НижегородскаяДуховная Семинария
Реферат
на тему: «Предысторияпоявлениятолерантных
указовязыческихимператоровкасательнохристиан »
Выполнила:
студентка 313гр.
Тарасова О.В.
Преподаватель:
Арефьев М.А.
Нижний Новгород
2003 год
ПЛАН
Введение
Социальное и религиозное положение в Римской империи
2. Возникновениехристианстваи первые христианскиеобщины
2.1Отношениек первым христианам языческойимперии
3. ИмператорКонстантини его вклад висторию христианства
Заключение
Списоклитературы
Введение
Проблемывозникновенияи ранней историихристианстваимеют большоезначение дляпознания социальнойроли христианскойрелигии и церквине только удревних, но иу современныхнародов.
О происхождениихристианстванаписано огромное, по существунеобъятноеколичествокниг, статейи других публикаций.На этом поприщетрудились ихристианскиеавторы, ифилософы-просветители, и представителибиблейскойкритики, иавторы-атеисты.Это и понятно, поскольку речьидет об историческомфеномене — христианстве, создавшеммногочисленныецеркви, имеющеммиллионыпоследователей, занимавшеми до сих порзанимающембольшое местов мире, в идейной, экономическойи политическойжизни народови государств.
Христианство– (Christos – помазанник, греч.) одна изтак называемыхмировых религий(наряду с буддизмоми исламом).Христианствораспространеннов странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результатеактивноймиссионерской деятельности– в Африке, наБлижнем Востокеи в ряде районовДальнего Востока.Точные данныео численностипоследователейХристианстваотсутствуют.Главные идеиХристианства: искупительнаямиссия ИисусаХриста, предстоящеевторое пришествиеХриста, страшныйсуд, небесноевоздаяние иустановлениецарства небесного. Но каковы жебыли первопричиныдля такого огромногоколичествапоследователей, эту первопричинумы можем понять, исследуя социальнуюсреду и духовныйклимат людей, в котором жилипервые христиане.И наблюдая, жертвенностьи откровенияхристианскимидеалам мыможем понять психология тех людей, которыепроповедовали новое учение.Данный фактнам еще болеепонятен, учитываяжалкое и ничтожноесостояние техлюдей жившихв эпоху древнегоРима. Ощущениелюдей в безысходности в самых разныхслоях населенияимперии, но, прежде всего, конечно, этоощущение былораспространенов социальныхнизах государства. Христианствопоявилось впериод, когдаогромную империюраздиралиглубочайшиесоциально-политическиеантагонизмы, как движениеугнетенных: оно выступалосначала какрелигия рабови вольноотпущенников, бедняков ибесправных, покоренныхи рассеянныхРимом народов. Однако “вовсех классахдолжно бытьизвестноеколичестволюдей, которые, отчаявшисьв материальномосвобождении, искали быосвобождениядуховного,утешения всознании, котороеспасло бы ихот полногоотчаяния”. Помере усилениясостоянияматериальногоусиливалосьбуквальнобегство из миравнешнего в мирвнутренний.Возникнув, христианствовступило врезкое противоречиесо всеми существовавшимидо тех пор религиями.Оно становитсяпервой возможноймировой религией.Почему? И, Каковоже было отношениек христианамвнешнего мира, того мира, которыйони не принимали? Как менялосьэто отношениеи со сторонывластей, и состороны основноймассы населенияимперии, котораяпродолжалапридерживатьсясвоих традиционныхвзглядов?
Социальное и религиозное положение в Римской империи
В древнихобществах, гдеизмененияпроисходилимедленно, гдесоциальноеположениечеловека было, как правилаопределенносо дня рождения, а его действия, помимо личнойволи, диктовалисьсистемой связис другими людьми(сородичами, сообщниками, а также людьмистоящими вышеили ниже посоциальнойлестнице), людиполагалисьна извечную«заданность»миропорядка, на свое местов коллективе, унаследованногоот предков.Когда же традиционныесвязи начинаютразрушаться, когда теряетсяуверенностьв завтрашнемдне, когда судьбылюдей начинаютзависеть отприхоти полководцевили правителей, человек ощущаетсебя обособленным, затерянным, в непонятном ему и враждебноммире. В этихусловиях длянего выдвигаетсяна первый планвопросы о смыслежизни, о причинахудач и неудач, о справедливостиили несправедливостивсего миропорядка, о способахспасения, избавленияот страданийи смерти. В Iвеке в Римскойимперии распространилосьучение киников(зародившеесяв Греции). Киникибыли бродячимифилософами, проповедовавшиеотказ от материальныхблаг. Этикакиников ихпроповедьоказало существенноевлияние назарождающеесяхристианство.Но философия I века немогла предложитьпуть к спасению, который былбы доступны, понятным иобнадеживающим.Гораздо болееважную рольв социально-психологическойситуации первыхвеков нашейэры игралирелигиозныеверования, прежде всеговера в могущественныхи милосердныхбогов, которыемогли бы спастисвоих почитателей.Однако уже вэто время вгородах Греции, Италии, МалойАзии авторитетдревних античныхбожеств падал, происходилкризис полиснойрелигии, и многиепричины содействовалиэтому. Религия, принадлежавшаягороду-государству, падала вместес ним: философияубила в глазахобразованных, а индивидуализмв глазах – вглазах простыхлюдей. ТарнВ. Эллинистическаяцивилизация.М.,1949, с 306
Кризис античнойрелигии связывалсяи в появлениив городах официальныхкультов органоввласти. В качествебожеств почиталисьи персонифицированные Честь, Добродетель, Мудрость… Имтоже ставилистатуи. И всеже существованиеподобных божествне могло удовлетворить потребностьобщества вэтическихценностях. Неспособна былаудовлетворитьрелигиозныезапросы эпохии традиционнаяримская религия. Наряду с упадкомсобственныхримских верований, распространялосьпочитанияразличныхчужеземныхбогов (например, египетскойИсиды). Большоераспространениев Италии, как, впрочем, и повсей империи, получили колдовство, связанноепоклонениеподземным богамособенно (Гекате), магия вера впредсказания.
