Предприятие как первичное звено народного хозяйства, экономические показатели его деятельности

–PAGE_BREAK–1.      Окупаемость затрат и рентабельность. Каждое предприятие должно получать доходы, достаточные для покрытия издержек производства и получения достаточной прибыли. 2.      Хозяйственно-оперативная самостоятельность. Каждое предприятие получает полную хозяйственную самостоятельность: самостоятельно распоряжается своим имуществом, планирует и реализует готовую продукцию, нанимает работников… Также оно имеет самостоятельный баланс и законченную систему бухгалтерского учета. 3.      Материальная ответственность. Предприятие и его работники материально отвечают за невыполнение своих обязательств, за нерациональное использование трудовых, материальных, финансовых ресурсов и другие действия, осуществляемые ими в
рамках хозяйственной деятельности.

4.      Материальная заинтересованность. Следующим важным принципом хозрасчета является материальная заинтересованность. Она достигается тем, что все свои текущие расходы (приобретение сырья и материалов, выдача заработной платы и др.)предприятие ведет исключительно за счет собственных средств.
5.      Контроль рублем. Этот принцип означает, что результат работы предприятия должен зависеть от вклада его самого, а не от прочих причин, например, инфляции, наличия не денежного рынка. речь идет о создании внутреннего хозрасчета как инструмента повышения эффективности труда, а значит эффективности производства как основного условия выживания в условиях, пусть даже самой социальной, но все-таки рыночной экономики.

14. Коммерческий расчёт
Коммерческий расчёт, метод ведения хозяйства путем соизмерения в стоимостной (денежной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Используется капиталистическими предприятиями (фирмами, компаниями) в целях получения максимальной прибыли при минимальных затратах капитала. В современной хозяйственной практике капиталистических стран широко распространён термин input — output, выражающий требование соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности. Рационализация использования капитала, сокращение издержек производства, повышение уровня нормирования и учёта затрат труда, совершенствование организации труда и производства направлены на интенсификацию капиталистического производства и сопровождаются усилением социально-экономических противоречий капиталистической экономики, ростом безработицы. К. р. при капитализме обусловлен всеобъемлющим характером товарного производства и стихийным действием закона стоимости в условиях ожесточённой конкурентной борьбы, как на внутренних, так и на внешних рынках.

К. р. существовал в первые годы Советской власти, когда часть предприятий функционировала на коммерческих началах. По мере укрепления социалистической экономики и расширения сферы социалистических производственных отношений К. р. был заменен хозяйственным расчётом.
15. Валовая, товарная и чистая продукция
ПРОДУКЦИЯ ВАЛОВАЯ — Обобщающий показатель объема производства продукции, характеризующий в денежной форме результат деятельности предприятия, организации (объединения) за определенный срок Охватывает как конечную, завершенную, так и промежуточную, незавершенную продукцию, включая комплектующие изделия, полуфабрикаты, продукцию, изготовление которой только начато. В результате при исчислении валовой продукции в масштабе отрасли возникает так называемый повторный (двойной) счет, так как промежуточная продукция учитывается и самостоятельно, и в составе той продукции, в которую она входит как элемент. Валовая продукция может быть исчислена и как разность между валовым оборотом (продукция всех цехов и подразделений организации) и внутризаводским оборотом (продукция, поступающая в дальнейшую переработку в данной организации). Валовая продукция используется для расчета сметы затрат по экономическим элементам; для взаимоувязки данного показателя с другими разделами производственного плана.

ПРОДУКЦИЯ ТОВАРНАЯ — один из показателей объема промышленного производства, характеризующий стоимость всей продукции, произведенной объединением, предприятием и предназначенный для реализации на сторону или для собственных нужд. Включает полностью укомплектованные изделия и полуфабрикаты, отпущенные или предназначенные к отпуску на сторону. В состав товарной продукции входят также работы и услуги промышленного характера на сторону: продукция (услуги), произведенные для капитального строительства, жилищно-коммунального строительства и непроизводственных нужд своего предприятия. Объем товарной продукции (Тп) может быть исчислен по формуле: Тп = Сгп + Спф + Срп + Cпс, где Сгп — стоимость готовой продукции, выработанной из своего сырья, реализованной или предназначенной к реализации; Спф — стоимость полуфабрикатов основного производства и вспомогательных цехов, отпущенных на сторону или своему капитальному строительству; Срп — стоимость работ промышленного характера и услуг, включая стоимость капитального ремонта оборудования и транспортных средств своей организации; Спс — стоимость переработки сырья

ПРОДУКЦИЯ ЧИСТАЯ — Показатель объема производства предприятия в денежном выражении за определенный период времени, характеризующий стоимость вновь созданного продукта.

Чистая продукция определяется либо как валовая продукция за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений, либо как сумма заработной платы, затраченной на создание продукции, и прибыли предприятия от продажи произведенного товара. Представляет аналог национального дохода на уровне предприятия
16.С/с продукции и производства
Стоимостная оценка использ. в процессе пр-ва и реализации продукции, природ. ресурсов, топлива, энергии, ОФ, труд. ресурсов а т.ж. др. затрат по их установленному составу наз. с/с продукции, работ или услуг. Объекты определ. затрат: к ним относятся себест. определ. кол-ва продукции нескол. видов; себест. всего пр-ва за анализируемый период; себест. за ед.продукции.

С/с. м.б.:.

Нормативная- кот. рассчитана на основе действующих. на момент расчета, норм и нормативов.

Плановая- нормативная себест-ть с учетом планируемых изменений норм и нормативов.

Отчетная- (фактическая) себест. на основе фактич. норм расходов материал.ресурсов.

Фактическая выше нормативной и плановой.

В зависим. от функц-ого назначения затрат д/эк. расчетов и анализа опред. след. с/с:

1.технологическая(расходы связанные с технол. процессом)

2.производственная(затраты пр-ва. или цеха на изготов. вып. прод.)

3.общехоз-я(2+затраты на содерж. персонала, общехоз.упр.затраты.

4.коммерческая(3+коммер.расходы)

Носитель затрат – это объект калькулирования.

–                     Продукция полной или част. готовности

–                     Изд. или п/ф, работы, усл., заказы
    продолжение
–PAGE_BREAK–Калькулирование с/с
С/с прод-ии представляет выраженные в ден-ой форме текущие затраты п/п на произ-во и реал-цию прод-ии (Р, У). Различают след-ие виды с/с:

§                   Цеховая (затраты цеха)

§                   Произв-ая (цеховые затр+ общепроизв-ые + общехоз-ые расходы)

§                   Полная (все затр на произ-ве и реализ-ции)

0сновными положениями по планированию, учету, калькулир-ию с/с продук-ции на пром. п/пях установлена типовая группировка затр по стат-м калькуляции, котю можно предст-ть в след виде: сырье и матеры, услуги сторонних орган-ий, топливо и энергия со стороны, з/п произ-ых раб-х, налоги по з/п, расходы на подготовку и освоение произв-ва, общепроизв-е расх, общехоз-ые расх, прочие производственные расход, коммерческие расходы.

