Реорганизацияпредприятия. Виды реорганизации юридических лиц
В научной иучебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, ихосвещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученыхне признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматриватьданный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц.Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретическихисследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.
Несовершенствои противоречивость законодательства, отсутствие многих правовых норм,касающихся процесса реорганизации, ведут к тому, что существуют реальные рискипризнания любой реорганизации юридического лица незаконной.
Нетруднозаключить, что в законодательстве установлены лишь общие принципы реорганизацииакционерных обществ. Поскольку речь идет о сложном правовом институте,необходимо не только привести в соответствие отдельные противоречивыедействующие правовые нормы, но и детализировать их, а также ввестидополнительные нормы, что позволит упорядочить процедуру реорганизацииРеспублики Беларусь, защитить права кредиторов, а также поможет обеспечитьстабильность гражданского оборота в целом. Этим обусловлена актуальность темыдипломной работы, в которой автор попытается раскрыть особенности этогоинститута гражданского права.
Говоряоб организации, следует отметить то, что её функционирование начинается снепосредственного создания. Принято выделять два вида процедуры созданияразличными путями:
— путём учреждения нового предприятия,
— путём реорганизации уже имеющегося.
Следуетучитывать, что создание и регистрация нового юридического лица процесс менеедлительный и менее кропотливый. При реорганизации необходимо оцениватьрезультаты деятельности как до, так и после преобразований.
Традиционно рассматриваютреорганизацию с точки зрения последствий прекращения юридических лиц:относительное прекращение при сохранении для функционирования в гражданскомобороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядкеправопреемства к другим лицам.
Реорганизация – способсоздания или прекращения юридического лица, вследствие которого происходитпреемственность в правах и обязанностях. Реорганизация является специфическимспособом образования новых и прекращения действующих юридических лиц. Основныецели, которые преследуют участники реорганизации — это, прежде всего финансоваявыгода (укрупнение юридического лица, увеличение материального и имущественногофонда), увеличения доли присутствия на рынке, оптимизация налогообложения.Также не стоит списывать со счетов и такую цель как уход от исполненияобязательств, гарантиями исполнения которых, могут служить привлекательныеактивы либо имущество.
Реорганизация — одна изнаиболее часто применяемых в последнее время процедур в процессе деятельностипрактически всех организаций. Традиционно реорганизация рассматривается с точкизрения установленной законодателем процедуры перехода прав и обязанностей однихюридических лиц к другим в порядке правопреемства.
Для проведения реорганизациинеобходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечитьдостижение необходимого результата. Следует обратить внимание на способыреорганизации:
– добровольный (порешению участников);
– разрешительный (ссогласия государственных органов);
–принудительный (по решению уполномоченных органов государственной власти илисуда).
Реорганизацияюридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения,разделения, выделения и преобразования.
По различным основаниямэти пять форм разбивают на различные группы.
Первая группа: посубъекту :
– слияние, присоединение,преобразование
Вторая группа: по судьбеимущественной массы:
– слияние, присоединение(увеличивается);
– разделение, выделение(уменьшается);
– преобразование(остается без изменений).
Третья группа: по фактусохранения ранее существовавшего юридического лица:
– присоединение,выделение, преобразование (сохраняется);
– слияние, разделение (несохраняется);
Четвертая группа: пооформляющему реорганизацию акту:
– слияние, присоединение,преобразование (передаточный акт);
– разделение, выделение(разделительный баланс).
Пятая группа: по моментуреорганизации:
– слияние, разделение,выделение, преобразование (с момента государственной регистрации вновьвозникших юридических лиц);
– присоединение (смомента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи опрекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Слиянием юридических лицпризнается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностейдвух или нескольких юридических лиц и прекращением последних. Присоединениеюридического лица считается прекращение одного или нескольких юридических лиц спередачей всех их прав и обязанностей другому ранее созданному юридическомулицу.
Под разделениемюридического лица понимается прекращение юридического лица с передачей всех егоправ и обязанностей вновь созданным юридическим лицам.
Выделением юридическоголица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему(им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица безпрекращения последнего.
Преобразованиеюридического лица состоит в его прекращении и образовании на его основеюридического лица другой организационно-правовой формы. Таким образом, вчетырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращаетсуществование, причем в трех из них — при разделении, слиянии и преобразовании- наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) илинесколько новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишьвозникновение одного или нескольких новых юридических лиц.
В каждом конкретномслучае мотивы, побуждающие руководителей проводить реорганизацию своихпредприятий — различны. Но, как бы, то, ни было, объединяет их стремление к повышениюэффективности работы и упрочению позиций предприятия на рынке.
