Содержание
Введение 3
Преступление и наказание по «Русской правде» и Псковскойсуднойграмоте. 4
Заключение 12Список литературы
ВведениеДревнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируетсягосударственной властью(а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права.Эти нормымогут существоватькак в устной, так и в письменной форме.ВозникновениеДревнерусского государства естественно сопровождалось формированиемдревнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи,перешедшие в классовое общество из первобытнообщинного, строя и ставшие теперьобычным правом. Но уже с X в. мы знаем и княжеское законодательство. Особоезначение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важныенововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупнымпамятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в следующие периоды истории, и нетолько для русского права.
Целью данной работы ставим раскрытие понятий преступленияи наказания в системе древнерусского права. Раскроем эти понятия, опираясь наизвестные законодательства той поры Русскую Правду и Псковскую судную грамоту.
Преступлениеи наказание по «Русской правде»
иПсковской судной грамоте.
История Русской Правдыдостаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в наукеспорен. Некоторые авторы относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователейсвязывают Древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. Спорно и место изданияэтой части Русской Правды. Летопись указывает на Новгород, но многие авторыдопускают, что она была создана в центре земли Русской – Киеве.
Первоначальный текстРусской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второйполовине XI в. существенно дополнили и изменилиего, создав так называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчикамиПравда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткойредакции Русской Правды. ВладимиpМономах произвел еще более крупную переработку этого закона. В результатесложилась Пространная редакция. В последующие века создавались новые редакцииРусской Правды, которых насчитывается около шести.
Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжескаясудебная практика. К числу норм обычного праваотносятся прежде всего положения о кровной мести и круговой поруке.Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть онстремится ограничить, сужая круг мстителей, или вовсе отменить, заменивденежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им какполитическая мера, связывающая всех членовобщины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикаявира» налагалась на всю общину).Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываютсяиногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава,Владимира Мономаха).
Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническоеправо.
Вся совокупность законови правовых обычаев создала основу довольно развитой системы древнерусскогоправа.
Древнерусскоезаконодательство большое внимание уделяет уголовному праву. Ему посвящено многостатей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах.
Своеобразно трактуетРусская Правда общее понятие преступления: преступно только то, что причиняетнепосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Отсюдаи термин для обозначения преступления — «обида».
Соответственно этомустроится и система преступлений. Русская Правда знает лишь два родапреступлений — против личности и имущественные. В ней нет ни государственных,ни должностных, ни иных родов преступлений. Это не означало, конечно, чтовыступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в такихслучаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия.
В уголовном правеособенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открытовстающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересамитрудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов составапреступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кромехолопа. За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаяхпотерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь кгосударственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободногочеловека.
Русская Правда не знаетеще возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости.Состояние опьянения не исключает ответственности. В литературе высказывалосьсуждение, что опьянение по Русской Правде смягчало ответственность (убийство напиру). В действительности при убийстве в драке имеет значение не состояниеопьянения, а элемент простой ссоры между равными людьми. Больше того, РусскаяПравда знает случаи, когда опьянение вызывает повышенную ответственность. Так,если хозяин бьет закупа под пьяную руку, то теряет этого закупа со всеми егодолгами; купец, пропивший доверенный ему чужой товар, отвечает не только вгражданском, но и в уголовном порядке, притом весьма строго.
Русской Правде известнопонятие соучастия. Эта проблема решается просто: все соучастники преступленияотвечают поровну, распределение функций между ними пока не отмечается.
Русская Правда различает ответственностьв зависимости от субъективной стороны преступления. В ней нет различия междуумыслом и неосторожностью, но различаются два вида умысла — прямой и косвенный.Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разборке караетсявысшей мерой наказания — потоком и разграблением, убийство же в «сваде» (драке)— только вирой. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а от характерасамого преступления: убийство в разбое — это низменное убийство, а убийство вдраке все-таки как-то может быть оправдано с моральной точки зрения. Посубъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступнымсчитается только умышленное банкротство. Состояние аффекта исключает ответственность.
Что касается объективнойстороны состава преступления, то подавляющее число преступлений совершаетсяпутем действия. Лишь в весьма немногих случаях наказуемо и преступное бездействие(утайка находки, длительное невозвращение долга). Наиболее ярко классоваяприрода древнерусского права выступает при анализе объекта преступногопосягательства. Ответственность резко различается в зависимости от классовойпринадлежности потерпевшего. Так, за убийство основной массы свободных людейплатится вира в 40 гривен. Жизнь верхушки феодалов оценивается двойной вирой в80 гривен. Жизнь же зависимых людей оценивается в 12 и 5 гривен, которые дажене называются вирой.
Русская Правда знает лишьдва родовых объекта преступления — личность человека и его имуществе. Отсюда,как уже упоминалось, только два рода преступлений. Однако каждый из родоввключает в себя довольно разнообразные виды преступлений. Среди преступленийпротив личности следует назвать убийство, телесные повреждения, побои,оскорбление действием. Княжеские уставы знают и состав оскорбления словом, гдеобъектом преступления является преимущественно честь женщины.
