Введение
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей.Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своейпричастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи.Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественныхотношений способствует не только повышению материального и духовного потенциалаобщества, не только создает благоприятную почву для практической реализацииспособностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации,сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Приватизация стала ядром нституцииональной реформы, в ходе которойформируется новая организационно-экономическая структура предпринимательства исамо предпринимательство как экономический феномен.
Предпринимательство представляет собой специфический секторэкономики, функционирующий в соответствии с рядом присущих именно емузакономерностей. Структурные элементы этого сектора – разнообразные предприятияв истинном смысле слова – действуют по строгому принципу: либо хозяйственныйуспех, либо банкротство, экономическая смерть. Этот принцип, реализуемый лишь вусловиях конкуренции, неизбежно диктует стремление усилить деловую активность,увеличить хозяйственный оборот.
Предприниматель в условиях нынешней рыночной экономики – это прежде всегоноватор, осуществляющий такую сложную комбинацию факторов производства,результатом которой становится товар и услуга, не имеющие себе аналогов.
Результаты предпринимательствавыступают в виде коммерческого эффекта, воплощенного в деньгах (прибыли).
Предпринимательство какпроцесс – это, пожалуй, поиск наилучшего применения основных трех факторовпроизводства – земли, труда и капитала. При этом предприниматель получаетвознаграждение несоизмеримое с обычной заработной платой. Этот дополнительныйдоход некоторые экономисты называют предпринимательским доходом или четвертымфактором производства (единицей предпринимательства).
Предпринимательствои бизнес связаны друг с другом, но являются всё же разными понятиями. Бизнесболее общее понятие процесса создания новой стоимости, прибыли предпринимателя.В процессе бизнеса используется уже имеющаяся к этому времени идея, патент,собственное изобретение предпринимателя.
С другойстороны в уже готовом, функционирующем бизнесе постоянно должны применятсяновые технологии, применятся новые, более эффективные способы организациибизнеса. Все это возможно при наличии предпринимательства или можно сказатьдуха предпринимательства. В уже работающем бизнесе основные его владельцыдолжны создавать условия, чтобы каждый сотрудник организации чувствовал себяпредпринимателем. Когда в организации умирает дух предпринимательства, то есть,исчезает так называемый четвертый фактор производства, этот бизнес умирает, подпрессом конкурентов и новых технологий.
/>1. Предпринимательство
1.1Понятие предпринимательства
предпринимательство правовой капитал
В рыночнойэкономике, в том числе и в отношениях свободной купли-продажи, встречаются идействуют различные люди со своими целями, задачами, с определенными типичнымипоступками и характерными чертами поведения. Среди них наиболее активнойфигурой является предприниматель.
Предпринимательствоимеет многовековую историю, однако, только в период становления капитализмапоявилось современное понимание этого вида деятельности.
АнгличанинРичард Кантильон был первым, кто в XVIII веке ввел в экономический анализ понятие«предприниматель». Согласно определению Р. Кантильона, предприниматель – эточеловек с неопределенными нефиксированными доходами, который приобретает чужиетовары по известной цене, а свои будет продавать по цене, ему пока неизвестной.Главная отличительная черта предпринимателя-риск, а функция – приведение всоответствие предложения со спросом на различных товарных рынках.Предпринимателем (по Кантильону) мог быть и торгующий земледелец и разбойник[1].
Такой жехарактеристики придерживались известные экономисты А. Смит и Ж.-Б. Сэй,определяя предпринимателя как собственника.
