Министерство образования Российской Федерации
Волгоградский Государственный Технический Университет
Реферат по истории
на тему:
“Преобразования Петра Великого”
Выполнил студент
группы ЭВБ-190
Гребенюк Дарья
Волгоград 2010
Содержание
Введение
Предпосылки реформ Петра I
Судебная реформа
Военные реформы
Церковная реформа
Реформы в области культуры и быта
Внешняя политика.
Итоги и историческое значение реформ Петра I
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России – вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.
Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность Петра очень сложна и противоречива, но при этом Петр I был очень цельной натурой. Во всех
его начинаниях, порой очень противоречивых, было все же рациональное зерно. Невозможно рассматривать деятельность Петра,не учитывая того, что из 36 лет его правления, лишь около 1.5 лет Россия
находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ и вообще на всю внутреннюю и внешнюю политику.
Старое никогда не уходит с общественной сцены добровольно, и новое всегда рождается в жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда
оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.
За несколько десятилетий строится новая система управления, появляется первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии. Первый музей в
стране. Первая публичная библиотека. Первые публичные театры. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук.
Этот список можно продолжать еще долго, но мне хотелось бы выделить военно-морской флот, который по праву считается детищем Петра, так как ранее отсутствовал в России. Так же регулярная армия,
великолепно обученная, и столь же хорошо вооружена.
Оценивая положительное значение преобразований Петра в истории России, надо помнить, что политика Петра носила классовый характер. Преобразования эпохи осуществлялось за счет огромных потерь
трудового населения. Это его усилиями воздвигался Петербург, строились корабли, сооружались крепости, канавы и дворцы. На плечи народа легли новые тяготы: были увеличены налоги, введена рекрутчина,
производились мобилизации на строительные работы. Русские воины проявляли чудеса храбрости в сражениях, овеянных славными победами у Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама.
Благодаря внешней политике Петра, было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России. Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас,
но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго
скрывало в своей глубине.
В своем реферате я хотела бы отойти от личности Петра и больше углубиться вглубь самих преобразований.
Но перед тем как преступить непосредственно к реформам, я думаю, надо обдумать причины необходимости проведения таких серьезных преобразований.
Предпосылки реформ Петра I
Прежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра, вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII в.
Огромная территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них, Московское государство представлялось отсталым и даже
«полудиким». Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной «смутой» и интервенцией начала XVII в., когда были разорены наиболее развитые в
хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, разумеется, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны, по мнению ряда историков (В.О.
Ключевский, Н.И. Павленко, С.М. Соловьев), оказывали ее природно-географические и социальные условия.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Государственный аппарат, во главе которого стояла боярская
аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и
Востока.
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое
разделение труда – основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: “Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспиром и Вальтерам Скоттам! ” XVII век был временем, когда
Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась
и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало
возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, “требовались народом”. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с
реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром,
была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного
устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
Преобразования, проводимые Петром I в ХVП – ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми
возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I:
Первый (1699-170910гг.) – изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.
Второй (171011-171819гг.) – создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение
законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий (171920-172526) – начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая
реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.
Судебная реформа
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Судебная реформа явилась составным элементом реформы центральных и местных органов
государственного аппарата. Были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в губерниях и нижние суды в провинциях.
Основная задача реформы – отделение суда от администрации. Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не соответствовала российским
условиям начала XVIII в. Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком
слабы, чтобы “освоить” сделанную им уступку в виде суда, независимого от администрации.
Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли “канцелярии
розыскных дел”, которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя.
Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления).
Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд
решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.
Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.
Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям
путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.
В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные
суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).
Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов
(Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.
Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой
борьбы. Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков — постепенное увеличение удельного веса розыска в ущерб так называемому суду — привела к
полной победе розыска в начале правления Петра I. Владимирский-Буданов считал, что «до Петра Великого вообще надо признать еще состязательные формы процесса общим явлением, а следственные —
исключением»[5]. Иной точки зрения придерживался С. В. Юшков. Он полагал, что в это время только «менее важные уголовные и гражданские дела… рассматривались в порядке обвинительного процесса, т.
