Преступления должностных лиц

План:
Введение
1.Превышение должностных полномочий. Отличие отзлоупотребления должностными полномочиями.
2.Задачи
3. Список использованной литературы.

Введение
        
Деяния,ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК, представляют особуюопасность. Эти преступления совершаются лица­ми, занимающими должности вгосударственном аппарате или органах местного самоуправления, и поэтому ихпреступная деятельность не только причиняет ущерб гражданам, обществу илигосударству, но и дискредитирует власть, подрывает ее авторитет, порождаетнедоверие к органам власти в глазах населения и тем самым влияет на снижениеэффективности деятельности аппарата государственной власти. Кроме того,существует непосредственная связь коррумпированной части чи­новничества с организованнойпреступностью. Определенная часть должностных лиц, злоупотребляя своимидолжностными полномочия­ми, участвует в криминализации российской экономики,отмывании денег, добытых преступным путем, а также способствует сокрытиюорганизованной преступности от ее разоблачения правоохранительны­ми органами.
Особенностью рассматриваемых преступлений является также ихисключительно высокая латентность. Это обстоятельство нужно иметь в виду приоценке статистических данных по этой категории преступ­лений. По даннымстатистики, число лиц, осужденных за должностные преступления, в 1991 — 1995гг. составляло в общем числе осужденных за год около 0,2%. При этом число лиц,осужденных за все должностные преступления, выросло с 2,3 тыс. человек в 1994 г. до 2,5 тыс. в 1995 г., а число лиц, осужденных за получение взятки, снизилось с 1114 человекв 1994 г. до 1071 человек в 1995.  Очевидно, что это лишь малая частьдействительно совершенных преступлений.
Принципиальныеизменения в экономической, социальной и поли­тической жизни, происшедшие вРоссии в последние десятилетия, отказ от тоталитаризма, развитие многоукладнойэкономики — все это оказало влияние на определение этих преступлений в УК РФ 1996 г. Опасность этих преступлений законодатель подчеркнул тем, что помес­тил главу 30 в разделе X УК, носящем название «Преступленияпротив государственной власти». Глава пополнилась тремя новыми составами (ст.287, 288, 289 УК). Новое уголовное законодательство значительно повысилоответственность работников государственного аппарата: по двум составам (ст. 288и 292) уголовной ответственности могут подле­жать все работникигосударственного аппарата, как должностные, так и недолжностные лица;существенно повышена ответственность лиц, принадлежащих к высшим эшелонамвласти за все наиболее серьезные преступления по должности, а не только заполучение взятки, как это было предусмотрено прежним УК.
В начале 1990 г. Верховный Суд СССР обобщил судебную практикупо делам о должностных преступлениях и 30 марта 1990 г. принял руководящее постановление «О судебной практике по делам о злоупот­реблении властью илислужебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности идолжностном подлоге». В настоящее время это постановление по многим вопросам неутратило своей актуальности и должно применяться при истолковании соответ­ствующихположений УК 1996 г.
Преступлениями против государственной власти, интересов госу­дарственнойслужбы и службы в органах местного самоуправления являются деяния, совершенныегосударственными служащими и муни­ципальными служащими с использованием своихслужебных полномо­чий и посягающие на нормальную деятельность органовгосударствен­ной власти или органов местного самоуправления.
Глава 30 УК включает 9 составов преступлений, посягающих наединый родовой объект — нормальную деятельность органов государст­веннойвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальныхучреждений, а также нормальную деятельность соот­ветствующих органов вВооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание кст. 285 УК).
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ под государственнойвластью понимаются органы законодательной, исполнительной и су­дебной власти.Деятельность органов государственной власти опреде­ляется Федеральным законом«Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.1, в котором установлено, что государственная служба в РФ основана на принципах верховенстваКонституции и федеральных законов, приоритета прав и свобод чело­века игражданина, профессионализма и компетентности государствен­ных служащих,гласности и ответственности в их деятельности и других важных принципах.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственнойвласти. Основные положения, касающиеся организации и деятельности этих органов,закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местногосамоуправления».
