–PAGE_BREAK–
1.2.3. Организационная структура управления
Организационная структура управления — это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.
Между элементами системы управления существуют связи, которые делятся на:
1) линейные связи возникают между подразделениями разных уровней управления, когда один руководитель административно подчинен другому (директор — начальных цеха — мастер);
2) функциональные связи характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на разных уровнях управления, между которыми не существует административного подчинения (начальник планового отдела — начальник цеха);
3) межфункциональные связиимеют место между подразделениями одного уровня управления (начальник основного цеха — начальник транспортного цеха).
Известны несколько типов организационных структур управления:
Линейное управление— наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий — на уровне бригады производственного участка.
Линейно-штабное управлениеиспользуется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.
Функциональное управлениепредусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений.
Дивизиональное управлениепозволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время — к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.
Матричное управлениевыделяет временные предметно-специализированные звенья — проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.
Глава 2.Ресурсы предприятия.
2.1. Персонал предприятия
2.1.1. Классификация и структура персонала предприятия
Различают понятия «трудовые ресурсы» и «персонал» предприятия.
Трудовые ресурсы— это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.
Персонал предприятия(кадры, трудовой коллектив) — это совокупность работников, входящих в его списочный состав.
Все работники предприятия делятся на две группы:
— промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;
— непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия.
По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).
Рабочие— это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.
В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс).
Руководители— работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.
Специалисты— работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.
Технические исполнители(служащие) — работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.).
Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.
В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.
Профессия— определенный вид деятельности (занятий) человека, обусловленный совокупностью знаний и трудовых навыков, приобретенных в результате специального обучения.
Специальность— вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.
Квалификация— степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения работы или функций определенной сложности, которая отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.
2.2. Производственные фонды
Средства труда (машины, оборудование, здания, транспортные средства), совместно с предметами труда, (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом) образуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средства производства являются производственными фондами предприятий. Различают основные и оборотные фонды.
Основные производственные фондыпредставляют собой средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму. Стоимость их переносится на готовую продукцию частями, по мере утраты потребительской стоимости.
Оборотные фонды— это те средства производства, которые целиком потребляются в каждом новом производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производства не сохраняют своей натуральной формы.
Наряду с производственными существуют непроизводственные основные фонды — имущество социального назначения. Это жилые дома, детские и спортивные учреждения, столовые, базы отдыха и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, находящиеся на балансе предприятий и не оказывающие прямого воздействия на производственный процесс.
2.3. Нематериальные ресурсы и активы
Нематериальные ресурсы
Нематериальные ресурсы— это часть потенциала предприятия, приносящая экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющая нематериальную основу получения доходов. К ним относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения.
Промышленная собственность— понятие, используемое для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции.
Интеллектуальная собственность— юридическое понятие, охватывающее авторское право и др. права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, программного обеспечения, литературы и искусства.
Характеристика объектов промышленной собственности:
1) изобретение — это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом;
2) промышленный образец — новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект.
Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент.
3) полезные модели — это новые по внешнему виду, форме, размещению частей или по строению модели. Для регистрации полезной модели достаточно любых изменений, даже в пространственном компоновании модели;
4) товарные знаки — обозначение (имя, знак, символ или сочетание их), помещаемое на товаре или его упаковке для идентификации его и производителя. Если под товарным знаком предоставляются услуги, то он называется знаком обслуживания.
Основными требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации.
Объекты интеллектуальной собственностисвязаны с информационной системой и информационной деятельностью предприятия. К ним относятся: программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации); база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ).
Другие нематериальные ресурсы:
1) «ноу-хау»— технология производства, научно-технические, коммерческие, организационные и управленческие знания, необходимые для функционирования производства. В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуется, поскольку в значительной своей части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. Распространение «ноу-хау» осуществляется прежде всего посредством заключения лицензионных договоров.
2) рационализаторское предложение — это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала. Его автору выдается специальное удостоверение — основание права на авторство и вознаграждение.
3) наименование места происхождения товара. Отражает название страны (или местности) для обозначения исключительных свойств товара, вызванных природными условиями, человеческими факторами, национальными особенностями, характерными для данного региона.
4) «гудвилл» — определяет имидж (репутацию) предприятия (фирмы).