е. так называемого суда»[6]. М. А. Чельцов говорил о «последних остатках состязательного процесса (старинного «суда»)», которые, по его словам, исчезают при Петре I.[7]. Думается, однако, что
розыск нельзя еще до Петра I считать господствующей формой процесса, но нельзя считать и исключением.
Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального
законодательства конца ХVП – начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. “Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску…”, главным содержанием
которого являлась полная замена суда розыском. Сам по себе указ не создает принципиально новых форм процесса. Он использует уже известные, сложившиеся на протяжении веков формы розыска.
Закон очень краток, в нем записаны лишь основные, принципиальные положения. Следовательно, он не заменял предыдущее законодательство о розыске, а наоборот, предполагал его использование в нужных
пределах. Это хорошо видно из указа 16 марта 1697 г., изданного в дополнение и развитие февральского указа. Мартовский указ говорит: «а которые статьи в Уложенье надлежат к розыску и по тем статьям
разыскивать по прежнему[8]».
Указ 21 февраля 1697 г. был дополнен и развит «Кратким изображением процессов или судебных тяжб». Первое издание появилось еще до 1715 г., возможно в 1712 г. “Краткое изображение” являлось
военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В “Кратком изображении”
содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа);
определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.
Указом от 5 ноября 1723г. “О форме суда” была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на “приличных”
(соответствующих) статьях материального закона. Изменения, внесенные Указом “О форме суда” были не столь принципиальными. По сути, указ был создан в развитие “Краткого изображения”.
Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.
Военные реформы
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Военные реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других
областях. «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы», – писал выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский. Именно задачи создания современной, боеспособной армии
и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. С раннего детства Петра увлекало военное дело. В селах, в которых жил маленький царь, создал два «потешных» полка:
Семеновский и Преображенский – уже совершенно по новым правилам, отвечавшим европейским стандартам. К 1692 г. эти полки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы и другие
полки.
Армия, доставшаяся Петру, была наследственной, она находилась на самообеспечении. Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого особого обучения в армии не
существовало, точно так же как и не было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а, как говорилось
по породе. Другими словами, армия не являлась той силой, которая могла бы оказать сопротивление современной ей европейской армии, от которой к концу ХVII века она более чем отставала.
«Еще отец Петра, Алексей Михайлович, предпринимал попытки переустройства армии. При нем в 1681 г. была создана комиссия под председательством князя В. В. Голицына, которая должна была изменить
устройство армии. Были проведены некоторые изменения: армия стала более структурированной, теперь она делилась на полки и роты, также были назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг, а не от
происхождения. 12 января 1682г Боярская Дума приняла постановление, в котором говорилось, что старшим офицером может стать и незнатный человек, но опытный и знающий, и все независимо от
происхождения должны ему подчиняться». Валишевский Казимир Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях :ч-1 Воспитание; ч-2 Личность; ч-3 Дело–М.:СП “КВАДРАТ” 1993–448с. стр.-240.
Благодаря этим изменениям московское войско стало более организованным и структурированным. Но все же эту военную организацию нельзя было назвать реальной регулярной армией из-за огромного
количества пережитков, сохранившихся с давних времен, некоторые из них относились еще к временам царствования Василия III.
Таким образом, Петр получил армию хоть и не удовлетворявшую всем требованиям военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к дальнейшим преобразованиям.
Главным шагом Петра было уничтожение стрельцов. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой,
вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII
веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу.
Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской
державой. Его жизнь и деятельность определял “Морской устав “. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота.
В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и другие мелкие
суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военные Российскому флоту” и др.
В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Тогда же была создана
морская пехота. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.
С формированием флота был создан и его устав. Зачатками морского устава являются 15 статей, составленные Петром I во время его плавания на галерах к Азову в 1696 г. В 1715 г. Петр приступил к
составлению более полного морского устава, который был издан в 1720г. – «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море». Морской устав Петра отличался
оригинальностью и являлся результатом его многолетнего боевого опыта.
Петром I была радикально изменена и система военного управления. Вместо многочисленных приказов (Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал – комиссара, Приказ артиллерии и др), между
которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I для руководства соответственно армией и военно-морским флотом учредил Военную и Адмиралтейскую коллегии, строго централизовав тем самым
военное управление.