Объектом рассматриваемых преступлений является также нор­мальная деятельностьгосударственных или муниципальных учрежде­ний, т.е. организаций, создаваемыхгосударством или органами местно­го самоуправления для осуществленияуправленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характераи финан­сируемых полностью или частично государством или органом местногосамоуправления.
Объектом рассматриваемых преступлений может быть также нор­мальная деятельностьорганов, действующих в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинскихформированиях. Вооруженные Силы РФ состоят из органов управления, объединений,соединений, воинских Частей, учреждений, военных академий, институтов и училищ(ст. 11 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г.3). К другим войскам и воинским формированиям относятся пограничные войска, внутренние войскаМВД, войска Федеральной службы безопасности, войска прави­тельственной связи,железнодорожные войска, войска гражданской обороны, личный состав Главногоуправления охраны РФ и др.
Неявляется объектом рассматриваемых преступлений деятель­ность хозяйственныхтовариществ, производственных и потребитель­ских кооперативов, общественныхорганизаций, а также иностранных фирм. Преступления, направленные противинтересов такого рода ор­ганизаций, не являющихся государственными илимуниципальными, посягают на нормальное функционирование экономики и подлежатквалификации по ст. 201—204 УК РФ. Судебная коллегия по уголов­ным деламВерховного Суда РФ не признала состава должностного преступления в действияхК., работавшего директором арендного пред­приятия.
С объективной стороны рассматриваемые преступления характери­зуютсядвумя признаками. Во-первых, преступления совершаются бла­годаря использованиюсоответствующими лицами своего служебного положения, во-вторых, этипреступления совершаются вопреки инте­ресам службы. Для установления признаковпреступления необходимо выяснить полномочия данного лица, определенныесоответствующим положением, уставом, инструкцией или другим нормативным актом,в котором предусматриваются права и обязанности этого лица. Под «ис­пользованиемсвоих служебных полномочий» понимаются действия лица, вытекающие из егослужебных полномочий и связанные с осу­ществлением прав и обязанностей,которыми это лицо наделено в силу занимаемой им должности (п. 10 постановленияПленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.). Не являются таким «использованием» действия, не связанные с непосредственным осуществлением своих прав иобязанностей по службе.
Признак использования своих полномочий «вопреки интересамслужбы» означает, что действия лица по своему содержанию противо­речат задачами целям, ради которых функционирует соответствующий орган.
Деяния, предусмотренные в ст. 285, 286, 288 и 293 УК, влекутуго­ловную ответственность только при наступлении указанных в этих статьяхпоследствий, т.е. эти составы описаны в законе как материаль­ные. Чаще всегоэтими преступлениями причиняется материальный ущерб. Однако в качествепоследствий закон указывает и существенное нарушение прав и законных интересовграждан, организаций, общества или государства. Такие последствия могутзаключаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан, сокрытиисовершенных пре­ступлений, подрыве авторитета органов власти и т.д.
Другие составы этой главы УК (ст.287, 289, 290, 291 и 292)сформу­лированы в законе как формальные, эти преступления окончены с мо­ментасовершения описанных в этих статьях действий.
С субъективной стороны все преступления, предусмотренные гла­вой30 УК, являются умышленными, за исключением халатности. Ряд составов кромеумысла предусматривают в качестве обязательных при­знаков наличие определенногомотива — корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285, 292 УК).Корыстным мотивом является стремление извлечь выгоду материального характера.«Иная личная заинтересованность» может выразиться в стремлении извлечь выгодунеимущественного характера, руководствуясь такими побуждениями, как карьеризм,протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положениевещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой, скрыть некомпетентность,и другими мотивами (ст. 17 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30марта 1990 г.).
Субъектом рассматриваемых преступлений могут быть три катего­рии лиц: любые лица;служащие государственного аппарата; должност­ные лица.
Любое лицо может быть привлечено к ответственности только задачу взятки должностному лицу (ст. 291 УК). За два преступления — присвоениеполномочий должностного лица и служебный подлог (ст. 288, 292 УК) подлежатответственности любые государственные служащие и служащие органов местногосамоуправления. Понятие го­сударственного служащего дано в ст. 3 Федеральногозакона «Об осно­вах государственной службы в Российской Федерации»:государствен­ным служащим является гражданин Российской Федерации, испол­няющийобязанности по государственной должности за денежное воз­награждение,выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджетасоответствующего субъекта РФ.
