Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами

Хакасский государственныйуниверситет
им. Н.Ф. Катанова

Психолого-педагогическийфакультет
Кафедра современногорусского языка и методики преподавания

Преемственностьи перспективность в работе по русскому языку между I-III(IV) иV-VIклассами
(на материале внеурочной предметной деятельности)
Дипломная работа по специальности
031200 – педагогика и методика начальногообразования
Студент-дипломник Морозова ОксанаНиколаевна
Научный руководитель к фил. н, доцентЦыганова В.Г.
Консультант старший преподавательВершинина Г.П.
Рецензент к пед. н, доцент Острикова Т.А.
Допустить к защите
Зав. Кафедрой __________
«___» __________ 1999 г.
Абакан, 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………………………………… 03-05
Глава 1.Педагогические основы внеурочной деятельности
    по русскому языку учащихся I-VI классов………………………… 06-23
    1.1.Значениеи место внеклассной работы  по  рус-
        кому языку  в системе обучения ……………………………………… 06-12
    1.2. Общедидактическиепринципы  организации  вне-
        классной работы по русскому языку……………………………… 12-19
    1.3.Формы  внеурочной  деятельности  по русскому
        языку, используемые в I-VI классах…………………………… 19-23
Глава 2.Организация внеклассной работы  по  русскому
    языку в начальной и  средней (V-VIкл.)  школе  с
    учетом принципа преемственности и  перспективности 24-55
    2.1. Методическиепринципы организации внеклассной
        работы по русскому языку……………………………………………………… 24-30
    2.2. Содержание  внеклассной работы  по  русскому
        языку в I-VIклассах …………………………………………………………………30-40
    2.3.Путиэффективной организации внеклассной  ра-
        боты по русскому языку на  основе  реализации
        принципа преемственности иперспективности ……… 40-55
Экспериментальные исследования…………………………………………………………… 56-65
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………… 66-69
Библиография …………………………………………………………………………………………………………… 70-76
Приложение ………………………………………………………………………………………………………………… 77-91
ВВЕДЕНИЕ
     Современный этап исторического развитияхарактеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальнымиизменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновениюнеуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требуетпересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.
     Многие из педагогических новшеств ценностнопереориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений инавыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на созданиеусловий полноценного проживания детства, для становления человека, способного иготового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельныеответственные решения.
     В этих условиях большую актуальностьприобретают проведение планомерной, систематической внеклассной работы порусскому языку. В настоящее время такая работа в школе находится не на должномуровне.
     «Родной язык – величайший наставник» [39, C.75], — звучат непреложной истиной слова великого педагога К.Д. Ушинского.Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мирребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениямнарода. С малых лет у детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество,эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромныйобразовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полноймере.
     Ни для кого не является секретом, что нашаотечественная школа переживает очередной кризис. Этому много причин: и тяжелоеэкономической положение страны, и традиционно малое внимание властей кпроблемам образования и воспитания детей, и остаточный принцип финансированияшколы, и, по-прежнему массовая материальная необеспеченность учителя, и многоедругое. И, как ни удивительно, — издержки Закона об образовании, согласнокоторому школа получила такую свободу действий (в определении содержания, форми методов обучения и воспитания), которая при неразумном использовании можетстать разрушительной.
     Между тем от того, как будет развиватьсяшкольное обучение и воспитание ребенка, зависит очень многое. Число же проблем,возникающих в общеобразовательной школе, весьма велико. Одни из них носят общийхарактер, другие относятся к преподаванию отдельных учебных дисциплин.
     Все вышеуказанное не могло не сказаться наорганизации внеклассной работы по русскому языку в современной школе. Дело втом, что проблема организации внеурочной деятельности по русскому языкуотражена в трудах педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И.Пастушенковой, Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х– начале 80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросуформирования познавательного интереса к русскому языку средствами внекласснойработы. Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ееактуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности,адекватного в нынешней социокультурной ситуации.
     Обновление школы, переосмысление принципови методов обучения, появление новых видов и форм внеклассной работы также немогло не отразиться на видении данного вопроса
     Все перечисленные аргументы обуславливаютактуальность изучения данной проблемы и определяют выбор темы: «Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами (на материале внеурочной предметной деятельности).
     Объект: внеклассная работа по русскому языку в начальной и средней школе.
     Предмет: преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами.
     Цель:рассмотреть значение преемственности во внеклассной работе по русскому языкумежду I-III(IV) и V-VI классами для эффективного усвоения знаний, приобретения прочных уменийи навыков, воспитания интереса к русскому языку и перспективности в VII-IXклассах.