Как правило, посредством слияния ипоглощения компании могут значительно увеличить эффективность своейдеятельности за счет существенной экономии на текущих издержках, оптимизацииуправления и повышения конкурентоспособности.
Гражданский кодекс РеспубликиБеларусь даёт основные понятия реорганизации. Существование большинстваюридических лиц не ограничено какими-либо временными рамками. Прекращениеюридических лиц может влечь за собой различные последствия. В зависимости отних различают два вида прекращения: реорганизацию и ликвидацию. Реорганизацияявляется как одной из форм создания, так и одной из форм ликвидацииюридического лица, причем одновременно могут создаваться и ликвидироватьсянесколько юридических лиц.
При реорганизациипроисходит замена субъектов, которые имеют определенные права и обязанности.
Реорганизация являетсяспособом, как прекращения юридических лиц, так и возникновения новых.Реорганизация юридического лица — это его прекращение, влекущее возникновениеновых организаций или значительное изменение характера юридической личностисуществующих организаций. Проще это можно сказать так: реорганизация — способпрекращения деятельности юридического лица, характеризующийся переходом прав иобязанностей к другому юридическому лицу. В таких случаях ко вновь возникшимили ранее существующим организациям, помимо участников и имущества юридическоголица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности,фирменного наименования и др. Реорганизация возможна в формах слияния,присоединения, разделения, выделения, преобразования. Согласно нормам вслучаях, предусмотренных специальными законами, такой вид реорганизацииюридических лиц, как разделение или выделение, может иметь место по решениюуполномоченных на то государственных органов, а слияние, присоединение ипреобразование — только с их согласия. Общие для большинства юридических лицправила на этот счет содержатся в Законе о конкуренции, поскольку он говорит охозяйствующих субъектах, а хозяйственной предпринимательской деятельностью унас вправе заниматься и фактически занимаются как коммерческие, так инекоммерческие юридические лица.
Слияние как способ реорганизацииюридического лица означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданскогоправа за счет прекращения нескольких юридических лиц. При этом все права иобязанности каждого из них суммируются организацией, возникающей в результатеслияния, в соответствии с передаточным актом.
Присоединение заключается в том, чтосуществующая организация за счет того, что одна или несколько другихорганизаций вливаются в нее, сами, утрачивая признаки юридического лица. Этоспособ реорганизации при котором права и обязанности одного ранеесуществовавшего юридического лица переходят к другому юридическому лицу. Праваи обязанности переходят к укрупняющемуся юридическому лицу в соответствии спередаточным актом.
Разделение означает дробление одногоюридического лица, прекращающего свое существование, на несколько более мелкихорганизаций. Следовательно, права и обязанности прекращаемого юридического лицатоже дробятся: они переходят ко вновь возникшим организациям на основанииданных разделительного баланса.
Выделение — это, как и разделение,способ разукрупнения юридических лиц; в отличие же от разделения, при этомспособе разукрупнения организация не перестает существовать, но уменьшаютсяобъемы ее характеристик как юридической личности: уменьшается закрепленный заней имущественный комплекс, численность ее участников, объем гражданскойправоспособности. Все это как бы «вычитывается» из нее и переходит ко вновьвозникающим на такой основе другим юридическим лицам. Документом, фиксирующимподробности данного процесса, является составляемый при этом разделительныйбаланс.
Еще одним способомреорганизации юридических лиц признано их преобразование, т. е. изменение ихорганизационно-правовой формы юридического лица. При этом сама организация, ееучастники и ее имущество в количественном плане могут остаться неизменными; ноизменяется совокупность определенных признаков, характеризующих типсоответствующего юридического лица: его назначение как объединение других лиц иих имущества; правовой режим имущества, закрепленного за ним; методы решениятех или иных вопросов, возникающих в деятельности данной организации; объемтребований, предъявляемых к учредительным документам данного юридического лицаи к величине его уставного капитала; зависящий от всего этого способобразования и прекращения данного юридического лица. При преобразованииюридического лица ко вновь возникшему субъекту переходят права и обязанностипреобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом. Яркимпримером преобразования как формы реорганизации юридического лица являетсяакционирование унитарных предприятий. Та же форма реорганизации — преобразование юридического лица — происходит при продаже предприятий согласноПоложению о порядке продажи государственных предприятий-должников, котороедопускает их продажу с сохранением статуса юридического лица.
По отношению к отдельным видамюридических лиц в законодательстве предусмотрены особые правила, касающиеся ихреорганизации. В тоже время существуют некоторые общие правила реорганизацииюридических лиц. Они сводятся к следующему:
Во-первых, реорганизация возможна,как правило, лишь, когда об этом есть решение учредителей (участников)юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительнымидокументами.
