Представление об экономической теории. Ее место в ряду экономических наук

Министерство общего и профессионального
Образования Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Имени С. ОРДЖОНИКИДЗЕ
Кафедра  политическая экономия.
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
Экономическая теория
По теме: Представление о экономической теории.
                 Ее место в рядуэкономических наук.
Выполнила студентка СЛЕПОВА И.П.
Факультет Государственное управление
Группа 1 вечернего отделения
                                                          Руководитель
Москва  1997 год
Содержание
1.  Введение.
2.  Краткоеопределение  экономической теории
–        курс общей экономической теории;
–        предмет общей экономической теории;
–        метод общей экономической теории.
3.  Что представляетсобой экономический закон.
4.  Что изучаетEconomics.
5.  Заключение.
Экономическая теория не есть
 набор уже готовыхрекомендаций,
 применимыхнепосредственно в
 хозяйственнойполитике.
 Она является скорееметодом,
 чем учением,интеллектуальным
 инструментом, техникоймышления,
 помогая тому, ктовладеет ею,
 приходить к правильнымзаключениям.Джон Мейнард Кейнс
Первым поводом к изучению экономической теории являетсято, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех безисключения: какие виды работ нужно выполнять? как они оплачиваются? сколькотоваров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущейинфляции? какова вероятность наступления такого времени, когда человек несможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию,обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определениеэтого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостаткав предложении. Вот некоторые из таких определений:

1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности,связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2. Экономическая теория есть наука об использованиилюдьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товарыпроизводственного назначения, например машины, и технические знания) дляпроизводства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты,дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
3. Экономическая теория есть наука о повседневнойделовой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию ииспользовании этих средств.
4. Экономическая теория есть наука о том, какчеловечество справляется со своими задачами в области потребления ипроизводства.
      5. Экономическая теория естьнаука о богатстве.
Этот перечень достаточно велик сам по себе; однакопроведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человексможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описаниелюбого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало быпредставление начинающему о всех вопросах охватываемым этим предметом,-дело весьма нелегкое. Экономическая теория, несомненно, включает в себя всеэлементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бывойти в более длинный перечень.
Если заставить специалиста выбрать из всех приведенныхвыше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановилсябы на второй.
Экономическая теория есть наука о том, какие из редкихпроизводительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денегили без их участия, избирают для производства различных товаров и распределенияих в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группамиобщества.
Курс Общей Экономической Теории включает в себя изучениеэкономических категорий и явлений присущих общественному производствунезависимо от общественно экономической формации, а также изучает этиэкономические закономерности человеческого общества и общественногопроизводства в общечеловеческом плане.
Жизнь человеческого образа многообразна, сложна изапутана. Она складывается из многочисленных и разнообразных видов деятельностичеловека в производстве материальных благ и оказании услуг, в науке и культуре,в политике и идеологии. Человечество стремится разгадать тайну отношений. Этостремление не стремление к самопознанию, а удовлетворение потребностей врегулировании экономической жизни. А самое главное желание — воздействовать наэкономические процессы в нужных для человека направлениях.
Человечество проявляло всегда большой интерес основамуправления экономическими процессами. Многие важные экономические процессырассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако этиисследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамкахединой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процессрасчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла впериод зарождения капиталистического способа производства и представляла собой наукудля удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма надфеодализмом.

Экономическая Теория призванная изучать и объяснятьпроцессы и явления экономической жизни, а для этого Экономическая Теория должнапроникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути ихиспользования.
Предметом Общей Экономической Теорией являютсяэкономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми впроцессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо отэкономической формации общества.

Метод Общей Экономической Теории — это методдиалектического материализма. Научные познания экономической жизни в отличие отее непосредственного восприятия позволяет, используя научный метод познания илиисследования, проникать вглубь экономических процессов и явлений, раскрывать ихсвязи, выявлять причинно-наследственную связь явлений и раскрывать движущиесилы развития общества. Метод предлагает процесс от созерцания к абстрактномумышлению и от него к практике.
