Предприятие как субъект рыночного хозяйства

–PAGE_BREAK–Глава 1. Народнохозяйственный комплекс России

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.

Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и операции труда,: международного сотрудничества с другими странами.

Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, производственные, региональные и иные структурные характеристики.

1.1. Сферы и подразделения экономики.

При анализе народного хозяйства в экономических исследованиях обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, на, родное образование; культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управлёния.

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль — группа качественно однородных хозяйственных единиц  (предприятий, организаций, учреждений); характеризующихся особыми условиями производства в системе общественно разделения труда, однородной продукцией и выполняющих  (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие кразвитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс — интеграционная структура, характёризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределёния продукта. Межотраслевые комплексы возникают, и развиваются, как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями.

Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно, можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены, воспроизводственный  принцип и критерий участия в создании. конечного, продукта.

По признаку разделения труда можно, выделить многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, территориально-производственные комплексы; межотраслевые научно — технические комплексы.

Составные элементы народнохозяйственном комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность, институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор.

Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. (подразделяются на государственные, национальные, частные ииностранные нефинансовые предприятия).

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений — совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор, или сектор «остальной мир», — это совокупность институциональных единиц — нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военных базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор охватывает производство товаров, услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор — производство продуктов и услуг предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые влияют на спрос.

Иногда дополнительно выделяют смешанные отрасли, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги.

    продолжение
–PAGE_BREAK–1.2. Структурная перестройка экономики.

Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономическихструктур.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает кореннуютрансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально — экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование Частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики.

Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования.

Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развитии перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Россия является страной с развитой промышленностью. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, более 2/5 национального дохода, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно — технический потенциал, степень и эффективность использован природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.

В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.

Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.

Достаточно, очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.

За время рыночных реформ в России. происходили существенные изменения в отраслевой структуре промышленности (%):

                                                                      1991 г.         1992 г.            1993 г.

Вся промышленность                                  100                100                 100

В том числе:

   добывающая промышленность                 15,6               17,0                 17,2

    обрабатывающая промышленность         84,4               83,0                 82,8

Агропромышленный комплекс (АПК)отличается исключено сложной структурой. Он представляет собой совокупность многих отраслей и производств, взаимосвязанных экономически, технологически и организационно. Его важнейшими отраслями являются сельское хозяйство, отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. В него иногда чают отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства.С ним непосредственно связаны строительство, торговля и общественное питание. В составе АПК выделяют также производственную и социальную инфраструктуру.

Процесс интегрирования сельского хозяйства и перерабатывающих его сырье предприятий дает возможность преодолеть пространственный разрыв между сырьевыми зонами и районами производства готовой продукции, обеспечить их хозяйственное сближение, сужение границ специализированных ареалов возделывания тех или иных культур.

Развитию АПК уделяется особое внимание в ходе структурной тройки экономики. Это объясняется существующим отставанием сельского хозяйства, его низкой рентабельностью, нерешенностью проблемы обеспечения населения и промышленности высококачественными отечественными продуктами питания промышленным сырьем.

В агропромышленном комплексе политика правительства будет направлена на формирование новой институциональной отраслевой и региональной структуры аграрного сектора на основе, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночной среде с ориентацией на собственные ресурсы.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Совершенствование воспроизводственной структуры экономики
Воспроизводственная структура экономики определяется отношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением.

Для России в настоящее время характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

В 1992 г. снижение инвестиций составило 40%, в 1993 г. — 12, 1994 г. — 26. При этом изменилась структура капитальных вложений для непроизводственных целей их доля возросла, а для производственных — сократилась (с 67% в 1992 г. до 55% в 1994 г.). 

В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное финансирование, но возросли капитальные вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.

Структурные изменения в экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности отечественных изделий требуют значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.

Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план сдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.

Стратегическим направлением совершенствования государственных инвестиций является формирование эффективной структуры государственных расходов.

По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужд не должны превышать определенной доли ВВП. Если сейчас в консолидированном бюджете концентрируется 28 — 30% ВВП, то в ближайшем будущем планируется 32 — 34% ВВП. Оптимальны уровень государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3 — 3,5% ВВП. В структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30 — 40%, или 0,9 — 1,4% BBП.

Параллельно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив предприятий и производств с учетом сохранения или создания новых рабочих мест поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.

Одним из направлений перестройки воспроизводственной структуры экономики России является изменение существующей пропорции между отраслями материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей или инфраструктурой.

Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную)

Производственная инфраструктура в основном  продолжает процесс производства в пределах процесса обращения.

Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газов и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.
Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.

Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социально ( инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.

Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отстал отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.
1.3. Региональные аспекты структурной перестройки
Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений.

С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:

добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);

• промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);

• агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).

Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным в разных регионах. Так, например, явным лидером является Москва, где сосредоточена основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.

Лишь незначительная часть регионов имеет стабильные внутренние источники капитала для своего развития, остальные зависят от внерыночного перераспределения средств через федеральный бюджет.

Одним из способов уменьшения региональной дифференциации является развитие внутри- и межрегиональных, в том числе и производственных, связей, а также создание региональных ассоциаций, объединенных общностью экономических интересов и условий.

Первоначально ассоциации возникали на основе географической близости регионов друг к другу, в последнее время преобладает экономический фактор, т.е. общность экономических интересов регионов. Например, создана группировка регионов-доноров Москва — Ханты-Мансийск. Сближение и консолидация интересов различных регионов, с одной стороны, свидетельствуют о том, что региональные руководители сознают выгоды экономической и политической интеграции и готовы к совместным действиям в общих интересах. С другой стороны, подобная практика может иметь и негативные последствия: усиление одних региональных групп может приводить к нежелательной конкуренции территорий, стремлению «огородить» местные рынки административными барьерами. Не следует упускать из виду, что начавшийся процесс активного развития рыночных отношений также способен порождать или усиливать структурные диспропорции в народном хозяйстве. Опыт прошедшего пятилетия показывает, например, что осуществление рыночных реформ в России ликвидировало существовавшую несбалансированность между товарной и денежной массам но привело к значительному превалированию финансового капитала над промышленным. Более того, переход к рыночным условиям хозяйствования осуществляется по-разному в разных отраслях. Так, например, в финансово-кредитной сфере происходит быстрое развитие современных форм и видов деятельности, вполне соответствующих странам со зрелой рыночной экономикой, то время как в сельском хозяйстве продолжают воспроизводиться старые формы и условия хозяйствования, развиваются примитивные рыночные формы.
    продолжение
–PAGE_BREAK–