Во-вторых, в отдельных случаях вкачестве меры предупреждения или преодоления монополистической деятельности натоварных рынках реорганизация юридических лиц в форме разукрупнения возможна впринудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов. Еслиучастники юридического лица или иные лица, которым адресовано такое решение, непроведут реорганизацию в установленный срок, то суд по иску может назначитьвнешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему, провести егореорганизацию. С этого момента к внешнему управляющему переходят права органаданного юридического лица: он выступает от его имени в суде, составляетразделительный баланс, передает его на рассмотрения суда вместе сучредительными документами вновь возникающих юридических лиц. Утверждение судомуказанных документов является основанием для государственной регистрации вновьвозникающих юридических лиц.
В-третьих, в то же время взаконодательстве предусмотрены гарантии прав разукрупняемого юридического лица.Решение о принудительном разукрупнении коммерческих организаций принимается приналичии совокупности следующих условий: возможности организационного итерриториального обособления ее структурных единиц; отсутствия между ееструктурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи; возможностиюридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынкеопределенного товара.
Юридическое лицо считаетсяреорганизованным, как правило, с момента государственной регистрации вновьвозникших юридических лиц. При проведении реорганизации юридических лиц должныучитываться интересы их кредиторов, так как последние вступали в имущественныеотношения с одними организациями, а потом на месте должников оказываютсядругие, что может нарушить интересы кредиторов реорганизуемого юридическоголица. Во избежание этого участники юридического лица или орган, принявшийрешение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом егокредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполненияобязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения причиненным имдосрочным прекращением обязательств убытков. При разукрупнении юридическоголица, возникшие на его основе организации, становятся перед его кредиторамисолидарными должниками, если из содержания разделительного баланса нельзяопределить, кто из них и в каком объеме принял на себя долги реорганизуемогоюридического лица.
Решение о реорганизации юридическоголица, как отмечалось, может быть принято его учредителями (участниками) либоорганом, уполномоченным на то его учредительными документами.
Реорганизация может быть также осуществленапо решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Однакоэто возможно только в случаях, прямо установленных законом. Кроме того, порешению государственного органа или суда юридическое лицо может бытьреорганизовано лишь в форме его разделения либо выделения из его состава одногоили нескольких юридических лиц.
По смыслу действующегозаконодательства реорганизация представляет собой специфический способпрекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаевреорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав иобязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.
Поскольку реорганизация всегдасвязана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведениисущественное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих кправопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованныхюридических лиц могут переходить:
Во-первых: в полном объеме только кодному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);
Во-вторых: в полном объеме, но кнескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);
В-третьих: частично как к одному, таки к нескольким правопреемникам (при выделении).
Переход прав и обязанностейот одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляетсясоответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актомреорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования илиразделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения). Утвержденные передаточный акт (или разделительный баланс имеютважнейшее значение, поскольку по этим документам определяется состав прав иобязанностей, переходящих к соответствующему правопреемнику. Однако вряд ли ихможно считать правоустанавливающими документами в том смысле, что без этогодокумента нет перехода соответствующего права. Скорее они являютсядоказательствами решения о распределении прав и обязанностей реорганизуемогоюридического лица. К правопреемникам переходят и не отраженные в этихдокументах и даже не выявленные на момент реорганизации права и обязанностиреорганизованных правопредшественников.
Реорганизация юридического лица невлечет появления в обязательстве дополнительных участников ни на сторонекредитора, ни на стороне должника, происходит лишь прекращение участияреорганизуемого юридического лица во всех обязательствах, права и обязанности,по которым переходят в порядке универсального правопреемства к другимюридическим лицам. Причем сами обязательства не прекращаются, а продолжаютисполняться лицами, заменившими выбывшего из обязательства первоначальногоучастника.
Поскольку при реорганизации в формахразделения и выделения у вновь образованных юридических лиц правопреемствовозникает в отношении строго определенных обязательств реорганизованногоюридического лица, предусмотрено, что подготавливаемый разделительный балансдолжен состоять не менее чем из двух частей: баланса реорганизуемогоюридического лица и баланса создаваемого юридического лица. Данное требование кего форме объясняется тем, что только при сопоставлении балансовреорганизованного юридического лица и каждого вновь образованного юридическоголица можно определить объем прав и обязанностей, перешедших в процессереорганизации к правопреемникам, и в каких пропорциях эти права и обязанностираспределяются между ними.
При реорганизации любого предприятияили организации в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация егоимущества и денежных обязательств. Основными целями инвентаризации являются:
– выявление фактического наличияимущества;
– сопоставление фактическогоимущества с данными бухгалтерского учета;
– проверка полноты отражения в учетеобязательств;
– установление действительностиобязательств, права и обязанности, по которым в процессе реорганизации перешлик правопреемнику.