В уставах князейВладимира Святославича и Ярослава рассматриваются также половые преступления.
Среди имущественныхпреступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе).Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшимсредством производства, а также и боевым имуществом. Известно и преступноеуничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением.Такая высокая мера наказания за поджог определяется, очевидно, тремяобстоятельствами. Поджог — наиболее легкодоступный, а потому и наиболееопасный способ уничтожения чужого имущества. Он нередко применялся как средствоклассовой борьбы, когда закабаляемые крестьяне хотели отомстить своемугосподину. Наконец, поджог имел повышенную социальную опасность, поскольку вдеревянной Руси от одного дома или сарая могло сгореть целое село или дажегород. В зимних условиях это могло привести и к гибели массы людей, оставшихсябез крова и предметов первой необходимости.
В княжеских уставахпредусматривались и преступления против церкви, а также против семейныхотношений. Церковь, насаждая новую форму брака, усиленно боролась против остатковязыческих порядков.
Система наказаний РусскойПравды еще довольно проста и мягка. Здесь сказывается недостаточное обострениеклассовых противоречий, свойственное раннему феодализму.
Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток иразграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае в разноевремя и в разных местах поток и разграбление понимались по-разному. Иногда этоозначало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда —изгнание и конфискацию имущества, иногда — продажу в холопы.
Следующей по тяжестимерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. Если запреступника расплачивалась его вервь, то это называлось дикой вирой.
До второй половины XI в. в качестве наказания за убийствоприменялась кровная месть, отмененная в Русской Правде сыновьями ЯрославаМудрого. За основную массу преступлений наказанием была так нарываемая продажа— уголовный штраф. Ее размеры были различны в зависимости от преступления.
Виры и продажи, шедшие впользу князя, сопровождались возмещениемущерба потерпевшему или его семье. Вире сопутствовало головничество,размер которого нам неизвестен, продаже — урок.
За преступления,отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковныенаказания — эпитимьи. Так, византийский закон предусматривал, например, за блудс сестрой 15 лет «поститися и плакати»; легкой эпитимьей считались 500поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной карой. По мнениюС. В. Юшкова, церковь применяла кроме эпитимий членовредительные наказания итюремное заключение.
В Русской Правде видныопределенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например,взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо — вирник приезжал в домосужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты виры, получаякаждый день обильное натуральное содержание. В силу этого преступнику выгоднейбыло как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятныхгостей.
В Псковской и Новгородской судных грамотахи древнейших уставных излагаются уголовные постановления, весьма сходные с постановлениямиРусской Правды: из преступлений отмечаются лишь частные: душегубство,нанесение ран, оскорбление чести (уже сословной), побои, татьба (и «свод» для отыскания вора),порча межевых знаков, поджог, разбой и грабеж. Наказания состоятпреимущественно в денежных штрафах — «вире» или «продаже», равной частномувознаграждению; о вире упоминается только как о дикой {общинной), иименно в случае неотыскания общинойпреступника. Смертная казнь введенав закон; но болезненные и чпеновредительные наказания еще не узаконены. Смертная казнь полагается за татьбув третий раз, конокрадство, за татьбухрамскую, за поджог и земскую измену.В одном случае упоминается дыба занарушение порядка в суде. Очевидное преобладаниеимущественных взысканий над уголовными карами и, кроме того, соразмерность уголовных штрафов с суммой частного иска весьма приближает уголовное право судных иуставных грамот к старой системеРусской Правды; впрочем, при этом не следует забывать, что денежные штрафы могут получить (и получили) чистокарательное значение; так, например, большоеэкономическое неравенство междуклассами общества, уже сложившееся в эту эпоху, заставило законодателя внекоторых случаях разнообразить денежные штрафы по состоянию преступников, а именно назначать тем больший штраф,чем выше состояние виновного. Поэтому одним преобладанием имущественных кар ещенельзя измерять степень близостиуголовного права этой эпохи к прежней системе композиций. Существенным и главным вопросом является право наложения и отмены наказаний, поскольку в нем конкурирует частное потерпевшее лицо с государственной властью.
В северорусских памятниках XIV и XV вв. волячастного истца как в преследовании преступлений, так и в наложениинаказания раньше и больше ограничивается правами государства, хотя в главныхчертах остатки системы композиций проявляются так же, как и западнорусскомправе, а именно: мировые по делам о татьбе воспрещаются раньше, чем попреступлениям против личных прав.