Научной абстракцией — называются обобщенные понятия(деньги, товар, рабочая сила, и т.д.) выработанные людьми путем мышленияотвлеченного от непосредственно конкретного изучения явления, а исходнымпунктом научного познания является объективная реальность. И этой реальностьювыступает экономическая жизнь человеческого общества. Если это объективнаяреальность то она не зависит от воли и сознания человека одновременно с тем,что эта реальность складывается из осознанных поступков и деятельностииндивидов. Необходимыми элементами экономического исследования являются анализи синтез. В процессе анализа мышление от видимого конкретного идет кабстрактному мышлению, расчленяя исследуемые элементы на его простейшие части истороны. В процессе синтеза познаваемые явления исследуются во взаимной связисоставляющих его сторон в движении и противоречии, в результате чегооткрываются пути и формы разрешения противоречий, а следовательно развитияявлений. Имеется еще 2 элемента — качественный и количественный анализ. Это связанос тем что любому экономическому явлению присущи качественная и количественнаяопределенность.
Поступки людей определяются их интересами, и преждевсего их экономическими интересами.
Осознанная деятельность индивидов в экономической жизниобщества создает экономические явления и процессы которые действуют всоответствии с экономическими законами. Поэтому говорится, что экономическаяжизнь общества, включая в себя производство, распределение, обмен ипотребление, подчинена действию объективных экономических законов.
Экономический закон — необходимая существенная,постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов иявлений.
В материальной основе для нормального развитиячеловеческой цивилизации является прогрессивное развитие общественногопроизводства. Для того, чтобы раскрыть закономерность открытия общественногопроизводства, необходимо рассматривать развитое производство, как таковоевообще.
Производство вообще это научная абстракцияпредставляющая собой совокупность всеобщих черт присущих производству, независящих от его специфических форм. Эти всеобщие черты производства даютпредставление об экономических условиях производства жизненных благ необходимыхдля прогресса человечества. В то же время они позволяют определить единое длявсех ступеней развитие цивилизации присущее производству свойство, причемспецифическое свойство. А с другой стороны это позволяет определить то всеобщеечто даст возможность ясно и глубже увидеть и понять существующие различиякоторые разграничивают эти ступени общественного развития. Изучая производствонадо четко понять, что его конечной целью является потребление. И только приусловии нормального свободного потребления производство может быть нормальным.Между производством и потреблением лежит сложная, теоретически противоречиваясвязь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случаеесли есть свободное потребление, так как свободное потребление цель идвижущиеся мотивы производства. Оно определяет объем, структуру и качество общественногопроизводства. Потребление материальных благ не однозначно, следует различатьпроизводительное и личное потребление. Производительное потребление это естьпроцесс производства, где потребляемые средства производства (орудия и предметытруда), а также производственное потребление силы человека, т.е. расход егофизической и духовной силы. Личное потребление оно напротив происходит не напроизводстве, а за его пределами. Личное потребление включает в себяпотребление людьми пищи, одежды, жилища и т.д. В производственном потреблениипродукт создается, а в личном — уничтожается. В производстве потребляютсредства производства, а люди потребляют предметы потребления. Взаимосвязьмежду производством и потреблением взаимно обуславливаются т.е. производствоопределяет потребление, но в то же время потребление определяет и производство.Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создаетимпульс потребления. Производство всегда ведет за собою потребление,определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активновлияет на производство. Прекращается производство вещи ненужной дляпотребления, утратившей свое значение как полезного продукта. В то же времяпотребление каких либо продуктов требует дальнейшего их создания и по мереудовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новыепотребности людей. Связующими звеньями между производством и потреблениемявляются распределение и обмен. Под распределением следует пониматьраспределение произведенных материальных и нематериальных ценностей на принципегосподствующей формы присвоения, т.е. собственности. Таким как присваиваютсяпродукты труда, какая часть из них идет на производительное и личноепотребление, вот эти вопросы составляют содержание процесса распределенияпродуктов в любом общественном производстве. Распределение активно влияет напроизводство, оно может способствовать росту производства и в то же время ономожет тормозить это производство.
