Причем, все это строилось преимущественно не на реальном (имеющем материальное обеспечение) капитале, а на так называемых «пирамидах» (сборах денежных средств у одних вкладчиков и выплате за счет других им дивидендов), теневом, мафиозном (свыше 50%) капитале, тотальной коррупции и др. [9,65] У Бусыгина А. В. в книге «Предпринимательство» условиями осуществления предпринимательской деятельности выступают факторы производства.
Экономическая наука традиционно к факторам производства относила землю, капитал и труд. Предпринимательство, как особая форма экономической активности в современных условиях требует расширенного набора факторов производства, то есть обязательное наличие следующих факторов: идеи, технологии, средств производства, капитала и предпринимателя. Более того, именно предприниматель осуществляет комбинирование остальных указанных нами факторов производства для достижения определенных целей, а процесс комбинирования
средств производства и есть процесс производства. Основной задачей предпринимателя выступает необходимость выбора самой эффективной формы комбинирования факторов производства, позволяющий организовать процесс производства. [4,21-23] 2.2. Социальные условия эффективной предпринимательской деятельности. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Социально-культурные нормы – нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный
уровень населения, оказывающие влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству [11, 26]. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности могут меняться. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей. Подлинное предпринимательство выступает как рыночное по своей сущности явление.
Оно определяется степенью свободы (под свободой в экономической науке всегда понимается самостоятельность) экономического поведения товаропроизводителя. Это поведение подразумевает свободу спроса и предложения производимого товара и товара рабочая сила, свободу инициативы и предприимчивости, свободу мышления и действий [9,32]. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предполагаемым бизнесом.
От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников: охраны их здоровья, сохранения, сохранения рабочих мест и т.д. [15,17-19] . Предстоит, в частности, решить и двуединую задачу в области трудовых отношений: гарантировать защиту интересов предпринимателей, способствуя их высокой трудовой активности и безопасности, и, с другой стороны
обеспечить всю совокупность юридических, экономических и социальных гарантий наемным работникам. Прежде всего, это касается лиц, имеющих первичную занятость в коммерческих организациях и обладающих достаточно высоким уровнем конкурентоспособности, с целью наиболее полной реализации их трудового потенциала. При этом надо учитывать, что практическое отсутствие социальных гарантий в предпринимательских структурах в определенной мере усугубляется фактом предпочтений высокой зарплаты (при высокой интенсивности труда)
по сравнению с социальной защитой трудящихся [9,62-63]. Исходя из реалий конкретной социально-экономической действительности, ясно, что большинство трудоспособных членов нашего общества лишены элементарных средств и условий производства, следовательно в большинстве случаев – возможности активно включиться в предпринимательскую деятельность [9,55]. Важнейшее условие развития производства – наличие значительного числа людей, лишенных условий труда
и источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы [11,62]. Значительную роль в формировании предпринимательства играют подготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих
профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др. Для подготовки и обучения современных менеджеров необходимо: 1. Процесс обучения сделать адекватным целям подготовки специалистов, способных работать и управлять в современных рыночных условиях. 2. Активизировать позитивное и творческое отношение будущих и настоящих менеджеров к процессу обучения под девизом «амортизация знаний».
3. Обеспечить практическую деятельность современного менеджера в решении конкретных управленческих задач в реальных обстоятельствах. В нынешней, исключительно сложной социально-экономической обстановке особо значимой становится способность принять в условиях неопределенности, когда ответ не лежит на поверхности, верное управленческое решение. Это доступно только руководителю, наделенному умением анализировать, гибкостью, способностью к быстрой адаптации, и адекватной реакции на изменения.
Там же крайне важно, чтобы менеджеры могли работать в команде, вести диалог, отстаивая свою позицию. В конечном итоге, необходимо обучить менеджеров преодолевать профессиональные трудности, с которыми он стакивается в процессе работы [2,17-18]. 2.3. Правовые условия эффективной предпринимательской деятельности Предпринимательство может существовать в определенных организационно-правовых формах. Они воплощают организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц – предпринимательских
организаций различных видов. Такими признаками являются: – во-первых, организационная связь любого юридического лица с правом, законодательством, т.е. юридическое лицо может создаваться лишь в порядке, установленном законом; наруше¬ние установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий; – во-вторых, любое юридическое лицо может формироваться в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом; – в-третьих, юридическое лицо правомочно действовать