Место античных божеств в верованияхжителей империиначали заниматьдревние восточныеумирающие ивоскресающиебожества, такие, как египетскийОсирис илифригийскийАттис. Еще в I веке до н.э. вМалой Азиипоявляютсяобщины почитателейиранского богаМитры, которыйвыступал вверованияхрубежа нашейэры борцомпротив сил зла, богом- спасителем.Из Греческихбожеств особопочиталсядревний богвиноградстваДионис, чейкульт на рубеженашей эры перетерпелсущественнойизменение, — главное содержаниямифа о Дионисестановитсяотождествлениеего с Загрием, сыном Зевса, который былрастерзантитанами, нозатем зановорожден. С этимкультом былисвязаны религиозныесоюзы орфиков. Орфики считали, что душа человекаможет достичьмира вечногоблаженстваи бессмертия, если этот человекбудет исполнятьзаветы орфиков(аскетизм, презрениек плоти) и совершатьмагическиеобряды. Многиеидеи, родившиесяв общинах митраистов, или орфиков, оказали затемвлияние нахристианство, но замкнутостьэтих общин, сложность ихучений не моглипривлечь к нимбольшого числапоследователей.Люди жаждаливерить не просто, во всемогущихбогов. Они тянулиськ таким богам, которые «слышали»бы их и «понимали».РелигиозныеверованияРанней империихарактеризуетстремленияверить в боговне только«внемлющих», но и справедливых. Еще в I векедо н.э. в римскойпровинции Азияв городе Филадельфиябыл созданрелигиозныйсоюз, посвященныйЗевсу и местнойбогине-матери.В союз могливступать все– свободные, рабы, мужчиныи женщины. Вэтом объединениипроявилосьстремлениек общечеловеческойобщности, кнравственнойжизни, противопоставляемойжизни реальной, где господствовалобман, злодеянияковарство.Ощущение родствапроникает ив некоторыеофициальныегородскиекульты. Однакоэто ощущениесосуществовалосо стремлениемжить замкнутымигруппами, создаватьнебольшиесоюзы, каждыйиз которыхпочитал своегобога-покровителя, проводить времядруг с другоми помогать, прежде всего, друг другу. Религиозныхи профессиональныхсоюзов быломножество, особенно ввосточной частиимперии и объединялиони десяток-другойлюдей. Эти союзызаменяли ихчленам разрушавшуюсяобщинную игражданскуюобщность. Ноони не давалинадежды наспасения, аскорее способствовалиуходу от трудностейжизни. И выходиз сложившейся ситуации нашелся, этот выход ибыл христианство. Ведь в эпоху языческогомира считали, что ненормальнообщее положение при упадкерелигии инравственности.Выйти из этогобезрадостногоположения, помнению лучшихумов древности, само человечествобыло бессильно.Для этого –утверждалиони – нужнабыла сверхъестественнаяБожественнаяпомощь. Подобныеубеждения ещес большой силой утверждалисьсреди язычников, когда междуними сталираспространятьсяверования вМессию. Идеяо Мессии какизбавителиот всяких золи Установителилучших порядковжизни былаособеннопривлекательнадля страждущих и угнетенных, которые такмного было вязыческом мире.Можно сказать, что в последниегоды пред РождествомХристовыможидания Мессиистало всеобщим.Поэтому, когдаБожественныйспаситель родачеловеческогоявился и основалдля спасенияистинную Церковь, те из иудееви язычников, которые ожидалиЕго и увиделив нем истинногоМессию, первыминачали вступатьв Его Церковь. Таким образом, безотрадноесостояниеполитическойи религиозно-нравственнойжизни народовдохристианскоговремени послужилона пользу Церкви.Оно побуждаломногих искатьрелигиозногоистинногознания и успокоенияот всех бедствийв христианстве.
2. Возникновениехристианстваи первые христианскиеобщины
Главныеидеи Христианства: искупительнаямиссия ИисусаХриста, предстоящеевторое пришествиеХриста, страшныйсуд, небесноевоздаяние иустановлениецарства небесного.Так что же такоеХристианство.Если говоритьсовсем коротко, это религияв основе которойлежит вера вто, что две тысячилет назад Богпришел в мир.Он родился, получил имяИисус, жил вИудее, проповедовал, страдал и умерна кресте, какчеловек. Егосмерть и последующеевоскрешениеиз мертвыхизменило судьбувсего человечества.Его проповедьположила началоновой, европейскойцивилизации.Для христианже главнымчудом было неслово Иисуса, а Он Сам. Главнымдело Иисусабыло его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.Христиане верятв то, что мирсоздан единымпредвечнымБогом, и созданбез зла.
В основе догматикии богослуженияХристианства– Библия, илиСвященноеписание. Опытпророков иудейскогонарода, общавшихсяс Богом, и опытлюдей, знавшихХриста в Егоземной жизни, составилиБиблию. Библия-это не изложениевероученияи не историячеловечества.Библия- эторассказ о том, как Бог искалчеловека.