Все остальные виды рассматриваемых преступлений (ст. 285,286, 287,289, 290, 293 УК) предусматривают в качестве субъекта преступле­ниядолжностное лицо, занимающее должность в органе законодатель­ной,исполнительной или судебной власти. По данным МВД РФ за 1992 г., из общего числа уголовных дел, возбужденных на должностных лиц, 79 дел было возбуждено надепутатов республиканского, краевого, областного значения и местных органоввласти, 1320 — на сотрудников органов государственного управления и 376 — наработников правоо­хранительных органов.
Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК.Должностными лицами являются: а) государственные служащие, по­стоянно, временноили по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, иб) государственные служащие, посто­янно, временно или по специальномуполномочию осуществляющие организационно-распорядительные илиадминистративно-хозяйствен­ные функции в государственном органе, органеместного самоуправле­ния, в государственном или муниципальном учреждении либо вВоору­женных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Понятиепредставителя власти сформулировано в примечании к ст. 318 УК: такими лицамипризнаются должностные лица правоо­хранительных или контролирующих органов, атакже иные должност­ные лица, наделенные в установленном законом порядкераспорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них вслужебной зависимости. Функции представителя власти осущест­вляются во всехтрех видах власти, как на федеральном уровне, так и на уровне местногосамоуправления. Представителями власти в сфере законодательной власти являютсядепутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ,депу­таты представительных органов субъектов Федерации. В сфере ис­полнительнойвласти представителями власти являются члены Пра­вительства, должностные лицаправоохранительных и контролирую­щих органов. Лицами, осуществляющими функциипредставителя власти по спе­циальному полномочию, являются различныеобщественные инспекто­ры, ревизоры, общественные контролеры (например, вторговой сети, на транспорте), привлекаемые к исполнению полномочий без назначе­нияна должность, а также нештатные сотрудники милиции и другие лица. Так, А.,работавший переводчиком в газете, но одновременно выполнявший обязанностиобщественного контролера по проверке предприятий торговли и общественногопитания, был признан долж­ностным лицом и осужден за получение взятки.
Организационно-распорядительные функции осуществляют тедолжностные лица, которые руководят трудовым коллективом, осу­ществляют подбори расстановку кадров, организацию труда подчинен­ных, поддержание трудовойдисциплины в государственном органе, органе местного самоуправления,государственном или муниципаль­ном учреждении, в Вооруженных Силах. Это могутбыть руководители министерства, государственного комитета, руководителиструктурных подразделений.
Административно-хозяйственные функции выполняют должност­ныелица, в обязанности которых входит управление и распоряжение государственнымимуществом, его хранение и реализация, обеспечение контроля за осуществлениемтакого рода операций в соответствующем органе.
Не являются должностными лицами рядовые рабочие и служащие,охранники, почтальоны, проводники вагона, машинист тепловоза, ря­довой стрелокохраны и иные лица, выполняющие сугубо профессио­нальные или техническиеобязанности. Однако такие лица могут быть признаны должностными, если кромеисполнения своих профессио­нальных обязанностей они наделяются функциямиорганизационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера(п.4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.). Такая ситуация может иметь место, если, например, врач му­ниципальной больницы незаконновыдает документ, удостоверяющий временную нетрудоспособность, — листокнетрудоспособности. Таким образом, для признания виновного должностным лицомимеет значе­ние не название его должности, а характер выполняемых этим лицомфункций. Поэтому были признаны должностными лицами секретарь приемной комиссиитехникума, которая за взятки выдавала тексты экзаменационных диктантов1,преподаватель иностранного языка, ко­торый за взятки ставил зачеты студентам.
В четырех составах (ст. 285,286,287 и 290 УК) из всехдолжностных лиц выделяются должностные лица, занимающие государственныедолжности РФ или государственные должности субъектов РФ, а также главы органаместного самоуправления, которые ввиду особой ответст­венности их должностногоположения несут повышенную уголовную ответственность. Перечень такихдолжностных лиц установлен Кон­ституцией РФ, федеральными конституционнымизаконами и феде­ральными законами (примечание 2 к ст.285 УК). Лицами, занимающи­мидолжности такого уровня, являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ,председатели палат Федерального Собрания РФ, министры, руководителизаконодательной или исполнительной власти субъектов Федерации и другиедолжностные лица, входящие в катего­рию «А» в соответствии со ст.1 Федеральногозакона РФ «Об основах государственной службы в Российской Федерации».