Калькулир-ие с/с осущ-ся при наличии сводной сметы затрат по цеху и п/п, где учтено произ-во этой прод-ии, либо прод-ия будет произ-ся дополнит. к плановой номенклатуре.

Калькулирование с/с произв-ва партий изделий

С/с прод-ии представляет выраженные в ден-ой форме текущие затраты п/п на произ-во и реал-цию прод-ии (Р, У).

Калькулир-ие с/с произв-ва и реализ-ции прод-ии партий конкретных изд-ий осущ-ся для опред-ия нижнего предела догов-ной цены на прод-цию и планового уровня рентабельности ее произ-ва

Калькулир-ие плановой с/с произ-ва и реализ-ии прод-ии для minгоразмера продаж этой прод-ии в тече планируемого периода. Калькулир-ие с/с осущ-ся при наличии сводной сметы затрат по цеху и п/п, где учтено произ-во этой прод-ии, либо прод-ия будет произ-ся дополнит. к плановой номенклатуре. В плановую калькуляцию входят: сырье и матеры, услуги сторонних орган-ий, топливо и энергия со стороны, з/п произ-ых раб-х, налоги по з/п, расходы на подготовку и освоение произв-ва, общепроизв-е расх, общехоз-ые расходы, прочие произв-ые расход, коммерческие расходы, коммерческая с/с.

17. Прибыль, экономическое значение, виды прибыли торгового предприятия
Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль используется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всего авансированного капитала и каждой акции. Однако прибыль является не только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов: Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

Пдно=Ппр –+ Содр-+Рвдр где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды): Под=Пдно – Н где Н – сумма налогов.

Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов: Пч=Под –+ Чдр где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).
18. Рентабельность предприятия, экономическое значение. Виды и методы определения
Рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность работы предприятия, дает представление о способности предприятия к приращению капитала.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат): Рп=Ц-С/С *100, где Ц — цена единицы продукции; С — себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов): Ро=П/ОСср+ОбСср *100, где П – сумма прибыли; ОСср — среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом. 

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.

Виды рентабельности: 1)Общая рентабельность производства (деятельности). R=П / ОПФ+ОбС * 100%; 2)рентабельность отдельных изделий R=П / Себ-ть (изд, услуг); 3)рентабельность собственных затрат / издержек R=П / себ – мат затраты; 4)рентабельность реализованной продукции R= чист приб / выручка от реализации; 5)рентабельность инвестиций R=доход / затрата R= SВt*(1+i)t/ SСt*(1+i)t(дисконтные выгоды / дисконтные затраты). 6)рентабельность собственного капитала R= П (распоряж п/п) / источник собственных средств *100%; 7)фонд рентабельности R=Чп / ОбС * 100%; 8)рентабельность п/п R=RРП (от реализац прибыли) * оборачиваемость активов; оборачиваемость активов = выручка от реализации / все активы.

19. Механизм формирования прибыли на предприятии
Схема формирования различных видов прибыли п/п.

Валовой доход от реализации продукции (валовой операционный доход).

Валовой доход – НДС, акцизы, и др налоги = Чистый доход – постоянные издержки = маржинальная прибыль – переменные издержки = Валовая прибыль – налог на прибыль (24%) = чистая прибыль.

Механизм управления формированием прибыли торг п/п строится с учетом взаимосвязи с показателями объема т/о, доходов, изд обращения. Система этой взаимосвязи называется CVP, т.е. взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли. Смысл этой системы выявить роль отдельных факторов формирования прибыли.

Схема формирования балансовой прибыли.

Валовой доход ®сумма налоговых платежей за счет валового дохода; ®чистый доход от реализации продукции или товаров (®совокупные издержки обращения®балансовая прибыль от реализации тов).

Механизм управления различными видами прибыли с использованием системы CVP, основан на зависимости от след факторов: 1)объема реализации; 2)сумма и уровень чистого дохода; 3)сумма и Ур издержек обращения; 4)сумма налоговых платежей за счет прибыли.

Принципы и направления распределения прибыли.

Основной целью распределения прибыли является оптимизация пропорций между распределяемой и капитализируемой частями прибыли с учетом стратегии развития п/п и роста его стоимости.

Факторы влияющие на распределение прибыли: 1)стадия жиз цикла п/п. На ранних стадиях жиз цикла распределения не одинаковы. 2)необходимость расширения инвестиционной программы (вложения в ОФ, в строительство). Региональная диверсификация (переход на новые торг технологии); обновление ОФ. 3)материальное стимулирование работников.

Основные направления распределения прибыли торг п/п:

1)Капитализируемая часть прибыли: инвестирование производственного развития; средства на формирования различных фондов (резервных, страховых); прочие формы капитализации.

2)Потребляемая часть прибыли: средства на выплату дивидендов; материальное стимулирование работников и соц развитие; прочие формы (выплаты).

Задачи (принципы) распределения прибыли: 1)обеспеченье получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал. 2)обеспеченье приоритетных целей стратегического развития п/п за счет капитализируемой части прибыли. 3)стимулирование трудовой активности и доп социальная защита персонала. 4)формирование необходимого размера резерва для развития п/п (резервный, страховой фонд).
20.Фонды экономического стимулирования, порядок их формирования и использования
Фонды экономического стимулирования — денежный фонд предприятий, предназначенный для целевого использования внутри предприятия, в соответствии со своими наименованиями.

Уставный капитал– первый и основной источник собственных средств предприятия. Название уставный капитал говорит о том, что его величина фиксируется в уставе организации и подлежит регистрации в установленном законом порядке. Из уставного капитала формируется основной и оборотные капиталы, которые используются на приобретение соответственно основных и оборотных средств.

Добавочный капитал – это денежный фонд собственных средств предприятия, поступающий в течение года по следующим каналам.

·                   Прирост стоимости основных фондов в результате их переоценки.

·                   Доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости

·                   Безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели.

Добавочный капитал может быть использован предприятием на увеличение уставного капитала и на погашение убытков (от деятельности в зачетный год, от снижения стоимости имущества, выявленного по результатам переоценки)

Резервный капитал – денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством РФ в размере, определенным уставом, но не менее 15% от уставного капитала. Для его формирования из чистой прибыли предприятие ежегодно отчисляет не менее 5% до достижения уставных резервов. Он используется для покрытия убытков предприятия, а также выплаты дивидендов при отсутствии необходимой прибыли.