Долгоевремя научные и обыденные представления о предпринимательстве и предпринимателесвязывались с понятиями «капитал» и «капиталист». Отличить предпринимателя откапиталиста достаточно трудно, но жизнь наглядно и убедительно подтвердила, чтопредприниматель и владелец денег (капитала) – это не всегда одно и то же лицо.Потребовались специальные теоретические изыскания для характеристикипредпринимателя. Попытку дать развернутую характеристику предпринимательствавпервые осуществил западный теоретик Йозеф Шумпетер (1883–1950), издавший свойзнаменитый труд «Теория экономического развития» в 1912 г.«Предпринимателями, – писал И. Шумпетер, – мы считаем не только тех«самостоятельных» хозяйственных субъектов рыночной экономики, но всех тех, ктореально выполняет основополагающую функцию, даже если они не являются«самостоятельными», а являются служащими акционерного общества или любой инойчастной фирмы». Основополагающей функцией предпринимателя И. Шумпетерсчитал новаторство, то есть деятельность новой комбинации факторов производстваи социальных факторов с целью получения реальной экономической выгоды, в томчисле и в виде увеличения прибыли акционерного общества. Предпринимательскаяфункция основывается на особой интеллектуально-психологической основе, главнымичертами которой Шумпетер считал:
1) ненасыщаемуюэнергию приобретательства, не связанную с чувством непосредственногоудовлетворения от потребления благ и мотивированную желанием утвердить своегосподство, влияние, успех как таковой (его показателем может быть и прибыль);
2) изобретательныйинтеллект;
3) «чутье»,восполнение интуицией неизбежного в новом деле недостатка информации;
4) сильнуюволю, способную преодолеть и инерцию собственного поведения, и сопротивлениесреды, позволяющую вести за собой других людей.
Предпринимательство,по Шумпетеру, – это «созидательное разрушение». Для осуществления новыхкомбинаций факторов производства необходимо разрушить старые, изъяв из нихнужные для осуществления новшеств. В условиях крупнокапиталистическойконкуренции это можно сделать только за счет свободных денежных средств,предоставляемых кредитом. Но никакой кредит не приведет к экономическомуразвитию, если нет главного – динамичного предпринимателя – новатора,берущегося за осуществление новых комбинаций.
Предприниматель– это не изобретатель, или собственник капитала как таковой, а тот, кто вводитновые комбинации в экономическую реальность.
Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является,по Шумпетеру, двигателем экономического развития.
В России предпринимательство существует с давних времен, нонаибольшее развитие предпринимательство получилов период правления Петра I.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличиемкрепостного права, поэтому серьезным стимулом для его роста явилась реформа1861 г.
В 1890-е гг. в России окончательно складывается индустриальнаябаза предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становитсямассовым явлением в России. Предприниматель формируется как собственник, хотявлияниеиностранного капитала и государства остается значительным.
После первой мировой войны и Октябрьской революции1917 г. в Россиибыл взят курс на ликвидацию предпринимательской деятельности, национализированывсе крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имуществочастных предпринимателей.
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годыНЭПа. Однако в конце 1920-х гг. предпринимательство вновь сворачивается, и лишьв 1990-е гг. начинается его реанимация в России.
Согласно ГК РФ предпринимательская деятельность – это самостоятельная,осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическоеполучение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистри-рованными в установленном порядке.
Таким образом, предпринимательство – это:
1) процесс создания нового, обладающего ценностью;
2) процесс принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;
3) процесс, приносящий в результате денежный доход и личноеудовлетворение достигнутым.
Предприниматель должен решить четыре главных вопроса:
4) поиск новой идеи и ее оценка;
5) составление бизнес-плана;
6) поиск необходимых ресурсов;
7) управление созданным предприятием.
Одна из самых сложных задач предпринимателя – поиск новых идей иих реализация.
Осознав это развернутое определение, легко заметить, что
предпринимательство имеет две стороны – приятную и неприятную.
Приятная сторона– возможность получить прибыль, иметьэкономическую выгоду и личное удовлетворение достигнутым.
Неприятная сторона в том, что весь груз забот, усилий,ответственности, риска за исход затеянного дела ложится на плечи предпринимателя.Есть угроза не только ничего не приобрести и выгоду не получить, но дажепотерять то, что имеешь.