Для успешного выполнения указанныхзадач необходимо, чтобы к разделительному балансу реорганизованногоюридического лица был приложен последний акт инвентаризации.
За понятием «реорганизация» стоитпереход имущества одного лица к другому, и в принципе, не придумай законодательподобного легального определения, этот процесс вполне мог протекать в следующейформе: получение участниками причитающегося им имущества юридического лица инезамедлительная передача его в полном объеме другому юридическому лицу.Динамика подобных отношений предполагала бы юридически значимую трансформациюправ участников реорганизуемого юридического лица: из обязательственных — в вещныеи затем обратно в обязательственные. При этом очевидно, что, поскольку реальныйвклад в уставный капитал юридического лица осуществлял бы обладающий имуществомна правах собственника участник прекратившего существование предприятия, он быи выступал законным учредителем первого.
Итак, реорганизация — процессперемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, характеризующийсяизменением комплекса их прав и обязанностей, субъектного состава участниковлибо организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица и влекущийуниверсальное правопреемство.
Реорганизация юридических лиц можетбыть представлена как их прекращение. Однако это определение не являетсявсеобъемлющим и не включает такой вид реорганизации, как выделение, влекущее непрекращение, а, наоборот, возникновение нового субъекта права.
К юридически значимым признакамреорганизации можно отнести следующие:
— универсальное правопреемство вновь возникших (в случаеприсоединения — измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода кпреемнику актива, также одну передачу имущественных обязанностей (пассива);
— отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовойили вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником иполная автономия последнего;
— изменение размера уставного капитала и субъектногосостава участников (в случае преобразования — только организационно-правовойформы) реорганизуемого юридического лица;
— все или часть участников реорганизуемого субъектавыступают учредителями (участниками) его правопреемника.
Ликвидациякоммерческой организации. Правовая основа прекращения деятельности предприятия
Ликвидация является способомпрекращения юридического лица, в результате которого наступает его своеобразная«смерть». В законодательстве Республики Беларусь не дано четкого определения упомянутогопонятия. Статья 57 Гражданского кодекса (ГК) лишь указывает на правовые последствияликвидации для юридического лица: «Ликвидация юридического лица влечет прекращениеего деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другимлицам, если иное не предусмотрено законодательными актами». Такой переход прав иобязанностей ликвидируемого юридического лица предусматривается, к примеру,Правилами накопления повременных платежей ликвидируемых предприятий в связи с причинениемувечья, иным повреждением здоровья либо смертью работника, утвержденными ПостановлениемСовета Министров от 04.11.1992 № 664. Пункт 9 указанных Правил определяет, что принедостаточности средств у ликвидированного юридического лица для накопления повременныхплатежей в полном объеме бремя расходов возлагается на собственника этого предприятияв случаях, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами,а при недостаточности средств у последнего либо их отсутствии – на Пенсионный фонд.
Правилами размещения банкамиРеспублики Беларусь денежных средств в форме кредита, утвержденными ПостановлениемПравления Национального банка РБ от 24.05.2001 №116, предусмотрено также частноеправопреемство в части погашения задолженности ликвидируемого(ликвидированного) юридического лица перед банком по кредиту и начисленным процентам.Пункт 29 определяет: «Задолженность по кредиту и начисленным процентам ликвидируемого(ликвидированного) или не прошедшего в установленном порядке перерегистрацию,либо длительно (более 1 года) не осуществляющего хозяйственную деятельность юридическоголица может быть погашена любыми юридическими и физическими лицами как безналичным,так и наличным путем в белорусских рублях и (или) в иностранной валюте».
Таким образом,белорусский законодатель, указав в статье 57 ГК РБ на возможность правопреемствапри ликвидации юридического лица, тем самым обеспечил определенную правовую защитуинтересов третьих лиц, затрагиваемых при прекращении субъекта хозяйствования (кпримеру, его работников).
Ликвидация юридического лицаможет проводиться по различным основаниям, в соответствии с которыми выделяют двеее разновидности – добровольную и принудительную. Добровольно ликвидация производитсяпо решению учредителей (участников) юридического лица либо его органа,уполномоченного на то учредительными документами. В подпункте 1 пункта 2 статьи57 ГК РБ закреплено: «Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей(участников)либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами,в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо,достижением цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействительнойрегистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениямизаконодательства, которые носят неустранимый характер». При добровольной ликвидацииинициаторами прекращения того или иного субъекта хозяйствования выступают его учредители(участники). Принудительная ликвидация допускается по решению суда или иных органов,в случаях предусмотренных законодательными актами. В соответствии с ГК РБ (пп.2п.2 ст.57), суд может принять решение о ликвидации юридического лица в случаях:
— непринятия решения о ликвидациипри истечении срока, на который создано юридическое лицо, при достижении цели,ради которой оно создано;
— осуществления деятельностибез надлежащего разрешения(лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством,либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическомосуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица,или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущеннымипри его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренныхзаконодательством.