Фонд накопления – предназначен для развития производства, образуется из чистой прибыли предприятия. Из фонда накопления предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения. Он также является источником увеличения уставного капитала, поскольку вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия.

Фонд потребления – денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников предприятия, финансирование объектов непроизводственной сферы, на выплаты компенсационного характера.

Валютный фонд – формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспорта продукции и покупающих валюту для импортных операций.

21. Производственный процесс и типы производств. Производственный процесс и принципы его организации
Производственный процесс — это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.

Производственный процесс состоит из следующих процессов:

основные — это технологические процессы, в ходе которых происходят изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств продукции;

вспомогательные — это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов (изготовление и ремонт инструментов и оснастки; ремонт оборудования; обеспечение всеми видами энергий (электроэнергией, теплом, паром, водой, сжатым воздухом и т.д.));

обслуживающие — это процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов и не создающие продукцию (хранение, транспортировка, тех. контроль и т.д.).

Основные принципы организации производственного процесса

Принцип пропорциональности Пропорциональная производительность в единицу времени всех производственных подразделений предприятия (цехов, участков) и отдельных рабочих мест.

Принцип дифференциации Разделение производственного процесса изготовления одноименных изделий между отдельными подразделениями предприятия

Принцип комбинированияОбъединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенного вида изделия в пределах одного участка, цеха, производства

Принцип концентрацииСосредоточение выполнения определенных производственных операций по изготовлению технологически однородной продукции или выполнению функционально однородных работ на отдельных участках, рабочих местах, в цехах и производствах предприятия

Принцип специализации Формы разделения труда на предприятии, в цехе. Закрепление за каждым подразделением предприятия ограниченной номенклатуры работ, операций деталей или изделий

Принцип универсализации Противоположен принципу специализации. Каждое рабочее место или производственное подразделение занято изготовлением изделий и деталей широкого ассортимента или выполнением различных производственных операций

Принцип стандартизации Принцип параллельностиОдновременное выполнение технологического процесса на всех или некоторых его операциях. Принцип прямоточности Требование прямолинейного движения предметов труда по ходу технологического процесса,

Принцип непрерывностиПринцип ритмичности

Принцип автоматичности Принцип соответствия форм производственного процесса его технико-экономическому содержанию
22. Производственная структура предприятия
Производственная структура предприятия — это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав, и формы связей между ними.

Производственная структура — это, по существу, форма организации производственного процесса. В ней различают подразделения производств:

— основного;

— вспомогательного;

— обслуживающего.

Цехи (подразделения) вспомогательного производства обеспечивают условия для функционирования основного производства (обеспечение инструментом, энергией, ремонтом оборудования)

Подразделения обслуживающего производства обеспечивают основное и вспомогательные производства транспортом, складами (хранение), техническим контролем и т.д.

В свою очередь цехи основного производства (в машиностроении, приборостроении) подразделяются:

— на заготовительные;

— обрабатывающие;

— сборочные.

Заготовительные цехи осуществляют предварительное формообразование деталей изделия (литье, горячая штамповка, резка заготовок и т.д.)

В обрабатывающих цехах производится обработка деталей механическая, термическая, химико-термическая, гальваническая, сварка, лакокрасочные покрытия и т.д.

В сборочных цехах производят сборку сборочных единиц и изделий, их регулировку, наладку, испытания.

На основе производственной структуры разрабатывается генеральный план предприятия, т.е. пространственное расположение всех цехов и служб, а также путей и коммуникаций на территории завода. При этом должна быть обеспечена прямоточность материальных потоков. Цехи должны быть расположены в последовательности выполнения производственного процесса.

Цех — это основная структурная производственная единица предприятия, административно обособленная и специализирующаяся на выпуске определенной детали или изделий либо на выполнении технологически однородных или одинакового назначения работ. Цехи делятся на участки, представляющие собой объединенную по определенным признакам группу рабочих мест.

    продолжение
–PAGE_BREAK–23. Характеристика производственных фондов

Средства труда (машины, оборудование, здания, транспортные средства) совместно с предметами труда (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом) образуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средства производства являются производственными фондами предприятий. Различают основные и оборотные фонды. 

Основные производственные фонды представляют собой средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму.

Стоимость их переносится на готовую продукцию частями, по мере утраты потребительской стоимости.

Оборотные фонды— это те средства производства, которые целиком потребляются в каждом новом производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производства не сохраняют своей натуральной формы.

Также существуют непроизводственные основные фонды — имущество социального назначения. Это жилые дома, детские и спортивные учреждения, столовые, базы отдыха и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, находящиеся на балансе предприятий и не оказывающие прямого воздействия на производственный процесс. 
24. Вспомогательное производство предприятия, его задачи и функции
Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и др. хозяйства.

Ремонтное хозяйство — это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту.

На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования.

На предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе:

1) системы ремонта по результатам технической диагностики (все виды ремонта производятся в зависимости от фактической потребности в ним после объективного контроля технического состояния оборудования);

2) системы планово-предупредительного ремонта (ППР) — совокупность запланированных технических и организационных мероприятий по уходу, надзору и ремонту, направленных на предотвращение преждевременного износа оборудования, аварий, а также на поддержание его в хорошем техническом состоянии. Сюда же относят возможную модернизацию оборудования в процессе ремонта.
25. Концентрация, специализация и кооперирование производства
Концентрацияпроизводства является важнейшей формой общественной организации производства. Любое товарное производство носит общественный характер. Концентрация производства — закон развития общественного производства, хотя её проявление не столь прямолинейно в отдельные периоды времени и ряде отраслей, однако в длительной перспективе это несомненно так.

Концентрация производства — это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях. Из определения концентрации производства следует её экономическая сущность, которая представляет двусторонний процесс:

Специализацияпромышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.

Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация промышленности выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

Кооперирование. Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте затрат труда работников все большего количества специализированных отраслей, что усложняет производственные связи и вызывает развитие кооперирования. Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции.

Предметное(или агрегатное) кооперирование — это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты идущие на комплектование продукции этого завода.

Подетальноекооперирование, когда предприятия-смежники поставляют головному заводу детали и узлы Технологическое (или стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов (отливок, поковок, штамповок) или в выполнении для них отдельных технологических операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий.

26. Виды сырья. Вспомогательные материалы. Полуфабрикаты
Материалы– вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

Сырье– предметы труда, подвергшиеся ранее воздействию труда и предназначенные для дальнейшей переработки. Различают: — первичное сырье: добытая руда, хлопок-сырец и т.д.; и — вторичное сырье — пришедшие в негодность готовые изделия: металлолом, макулатура и др.