Не маловажнуюроль в распространениихристианскоговероученияв Римской империисыграла иудейскаядиаспора (рассеяния).На протяжениипочти всейдревней истории, Палестина была зависимойтерриторией.Она переходилаот одного завоевателяк другому. Притеснениясо стороныиноземныхзавоевателей, внутренняяборьба междуразличнымиклассами иполитическимигруппировками, бедность палестинскойэкономикиприводила кпостоянномуоттоку населения; многие переселялисьрасположенные сравнительнонедалеко болеебогатые городапереднеазиатскихстран, вошедшиезатем в составРимской империи.Поэтому христианскиепроповедники, пришедшие изПалестиныпервоначально, обращалиськ иудеям, а люди, ощущавшие своюсвязь с Палестиной, жадно прислушивалиськ проповедникам. Постоянноеобщение с населениемтех мест, в которомони жили, немогло не наложитьотпечатка наих мировоззрениеи психологию.Многие иудеистали говоритьтолько по-гречески.Анализ новозаветныхи ранних апокрифическихпроизведенийпозволяетсудить об этническоми социальномсоставе христианскихобщин второйполовины Iвека, они показывают, что в первыххристианскихобщинах преобладалигреки и эллинизированныеиудеи. Однакосудить об этническомсоставе первыххристианскихгрупп толькопо именам, упомянутымв Деяниях апостоловили посланияхПавла, конечно, нельзя. Там упомянутыглавным образомлюди, связанныес окружениемПавла, которыев основномориентировалисьна проповедьсреди не иудеев.По-видимому, первые христианскиепроповедникиограничивалисьв своей деятельностигородом и егоокрестностями, так как жителиполисов былиболее образованныи первоначальночаще всего, христианамистановилисьлюди являющеесяне уроженцами, так сказатьлюди «пришедшие», что служилоодной из причинотрицательногоотношения кним. Большинствохристианскихобщин, возникшихв городах восточныхпровинций, былибедны. Правда, не следуетдумать, чтосреди христианI века совсемне было болееили менее зажиточныхлюдей. Бедностьпервых христианскихобщин обуславливаласьеще тем фактором, что их ряды впервую очередьсостояли изсоциальныхнизов. Их дверибыли открытыдля всех «страждущих»независимоот причин, вызвавшихстрадание: ирабов и презираемыхсборщиковналогов, и блудници больных икалек. Однимиз элементовантичной культурыявлялось восхищениекрасотойчеловеческоготела, а физическоеуродство вантичном обществевызывало брезгливостьи презрение.Идея же равенствав христианствеуравнивалоих всех передбогом. И вероятно, первыми христианамииз высших слоевобщества былиженщины, поскольку они острее, чем их отцы имужья, должныбыли чувствоватьнеприемлемостьпрежней системыдуховных иэтическихценностей.Однако с концаI – началоII века притокк христианамлюдей из среднихи даже высшихслоев обществапостепенноувеличивается.Приход к христианствутаких людейбыл следствиемуглубляющегосядуховногокризиса, ощущение, что и эта привилегияв условиях уже, по существу, сложившиесяко II векуцентрализованнойбюрократическойимперии малочто значило… Распространениюхристианствав разных группахнаселенияспособствовалаи самый характерэтого религиозногоучения, и формыорганизациихристиан. Еслине считатьПалестины иСирии, наиболеевнушительныхуспехов новаярелигия добиласьв городах МалойАзии, Балтийскогополуостроваи Италии — тамвозниклисамостоятельныеобщины последователейИисуса Христа, уже отделившиесяот местныхсинагог. Почтивсе населениенекоторыхмалоазиатскихпровинцийобратилосьв христианство.
Предание, подтверждаемоеновейшимиисследованиями, сообщает обуспешной проповедиапостола Петрав Малой Азии, а позже- в Египтеи Риме. Егоближайшимисподвижникоми продолжателеммиссии в Египтебыл святойапостол и евангелистМарк. Дело своихсобратьев-апостоловв Малой Азиипродолжил св.Иоанн Богослов.Центром егопроповеди сталгород Эфес, откуда он такжеруководилжизнью христианскихобщин в малоазиатскихгородах Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфиии Лаодикии.Предание сообщаети о проповедническихтрудах другихапостолов. Так, Матфей послепроповедив Иудее, Сириии Персии мученическиокончил своюжизнь в Эфиопии.Мученическуюкончину принялипосле проповедив Армении апостолыВарфоломейи Иуда Фаддей.В землях к северуот Малой Азиипроповедовалапостол Андрей, который, попреданию, дошелдо Днепра доместа, где позжевырос Киев.Согласно преданию, апостол Филипппроповедовалво Фригии, Фома– в Индии, ИаковАлфеев – в Сириии Египте, св.апостол СимонЗилот – на Кавказе, на территориинынешней Абхазии.Распространениехристианствапродолжилиближайшиеученики и преемникиапостолов, которые ещепри жизни своихучителей сопровождалиих в миссионерскихпутешествиях.
Несмотряна преследования, христианствобыстро распространялось.Ведь Римскаяимперия, жестокаягонительницахристиан, объединяламножествонародов в односообщество, что значительнооблегчалопроповедьЕвангелие впределахгреко-римскогомира. Средиземноморьетакже благоприятствовалораспространениюхристианства.Уже во 2 в. онобыло принесенов Галлию ученикамиПоликарпаСмирнского.
УчениеХристовораспространялосьсначала навостоке, средиевреев и греков, в странах греческойречи. Евангелиябыли написанына греческомязыке. В первыеполторасталет в Риме изападной частиимперии быломало последователейхристианства.Греки принималихристианствоскорее, потомучто они былимягче нравамии образованнее.Христианскоеучение не делалоразличия междулюдьми по ихпроисхождению.Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, нисвободного, ни раба, а все- одно во Христе.