Обмен и распределение входят непосредственно в процесс производства,а также составляют его существенные черты, и зависят, также, отнепосредственного производства даже в тех случаях, когда они выходят за егограницы.
Любое общественное производство человеческой цивилизациидля своего осуществления должно иметь определенные условия при которых процесспроизводства мог бы протекать нормально. Этими условиями являются:
1)  отношение человека к природе;
2)  отношения между людьми.
Для осуществления процесса производства необходимы трипростейших момента :
1)  сам труд,
2)  средства труда,
3)   предмет труда.
Труд — целесообразная деятельность человека направленнаяна отделение вещества от природы и приспособления его к потребностям людей.Труд это затрата и расходование рабочей силы человека в процессе созданияматериальных и нематериальных благ.
Рабочая сила — это совокупные физические и духовныеспособности человека которые могут быть направлены на создание материальных инематериальных благ. Для осуществления процесса труда человек создает иупотребляет для производства орудия и средства труда.
Средство труда — это комплекс вещей или вещь с помощьюкоторых человек воздействует на природу.
Предметы труда — это материалы или вещества данныеприродой, которые подвергаются воздействию человека для приспособления их кудовлетворению потребностей людей.
Факторы производства:
1) вещественный или объективный фактор;
2) личный илисубъективный фактор.
Политическая экономия, или политическая наука (Economics), занимается исследованием нормальнойжизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных иобщественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием ииспользованием материальных основ благосостояния.
Следовательно, она, с одной стороны, представляет собойисследование богатства, а с другой — образует часть исследования человека.Человеческий характер формировался в процессе его повседневного труда и полвоздействием создаваемых им в этом процессе материальных ресурсов, причем вгораздо большей степени, чем под влиянием любых других факторов, исключаярелигиозные идеалы; двумя великими силами формировавшими мировую историю, былирелигия и экономика. Иногда на время возобладал пылкий дух военных или людейискусства, но нигде влияние религиозного и экономического факторов неоттеснялось на второй план даже на короткий срок, и почти всегда эти две силыимели большее значение, чем все другие, вместе взятые. Религиозные мотивысильнее экономических, но их непосредственное воздействие редкораспространяется на столь обширную жизненную сферу. Занятие, с помощью которогочеловек зарабатывает себе на жизнь, заполняет его мысли в течение подавляющегобольшинства часов, когда его ум эффективно работает; именно в эти часы егохарактер формируется под влиянием того, как он использует свои способности втруде, такие мысли чувства этот труд в нем порождает и какие складываются унего отношения с товарищами по работе, работодателями или его служащими.
Очень часто воздействие, оказываемое на характерчеловека размером его дохода, едва ли меньше — если вообще меньше, — чемвоздействие, оказываемое самим способом добывания дохода. Для полноты жизнисемьи нет большой разницы, составляет ли ее годовой доход 1 млн. р. или 5 млн.р., но очень велика разница между доходом в 30 млн. р. и в 150 млн. р., ибо при150 млн. р. семья располагает, а при 30 млн. р. не располагает материальнымиусловиями для нормальной жизни. Правда, в религии, семейных привязанностяхи дружбе каждый бедняк может найти приложение для тех своих способностей,которые служат источником высшего счастья. Но условие, сопутствующее крайнейнищете, особенно в перенаселенных районах, могут убить самые лучшие качества.Те, кого называют «отбросами» наших больших городов, располагаюточень малыми возможностями для дружбы; им неведомо приличия и добропорядочность,они почти не знают согласия в семейной жизни; часто и религия не получает к нимдоступа. Нет сомнения, что их физическая, умственная и нравственная ущербностьчастично порождаются и иными причинами, помимо нищеты, но последнее служитглавной причиной.