Полуфабрикат. По классификации, установленной планом счетов, полуфабрикат является разновидностью затрат на производство. Полуфабрикат является промежуточным звеном в цепочке от материалов, до готовой продукции. В результате обработки (переработки) сырья (материалов) может образовываться полуфабрикат. В результате доработки полуфабриката, образуется готовая продукция.

Выделяют покупные полуфабрикаты и полуфабрикаты собственного производства.

Основные задачи бухгалтерского учета в этой области:

• контроль за сохранностью материальных запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения;

• систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов;

• своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурированными поставками;

• формирование фактической себестоимости запасов;

• правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

• своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

• проведение анализа эффективности использования запасов.
27. Организация энергетического хозяйства предприятия
Задачи энергетического хозяйства предприятия:

— обеспечение бесперебойного снабжения производства всеми видами энергии;

— наиболее полное использование мощности энергоустройств и их содержание в исправном состоянии;

— снижение издержек на потребляемые виды энергий.

В зависимости от особенностей технологических процессов на предприятиях потребляются различные виды энергий и энергоносителей, для обеспечения которыми и создается энергетическая служба:

— это электроэнергия, тепловая энергия (перегретый пар, горячая вода), сжатый воздух, природный газ, газы (углекислота, аргон, азот, хлор, кислород, водород), вода разной степени очистки, а также централизованные системы отопления, канализации (ливневой, сточной, фекальной, химически загрязненной), вентиляции и кондиционировании воздуха.

Функции энергетической службы предприятия:

— разработка нормативов, касающихся энергетической службы;

— планирование потребности всех видов энергии и энергоносителей, составление энергетического баланса предприятия;

— планирование ППР оборудования;

— планирование потребности в запчастях;

— организация выработки (обеспечения) предприятия всеми видами энергии;

— оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами энергии;

— организация ремонтных работ оборудования;

— разработка технической документации для проведения монтажных, ремонтных работ оборудования и энергетических коммуникаций (сетей);

— организация обслуживания энергетического оборудования, сетей, линий связи;

— контроль за качеством ремонтных работ;

— организация монтажных, пусконаладочных работ нового оборудования, демонтаж и утилизация списанного оборудования по энергетической части;

— надзор за правилами эксплуатации оборудования;

— контроль за расходами всех видов энергии.
28. Материально-техническая система обеспечения предприятия
Материально-техническое обеспечение на предприятиях представляет собой рационально организуемое обеспечение производства орудиями и предметами труда.

Оно включает организационно-экономические мероприятия по выявлению потребностей в материально-технических ресурсах, их поиску, приобретению, своевременному завозу, хранению и экономному использованию, регулированию материальных запасов, подготовке материалов к производственному потреблению, доставке их в цехи, на участки и рабочие места. Эту работу выполняет отдел материально-технического обеспечения (снабжения).

Источники поступления материально-технических ресурсов: производство, добыча и заготовки, импорт, запасы и резервы.

Материально-технические ресурсы приобретаются на рынке непосредственно у предприятий-производителей по прямым хозяйственным связям или через организации-посредники.

Своевременное и бесперебойное материально-техническое обеспечение производства зависит от точного определения потребности в материальных ресурсах по направлениям их использования: основное производство; капитальное строительство; научно-исследовательские работы; ремонтно-эксплуатационные нужды; изготовление технологической оснастки и инструмента; прирост незавершенного производства; создание производственных запасов.

Существует несколько методов расчета потребности в основных материалах, применяемых в разных отраслях промышленности:

— метод прямого счета (нормативный), который основан на использовании двух показателей: нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции (работ, услуг) и объема производства продукции (выполненных работ, услуг);

— метод аналогии. Изделие, на которое еще нет норм расхода, приравнивается к аналогичному изделию, на которое нормы расхода уже утверждены, но вводятся поправочные коэффициенты;

— метод типовых представителей предполагает использование средневзвешенной нормы расхода материала на типовой представитель целой группы изделий;

— метод динамических коэффициентов. Потребность в материальных ресурсах устанавливается исходя из фактического расхода данного материала в прошедшем периоде, индекса программы производства и индекса норм расхода материалов;

— метод рецептурного состава, учитывающий процентное содержание каждого компонента в готовой продукции;

— с помощью формул химических реакций (в химической промышленности) с учетом молекулярного веса готового продукта и исходного сырья, процентного содержания чистого вещества в сырье и готовом продукте, величины потерь и др.
29. Нематериальные ресурсы
Нематериальные активы – это активы, которые не имеют физического выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.

Поскольку нематериальные активы бестелесны по своей природе, то важным критерием отнесения того или иного объекта к данной категории имущества является также его отчуждаемость. Применительно к нематериальным активам отчуждаемость означает возможность передачи объекта как такового в собственность другому лицу.

Нематериальными активами не могут быть признаны интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам.

К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация организации (гудвилл), организационные расходы.

Интеллектуальная собственность. Обобщенное понятие «интеллектуальной собственности » включает «права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях» (п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

Интеллектуальная собственность в практике предприятия может быть использована в хозяйственной деятельности предприятия в качестве «нематериальных активов».

К объектам интеллектуальной собственности относятся такие права, как исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель, селекционные достижения; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.
30. Сущность и классификация макро и микросферы предприятия
С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греческого mikros — малый и makros — большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем.

Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;

б) отдельные рынки (например, рынок зерна);

в) производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п.

Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от латинского aggregatus — присоединенный), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего — государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий — стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в об сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.
31. Бизнес план
Основным рабочим инструментом планирования в современных условиях является бизнес план. Он позволяет разработать стратегию развития предприятия, планировать его деятельность, привлечь инвестиции, а также найти потенциальных партнеров. Он должен обладать достоверностью, краткостью, убедительностью и рекламной привлекательностью. Типовая структура бизнес плана включает:

1) титульный лист, который должен содержать суть предложения, название и адрес предприятия, виды связи, общая стоимость проекта, указания на то, что сведения не подлежат разглашению;

2) оглавление;

3) резюме (краткое содержание на 1-1,5 стр.);

4) продукция и услуги;

5) анализ рынка;

6) маркетинг;

7) производство;

8) предприятие;

9) финансовый план;

10) эффективность проекта;

11) риски и страхование;

12)            приложения.
32. Планирование на предприятии
Различают:

— последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);

— скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.;

— жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);

— гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:

— общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы);

— стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала);

— тактическое (условий хозяйственных операций — производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);

— оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

— цель планирования — долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы;

— носитель идеи планирования — высший менеджмент;

— проблемы планирования — отсутствие надежности и структурирования;

— горизонт планирования — долгосрочное;

— охват — глобальный, широкий спектр альтернатив;

— принципы — изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Обычно важнейшие вопросы планирования — рынки сбыта.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Отличительными чертами оперативного планирования являются:

— носитель идей планирования — средние и низшие уровни менеджмента;

— задача планирования — обеспечение относительной надежности и относительного структурирования;

— горизонт; — глубина; — диапазон; — основа; — короткие и средние сроки;

— детализация планов; — ограниченный спектр альтернатив;

— созданный потенциал.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины которых:

— особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить);

— особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей);

— проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств);

— проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального);

— большое число лиц, участвующих в планировании;

— ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие);

— проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).
    продолжение
–PAGE_BREAK–33.Факторы роста эффективности

Уровень экономической эффективности в промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности. 

Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам: 

1) источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции; 

2) основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.; 

3) уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на: 

а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.; 

б) внешние — это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы. 
34. Научно-техническая и организационная подготовка производства
Одним из главных факторов успеха деятельности предприятия в условиях рынка является непрерывное обновление товаров и технологии производства, иными словами — создание, разработка, испытания в рыночных условиях, освоение производства новой продукции.

Новая продукция, создаваемая на базе новых идей, исследований и технических достижений, обеспечивает конкретный успех на рынках сбыта. Все работы, входящие в систему подготовки производства (СПП), немыслимы без информационного обеспечения и экономической отработки. Экономическая отработка должна производиться на каждой стадии СПП. Это тем более важно, что при результатах, значительно превышающих первоначальные оценки и требующих увеличения предварительно запланированных издержек, можно отказаться от идеи создания нового товара и предотвратить убытки фирмы.

Экономическая отработка и анализ в большей степени важны на ранних стадиях создания изделия (НИОКР).

Успешная реализация такой сложной проблемы, как создание и освоение нового товара, невозможна без использования системного подхода, который основан на комплексном решении входящих в проблему работ и задач, предусматривает постановку цели, требует выявления содержания входных и выходных потоков информации, установления критериев оптимизации, прогнозирования, моделирования.

Критерии оптимизации системы создания и освоения нового товара устанавливаются в зависимости от целей и задач фирмы. Ими, в частности, могут быть:

— технический уровень изделия;

— сроки создания и освоения;

— увеличение объемов производства;

— увеличение товарной номенклатуры;

— снижение издержек при подготовке производства и в производстве;

— снижение издержек при эксплуатации изделия.
35. Качество продукции
В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 «качество — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Количественная характеристика свойств продукции выражается с помощью показателей качества.

Показатели качества делятся:

— на функциональные;

— ресурсосберегающие;

— природоохранные.

К функциональным показателям качества относятся те, которые выражают потребительские свойства изделия:

— технический эффект (производительность, мощность, скорость, быстродействие и т.д.);

— надежность (долговечность);

— эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований);

— эстетичность.

К ресурсосберегающим показателям относятся:

 технологические (ресурсоемкость при производстве изделия: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость);

— ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации).

Природоохранные — включают показатели экологичности и безопасности.

Под уровнем качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.). Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами.

При применении дифференциального метода производится сопоставление идентичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества.

При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя.

Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости, вида функциональной зависимости f применяются экспертные методы.

36. ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Производительность труда характеризует эффективность труда в материальном производстве. Это не только один из важнейших показателей эффективности производства, но и показатель, имеющий большое экономическое и социальное значение на макроуровне. Граждане той страны, где достигнута наивысшая производительность труда, должны иметь и самый высокий уровень жизни.

Производительность труда – это количество продукции, произведенное за определенный период в расчете на одного работника или затраты рабочего времени на единицу продукции.

Следует различать понятия производительности и интенсивности труда. При повышении интенсивности труда повышается количество физических и умственных усилий в единицу времени и за счет этого увеличивается количество производимой в единицу времени продукции. Повышение интенсивности труда требует повышения его оплаты. Производительность труда повышается в результате изменения технологии, применения более совершенного оборудования, применения новых приемов труда и не всегда требует повышения заработной платы. Показатели, определяющие уровень производительности труда, учитывают как изменение собственно производительности, так и интенсивности труда.

Показатель, определяющий количество продукции, произведенной в единицу времени называется выработкой. Выработка характеризует результативность труда.

Трудоемкость – это количество труда, необходимое для выработки единицы продукции. Трудоемкость является характеристикой затратности труда (расходования рабочей силы).

В качестве измерителей количества произведенной продукции используют натуральные (т, м, м3, шт. и т.д.) и стоимостные показатели.

Выработка определяется в расчете на одного основного рабочего, на одного рабочего и одного работающего.

При определении выработки на одного основного рабочего количество произведенной продукции делится на численность основных рабочих.

Если рассчитывается выработка на одного рабочего, количество произведенной продукции делится на суммарную численность основных и вспомогательных рабочих.

Для определении выработки на одного работающего количество произведенной продукции делится на численность всего промышленно — производственного персонала:

Трудоемкость продукции, как и выработка, может быть рассчитана в разных вариантах. Различают технологическую, производственную и полную трудоемкость.

Технологическую трудоемкость продукции находят путем деления затрат труда основных рабочих на количество произведенной ими продукции.

Производственную трудоемкость продукции рассчитывают делением затрат труда основных и вспомогательных рабочих на количество произведенной продукции.

Полную трудоемкость определяют делением затрат труда промышленно-производственного персонала на количество произведенной продукции:
    продолжение
–PAGE_BREAK–37. Классификация и структура персонала предприятия

Трудовые ресурсы— это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) — это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

Все работники предприятия делятся на две группы:

— промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием; 

— непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия.

По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочие, руководители, специалисты и технические исполнители (служащие). 

Рабочие— это работники, непосредственно занятые производством продукции

Руководители— работники, занимающие должности руководителей 

Специалисты— работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. Технические исполнители (служащие) — работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.). Важна квалиффикация всех работников
38. Формы и системы оплаты труда

З/пл – выраженная в денежной форме часть национального дохода, кот распределяется по кол-ву и кач-ву труда, затраченного каждым работником, поступает в его личное потребелние; вознагр-ние за труд. Оплата труда – цена трудовых ресурсов, задействованных в произ-м процессе. Различают номинальную и реальную з/п. Номинальная з/п – начисл-ая и получ-ая работником з/п за опред-й период. Реальная з/п – кол-во товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную з/п.