Христианесоставлялисначала небольшиедружескиеобщества. Членыэтих обществсходились намолитву и общуюбеседу, обыкновенновечером, в памятьТайной вечериХристовой.Происходилабратская трапеза, во время которойпричащались.Потом сталипереноситьпричащениена следующееза трапезойутро.
Трапезысоставлялисьна общие взносы, к своему взносумногие прибавлялидары в пользубедных, милостынейи благотворительнымделом они хотелиочистить душусвою. Бедныхназывали“драгоценнымисокровищамицеркви”. Святымделом считалосьу христиан иосвобождениераба. “Рабавыкупить — значитдушу спасти”.Христианскийепископ Киприанучил: “В плененныхбратьях выдолжны видетьХриста и выкупать, Того, Кто насвыкупил отсмерти, вы должнывырвать изрук варваровТого, кто насвырвал у диавола”.Христианепраздновалитри дня в неделе: среду, пятницуи воскресенье, в память о плененииХриста, мученичествеЕго и воскресении.В праздникиони не украшалидверей и улиццветами, неводили хороводов, и это бросалосьв глаза окружающим.
К серединеI в. в христианствеотчетливовыявилосьмножестворазличныхнаправлений, которые велигорячие спорыдруг с другоми внешнимиидейнымиконкурентами.Раннехристианскиеобщины не зналидогматики икульта позднейшегохристианства.Общины не имелиспециальныхмест для проведениябогослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общимдля всех общини группировок,- это вера вдобровольнуюискупительнуюжертву, принесеннуюраз и навсегдаза грехи всехлюдей посредникоммежду Богоми человеком.
По мерероста христианскогокосмополитизмаи формированияосновныхдогматическихпредставленийусилился процессотхода от иудаизмаи разрыва сним. К концу I- началу II в., вособенностипосле пораженияеврейскихвосстанийпротив Римаи обособленияИудейства, этотразрыв, очевидно, оформилсяокончательно.
Изменениесоциальногосостава общинопределилои эволюцию ихсоциальнойнаправленности.Наблюдаетсявсе большийотход от прежнихдемократическихтенденций, всенастойчивеестановитсястремлениек союзу с императорскойвластью.
Императорскаявласть, в своюочередь, ощущалаострую необходимостьдополнитьмировую империюмировой религией.Попытки превратитьв таковую однуиз национальныхрелигий, в частностиримскую, успехане имели. Нужнабыла новаярелигия, понятнаявсем народамимперии. Междухристианамибыли люди строгогообычая, которыесчитали невозможнымвходить в какое-либообщение споклонникамибогов. Они говорили, что надо избегатьтеатра и игр, потому чтоэто — дело дьявола, пышностьидолослужения.Христианинне должен бытьскульптором, потому что емупридется изображатьбогов, не должендержать школы, потому чтопридется объяснятьмифы о богах.Ему нельзя бытьсолдатом, потомучто знаменаосвящены нечестивымиобрядами. Нельзязанимать какую-либодолжность, потому чтоиначе пришлосьбы совершатьперед народомжертву, присягатьперед статуейимператораи т.д.
Когдахристиане-ревнителигромко отказывалисьот жертв, отпоклона передизображениемимператора, их брали подстражу и осуждалина казнь. Иногданародная толпапод впечатлениемкакой-нибудьбеды, напримерземлетрясения, обрушиваласьна христиан, избивала их.Народ готовбыл видетьпричину несчастьяв “безбожии”христиан, втом, что христиане, отрицая богов, навлекли гневна всех.
Былые гоненияхристианстваримским государствомв начале VI в.сменилисьактивной поддержкойэтой новойрелигии. ИмператорКонстантин(ок. 285-337) своим эдиктомот 324 г. положилначало превращениюхристианствав государственнуюрелигию Римскойимперии. Черезгод, в 325г., под егопредседательствомсобрался в г.Никее первыйвселенскийсобор христианскихцерквей, сыгравшийважную рольв утверждениихристианскоговероучения.
Уже во 2 в.великий христианскийписатель св.мученик ИустинФилософ моготметить, что“нет уже болеенарода в мире, среди которогоне возносилибы хвалы Отцуи Создателювсяческихблаг во имяИисуса Христа”
–PAGE_BREAK–
2.1Отношениек первым христианам языческойимперии
Появлениев городахвосточныхпровинцияхимперии новыхрелигиозныхгрупп былозамечено довольнопоздно. Христианпервоначальноотождествлялис иудеями, а ихспоры с иудейскимиортодоксамивоспринимались, как очередныеконфликтывнутри иудаизма.Власти на местахобращали вниманияна христиантолько тогда, когда христианскиепроповеди илиспоры с иудеямимогли повлечьза собой общественныебеспорядки.Враждебностьже местногонаселенияразных провинцийк христианам определялосьне сущностьюих учения, а ихположениемчужаков, отрицавшихтрадиционныекульты и верования. Как толькоЦерковь началараспространяться, то появилисьу нее враги влице евреев, которые неповерили вИисуса Христа.Первые христианебыли евреи, которые пошлиза ИисусомХристом. Еврейскиеначальникивраждебноотносилиськ Господу. Всамом началебыл распятГосподь ИисусХристос. Потомкогда началараспространятьсяпроповедьапостолов, тоначались гоненияна апостолови на другиххристиан. Евреиникак не моглипримиритьсяс властью римляни поэтому римлянне любили. Римскиепрокураторыочень жестокопоступали сиудеями, притеснялиих налогамии оскорблялиих религиозноечувство. В 67-омгоду началосьвосстаниеевреев противримлян. Онисмогли освободитьИерусалим отримлян, но тольковременно. Большаячасть христианвоспользовалисьсвободою выхода, и ушли в городПеллу. В 70-м годуримляне привелиновые войска, которые оченьжестоко поддавиливосставших.После 65 лет евреиснова воссталипротив римлян.На этот разИерусалим былполностьюразрушен и былоприказанопройти плугомпо улицам взнак того чтоздесь большене город, а поле.Евреи, которыеостались вживых, бежалив другие страны.Позднее наразвалинахИерусалимавырос небольшойгород «ЭлияКапитолина».Падение иудееви Иерусалимаимеет то значение, что большиегонения нахристиан состороны евреевпрекратились.Когда кончилисьгонения наЦерковь состороны иудеев, начались страшныегонения отязычников вримской империи.Эти гоненияпродолжалисьдва с половинойвека. Главнаяи более общаяпричина гоненийна христиансо стороныязычников — этосовершеннаяпротивоположностьхристианскогоучения обычаям, нравам и воззрениямязычества.Язычники терпеливсякую веру, лишь бы она немешала им житьпо прежнему.Христианскаяже вера во всемменяла весьобраз жизни:
1.Вместо эгоизма- проповедовалалюбовь,
2. Наместо гордостиставила смирение;
3. Вместо роскоши, доходившейв римской империидо страшныхразмеров, училавоздержаниюи посту,
4. искореняламногоженство,
5. возвысилазначение рабов,
6. призывалабогатых к милосердиюи благотворительности.