Главная цель предпринимательства – получение экономической выгоды
Основныецели предпринимательства:
Производство товаров и услуг
Прибыль (экономическая выгода)
Социальные цели
Развитие бизнеса
1.2 Признаки предпринимательства
По своей экономической природе предпринимательство неразрывносвязано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Экономическая природапредпринимательства характеризуется такими функциональными признаками, как: инициатива, коммерческийриск, ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство и др.
1. Предпринимательская инициатива. Предпринимательствопостоянно стремится к производству новых товаров (услуг), поиску новых возможностейизвлечения и реализации экономической выгоды. Инициатива требует известнойхозяйственной свободы.
2. Экономическая свобода– определенный признакпредпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – этовозможность заниматься тем или иным видом деятельности, иметь равный доступ кресурсам рынка, реализовать себя как личность, как специалист, удовлетворятьморально-этическую потребность.
3. Личная заинтересованность– движущий мотив предпринимательства.Поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения инакопления дохода – определяющее условие предпринимательской среды.
4. Комбинирование факторов производства. Предприниматель всегдастремится к повышению доходности от используемых факторов производства,следовательно, к более рациональному их применению. Суть комбинирования состоитв поиске наиболее рационального (оптимального) варианта сочетания факторовпутем замещения одного из них другим.
5. Новаторство– это практическое применение принципиально новыхтоваров, технологий, новых форм организации производства и сбыта.
6. Коммерческий риск и хозяйственная ответственность. Неопределенность вдеятельности предпринимательства возникает в связи с изменением конъюнктурырынка, цен и предпочтений потребителей, непредсказуемостью реакции рынка на предлагаемые решения,отсутствием объективной информации на рынке. Таким образом, осуществляемая предпринимательскаядеятельность представляется в виде неподвластной ей неопределенности, что ипорождает коммерческий риск, основанный на расчете и учете возможныхотрицательных последствий.
7. Рыночное пространствоопределяет возможности реализациифункциональных признаков предпринимательства.
Чем более развит рынок, тем с меньшими препятствиями сталкиваетсяпредприниматель в своей деятельности и тем полнее раскрывается его потенциал.
8. Конкуренциявыступает основной силой, регулирующей рынок.Рынок – экономический инструмент установления пределов реализации личногоинтереса. Особенность рынка в том, что требование экономической свободы длясебя довольно часто связано со стремлением ограничить ее для других.
Предприниматель – гражданин или объединение граждан, занятыхинициативной, самостоятельной деятельностью (в производстве, торговле,финансовой сфере, менеджменте, сфере услуг и т.д.), осуществляемой от именигражданина под его имущественную ответственность или от имени и под юридическуюответственность объединений граждан (юридического лица), цель которой – получениеприбыли или личного (коллективного) дохода.
Предпринимателями являются граждане и организации, имеющие статусфизических и юридических лиц, принимающие участие в хозяйствовании в техорганизационно-правовых формах, которые установлены законодательствомконкретной страны. В зависимости от форм собственности предприниматель можетосуществлять свою деятельность в государственном секторе, частном, а также наусловиях смешанных форм хозяйствования. Предпринимателем в определенной сфередеятельности может быть и общественная организация, имеющая статус юридическоголица.
1.3 Субъекты предпринимательской деятельности
Какэкономическая категория предпринимательство характеризуется установлениемсубъектов и объектов. Предпринимательство в рыночной экономике можетосуществляться в трех формах: индивидуальной, коллективной и государственной.Если первая означает осуществление ее гражданами, то есть физическими лицами,«своей волей и в своем интересе», гражданами, которые «свободны в установлениисвоих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, непротиворечащих законодательству, условий договора», то вторая формапредпринимательства – коллективная – предполагает границы и процедуры,очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельностьосуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которыеотражены в учредительных документах и уставе соответствующих форм предприятий.Субъектами индивидуальной деятельности являются частные лица (организаторыединоличного, семейного и более крупного производства), субъекты коллективнойформы предпринимательства – это хозяйственные товарищества (полные икоммандитные), общества (с ограниченной ответственностью, акционерные),производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарныепредприятия являются субъектами государственной предпринимательскойдеятельности.