В современных условиях на п/п применяются различные формы и системы оплаты труда, но наиболее распростр-ие получили две ФОТ: сдельная – ОТ за кол-во произвед-ой прод-и (чаще применяется сдельно –премиальная (сдельная з/п + премия); повременная – ОТ за отработанное нормативное время, кот предусм-вается тарифной системой (повр – премиальная – заработок за отработ время + премия)

Для оплаты труда рабочих устанавливается плановый ФОТ. Для расчета ФЗП устанавливается норматив з/п на 1 руб. прод-ии (з/п ППП). З/п непромышл-ного персонала планируется отдельно. Норматив з/п устанавливается на длит срок, утверждается в среднесрочных планах с распределением по годам. При планировании определяют: фонд часовой з/п, фонд дневной з/п, фонд годовой з/п.

Планируемый ФЗП расчит по формуле: ПФЗП = В*Нп где В – план-й выпуск нормативной чистой прод-ии Нп – плановый норматив з/п на ед прод-ии. Для рабочих-сдельщиков ФЗП опред: ФЗП сд=∑ni=1Pi*Vi, где P— сдельная расценка, V– объем прод-ии.

Плановый ФЗП повременщиков опред-ся: ФЗП повр = ∑Тч * Ni* Фпл.i, Тч – часовая тарифная сетка, Ni– числ-сть работников повременщ, Фпл.i– плановый фонд рабочего времени рабочего i-го разряда.
39. Кадровая политика
Кадровое планирование – система подбора квалифицированных кадров, имеющая своей целью обеспечить потребность организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки. Следует также принять решение об источниках потенциального набора, установить и поддерживать контакты для обеспечения того, чтобы потребности организации и потенциальное вознаграждение за труд денежное или моральное были известны будущему составу служащих.

Одна из главных задач планирования персонала – это направить имеющиеся цели планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, то есть работников из планов организации и определить время в которое они будут затребованы. И как только эти потребности будут определены в рамках кадрового планирования, необходимо составить планы достижения этих потребностей. Недобросовестное выполнение и тем более вовсе проигнорированное кадровое планирование способно спровоцировать серьёзные проблемы в самое короткое время. С помощью эффективного кадрового планирования можно укомплектовать вакантные места и уменьшить текучесть кадров, оценивая возможности карьеры специалистов в пределах компании.

Реформа предприятия предполагает наряду с достижением других целей эффективное распределение и использование занятых на предприятии работников то есть рационализацию их численности. При этом необходимо определять максимально допустимую численность работников на предприятии, при которой может быть обеспечено выполнение принятой стратегии развития предприятия и фактически избыток (дефицит) численности работников к моменту начала реализации данной стратегии.

Управление персоналом как и любым сложным процессом невозможно без использования необходимых для этого инструментов: взаимосвязанных экономических, организационных и социально – психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности в соответствии с требованиями производства. Максимально полное использование трудового потенциала работников любого предприятия ключевой фактор для успешной деятельности в условиях рыночных отношений. Кадровое планирование способно оказать значительную поддержку стратегическому процессу планирования предприятия при обеспечении средствами для достижения желаемых результатов.

40. Установление цен на товары. Учет типа рынка при установлении цены
Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего (стандартного) товара, например пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, за счет предложения покупателям различных вариантов товаров и сопутствующих услуг.

Олигопольный рынок состоит из небольшого числа крупных продавцов на которые приходится основная часть продажи отрасли (автомобильная промышленность, компьютеры и т.д.). Продавцы весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга, однако избегают ценовых войн. При чистой монополии на рынке всего один продавец. В случае частной нерегулируемой монополии продавец может установить любую цену, которую выдержит рынок.

Методика установления цен.

Чтобы выжить, попавшие в трудное положение фирмы прибегают к ценовым уступкам, до тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки.

Максимизация текущей прибыли

В случаях, когда текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных, она назначает такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.

Компания, которой принадлежит большая доля рынка, будет иметь низкие издержки и высокие долговременные прибыли.

Поэтому компания, преследующая такие цели, идет на максимально возможное снижение цен.

Завоевание лидерства по показателям качества товара

Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.
41. Влияние государства на ценообразование
Можно выделить три степени влияния государствана ценообразование:

1. Фиксация цен.Государство использует следующие основные способа фиксации цен;

использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги — это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами

фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке,

·                     замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения.

2. Регулирование ценза счетустановления предельных уровней цен(установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены

3. Регулирование системы свободного ценообразованияза счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ заключается во введении ряда запретов:

·                     запрет на демпинг— запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. запрет на недобросовестную ценовую рекламу — подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;

·                     запрет на вертикальное фиксирование цен— запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.

·                     запрет на горизонтальное фиксирование цен— запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке.
42. Финансовая и кредитная политика. Система налогообложения предприятия

Финансовая политика– это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая политика предприятия– это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

Кредитная политикаявляется одним из наиболее важных направлений государственного регулирования рыночной экономики. Для функционирования кредитно-банковской системы она имеет первостепенное значение. Кредитная политика – это совокупность мероприятий центрального банка и правительства в области денежно-кредитной системы, основными инструментами которой являются операции на открытом рынке, изменение учетной ставки ссудного процента и нормы обязательных резервов.

Налоговая система– это совокупность взимаемых государством налогов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения. Налоги делятся на прямые и косвенные:

Прямыеналоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенныеналоги — это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
43. Основные пути улучшения использования основных фондов

Улучшение использования действующих основных фондов может быть достигнуто благодаря:

1) повышению интенсивности использования основных фондов;

2) повышению экстенсивности их нагрузки.

Более интенсивное использование основных фондовдостигается, прежде всего, за счет технического совершенствования последних. Интенсивность использования основных фондов повышается также путем совершенствования технологических процессов (выбора сырья, его подготовки к производству в соответствии с требованиями заданной технологии и качества выпускаемой продукции; обеспечения равномерной, ритмичной работы предприятия и проведения ряда других мероприятий, позволяющих повысить скорость обработки предметов труда)

Улучшение экстенсивного использования основных фондовпредполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующего оборудования в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года) и с другой стороны, увеличение количества и удельного веса действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии и в его производственном звене. Увеличение времени работы оборудования достигается за счет:

1) улучшения ухода за основными фондами, соблюдения предусмотренной технологии производства, совершенствования организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации оборудования, недопущению простоев и аварий, осуществлению своевременного и качественного ремонта,

2) проведения мероприятий, повышающих удельный вес основных производственных операций в затратах рабочего времени, сокращения сезонности в работе предприятий ряда отраслей промышленности, повышения сменности работы предприятий.

Улучшение использования основных фондов зависит в значительной степени от квалификации кадров, особенно от мастерства рабочих, обслуживающих машины, механизмы, агрегаты и другие виды производственного оборудования.

Важное значение в улучшении использования основных фондов имеет моральное и материальное стимулирование рабочих.