Историю гоненийна христианв первые тривека можноразделить натри периода:
1. Правительстворимское в течениевсего первоговека не обращаетособое вниманияна распространениехристианства.Если христианеподвергаютсягонениям, тоэто из-за личныхпобужденийсо стороныимператоров, а не из-за законов.
2. В начале второговека воздвигаютсяна христиангонения изпобужденийправительственных.Эти гонениядолгое времяимеют характерслучайный изависят отпроизволаправителей, от воззренийи характераправителей.
3. С половинытретьего векагонения принимаютболее напряженныйи ожесточенныйхарактер.Христианствопреследуется, как враждебнаяимперии секта, с целью совершенногоискоренения.
Первый периодгонений. Первыйпериод гоненийбыл при императореНероне и Домициане.Нерон обвинилхристиан вподжоге Рима.Годы 64-ый до 68-гобыли страшныедля христиан: их распиналина крестах, отдавали насъеденье дикимзверям, зашивалив мешки, которыеобливали смолойи зажигали вовремя народныхгуляний.
Второй периодгонений. Вовторой периоднаиболее сильныегонения былиот императоровТраяна, МаркаАврелия и СепримияСевера. ИмператорТраян (98-117) строгозапретилсуществованиетайных обществ, которые имелисвои собственныезаконы, кромеобщих государственных.В его время, христиан неразыскивали, но если кто былобвинен судебнойвластью впринадлежностик христианству, то его казнили.Император МаркАврелий (161-180) ненавиделхристиан. Принем христианначали разыскивать; введена быласистема пытоки истязаний, чтобы вынудитьот них отречениеот веры. Христианизгоняли издомов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения.Никогда в прежниегонения не былостолько мучеников, как в это время.Бывало так, чтотела замученныххристиан лежалимассами наулицах города.
Третий периодгонений. В третийпериод гоненийособенно ожесточенныегонения былиот императоровДекия и Диоклитиана.Император Декий(249-251 гг.) был грубыйи жестокий ирешил уничтожитьхристианство.К счастью этоужасное гонениепродолжалоськороткое время.ИмператорДиоклитиан(284-305 гг.) издал четыреэдикта противхристиан, одиндругого жесточе, с целью истребитьхристианство.
1эдикт: Богослужебныесобрания христианзапрещаются;
Христианскиехрамы разрушаются;
Списки Священногописания отбираютсяи сжигаются;
Христианелишаются своегоимущества игражданскихправ;
Христиане, рабы навсегдатеряют возможностьосвобождения;
Во время суда, христиан можнопытать и непринимаютсясо стороны ихникакие жалобы.
2 эдикт: Вседуховные лицазаключаютсяв тюрьму, какполитическиепреступники.
3 эдикт: От всехзаключенныхв темницу христиантребовать, чтобы они принеслижертву идолам; Кто принесет, тех освободитьот заключения, а кто откажется, тех мучитьжестокимипытками.
4 эдикт: Все христиане, абсолютно все, осуждаютсяна пытки и мучения, с целью принудитьих к отречениюот христианства.Пущены быливход всевозможныепытки и казни, и не задумывалисьни перед какоюжестокостью.Назначен былсрок для существованияхристианства(языческийпраздник Терминалий23 февраля 303 г). Насамом рассветеэтого дня отрядвоинов окружилникомидийскийхрам: дверихрама быливыломлены, священные книгибыли сожжены, драгоценностиразграблены, и весь храмразрушен дооснования.После этогоначались такиеужасы, которыхневозможноизобразить.Свирепостьмучителейдоходила дотакой степени, что изувеченныхлечили, чтобыснова мучить; мучили иногдаот десяти доста человекв день, без различияпола и возраста.
Гоненияна Церковь нетолько не уничтожилиее, а наоборотпомогали еераспространению.Это происходилопо несколькимпричинам:
1. Так как святыемученики имученицы сбольшой твердостьюпереносилистраданья. Наместо пострадавшихявлялись новыеисповедники.
2. Бежавшиехристианеприносили ссобой свою веруи насаждалиее в новом местежительства.