     Задачи:
1.  Проанализироватьпсихолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2.  Рассмотреть внеклассную работу порусскому языку в начальной и средней школе с точки зрения состояния проблемы.
3.  Определить условия эффективностиорганизации внеурочной работы по русскому языку с учащимися I-VI классов.
4.  Выявить динамику постепенногоусложняющихся – с учетом принципа преемственности и перспективности – формвнеклассной деятельности.
5.  Выявить зависимость повышенияуровня знаний, приобретения прочных умений и навыков от организации систематическойвнеклассной работы по русскому языку с учетом принципа преемственности иперспективности.
Гипотеза: если использовать принцип преемственности и перспективности вовнеурочной работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами,приведет ли это к эффективному усвоению знаний, приобретению прочных умений инавыков, воспитанию интереса к предмету?
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ I-VIКЛАССОВ
1.1. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
     Учебный предмет в школе – «этоприспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или областьдеятельности» [49, C.21].Основу русского языка как школьного учебного предметасоставляет наука о русском языке, его история и диалектология, смежные науки –графика, орфография, пунктуация и др.
     По целям и содержанию знаний, сообщаемыхучащимся о русском языке, различаются два уровня его изучения в школе: общеобразовательныйи углубленный. Общеобразовательный уровень это курс русского языка,обязательный для всех учащихся средней школы. Углубленно изучают русский языкотдельные школьники или группы школьников, проявившие интерес к нему.
     В настоящее время в школе практикуются триформы углубленного изучения русского языка: факультативные занятия, внекласснаяработа и расширенное изучение русского языка. Так как целью нашего исследованияявляется рассмотрение внеклассной работы, остановимся подробнее на этой формеуглубленного изучения русского языка.
     В педагогике дается следующее определениеданного понятия: «Внеклассной работой называют специально организованные ицеленаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательногохарактера, проводимые школой во внеурочное время» [58, C.427].
     Истоки внеклассной работы как формы углубленного изучения предметавосходят к литературным собраниям (XVIIв.) в дворянских пансионах и учебныхзаведениях всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова, Сумарокова,читались собственные сочинения и переводы воспитанников, ставились пьесы.
     Существует следующая закономерность: еслипериоды политической реакции в общественной жизни России сопровождалисьусилением строжайшей регламентации учебного процесса, запрещения какой бы то нибыло внеурочной деятельности, то в эпохи либерализации, напротив, внекласснаяработа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения предмета,творческой самодеятельности учащихся. В 20-30-е гг. нашего столетия палитраформ внеурочной деятельности обогатилась циклами вечеров, конференциями, диспутами,играми. В последующие десятилетия заметно усилилась тенденция комплексногоиспользования многообразных форм внеклассной работы, проявившаяся, в частности,в организации постоянно действующих коллективов – кружков, клубов, музеев.Всероссийские праздники по предметам, проводимые с 1974 г., — примета масштабностисовременной внеурочной работы.
     Попытаемся ответить на вопрос: «Почему,несмотря на совершенствование программ и самого процесса изучения русскогоязыка в школе, внеклассная работа остается важным каналом освоения русскогоязыка школьниками?»
     Внеклассная работа позволяет ученикамобщаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений,становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силойвнеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке,регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена наформирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонируетшкольнику добровольностью участия, свободой индивидуального выборалингвистического материала, форм общения с искусством слова, способовтворческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь:попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Это, пословам Б.М. Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не последнюю рольиграет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечныйрезультат» – будь то КВН, лингвистический турнир, выпуск газеты, устногожурнала, олимпиада. Наконец, во внеклассной работе более откровенно самообщение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное,художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытостьи неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
     Особый интерес к внеклассной работе всовременной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежелипрограммное, урочное преподавание, она задает тон ломке методическихстереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привноситдух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимымдуховной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораториейтворчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для учебногопроцесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней социокультурной ситуации.
     Необходимость проведения внеклассныхобразовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогической, и в методическойлитературе. Об этом говорится в работах Б.Т. Панова, Л.И. Пастушенковой, Е.П.Преображенской, Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, посвященных данной проблеме (см.библиографию). В опыте передовых школ внеклассная работа рассматривается какмощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, как средстворасширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.