Часть 2 подпункта 3 статьи57 ГК, таким образом, содержит одновременно несколько оснований для ликвидации юридическоголица, из которых наиболее сложными для практического применения являются осуществлениедеятельности без лицензии и осуществление деятельности с неоднократными или грубыминарушениями законодательства. Проблема состоит в том, является ли аннулированиелицензии юридического лица на осуществление определенной деятельности(к примеру,производство взрывчатых веществ, лекарственных препаратов и так далее) основаниемдля его ликвидации, есть ли основания для ликвидации в случае, когда юридическоелицо осуществляет несколько видов деятельности и лицензия на один из них аннулирована,как поступить суду в ситуации, когда юридическое лицо в своей деятельности допускаетнеоднократные или грубые нарушения закона, иных нормативно-правовых актов,однако является единственным торговым предприятием в населенном пункте и его ликвидацияможет вызвать негативные последствия для проживающих там граждан.Законодательством эти вопросы не урегулированы, их разрешение – это вопрос судебнойпрактики.
Положением о государственнойрегистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования,утвержденным Декретом Президента РБ от 16.03.1999 №11 «Об упорядочении государственнойрегистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» вредакции Декрета Президента РБ от 16.11.2000 №22, дополнен перечень оснований ликвидацииюридического лица, указанный в ГК, применительно к коммерческим организациям.Согласно пункту 41.2 Положения, коммерческая организация может быть ликвидированапо решению хозяйственного суда, помимо оснований, предусмотренных ГК, по следующимоснованиям:
— сокрытие (занижение)прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд.
— наличие убытков по итогамвторого и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией,за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщенийо причинах возникновения убытков;
— наличие задолженности поплатежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключениемсельскохозяйственного производственного кооператива;
— уменьшение стоимости чистыхактивов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансовогогода ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда[10].
Постановление Совета Министровот 22.11.1999 №1825 «О нормативном регулировании понятия «чистые активы» указывает,что чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активовюридического лица, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
Активы, принимаемые к расчету,- это денежное или неденежное имущество юридического лица, в состав которого включаютсяпо балансовой стоимости: основные средства; нематериальные активы;незавершенное строительство; долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения,за исключением балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров;запасы; дебиторская задолженность, за исключением задолженности участников (учредителей)по их взносам в уставный фонд(капитал); прочие активы.
Пассивы, принимаемые к расчету,- это обязательства юридического лица, в состав которых включаются: целевые финансированиеи поступления; заемные средства; кредиторская задолженность; расчеты по дивидентам;доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей; прочие пассивы.
Вынести решение о ликвидациивправе соответствующий регистрирующий орган в случаях:
— нарушения сроков регистрацииакций, установленных законодательством.
— нарушение сроков и порядкаформирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствиис законодательством.
— неосуществления предусмотреннойучредительными документами предпринимательской деятельности в течение 6 месяцевподряд и ненаправления коммерческой организацией регистрирующему и налоговому органамсообщений о причинах неосуществления такой деятельности.
Регистрирующий орган обязансогласовывать ликвидацию коммерческих организаций, акции (доли) которой находятсяв государственной собственности, с республиканским органом государственного управленияили местным исполнительным и распорядительным органом, уполномоченным управлятьсоответствующим государственным имуществом.
Следует отметить, что существуютнекоторые особенности ликвидации некоммерческих организаций, хотя в целом ликвидацияданных юридических лиц осуществляется по общим правилам, установленным законодательством.Пункт 4 статьи 57 ГК гласит: «Юридическое лицо, являясь коммерческой организациейлибо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иногофонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса вследствиепризнания его экономически несостоятельным (банкротом)». То есть некоммерческаяорганизация прекращает свою деятельность не только по основаниям, изложенным в пункте2 данной статьи, но для этой категории участников гражданского оборота пункт 4 предусматриваетдополнительное основание ликвидации. Кроме того, ряд иных норм ГК также содержитдополнительные основания прекращения данных юридических лиц, но уже конкретизируянепосредственно для каждой отдельной организационно-правовой формы. Так, Кодексуказывает на следующие формы некоммерческих юридических лиц: потребительские кооперативы,общественные организации, религиозные организации, благотворительные и иные фонды,учреждения, ассоциации и союзы(пункт 3 статьи 46 разрешает создание некоммерческойорганизации и в других формах, предусмотренных законодательством, поэтому уже действуюттворческие союзы, товарищества собственников жилых помещений).