3. Гонениядержали верующихна страже верыи Церкви. Онипребывали всильной вере, бодрости ивзаимной любви.Таким образом, Церковь очищаласьот людей слабыхи недостойныхбыть ее членами.Последняяборьба язычествас христианствомбыла во времяимператораЮлиана. ИмператорЮлиан был племянникомКонстантинаВеликого иотличалсяненавистьюк христианам.Несмотря невсе меры принятыеимператоромКонстантином, язычество ещебыло сильнов Римской империи.Император Юлиансперва простопритеснялхристиан ипоощрял язычество.Потом постепенноперешел к открытомунасилию. Христианес ужасом ожидаливозвращениявремен Нерона, Декия и Диоклитиана.Однако Юлианне смог восстановитьязычество. Онбыл убит в сражениис персами, ипосле его смертигонения нахристианпрекратились.ПреемникиЮлиана продолжализаботитьсяоб утверждениихристианстваво всей Римскойимперии. Созидалисьновые христианскиехрамы, а языческиеразрушались.Идолослужениестало уголовнымпреступлением.
3.ИмператорКонстантини его вклад висторию христианства
ИмператорКонстантинВеликий былсыном КонстанцияХлора, управлявшегозападной частьюРимской империи(Галлией и Британией)и святой равноапостольнойЕлены. По желаниюимператораДиоклетианаон в юных годах(18-летним) былвзят от родителейв качествезаложника ижил при дворев Никомидии.Когда Диоклетианотказался отпрестола, Константинвозвратилсяв Галлию и в306 году (послесмерти императораКонстанция)был провозглашенимператором.
К принятиюхристианстваон был расположенсвоей матерью.Отец его, хотябыл язычником, но покровительствовалхристианам, видя, что христиане- верные слугии честные граждане.При дворе Диоклетианав то время, когдаон еще не преследовалЦерковь, былихристиане наразных должностях, и Константинимел многослучаев удостоверитьсяв их честностии преданностидолгу. Затемон видел ужасыгонения инеобыкновеннуютвердостьисповедниковХристовых, иэто такжепредрасположилоего в их пользу.ВпоследствииКонстантинсам признавался, что пребываниепри дворе Диоклетианамного содействовалоего обращениюв христианство:«Я отчуждалсяот бывших доселеправителей, говорил он, потому чтовидел дикостьих нравов».
По своему характерудеятельный, воинственный, всем доступныйи щедрый, дальновидныйи проницательный, Константинявляет чертымирового гения, и не напраснобыл избранПромысломБожиим длясовершениявеличайшегопереворотав империи и вовсем мире.
ИмператорКонстантинв свое царствованиеборолся в особенностис тремя врагами, и во время этойборьбы постепенно, но решительносклонился кпринятию святойверы.
В 308 году он счастливовышел из борьбыс императоромМаксимианомГеркулом ипоспешил выразитьсвою благодарностьбожеству богатымижертвами вхраме Аполлона.В этом обнаружиласьгосподствующаячерта в характереКонстантина: хотя он оставалсяеще язычником, но был человекомнабожным ипричину своихуспехов относилк помощи свыше.
В 312 году возниклановая войнаимператораКонстантинас кесарем Максентием, сыном Максимиана.Во время этойвойны незадолгодо решительнойбитвы в полуденныечасы, когдасолнце уженачало склонятьсяк Западу, Константинсобственнымиглазами увиделна небе светящийсякрест с надписью:«Сим (этим) побеждай»(по-греческиНИКА). Ночью всновиденииГосподь явилсяему с тем жезнамениемкреста и сказал, что этим знамениемон победитврага. На следующийдень по приказуКонстантинана всех знаменияхего войска былисделаны изображениясвятого креста.
Одержав победунад Максентием, Константинторжественновошел в Рим издесь на площадивелел поставитьсвою статуюс крестом вправой рукеи с надписью:«Этим спасательнымзнаменем я спасгород от игатирана». Послеэтой победыимператорКонстантинвместе со своимзятем Ликиниемиздал в Миланепервый манифест, дозволяющийвсем без боязниприниматьхристианство.Вторым манифестом, подписаннымим же в 313 г., предписывалосьвозвратитьхристианамместа богослужебныхсобраний и всенедвижимоеимущество, отнятое вовремя гонений.
Между тем дружескиеотношенияимператоровКонстантинаи Ликиния мало-помалурасстраивалисьи перешли воткрытую борьбу.Эта борьбадолжна быларешить судьбухристианствав Римской империи, потому чтоЛикиний, подозреваявосточныххристиан вбольшей привязанностик Константину, стал сначалапритеснятьих, а потом перешелоткрытомугонению на них, а Константинявно покровительствовалхристианам.Оба императораготовилиськ решительнойборьбе, каждыйсообразно сосвоей верой.Оракулы предвещалипобеду Ликинию, а христианемолились заКонстантина.Бог даровалпобеду Константинув битве приАдрианополе(322 г.). Ликинийлишился престолаи жизни. Константинсделалсяединодержавнымправителемимперии, ихристианствовосторжествовало.
ИмператорКонстантинвсю свою жизньпосвятил благуЦеркви и сделалстолько добраей, что заслужилнаименованиеравноапостольного.С его временигосударственныеучреждения, законы, военнаяслужба сталиориентироватьсяна требования, которые заключаютсяв христианстве.
Можно указать, следующие мерыи действияимператораКонстантинав пользу христианства, кроме упомянутыхэдиктов, — в порядкевремени: онпрекратилязыческие игры(314 г.), освободилдуховенствоот гражданскихповинностейи церковныеземли от общихналогов (313-315 гг.), отменил казньчерез распятиеи издал строгийзакон противиудеев, восстававшихна Церковь (315г.), дозволилосвобождатьрабов при церквахбез особыхформальностей, которые былиочень затруднительныв гражданскихсудах (316 г.), запретилчастным лицамприноситьжертвы идолами обращатьсяк гаданиям усебя на дому, оставив этоправило толькообществу (319 г.), повелел по всейимперии праздноватьвоскресныйдень (321 г.), в ограждениехристианскихдевственницотменил бывшиеу римлян законыпротив безбрачия; предоставилЦеркви правополучать имуществапо завещаниям, допустил христианк занятию высшихгосударственныхдолжностей, приказал строитьхристианскиехрамы и запретилвносить в нихпо обычаю языческихкапищ, императорскиестатуи и изображения(325 г.).