Таким образом, реформы в области организации вооруженных сил были наиболее успешными. В результате Россия стала могущественной в военном отношении государством, с которым приходилось считаться
всему миру.
Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную,
финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.
Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных
злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост “местоблюстителя патриаршего престола”. В 1701 г. образуется
Монастырский приказ – светское учреждение – для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.
Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г.,
после создания Синода – глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому
органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных
органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 асессоров»
«По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для
руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем».
Духовный регламент – это законодательный акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других
государственных учреждений. Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить
властям о намерении исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась
самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой
причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.
Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных
расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине
монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. – всем тем, что не было противопоказано монашеству.
Создание такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: « От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого
собственного правления духовного…» В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и
управляемую светской властью.
Реформы в области культуры и быта
Для русской культуры конца XVII – XVIII вв. были характерны, прежде всего, три взаимосвязанных процесса: 1. Происходило дальнейшее обмирщение культуры – освобождение ее от церковного влияния. В
результате определяющим в культурной жизни в XVIII веке становится светское направление. 2. В ней появляются новые для России мировоззренческие принципы- рационализм и индивидуализм, развивается
личностное начало. 3. Смелее преодолевается ее национальная замкнутость в ходе вступления России в систему европейских государств, европеизации культуры. Петровские реформы открыли широкие
возможности для развития этих тенденций в русской культуре в целом. Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые – Навигационная и Артиллерийская – основаны в 1701 г.), в том числе
начальных (цифирных) в губерниях (1714), в которых детей обучали арифметике и началам геометрии.
В петровское время были открыты медицинское училище (1707), инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. Чтобы удержать командные высоты в государстве и способствовать
развитию Отечества, дворянство должно было овладевать знаниями. Специальным указом Петр Великий запретил жениться неграмотным дворянам. Их обучали не только в стране, но и стали направлять для
учебы за границу.
При Петре I осуществлялась коренная перестройка всей системы образования и науки в стране. Выходят учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, знаменитая
«Арифметика» Л. Магницкого. Эту книгу, как и первую печатную грамматику М. Смотрицкого, М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». Издавались словари, различные руководства по механике,
технике, архитектуре, истории и др. В то время издано свыше 600 названий книг и других изданий, в том числе и переводных. С этой целью в первой четверти 18в. было открыто несколько новых
типографий.
Для печатания книг с 1703 г. введены упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры. Возникли светские библиотеки, открываются лавки для продажи книг. В 1714 г. В Петербурге основана старейшая в
России библиотека. Фонд ее составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное собрание Петра I. Эта библиотека как книгохранилище существовала
вначале при Кунсткамере – первом в России музее, открытом в 1719 г. с 1723 г. библиотека стала доступной для общественного пользования. С декабря 1702 г. в России стала издаваться первая печатная
газета «Ведомости».
Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли географы, землепроходцы. В. Атласов составил первое этнографическое и географическое описание Камчатки. В 1713-1714 гг. русские землепроходцы
побывали на Курильских островах. Началось изучение производительных сил страны. В 1720 г. правительство организует первую в России экспедицию в Сибирь под руководством Даниила Миссершмидта, которая
открыла много нового в познании природы края и культуры сибирских племен. За три недели до своей кончины Петр I подписал указ об отправке первой морской Камчатской экспедиции. Они возглавлялись
известными мореплавателями В.И. Берингом и А.И. Чириковым. Итогом экспедиций стало открытие в 1741 г. пролива, разделяющего Европу и Азию. Его назвали Беринговым проливом. Члены экспедиции нанесли
на карту и описали почти все побережье Сибири. Ботаник Гмелин, входивший в сухопутный отряд второй экспедиции, по результатам исследований написал труд «Флора Сибири», описав 1200 видов растений.
С.П. Крашенинников же составил и издал «Описание земли Камчатки» и стал основоположником русской этнографии. Его труд был переведен на многие языки мира и не утратил своего значения до сих пор.
Согласно петровского указа с 1722 г. начался сбор материалов по истории России, в том числе В.Н. Татищевым (1686-1750), который позже написал пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших
времен», переизданную в наше время.
В 1724 г. Петром I было принято решение о создании Петербургской Академии наук, которая открылась в 1725 г. (вскоре после его смерти) и стала не только общенациональным научным центром России, но и
базой подготовки научных кадров.
