«Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства» СОДЕРЖАНИЕ Ведение 1. Понятие предпринимательства …. 2. Индивидуальные предприниматели …. 3. Преимущества и недостатки ИП … 4. Состояние и проблемы предпринимательства в Свердловской области …. 5. Плюсы и минуса государственной политики в сфере предпринимательства … 12
Заключение Библиография ВВЕДЕНИЕ Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство – это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки: – основной мотив этой деятельности – получение прибыли; – свобода и автономность принятия решений предпринимателем; – самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.
Предприниматель – это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества – бизнес слой. Бизнес-слой – общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой
и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли. Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп: – предприниматели – частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму; – самозанятые – лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства; – бизнесмены-менеджеры – наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса; – полупредприниматели – наемные работники, в основном частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства; – менеджеры-совладельцы – хозяйственные руководители
мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий; – "классические" менеджеры – хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма. Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности: – Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет,
18% – от 41 до 45 . – Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет , 30-40% – от 30 до 40 лет и около 30% – старше 40 лет. В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %. Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей – это их уровень образования.
По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее – 6,5%. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель -самый интеллектуальный предприниматель. Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования соя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам
они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА «Бизнес – увлекательная игра, в которой максимум азарта сочетается с минимум правил» Билл Гейтс Гражданское законодательство определяет предпринимательство как самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую им на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1
ст.2 ГК РФ). Ученые-правоведы справедливо отмечают, что определение, данное законодателем, не вполне раскрывает понятие предпринимательской деятельности и не позволяет отграничить предпринимательство от других видов деятельности. По логике этого определения к предпринимательской могут быть отнесены просветительская, научная, культурная деятельность (систематическое чтение платных лекций, публикация статей, написание для продажи картин и т.д.) и многие другие виды социальной активности, которые традиционно не считаются
предпринимательством. Не случайно служащим государственного аппарата, судьям народных и арбитражных судов предпринимательство запрещено, однако им разрешается заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Вместе с тем согласно ст.48 Закона РФ "Об образовании" индивидуальная трудовая педагогическая деятельность с получением доходов признается предпринимательской и подлежит государственной регистрации. Следовательно, предпринимательством является любая деятельность, которая признана таковой законом и осуществляется определенным кругом лиц в соответствии с установленными правилами. Индивидуальные предприятия являются самой простой распространенной организационной формой малого бизнеса. Индивидуальное предпринимательство – это небольшая фирма, владелец которого является одновременно и ее главным служащим. Обычно он не преследует далеко идущих целей.
Его устраивает свой бизнес, в котором он выполняет роль, и работника, и бухгалтера, и координатора – управленца. Индивидуальное предприятие принадлежит одному владельцу, управляется им самостоятельно и является для него основным источником получения доходов. По Владимиру Далю "Предприниматель – это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек".
Предпринимательская функция – это дело частного делового человека. Однако не каждый деловой человек является предпринимателем. С точки зрения социально-экономической, предприниматель – это тип "выскочки". Он революционер в экономике, невольный зачинатель социальной и политической революций. Быть предпринимателем – значит делать не так, как делают другие.
Предприниматель лишен традиций" (И.Шумпетер). Он должен обладать специфическим набором качеств: здравым умом, постоянством, знанием людей, талантом управления. Свои организаторские, управленческие способности предприниматель использует только с одной целью – получения прибыли. Поэтому в жизни предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие импортные товары. Если гражданин занимается такого рода деятельностью эпизодически, не преследуя при этом извлечение прибыли, он не может расцениваться как предприниматель и не должен регистрироваться в этом качестве. Российский Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 1991 года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, но, не применяя
наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников. Такие граждане регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации называет таких граждан индивидуальными предпринимателями. Предпринимательская правосубъектность – это мера возможного правообладания в сфере предпринимательской
деятельности, т.е. мера свободы действий предпринимателя в рамках действующего законодательства. Субъектами предпринимательства могут быть различные участники экономической деятельности: • Частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях; • Группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах и т. д. • В отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает
государство в лице его экономических организаций. Но в ряде стран предпринимательская деятельность государственных служащих запрещена. Следовательно, можно сказать, что существуют три формы предпринимательства: частная, коллективная и государственная. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ Предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица имеет ряд особенностей. Согласно п.1 ст.23 ГК РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Закон предусматривает, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц. Предприниматель может совершать любые, не запрещенные законом сделки, заключать контракты, в том числе трудовые и подрядные договоры с наемными работниками и исполнителями, открывать счета в кредитных учреждениях и распоряжаться находящимися на них денежными средствами, производить иные действия.