     Внеклассную работу по русскому языку нельзясмешивать с особым видом работы школы по выполнению ею учебно-воспитательныхзадач, известных в школьной практике под названием «дополнительных занятий» или«работы с отстающими», организуемых для оказания помощи ученикам, которые потой или иной причине не усвоили программный материал и должны восполнить пробелыв знаниях. Тем более нельзя всю внеурочную работу подменять такими занятиями.Внеклассная работа имеет в виду не какую-либо часть учащихся, выделяемую по успеваемостиили степени подготовленности, а всех учеников, так или иначе проявивших своюзаинтересованность данным предметом. Внеурочная работа по русскому языку –«обязательный элемент нормальной организованной работы школы» [49, C.374].Дополнительные занятия с отстающими – это экстренная мера, вызванная«чрезвычайными» обстоятельствами.
     Внеклассной работе по русскому языкупридается огромное значение, потому что в системе школьных дисциплин изучениеродного языка занимает особое место. Это определяется прежде всего его ролью вобществе. Язык не просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык –инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это истепень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешнойработы по всем учебным предметам. Изучение родного языка, понимание его структуры– естественная база для изучения иностранных языков. Родной язык – высшеепроявление национальной жизни, национальной культуры. Степень включениячеловека в национальную культуру определяется степенью речевого развития,чувством родного языка. Вышеперечисленное можно подтвердить следующимвысказыванием русского писателя А.И. Куприна: «Язык – это история народа. Язык– это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русскогоязыка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен,гибок, послушен, ловок и вместителен…» [20, C.95]
     Овладение таким предметом, как русскийязык, имеет и другие особенности: во-первых, язык всегда находится в распоряженииучащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения; во-вторых,связь теории с практикой тоже является характерной чертой нашего предметаизучения, так как языком мы пользуемся постоянно.
     Учесть эти преимущества изучения родногоязыка – это значит привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневноупотребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен,сложен, разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники.Воздвигнутые положения можно с успехом осуществить, организуя систематическую,планомерную внеурочную работу по русскому языку, начиная с 1 класса.Необходимость проведения внеклассных занятий с младшими школьниками диктуется,во-первых, желанием детей узнать нечто новое о русском языке и, во-вторых,методическими соображениями: внеклассные занятия способствуют более прочному исознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словаря,развитию речи; внеклассные занятия дают возможность пробудить у школьниковинтерес к предмету, привить любовь к русскому языку; они необходимы и в планепреемственности в работе по русскому языку между начальными и старшимиклассами.
     Внеклассная работа по русскому языку, какправило, ведется в учебном году параллельно с классными занятиями. Однако отдельныевиды внеурочной работы, особенно настоящие эпизодический характер, могутпроводиться и в каникулярное время (например, олимпиада). Классная ивнеклассная работа дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможнопретворение в жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят передшколой.
     Обычно внеклассная работа тесно связана суроком, но она, тем не менее, постоянно стремиться к некоторой автономности: красширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболееадекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие– тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы –составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана, развиваяпознавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них.Внеурочная работа, таким образом, может быть признана своеобразной формой научнойпопуляции.
     Изучение лингвистических интересов учащихсяпоказывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгиерамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяетответить на многие вопросы, интересующие детей. И в этом случае на помощьприходят внеклассные занятия.
     Несмотря на то, что конечная цель уроков ивнеклассных занятий по русскому языку – подготовить учащимся, грамотных вшироком смысле слова, — совпадает, неурочная работа имеет свои, важные дляобучения и воспитания цели и задачи.
     Задачи:
–        способствовать углублению ирасширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, помогая ученикам лучшеусвоить программный материал;
–        совершенствовать навыки анализаразличных фактов языка;
–        расширять лингвистический кругозоршкольников;
–        воспитывать языковое чутье;
–        развивать творческие возможности;
–        повышать общую языковую культуруучащихся;
–        развивать и совершенствоватьпсихологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельностьв приобретении знаний;
–        выявить одаренных в лингвистическомотношении учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в своисилы.
Осуществление этих задач ведет к выполнению основной целивнеклассной работы – развитию у школьников интереса к русскому языкукак учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, кбогатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами,воспитанию любви и уважения к русскому языку.
Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемойчастью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целямобразования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многомзависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми.
1.2. ОБЩЕПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ
РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
     В выборе наиболее эффективных методов иприемов при организации внеурочных занятий учитель должен опираться напроверенные практикой и являющиеся результатом научного обобщения принципы, которые представляют собой «определенную систему исходных, основныхдидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечиваетего необходимую эффективность» [58, C.161].Следовательно, принципы обучения –теоретические положения, руководствуясь которыми учитель выбирает средстваобучения:
–        дидактический языковой материал;
–        методы и проблемы его изучения;
–        организацию обучения.