Нематериальные активы
Нематериальные активы — это права на пользование нематериальными ресурсами. Собственники объектов промышленной собственности получают исключительное право на их использование с помощью патентов.
Патент— документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение.
Патент включает патентную грамоту единого образца с раскрытием названия изобретения и даты его приоритета, фамилии автора, а также патентную опись — характеристику технического решения. Срок действия патента составляет в среднем 15-20 лет. В это время исключается доступ фирм-конкурентов к запатентованной новинке и обеспечиваются условия для получения дополнительной прибыли, пока новая техника не станет достоянием многих предприятий отрасли.
На полезные моделине выдается патентная грамота. Модель заносят в специальный реестр, о чем делается публикация в официальном издании, а заявитель получает свидетельство об исключительном праве на полезную модель сроком на 5 лет.
Правовая защита товарного знака также осуществляется на основе его государственной регистрации.
На продукт интеллектуальной собственности устанавливается авторское право — система правовых норм, определяющих положение авторов научных публикаций, литературных и художественных произведений, программного обеспечения для ЭВМ и их взаимоотношений с другими контрагентами.
Правовая защита места происхождения товара возникает на основе его регистрации.
Ноу-хау, рационализаторские предложения, гудвилл являются собственностью предприятия и не имеют специальной правовой защиты, поэтому являются составной частью так называемой коммерческой тайны предприятия.
Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна путем их использования самим собственником или предоставлением (с его согласия) такого права другой заинтересованной стороне в форме лицензионного соглашения.
Лицензия — разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности (на изобретение, промышленный образец, товарный знак), выдаваемое другому лицу (лицензиату) на определенных условиях. Эти условия (срок, объемы, вознаграждение) составляют содержание заключаемого ими лицензионного соглашения.
2.4. Финансовые ресурсы предприятия
2.4.1. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
Финансовые ресурсы— это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.
Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.
Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал — имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).
Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.
Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидентов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.
Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций.
В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов. Различают:
— прямые субсидии — государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;
— непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.
Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции.
2.4.2. Оборотные средства предприятия
Оборотные средства— это совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения.
Фонды обращения— это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.
Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров, они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителями. После изготовления продукции и ее реализации стоимость оборотных средств возмещается в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). Это способствует постоянному возобновлению процесса производства, который осуществляется путем непрерывного кругооборота средств предприятия. В своем движении оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.
Для обеспечения бесперебойного выпуска и реализации продукции, а также в целях эффективного использования оборотных средств на предприятиях, осуществляется их нормирование.
На практике применяют три метода нормирования оборотных средств:
1) аналитический — предусматривает тщательный анализ наличных товарно-материальных ценностей с последующим извлечением из них избыточных;
2) коэффициентный — состоит в уточнении действующих нормативов собственных оборотных средств в соответствии с изменениями показателей производства;
3) метод прямого счета — научно обоснованный расчет нормативов по каждому элементу нормируемых оборотных средств.
Норматив оборотных средствв производственных запасах (по сырью, материалам, топливу) определяется путем умножения среднесуточного потребления в стоимостном выражении на норму запаса в днях.
Норматив оборотных средств в незавершенном производстве определяетсяпутем перемножения среднедневного выпуска продукции по ее производственной себестоимости на среднюю продолжительность производственного цикла в днях и на коэффициент нарастания затрат (себестоимости) незавершенного производства.
Норматив оборотных средств предприятия в затратах будущих периодов рассчитываетсяисходя из остатка средств на начало периода и суммы затрат на протяжении расчетного периода за минусом величины последующего погашения затрат в счет себестоимости продукции.
Норматив оборотных средств в остатках готовой продукции определяетсяпроизведением стоимости однодневного выпуска готовых изделий на норму их запаса на складе в днях.
Совокупный норматив оборотных средств представляет собой сумму нормативов оборотных средств, исчисленных по отдельным элементам.
Пути повышения эффективности использования оборотных средств: оптимизация запасов ресурсов и незавершенного производства; сокращение длительности производственного цикла; улучшение организации материально-технического обеспечения; ускорение реализации товарной продукции и др.
2.4.3. Инвестиции: сущность, виды и направления использования
Инвестиции— это долгосрочные вложения капитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения дохода (прибыли).