Потребительские кооперативыликвидируются по общим правилам о ликвидации юридических лиц, указанных в статье57 ГК, а также в судебном порядке по требованию кредиторов (пункт 4 статьи 116).
Общественные организации могутбыть ликвидированы по решению их высших органов и по решению суда за совершениеобъединением действий, указанных в статье 3 Закона РБ «Об общественных объединениях»от 04.10.1994 № 3254-XII(свержение или насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостностии безопасности государства, пропаганда войны, насилия, разжигание национальной,религиозной и расовой вражды, оказание отрицательного влияния на физическое и психическоездоровье граждан), в случае повторного в течение года совершения действий, за которыебыло вынесено письменное предупреждение и если при регистрации общественного объединениясо стороны его учредителей были нарушены требования упомянутого выше Закона «Обобщественных объединениях» и иных актов законодательства.
Политические партии, в соответствиисо статьей 35 Закона РБ «О политических партиях» от 05.10.1994 № 3266-XII, прекращают свою деятельность по решениювысших органов, а также по решению Верховного Суда РБ за деятельность, имеющую цельюизменение конституционного строя, или за ведение пропаганды войны, национальнойрозни, религиозной и расовой вражды или повторного в течение года совершения действий,за которые было вынесено письменное предупреждение. Кроме того, Верховный Суд вправевынести решение о ликвидации за нарушение законодательства о массовых мероприятияхв случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Деятельность религиозных организацийможет быть прекращена при их ликвидации в соответствии с их собственными установлениями.Решение о ликвидации подобных юридических лиц выносится судом в случае повторногов течение года нарушения законодательства РБ, осуществления деятельности,противоречащей уставу религиозной организации, или направленной против суверенитетаРБ, конституционного строя и гражданского согласия, пропаганды войны,социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения национальнойчести и достоинства, осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав,свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданамиих государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред ихздоровью и нравственности(статья 18 Закона РБ «О свободе совести и религиозных организациях»от 17.12.1992 № 2054-XII).
Фонд может быть ликвидировантолько судом по заявлению заинтересованных лиц по основаниям, предусмотренным пунктом2 статьи 119 ГК:
· если имущества фонданедостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имуществаневозможна;
· если цели фонда немогут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
· в случае уклоненияфонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
· в иных случаях,предусмотренных законодательством.
В нашем государстве действуюти бюджетные фонды, законодательство о которых не согласуется с изложенными вышеправилами статьи 119 ГК. Примером могут служить бюджетные фонды охраны природы вРБ. Их деятельность регулируется Положением о порядке формирования и использованиясредств бюджетных фондов охраны природы в РБ на 1998 г., утвержденным ПостановлениемСовета Министров РБ от 02.04.1998 №30.
Учреждение может быть ликвидированопо общим правилам ликвидации юридических лиц, но оно не может быть объявлено банкротом,поскольку субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имуществаучреждения. Это вытекает из анализа статьи 120 ГК.
Ликвидация ассоциаций и союзовтакже осуществляется по общим правилам ликвидации юридических лиц, но ассоциация(союз) не может быть признана банкротом, так как по ее обязательствам субсидиарнуюответственность несут ее члены (статья 123 ГК).
Имеются особенности прекращениядеятельности потребительских союзов. Они ликвидируются по решению их высших органовс согласия соответствующего исполнительного и распорядительного органа (в случаеликвидации республиканского союза – с согласия Правительства РБ), а также по основаниям,предусмотренным законодательством РБ (пункт 55 Положения о потребительской кооперациив Республике Беларусь, утвержденного Декретом Президента РБ от 20.08.1999 № 32)[26].
Общим для всех случаев ликвидациинезависимо от оснований ее проведения является создание ликвидационной комиссии,назначения ликвидатора органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.Фактически именно с этого момента и начинается непосредственно указанный процесс,так как можно говорить о том, что создание ликвидационной комиссии или назначениеликвидатора (суть идентичные понятия) — это воплощенное, реализованное решение оликвидации юридического лица.
Ликвидация как способ прекращенияюридического лица представляет собой достаточно сложную процедуру, порядок проведениякоторой можно представить следующей схемой. Исходя из статьи 59 ГК, этапами ликвидацииявляются:
1. выявление кредиторовликвидируемого юридического лица;
2. составление промежуточноголиквидационного баланса;
3. продажа имуществаликвидируемого юридического лица;
4. выплата денежных суммкредиторам;
5. составление ликвидационногобаланса.
Расчетная часть
Структура оборотных ивнеоборотных активов предприятия и ее изменение за отчетный год.