Петровские преобразования и военные походы нашли отражение в литературе, публицистике. В 1717 г. в Петербурге вышло в свет «Рассуждение..» о причинах войны со Швецией, подготовленное по поручению
Петра I вице-канцлером В.В.Шафировым. По сути это первый в российской истории трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика представлена «Книгой о скудности и
богатстве» ученого-самородка И.Т.Посошкова, который высказал ряд смелых для своего времени мыслей по вопросам развития предпринимательства в России Петр Великий понимал важность предпринимательства
и оценивал людей не «по породе» и подхалимству, а по деловым качествам. Его «Табель о рангах» (1722) способствовала продвижению по службе людей предприимчивых, одаренных, вытесняя старые,
тормозившие развитие страны обычаи, создавая новую морально-психологическую обстановку. При Петре I церковь была подчинена государству и введенное им синодальное устройство русской православной
церкви оставалось неизменным в России в течение 197 лет. Но в то же время по этому вопросу шли споры, высказывались разные мнения, нашедшие отражение в литературе.
Главным сторонником церковной реформы был Феофан Прокопович- один из видных церковных деятелей, писатель. В 1722 г. в этой связи им был разработан «Духовный регламент».
Литературная же деятельность митрополита Стефана Яворского, выступившего против реформаторства и протестантизма, отражена в религиозных трактатах «Знамение пришествия антихристова» и «Камень веры».
Светским содержанием наполняется живопись. Светская портретная живопись получила развитие в портретах А.М. Матвеева- «Автопортрет с женой», И.Н. Никитина- «Петр I ». Появляются батальные полотна
Никитина- «Куликовская битва», «Полтавская битва», видовые гравюры братьев Зубовых и т.д.
16 мая 1703 г., как сообщает историк С.М. Соловьев, приступили к строительству нового города Петербурга, созданного в короткий срок. Он становится столицей Российской империи. В 1725 г. в нем жило
40 тыс. жителей. Замечательными памятниками архитектуры в Петербурге стали: Петропавловская крепость, летний дворец Петра I (архитектор Д. Трезини), Адмиралтейство (архитектор И.К. Коробов), здание
Двенадцати коллегий (архитекторы Д. Трезини и М.Г. Земцов) и другие.
Существенные изменения в петровскую эпоху произошли и в быту. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место светскости и рационализму. Европеизация быта прослеживается, как отмечал еще
историк 19в. Погодин, при простом восстановлении деталей нашей повседневной жизни. Мы проснулись, какой нынче день? – и называем дату по введенному Петром летоисчислению от рождества Христова (с
Новым годом I января). Бреемся – брить бороды заставлял дворян и бояр Петр I. Одеваемся – одежда европейского покроя введена Петром. Материалы одежды с фабрик, которым он положил начало, а если
шерсть – овец тоже начали разводить при нем. За завтраком пьем кофе, возможно, курим табак, читаем газеты- все петровские нововведения. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой
четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну
из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.
Внешняя политика
Петр Великий вошел в историю не только как реформатор России, но и как выдающийся полководец и дипломат. С его именем связано превращение России в империю, евроазиатскую военную державу.
Внешняя политика Российского государства при Петре I находилась в ведении Посольского приказа, созданного еще в 1549 году. Это было сложное по структуре ведомство, занимавшееся не только делами
собственно внешней политики (отношения с иноземными державами), но и вопросами управления отдельными российскими территориями. До начала XVIII века существовали лишь две постоянные миссии России –
в Швеции и Польше, то есть в двух важнейших соседних государствах. С 1700 до 1717 года (когда Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел) главным внешнеполитическим органом была
Посольская канцелярия, которая практически всегда находилась при императоре и напоминала Походную внешнеполитическую канцелярию Карла XII. Посольскую канцелярию возглавлял граф Ф.А. Головин, а
затем Г.И. Головкин. Характерной чертой внешнеполитического ведомства России было то, что сюда всегда привлекались для работы наиболее выдающиеся и талантливые личности. За первую четверть XVIII
века были открыты постоянные дипломатические представительства во всех великих державах того времени – Австрии, Турции, Швеции, Великобритании, Франции, Дании. В дипломатии Россия оказалась на
должной высоте, и это во многом явилось основой военных успехов Петра I.