Различают внутренние (отечественные) и внешние (иностранные) инвестиции.
Внутренние инвестиции подразделяются на:
— финансовые инвестиции — это приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, вложение денег на депозитные счета в банках под проценты и др.;
— реальные инвестиции (капитальные вложения) — это вложение денег в капитальное строительство, расширение и развитие производства;
— интеллектуальные инвестиции — подготовка специалистов, передача опыта, лицензий, «ноу-хау» и др.
Внешние инвестиции делятся на:
— прямые, дающие инвестору полный контроль над деятельностью иностранного предприятия;
— портфельные, обеспечивающие инвестору право на получение лишь дивидентов на приобретенные акции зарубежных предприятий.
Объектами инвестиционной деятельности являются: основной капитал (вновь создаваемый и модернизируемый), оборотный капитал, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности.
Одна из наиболее важных хозяйственных задач, которую должны решать предприятия — это выгодное вложение денежных ресурсов с целью получения максимального дохода. Инвестиционная политика определяет наиболее приоритетные направления вложения капитала, от которых зависит эффективность хозяйственной деятельности, обеспечение наибольшего прироста продукции и дохода на каждый рубль затрат.
При отсутствии проекта капитальных вложений лучший способ — это хранить деньги на депозитах надежного банка или приобрести контрольный пакет акций перспективного предприятия, благодаря чему можно оказывать прямое влияние на работу этого предприятия и направлять его инвестиции с выгодой для себя.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Глава 3. Организация деятельности предприятия.
3.1. Производственный процесс и его организация
3.1.1. Структура и принципы организации производственного процесса
Процесс взаимодействия производственных факторов на предприятии, направленный на превращение исходного сырья (материалов) в готовую продукцию, пригодную к потреблению или к дальнейшей обработке, образует производственный процесс или производство.
Основными элементами производственного процесса являются труд (деятельность людей), предметы и средства труда. Во многих производствах используются природные процессы (биологические, химические).
Наиболее крупными частями производственного процесса являются основное, вспомогательное и побочное производства.
К основным относятся те процессы, прямым результатом которых является изготовление продукции, составляющей товарную продукцию данного предприятия, а к вспомогательным — те, в ходе которых создаются полупродукты для основного производства, а также выполняются работы, обеспечивающие нормальное течение основных процессов. Побочное производство охватывает процессы переработки отходов основного производства или их утилизации.
По течению во временипроизводственные процессы подразделяют на дискретные (прерывные) и беспрерывные, вызванные непрерывностью технологического процесса или потребностями общества.
По степени автоматизациивыделяют процессы: ручные, механизированные (выполняются рабочими с помощью машин), автоматизированные (выполняются машинами под наблюдением рабочего) и автоматические (выполняются машинами без участия рабочего по заранее разработанной программе).
Процесс основного, вспомогательного и побочного производства состоит из ряда производственных стадий.
Стадия— это технологически законченная часть производства, характеризующая изменение предмета труда, переходящего из одного качественного состояния в другое.
Производственная стадия делится, в свою очередь, на ряд производственных операций, представляющих собой первичное звено, элементарную, простейшую составную часть процесса труда. Производственная операция выполняется на отдельном рабочем месте, одним или группой рабочих, над одним и тем же предметом труда, с помощью одних и тех же средств труда.
По назначению производственные операции делят на:
— технологические (основные), в результате которых вносятся качественные изменения в предметы труда, его состояние, внешний вид, форму и свойства;
— транспортные, изменяющие положение предмета труда в пространстве и создающие условия для поточного производства;
— обслуживающие, обеспечивающие нормальные условия для работы машин (их чистка, смазка, уборка рабочего места);
— контрольные, способствующие правильному выполнению технологических операций, соблюдению заданных режимов (контроль и регулирование процесса).