Однако многие часто забывают, что по своему правовому статусу индивидуальный предприниматель в первую очередь является гражданином, физическим лицом. Поэтому правила, установленные для коммерческих юридических лиц, применяются к предпринимательской деятельности граждан лишь постольку, поскольку иное не вытекает из правовых актов или существа отношения. Следует учитывать, что индивидуальному предпринимателю разрешается иметь в собственности только имущество, которым вправе обладать граждане.
В отличие от юридического лица, он как гражданин может наследовать и завещать свое имущество. Он имеет возможность работать в государственных и частных организациях, заниматься любой законной деятельностью, если только эту должность или работу разрешено совмещать с предпринимательством. В установленном законом порядке индивидуальный предприниматель, как обычный гражданин, может быть по решению суда ограничен в правоспособности (например, когда суд запрещает ему заниматься определенной
деятельностью), дееспособности, признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим со всеми вытекающими из этого последствиями. В настоящее время государство принимает меры, направленные на поддержку малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, которым должны предоставляться льготные кредиты, оказываться производственно-технологическое, информационное и кадровое содействие. В частности, для индивидуальных предпринимателей установлен упрощенный режим налогообложения. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приобретают годовой патент, стоимость которого перечисляется в соответствующий бюджет. Кроме того, они освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Перед юридическими лицами индивидуальные предприниматели имеют и другие преимущества, предоставленные им как гражданам отдельными правовыми актами. Например, что очень важно в небольших городах или поселках,
индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность в пределах собственного жилого дома (при использовании части этого дома под производственные мастерские) и не применяющие наемный труд, рассчитываются за электроэнергию, в том числе на производственные нужды, по тарифам, установленным для населения. Кредиторы индивидуального предпринимателя, имеющие требования, связанные с его коммерческой деятельностью, обладают преимущественным правом на удовлетворение претензий перед иными кредиторами
данного гражданина. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии заплатить долги, связанные с его предпринимательской деятельностью, может быть по решению суда признан несостоятельным (банкротом). С момента вынесения судом такого решения регистрация гражданина в качестве предпринимателя утрачивает силу. После завершения расчетов с кредиторами признанный банкротом предприниматель освобождается от исполнения оставшихся обязательств, возникших в связи с его предпринимательской деятельностью.
При этом он также освобождается от долгов, не связанных с коммерческой деятельностью, если эти долги были предъявлены и учтены в ходе процедуры признания его банкротом. Долги гражданина-предпринимателя, не связанные с коммерческой деятельностью и не заявленные в процессе его банкротства, а также требования личного характера, например требования граждан, перед которыми он несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, сохраняют свою силу. Руководители и главные бухгалтеры малых предприятий, индивиду¬альные предприниматели стоят перед необходимостью отслеживать огром¬ное количество непрерывно изменяющихся нормативных документов. Упустить что-либо их них – это значит подвергнуть себя риску огромных штрафных санкций, которые установлены не только действующим законо¬дательством, но и многочисленными указами Президента РФ. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица и не прошедший государственную регистрацию, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила, установленные для обязательств, возникающих из предпринимательской деятельности (п.4 ст.23 ГК РФ). Все споры с участием граждан, включая предпринимателей, не зарегистрированных в установленном порядке, рассматривает народный суд общей юрисдикции.
Все не так хорошо как кажется. По всем опросам, для всех предпринимателей главный барьер – это все-таки административный барьер, т.е. чиновник, который мешает. Нарушения совершают муниципальные власти, антимонопольного законодательства. Чаще всего муниципальные чиновники покушаются на конкуренцию. Они норовят создать преимущества одному – двум хозяйственным субъектам на подведомственной территории,
формируя, таким образом, монополию, со всеми вытекающими последствиями. В столице Свердловской области состоялась конференция «Основные направления развития малого предприятия Свердловской области на период до 2015г.». На которой были сделаны выводы: проблема формирования налоговой системы изъяны, которой, как считалось еще год – полтора назад, в основном и мешали развиваться предпринимательству, теперь отступили на задний план. Сейчас актуальным вопросом является о так называемой дебюрократизации отечественной экономики. Речь идет о ликвидации административных барьеров (ставить эти барьеры перед бизнесом нередко помогают законы) и облегчении контрольно-надзорного процесса. С этой целью были приняты федеральные законы о государственной регистрации юридических лиц, о лицензировании. Однако, желаемых результатов не получено, развитие предпринимательства не ускорилось. Существует Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 730 "
О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства". Но мало кто им руководствуется. Лицензирование предприятий вынуждает пройти от 20 – 30 инстанций и получить лицензию, отнюдь не бесплатно, 50 – 90 согласований. Интервью с Ириной Хакамадой по вопросам экономики предпринимательства. «…Следующей статьей идет принуждение предпринимателя к добровольным тратам. Вам как бы ничего не приказывают, но если вы в регионе не профинансируете
праздник в честь Губернатора и не вложите туда кучу денег, то на следующий день к вам придет налоговая милиция, или полиция, или еще не знаю что, но в любом случае предприятие будет терпеть огромные убытки. И, наконец, подношения лично чиновникам, разного уровня, в первую очередь, при получении в аренду недвижимости и получении земельных участков. Это самая коррумпированная сфера, в которую, несмотря на федеральные законы, доступа никакого нет, ни одного открытого конкурса, ни в одной губернии не проводится.