Глава 30УК включает девять составов преступлений, посягающих на нормальную деятельностьорганов государственной власти или местного самоуправления в любой сфере.Наряду с главой 30 УК предусматривает ответственность должностных лиц во многихдругих статьях. Такие нормы есть в главе 19 УК «Преступления против кон­ституционныхправ и свобод человека и гражданина» (ст. 136, 137, 138 и др.), в главе 22«Преступления в сфере экономической деятель­ности» (ст. 169, 170), в главе 31«Преступления против правосудия» (ст. 299, 300, 301 и др.). Но деяния,описанные в приведенных выше статьях УК, хотя и совершаются государственнымислужащими или должностными лицами, посягают на иные объекты, в этом и состоитих отличие от преступлений, ответственность за которые предусмот­рена в главе30 УК.
1.Злоупотребление должностными полномочиями
В законе установлена ответственность за использованиедолжност­ным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, еслиэто деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересо­ванности иповлекло существенное нарушение прав и законных инте­ресов граждан илиорганизаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст.285 УК).
Объективная сторона этого преступления заключается в том, что должностное лицо незаконноиспользует свои служебные полномочия и предоставленные ему права и вследствиеэтого причиняет существен­ный вред гражданам, организациям, обществу илигосударству. Такое использование может быть осуществлено как путем действия,так и путем бездействия должностного лица, которые связаны с осуществле­нием имсвоих прав и обязанностей по службе.
Совершенными вопреки интересам службы признаются такие дей­ствия,которые противоречат целям и задачам, возложенным на данный государственный илимуниципальный орган. Судебная практика стал­кивалась со случаями, когдадолжностное лицо допускало известные нарушения служебных инструкций, но делалоэто ради достижения успехов в деятельности соответствующего учреждения. Так, К.заклю­чил договор с бригадой строителей, завысив в нем сумму оплаты, и длятого, чтобы выплатить эти деньги, составлял фиктивные наряды на невыполнявшиесяработы. Суд не признал в действиях К. состава зло­употребления должностнымиполномочиями, установив, что он дейст­вовал в интересах службы, поскольку заменьшую оплату строителей найти было невозможно1.
Нельзяпризнать злоупотребления и в том случае, когда должност­ное лицо, стремясьдостигнуть общественно полезного результата, идет на определенный риск,например меняет профиль продукции, но в конечном счете предприятие терпитубытки вследствие не поставлен­ного вовремя оборудования. И в этом случаедолжностное лицо не совершает действий вопреки интересам службы, хотя егораспоряжения и не привели к желаемому результату. При определенных условияхдействия таких должностных лиц нужно рассматривать по правилам ст. 41 УК обобоснованном риске, исключающем преступность деяния.
Состав преступления окончен тогда, когда действиядолжностного лица повлекли существенное нарушение прав и законных интересовграждан или организаций либо охраняемых законом интересов общест­ва илигосударства (см.  1). Наступившие последствия должны нахо­диться в причиннойсвязи с совершенными должностным лицом дейст­виями (бездействием). Признак«существенности» вреда — оценочное понятие, зависящее от обстоятельствконкретного дела.
С субъективнойстороны рассматриваемое преступление требует наличия умышленной вины и, крометого, корыстной или иной личной заинтересованности. Умышленная вина может бытьустановлена в том случае, когда должностное лицо сознает, что использует своислужеб­ные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что своимидействиями (бездействием) причиняет вред законным интересам граж­дан,организаций, обществу или государству, и желает либо сознательно допускаетпричинение такого вреда или относится к его наступлению безразлично. Зазлоупотребление своим служебным положением был осужден старший инспектор С,который под видом уплаты штрафа получил от задержанной гражданки Л. деньги иприсвоил их.
 «Иная личная заинтересованность» была установлена вдействиях директора магазина, допустившего злоупотребление служебным поло­жениемв пользу определенного лица исходя из дружественных с ним отношений.