Предпринимательберет на себя инициативу соединения основных факторов производства (природныхресурсов, труда и капитала) в единый процесс товаров и услуг с целью полученияприбыли. Осуществление наиболее эффективной комбинации этих факторовпроизводства с целью получения максимального дохода является объектомпредпринимательства[2].
Кроме этого, объектом предпринимательства сегодняявляется не только производственная, но и инновационная, торгово-закупочная,посредническая деятельность, операции с ценными бумагами. Расширяетсябесприбыльное предпринимательство, особенно в сфере экологии, культуры,здравоохранения, социального обеспечения и образования.
1.4 Организационно-правовыеформы предпринимательства
Предпринимательскаядеятельность существует в определенных организационно-правовых формах. Какую изформ организации предпринимательской деятельности избрать, зависит от множествафакторов: сферы деятельности, финансовых возможностей, преимуществ той или инойорганизационной формы. Важное значение также имеет анализ действующегозаконодательства.
Хотя в каждойстране существует свое законодательство, типичными организационно-правовымиформами предпринимательской деятельности в мировой практике являются: полноетоварищество, товарищество (общество) с ограниченной ответственностью,коммандитное товарищество, акционерное общество. Каждая из перечисленных формпредполагает определенную структуру предприятия, а потому позволяет соединитьинтересы собственников в единое целое и выбрать оптимальный размер фирмы(предприятия).
Полноетоварищество. Полное товарищество представляет собой форму организации
предприятия,основанную на личном участии собственников в его управлении. Для полноготоварищества характерны следующие черты:
неограниченнаяответственность по обязательствам товарищества всех его членов; совместнаясобственность членов; неустойчивость организационной структуры.
Статустоварищества в каждой стране определяется по-разному (например, в Германииполное товарищество не является юридическим лицом, во Франции – является).
Главныйотличительный признак этой формы заключается в том, что члены товариществанесут и совместную, и раздельную ответственность. Поскольку имуществотоварищества является совместным, доля собственности одного члена (участника) вимуществе предприятия может передаваться только с согласия всех Другихучастников. Каждый член товарищества является и руководителем, и представителемдругих партнеров по товариществу. В полном товариществе каждый участник имеетправо на управление, т.е. все его члены обладают равным голосом.
Такимобразом, полное товарищество имеет те же преимущества, что и индивидуальноепредпринимательство: гибкость, уплата налога только с индивидуальных доходовучастников (если товарищество не является юридическим лицом), максимальнаясвобода маневра. Положительным в создании полного товарищества является и то,что структура органов управления определяется самими собственниками.Деятельность в полном товариществе строится на личном доверии его членов друг кдругу. По всем этим характеристикам полное товарищество больше всего подходитдля организации небольших предприятий.
Товариществос ограниченной ответственностью. Товарищество с ограниченной ответственностью(ТОО) – это такая форма организации предприятия, при которой его участникивносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственностьв пределах своих вкладов. Основными чертами товарищества с ограниченнойответственностью являются: ответственность по своим обязательствам всемимуществом, вкладчики же несут ответственность только в пределах взноса;
статусюридического лица регулирование деятельности со стороны государства, какправило, по соответствующим нормам акционерного законодательства.
Однако данныйтип товарищества имеет некоторые особенности по сравнению с акционернымобществом. В отличие от акционерных обществ в ТОО создается паевой капитал.Предприятия (фирмы) в форме ТОО – в основном мелкие и средние организации, аследовательно, более мобильные, чем акционерные общества. В различных странахминимальный размер капитала для организации ТОО обычно меньше, чем для акционерныхобществ. В отличие от акций паевые свидетельства ТОО не являются ценнымибумагами (не обращаются на рынке). Публичной подписки в ТОО, как правило, непроизводится. В некоторых странах (например, в Англии) пай не может дробиться ипринадлежит только одному лицу. В товариществах данного типа при определенныхусловиях пайщик обязан вносить дополнительные средства в капитал фирмы. Инаконец, как правило, структура органов управления ТОО проще, чем в акционерномобществе. Например, в России она может быть двухзвенной: общее собрание членов –дирекция (правление).