Дидактика исходит из того, что принципы обучения исторически конкретныи отражают общественные потребности. Под влиянием общественного прогресса идостижений науки, по мере выявления новых закономерностей обучения и накопленияопыта работы учителей, принципы обучения могут и должны изменяться исовершенствоваться.
Сложившаяся в настоящее время методика обучения русскому языку, ведущаясвое начало от Ф.И. Буслаева и К.Д. Ушинского, опирается на общепрактическиепринципы: научности, сознательности и активности, систематичности ипоследовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории спрактикой, индивидуального подхода к учащимся и др. Общепрактические принципывыведены из психологии усвоения знаний вообще, следовательно, они верны и длявнеклассной работы по русскому языку.
Новейшие исследования по общей дидактике стремятся создать формулу дидактическогопринципа не столько выводом из наблюдения над процессом обучения, сколькоруководством для обучающего, правилом, следуя которому он достигает нужныхрезультатов в обучении. Так были сформулированы принципы: связи обучения сжизнью, преемственности, развивающего обучения, проблемного обучения.
Но в силу своей предельной обобщенности дидактические принципы допускают(и даже предлагают) конкретизирующие в частных методиках и их разделах. Вовнеурочной работе приобретает, например, большую актуальность принципыиндивидуального подходак учащимся, так как здесьнесравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков,интересов, склонностей учеников, да и сама внеклассная работа, призванная учитыватьличные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания кдифференциации и индивидуализации обучения.
Наблюдения показывают, что пренебрежение принципом систематичности ипоследовательности(предполагающего логическую связь каждогоэлемента учебного материала с другими, опору последующего на предыдущее иподготовку к усвоению нового) приводит к тому, что эффективность таких занятийоказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов,перестают посещать их, а цепочка внеклассных занятий постоянно находится как бына первом, начальном этапе, не имея законного продолжения. При такойорганизации внеклассной работы занятия представляют собой разовые мероприятия,проводимые вне связи друг с другом и лишенные перспективности, а не толькосистематичности. Но речь идет не только о систематичности, в течении всегоучебного года проводимой внеклассной работе, но и о содержании внеклассныхзанятий. Отобранный для работы материал должен представлять собой определеннуюсистему знаний о языке.
Применение принципа наглядности– одноиз важных условий сознательного усвоения учащимися материала по русскому языку.Конкретизация отвлеченного и обобщение значительного по объему, но в том илиином отношении сопоставимого материала являются существенно важными условиямиуспешного усвоения учащимся знаний и навыков по русскому языку. Конкретизацияже и обобщение достигаются путем использования различных способов наглядногопреподнесения материала, подлежащего усвоению. Осуществление принципанаглядности на внеклассных занятиях получает дополнительные оттенки:наглядность здесь является, например, одним из важных средств создания занимательности– необходимого элемента внеклассной работы.
Принципсвязи теории с практикойисходит из того положения, чтоточка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теориипознания. Этот принцип нацеливает на более тесную связь внеклассных с классными,когда, например, теоретический материал урока получает во внеурочной работедополнительное практическое подтверждение или, напротив, внеклассная работаобобщает ряд практических правил, подводит под них теоретическую базу.
Принципсознательности и активностипредполагает активную заинтересованностьее результатами. Участники внеклассных занятий могут оказаться и в роли«поглотителей» информации, и в роли активно добывающих ее. Заинтересованностьшкольников незнакомыми сведениями, новыми факторами при пассивном их восприятииобычно скоро проходит. Заинтересованность учеников должна проявляться вувлеченности содержанием предмета через активную деятельность. Процесс такойработы приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости приобретенныхзнаний, желание больше знать о предмете, углубиться в его сущность.
Применение принципа научностиобучения языкупредполагает сообщение учащимся только таких сведений о языке, которые прочноустановились в современной лингвистической науке; освещение этих явлений в ихвзаимосвязанности и развитии. Соблюдение принципа научности требует непревращать внеклассную работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой материал,если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствоватьнаучным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возрастных особенностейучеников (действует принцип доступности), преподносятся на внеклассных занятияхбез искажения и излишнего упрощения.
Когда говорим о принципе доступности, речьидет о соответствии объема, сложности и темпа изучения реальным возможностямобучаемых в зоне их ближайшего развития. Доступность «нужно понимать не какупрощенчество, а как меру посильной трудности» [59, C.110],но усложнениеучебной нагрузки должно быть последовательное, вызывающее движущую силу ученияи использования познавательных возможностей и способностей обучаемых. Материал,отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программныхтребований, но ни в коем случае не должен превышать возрастные возможности детей.