Вдревнейших северорусских уставных грамотах есть следующее постановление«о самосуде» как самостоятельном преступлении: «А самосуд то, кто, изымав татяс поличным, да отпустит, и себе посул возмет, а наместники доведаются до заповеди, ино тосамосуд, а опричь того самосуда нет». Русская Правда взыскивала засамовольное наказание вора, здесь содержится запрещениесамовольного освобождения от наказания, в чем нельзя не видетьдальнейшего развития уголовных понятий, вопреки мнению Б.Н. Чичерина,который полагает, что и в эту эпоху общество прикрывает преступников, аправительство преследует преступления лишь ради доходов (и потому системакормления наместников принесла будто бы громадную пользу)[1]. Запрещение самосудавызвано, очевидно, не финансовыми целями государства, а сознанием государственноговреда преступлений. Запрещение мировых по делам о татьбе с поличным не следуетпонимать совершенно буквально, т. е. в том смысле, что по всем прочимпреступлениям мировые оставались позволенными; нам известно, что под татьбойподразумевались и многие другие имущественные преступления (разбой, грабеж). Однако нетсомнения, что такое раннее запрещение мировых относилосьпреимущественно к татьбе и притом только к преступникам «ведомым», какименно говорят об этом последующие узаконения. Уставная книга разбойногоприказа редакции 1566 г. постановляет, что если кто начнет иск пред губнымистаростами против разбойников и «татей ведомых», а затем предъявитстаростам мировую, то такая мировая не имеет силы, а обвиненных судить «для земскихдел, чтобы лихих вывести». Редакция 1617 г. той же книги назначила уже уголовноенаказание за такие мировые. По отношению к преступлениям против личных прав и клицам, не имеющим репутации заведомых воров и разбойников, мировыедопускались долго. Во всяком случае, неполное запрещение мировых поуголовным делам, хотя и составляет важную особенность эпохи судных и уставныхграмот, но указывает на продолжающееся значение частного лица вуголовном преследовании, т. е. продолжающееся применение системыкомпозиций.
Таким образом, эпоха Русской Правды и современных ей памятниковохватывает время от начала XI до конца XIII в. Мыпользовались памятниками всей этой эпохи в совокупности, отмечаяхронологический рост уголовных постановлений в каждом отдельном случае.Заключение
В данной работеосуществилась попытка раскрыть такие понятия как преступление и наказание всистеме древнего права. В заключении хотелось бы выделить основные моменты,затронутые в работе. Кратко резюмируем вышеизложенное.
РусскуюПравду можно определить как кодекс частного права — все ее субъекты являютсяфизическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. С этимсвязаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нетпреступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступногопосягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями. С конкретными субъектамисвязывалось содержание правасобственности; оно могло быть различнымв зависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий:«собственность», «владение»,«преступление». Кодекс строился по казуальной системе, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненныеситуации.
Частныйхарактер древнего права проявился в сфере уголовного права. Преступление поРусской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как«обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц.Уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданско-правового.Объектами преступления были личность и имущество. Объективнаясторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (например,наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление.Закон намечал понятие соучастия (упомянут случай разбойногонападения «скопом»), но еще не разделял соучастников (подстрекатель,исполнитель, укрыватель и т.д.). В Русской Правде уже существуетпредставление о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют послеего задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность в егодействиях уже отпала). К смягчающим обстоятельствам законотносил состояние опьянения преступника, к отягчающим — корыстныйумысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случаеконокрадства).
Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. Овозрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил.Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность.Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще несуществовало, но они уже намечались в законе. Тяжелым преступление противличности было нанесение увечий (усечение руки, ноги) и другихтелесных повреждений. От них следует отличать оскорбление действием (удар чашей,рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось еще строже, чем легкие телесныеповреждения, побои.
Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (неотличимый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого имущества,угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид кражи),злостную неуплату долга и пр. Наиболее подробно регламентировалось понятие«татьба». Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений,конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и пр. Закондопускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона.
Система наказаний по РусскойПравде достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя напрактике она, несомненно, имела место. Умолчание может объясняться двумя обстоятельствами.Законодатель понимает смертную казнь как продолжение кровной мести, которую онстремиться устранить. Другим обстоятельством является влияние христианскойцеркви,выступавшей против смертной казни в принципе. Высшей мерой наказания поРусской Правде остается «поток и разграбление», назначаемое только втрех случаях: за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказаниевключало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой»,т.е. в рабство.
Следующим по тяжести видом наказания была «вира»— штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескуюказну. Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире.Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) илидвойная(за убийство привилегированного человека). Существовал особый вид виры — «дикая» или «повальная»,которая налагалась на всю общину. За нанесение увечий, тяжких телесныхповреждений назначались «полувиры». Все остальные преступления (как против личности,так и имущественные) наказывались штрафом — «продажей», размеркоторой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления. Продажапоступала в казну, потерпевший получал «урок» — денежноевозмещение за причиненный ему ущерб.
В Русской Правде еще сохраняютсядревнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона («око за око, зубза зуб»),в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становитсявозмещение ущерба (материального и морального).
Списоклитературы
1. Греков Б. Д.Киевская Русь М.: Госполитиздат 1953.
2. Исаев И. А. История государства иправа Росси: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996.
3. История отечественного государства иправа. Ч.1: Учебник /Под ред. О. И. Чистякова. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
4. История политических и правовыхучений учебник для вузов, под ред. О. Э. Лейста.- М.: Юрид. лит. 1997.
5. Проф. М. Ф.Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону,Издательство «Феникс», 1995.
6. Шмурло Е. Ф. Курс русской историиВозникновение и образование русскогогосударства (862-1462): учеб. пособие, отв. ред. А. А. Корольков.- СПб.:Алетейя 2000.