Основные направления внешней политики. России в конце XVII – начале XVIII века определялись необходимостью получить доступ к морям: к Балтийскому – западное, к Черному – южное и к Каспийскому –
восточное направления. В 1695 году молодой царь Петр предпринял поход на Азов, турецко-татарскую крепость в устье Дона. Именно здесь началась военная «карьера» бомбардира Петра Алексеевича, который
принял участие в обстреле крепости и позднее писал: «Зачал служить с первого Азовского похода бомбардиром». Летом русские войска осадили Азов. Однако отсутствие у русских флота позволяло туркам
беспрепятственно получать подкрепление и продовольствие морем. Предприняв два неудачных штурма, русское войско вынуждено было отступить.
Зимой того же года началась подготовка второго азовского похода, который оказался более удачным. Благодаря построенному за несколько месяцев флоту Петр смог блокировать Азов с моря. Успешными
действиями бомбардиров была разрушена часть крепости, и турки без боя сдались 18 июля 1696 года. Россия получила доступ к Азовскому морю, однако выход на Черное море был закрыт Керченским проливом,
который по-прежнему находился в руках Турции. Дальнейшая борьба с Турецкой империей была невозможной без союзников, найти которых Петру не удалось. В ходе Великого посольства 1697 – 1698 годов царь
познакомился поближе с расстановкой политических сил в Европе, которая способствовала созданию антишведского союза. В Северный союз кроме России вошли Дания и Польско-Саксонское королевство (Август
II являлся одновременно королем польским и курфюрстом саксонским). Дания мечтала вернуть отторгнутые Швецией области, а Август II надеялся упрочить свою власть в Речи Посполитой, присоединив
Лифляндию.
В 1699 году, когда Август II начал военные действия, русские дипломаты активно вели мирные переговоры с Турцией, а царь Петр занимался устройством армии.
Русские вооруженные силы в это время насчитывали 600 тысяч человек. Военная реформа еще только начиналась. Вновь сформированные полки состояли в основном из необученных солдат, которые были плохо
одеты и вооружены. Большую часть высших и значительную часть средних командных должностей занимали иностранцы, которые были незнакомы не только с русскими обычаями и традициями, но нередко и с
языком. Как только Петр I получил известие о подписании мирного договора с Турцией, он начал активные действия против Швеции. Началась Северная война (1700 – 1721 гг.), которая завершилась
подписанием Ништадтского мира. Была решена важнейшая задача внешней политики России, поставленная ещё в XVI – XVII веках, – был обретен выход к Балтийскому морю. Россия получила ряд первоклассных
портов и благоприятные условия для торговых отношений с Западной Европой.
В 1721 году Петра I провозгласили императором. Отныне русское государство стало именоваться Российской Империей. В то время, когда шла Северная война, Турция, поощряемая Карлом XII объявила войну
России, которая закончилась неудачей для русской армии. Все приобретенные по Константинопольскому мирному договору территории Россия потеряла.
Важным внешнеполитическим мероприятием последних лет правления Петра Великого стал поход 1722 – 1723 годов в Закавказье. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активизировала
свои действия в этом регионе. В результате похода 1722 года на Кавказ и Иран Россия получила западный берег Каспийского моря с Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшее продвижение в Закавказье было
невозможным из-за вступления в войну Турции. Каспийский поход сыграл положительную роль в деле укрепления дружественных связей и сотрудничества между Россией и народами Закавказья против турецкой
агрессии. В 1724 году султан заключил мир с Россией, признав территориальные приобретения в ходе Каспийского похода. Россия со своей стороны признала права Турции на западное Закавказье.
Таким образом, в первой четверти XVIII века была решена одна из главных внешнеполитических задач России. Россия получила выход в Балтийское море и стала мировой державой.
Итоги и историческое значение реформ Петра I
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма. В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми
сопутствовавшими им порождениями, как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и
назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти
XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и
функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом
изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.
Естественно, все эти изменения происходили на феодально- крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития.
Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но
формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития
капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.
Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом,
общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости
страны.
Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В
первой четверти XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии (1714) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную
неограниченную собственность помещика. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это
влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.
Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс – сословие дворян – и укрепил его господствующее положение.
Но здесь имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная
служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.
В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.
Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта.
Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества.
Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью.
По меткому определению Пушкина, его указы были “нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом”. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно,
и одна порождала другую, Удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое
сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы
осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Так же мне бы хотелось отметить основные тенденции для дальнейшего развития России:
1.Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии, в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирование монарха между феодалами и третьим сословием,
а на крепостнической – дворянской основе.
2. Созданное Петром I новое государство не только повысило эффективность, но и послужило главным рычагом модернизации страны.
3. По своему масштабу и стремительности проведенные реформы Петра I не имели аналогов не только в Российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории.
4. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность царя.
5. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVIIв. В России, ПетрI не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел страну на качественно более высокий уровень,
превратить Россию в мощную державу.
6. Платой за эти грандиозные радикальные изменения явилось дальнейшие укрепление крепостничества, торможения формирования капиталистических отношений и сильный налоговый, податный нажим на
население.
7.Несмотря на противоречивость личности Петра I и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя не других,
служение Российскому государству. Петр I- практически единственный из царей, по праву сохранил дарованный ему при жизни титул “Великого”.
Заключение
Петр Алексеевич Романов, вошедший в историю как первый российский император Петр I, – личность глубоко противоречивая и драматичная, и дать однозначную оценку его деятельности невозможно. Пожалуй,
ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого – историка.
Споры о Петре Великом, начатые еще его современниками, не умолкают до сих пор. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать – все они,
соответственно, искали в Петре Первом то “царя-анархиста”, то отца отечества. Затем эти споры продолжили и углубили западники и славянофилы, “государственники” и анархисты, монархисты и
социалисты… Причем каждая сторона была по-своему права.
«Он бог, он бог твой был, Россия!» – восклицал М. В. Ломоносов, искренне восхищавшийся Петром I не только как личностью, но и как монархом, создавшим великую империю.
Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло отражение в трудах историков. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значения в истории России
(С.М Соловьев, В.О Ключевский, Н.И Павленко, Н.И Костомаров, Е.П Карпович, Н.Н Молчанов, и др.). Царствование Петра вошло в историю как время блестящих воинских побед, быстрыми темпами
экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. По мнению С.Ф. Платонова, для этой цели Петр был готов жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что против
государственной пользы, был готов истребить и уничтожить.
В целом в Петре Великом можно видеть единый пример успешных и в общем до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшие развитие почти на два столетия. Однако, необходимо отметить,
что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался, ни с жертвами, приносившими на алтарь отечества, ни с национальными тенденциями, ни с памятью предков.
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721г. титула российского монарха – Петр объявил себя
императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования – создание государства со стройной системой управления,
сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами
для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства – военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека – капитана, и успел вывести этот корабль
из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы
осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Я сделала далеко не полный реферат о преобразовательной деятельности Петра, не коснулась ни мер по общественному благоустройству и народному образованию, ни перемен в понятиях и нравах, вообще в
духовной жизни народа. Эти меры и перемены или не входили в круг прямых задач реформы, или не успели обнаружить своего действия при жизни преобразователя, или, наконец, почувствовались только
некоторыми классами общества. Реформа по своему исходному моменту и по своей конечной цели была военно-финансовая, коснулись всех классов общества, отозвались на всем народе. На этих фактах я
считаю возможным основать суждение о значении и характере преобразовательной деятельности Петра
Петр был и остается одним из великих государственных деятелей, имя которого навеки принадлежит своей стране и истории.
Список используемой литературы
1. Павленко Н.И. “Петр Великий”. – М.:Мысль,1990
2. Кумогин А.И. “Правители России”.- Чебоксары, изд-во “Чувашия”,1994г. – стр.243.
3. Соловьев С.М. “Об истории новой России”. – М.:Просвещение,1993.
4. Н.Н.Молчанов “Дипломатия Петра Великого” – М., изд-во «Международные отношения», 1990.
5. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 1983.
6. История России с древнейш их времен до второй половины XIX века
7. Мальков В.В. «Пособие по истории СССР для поступающих в ВУЗы», М., изд-во «Высшая школа», 1985.