44. Пути сокращения затрат на производство и реализацию продукции
в условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями (фирмами) выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В то же время каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки, неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них — механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.
45. Тарифная система и её элементы
Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность нормативов, которые используются для централизованной дифференциации и регулирования уровня заработной платы различных групп и категорий работающих в зависимости от квалификационного уровня, условий, тяжести и интенсивности труда, а также ответственности за выполняемые работы, особенностей и народнохозяйственного значения отраслей промышленности и предприятий.

Основными нормативами (элементами) тарифной системы являются следующие: тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки и сетки и должностные оклады.

В тарифную систему входят следующие элементы: тарифные ставки, тарифные сетки, тарифные коэффициенты, квалификационные, тарифно-квалификационные справочники (каталоги работ) тарифно-квалификационные характеристики.

используются два подхода в тарификации труда. Первый подход связан с применением раздельных тарифных систем для рабочих, с одной стороны, для специалистов, руководителей и служащих — с другой. Второй подход заключается в единой тарификации труда всех категорий персонала предприятий. В этом случае фирмы разрабатывают единые тарифные сетки (ЕТС).

Условия труда учитываются, как правило, путем оценки и аттестации конкретных рабочих мест и измерения степени тяжести, вредности и опасности работ. Для оценки степени тяжести условий труда разработаны специальные методики. На российских предприятиях традиционно применяются системы компенсационных доплат за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда. Некоторое распространение получила система аттестации рабочих мест и дифференцированных доплат за тяжесть труда (по 6 категориям тяжести).

Доплаты и надбавки являются существенным элементом тарифной системы. Различие этих понятий заключается в том, что доплаты имеют компенсационный, а надбавки — преимущественно стимулирующий характер.

Традиционные тарифные системы применяются преимущественно на крупных государственных предприятиях. Их особенность заключается в том, что основные зарплатообразующие факторы — сложность труда, квалификация, условия и результаты труда
46. Производственная мощность и её расчёт
Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда.

Экономическое обоснование производственной мощности — важнейший инструмент планирования промышленного производства. Иными словами, это потенциальная возможность валового выпуска промышленной продукции.

Производственная мощность рассчитывается по ведущим производственным цехам, участкам и оборудованию с учетом сложившейся кооперации и мероприятий по ликвидации «узких мест».

Под «узким местом» понимается несоответствие мощности отдельных цехов, участков, групп оборудования минимальной мощности соответствующего подразделения, участка или группы оборудования. Коэффициент сопряженности рассчитывается по формуле:
                               (1.1)
где Кс — коэффициент сопряженности; M1 и М2 — мощность ведущих цехов и участков, ед.; Ру —удельный расход продукции первой операции (цеха, участка) для выработки продукции второй, шт., т, и т.п.

Расчет производственной мощности ведется также по всем производственным подразделениям промышленного предприятия начиная с низшего производственного звена к высшему, т. е. от станка к группе взаимозаменяемого оборудования, далее к участку, от участка к цеху основного производства, от цеха к предприятию в целом.

Производственная мощность ведущих подразделений определяется по формуле:
                                      (2.1)
где ПМ — производственная мощность подразделения (цеха, участка); n — количество единиц одноименного ведущего оборудования, ед.; Нт — часовая техническая (паспортная) мощность единицы оборудования, ед.; Ф — фонд времени работы оборудования, часов.

47. Мотивация и стимулирование труда на предприятии
Мотивациявключает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени.

Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности — поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования».

Трудовая мотивация — это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и, в конечном итоге, определенный результат трудовой деятельности.
48. ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Коммерческий расчет представляет собой метод ведения; хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности. Целью коммерческого расчета является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Некоммерческое предприятие не ставит целью своей деятельности извлечение прибыли, хотя может и должно работать с прибылью.

Под финансовыми ресурсами предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, понимаются денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работников. Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет:

1) собственных и приравненных к ним средств;

2) мобилизации ресурсов на финансовом рынке;

3) поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

В качестве первого источника формирования финансовых ресурсов предприятия выступают доходы и поступления. К. доходам относятся прибыль от основной деятельности; прибыль от выполняемых научно-исследовательских работ и другие целевые доходы; прибыль от финансовых операций, прибыль от строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом; другие виды доходов. К поступлениям относятся: амортизационные отчисления (остаются на предприятии), выручка от реализации имущества, устойчивые (долгосрочные) пассивы, целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, другие виды поступлений.

Вторым источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются средства, вырученные от размещения на рынке ценных бумаг собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, а также кредиты. Финансирование за счет размещения собственных ценных бумаг предпочтительно для вновь создаваемых или реконструируемых предприятий.

Третьим источником формирования финансовых ресурсов предприятий служат выплаты страхового возмещения, бюджетные и отраслевые источники, дивиденды и проценты по ценным бумагам других
49. Организация маркетинга
Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью. Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга.

Для осуществления всего комплекса работ и функций в сфере маркетинга, для их организации и координации в предпринимательских структурах создаются в зависимости от степени интеграции и охвата маркетинговой концепцией подразделений предприятия группы, отделы, службы и управления маркетингом.

Такие образования служат соединительным звеном между работами (видами деятельности) и работниками, устанавливая соответствующий способ взаимодействия работников как внутри своего подразделения, так и формы отношений со смежными подразделениями предприятия и субъектами определяющей среды. В этом контексте организационное образование выступает как система определенной организационной структуры. Организационная структура определяет сложившийся (или проектируемый) в организации (службе) численный состав подразделений, связи и отношения между ними, а также уровень их интеграции в единое целое.

При этом следует учитывать, что маркетинг — это функция и философия предпринимательства, организации всей деятельности предприятия в условиях рынка. В качестве философии предпринимательства маркетинг требует ориентации стратегии и тактики бизнеса на потребителя. Он обязывает участвовать в процессе удовлетворения этих потребностей все подразделения, всех сотрудников предприятия, т.к. в условиях рынка и демократии отношений между субъектами маркетинговой системы успех приходит к предприятию, когда оно ставит перед собой цель изучить потребности покупателей и производит продукцию, наиболее полно удовлетворяющую запросы потребителей.

Поэтому все сотрудники предприятия должны понимать философию маркетинга и стремиться к достижению обусловленной этой философией общей цели. Маркетинг выступает как ведущая функция предприятия, которая увязывает решения финансовых, кадровых и других производственных задач. Значение функции маркетинга может меняться в зависимости от условий внешней и внутренней среды, однако это не означает, что он стремится подчинить себе все остальные функциональные области (см. табл. 2).

Маркетинг является движущей силой, индуцирующей в каждом функциональном подразделении предприятия необходимость его участия в формировании и проведении политики предприятия, одобренной потребителями. Выступая ведущей функцией, маркетинг определяет техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью

50. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Производственная программа предприятия — (объединения) представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции, установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения потребности народного хозяйства.