Функцииуправления в ТОО разделены между общим собранием и дирекцией. Количество голосовучастников на собрании определяется пропорционально размеру их долей в паевомкапитале. Решения по тем или иным вопросам принимаются простым голосов.Дирекция осуществляет оперативное руководство ТОО.
Такимобразом, товарищество с ограниченной ответственностью в качествеорганизационной формы предпринимательства дает возможность ограничить рисквеличиной взноса в паевой капитал. Оно требует меньшего капитала для веденияорганизации для семейных объединений.
Коммандитноетоварищество. Коммандитное товарищество представляет собой форму организациипредприятия, в которой сочетается ограниченная и неограниченная ответственность.
Вкоммандитном товариществе есть два типа участников – коммандитисты, которыеотвечают по обязательствам товарищества только в пределах своих взносов, иполные товарищи, отвечающие всем имуществом. Характер взаимоотношенияучастников товарищества определяется договором. Часто к коммандитнымтовариществам применяют те же правовые нормы, что и к полным товариществам.
Вкоммандитном товариществе руководителями и представителями других его членовмогут быть только полные товарищи, а коммандитисты не могут быть ими.
В однихстранах коммандитное товарищество является юридическим лицом (Франция), вдругих (Швейцария) – нет.
Есликоммандитное товарищество не является юридическим лицом, оно имеет те жепреимущества, что и полное товарищество: освобождается от уплаты налога наприбыль (доход) предприятия, имеет свободу в выборе своей структуры. Финансовыйконтроль над предприятием, осуществляемый коммандитистами, отделен отуправленческого контроля, осуществляемого полными товарищами. Коммандитноетоварищество имеет реальную возможность привлекать дополнительные финансовыесредства для своей деятельности, так как появление новых членов не изменяет егоформы.
Акционерноеобщество.
Акционерноеобщество как организационно-правовая форма предпринимательства в мировойпрактике является преобладающей. Возникнув как отдельное явление еще в концеXVII в., акционерная форма получила широкое распространение в развитойрыночной экономике.
Понятиеакционерного общества. Акционерное общество – форма предприятия, средствакоторого образуются путем объединения вкладов через выпуск и продажу акций.Члены (акционеры) акционерного общества несут ответственность, ограниченную ихвкладами.
Основныечерты акционерного общества:
статусюридического лица;
ответственностьпо обязательствам всем имуществом;
обособлениеимущества акционерного общества от имущества отдельных акционеров;
наличиеуставного капитала, разделенного на определенное число акций.
Управлениеакционерным обществом имеет двух- и трехзвенную структуру. Двухзвенная структуравключает общее собрание акционеров и правление (исполнительная дирекция). Притрехзвенной структуре к ним прибавляется наблюдательный совет.
На общемсобрании акционеров реализуется право членов акционерного общества управлятьпредприятием. Количество голосов акционера на общем собрании определяетсяколичеством принадлежащих ему акций. Собрание акционеров решает такие вопросы,как определение генеральной линии развития общества; изменение Устава; созданиефилиалов и дочерних предприятий; утверждение результатов деятельности общества,избрание правления.
Учредителямиакционерного общества могут быть как юридические, так и физические лица. Онизаключают договор о правах и обязанностях учредителей. Для регистрации обществаразрабатывается Устав. После регистрации акционерное общество приобретает праваюридического лица и может начать выпуск своих акций.