Для нормальной организации производственного процесса необходимо соблюдать следующие принципы:
1) принцип специализации — это закрепление за каждым цехом, производственным участком, рабочим местом, технологически однородной группы работ или строго определенной номенклатуры изделий;
2) принцип непрерывности процесса означает обеспечение движения предмета труда с одного рабочего места на другое без задержек и остановок;
3) принцип пропорциональности подразумевает согласованность в продолжительности и производительности всех взаимосвязанных подразделений производства;
4) принцип параллельности предусматривает одновременное выполнение отдельных операций и процессов;
5) принцип прямоточности означает, что предметы труда в процессе обработки должны иметь наикратчайшие маршруты по всем стадиям и операциям производственного процесса;
6) принцип ритмичности состоит в регулярности и устойчивости хода всего процесса, что обеспечивает производство одинакового или равномерно увеличивающегося количества продукции за равные промежутки времени;
7) принцип гибкости требует быстрой адаптации производственного процесса к изменению организационно-технических условий, связанных с переходом на изготовление новой продукции и др.
3.1.2 Методы организации производства
Существует два метода организации производства:поточное и непоточное производство.
Непоточное производствоиспользуется преимущественно в единичном и серийном производстве. Его признаки: рабочие места размещаются однотипными технологическими группами без связи с последовательностью выполнения операций, на них обрабатываются разные по конструкции и технологии изготовления предметы труда, которые перемещаются в процессе обработки сложными маршрутами, создавая большие перерывы между операциями.
В условиях единичного производства непоточный метод осуществляется в форме единично-технологического (обрабатываемые предметы труда не повторяются).
В серийном производстве непоточный метод принимает две формы:
1) партионно-технологический метод (предметы труда проходят обработку партиями, которые периодически повторяются);
2) предметно-групповой метод (вся совокупность предметов труда разделяется на технологически подобные группы).
Количество оборудования (N) в непоточном производстве исчисляется для каждой технологически однотипной группы станков:
где n — количество предметов труда, обрабатываемых на данном оборудовании;
t — норма времени на обработку предметов труда;
T — плановый фонд времени работы единицы оборудования за год;
Kв.н. — коэффициент выполнения норм времени.
Поточное производствообеспечивает строго согласованное выполнение всех операций технологического процесса во времени и пространстве, оно характеризуется следующими основными признаками:
— специализацией каждого рабочего места на выполнении определенной операции;
— согласованным и ритмичным выполнением всех операций на основе единого расчетного темпа работы;
— размещением рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса;
— передачей обрабатываемого материала или изделий с операции на операцию с минимальными перерывами с помощью транспортера (конвейера).
Основным структурным звеном поточного производства является поточная линия — ряд взаимосвязанных рабочих мест, расположенных в порядке последовательности выполнения технологического процесса и объединенный общей для всех нормой производительности (ее определяет ведущая машина потока).
Поточный метод характерен для массового и крупносерийного производства.
Производственные потоки можно классифицировать по ряду признаков:
— по числу линий — на однолинейные и многолинейные;
— по степени охвата производства — на участковые и сквозные;
— по способу поддержания ритма — со свободным и регламентированным ритмами;
— по степени специализации — многопредметные и однопредметные;
— по степени непрерывности процесса — прерывные и непрерывные.
Для поточной линии рассчитываются основные ее параметры:
1) такт (ритм) поточной линии (r) — промежуток времени между выпуском двух, следующих одно за другим готовых изделий или партий готовых изделий:
,
где Т — плановый фонд времени работы линии за расчетный период, мин.;
П — объем производства продукции за тот же период в натуральном измерении.
При ритмичном производстве за определенный промежуток времени вырабатывается одно и то же равное количество продукта.
2) количество рабочих мест (N) исчисляется по каждой операции:
,
где tц — длительность рабочего цикла.
Производственный поток проектируется на основе объемов производства, фонда рабочего времени, такта (ритма) поточной линии, числа рабочих мест на конвейере и длины рабочей части конвейера.
3.2. Инфраструктура предприятия
Инфраструктура предприятия— это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.
Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.
Производственная инфраструктура предприятия — это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.
Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.
Социальная инфраструктура— это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.
Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п.
3.3. Инновационные процессы на предприятии
3.3.1. Общая характеристика инновационных процессов (нововведений)
Достижения научно-технического прогресса распространяются в производстве в форме инноваций.
Под инновацией понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление.
Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.
Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышения эффективности производства.
С учетом предмета инноваций различают следующие их виды:
— технико-технологические инновации проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства. Они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства;
— организационные нововведения — это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;
— управленческие нововведения — целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;
— экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотиации и оплаты труда и оценки результатов деятельности;
— социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени;
— юридические инновации — это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;
— экологические нововведения — изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду.