Более всегоимператорКонстантинвстречал себепротиводействияв Риме, где сильнабыла языческаяпартия. Этопротиводействиеязычниковобнаружилосьв особенностиво время празднованияКонстантином20-летия царствованияи охладило егок прежней столицегосударства.Наконец онсовершеннооставил Рим, основал новуюхристианскуюстолицу наберегах Босфораи пригласилхристианскихепископовторжественноосвятить ее, назвав Константинополем.Вместо языческихкапищ в этойновой столицеимперии сталивоздвигатьхристианскиехрамы, и вместостатуй языческихбогов — священныеизображения.
ИмператорКонстантинс живым вниманиемотносился кволнениям, которые возбуждалив Церкви расколдонатистови особенноересь Ария, ивсячески старалсяпримиритьразделенных.Одна из величайшихзаслуг Константина- созыв I Вселенскогособора в городеНикее в 325 г.
Всей душойпреданныйЦеркви, Константин, однако, по обычаютого времени, до последнихдней жизниотлагал принятиекрещения. Когдаже почувствовалприближениесмерти, то сблагоговениемпринял этовеликое таинствои мирно скончалсяво время молитвы21 мая 337 г. Историяприсвоила емуимя Великого.Церковь завеликие заслугиименует егоравноапостольным.
Государственнаяидея КонстантинаВеликого состоялав том, чтобысочетать Римскуюимперию с новымисторическимфактором — христианством.Христианство, по всему духусвоему, былостоль противоположноантичному миру, что задачасочетать созданнуюантичностьюимперию схристианством, отрицавшимантичный мир, рисовала передКонстантиномогромный переворот.Трудностизадачи былистоль велики, что реформаторрешился дажеперенестистолицу империи, не в качестветолько резиденциисвоей, что делалимногие императоры, а как самыйцентр жизниимперской. СКонстантиномтаким образомкончается Рими начинаетсяВизантия.
Историки, какЛебо, упрекаютКонстантиназа этот переносстолицы, говоря, что этим онподорвал жизненностьимперии, имевшуюкорни в римскомнаселении. Новоскреситьсобственноримскую идеюуже не мог надеятьсяни один сколько-нибудьпроницательныйгосударственныйчеловек. Множествоимператоровстаралисьсделать этои давали эпохиочень блестящихправлений, нои только. Кончиласьжизнь императораи — снова начиналосьстарое разложение.Если бы Константиндумал несколькогальванизироватьугасающее телодревней империи, он, конечно, поступил бытак же, как другиехорошие императоры, оставаясь вРиме и стараясьсвоей личностьюподдержатьжизнь, угасавшуюв нации. Но такаязадача быласлишком ничтожнадля великогочеловека, слишкомбесплодна.Константин, очевидно, думалне о продленииагонии старогомира, а о созданиинового мира.С этой точкизрения он былправ, не жалеяподорвать Римдля того, чтобыперенестистолицу туда, где удобнеебыло создаватьновое, с наименьшимипомехами состороны гниющихобломков старины.
Но насколькоКонстантинсправился сзадачей — этовопрос иной.
Неудивительно, что сама мысльсовместитьРимскую государственностьс христианствоммогла казатьсяневероятной.Римское государствои христианствоказались совершеннопротивоположнымилагерями, даи были таковыми, посколькуимперия сохраняласвой историческийхарактер.
ГосударствоРимское, которогопоследнимсловом былаимперия, сложилось, когда христианстваеще не было, наосновах, неимеющих с нимничего общего.Лучшие римскиеимператоры, как представителисвоей идеи, были жесточайшимигонителямихристиан, ибыли совершенноправы, ибохристианство, при всей покорностивластям, признавалодругое абсолютноеначало, высшее, нежели императорскаявласть. Со своейстороны, христианеразвивалисьне только независимоот Римскойгосударственности, но и в постояннойоппозиции сней. Если христианствоне погибло, тосовершенновопреки желаниямимператоров.Если империяпродолжалаеще кое-каквлачить существование, то никак неблагодаряподдержкехристиан.
Наоборот, привсей покорностипоследних, империя чувствовала, что чем болеераспространяетсяхристианство, тем рыхлеестановитсяпод ней ее социальнаяпочва. Да и нельзясомневаться, что христианствоускорило разложениедревнего мира.
При многихусовершенствованияхправительственногомеханизма, вводимыхимператорами, при несомненномвеличии многихимператоров, государство, видимо, чахло, потому что подним погибаложивое общество.А это отчасти, конечно, происходилои оттого, чтоскудные нравственныеосновы античногообщества немогли удерживатьв нем лучшихлюдей. Они всеуходили вхристианство.От кесарей, Сената и республикиони уходилик Христу Распятому, живя с минутыперехода интересами, не имеющиминичего общегос интересамиимперии.
Таким образом, терпя от античногомира гонения, и в свою очередьотрицая всеего основы, христианствоцелых 300 лет росло, крепло и организовывалосьв полном отчужденииот государственности.В своих общинах, в своей церквионо имело все, чем дорожило.Империя, нравственноему чуждая, казалось, небыла ему дажени на что нужна.