Разработка производственной программы начинается обычно с определения наименований и количества продукции (готовые изделия, полуфабрикаты, услуги проблемы имени ого характера и т. п.), которые нужны народному хозяйству и индивидуальным потребителям. Это предрешает необходимость начинать составление производственной программы с расчета номенклатуры, количества и объема реализуемой продукции.

В плане реализации продукции предприятия (объединения) устанавливаются объем и структура поставок выпускаемой продукции, а также сумма выручки и прибыли от реализации продукции.

Основными источниками для составления плана реализации продукции являются: централизованное задание по поставке важнейших видов продукции, портфель заказов и заключенные на этой основе хозяйственные договора по поставкам; нормативные и отчетные данные о запасах продукции на складах предприятия на начало и конец планового года; оптовые цены и себестоимость (отчетная и плановая) изделий, подлежащих реализации. План реализации продукции разрабатывается в натуральном и ценностном выражении.

Чтобы осуществить анализ и прогнозирование последствий изменения рыночных условий, необходимо построить кривые спроса и предложения.

По каждому виду имеются следующие исходные данные, полученные в результате маркетинговых исследований.

Уравнения линейных зависимостей записываются следующим образом:

Предложение: Qп = а0 + а1Р (3.1.)

Спрос: Qс=b0 – b1P (3.2.)

Необходимо подобрать значение констант а0, а1,b0,b1.

Этот подбор осуществляется в два этапа.

Первый этап.

Эластичность предложения или спроса от цены может быть

записана как
Е = (Р/Q) * (?Q/?P), (3.3)
где ?Q/? Р — изменение в требуемом или предлагаемом количестве в результате небольшого изменения цены.

Второй этап.

Вычисленные значения а1 и b1 вместе со значениями Р* и Q* необходимо подставить в уравнения (3.1) и (3.2) и решить эти уравнения относительно а0 и b0.

Полученные значения а0, а1,b0,b1 однозначно определяют кривые спроса и предложения.
51.Типы производств

Тип производства— совокупность его организационных, технических и экономических особенностей. Тип производства определяется следующими факторами:

-номенклатурой выпускаемых изделий;

— объемом выпуска;

— степенью постоянства номенклатуры выпускаемых изделий;

— характером загрузки рабочих мест.

В зависимости от уровня концентрации и специализации различают три типа производств:

-единичное;

-серийное;

— массовое.

По типам производства классифицируются предприятия, участки и отдельные рабочие места. Тип производства предприятия определяется типом производства ведущего цеха, а тип производства цеха – характеристикой участка, где выполняются наиболее ответственные операции и сосредоточена основная часть производственных фондов.

Отнесение завода к тому или иному типу производства носит условный характер, поскольку на предприятии и даже в отдельных цехах может иметь место сочетание различных типов производства.

Единичное производствохарактеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, малым объемом их выпуска, выполнением на каждом рабочем месте весьма разнообразных операций.

В серийном производстве изготовляется относительно ограниченная номенклатура изделий (партиями). За одним рабочим местом, как правило, закреплен j несколько операций.

Массовое производствохарактеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых в течение продолжительного времени на узкоспециализированных рабочих местах.

Тип производства оказывает решающее влияние на особенности организации производства, его экономические показатели, структуру себестоимости (в единичном производстве высока доля живого труда, а в массовом — затраты на ремонтно-эксплуатационные нужды и содержание оборудования), разный уровень оснащенности.
52. Эффективность и её виды

Эффективность производства представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов производства за определенный промежуток времени.

Эффективность производства характеризует повышение производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Эффективность производства можно классифицировать по отдельным признакам на следующие виды: 

— по последствиям — экономическая, социальная и экологическая; 

— по месту получения эффекта — локальная (хозрасчетная) и народнохозяйственная; 

— по степени увеличения (повторения) — первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (многократно-повторяющаяся); 

— по цели определения — абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других решений). 

Все вместе взятые виды эффективности формируют общую интегральную эффективность деятельности предприятия. Измерение эффективности: критерии и система показателей эффективности производства. Измерение эффективности производства предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всех звеньев экономики — от предприятия до народного хозяйства в целом.

Таким образом общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности общественного труда. В настоящее время экономическая эффективность производства оценивается на основе данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода (чистой продукции) на единицу труда. Система показателей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам: 

— обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности производства; 

— определять уровень эффективности использования всех видов, применяемых в производстве ресурсов; 

— обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления; 

— стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства. 
53. Под производственной мощностью предприятия
понимают максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте планового года, при полном использовании производственного оборудования с учётом намечаемых мероприятий по внедрению передовой технологии производства и научной организации труда. Производственная мощность определяется в тех же единицах, в каких измеряется объём производства продукции. Широкая номенклатура приводится к одному или нескольким видам однородной продукции.

Производственная мощность зависит от ряда факторов. Важнейшие из них следующие:

— количество и производительность оборудования;

— качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;

— степень прогрессивности техники и технологии производства;

— качество сырья, материалов, своевременность их поставок;

— уровень специализации предприятия;

— уровень организации производства и труда;

— фонд времени работы оборудования.

Расчёт производственной мощности предприятия

Расчёт производственной мощности предприятия ведётся по всем его подразделениям в следующей последовательности:

— по агрегатам и группам технологического оборудования;

— по производственным участкам;

— по основным цехам и заводу в целом.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов. К ведущим относятся цеха, участки, агрегаты, в которых выполняются основные

При расчете производственной мощности нужно исходить из имеющегося оборудования и площадей, передовой организации производства, применение полноценного сырья, наиболее совершенных инструментов и приспособлений, режима работы предприятия.

Производственная мощность изменяется в течении года, поэтому различают входную, выходную и среднегодовую мощности.

Для расчёта производственной мощности необходимо иметь следующие исходные данные:

— плановый фонд рабочего времени одного станка;

— количество машин;

— производительность оборудования;

— трудоёмкость производственной программы;

— достигнутый процент выполнения норм выработки.
54. Расчёт себестоимости

Себестоимость продукции – это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции — синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы. 

При определении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на разные виды изделий (продукции), расчета их рентабельности, анализа затрат на производство одинаковых изделий с конкурентами и т.д. 

Различают плановые и фактические калькуляции. Главный объект калькулирования — готовые изделия (продукция), предназначенные для отпуска за пределы предприятия. 

Перечень статей калькуляции, их состав и методы распространения затрат по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. 

Структура себестоимости по калькуляционным статьям показывает: соотношение затрат в полной себестоимости продукции, что израсходовано, куда израсходовано, на какие цели направлены средства. Она позволяет выделить расходы каждого цеха или подразделения предприятия. 
    продолжение
–PAGE_BREAK–