Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования)

Преподаватель
вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования)

О.Ю. Василенко, Е.В. Вельц, Омский государственный университет, кафедра экономики и
социологии труда,

В апреле – мае 1999 года на кафедре экономики и социологии
труда экономического факультета Омского госуниверситета, возглавляемой профессором
Л.А. Еловиковым, было проведено социологическое исследование с целью определения
путей преодоления мотивационного кризиса вузовских работников и совершенствования
системы оплаты их труда.

Проблемам ценностных ориентаций и мотивов трудовой деятельности
преподавателей вузов в современной литературе уделяется достаточно много внимания.
Это связано, прежде всего с тем, что ключевой фигурой реформ образования является
преподаватель, поэтому темпы и характер модернизации образования зависят от преподавательских
кадров и руководителей вузов и от специфического менеджмента их отношений. Для руководителей
вузов знания о мотивации трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава
имеют основное значение еще и потому, что статус вуза, его престиж, конкурентоспособность
зависят от качества выпускников, от их востребованности на рынке специалистов. Основными
же производителями качественных знаний, естественно, являются профессорско-преподавательские
коллективы высших учебных заведений. Но, к сожалению, труд людей, занимающихся формированием
интеллекта страны, в настоящее время не оценивается адекватно их вкладу в это развитие.

Цель проведенного исследования состояла в изучении и анализе
мотивов трудовой деятельности преподавателей одиннадцати омских вузов, а также определении
наиболее эффективных способов стимулирования их труда. В данном обзоре основное
внимание будет уделено анализу мотивов труда преподавателей Омского госуниверситета.

Для достижения цели исследования был выбран ряд следующих
задач:

Определить и проанализировать мотивы выбора профессии и
мотивы трудовой деятельности преподавателей;

Определить структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности;

Выявить сходства и различия в мотивах, характерных для
преподавателей, объединенных по различным социальным признакам;

Наметить возможные пути повышения удовлетворенности трудом
у преподавателей;

Обозначить возможности наиболее эффективного стимулирования
труда профессорско-преподавательского персонала.

Из опрошенных преподавателей Омского государственного университета
30% мужчин и 70% женщин на вопрос о том, нравится ли им преподавательская деятельность,
33% ответили: “очень нравится” и 67% – “нравится в основном”.
Несмотря на то, что большинству опрошенных нравится их работа, 61% совмещают ее
с какой-то другой, причем у 38% эта работа носит постоянный характер. В 81% случаях
совмещаемая работа связана с преподавательской деятельностью. Хотя 76% из тех, кто
совмещает преподавательскую деятельность с какой-то другой работой, ответили, что
занимаются дополнительной работой из-за нехватки заработка, но, тем не менее, делает
это также из-за интереса к другой работе и возможности большей самореализации. Несомненно,
что в данном случае большую силу имеет аргумент, связанный с нехваткой заработка,
поскольку на вопрос: “Удовлетворены ли Вы получаемой заработной платой в вузе?”
54% ответили отрицательно. Но в то же время на вопрос: “Если бы аудиторная
нагрузка преподавателя была уменьшена, то чему бы Вы уделили больше времени?”
лишь 39% ответили: “Поиску дополнительных доходов”. На вопрос о том, какие
стимулы в большей степени влияют на интенсивность и качество их труда, 48% преподавателей
ответили: “Общественное признание”, в том числе и со стороны студентов,
27% – “Присвоение ученой степени, звания”, 25% – “Премии, надбавки,
соответствующая заработная плата, которой хватало бы на литературу”. Таким
образом, следует заметить, что получение каких-либо материальных выгод не является
целью, ради достижения которой преподаватели занимаются этим видом деятельности.
Это также подтвердилось при обобщении ответов на вопросы, касающиеся факторов и
мотивов преподавательской деятельности. Так, 61% опрошенных выбрали этот вид деятельности
из-за свободного графика работы, 27% респондентов отметили, что им предложили заняться
преподаванием. В меньшей степени на выбор преподавателей оказали влияние такие факторы,
как “стечение обстоятельств”, “семейные традиции” (по 12%),
“влияние знакомых, друзей” (9%). Рассмотрим, какие мотивы, и в какой степени
побудили преподавателей заняться этим видом деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Мотив

Ранг

% ответивших

1. Престижная профессия

2

12

2. У меня существуют педагогические
способности

6

21

3. Дает возможность заниматься
научной деятельностью

3

18

4. Интерес к преподаваемому
мною предмету

2

24

5. Возможность самореализации

1

42

6. Нравится работать со студентами

5

33

7. Нравится общение в творческом
коллективе

3

15

8. Умственный труд

4

15

9. Независимость труда от внешних
факторов

3

15

10. Стремление передать свои
знания другим

5

21

11. Материальные выгоды

6

12

Таблица 2

Мотив

Ранг

% ответивших

1. Престижная профессия

6

9

2. У меня существуют педагогические
способности

6

15

3. Дает возможность заниматься
научной деятельностью

3

27

4. Интерес к преподаваемому
мною предмету

2

33

5. Возможность самореализации

1

39

6. Нравится работать со студентами

4

21

7. Нравится общение в творческом
коллективе

3

9

8. Умственный труд

1; 5

12; 12

9. Независимость труда от внешних
факторов

5; 6

15; 15

10. Стремление передать свои
знания другим

5

18

11. Материальные выгоды

4; 6

9; 9

Итак, мотивационное ядро у преподавателей ОмГУ на момент
выбора ими профессии выглядело следующим образом: 1-й уровень (определяющий) – возможность
самореализации, престижная профессия, интерес к преподаваемому предмету; 2-й уровень
– дает возможность заниматься научной деятельностью, нравится общение в творческом
коллективе, независимость труда от внешних факторов, умственный труд; 3-й уровень
– нравится работать со студентами, стремление передать свои знания другим, наличие
педагогических способностей, материальные выгоды. Но мотивационная структура с течением
времени и под воздействием различных факторов изменяется: одни мотивы утрачивают
свою силу, другие – наоборот, становятся более важными.