А между тем оновсе росло, захватываловсе большиемассы народа.За 100 лет до Константина, Тертуллиансмело говорилимперии: «Мыявились вчера, а уже наполняемсобой все: вашигорода, острова, деревни, виллы, ваши советы, ваши лагери, ваши курии, дворцы, сенат…Мы могли быбороться с вамине прибегаяк оружию, а простоотделившисьот вас». Еслибы, говорил он, христианемассой ушлииз империи,«вас поразилобы уединение, молчание, и мирпоказался бывам вымершим»*.
* Численностьхристиан вимперии составляетвопрос спорный.Очень ценныеданные по этомупредмету группируетпрофессор А.Спасский встатье «ОбращениеИмператораКонстантина»(«Богословскийвестник», 1904 г., декабрь). ЗнаменитыйГарнак утверждает, что христианеявлялисьпреобладающимнаселениемважнейшихпровинций.Проф. Спасский, путем сопоставленияразных обрывковстатистическихданных тоговремени, устанавливаетиное мнение…Он не считаетв городе Римеболее 50.000 христиан, считая те же50.000 для Александриии т. п. В общем, он не допускает, чтобы христианеперед Константиноммогли составитьи 10% жителейимперии. Но какбы ни решатьвопрос этот,- ясно одно, чтохристиане — corpus christianonun- составлялиочень значительную, внутреннесплоченнуюмассу, котораяконечно быласильнее всех, отдельно взятых, других группили сословийразношерстнойимперии с ееразъединеннымнаселением.
Все это множествонарода, не восставаяпротив империи, оставалосьей более чуждым, чем иностранноегосударство.Империя неумела дажеподыскатьназвания дляэтой необычнойорганизации.Христианствобольшей частьюназывалось«философией».Иногда их называли«христианскимнародом», хотяхристиане неимели ни единогоплеменногопризнака. ТолькоКонстантин, под влиянием, кажется епископаОсии Кордовского, нашел название«сословиехристиан»(corpus Cristianorum).Этот юридическийперевод христианскогопонятия «церковь»впервые точнееопределил, чтотакое имелаперед собойимперия в лицехристиан.
До тех портысячелетнеегосударствои трехсотлетняяЦерковь стоялидруг переддругом чуждые, не желавшиеи не искавшиедруг друга.
Константин, как государственныйчеловек и ученикхристиан, умелоднако понять, что эти двесилы не толькомогут соединиться, но что соединениеим обеим одинаковонужно.
В этом и состоитего великаяидея, показывающаяв Константинеодного из технемногих историческихгениев, которыеумеют открытьчеловечествуновую линиюдвижения истроения.
Церковь длягосударстваничем своимне хотелапоступиться.Но в ней не былогосударственногоэлемента, онане могла братьна себя государственныхфункций, ибопо существуимела иные целии не имела тойпринудительнойвласти, безкоторой немыслимогосударство.Но в то же времяясно, что христианене могли обойтисьбез какого-нибудьгосударства.Тертулианговорил, чтоимперия быопустела безхристиан. Нов то же времяи христиане, если бы онивышли из пределовимперии, принужденыбыли бы искатькакого-нибудьдругого государства.
Да Церковь ине отрицалагосударственнойвласти в принципе; напротив, онаобъявлялавласть Божественнымустановлением.Только она самапо себе не моглабрать на себяэтой власти, не переставаябыть Церковью.
Сверх того, Церковь признавалавласть не каксамодовлеющееначало, а какБожественноеустановление, т. е. логически, требовала состороны государстваподчинениявысшему началу, другими словами- требовала отвласти земнойдействия поуказанию властиНебесной.
Но с государственнойточки зрения, это требованиене представлялоничего вредного.Напротив — государствоне может существоватьбез какого-либоидеократическогоэлемента, безнравственногосмысла. ИмперияРимская ужеутратила свойидеократическийэлемент и разлагаласьименно оттого, что не моглаего почерпнутьв разлагающемсяантичном мире.Если бы можнобыло почерпнутьего в новоммире христианства- это было быспасениемимперии, возрождениемгосударственности.
Таким образом, при более глубокоманализе взаимныхнужд, казалось, Церковь и империямогли протянутьвзаимно руку…Константини решился этосделать.
Этот моментсоединениясталь противоположныхпо существуначал, как Церковьи государство, поставил имобоим ряд сложнейшихзадач, которые, вероятно, в товремя даже несознавалисьво всей своейсложности.Полторы тысячилет с тех порхристианскиймир решал ихтеоретическии практически, доселе не достигнуврешения, котороебы получиловсеобщее признание.Однако, как быни решался этотвопрос о христианскомгосударстве- повсюду, привсех постановках, он имел глубочайшеезначение длясудеб Церквии государства.С религиознойточки зренияв истории Церквине было болеерешающегомомента, какминута, когдаКонстантин, после глубокихразмышленийи таинственныхвидений, поднялсвой «Лабарум»с надписью «Симпобеждай». Вгосударственности, точно так же, в эту минутузародился новыйпринцип Верховнойвласти, которогоокончательнаяроль даже и донастоящеговремени составляетпредмет споровмятущегосямира.
Заключение
Вначале IVвека при постоянныхстолкновенияххристиан сязычниками, последние зналиуже хорошо, чтотакое христианскоеобщество, каковоего цели истремления, и не находиливо всем этомничего преступного, ничего достойногопорицания.Масса народаво время последнихгонений непринимали вних участия; и даже некоторыесочувствовавшиеграждане, былинастолькоблагосклоннык христианам, что помогалиим скрыватьсвященныеписания. Видя, что христианскаяЦерковь послекровавой трехвековойборьбы за своесуществованияне уничтоженаи не поколебаласьдаже в последнее, жесточайшееиз всех гонений, язычники сталисознавать, чтов ней присутствуетбожественнаясила, чудеснозащищающаяее.