Табл. 1 — Состав иструктура внеоборотных активов предприятияСтатьи баланса На начало года На конец года Изменение Млн. руб Удельный вес, % Млн. руб Удельный вес, % Млн. руб. Удельный вес, %
Темп изменения,
% А 1 2 3 4 5 6 7 Внеоборотные активы: 1111112 100 1433435 100 322323 100 29,01 основные средства 1000578 90,05 1275170 88,96 274592 85,19 27,44 нематериальные активы 101 0,01 312 0,02 211 0,07 208,91 доходные вложения в материальные ценности 845 0,08 2792 0,19 1947 0,60 230,41 вложения во внеоборотные активы 109588 9,86 155161 10,82 45573 14,14 41,59 прочие внеоборотные активы – – – – – – –
Итого по разделу 1 1111112 100 1433435 100 322323 100 29,01
1) Находим удельный вескаждой позиции баланса:
1000578/1111112*100%=90,05% и т.д.
2) Находим изменение вмлн. руб.:
1433435-1111112=322323млн. руб. и т. д.
3) Находим темпизменения:
1433435/1111112*100%=129,01%, т. е. процент изменения внеоборотных активов в целом – 29,01 % и т. д.
Вывод: таким образом,внеоборотные активы в отчетном периоде по сравнению с базовым в общемувеличились на 322 323 млн. руб., что составило 29,01 %.
Табл. 2 — Состав иструктура оборотных активов предприятия Статьи баланса На начало года На конец года Изменение Млн. руб Удельный вес, % Млн. руб Удельный вес, % Млн. руб. Удельный вес, % Темп изменения,% А 1 2 3 4 5 6 7 1.Запасы и затраты, в том числе: 83422 30,50 140759 28,52 57337 26,06 68,73 сырье и материалы 54741 20,02 89557 18,15 34816 15,82 63,60 незавершенное производство 7452 2,72 26528 5,38 19076 8,67 255,99 готовая продукция 14169 5,18 14317 2,90 148 0,07 1,05 товары отгруженные – – – – – – – 2. Дебиторская задолженность (включая прочую) 149495 54,66 184898 37,46 35403 16,09 23,68 3. Денежные средства 5307 1,94 126557 25,64 121250 55,10 2284,72
Итого по разделу 2 273484 100,00 493528 100,00 220044 100,00 80,46
1) Находим удельный вескаждой позиции баланса:
83422/273484*100=30,50% ит. д.
2) Находим изменение вмлн. руб.:
140759-83422=57337 млн.руб. и т. д.
3) Находим темпизменения:
140759/83422*100%=168,73%,т. е. процент изменения запасов и затрат – 68,73 % и т. д.
Вывод: из расчетов видно,что в целом оборотные активы возросли на 220044 млн. руб., что составило 80,46%, дебиторская задолженность (включая прочую) увеличилась на 35403 млн. руб.,что составило 23,68 %, а денежные средства предприятия увеличились на 121250млн. руб., что составило 2284,72%.
Показатели экономическойэффективности
Табл. 3 — Показателиэкономической эффективностиНаименование показателя Ед. изм 1 –ый год 2-ой год %
/>А 1 3 6 7 Прибыль от реализации продукции балансовая Млн. руб 616140 977522 58,65 Деловая активность или капиталоотдача Млн. руб 1,28 1,23 -3,91 Рентабельность активов по балансовой прибыли % 44,50 50,73 14 Рентабельность активов по чистой прибыли % 25,36 31,93 25,91 Рентабельность собственного капитала по балансовой прибыли % 225,29 198,07 -12,08 Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли % 128,38 124,66 -2,90 Рентабельность основного капитала % 55,45 68,19 22,98 Прибыльность продукции % 34,69 41,27 18,97 Рентабельность продукции % 79,23 98,61 24,46 Прибыльность продаж (оборота) по балансовой прибыли % 236,42 40,52 -82,86 Прибыльность продаж (оборота) по чистой прибыли % 134,72 25,50 -81,07 Индекс доходности предприятия 1,63 2,15 31,90
1) Капиталоотдача:
Ко=В/А=1775933/1384596=1,28млн. руб. и т. д.
2) Рентабельность активовпо балансовой прибыли:
Ра=Пб/А*100%=616140/1384596*100=44,50%и т. д.
3) Рентабельность активовпо чистой прибыли:
Ра=Чп/А*100%=351093/1384596*100%=25,36% и т. д.
4) Рентабельностьсобственного капитала по балансовой прибыли:
Рк=Пб/ОС*100%=616140/273484*100%=225,29% и т. д.
5) Рентабельность собственного капиталапо чистой прибыли:
Рк=Пч/ОС*100%=351093/273484*100%=128,38% и т. д.