Большая часть собственности в руках региональных и местных властей. По последним оценкам эти подношения составляют 33 млрд. долларов в год. Весь федеральный бюджет составляет 60-65 млрд. при высоких ценах, а при низких ценах, как было в 1998 году, 35-40 млрд. Т.е. при конечной оценке получается, что почти весь федеральный бюджет, второй бюджет страны, через взяточничество и беспредельную коррупцию лежит в карманах чиновников. Как можно говорить о спецпрограммах после таких цифр? Конечно это благое дело, как в Америке. Я знаю, там есть специальные агентства и там оказывается огромная помощь государства. То же самое в Японии и т.д. У нас все превращается в чиновничий беспредел. Это, конечно, можно сделать, но это будет третье, наверное, дело или четвертое. А главное, убрать излишнюю власть с рынка и прекратить вот это мздоимство и упростить, действительно,
систему отчетности, налогов и т.д. и дать доступ к кредитным ресурсам. А потом уже спецпрограммы. Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Вводится упрощение лицензирования. 27% считают, что закон положение ухудшил, 76% – не изменил. Что это означает? Сократили виды деятельности, подлежащие, обязательному лицензированию до 104 и сделали список закрытым. Никто не имеет право вводить новые виды лицензирования, потому что
это закрыто Федеральным законом. Что делается на местах? Под видом проверок, выписывания новых, других документов ведомства фактически занимаются квази – лицензированием. Изменения арендных ставок на государственную недвижимость. Доступа к недвижимости нет – это вторая проблема. Значит, первая проблема для бизнеса – это вышеуказанная, а второе – отсутствие доступа к основным фондам.
Ну, не может предприятие работать, если у него нет здания. Так, фермер не может ничего выращивать, если у него нет земли. Так, даже экспертная группа ученых, которые решили консалтингом заняться, не может даже маленькое дело начать, все равно помещение им нужно. И последнее – отсутствие кредитных ресурсов. У нас нет альтернативных институтов получения кредитов.
Бьюсь 10 лет, никак не получается решить этот вопрос. Я имею в виду создание кредитных союзов юридических лиц, страховых союзов юридических лиц, когда их функции не облагаются страховым налогом внутри этой кассы взаимопомощи и при этом не нужно получать банковскую лицензию. Министерство финансов и ЦБ РФ против. Они считают, что это отмывание капитала. Это не правильно, потому что отмывание капитала происходит и так в оффшорах благополучно. 50% экономики находится в серой экономике, т.е. у меня такое впечатление, что государство упорно не хочет легализовать существующие финансовые капиталы в России. Я уверена, что в России мы просто купаемся за деньги. Вы не представляете, как много денег в стране, своих, отечественный денег. И они все находятся в серой экономике или находятся в карманах чиновников.
Что мешает малому бизнесу (отношения «чиновник – предприниматель») ПРИЧИНА КОЛИЧЕСТ-ВО ОТЗЫВОВ % ОТНОШЕНИЯ Система согласований слишком громоздка 175 29,5 Постоянные изменения требований и условий получения документов 135 22,7 Незаинтересованность чиновников в оперативном получении документации 124 20,9 Умышленное «торможение» процесса получения документов 85 14,5
Отсутствие навыков в получении документов у сотрудников предприятий 46 7,7 Объективные причины, не зависящие от структур, выдающих документы 27 4,5 Не испытывают проблем в получении документов 2 0,4 Под документами подразумевается лицензии, свидетельства и др. документы, при организовании предприятия. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. «Сегодняшние новости, как правило, слишком
правдивы, чтобы быть хорошими» Неизвестный журналист Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития индивидуального предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: 1. более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; 2. большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
3. гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; 4. относительно не¬высокие расходы, особенно затраты на управление; 5. большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; 6. более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; 7. относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала; 8. упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия; 9. сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках – у хозяина предприятия и др. Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравне¬нию с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распрос¬транению
практических знаний. Малые и средние пред¬приятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: 1. более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
2. зависимость от крупных компаний; 3. недостатки в управлении делом; 4. слабая компетентность руководителей; 5. повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; 6. трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; 7. неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) 8. имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и др.). Наиболее значимый недостаток, по мнению владельцев. И др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников частых фирм. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления.
Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла. На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей.
Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выжи¬вание выше, поскольку коллективное принятие реше¬ния более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные
периоды. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого предпринимательства. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем: • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров,
работ, услуг и культуры обслуживания; • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мо¬бильность, маневренность; • привлечение личных средств населения на развитие производства. • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талан¬тов, развитию различных видов ремесел, народных про¬мыслов;
• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; • активизация научно-технического прогресса; • освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств; • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих
производств; • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСОЙ ОБЛАСТИ Малое предпринимательство играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Свердловской области, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление. С 1991 – 2001г.г число малых предприятий в области возросло в 4,6 раза и составило 21,6 тыс. единиц. Численность персонала в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей достигла 262 тыс. человек или 15,7% от занятого населения в отраслях народного хозяйства. Субъекты малого предпринимательства (137 тыс. единиц) функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты. Из общей численности занятых в сфере малого бизнеса 44% – индивидуальные предприниматели без образования
юридического лица и 30% – работающие на малых предприятиях с численностью персонала до десяти человек. В экономике области на долю малых предприятии (без учета индивидуальных предпринимателей) приходится 8,4% объема выпуска продукции, работ, услуг и более 8% от общего поступления налогов. Большинству субъектов малого предпринимательства Свердловской области присущи гибкость, высокая приспособляемость к неблагоприятным условиям, значительная интенсивность труда.
В 2000 – 2001г.г. малые предприятия области демонстрируют высокие темпы роста производства продукции, работ и услуг (ежегодно в 1,5 раза). Развитие малого предпринимательства происходит неравномерно в отраслевом и территориальном размерах, свыше половины предпринимателей предпочитают заниматься торговлей и оказанием услуг, более 80% субъектов малого предпринимательства сосредоточено в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Каменске-Уральском, Первоуральске.
В ряде отраслей экономики области (оптовая торговля, бытовое обслуживание) малый бизнес является доминирующим, обеспечивая свыше 2/3 от общего объема товаров и услуг, в других отраслях (строительство, розничная торговля) – весомым, где его доля соответственно 31% и 44%. Туристско-экскурсионные, фотографические услуги, ремонт жилья, ремонт и изготовление мебели, одежды и обуви, вязка трикотажных изделий и ряд других услуг на 70-99% предоставляются населению субъектами малого предпринимательства. Однако незначительна еще роль малого бизнеса в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемах услуг пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-оздоровительных организаций (1-3 %). По данным исследования Свердловского областного комитета государственной статистики 35% малых предприятий работают менее 2 лет, 27% – от 2 до 5 лет, 38% более 5 лет, в том числе 16% более 8 лет и только 0,5%
осуществляют свою деятельность свыше 10 лет. В Свердловской области за последние десять лет созданы определенная правовая база, специализированная инфраструктура содействия, малому бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных
социологических исследований и опросов предпринимателей являлись несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. Отсюда неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли. У малого предпринимательства слаба производственно-техническая
и ресурсная база, в этой сфере находится только 3% от всех основных фондов хозяйственного комплекса области. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, то проблему нежилых помещений отмечают 25-30% субъектов малого предпринимательства. Сдерживает развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги. Социологические исследования показывают, что каждый 10 предприниматель сталкивается с нечестной конкуренцией. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность – существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства. Часть населения по-прежнему негативно относятся к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса. После бурного роста в Свердловской области числа субъектов малого предпринимательства в
I половине 90-х годов его развитие в последующем затормозилось. Происходит отток численности работающих из малых предприятий в индивидуальные предприниматели, что ведет к формированию менее эффективной структуры рабочих мест. Исследование, проведенное в 2001г. по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в 6 субъектах Российской Федерации, в том числе и в
Свердловской области, показало, что 58% опрошенных предпринимателей Свердловской области поставили среднюю оценку эффективности государственной поддержки малого бизнеса, 29% – низкую оценку, и никто не дал высокой оценки. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В настоящее время существуют различные форма финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная,
поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров. Финансовая поддержка:  Выдача кредитов,  Предоставление гарантий, кредитно-финансовым организациям,  Осуществление кредитование предприятий малого бизнеса,  Компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке. Имущественная поддержка:  Предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков,  Передачу малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую лизинговую компанию,  Создание бизнес-инкубаторов и технопарков. Дальнейшее качественное развитие малого бизнеса предусматривает оказание специализированных услуг,
связанных с подготовкой проектной документации, страхованием, получением конъюнктурной и особенно внешнеэкономической информации, участие в межрегиональных, международных выставках, ярмарках. Важное направление поддержки малого бизнеса – система информационно-консультационных услуг. Она призвана удовлетворить все возрастающий дефицит в сфере информации, маркетинга, консультации по различным аспектам предпринимательской деятельности, повысить профессиональный уровень работы предприятия.
Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность его финансовых ресурсов. Капитал необходим на стадии организации и открытия дела (основной капитал), а в дальнейшем – для финансирования и осуществления текущей деятельности (оборотный капитал). Самый простой и надежный источник – собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций и активов, дебиторская задолженность).
При недостаточности собственных ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей предприятия привлекаются банковские кредиты. Взаимоотношения банков с малыми предприятиями могут иметь формы: o Учета коммерческих векселей, o Кредитования, инвестиций o Финансового консультирования, управление потоками денежной наличности, o Предложение рисского капитала, поддержки брокерских услуг по операциям с ценными бумагами. В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса. 1. общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость – НДС, акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по
НДС с 1 января 2001 г. – необлагаемым минимумом. 2. упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995г.). 3. единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998г.). Объектом налога здесь выступает потенциально возможный доход (вмененный), начисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждается в разносторонней государственной поддержке. Надо назвать две Федеральные программы поддержки малого предпринимательства.
Первая – «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1994 – 1995 годы», вторая – «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1996- 1997 годы». В соответствии с последней Федеральному фонду были выделены ассигнования их федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в суме 386,6 млн. руб. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей эта Федеральная программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь чуть больше половины 53%, частично – 25% и не выполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже состояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия денежных средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли многократно окупиться. В феврале 2001 года
Правительство РФ рассмотрело итоги реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства за 2000 год. Был сделан вывод о том, что государство так и не создало необходимых условий для развития малого бизнеса. За последние восемь лет количество малых предприятий практически не изменилось. В секторе малого бизнеса В России занято 8 млн. человек, которые производят 5% объема всей промышленной продукции и около 15% услуг ( для страны с рыночной экономикой, на статус который
претендует Россия ничтожно мало). Проблемы: Несовершенная система налогообложения; Отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов; Финансовые трудности с получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования; Неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна; Низкая культура взаимодействия государственных служб в работе с предпринимателями.
При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, призванный обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А проблем у малого бизнеса в нашей стране не мало. Как следует из доклада о состоянии малого предпринимательства по итогам I квартала 2000г подготовленного Министерством экономического развития и торговли РФ, количество малых предприятий по сравнению аналогичного периода прошлого года уменьшилось на 1,9% и составило 873,6 тыс. Если в странах Евросоюза и Японии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45 – 50, то в России на 1000 жителей приходится 6 предприятий. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% от общего числа работающих. Доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. В
России каждый из этих показателей не превышает 10%. Из этого вытекает ряд причин, по которым так числа малы: Несовершенная система налогообложения; Отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов; Финансовые трудности с получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования; Неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;
Низкая культура взаимодействия государственных служб в работе с предпринимателями. К сожалению, идет снижение инвестиций предприятий малого бизнеса. В основной капитал: по отношению к общей базе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве – с 34 до 22%, и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%. Главные не решенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенством
федерального законодательства – недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о поддержке малого предпринимательства. Остро стоит также вопрос о с использованием для малого бизнеса нежилых помещений. Но эта проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технических зон, торговых предприятий «в шаговой доступности». В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Отсутствует системы проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет
надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение МП осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных финансовых
затрат. Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу; во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают урожденных музыкантов, спортсменов. Нет оснований считать, что предпринимателям нужно подходить с иной меркой.
Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом. Не простая проблема связанная и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу и по отношению к предпринимателям. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов. Под редакцией профессора В.Я. Горфинкеля, профессора В.А. Швандарова – 2-е издание. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003 год. 2. Малое предпринимательство. Теория и практика: Учебник. Блинов А.О, Шапкин И.Н. –
М.: Издательско-торговая корпорация. Дашков и К , 2003 год. 3. Предпринимательское право Российской Федерации. Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – «Юрист», 2003 год. 4. «ГУБЕРНСКИЙ» деловой журнал. № 4 июль 2003 год. 5. Закон Свердловской области от 2 декабря 2002 г. № 49 –
ОЗ «Об областной государственной целевой программе «Государственная поддержка малого предпринимательства в Свердловской области» на 2003 – 2005 годы». 6. Постановление правительства Свердловской области от 3 октября 2002г. № 1262 – ПП « О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 – 2015 годы».