Кроме «отбросов», существуют много людей как вгороде, так и в деревне, которые вырастают, скудно питаясь и одеваясь, вжилищной тесноте, чье образование прерывается из-за того, что им приходитсярано начинать трудиться ради заработка, которые, следовательно, в течениедолгих часов заняты трудом, изнуряющим их истощенный организм, а поэтомуначисто лишены возможности развивать свои умственные способности. Они необязательно ведут нездоровую или несчастную жизнь. Получая радость в своих привязанностях к богу и человеку и обладая, быть может,некоторой врожденной утонченностью чувств, они могут вести жизнь гораздо менееущербную. Чем жизнь многих, владеющих больших материальным богатством. Но привсем том бедность составляет для них громадное, истинное зло. Даже когда ониздоровы, их утомленность часто равносильна боли, развлечений у них мало; когдаже наступает болезнь, страдания, порождаемые бедностью, удесятеряются. И хотяощущение удовлетворенности может в большей мере примерять их с этимибедствиями, существуют другие беды с которыми оно примерить их не в состоянии.Перегруженные работой и оставшиеся недоучками, изнуренные и изможденные, неимеющие покоя и досуга, они лишены каких бы то ни было шансов полностьюиспользовать свои умственные способности.
Можно было ожидать, что наука, имеющая дело со стольважными для благосостояния человечества вопросами, привлечет к себе вниманиемногих талантливейших мыслителей каждой эпохи и окажется теперь на подступах кполной зрелости. Но в действительности число ученых-экономистов было всегданевелико по сравнению со сложностью проблем, которые этой науке надлежалорешать, и в результате она все еще пребывает почти в младенческом состоянии.Одна из причин того заключается в недооценке воздействия экономической науки надостижение высшего благосостояния человека. В самом деле, наука, предметомизучения которой является богатство, часто представляется многим исследователямна первый взгляд отталкивающей, ибо те, кто больше всего делает для расширенияграниц познания, редко пекутся о приобретении богатства ради него самого.
Но еще одна причина такого отставания кроется в томфакте, что многие из тех условий индустриальной жизни, из тех способовпроизводства, распределения и потребления, которыми занимается современнаяэкономическая наука, возникли лишь в самое последнее время. Правда, изменения вее содержании в некоторых отношениях не столь велики, как изменения в ее форме,причем гораздо больше из современной экономической теории, чем представляетсяна первый взгляд, может быть применено к условиям отсталых народов. Но единствов содержании, скрывающееся за многообразием форм, обнаружить нелегко, аизменения в форме приводили к тому, что во все времена меньше извлекали пользуиз работ своих предшественников чем они могли бы извлечь, если бы такихизменений не было.
Экономические условия современной жизни, несмотря на ихбольшую сложность, во многих отношениях представляются более ясными чем условияпрежних времен. Хозяйственная деятельность более четко отделяется от других видовдеятельности; права индивидуумов по отношению к другим индивидуумам и поотношению к обществу строже определены; и, что важнее всего, освобождение отвласти обычаев и расширение свободы хозяйственной деятельности, постоянное заглядывание вперед и неустанная предприимчивость придалибольшую определенность и большее значение побудительным мотивам, которыерегулируют относительные стоимости различных вещей и различных видов труда.
Часто утверждают, что современные формы индустриальнойжизни отличаются от старых тем, что они более конкурентны.Но такая характеристика не совсем удовлетворительна. Строгое значение понятия«конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человексостязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо. Этот вид состязаниятеперь, несомненно, интенсивнее и шире распространен, чем прежде, однако этолишь второстепенное и, можно даже сказать, случайное следствие коренныхособенностей индустриальной жизни.
Нет какого-либо термина, который надлежащим образомхарактеризовал эти особенности. Они заключаются в том, что возникли известнаясамостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой собственный путь,вера в собственные силы; осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборерешений и суждениях; привычка предвидеть будущее и определять курс действий сучетом дальних целей. Эти факторы могут побуждать и часто побуждают людейконкурировать друг с другом, но, с другой стороны, они могут толкать, а как разв настоящее время они действительно толкают людей в направлении установлениясотрудничества и создания всякого рода объединений — корыстных и бескорыстных.Однако эти тенденции к коллективной собственности и к коллективной деятельностикоренным образом отличаются от аналогичных тенденций в прежние времена, так какони являются не результатом обычая, пассивной склонности к объединению сил сосвоими соседями, а результатом свободного выбора каждым индивидуумом такойлинии поведения, которая — после тщательного обдумывания — представляется емунаиболее подходящей для достижения его собственных целей, будь то корыстных илибескорыстных.