Акции, ихвиды. Акционерное общество имеет уставный капитал, который представляет собойопределенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров за членство вакционерном обществе. Размер уставного капитала определяется учредителями АО.Акционерное общество несет ответственность не только за уставный капитал, но иза все имущество. Имущество акционерного общества может быть больше или меньшеуставного капитала. Уставный капитал образуется двумя путями: через публичнуюподписку на акции и через распределение акций среди учредителей. В первомслучае образуется открытое акционерное общество, во втором – закрытое. Внастоящее время наибольшее распространение получили закрытые акционерныеобщества.
Уставныйкапитал может увеличиваться (за счет дополнительного выпуска акций илиувеличения номинальной стоимости акций) и уменьшаться (за счет сниженияноминальной стоимости акций и выкупа части акций).
Акция – это ценнаябумага, удостоверяющая участие в акционерном обществе и дивидендом.
Цена, покоторой продаются и покупаются акции, называется курсом акций. Так как владелецденег может либо купить акции, либо вложить их в банк, он всегда сопоставляетдивиденд с уровнем банковского процента. Поэтому курс акций зависит от величиныдивиденда и уровня банковского процента.
2Предпринимательский капитал. Источники его формирования
2.1Уставный капитал
Уставныйкапитал – основной источник формирования собственных средств предприятия,необходимых ему для выполнения уставных обязательств.
Под капиталом организации понимают совокупную величину вложенийучредителей и прибыли, накопленной организацией. Ни одна экономическаякатегория не подвергалась такому глубокому анализу и исследованию, как капитал.Он возникает в контексте не только экономических, но и юридических отношений,связанных с функционированием общества в конкретной социально-экономическойсреде. Капитал организации – сложная величина, включающая ряд составляющих. Ихможно разделить на две основные группы: фонды, предоставленные учредителями, ирезервы, накопленные организацией в процессе деятельности. Наличие простыхматериальных ресурсов само по себе не означает автоматического появлениякапитала в его экономическом смысле. Необходимо, чтобы существовала целаясистема, в которой капитал может формироваться, преобразовываться, переходитьиз одного вида в другой.
Уставный капитал является отправной точкой, с которой начинаетсяпрактическая деятельность любого экономического субъекта.
С точки зрения бухгалтерского учета, уставный капитал – этостоимостная оценка акций (для акционерных обществ) или иных форм вкладовучредителей организации.
В соответствии с п. 67 Положения по ведению бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвер/>/>жденного приказом Минфина России от29.07.98 г. №34, в бухгалтерском балансе отражается величина уставного(складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах каксовокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников)организации. Таким образом, в зависимости от организационно-правовой формыпредприятия для характеристики капитала, вносимого учредителями илиучастниками, уставным капиталом является:
для акционерных обществ – номинальная стоимостьвсех выпущенных акций;
для общества с ограниченной ответственностью – суммавсех долей собственников;
для государственных предприятий – стоимостьимущества, закрепленного за экономическим субъектом на правах полногохозяйственного ведения.
2.2 Основнойкапитал и его роль в производстве
Любой хозяйствующий субъект, осуществляя производственнуюдеятельность, использует ограниченные экономические ресурсы, которыеподразделяются на природные, материальные, трудовые, финансовые и предпринимательство(как особый ресурс). В экономике вместо термина «экономические ресурсы»используется термин «факторы производства». Капитал является одним из факторовпроизводства. Внешне капитал представлен в конкретных формах: средства труда(производительный капитал), деньги (денежный), товар (товарный).
Все авансированные в деятельность хозяйствующего субъекта средстваможно назвать капиталом. Часть производительного капитала, вложенная в основныесредства (здания, сооружения, оборудование и т.д.), носит название основногокапитала. Другая часть производительного капитала, авансированная в оборотныефонды, представляет собой оборотный капитал.
Определяющей составляющей всей производственно-хояйственнойдеятельности предприятия (фирмы) является основной капитал (основные фонды(средства).