В тех случаях, когда злоупотребление должностным положениемсовершается из корыстных побуждений, встает вопрос о разграничении этогосостава с присвоением или растратой чужого имущества, совер­шенных лицом сиспользованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 160). Различиезаключается в том, что при присвоении и растрате должностное лицо завладеваетчужим имуществом (в любой форме), обращая его в свою собственность илисобственность другого лица, а при злоупотреблении служебными полномочиями лицолишь получает имущественную выгоду. Как злоупотребление служебными полномо­чиямибыли квалифицированы действия губернатора П., который вмес­то того, чтобыиспользовать 21,7 млрд. руб., выделенных из федераль­ного бюджета на покупкузерна, поместил эти средства в Промышлен-но-купеческий банк, пайщиками которогобыли его родные, и выдал на льготных условиях крупные ссуды своим приближенным,использовав таким образом не по назначению более 19 млрд. руб.
Субъектом преступления является должностное лицо.
Квалифицирующим обстоятельством, предусмотренным в ч. 2 ст.285 УК, является совершение этого преступления лицом, занимаю­щимгосударственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равноглавой органа местного самоуправления.
В ч. 3 ст. 285 УК предусмотрено особо квалифицирующее обстоя­тельство— наступление тяжких последствий. В соответствии с разъяс­нением, данным в п.10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г., такими последствиями следует признать дезорганизацию работы соответствующего органа, причинениекрупно­го материального ущерба, причинение тяжкого вреда здоровью граждан идругие последствия, если они находятся в причинной связи с допу­щенным лицомзлоупотреблением своим служебным положением. Вер­ховный Суд СССР призналналичие тяжких последствий, выразивших­ся в том, что хотя крупная сумманезаконно перечисленных должност­ным лицом денежных средств и была затемвозвращена государству, но эти деньги надолго были изъяты из государственногофонда.
2. Превышение должностных полномочий
С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит всовершении должностным лицом действий, явно выходящих за преде­лы егополномочий и повлекших существенное нарушение прав и за­конных интересовграждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества илигосударства (ч. 1 ст. 286 УК).
Такоепреступление может быть совершено только путем активных действий. Дляустановления признаков преступления нужно прежде всего определить объемполномочий, предоставленных этому лицу по соответствующему положению,инструкции, уставу, приказу и т.п. Если полномочия лица не были превышены, нетсостава преступления. Пре­вышение должностных полномочий может иметь местотолько в тех случаях, когда действия лица связаны с осуществлением им своих обя­занностейпо службе, в противном случае лицо отвечает на общих осно­ваниях. Инспекторрайонного отделения милиции У., избивший потер­певшего, был осужден не задолжностное преступление, а за причинение вреда здоровью, так как дракапроизошла не в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, а на почвессоры, возникшей из личных взаимоотношений с потерпевшим.
Действиями,явно выходящими за пределы полномочий должностного лица, по разъяснению ПленумаВерховного Суда СССР от 30 марта 1990 г., являются: а) действия, относящиеся кполномочиям дру­гого должностного лица, должностного лица другого ведомства иликоллективного органа; б) действия, которые могут быть совершены этимдолжностным лицом, но при наличии определенных обстоя­тельств, например ссогласия вышестоящего начальника; в) действия, которые никто и ни при какихобстоятельствах не может совершить, например применение насилия к гражданину,пришедшему на прием к данному должностному лицу.
Признак явного превышения означает очевидность, бесспорностьи для самого должностного лица выхода совершаемых им действий за пределыпредоставленных полномочий.
Преступление окончено с момента наступления указанных взаконе последствий — существенного нарушения прав и законных интересов граждан,организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. На практикеэти последствия чаще всего состоят в причи­нении насилия гражданам, ущемленииих законных прав.
С субъективной стороны преступление предполагает только умыш­леннуювину, когда лицо сознает, что совершенные им действия явно, т.е. очевидно и длянего самого, выходят за пределы предоставленных ему полномочий, и желаетсовершить эти действия. Мотив преступ­ления для квалификации значения не имеет.Чаще всего практика сталкивается с ложно понятыми интересами службы,карьеризмом, но могут быть также мотивы мести, личной неприязни и другие по­буждения.