6) Рентабельностьосновного капитала:
Рк=Пб/ОФ*100%=616140/1111112*100%=55,45%и т. д.
7) Прибыльностьпродукции:
П=Пр/Вр=616140/1775933*100=34,69% и т. д.
8) Рентабельностьпродукции:
Рп=Пв/С*100%=616140/777675*100%=79,23%и т. д.
9) Прибыльность продаж(оборота) по балансовой прибыли:
П=Пб/Д*100%=616140/260615*100=236,42%и т. д.
10) Прибыльность продаж(оборота) по чистой прибыли:
П=Пч/Д*100=351093/260615*100%=134,72% и т. д.
11) Индекс доходностипредприятия:
Iд=Д/Р=1820065/1116379=1,63% и т. д.
12) Процент увеличения показателей:
977522/616140*100=158,65% — 100%=58,65 % и т. д.
Вывод: таким образом,расчеты показали, что прибыль от реализации продукции возросла на 58,65,прибыльность всей продукции увеличилась на 18,97 %, и, соответственно,рентабельность возросла на 24,46%. Индекс доходности возрос на 31,90, чтоговорит об увеличении доходов предприятия. Это положительная ситуация дляпредприятия, оно работает экономически эффективно и приносит достойную прибыль.Развиваясь такими темпами, организация добьется больших успехов в экономическойсреде и займет достойное место на рынке товаропроизводителей.
Расчет динамикипоказателей
Табл. 4 — Расчет динамики показателейНаименование показателя Ед. изм Базисный год Анализируемый пеиод Изменение 1-год 2-год абсолютное %, А 1 2 3 4 5 6 1.Активы предприятия Млн. руб 1384596 1384596 1926963 542367 139,17 2.Собственный капитал Млн. руб 1268234 1268234 1789850 521616 141,13 3. Балансовая прибыль Млн. руб 616140 616140 977522 361382 158,65 5. Заемные средства (стр.1-стр.2) Млн. руб 102231 102231 96129 -6102 94,03 6. Рентабельность активов % 44,50 44,50 50,73 6,23 114 8. Рентабельность собственного капитала % 225,29 225,29 198,07 -27,22 87,92
1) Недостающие данныеберем из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также изтаблицы 3 — Показатели экономической эффективности.
2) Абсолютное изменениерассчитываем путем разности данных анализируемых годов:
1926963-1384596=542367млн. руб. и т. д.
3) Изменение в процентахрассчитываем путем деления анализируемых граф (гр. 4/гр. 2) и умножениемрезультата на 100 %.
Вывод: расчеты показали,что активы предприятия возросли на 542367 млн. руб., что составило 39,17%,собственный капитал увеличился на 521616 млн. руб., что составило 41,13 %,балансовая прибыль возросла на 361382 млн. руб., что составило 58,65%, а долязаемных средств снизилась на 5,97 %, что в сумме равно 6102 млн. руб. Этоблагоприятная обстановка для предприятия, т. к. снизилось влияние участия стороннихорганизаций.
Список литературы
1. Гражданскийкодекс Республики Беларусь, 7 декабря Консультант плюс: Беларусь. Технология3000 [Электр.ресурс] СМЯГО» «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. РеспубликиБеларусь. Мш 2005.
2. Об упорядочениигосударственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектовхозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 18.03.1999 № 11/Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 18.06.1999. № 45, 2/40.
3. Положение побухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов: Утв.Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118/Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2001. — № 109. — №5/9431.
4. Основныеположения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (товаров, работ):Утв. Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерствастатистики и анализа. Министерства труда Республики Беларусь от 30.01.1998,Министерства экономики Республики Беларусь от 26.01.1998, Министерствастатистики и анализа Республики Беларусь от 30.01.1998, Министерства финансовРеспублики Беларусь от 30.01.1998, Министерства труда Республики Беларусь от30.01.1998 № 19-12/397/01-21/8/3/03-02-07/300 (ред. от 07.06.2005).
5. Бабук И.М.Экономика предприятия: учеб, пособие для студентов технических специальностей /И.М. Бабук — Мн.: «ИВЦ Минфина», 2006.
6. Мясникова, О.В.Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс. — Минск: Изд-во МИУ, 2005.
7. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие.М.: ООО «Новое знание», 2003.
8. Закон Республики Беларусь«О предприятиях» от 14.12.1990г.//НРПА.-2001.-№ 48.- 2/759.
9. Положение о государственнойрегистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования,утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999г. № 11//НРПА. 2003. №127.1/5084.
10. Мясникова, О.В.Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс. — Минск: Изд-во МИУ, 2005.
11. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебник. М.:Финансы и статистика, 2003.