3.3.2. Техническое развитие предприятия
Техническое развитие предприятия— процесс формирования и совершенствование технико-технологической базы предприятия, ориентированный на конечные результаты его хозяйственной деятельности за счет технико-технологических нововведений.
Целями технико-технологических инноваций являются:
— снижение конструктивно-технологической сложности выпускаемых изделий за счет конструктивных новшеств;
— снижение материалоемкости изделий за счет применения новых материалов;
— комплексная механизация и автоматизация технологических процессов;
— применение робототехники, манипуляторов и гибких автоматизированных систем;
— снижение технологической трудоемкости изделий и затрат ручного труда за счет повышения технического уровня и качества технологической оснастки, инструментов, приспособлений, научной организации труда;
— комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством на основе электроники и компьютерной техники и т.д.
Развитие технико-технологической базы осуществляется за счет модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и расширения, нового строительства.
Выбор конкретного направления технического развития предприятия проводится на основе результатов диагностического анализа и оценки технико-организационного уровня производства.
Основные показатели этой оценки:
— степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом;
— техническая оснащенность труда (фондовооруженность труда и энерговооруженность труда);
— доля новых технологий в объеме или трудоемкости продукции;
— средний возраст применяемых технологических процессов;
— коэффициент использования сырья и материалов (выход готовой продукции из единицы сырья);
— мощность (производительность) оборудования;
— удельный вес прогрессивного оборудования в общем его парке;
— средний срок эксплуатации оборудования;
— коэффициент физического износа оборудования;
— доля технически и экономически устаревшего оборудования в общей его численности;
— коэффициент технологической оснащенности производства (количество примененных приспособлений, оснастки и инструмента в расчете на одно рабочее место в основном производстве);
— степень утилизации отходов производства и др.
Управление техническим развитием предприятия должно включать: установление целей и выявление их приоритетов; выбор направлений технического развития; оценку эффективности возможных вариантов решений; составление программы технического развития; корректировка плана и контроль за выполнением предусмотренных программой мер.
Глава 4.Результаты и эффективность деятельности предприятия.
4.1.Продукция предприятия, ее качество и методы обеспечения.
Результат труда чаще выступает в материальной форме — в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции).
Готовая продукция— это изделия промышленного предприятия, которые завершены производством, соответствуют государственным стандартам или техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество и предназначены для реализации на сторону.
Полуфабрикаты— это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.
Незавершенное производство— это продукция, не получившая законченного вида в пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на склад готовой продукции.
Продукты труда распадаются на средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления (продовольственные и непродовольственные товары).
Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной номенклатуры и ассортимента.
Номенклатура — это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент — характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.
Объем продукции в стоимостном выражении определяется показателями:
— товарная продукция — это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера);
— валовая продукция — это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы;
— чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений;
— реализованная продукция — это стоимость отпущенной на сторону продукции и оплаченной покупателем в отчетном периоде.
Методы обеспечения качества.
Основными элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются:
ü стандартизация и сертификация продукции;
ü внутренние системы качества;
ü государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества.
Стандартизация— это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли.
Стандартизация охватывает установление:
— единиц измерений, терминов и обозначений;
— требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов;
— единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля;
— требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей;
— единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства и т.п.
Основой стандартизацией являются стандарты и технические условия.
Стандартомназывается нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.
В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения нормативно-технические документы подразделяются на: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты научно-технических и инженерных товариществ, стандарты предприятий (СП), а также международные стандарты (ИСО).
Технические условия— нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам).
Сертификация — это установление соответствия продукции конкретным стандартам (в основном международным — ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача соответствующего документа (сертификата).
Сертификация — важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности, пригодности, соответствия требованиям экологической чистоты.
Внутрипроизводственный технический контроль на предприятии осуществляет отдел технического контроля (ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, формирующие его.
Основными задачами управления качеством продукции на предприятии на современном этапе являются:
— систематическое приведение уровня качества продукции к существующим, зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное воздействие на развитие потребностей;
— обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
— определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию новых видов продукции;
— определение состава целевых программ качества и др.
продолжение
–PAGE_BREAK–