Рассмотрим мотивы, которые актуальны для преподавателей
на сегодняшний день (табл.2).

Таким образом, на сегодняшний день структура мотивов следующая:

1-й уровень (определяющий) – возможность самореализации,
умственный труд, интерес к преподаваемому предмету;

2-й уровень – возможность заниматься научной деятельностью,
нравится общение в творческом коллективе, нравится работать со студентами, материальные
выгоды;

3-й уровень – умственный труд, независимость труда от внешних
факторов, стремление передать свои знания другим, престижная профессия, наличие
педагогических способностей, материальные выгоды.

Здесь основная сложность заключается в том, что, поскольку
разным людям присущи разные мотивы, то для разных людей значимость одних и тех же
мотивов неодинакова. Поэтому для одних преподавателей мотив “умственный труд”
является определяющим, а для других он менее значим. Аналогично с мотивом
“материальные выгоды”.

Мы стремились выяснить, какие факторы повлекли за собой
изменение мотивационного ядра.

Так, с увеличением стажа работы уменьшается значимость
того, что труд является независимым от внешних факторов, поскольку для преподавателя
важнее самоконтроль. Утрачивает свою силу и мотив “возможность самореализации”.
Это, на наш взгляд, объясняется низкой материальной обеспеченностью преподавателей
и технической оснащенностью рабочих мест. На силу действия мотивов также влияет
присвоение ученой степени или ученого звания: значимость мотива “дает возможность
заниматься научной деятельностью” возрастает в два раза, “умственный труд”
– в три раза; менее важными становятся такие мотивы, как “независимость труда
от внешних факторов”, “стремление передать свои знания другим”, что
объясняется, как мы считаем, стремлением преподавателей заниматься научными исследованиями,
а не педагогической деятельностью.

Что касается изменения семейного положения, то со вступлением
в брак и появлением детей, как показали результаты опроса, у преподавателей уменьшается
интерес к предмету и возрастает возможность самореализации.

Для женщин большое значение имеет независимость труда,
стремление передать свои знания, чего нельзя сказать о мужчинах. Видимо, труд для
женщин имеет направленность на преподавание, а для мужчин – на создание научных
трудов, проведение исследований.

Преподаватели более молодого поколения сильнее мотивированы
к научной деятельности, они проявляют больший интерес к предмету, поскольку, как
нам кажется, им еще предстоит получить ученую степень, звание.

Стремление преподавателей завоевать общественное признание,
получить ученую степень, звание, а не извлечь материальные выгоды, подтверждается
их высокой творческой активностью.

Проанализировав ответы на вопрос, касающийся удовлетворенности
различными сторонами работы, можно сделать вывод, что преподаватели в большей степени
удовлетворены содержанием работы (51%), взаимопониманием со студентами (58%), возможностью
продвижения по службе (48%), отношениями с коллегами и администрацией (69 и 75%
соответственно), реализацией своих способностей и рабочей нагрузкой (по 54%), возможностью
самостоятельно принимать решения (48%), условиями труда (45%) и возможностью профессионального
обучения и получения дополнительного образования (42%); не совсем преподаватели
удовлетворены учебно-методическим обеспечением; не удовлетворены получаемой в вузе
заработной платой. Но, как отметили преподаватели, удовлетворенность трудом возросла
бы при повышении социального статуса преподавателя и вузовской науки в обществе.
Поэтому свободное от преподавания время они хотели бы посвятить подготовке научных
разработок и материалов (70%), повышению квалификации (58%).

Что касается определения уровня профессионализма педагогов,
то в настоящее время основными показателями его являются уровень образования и стаж
педагогической работы. А что же думают сами преподаватели по этому поводу? 94% опрошенных
считают, что преподаватель должен знать предмет преподаваемой им дисциплины, уметь
контактировать со студенческой аудиторией (55%), обобщать и анализировать материал
и передавать научные знания студентам (33%). Из качеств труда большая часть преподавателей
выделяет “способность увлечь, заинтересовать преподаваемым предметом”
(64%), а также доброжелательность (45%). Эти навыки и качества, по мнению преподавателей,
способствуют передаче научных знаний студентам.

Итак, в заключение нашего обзора хотелось бы еще раз подчеркнуть,
что общественная оценка в существенной степени влияет на мотивационную сферу, а
следовательно, и на результат деятельности преподавателя. Таким образом, на улучшение
качества педагогического труда большое влияние может оказать периодическая аттестация
преподавателей с постановкой проблем, целей и задач их деятельности и в зависимости
от результатов аттестации – адекватная материальная оценка, то есть дифференцированная
оплата труда преподавателей должна зависеть от количества и качества труда.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/