Реализация принципа преемственности и перспективностив обучении вообще и русскому языку в частности – одна из важнейшихпроблем, стоящих перед методической наукой и учителями-практиками. Учитываязадачи нашего исследования, остановимся на более подробном рассмотрениисущности данного принципа.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ
     Единый процесс обучения русскому языкуимеет ряд этапов: начальные классы, средние и старшие. Успех в освоении предметаучащимися в значительной степени зависит от того, насколько в ходе обученияучитывается внутренняя связь между этими этапами. Преемственность иперспективность – вот те черты, которые во многом определяют эффективностьучебного процесса. «Это две стороны одного и того же явления: при взгляде«сверху вниз» мы говорим о преемственности, при взгляде «снизу вверх» – оперспективности в работе» [63, C.4]
     Проблема преемственности и перспективностив обучении является одной из методологических проблем дидактики. Она находитсвое специфическое выражение в таких закономерностях процесса обучения,называемых принципами дидактики, как научность, систематичность,последовательности, прочность и действенность результатов обучения и др.
     Как отмечается в «Педагогике школы»,«научность и систематичность в обучении обеспечиваются преемственностью. Еехарактеризуют опора на пройденное для последовательного развития знаний, уменийи навыков и установление разнообразных связей не только между новыми, но ипрежними знаниями, как элементами целостной, единой системы» [60, C.294-295].
     Преемственность между различными звеньями школы, между ее отдельнымиклассами, между классной и внеклассной деятельностью являются одним изобязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Ононаходится в соответствии с общедидактическим требованием об обеспечении впроцессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от легкого ктрудному, об опоре при прохождении последующего на предыдущее, о необходимостиучитывать логику предмета.
     Нарушение хотя бы одного из этихтребований, как показывает опыт, болезненно сказывается на работе учащихся,учителей и школы в целом.
     Сохранение преемственности в занятиях порусскому языку между III(IV) и V-VI классами должно выражаться:
     а) в таком отборе материала для изучения,при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность попредмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросампрограммы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;
     б) в таком построении занятий по русскомуязыку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры иупражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно напервых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I-III(IV) классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, болеесложным для учащихся формам работы.
     Соблюдение преемственности иперспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьнымпредметам при организации внеклассной работы, — залог эффективного усвоениязнаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание,пренебрежение со стороны учителя или школы к вышеперечисленным требованиям, таки неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям,сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимымзатруднениям.
     Не менее важное значение для соблюденияприемов дидактики имеет и вторая сторона проблема преемственности – перспективностьв обучении, предполагающая ориентацию на достижение определенного конечногорезультата обучения.
     Перспективность, как и преемственность,обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развитиязнаний, умений и навыков и определяет отбор содержание и методов обучения.
     Рассмотрим сущность принципапреемственности и перспективности в обучении русскому языку.
     Во-первых, соблюдение преемственности иперспективности требует единого принципиального подхода к обучению, единыхисходных позиций в обучении родному языку.
     Очень важно, чтобы учителя I-III(IV) и V-IX классов стояли на едимых позициях в понимании этих исходных принципов,признавали их, придерживались их в своей работе. Без этого не может быть нипреемственности, ни перспективности.
     Во-вторых, это ясноепонимание того, что появляется нового в языковом развитии учащихся на каждомэтапе обучения. Речь идет о том, чтобы учителя начальныхклассов отчетливо представляли, что ожидает их сегодняшних учеников через годили два, а учителя средней школы знали, какие важнейшие изменения происходили вязыковом развития школьников за прошедшие годы.
     Каждому учителю необходимо знать, чтодолжны приобрести учащимся его звена в I-III(IV)или в V-IX классахпо русскому языку, и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшениятребований, так и в сторону их увеличения.
     В-третьих, требуется тщательнаястыковка между начальными и средними классамикак поотдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствованииречевых умений и навыков учащихся.
     При реализации принципа преемственности иперспективности в обучении нельзя не учитывать тесную связь единиц разныхуровней, а следовательно, и соответствующих разделов школьного курса. Учетвнутрипредметных связей позволяет в развитии знаний, умений и навыковориентироваться не только на предшествующий этап обучения, но и на те знания,умения, навыки, связанные с изучаемой единицей языка, которые получаютшкольники в других разделах курса.
     Специфика предмета «русский язык» требуетдля реализации преемственности и перспективности учета связ