Термин «конкуренция» отдает слишком большимпривкусом зла, он стал подразумевать известную долю эгоизма и безразличия кблагополучию других людей. Правда, в прежних формах производства наблюдалосьменьше сознательного корыстолюбия, чем в современных, но там было и меньшесознательного бескорыстия. Именно трезвый расчет, а не корыстолюбие составляетособенность современной эпохи.
Современная эпоха, несомненно, породила новыевозможности для обмана в торговле. Прогресс знаний открыл новые способыпроизводства подделок, позволил изобрести много новых разновидностейфальсификаций. Производитель теперь намного отдален от конечного потребителя, аза его преступления не следует столь скорая и суровая кара, какая падает наголову обреченного жить и умереть в родной деревне человека, бесчестнообманувшего своего соседа. Возможности для мошенничества теперь, безусловноболее многочисленны, чем прежде, однако нет оснований считать, что людииспользуют большую долю таких возможностей, нежели раньше. Напротив,современные методы торговли включают в себя вошедшие в привычку принципыдоверия, с одной стороны, а с другой — способность противостоять искушениюобманывать, способность не свойственную отсталым народам. Примеры простодушнойправдивости и честности отдельных лиц встречаются при всех социальных условиях,но те, кто пытался создавать хозяйственные предприятия современного типа вотсталой стране, обнаруживали, что они вряд ли могут полагаться на туземное населениепри подборе людей на посты, требующие доверия. Возникает значительно большаянеобходимость в импорте работников для таких работ, которые требуют высокихморальных качеств, чем для работ, требующих высокой квалификации и умственныхспособностей. Обман и мошенничество в торговле были в средние века столь широкораспространены, что просто поражаешься, какие трудности в те времена порождалабезнаказанная преступность.
На всех стадиях цивилизации, в которой укрепилась властьденег, поэты и прозаики с наслаждением живописали прошлый, подлинно«золотой век», пока мир не почувствовал на себе гнет самого что ни наесть материального золота. Их идиллистические картиныбыли прекрасны, будили благородные мысли и намерения, но очень малосоответствовали правде истории. Маленьким общинам с простейшими потребностями,которые щедрая природа с лихвой удовлетворяла, некогда действительно почти неприходилось предаваться заботам о своих материальных нуждах и искушениюкорыстных побуждений. Однако, когда нам удается проникнуть во внутреннюю жизньгустонаселенных стран, живущих уже в наше время в примитивных условиях, мыобнаруживаем больше нужды, больше корысти, больше жестокости, чем можно былозаметить на расстоянии; вместе с тем мы нигде не найдем более широко распространенныйкомфорт, сочетающийся с меньшими страданиями, чем в сегодняшнем западном мире.Не следует клеймить цивилизацию, названием, которое предполагает зло.
Быть может неправомерно распространять такуюхарактеристику на понятие «конкуренция», но фактически онараспространяется на него. В самом деле, когда конкуренция выносится на суд,прежде всего подчеркиваются ее антиобщественные формы, которые столь важны дляподдержания энергии и самодвижения, что прекращение их действия может нарушитьстабильность общественного благосостояния. Торговцы или производители,обнаруживающие, что их конкурент предлагает товары по более низкой цене,которая не принесет им высокую прибыль, возмущаются его вторжением на рынок ижалуются на нанесенный им ущерб, хотя вполне может оказаться, что люди,приобретающие дешевые товары, испытывают большую нужду, чем они сами, и чтоэнергия и изобретательность их соперника представляют собою выигрыш дляобщества. Во многих случаях «регулирование конкуренции» — этовводящий в заблуждение термин, за которым скрывается возникновениепривилегированного класса производителей, часто использующих свою коллективнуюсилу, чтобы воспрепятствовать попыткам способного человека подняться выше выше по общественной лестнице и догнать их. Под предлогом подавленияантиобщественной конкуренции они лишают его возможности составить себе новуюкарьеру, в результате которой услуги, предоставляемые им потребителям товара,окажутся большими чем ущерб, наносимый относительно маленькой группе лицнедовольных его конкуренцией.