Субъектом преступления может быть только должностное лицо. Чаще всего такимсубъектом является представитель власти. По данным 1990 г., представители власти составили 70% всех осужденных за рассматриваемое преступление.Допущенное служащими частных охранных или детективных служб превышениеполномочий, предо­ставленных им соответствующей лицензией, влечет ответственностьпо ст. 203 УК, если такое превышение сопровождалось применением наси­лия илиугрозой его применения.
Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 286)является превышение должностных полномочий лицом, занимающим государ­ственнуюдолжность РФ, государственную должность субъекта Феде­рации, или главой органаместного самоуправления.
В ч. 3 ст. 286 УК в качестве особо квалифицирующихпредусматри­ваются три обстоятельства. Первое — превышение должностных пол­номочий,совершенное с применением насилия или с угрозой его при­менения. Такое насилиеможет выражаться в нанесении потерпевшему ударов, побоев, легкого или среднейтяжести вреда здоровью, в истяза­ниях, а равно в лишении его свободы. По ч. 3ст. 286 УК квалифициру­ется также угроза совершения таких действий, т.е.психическое наси­лие, примененное к потерпевшему. Если же насилие, примененноек потерпевшему, выразилось в умышленном причинении тяжкого вреда его здоровьюили умышленном убийстве, то такие действия должны квалифицироваться по совокупностисо ст. 111 или 105 УК.
Второе особо квалифицирующее обстоятельство заключается в при­менениидолжностным лицом оружия или специальных средств. За такое преступление былосужден работник милиции Е., который в на­рушение служебных полномочий,предоставленных ему Уставом пат­рульно-постовой службы милиции, применил оружиена проспекте, где было много людей. От произведенных выстрелов был убит Д. иранена проходившая мимо гражданка А. Под оружием следует понимать любое оружие— огнестрельное, холодное, метательное, пневматичес­кое, газовое. Специальнымисредствами являются резиновые палки, наручники, слезоточивые газы, водометы идр., которые применяются работниками правоохранительных органов.
В качестве третьего особо квалифицирующего обстоятельства вч. 3 ст. 286 УК указывается на причинение тяжких последствий. Такимипоследствиями могут быть особо крупный материальный ущерб или причинение иноготяжкого вреда, например причинение смерти по не­осторожности.

Задача № 1
Нигде не работающий Ильин«раздобыл» милицейскую форму и поддельное удостоверение оперуполномоченногоотдела по борьбе с экономической преступностью. Явившись в форме на квартирузам.директора фирмы по продаже недвижимости Нефедову и предъявив емуудостоверение, Ильин вызвал из соседней квартиры двух жильцов, заявив им, чтоони будут понятыми. Пользуясь неосведомленностью Нефедова и соседей, Ильинсказал, что протокол обыска будет оформлен потом, а пока он оставляет распискуоб изъятии «добытых преступным путем» ценностей (валюты на сумму 500 тыс.долл., телевизора, магнитофона и ценностей жены Нефедова), предложив последнемузавтра явиться в 1-е отделение милиции. Забрав и погрузив в машину «изъятое»,Ильин скрылся. Квалифицируйте содеянное.
Решение:
Статья 288 УК РФ –присвоение полномочий должностного лиц. Данная статья устанавливаетответственность за присвоение государственным служащим или служащим органаместного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочийдолжностного лица и совершение на этом основании таких действий, которыеповлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан илиорганизаций.
С объективной сторонысостав данного преступления материальный и может быть осуществлен толькоактивными действиями. Преступление заключается в присвоении полномочий должностноголица и совершении таких действий, которые может совершить только представительвласти или иное должностное лицо, и, кроме того, в причинении этими действиямисущественного вреда гражданам или организациям данном случае гр.Нефедову).Такое присвоение полномочий может выражаться в устном объявлении себядолжностным лицом, предъявлении подложных документов, использовании форменнойодежды и совершении на этом основании определенных действий ( в данном случаевсе эти признаки налицо).