Основной капитал (фонды) – это стоимостное выражение средствтруда. Определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесениястоимости на продукт – постепенно, в течение ряда кругооборотов(производственных циклов), частями по мере износа. Таким образом, единовременноавансированная стоимость в уставный капитал (фонд) в части основного капиталасовершает постоянный оборот, переходя из денежной в производительную, товарнуюи снова в денежную форму. В этом состоит экономическое содержание основныхфондов.
Основные производственные фонды участвуют во многихпроизводственных циклах, сохраняют свою натурально-вещественную форму до концаэксплуатации, переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт по частям помере износа, возмещаются вначале в денежной форме, потом в натуральной форме.
Закон воспроизводства основного капитала заключается в том, что вусловиях нормального экономического развития его стоимость, введенная впроизводство, полностью восстанавливается, обеспечивая возможность постоянноготехнического обновления основных средств.
При простом воспроизводстве за счет средств амортизацииформируется новая система орудий труда, равная по стоимости изношенным.
При расширенном воспроизводстве требуются новые вложения средств,которые привлекаются из прибыли, взносов учредителей, эмиссии ценных бумаг,кредитов и др.
Хозяйствующие субъекты наряду с основными производственнымифондами используют основные непроизводственные фонды. Основныенепроизводственные фонды находятся на балансе предприятия (фирмы), но невоспроизводят свою стоимость, она утрачивается. Их содержание и развитие засчет прибыли.
Переход к рыночной системе хозяйствования невозможен без решениявопроса повышения эффективности использования основных фондов ипроизводственных мощностей. От решения этой проблемы зависит место предприятияв промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность нарынке. Технический уровень, качество, надежность, долговечность продукциизависят от качественного состояния техники и эффективного ее использования, чтоопределяет эффективность производст/>/>в.
2.3 Оборотный капитал
Товарное производство характерно для всехобщественно-экономических формаций. На разных этапах развития товарноепроизводство имеет специфические особенности, которые обусловленыпроизводственными отношениями, свойственными данному способу производства.Основой товарного производства в условиях рыночных отношений является частнаясобственность. Конечная цель товарного производства формируется на основеиспользования производительного капитала. Его составной частью являетсяоборотный капитал, или оборотные средства.
Оборотные фонды – это та часть производственных фондов, котораяполностью потребляется в каждом производственном цикле и переносит всю своюстоимость на вновь созданную продукцию. Натурально-вещественным содержаниемоборотных фондов являются предметы труда, которые находятся в производственныхзапасах (сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные изделияи полуфабрикаты, тара, запасные части для ремонта, инструмент и другиемалоценные и быстроизнашивающиеся предметы), предметы труда, которые вступили впроцесс производства (незаконченная продукция, полуфабрикаты собственногопроизводства), и расходы будущих лет на освоение новой продукции исовершенствование технологии. К оборотным фондам относятся малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы, стоимость которых не превышает 1 млн. руб. илисрок службы которых менее года независимо то стоимости
Оборотные фонды хозяйствующего субъекта последовательно переходятв фонды обращения и наоборот.
Денежные средства, авансированные в оборотные производственныефонды и фонды обращения, характеризуют оборотные средства. Сущность оборотныхсредств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечениявоспроизводственного процесса, включающего как производство, так и процессобращения.
Оборотные средства по составу состоят из оборотных фондов и фондовобращения. Оборотные фонды заняты в сфере производства. Фонды обращения занятыв сфере обмена (обращения). Оборотные фонды и фонды обращения подразделяются наразличные элементы, составляющие материально-вещественную структуру оборотныхсредств.
Оборотные производственные фонды состоят из производственныхзапасов и оборотных фондов в процессе производства.
Фонды обращения состоят из следующих элементов:
готовая продукция на сладах,
товары в пути (отгруженная продукция),
денежные средства в расчётах (дебиторская задолженность),
денежные средства в кассе и на расчётном счёте, текущем счёте.