Если конкуренции противопоставляется активноесотрудничество в бескорыстной деятельности на всеобщее благо, тогда даже лучшиеформы конкуренции являются относительно дурными, а ее самые жестокие и низкиеформы попросту омерзительными. В мире, где все люди были бы совершеннодобродетельны, конкуренции не было бы места, но то же самое относится и кчастной собственности и ко всем формам частного права. Люди думали бы только освоих обязанностях, и никто не стремился бы получить большую, чем у егососедей, долю жизненных удобств и роскоши. Крупные производители легко могли быпозволить себе переносить чуточку лишений и, следовательно, желать своимсоседям послабее, чтобы они, производя меньше, потребляли больше. Испытываярадость от одного этого сознания, они стали бы трудиться на общее благо со всейприсущей им энергией, изобретательностью и исключительной инициативой. Ичеловечество победоносно продвигалось бы вперед и вперед в своей вечной борьбес природой. Таков этот «золотой век», который могут предвкушать поэтыи мечтатели. Но если трезво подходить к делу, то более чем глупо игнорироватьнесовершенства, все еще свойственные человеческой натуре.
История вообще, история социалистических экспериментов вособенности свидетельствует, что обыкновенные люди редко способны проявлятьчисто идеальный альтруизм в течение сколько-нибудь длительного времени;исключение составляют лишь те случаи, когда неукротимое рвение маленькойгруппки религиозных фанатиков обращает материальные заботы в ничто по сравнениюс высшей верой.
Несомненно, даже и теперь люди в состоянии гораздобольше совершать бескорыстных деяний, чем они обычно совершают, и величайшаязадача экономиста состоит в том, чтобы выявить, каким образом быстрее инаиболее целесообразно привести в действие и использовать на общее благо этоценное качество человека. Однако экономист не должен порицать конкуренциювообще, без всякого анализа; он обязан придерживаться нейтральной позиции вотношении любого ее проявления, пока не убедится в том, что ограничениеконкуренции, учитывая реальные свойства человеческой натуры, не окажется напрактике более антиобщественным, чем сама конкуренция.
Можно сделать вывод, что термин «конкуренция»не вполне пригоден для характеристики специфических черт индустриальной жизнисовременной эпохи. Необходим термин, который не связан с нравственнымисвойствами, будь то добрыми или дурными, а отражает тот бесспорный факт, чтодля торговли и промышленности нашего времени характерны большаясамостоятельность, большая предусмотрительность, более трезвый и свободныйвыбор решений. Не существует единого термина, строго соответствующего даннойцели, но выражение свобода производства и предпринимательства, или, короче,экономическая свобода, указывает правильное направление, и его можноупотреблять за неимением лучшего. Разумеется этот трезвый и свободный выводзаключает в себе возможность некоторого ограничения индивидуальной свободы,когда сотрудничество или объединение сулят наилучший путь достижения цели.
Экономическая наука занимается изучением того, как людисуществуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Нопредметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы,которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человекав хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдаетхозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в другихобластях, он подвержен влиянию личных привязанностей,представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способныеизобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машинпосвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духомсоревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивымстимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нееплату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Оназатем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородныеили низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонностьчеловеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенноеколичество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самыхустойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далекоопередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзяприравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянноменяющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.
Экономическая теория вовсе не утверждает, что люди — эгоисты, или что они чересчур материалистичны, с ограниченным кругозором,интересуются только деньгами и не чувствительны ко всему остальному. Ничегоэтого не предполагается, когда мы говорим, что люди стремятся к возможнобольшей чистой пользе. В действительности все зависит от того, как они самипонимают свои интересы. Некоторые испытывают огромное удовлетворение, помогаядругим. Есть, к сожалению, и такие — вероятно, их немного — которые получаютудовлетворение, вредя своим ближним. Кто-то наслаждается видом цветущих роз.Другие с охотой пустились бы в спекуляцию городской недвижимостью.
Ноесли все люди такие разные, то каким же образом, исходя из одной толькопредпосылки о стремлении каждого удовлетворить с