Субъектом преступленияявляется любой государственный служащий или служащий органа местногосамоуправления, совершение описанных действий иными лицами не влечет уголовнойответственности по данной статье. Так что действия Ильина квалифицируются пост.159 УК РФ – мошенничество (хищение чужого имущества или приобретение правана чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Сущность этих способовсостоит  в том, что потерпевший сам передает мошеннику имущества или права нанего, полагая, что тот действует правомерно.
Обман может проявляться всообщении ложных сведений. А конкретные проявления обмана могут быть самымиразнообразными, в том числе выдача себя за должностное лицо.
А также использованиевиновным подложных документов охватывается составом мошенничества.
Мошенничество считаетсяоконченным с момента завладения чужим имуществом.
Субъектом мошенничествамогут быть вменяемые лица, достигшие 16 лет.
Субъективная сторонапредполагает наличие прямого умысла. Виновный сознает используемый им обман(Ильин), предвидит причинение имущественного ущерба потерпевшему и желаетобратить чужое имущество в свою пользу, получив его от самого потерпевшего.
Квалифицированнымпризнается мошенничество, совершенное …с причинением значительного ущербагражданину ч.2 п.г или ч.3 п. б – мошенничество, совершенное в крупном размере.
Задача № 2
Следователь прокуратурыЗ., расследовавший дело по факту обмана покупателей в магазине по продажепродуктов, допросив подозреваемого продавца С., который вину в этом отрицал,принял решение взять его под стражу и вынес об этом постановление, мотивируяэто тем, что С. Упорно не признает своей вины, хотя ему были хорошо известныпредусмотренные законом основания заключения под стражу. Прокурор района, вкотором работал З., не вникнув в материалы дела, санкционировал постановление иС. Был взят под стражу. Разрешите создавшуюся ситуацию.
Решение:
Действия следователяпрокуратуры З. квалифицируются по ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностнымиполномочиями.
Объективная сторонаданного преступления заключается в том, что должностное лицо незаконноиспользует свои служебные полномочия и предоставленные ему права и вследствиеэтого причиняет существенный вред гражданам, организациям, обществу,государству. Такое использование может быть осуществлено как путем действия,так и путем бездействия, которые связаны с осуществлением им своих прав иобязанностей по службе.
Совершенными вопрекиинтересам службы признаются такие действия, которые противоречат целям изадачам, возложенным на данный государственный или муниципальный орган.
С субъективной сторонырассматриваемое преступление требует наличия умышленной вины и, кроме того,корыстной или иной личной заинтересованности. Умышленная вина может бытьустановлена в том случае, когда должностное лицо сознает, что использует своислужебные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что своими действиями(бездействием) причиняет вред законным интересам граждан, и, желает либосознательно допускает причинение такого вреда или относится к его наступлениюбезразлично.
Субъектом преступленияявляется должностное лицо.
Квалифицирующимобстоятельством, предусмотренным в ч.2 ст.285 УК РФ, является совершение этогопреступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственнуюдолжность субъекта РФ, а  равно главой органа местного самоуправления.
В ч.3 ст.285 УК РФпредусмотрено особо квалифицирующее обстоятельство – наступление тяжкихпоследствий.  В соответствии с разъяснением, данным в п.10 постановленияПленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990г, такими последствиями следуетпризнать дезорганизацию работы соответствующего органа, причинение крупногоматериального ущерба, причинение тяжкого вреда здоровью граждан и другиепоследствия, если они находятся в причинной связи с допущенным лицомзлоупотреблением своим служебным положением.

Список использованнойлитературы:
1.Преступность и правонарушения. М.,1996.
2.Российское уголовное право.Особенная часть. Под ред. В.Н.Кудрявцева
3.УК РФ. 1997
3.Бюллетень ВС СССР 1981 № 6
4.Бюллетень ВС РС 1994 № 11
5.Бюллетень ВС СССР 1987 № 5
6.Бюллетень ВС РФ 1992 № 47.
7.Бюллетень ВС РФ 1995 № 4
8.Постановление Пленума ВС СССР от30.03.1990
9.Известия 1996 от 29 ноября
10.Российская газета 1993 от 13февраля.
11.Российская газета 1995 от 3августа
12. СЗ РФ 1995 № 35 ст.3506, 1996 №23 ст. 2750