Соотношение между отдельными элементами оборотных средств или ихсоставными частями называется структурой оборотных средств. Структура оборотныхсредств зависит от отраслевой принадлежности, характера и особенностейорганизации производственной деятельности, условий снабжения и сбыта, расчётовс покупателями и заказчиками.
Оборотные средства постоянно находятся в движении (должнынаходиться в движении). Они последовательно проходят стадии обращения,производства, обращения, производства и т.д. и принимают три функциональныеформы: денежную, производительную, товарную.
Чем быстрее происходит переход оборотных средств из сферыобращения в производство, тем больше продукции может выпустить хозяйствующийсубъект на каждый вложенный рубль, тем больше величина прибыли, аследовательно, больше величина собственных оборотных средств.
В ходе производственной деятельности у хозяйствующего субъектаможет временно возникнуть потребность в средствах, которые покрываютсякредитами.
В условиях экономической самостоятельности и обособленностихозяйствующих субъектов рассчитывать на бюджетные ассигнования нельзя, поэтомуисточниками формирования оборотных средств являются собственные и заёмныесредства.
Объем собственных средств отражается в уставном, добавочном,резервном капитале, прибыли, фондах накопления и потребления, переходящейзадолженности по заработной плате и отчислении во внебюджетные фонды(вследствие разрыва в сроках начисления заработной платы).
Привлечённые средства – это средства, которые находятся вовременном использовании у хозяйствующего субъекта. Основную часть этих средствсоставляют заёмные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы). Кпривлечённым средствам относятся кредиторская задолженность, а также различныеспециальные фонды, образуемые хозяйствующим субъектом, которые до ихрасходования могут находиться в обороте и представляют собой внутренниефинансовые источники (резерв предстоящих расходов и платежей)
Соотношение собственных и привлечённых средств должно бытьоптимальным. Те предприятия (фирмы), которые используют только собственныесредства, меньше рискуют, однако степень доходности, как правило, у них ниже,чем у тех, кто наряду с собственными использует заёмные средства.
Заключение
Предпринимательство, как показывает опытразвитых стран, действительно является незаменимой силой хозяйственнойдинамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведьпредприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новыетехнологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторовпроизводства в единый процесс производства товаров и услуг с целью полученияприбыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельностифирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себябремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска исознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.
Современный предприниматель долженхорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться визменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иныхпотерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства,предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы приминимальных издержках получить максимально возможную прибыль.
Все эти свойства предпринимателясоставляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, наприумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.
Переход к рыночным отношениям ставитперед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное местозанимает предпринимательство.
Отсутствие собственногопрактического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Этоестественно. Но при этом следует помнить замечание видного представителяроссийской научной мысли историка В.О. Ключевского. В 1911 г. онзаписал в своем дневнике: «Закон жизни отсталых государств или народов средиопередивших: нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы.Необходимость ускоренного движения вдогонку к перениманию чужого наскоро».
Действительно, попыткислепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведутк положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известныхрыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скореевсего, следует ожидать наступления длительного периода, на протяжении которогоновое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будетосваивать практическую философию бизнеса. Пройдет немалое время, прежде чемможно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, опредпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлеченияприбыли.
Список используемойлитературы
1. Теорияфирмы. Под редакцией В.М. Гальперина СПб 2003 г.
2. ШумпетерИ. Теория экономического развития Москва 2003 г. с.
3. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерскийучёт 5-е изд. – Спб.: Питер 2005.
4. Зайцев Н.Л. Экономикапромышленного предприятия: Учебник. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Инфра-М,2002.
5. Смирнов Г.А. Историяпредпринимательства. М.: ИНФА, 2003.
6. Миклашевская Н.А.,Холопов А.В. Экономика. М.: Дело и Сервис, 2002.
7.Экономика: учебник / Под ред. Доц. А.С. Булатова. – М.: ИздательствоБЕК,2004.
8.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник длявузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001.